Налог и налогообложение

Содержание

Все основные вехи развития и возникновения налогов в России: от налогообложения в допетровскую эпоху (IX—XVII вв.), налоговых реформ Петра I и изменений в актах законодательства в дореволюционной России до налогов эпохи «военного коммунизма», НЭПа в 1922—1929 гг., налоговых реформ в СССР и становления современной налоговой системы России, в кратком изложении.

1. История возникновения и развития налогов и налогообложения в дореволюционной России

К изучению истории налогообложения в России обращались такие известные дореволюционные историки, как Д.И. Иловайский, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, И.Г. Прыжов, В.Н. Татищев и др., а также маститые экономисты: Э.Я. Бретель, И.Я. Горлов, В.П. Дьяченко, П.И. Лященко, И.Х. Озеров, В.Н. Твердохлебов и др.

Среди юристов в той или иной мере указанные вопросы исследовали С.В. Зaвaдcкий, Б.П. Распопов, Г.Ф. Шершеневич, А.Ф. Кисляковский, Ф.В. Тарановский и др. Кроме того, из дошедших до нас дореволюционных книг по праву хронологически самой ранней является изданный в Киеве в 1624 г. сборник церковного права «Номоканон», который содержит среди прочего положения об обязательных платежах в пользу церквей.

📌 Реклама Отключить

1.2. Налогообложение в допетровскую эпоху (IX—XVII вв.)

В древнеславянском государстве (конец IX в.) основным источником доходов казны стала дань — прямой налог (подать), собираемый с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Oлeга(? — 912). При этом древние летописи именуют «данью» военную контрибуцию.

По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань перестала быть контрибуцией и превратилась в подать. Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, рало или плуг (известное количество пашни). Обложение «по дыму» известно с давних времен.

📌 Реклама Отключить

При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVII в. (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье — до начала XX в. Дань платили предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами — «по шлягу от рала» (под ралом понималась единица обложения — плуг или соха, а шляг — арабские монеты, платежное средство того времени на Руси).

Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась система привоза дани князю (великому князю), а под «полюдьем» — система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины (полюдье), позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор. Дань как прямая подать существовала в XI—XII вв. и первой половине XIII в.

📌 Реклама Отключить

Во времена Золотой Орды (1243—1480) появились различного рода подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог непосредственно монгольскому хану; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др.

В XIII в. дань взималась в пользу ханов Золотой Орды ( выход ордынский), платили ее князья начиная с Ярослава Всеволодовича (1191—1246), в 1236—1238 гг. княжил в Киеве, с 1238 г. — великий князь Bлaдимиpский) более 200 лет. В 1257 г. для сбора дани татарскими численниками были проведены первые переписи населения (Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородских земель). Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.

📌 Реклама Отключить

В XIV—XV вв. помимо ордынской дани со свободного населения взималась дань, которая направлялась прямо в княжескую казну — в виде натуральных сборов. При Иоанне III (1440—1505, великий князь Московский с 1462 г.) в 1480 г. уплата выхода была прекращена. Хотя в договорных и духовных грамотах и после 1480 г. встречаются упоминания о выходе ордынском, но эти средства шли на содержание татарских царевичей, живших в России. Кроме того, Иоанн III закрепил исключительное право казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво — медовая дань. В XV—XVI вв. существовала пошлина за право продажи алкогольных напитков — яеуся.

К XIV в. в московском государстве сложилась система кормлений — предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю (князю). Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны).

📌 Реклама Отключить

Обжалование действий назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) великому князю (князю). Кормленщик получал доходный список, «как ему корм и всякия пошлины сбирать», а населению предоставлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Сборы приурочивались к определенному времени — сбору урожая.

С конца X в. взималась дорожная пошлина (сначала в пользу Золотой Орды, затем — князей и монастырей). Взималась в виде мыта (на перевозимые товары), годовщины (с торговых людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные дорожные пошлины были отменены только в 1654 г., а мостовщина и перевоз — в 1753 г.

В феодальный период (XIII—XIV вв.), кроме указанных видов налогообложения, появились судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др. Гостиная пошлина взималась за право иметь склады, торговая — за право устраивать рынки. Судебная пошлина » вира» взималась за убийство, пошлина » продажа» — за другие преступления. К началу XVII в. данью или данными деньгами стали называть целую группу налогов (кроме дани — прямой государственной подати), взимавшихся с черносошных крестьян и посадских людей.

📌 Реклама Отключить

Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимались в денежной форме. В военное время вводили чрезвычайные налоги: пищальные деньги предназначались на покупку огнестрельного оружия, емчужные — на изготовление пороха, полоняничные взимались для выкупа полоняников — людей, захваченных в плен татарами и турками, совершавшими частые набеги на южные территории. В 1679 г. полоняничные деньги вошли в состав стрелецких денег, представлявших собой налог на содержание стрелецкого войска.

При Иоанне IV Грозном (1530—1584) в 1555 г. установлен сбор четвертовых денег (денег из чети), представлявших собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностных лиц. Сбор их осуществляли чети — центральные государственные учреждения (XVI—XVII вв.), ведавшие сбором разного вида податей (оборонные, стрелецкие, ямские, полоняничные деньги, таможенные и кабацкие пошлины). К XVII в. функционировало шесть четей: Bлaдимиpская, Галицкая, Костромская, Нижегородская, Устюгская и Новая.

📌 Реклама Отключить

Еще во времена Золотой Орды появился термин «пошлинные люди», означавший знатных лиц, которые брали на откуп дань ханам. При Иоанне IV пошлинные люди состояли при наместниках и собирали с городов и окружных жителей разного рода пошлины, это аналог западноевропейских откупщиков.

С 1556 г. проводились реформы государственного и местного управления, были ликвидированы кормления (система содержания должностных лиц за счет местного населения), упразднена власть наместников и волостелей, вместо них учреждены губные и земские учреждения.

В период царствования Михаила Фeдopoвича (1596—1645, царь с 1613 г., первый царь из рода Poмaнoвых) взимание податей стало основываться на писцовых книгах. Служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадским тяглом. Под термином «тягло» порой понимались все виды прямых налогов.

📌 Реклама Отключить

Тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость как совокупность хозяйств. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворцовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. эти привилегии стали подвергаться ограничениям.

В XV—XVI вв. (период становления централизованного государства) распространение получила подать, поступавшая в казну Московского князя (впоследствии — царя), взимавшаяся в качестве посошного обложения. Данный вид налогообложения получил свое название от «сохи».

Соха — единица обложения в Московском государстве с XIII в. до середины XVII в., когда соха стала заменяться новой податной единицей — «живущей четвертью». В различные периоды на отдельных территориях значение сохи неоднократно менялось.

📌 Реклама Отключить

1.3. Налоговая реформа Петра I (XVIII в.)

Для покрытия дополнительных расходов Петр Великий ввел чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Вводятся прибыльщики — чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли», придумывать новые виды податей. По инициативе прибыльщиков были введены: подушная подать; гербовый сбор; налоги с постоялых дворов; налоги с пеней; налоги с плавных судов; налоги с арбузов; налоги с орехов; налоги с продажи съестного; налоги с найма домов; ледокольный налог и др.

В ходе реформы подворное налогообложение было заменено подушной податью, введены новые виды налогообложения — горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, знаменитый налог на бороды. Реформирована организационная система сбора налогов: финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получила система взимания налогов через откупщиков.

📌 Реклама Отключить

Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.

1.4. Налоговые реформы первой половины XIX — начала XX в.

При Александре I (1777—1825, император с 1801 г.) изменения в акты законодательства вносились в части следующих фискальных сборов и налогов: оброчный сбор; гильдейский сбор; пошлина с наследств; горная подать; гербовый сбор; питейный сбор.

Вводились новые обязательные платежи, например процентный сбор с доходов от недвижимого имущества; кибиточная подать; попудный сбор с меди.

Существенному пересмотру подвергалась система земских денежных и натуральных повинностей. Была реформирована система организации сбора налогов.

📌 Реклама Отключить

В связи с проведением крестьянской реформы 1861 г. была изменена система сбора промыслового налога, введено налогообложение земли, введены подомовый налог, земские налоги и сборы. Указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменены акцизными сборами со спиртных напитков ( винным акцизом).

Важнейшими источниками государственной казны стали: подушный налог; питейный и таможенный сборы; соляной налог (в 1862 г. введен акциз на соль); акциз на дрожжи (введен в 1866 г.); акциз на керосин (введен в 1872 г.); акциз на табак.

2.1. Налоги Советской России в эпоху «военного коммунизма», налоговая система во время нэпа в 1922—1929 гг.

Основными источниками доходов бюджета в первые годы советской власти были эмиссия бумажных денег и контрибуции, т.е. принудительные денежные или натуральные поборы. 📌 Реклама Отключить

8 ноября (26 октября) 1917 г. в составе наркоматов учрежден Народный комиссариат финансов (Наркомфин) — центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности или отдельной отраслью народного хозяйства.

Одним из первых изменений налогового законодательства после Октябрьской революции стало принятие Декрета Совета Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. «О взимании прямых налогов», устанавливавший налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов». Декретом предусматривались твердые сроки уплаты налога и санкции за просрочку платежей или уклонение от уплаты «вплоть до расстрела».

В условиях диктатуры пролетариата налогообложение и налоговое право стали средством классовой борьбы. Так, Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и СНКот 30 октября 1918 г. введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог с целью «изъять у паразитических и контрреволюционных элементов денежные средства и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и оборону страны».

📌 Реклама Отключить

Взимался этот налог по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем — по плательщикам. Согласно декрету эта раскладка должна была «производиться таким образом, чтобы всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян». Городская и деревенская беднота полностью от уплаты налога освобождалась. Впрочем, экономический и политический эффект налога был невелик — вместо 10 было собрано около 1,5 млрд. руб.

Главным источником доходов местных бюджетов в этот период стал разовый сбор за торговлю, первоначально установленный Положением о денежных средствах и расходах местных Советов от 3 декабря 1918 г. На основании принятых в 1919, 1921 и 1922 гг. декретов об изменении перечня местных налогов и сборов местным Советам предоставлялось право взимать в городских поселениях местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих не облагаемую промысловым налогом продажу товаров вразнос или вразвоз, а также сбор за продажу скота на рынке.

📌 Реклама Отключить

Новая экономическая политика (НЭП) начала осуществляться в 1921 г. В число основных мероприятий нэпа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; замена натуральной заработной платы денежной.

Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы, повторившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России. В этот период снова взимались: промысловый налог; подворный налог; военный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор.

Вместе с тем были введены новые налоги: единый натуральный; сельскохозяйственный; подоходно-поимущественный; налог на сверхприбыль; сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

📌 Реклама Отключить

Кроме того, введен ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог.

2.2. Налоговая реформа 1930—1932 гг.

В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа. В ходе этой реформыбыла полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах — налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения, а значительное их число отменено.

Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии. В результате налоги и налогообложения во многом утратили значение для бюджета.

📌 Реклама Отключить

2.3. Изменения в налоговом законодательстве СССР в 1941—1965 гг.

Во время войны действовала система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий, установленная в предвоенный период. Но в связи с дополнительными потребностями бюджета указами Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. и 8 июля 1944 г. введены новые налоги и сборы с населения: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР; военный налог; сбор с владельцев скота; сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак.

Самый экзотический из применявшихся в СССР налогов — на холостяков, одиноких и малосемейных граждан — был введен с целью мобилизации дополнительных средств на оказание помощи многодетным матерям. Он был призван способствовать росту населения страны. Этот налог не имеет аналогов в истории и, кроме СССР, был установлен только в Монголии. Изначально налог вводился как временный, но просуществовал до начала 1990-х годов.

📌 Реклама Отключить

Впоследствии в акты налогового законодательства были внесены существенные изменения в части подоходного и поимущественного налогообложения физических лиц; сельскохозяйственного налога; единой государственной пошлины; сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительства; налога с доходов от демонстрации кинофильмов и др.

Кстати, налогообложение киноиндустрии впервые было введено еще в царской России. Таков был результат бурного успеха первого российского полнометражного фильма «Осада Севастополя». Картина была показана членам императорской семьи и произвела столь внушительное впечатление, что император вечером того же дня повелел обложить «синематограф» налогом.

В послевоенный период происходило постепенное замещение налогообложения неналоговыми источниками пополнения бюджета. Главным из них было перераспределение основной части доходов государственных предприятий и организаций. Но одновременно они уплачивали налог с оборота, поступления от которого составили, например, в 1954 г. до 40% доходной части бюджета СССР.

📌 Реклама Отключить

Кроме того, определенные особенности налогово-правового статуса имели колхозы. Например, неуплаченные ими суммы налогов могли взыскиваться только через народный суд. Взыскание же задолженности с предприятий и организаций финансовые органы осуществляли во внесудебном порядке. В литературе это объяснялось различной природой финансовых ресурсов (форм собственности). Ведь ресурсы организаций и предприятий были всенародной собственностью, а колхозов — групповой, колхозно-кооперативной.

В 1960-е годы существенный поворот «вокруг собственной оси» произошел в сфере налоговой идеологии. По инициативе Н.С. Хрущева была предпринята попытка осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с «неминуемым построением коммунизма». В первую очередь было намечено снизить вплоть до полной отмены налоги с заработной платы трудящихся. Для этого был принят специальный законодательный акт — Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих».

📌 Реклама Отключить

2.4. Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг.

В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986 г. граждане до начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью обязаны были получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполкома Совета народных депутатов по постоянному месту жительства. Виды деятельности, на которые мог быть приобретен патент, и размеры ежегодной платы за него устанавливали советы министров союзных республик. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина.

📌 Реклама Отключить

Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

Кроме того, с принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» началась реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Формировалась правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. Основными законодательными актами в этой сфере стали:

а) Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР»;

📌 Реклама Отключить

б) постановления Совета Министров СССР:

  • «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран — членов СЭВ» от 13 января 1987 г.;
  • «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран»;

в) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР совместных предприятий»;

г) постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. установлен налог с владельцев транспортных средств. В последующие годы издан целый ряд законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Этот Закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт.

📌 Реклама Отключить

Были внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан (физических лиц). В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» установлены самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и представить в ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного налога с граждан.

В 1991 г. налогообложение и налоговое законодательство использовалось бывшими союзными республиками в политических целях, которые принимали собственные налоги. Например, на территории России был введен особый «суверенный» режим налогообложения: Верховный Совет РСФСР принял Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало кампанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет».

📌 Реклама Отключить

В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 г. — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. — Федеральная налоговая служба). Кроме того, в 1991 г. указом Президента СССР в нашей стране впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.

2.5. Становление налоговой системы современной России

Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991 г.

Законами Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др.

📌 Реклама Отключить

Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.

Кроме того, в 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения — Федеральную службу налоговой полиции России.

В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации, процесс его кодификации: принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 г. о соответствующих налогах.

В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.

📌 Реклама Отключить

В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры федеральных органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной Федеральной налоговой службой, деятельность которой курирует Минфин России.

Что появилось раньше – государство или налоги? На эту тему можно спорить также долго и безрезультатно, как и на тему, что появилось раньше – курица или яйцо. Идеолог марксистской теории Ф.Энгельс проводил прямую параллель между возникновением государства как общественной формации и налогообложением. Но время показало, что этот тезис не так однозначен, как кажется на первый взгляд. Общеизвестно, что налоги необходимы для того, чтобы государство могло оплачивать т.н. «общие» расходы. Но если обратить взгляд в историю, выяснится, что вначале были совершенно другие способы наполнения государственной казны. Главным источником прибыли для древних самодержцев были трофеи, добытые в результате захватнических войн. Следующим способом стали доходы от доменов – государственной земли, которой распоряжался правитель, отправляя все заработанные средства на покрытие государственных нужд. Но назвать такой способ управления «государственным» в полной мере нельзя – больше это напоминало доходы военачальника или помещика.

Первые налоги в истории

Первым по-настоящему централизованным государственным способом сбора средств стали так назывемые регалии (от латинского regalis – царский). Отдельные сферы жизни были объявлены государственными. Так появились:

  • сборы за право проезда на определенные территории (позже трансформировавшиеся в таможенные);
  • налоги на ветер для владельцев ветряных мельниц;
  • судебные регалии;
  • монетные регалии.

Помимо этого, многие правители объявили, что все клады, найденные на подконтрольной им территории, являются государственной собственностью. Как мы помним из истории, Петр I назначил подать на дубовые гробы и азартные игры. Еще одним постоянным источником пополнения государственной казны оставался сбор на доходы от использования земель и промышленных предприятий.

Как появились настоящие налоги

Еще в Библии есть упоминания о налогообложении. В одной из ее глав описывается, как к апостолу Петру подошли мытари с вопросом, будет ли Иисус платить налог. Христос, узнав от своего ученика, что с него требуют налог, сказал: «Цари земные собирают налоги с чужих, ибо свои свободны». Суть этого библейского посыла сводится к тому, что в древности налоги были одним из признаков рабства, а свободные граждане не обязаны были их платить. Правители, обязывающие свободных людей к уплате налогов, объявлялись тиранами (например, Император Диоклетиан). В средние века налог королю положено было платить лишь в трех случаях:

  • если король попадал в плен и за него требовали выкуп;
  • когда сын короля принимал посвящение в рыцари;
  • когда королевская дочь выходила замуж.

Таким образом, эти подати по сути являлись помощью в решении личных проблем королевской семьи и не касались государственных вопросов. Примечательно, что история возникновения парламентаризма непосредственно связана с попыткой английского короля ввести новые налоги.

Адам Смит и его теория налогообложения

Более четкое определение того, что такое налог, сформировалось 200 лет назад, и основы его заложил экономист и философ из Шотландии Адам Смит. Его основополагающим тезисом стало провозглашение налога признаком свободы человека, а не рабства, как принято было считать раньше. В своей «Хартии вольностей налогоплательщиков» Смит выделил четыре основных идеи, не утративших своей актуальности и до наших дней:

  • государство охраняет своих граждан, давая им возможность беспрепятственно получать доходы, а граждане обязаны участвовать в пополнении государственной казны сообразно с количеством этих доходов;
  • налог должен быть фиксированным, а не произвольным. Время, размер и способ платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;
  • налоги нужно взимать способом, наиболее удобным для налогоплательщика. К примеру, у аграриев – осенью, после сбора урожая;
  • сбор налогов должен осуществляться наиболее дешевыми способами, чтобы до государственной казны доходили максимальные суммы.

Положение дел в сфере налогообложения очень емко выразил одной фразой Бенджамин Франклин: «Человек не сможет избежать в жизни только двух вещей: смерти и уплаты налогов». Нужно понимать, что налоги – это не просто деньги, которое у нас отнимает государство. Это, с одной стороны, наш добровольный взнос за то, что мы находимся под его охраной, а с другой – плата за право в любой момент потребовать от государства выполнения своих обязанностей перед нами. Зная, что такое налоги, и откуда они появились, можно со знанием дела рассмотреть, чем они являются в современном мире.

Налоги как основной источник пополнения государственной казны

В п. 1 Налогового кодекса Российской Федерации дается определение: «Налог – это обязательный безвозмездный индивидуальный платеж, который взимается с физических лиц, организаций в виде отчуждения принадлежащих им денежных средств, с целью обеспечения деятельности государственных и (или) муниципальных образований». Давайте попробуем разобраться подробнее: Итак, налог является обязательным платежом, как сказано в определении. Конституция РФ в ст. 57 повторяет этот тезис: «Каждый гражданин обязан выплачивать законные налоги и сборы». Под обязательностью налога подразумевается, что государство устанавливает его размер в одностороннем порядке. Никаких договоров с гражданами и организациями государство не заключает: парламент устанавливает законы, а все лица должны подчиняться его решению. Единственное, что может сделать недовольный налогоплательщик – на следующих выборах проголосовать за других парламентариев. Тезис о безвозмездности налога подразумевает, что отдав определенную сумму, гражданин не получает конкретных материальных или моральных благ, компенсаций и т.п., за исключением, разве что, чистой совести. Государство же, со своей стороны, не обязано что-либо дать конкретному гражданину, какой бы крупной ни была сумма уплаченного налога. Стоит отметить, что не существует только «индивидуальной» безвозмездности со стороны государства, общая возмездность в форме защиты от преступности, системы образования, медицинского обслуживания, общественного транспорта и т.д. государством гарантируется.

В современной России налоговые поступления – это 80% бюджета

В РФ налогоплательщиками являются все организации, совершеннолетние граждане и часть несовершеннолетних (к примеру, дети-владельцы недвижимости). Помимо налогов, в каждом государстве вводятся некоторые виды обязательных выплат:

  • сборы – это платежи, которые вносятся в уплату совершения государством каких-либо действий в отношении плательщика (консульские, визовые сборы и т.п.);
  • пошлины – это сборы, которые взимаются в случае обращения гражданина к должностному лицу либо в соответствующий орган с просьбой совершить какое-то значимое действие: зарегистрировать брак, оформить право на недвижимое имущество, подать иск в суд.

Получается, что у пошлины и сбора есть индивидуальная возмездность, в отличие от налога. Итак, на основе полученных сведений мы можем сформулировать свое определение, что такое налог, и какие преимущества он дает каждому из нас. Налог – это не то, что государство пытается у нас отобрать, и не то, что осложняет нашу жизнь. Это определенная выплата, которая должна соответствовать всем признакам, установленным в законе. Если она не соответствует необходимым признакам, мы имеем дело не с налогом.

Суть и структура налоговой системы

Каждое государство, любая государственная структура нуждается в финансировании. Финансы (денежные средства) необходимы не только для содержания самого государственного аппарата и его подразделений, но и для обеспечения выполнения государством и его органов их функций. К таковым относятся обеспечение обороноспособности страны, поддержание правопорядка, содержание социальной сферы, социальная защита граждан, обеспечение пользования общественными благами.

Требуемые средства должны поступать из бюджетов разных уровней (местных, региональных, государственного). А в бюджете они появляются за счет специальных обязательных платежей с граждан и юридических лиц. Подобные платежи появились одновременно с появлением институтов государственной власти. В настоящее время они носят название налогов.

Определение 1

Налоги – это обязательные безусловные и безвозмездные платежи, которые осуществляются физическими и юридическими лицами в пользу государства для обеспечения последнему возможности выполнения своих функций и содержания государственных структур.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Реформа налоговой системы 470 руб.
  • Реферат Реформа налоговой системы 220 руб.
  • Контрольная работа Реформа налоговой системы 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Определение 2

Совокупность всех налогов, установленных в стране и в ее отдельных регионах, законодательная база, регулирующая процессы налогообложения и уплаты налогов, органы налоговых служб государства, налоговая база и налогоплательщики образуют налоговую систему государства.

Налоги и налоговые системы в каждом государстве имеют свои особенности. Но всем им свойственны одинаковые функции и задачи. Именно для этого они и устанавливаются. Таковыми функциями являются:

  • участие в сборе денежных средств для наполнения доходной части бюджета (фискальная функция);
  • направление собранных в бюджете средств в те регионы или на те статьи, которые нуждаются в финансировании согласно государственной политике (распределительная функция);
  • с помощью налогов и налоговой политики осуществляется управление хозяйственной жизнью страны (регуляторная функция);
  • функция контроля, которая заключается в контроле за полнотой и своевременностью уплаты налогов субъектами налогообложения.

Понятие реформы

Мы живем сегодня в эпоху бурных перемен в общественной, политической и хозяйственной жизни страны. Эти перемены затронули все сферы нашей жизни и деятельности. Но самым главным является переход от административно-командной экономической системы к рыночной. Этот переход требует изменений не только в экономике, но и в законодательстве ив общественном сознании.

Определение 3

Существенное изменение какой-либо сферы человеческой деятельности или отрасли экономики и политики на законодательной основе с целью повышения эффективности работы данной отрасли называется реформированием.

Определение 4

Комплекс организационных мер, направленных на изменение какой-либо сферы деятельности человека, сопровождающийся изменением нормативно-правовой базы данной сферы но не затрагивающий ее основы, называется реформой.

Из курса истории мы знаем, что реформы неоднократно проводились в разных странах и в разных областях человеческой деятельности. Происходили реформы и в нашей стране. Они могли затрагивать административно-территориальное деление государства (административно-территориальная реформа), внешний вид денежных знаков и их стоимость (денежная реформа), реформа некоторых государственных органов (судебная, милицейская, образовательная) и пр.

Необходимость реформ была вызвана тем, что в ходе изменений объективной реальности прежние формы и методы деятельности определенных объектов государства становилась не эффективной. В других случаях устаревала нормативно-правовая база определенной сферы человеческой деятельности. Чтобы избежать возникающих противоречий и не провоцировать производственных, экономических и социальных конфликтов, государство часто встает на путь проведения изменений для устранения выявленных противоречий.

Необходимость и пути реформирования налоговой системы

Налоговая система нашего государства неоднократно изменялась. Это было связано с ходом истории. Менялась форма государственной власти. Происходили территориально-административные изменения. Менялась государственная политика. Все эти изменения отражались в изменениях налоговой системы России.

Основы нынешней налоговой системы Российской Федерации были законодательно оформлены после распада Советского Союза, в $1991$ году. Но формирование и развитие новой налоговой системы сопровождалось возникновением целого ряда противоречий. Они касались взаимоотношений между налогообложением и кредитованием, налогообложением и ценообразованием, затрагивали сферу валютного регулирования.

Замечание 1

Основной причиной возникновения противоречий была инертность отдельных сторон экономической жизни, их несогласованность между собой. А главное препятствие в быстром устранении этих противоречий представлял глубокий экономический кризис. Он же был препятствием и для становления налоговой системы нового типа.

Основные проблемы существовавшей налоговой системы заключались в следующем:

  • многочисленность налогов и их взаимная противоречивость;
  • явный крен налогов в сторону только фискальной функции;
  • в условиях галопирующей инфляции завышенные ставки налогов угнетали развитие производства, «загоняли его в тень»;
  • чрезмерное налоговое давление провоцировало налогоплательщиков уклоняться от уплаты налогов, что приводило к снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
  • низкий уровень развития экономики оказался не готовым к введению новых видов и форм налогов и налогообложения;
  • налоговая система была слабо адаптирована к рыночным условиям.

Ввиду сложившейся ситуации стала очевидной необходимость реформирования налоговой системы Российской Федерации. Основными направлениями реформирования налоговой системы являются следующие:

  • реформирование законодательной базы, регламентирующей количество и сроки проведения налоговых проверок;
  • профилактика правонарушений со стороны должностных лиц налоговых органов (реформирование и реорганизация налоговых органов и их кадрового обеспечения);
  • внедрение новых форм налогообложения для снижения налогового давления в отдельных отраслях и для привлечения иностранных инвестиций;
  • повышение роли стимулирующей функции налогообложения;
  • совершенствование применения налога на добавленную стоимость;
  • создание более комфортных налоговых условия для малого и среднего бизнеса и инновационных предприятий;
  • реформирование амортизационной политики.

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население — «неблагородные», т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения — один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Система налогообложения была столь тяжкой, что породила массовую коррупцию: налогоплательщикам было легче и дешевле платить взятки чиновникам, чтобы те не замечали неуплаты налогов. Чтобы исправить ситуацию, император Гай Юлий Цезарь (100 — 44 годы до н.э.) вынужден был пойти на налоговую реформу — уменьшить количество налогов и установить государственный контроль за налогообложением.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского «налоготворчества» мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 — 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 — 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 — 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны — члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *