Наказание за фальсификацию продуктов питания

Новости 23 января 2017 Г. 09:55

За производство и продажу поддельной пищевой продукции могут ввести уголовную ответственность. Роспотребнадзор подготовил поправки в Уголовный кодекс, усиливающие ответственность за фальсификацию продуктов. Максимальное наказание — два года исправительных работ. Эксперты обеспокоены: наказание грозит и тем продавцам, которые не знают, что им по фальшивым документам завезена подделка.
Роспотребнадзор предлагает дополнить УК РФ новой статьей 238.2 — «Производство в целях сбыта, ввоз на территорию РФ в целях сбыта либо реализация фальсифицированной пищевой продукции». Если подобное деяние совершено в крупном размере (то есть стоимость фальсификата в сумме превышает 500 тыс. рублей, но менее 1 млн рублей), виновным грозит штраф от 300 тыс. до 800 тыс. либо до года исправительных работ. Если деяние совершено группой лиц по предварительному сговору, сумма штрафа составит от 500 тыс. до 1 млн рублей, а максимальный срок исправительных работ увеличится до двух лет. За фальсификацию при организации питания в дошкольных и других образовательных организациях, медицинских организациях предложен штраф от 1 млн до 3 млн рублей либо до двух лет исправработ.
Фальсифицированные пищевые продукты, согласно закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов», — это «пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные или имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной».
В пресс-службе Роспотребнадзора пояснили, что по их законопроекту ответственность наступит только при наличии умысла в действиях производителей, импортеров или продавцов.
«Анализ статистики показывает, что фальсифицируют в основном молочные продукты. На их долю приходится около 80% уведомлений, чаще всего молочный жир заменяют более дешевыми растительными или тропическими маслами, — говорят в пресс-службе ведомства. — За восемь месяцев 2016 года в Роспотребнадзор поступило более 1700 уведомлений о выявлении фальсифицированной молочной продукции. 25% выявляется при организации питания в дошкольных и других образовательных организациях, медицинских, оздоровительных учреждениях, организациях социального обслуживания».
В 2014–2015 годах Роспотребнадзор провел более 60 тыс. проверок производителей молока и молочных продуктов. Исследовано более 600 тыс. проб молока и молочной продукции. Установленным требованиям по физико-химическим показателям (в том числе по показателям фальсификации) в 2015 году не соответствовало 6,4%, в 2014 году — 6,1%.
Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ рассказал, что фальсификация бывает двух типов. Иногда неверно указывают вид продукции — когда на упаковке написано «масло», а внутри маргарин. Иногда фальсифицируется состав продукта — вместо указанного на упаковке молочного жира используют пальмовое масло.
«Никто не утверждает, что пальмовое масло вредно для здоровья. Медики спорят об этом. Угрозы для здоровья потребителя при фальсификации может и не быть, но очевидно, что это обман, — говорит Петр Шелищ. — Речь идет о недобросовестной конкуренции. Это деформирует рынок, вытесняет добросовестных изготовителей. Хочется, чтобы появились инструменты, которые напугают фальсификаторов. Принятие данного законопроекта может дать такой инструмент».
Вице-президент «Опоры России» Владлен Максимов рассказал, что эта организация, в общем, поддерживает введение уголовной ответственности за фальсификацию. Но есть сомнение, нужна ли ответственность для продавцов.
«Торговля не может проверять товар и определять, фальсификат это или нет. Например, красная икра подделывается тотально. Экспертиза здесь очень дорогая и требует времени. И это только по одному типу продукции. Никто из продавцов с этим связываться не будет, — полагает Владлен Максимов. — В Роспотребнадзоре объяснили, что уголовная ответственность наступит только при наличии умысла, но это надо обязательно четко прописать. Надзорное ведомство ничего плохого не хочет, но непонятно, как закон после его принятия будет трактоваться на местах».
Сегодня за обман потребителей Кодекс об административных правонарушениях предусматривает лишь штраф — для юрлиц до 1 млн рублей (ст. 14.7).
Источник: «Известия»

8139 просмотров

Роспотребнадзор подготовил законопроект1, предусматривающий введение уголовной ответственности за фальсификацию продуктов питания. В ближайшее время он будет внесен правительством на рассмотрение в Госдуму. Об этом рассказала на состоявшейся вчера пресс-конференции начальник Правового управления Роспотребнадзора Наталья Андрияшина. «Мы предлагаем дополнить Уголовный кодекс новой статьей, согласно которой за производство, ввоз на территорию страны или реализации фальсифицированной пищевой продукции участники процесса должны нести уголовную ответственность,» – отметила представитель ведомства.

Напомним, что согласно действующему законодательству к фальсифицированным пищевым продуктам относятся пищевые продукты, материалы или изделия, умышленно поддельные или имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостаточной (абз. 16 ст. 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»). Вместе с тем на сегодняшний день в КоАП предусмотрена ответственность не за фальсификацию продуктов питания, а за обман потребителей. В частности, в ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ закреплена ответственность за введение покупателей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара в виде максимального штрафа для юрлиц в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. То есть норма носит общий характер для всех товаров, в то время как разработчики законопроекта предлагают регламентировать более жесткую ответственность именно за фальсификацию пищевых продуктов, которая может нанести существенный вред здоровью граждан. При этом, за совершение нарушения при организации питания в дошкольных и других образовательных организациях, медицинских и оздоровительных учреждениях и организациях социального обслуживания наказание предлагается сделать строже. Например, наказывать штрафом в размере от 1 млн до 3 млн руб.

Как субъекту малого и среднего предпринимательства заменить административный штраф, назначенный за обман потребителей, предупреждением? Узнайте из «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Однако, по словам Натальи Андрияшиной, несмотря на социальную значимость законопроекта, в адрес ведомства поступают в том числе и отрицательные отзывы. Так, Минэкономразвития России считает, что фальсифицированная продукция, произведенная или ввезенная на территорию Российской Федерации часто не может быть выявлена. Например, при приемке товара предприниматель сам не может распознать фальсифицированный продукт. Тем более, когда поставщик предоставляет надлежащим образом оформленные и предусмотренные законодательством документы, подтверждающие безопасность, качество и соответствие продукции требованиям технических регламентов, отмечается в заключении министерства к законопроекту. Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, включение действий по реализации фальсифицированной пищевой продукции в состав уголовного преступления будет являться обоснованным только при наличии умысла в действиях лиц, осуществляющих реализацию этой пищевой продукции.

Инициативу Роспотребнадзора поддержал заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Роман Семенов. Он отметил, что фальсификация продуктов сегодня приводит к нарушению в том числе антимонопольного законодательства. «Это вытесняет добросовестных изготовителей», – считает он. Речь идет о том, что при организации питания в дошкольных и других образовательных организациях главным критерием оценки соответствующих заявок при организации закупок является цена, а не качество продукта. В результате торги выигрывают специализированные организации, которые вынужденны экономить на сырье, чтобы «уложиться» в сумму, отметил эксперт.

Основными механизмами, с помощью которых эксперты считают возможным исправить ситуацию, являются точечные меры по борьбе с нарушителями и повышение эффективности уже существующих норм. Исполнительный директор «Ассоциации переработчиков по противодействию фальсификации молочной продукции» Александра Бражко предложил закрепить в КоАП РФ норму, согласно которой сумма штрафа за обман потребителя будет зачисляться не только в бюджет государства (ст. 46 Бюджетного кодекса РФ), но в равной мере и заявителю. «В таком случае мы упростим работы контрольно-надзорных органов – заинтересованные граждане будут сами выявлять и сообщать в уполномоченные ведомства о фальсификаторах», – считает эксперт.

Еще одну меру по борьбе с нарушителями предложила заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт. По ее мнению, необходимо запустить кампанию по маркировке продуктов питания, которая бы позволила проследить за тем, на каком предприятии производится продукт, из чего состоит и куда его отгружают.

Отметим, что в конце прошлого года был принят закон, согласно которому начиная с 2019 года Правительство РФ будет вправе устанавливать дополнительный обязательный реквизит кассового чека или бланка строгой отчетности – «код товара», позволяющий идентифицировать товар или код товарной номенклатуры (п. 5 ст. 4.7 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»).

О контрафакте сейчас знает практически каждый. Этот вид товара отличие от фальсификата имеет в низком качестве, изготовляется на высоком уровне, чтобы под видом известного бренда продать за хорошую цену.

Официальный владелец товарного имени из-за подобных махинаций получает убытки, в итоге выпуск новой продукции усложняется.

Отличие от фальсификата

В современной литературе и юридических толкованиях понятия «контрафактная» и «фальсифицированная продукция» употребляют параллельно, часто воспринимаются как синонимы.

С правовой точки зрения они не тождественны. Разграничение употребляется только в Законе РФ «Об обращении лекарственных средств»: фальсифицированное медицинское средство — лекарственный препарат, сопровождаемый ложной информацией о его производителе и (или) составе (п. 37 ст. 4) и контрафактное медицинское средство — лекарственный препарат, находящийся с нарушением гражданского законодательства в обороте (п. 39 ст.4).

Соотношение явлений «контрафактная продукция» и «фальсифицированная» отмечает, что в первом случае товар всегда является фальсифицированным, а фальсифицированный с соответствующей представленной о нем информацией, с измененным заведомо составом, может не считаться контрафактным.

Исходя из юридической практики делается вывод, что продукция «контрафактная» и «фальсифицированная» – разные правовые категории.

Согласно с п. 37, п. 39 ст. 4 закона «Об обращении лекарственных средств», фальсифицированным может быть и тот товар, который выпущен самим правообладателем и введен без нарушения его исключительных прав в гражданский оборот.

Виды контрафакта

Понятие контрафакта многогранно, поэтому юристы разделяют его на несколько категорий:

  1. Употребление товарного знака или фирменного наименования, практически идентичного с обозначением одной из популярных марок. Этот вид контрафакта предполагает изменение в названии 1-2 буквы (например, вместо Salamander пишут Salamandder), из-за незнания или невнимательности и приобретают продукт, полагая, что это оригинал.
  2. Копирование чужого логотипа, не внося в него внешних изменений. В такой форме контрафакт встречается реже, чем остальные, так как правонарушение в данном случае явное, а значит, привлечение распространителя к ответственности состоится гораздо быстрее.
  3. «Пиратство» — распространение и продажа копий художественных, музыкальных, литературных произведений без согласия правообладателя. К этому списку относится безвозмездный контрафакт — распространение в сети Интернет таких произведений.
  4. Использование изобретений и любых разработок, права на которые имеют другие лица.

Проблема на мировом уровне

Проблема распространения контрафактной продукции и защиты интеллектуальных прав затронута не только в странах СНГ.

Несколько лет назад в Китае, как центре наиболее распространенной преступности в сфере подделок было подписано международное торговое соглашение в борьбе с контрафактом – с коротким аббревиатурой ACTA. Но в Европе сторонников не нашлось.

Европарламент не устраивает положение, в котором на данный момент в 2020 году существует антипиратское соглашение.

Активное участие в формировании законодательства и поддержании его приняло Правительство США, Австралии, Японии, Канады, Южной Кореи, Новой Зеландии, Марокко, Сингапура, а также ряда других стран-ведущими экспортерами на мировой арене.

Эти страны уже применяют жесткие штрафные санкции на последствия изготовления и распространения контрафакта.

Узаконивание нормативных актов действует прогрессивно, а вот реализация их не всегда полноценна. Члены Совета Федерации не раз направляли в Госдуму поправки к ст.14.10 КоАП РФ.

Если следовать законодательной инициативе, наказание предпринимателей за реализацию контрафакта должно быть существенно выше.

Ответственность

Предусмотрена ответственность законодательством РФ за изготовление и реализацию контрафактной продукции. Деяние влечет за собой административную, гражданскую и уголовную ответственность.

Законом допускается, что за одно и то же правонарушение возможно привлечение сразу к нескольким ответственностям.

Административное законодательство

Деяния относительно нарушения прав собственности затрагиваются КоАП РФ №7.12, объясняющим нарушение авторских и смежных прав, патентных и изобретательских прав, №4.5 Давность привлечения к административной ответственности, №14.10 использование товарного знака незаконно, №32.4 Исполнение постановления о возмездной конфискации вещи или изъятии, явившемся предметом административного правонарушения или орудием совершения, №28.7 Административное расследование.

При наличии явных доказательств правонарушителю выдвигаются обвинения по указанным статьям, под наказание попадают генеральный директор и доверенное лицо.

Исходя из ряда факторов (количества товара, качество, сроков производства и оборотов) насчитывается штраф.

Гражданско-правовая ответственность

После решения суда, контрафактная продукция, установленная должным образом, изымается и за счет правонарушителя уничтожается.

Распространитель контрафакта по выбору правообладателя должен возместить убытки, либо выплатить компенсацию в указанной в судовом сумме.

Помимо этого за нарушение исключительных авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности и на производства индивидуализации юридическое лицо может быть ликвидировано, а индивидуальное предпринимательство прекращается (статья 1253 ГК РФ).

Уголовный кодекс

Законопроект, предусматривающий извлеченный доход в крупном размере или же наличие крупного ущерба, подразумевающего сумму, превышающую 250000 рублей влечет за собой привлечение уголовной ответственности.

Если совершенное деяние по отношению к собственности причинило крупный ущерб, то начинает действовать криминальный кодекс.

Продажа контрафактной продукции, статьи УК РФ:

  1. Статья 146 УК РФ – относительно смежных прав и частной собственности.
  2. Статья 147 УК РФ – относительно патентных прав.
  3. Статья 180 УК РФ – незаконное использование товарных знаков.

Чтобы не стать нарушителем

Соответственно предприниматель либо организация, осуществляющая в розницу продажу продукцию с именитыми товарными знаками, должна проявлять осторожность при закупке.

По отношению к продавцу от поставщика должна податься такая документация:

  1. Копия заверенного договора, который закрепляет право на использование в отношении соответствующих товаров товарного знака (согласно ст. ст. 22, 26 Закона о товарных знаках). Договор заключается как с поставщиком, так и с изготовителем (если не является изготовителем товара поставщик).
  2. Копия сертификата соответствия на продукцию, заверяется в установленном порядке. Напрямую данный документ не имеет к праву на применение товарного знака отношения, но подтверждает косвенно законность происхождения продукции.
  3. Согласно установленному образу оформленные документы поставки соответствующих товаров (накладные, договор поставки, счета-фактуры и т.д.).

Договор поставки должен включать положение, которое гарантирует поставщиком законность происхождения продукции, правомерность использования на ней товарного знака, а также договор о возмещении покупателем в полном объеме убытков и издержек, которые возможны в виде претензий контролирующих органов по отношению к поставленным товарам.

Особенно проверяются «легкоподдельные» товары, поэтому наказание за продажу контрафактного алкоголя или сигарет чаще всего несут недобросовестные поставщики.

Ответственность за продажу контрафактной продукции, а также их сбыт прописаны в ст. 14.10 КоАП РФ, где предусмотрены значительные административные штрафы с параллельной конфискацией товаров, которые содержат воспроизведение товарной марки.

Выступает при этом субъектом ответственности независимо от признаков вины может как индивидуальный предприниматель, компания, на которую оформлен имеющийся объект розничной торговли (склад, магазин, торговая точка), так и должностные лица физического лица – руководитель торговой компании, заведующий магазином, финансовый директор и т.д.

На практике часто случались ситуации, когда продавец, заказывая у своего поставщика товар, о его контрафактности не предполагает, на самом товаре при этом явные признаки контрафактности отсутствуют. Тогда появляется вопрос об ответственности продавца после выявления правонарушения.

При рассмотрении конкретного дела учитываются императивные положения действующего в 2020 году законодательства, которые устанавливают для привлечения к ответственности необходимые условия.

Так, согласно п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ является административным правонарушением виновное, противоправное действие (бездействие) юридического или физического лица, за которое устанавливается административная ответственность КоАП РФ или другими законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Согласно с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ является в совершении административного правонарушения виновным юридическое лицо, если установлено, что у него была возможность для соблюдения норм и правил относительно торговли контрафактом, ответственность за нарушение этих норм несется согласно КоАП РФ или другим федеративными законам, если не были приняты данным лицом все возможные от него меры по соблюдению.

Штрафы

За изготовление продукции, содержащей незаконное копирование чужого товарного знака, наименования места происхождения товара или знака обслуживания или сходных с ними обозначений, как граждане, так и физические лица заплатят штраф.

Для штрафа устанавливается стоимость контрафактного товара, при этом сумма не должна быть меньше 2-х тысяч рублей. В каждом случае товар изымается без права на занятие предпринимательской деятельностью.

Если следовать новой редакции: за обвешивание в продаже контрафактного товара, обсчет, подлог и введение в заблуждение потребителей предусмотрена ответственность от 5 тысяч рублей для граждан РФ, от 15 тысяч рублей для лиц при должности, и от 30 до 50 тысяч рублей для юридических лиц.

Были приняты высокие штрафы для ужесточения административной ответственности за изготовление и торговлю контрафактными товарами.

Создание и реализация контрафактного товара, а также любое подобное нарушение относительно исключительных прав на итоги интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации в занятии предпринимательской деятельностью является веским основанием для привлечения к административной или криминальной ответственности нарушителя.

Это касается и отсутствия вины в действиях нарушителя. На данный момент ведется активная борьба с контрафактной преступностью, несмотря на искусный и оригинальный повтор известной продукции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *