Налогообложение аптек

Марат Милушин, директор юридической компании «Юнико-94»,​канд. юрид. наук

* * *

— Может ли аптечная организация брать на реализацию парфюмерно-косметическую продукцию (парфюмированные спреи для тела, туалетную воду) и декоративную косметику? Если да, то какие сопроводительные документы необходимы для розничной реализации?

— В соответствии с ч.7 ст.55 Федерального закона РФ № 61-ФЗ от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 13.07.2015) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать в том числе парфюмерные и косметические средства. При этом каких-либо ограничений на виды парфюмерно-косметической продукции закон не налагает.

Согласно п.12 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.98 (в ред. от 19.09.2015), продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и органа, ее зарегистрировавшего). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

Согласно п.53 этих же Правил, информация о парфюмерно-косметических товарах помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12 названных Правил, должна содержать с учетом особенностей конкретного товара сведения о его назначении, входящих в состав изделия ингредиентах, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения, способах и условиях применения, массе нетто или объеме и (или) количестве единиц изделия в потребительской упаковке, условиях хранения (для товаров, в отношении которых установлены обязательные требования к условиям хранения), а также сведения о государственной регистрации (для товаров, подлежащих государственной регистрации).

«Перечень парфюмерно-косметической продукции», подлежащей государственной регистрации, приведен в Приложении 12 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», утвержденного решением комиссии Таможенного союза № 799 от 23.09.2011 (в ред. от 18.08.2015).

Таким образом, для реализации в аптеке парфюмерно-косметической продукции и медицинских изделий достаточно наличия товарно-сопроводительной документации на товар, которая содержала бы информацию об обязательном подтверждении соответствия (данные сертификата или декларации о соответствии, заверенные поставщиком) или сведения о государственной регистрации на упаковке.

* * *

— В качестве маркетингового предложения мы бы хотели в нашей аптеке самостоятельно формировать подарочные корзины, состоящие из разных наборов косметической продукции. Возможно ли это? Ведь тогда нам придется закупать подарочную упаковку (корзины, обер­точную бумагу) и включать стоимость данных материалов в стоимость итогового набора. Как формировать цену на такие наборы? Какие ограничения существуют в этом направлении для аптек?

— Действующее законодательство не устанавливает ограничений на реализацию подарочных наборов косметической продукции при условии возможности приобретения покупателем отдельно любого предмета, включенного в такой набор.

Никаких требований или ограничений на формирование цены на косметическую продукцию действующее законодательство не устанавливает. Организация вправе устанавливать цены на такую продукцию, в том числе на подарочные наборы косметической продукции, самостоятельно, включая в стоимость набора стоимость подарочной упаковки.

* * *

— К какой категории аптечных товаров относится шампунь, если на нем стоит пометка «Средство педикулицидное медицинского назначения»?

— Некоторые педикулицидные шампуни зарегистрированы в качестве лекарственных средств. Очевидно, что такие шампуни аптечные организации вправе реализовывать без каких-либо ограничений.

Если же шампунь не зарегистрирован в качестве лекарственного средства, а является обычным парфюмерным средством, то в соответствии с ч.7 ст.55 Федерального закона РФ № 61-ФЗ от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 13.07.2015) аптечные организации также вправе реализовывать такую продукцию.

Что касается указания о медицинском назначении на шампуне, не зарегистрированном в качестве лекарственного средства, то следует отметить, что явного запрета на такие действия производителя или продавца действующее законодательство не содержит.

В частности, такой запрет отсутствует в утвержденном решением комиссии Таможенного союза № 799 от 23.09.2011 Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» ТР ТС 009/2011, а также в утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 20.11.97 Санитарных правилах и нормах «Гигиенические требования к производству и безопасности парфюмерно-косметической продукции» СанПиН 1.2.681-97 (в ред. от 10.12.2002).

Заметим, что согласно п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона РФ № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (в ред. от 08.03.2015) в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, медицинских изделий. Однако, согласно п.7 ч.2 ст.2 указанного Закона его действие не распространяется на информацию о товаре, размещенную на товаре или его упаковке.

* * *

— Какие правила реализации, выкладки, хранения, документооборота существуют для БАД в жидкой форме, то есть в виде концентратов для приготовления напитков и готовых напитков?

— В настоящее время требования к обороту биологически активных добавок к пище регламентируются следующими основными нормативными правовыми актами:

  1. Утвержденный решением комиссии Таможенного союза № 880 от 09.12.2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011;
  2. Утвержденный решением комиссии Таможенного союза № 881 от 09.12.2011 Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011;
  3. Утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 50 от 17.04.2003 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» СанПиН 2.3.2.1290-03.

Ни один из перечисленных документов не содержит специальных требований к обороту БАД в жидкой форме.

* * *

— Фельдшерско-акушерский пункт медицинской организации имеет лицензию на фармацевтическую деятельность. В настоящее время мы реализуем лекарственные средства, товары медицинского назначения, товары для ухода за новорожденными, но хотели бы расширить линейку предлагаемой продукции за счет женской аудитории. Можем ли мы реализовывать косметическую продукцию?

— В соответствии с ч.7 ст.55 Федерального закона РФ № 61-ФЗ от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 13.07.2015) аптечные организации наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать в том числе парфюмерные и косметические средства.

При этом согласно п.35 ст.4 указанного Закона аптечной организацией считается также и структурное подразделение медицинской организации, осуществляющей розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями данного Федерального закона.

Следовательно, указанная выше норма ч.7 ст.55 Закона в полной мере распространяется и на фельдшерско-акушерский пункт, являющийся структурным подразделением медицинской организации.

Наряду с продовольственной продукцией, транспортными средствами, предметами мебели, одеждой, полиграфией и прочими товарами, продукция и услуги медицинского профиля в России облагаются НДС на общих основаниях.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Согласно Налоговому кодексу, исчисление НДС при продаже медицинских лекарств и услуг может происходить с применением ставки в 10% НДС, в некоторых случаях – 18%, а иногда вовсе – налог на продукцию не платится.

НДС на товары и услуги в размере 10%: основания для исчисления

Какие товары и услуги медицинского профиля будут облагаться ставкой НДС в 10%? В соответствии со Статьей 164 Налогового кодекса РФ, исчисление налога по ставке 10% может происходить по отношению к продукции российского и иностранного происхождения.

Речь идет о:

  • лекарственных средствах (в т. ч. и субстанциях, применяющихся в разработке препаратов, а также субстанции, на основе которого лекарства производятся в самих аптеках);
  • изделия медицинского профиля.

Основанием для использования ставки 10%-ной ставки НДС для товаров медицинского назначения является подтверждение соответствия кодов в Общероссийском классификаторе продукции (ОКП2) для российских продуктов, и Товарной номенклатуре ВЭД для иностранных медпрепаратов данным в Перечне продукции, облагаемой НДС 10%.

Данный документ актуализирован правительственным Постановлением №688 от 15 сентября 2008 года.

Правомерность применения ставки в 10% для компании, реализующей медицинский товар или услугу, подтверждается наличием специальной документации – регистрационных удостоверений с указанием кодов, входящих в правительственный Перечень.

В каких случаях применяется размер НДС в 18%?

Если компания продает ту или иную продукцию медицинского профиля, коды которой не входят в категории товаров с пониженной ставкой НДС в 10%, налоги по ним исчисляются по процентной ставке 18%. Данное положение регулируется Статьей 164 Налогового кодекса РФ, а также Письмом Министерства финансов РФ от 27.06.2017 № 03-07-07/40295.

Таким образом, оплачивать 18% НДС будут компании, продающие следующие категории продукции:

  • медицинское сырье и вещества, не являющиеся лекарственными субстанциями;
  • продукты лечебного питания и БАД;
  • препараты дезинфекционного назначения;
  • товары ветеринарного профиля;
  • косметические средства и парфюмерные изделиях.

Освобождение от уплаты НДС: когда возможно

В вопросах освобождения товаров и услуг медицинского профиля от уплаты НДС, Статья 149 Налогового кодекса РФ (пп.1 п. 2) дает четкие предписания: нулевая ставка налогообложения применяется к российской и зарубежной медицинской продукцией, которая входит в Перечень, утвержденный Правительством РФ.

Последняя и актуальная редакция Перечня услуг и продукции, импорт и продажа которых не облагается налогом, изложена в Постановлении Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.

Согласно документу, компаниям продавцам и распространителям платить налоги не придется за следующие категории товаров:

  • медицинские инструменты и изделия стратегического профиля (хирургические инструменты, радиационные установки, оборудование для обследования, лабораторные наборы и пр.);
  • линзы офтальмологического назначения и оправы очков;
  • устройства для реабилитации инвалидов (мотоколяски, автотранспорт с ручным управлением, оборудование для санузлов, книги со специальным шрифтом и т. д.);
  • товары протезно-ортопедического назначения, а также материалы для их производства.

Что касается медицинского сервиса, реализация которого, согласно законодательству, не облагается НДС, в его льготный перечень входит:

  • сервис, представленный по медстраховке;
  • работа скорой медицинской помощи;
  • медицинское обслуживание беременных женщин и новорожденных, инвалидов и тяжелобольных людей;
  • услуги патологоанатомического профиля.

Отсутствие необходимости платить налоги за медицинские товары и услуги подразумевает, при этом, предоставление компанией-реализатором в налоговые органы специальной документации.

Речь идет о подаче регистрационных свидетельств, лицензий, контрактов с поставщиками продукции льготной категории, выписок из банков о финансовых транзакциях за поставки товаров, а также всей технической документации на товары: сертификатов производителя, национальных и отраслевых стандартов.

Важный материал про созаемщиков по ипотечному кредиту.

Банковская ячейка — это гарант сохранности ваших средств. Узнайте как ей пользоваться в нашей статье!

Как правильно покупать квартиру за наличные средства, вы узнаете в нашем тематическом материале по .

Какими правовыми документами регулируются порядок продажи товаров и услуг?

Особенности продажи препаратов и изделий медицинского назначения изложены в Законе «Об обращении лекарственных средств» (ФЗ №61-ФЗ от 12.04.2010 года), а также в Постановлении Правительства РФ №1007 от 04 октября 2012 года.

Особое внимание в документах, регламентирующих реализацию товара, акцентируется на предоставлении покупателю полной и исчерпывающей информации о происхождении товара, регистрационных сведений, правилах отпуска препаратов и их медицинскому назначению.

Таким образом, применение той или иной ставки налогообложения при реализации товаров и услуг медицинского назначения, регламентируется конкретными предписаниями Налогового кодекса РФ, правительственных Постановлений, Писем Министерства финансов.

Наличие подтверждающих документов (сертификатов, регистрационных удостоверений, лицензий и пр.) и соответствие кодов продукции законодательным положениям льготного налогообложения позволяет компаниям-реализаторам избежать уплаты налогов, или же использовать сниженную ставку НДС в 10%.

Во всех остальных случаях налоги по медицинским товарам и услугам будут исчисляться по ставке 18%.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Магомедова Ф.Т. 1 Бат Н.М. 2 Попова Е.А. 1 Кабакова Т.И. 1 1 Пятигорский медико-фармацевтический институт – филиал ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» 2 ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России Проведен анализ возможности оптимизации налогообложения аптечных организаций, зарегистрированных индивидуальными предпринимателями (ИП) путем перехода на патентную систему налогообложения (ПСН). В качестве объектов данного исследования были выбраны три аптечные организации ИП, расположенные в различных населенных пунктах Республики Дагестан, уплачивающие единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Для оценки налоговой экономии при переходе с ЕНВД на ПСН для ИП, осуществляющих фармацевтическую деятельность в городах СКФО, был проведен ряд расчетов. Годовая сумма ЕНВД рассчитывалась для аптек с учетом площади торгового зала, К1 принимали равным 1,569 (утвержденный на 2013 г.). Значения К2 различались, так как принимались местными нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов. Стоимость патентов на фармацевтическую деятельность определяли в размере 6 % от потенциально возможного дохода, установленного в Республике Дагестан. Проведенные расчеты показали, что при переходе на данный режим налогообложения, ИП экономит от 59,4 % (аптека № 3) до 66,8 % (аптека № 1) налоговых платежей в сравнении с ЕНВД (без учета уменьшения на суммы уплаченных страховых взносов и пособий). В результате снижения налоговых обязательств аптечные организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения доходности финансово-хозяйственной деятельности. 148 KB патентная система налогообложения. индивидуальный предприниматель аптечная организация 1.Гринкевич, Л.С. Налогообложение малого бизнеса в Российской Федерации / Л.С. Гринкевич, А.С. Дорошенков // Финансы и кредит. — 2009. — № 41. — С. 34-39. 2. Калита Е.В. Упрощенная система налогообложения: опыт регионов // Налоговая политика и практика. — 2010. — № 4. — С. 36-40. 3. Никитин В.В. Розничная торговля и патентная система налогообложения // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2013. — № 11. — С. 18-26. 4. Попова, Е.А. Использование внутренних механизмов финансовой стабилизации в антикризисном управлении фармацевтическим предприятием / Е.А. Попова, Т.И. Кабакова, Ф.Т. Магомедова // Экономика, социология и право в современном мире: проблемы и поиски решений: материалы 14-й Межд. науч.-практ. конф. 8-9 сен. 2012 г. — Пятигорск: Изд-во МАФТ, 2012. — С. 98-103. 5. Федеральный закон № 117-ФЗ от 05.08.2000 «Налоговый кодекс Российской Федерации». . — Режим доступа:www.consultant.ru 6. Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете». . — Режим доступа:www.consultant.ru

Малый бизнес характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, способствует обеспечению занятости части трудоспособного населения и др. При этом малый бизнес, как правило, обладает ограниченными финансовыми ресурсами.

Крупные аптечные организации, в том числе аптечные сети, используют глобальные налоговые схемы, которые помогают минимизировать большинство основных налогов, воздействуя на многие экономические характеристики, и существенно меняют форму бизнеса. Средние и мелкие налоговые схемы помогают минимизировать один-два налога, не требуют больших организационных затрат, а лишь позволяют приспособить бизнес под данную схему налогообложения. В конечном итоге это сокращает аптечной организации налоговое бремя.

Малые предприятия, к которым относится большинство аптечных организаций различных форм собственности и подчиненности, постоянно изыскивают различные пути минимизации своих затрат, в том числе и налоговых расходов. Поэтому применение налогового планирования особенно актуально для малых предприятий. Но в отличие от крупных и средних предприятий они практически не имеют возможности реализации сложных налоговых схем. Поэтому очень важно выработать особый подход к организации и осуществлению налогового планирования на малых предприятиях .

Налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации. Сущность налогового планирования заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как планирование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов .

Оптимизация является более широким понятием и включает в себя минимизацию. Термин «минимизация налогов» несколько неудачен в том смысле, что абсолютная минимизация налогов достигается при полном прекращении хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Оптимизация налогов предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов, а также решает задачу не допустить большей динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки организации. При оптимизации налогов могут решаться и иные финансовые задачи, далекие от минимизации. Например, формирование в отчетном периоде существенной прибыли для привлечения новых кредитов и акционеров. Для указанного случая оптимизация налогов коснется не только отчетного периода, но и следующего за ним. В понятие оптимизации также входит работа по предотвращению чрезвычайно большого, по сравнению с обычным уровнем, налогообложения вследствие ошибок в оформлении сделок .

Основными целями налогового планирования являются оптимизация налоговых платежей, минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов, повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, для повышения эффективности ее работы. За счет облегчения налогового бремени путем изыскания наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения доходности финансово-хозяйственной деятельности и для дальнейшего эффективного развития производства .

В настоящее время в Российской Федерации аптечные организации функционируют в виде различных организационно-правовых форм (ООО, ЗАО, ОАО). В то же время существуют аптеки, созданные индивидуальными предпринимателями (ИП), имеющими лицензии на фармацевтическую деятельность. Деятельность таких аптек имеет свои особенности, в частности, в соответствии с ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете» индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанности вести бухгалтерский учет .

Целью настоящего исследования является выявление возможностей оптимизации налогообложения аптечных организаций, зарегистрированных индивидуальными предпринимателями.

В качестве объектов для выполнения данного исследования были выбраны три аптечные организации ИП, расположенные в различных населенных пунктах Республики Дагестан. Аптекам присвоены условные номера, их характеристика приведена в таблице 1.

Таблица 1. Общая характеристика аптечных организаций

Показатели

Аптека 1

Аптека 2

Аптека 3

Режим работы, час.

8-20 час.

круглосуточно

9-18 час.

Количество работников, чел.

Режим налогообложения

ЕНВД

ЕНВД

ЕНВД

Площадь торгового зала, кв. м

Стоимость основных фондов, тыс. руб.

357,2

448,9

297,4

Стоимость оборотных средств, тыс. руб.

2154,0

5137,1

1518,2

Аптеки работают по системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. В соответствии с этим аптечными организациями уплачиваются следующие налоги:

  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • фиксированный платеж в пенсионный фонд России (ПФ), федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), за предпринимателя;
  • взносы в ПФ, фонд социального страхования (ФСС), ФФОМС за работников;
  • земельный налог .

Учет имущества исследуемых аптек ИП ведется в соответствии с налоговым законодательством. Индивидуальному предпринимателю, уплачивающему ЕНВД, необходимо вести учет физических показателей (так как основой для расчета налога являются физические показатели) в произвольной форме. Физическим показателем для расчета суммы ЕНВД является площадь торгового зала .

Аптеки устанавливают розничные цены путем надбавки к оптово-покупным ценам в зависимости от группы товара: наценка на ЖНВЛП не превышает предельную, установленную республиканским законодательством, наценка на другие группы товаров не превышает 35 %.

Документальными источниками исследования финансово-экономической деятельности аптек служили: товарный отчет, кассовая книга и первичные учетные документы за 2013 год.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности аптечных организаций за три квартала (9 мес. 2013 г.) приведены в таблице 2.

Таблица 2. Основные показатели финансовой деятельности аптечных организаций

Сравнение финансовых результатов деятельности аптек показало, что самую большую выручку имеет аптечная организация 2. Однако в этой аптеке самый высокий уровень себестоимости товаров, самый низкий уровень доходов, расходов и прибыли. В аптечной организации 1 выручка в 3,2 раза выше, чем в аптеке 3. Вместе с тем, имея незначительные отклонения (0,5 %) по расходам, уровень дохода (19,0 % против 17,5 %) в аптеке 3 выше, чем в аптеке 1. Установлено, что самый высокий уровень рентабельности (7,8 %) из анализируемых аптек характерен для аптечной организации 3.

Анализ издержек обращения направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы аптечной организации за счет более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления своей основной деятельности — реализации товаров аптечного ассортимента (таблица 3).

Таблица 3. Расходы аптечных организаций за анализируемый период

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) применяется в отношении аптечных организаций, осуществляющих розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски).

Налогоплательщики ЕНВД не оплачивают налог на прибыль, налог на имущество предприятия и НДС (налог на добавленную стоимость) .

Рассмотрим достоинства и недостатки ЕНВД. Вмененный доход — это потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитанный с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение этого дохода и используемых для расчета величины единого налога по установленной ставке. Для расчета ЕНВД используют величину базовой доходности в стоимостном выражении на единицу физического показателя. Для аптечных организаций розничной торговли базовая доходность определена в 1800 руб. одного квадратного метра площади торгового зала.

Базовая доходность корректируется двумя коэффициентами (К1 и К2). К1 — дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары; К2 — коэффициент, учитывающий факторы, влияющие на величину дохода (место расположения аптечной организации, плотность населения). Значения коэффициента базовой доходности К2 ЕНВД определяются представительными органами муниципальных районов, городских округов на период не менее чем календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.

Ставка ЕНВД составляет 15 % от величины вмененного дохода в месяц; выплачивается за квартал. Эта система налогообложения проста в расчете, не требует ведения специальных документов по расчету налогооблагаемой базы, стабильна на длительное время, поэтому легко прогнозируется на перспективу. Применять специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход возможно лишь при условии его введения на территории субъекта РФ.

Оплата ЕНВД не освобождает аптечные предприятия от транспортного налога, от уплаты страховых взносов на обязательное страхование и от местных налогов и сборов (земельный налог и др.), предусмотренных законодательством РФ.

В 2013 г. в целях развития малого предпринимательства в ряде субъектов РФ, в том числе и в Республике Дагестан, введена патентная система налогообложения, которую могут применять индивидуальные предприниматели при условии, что численность наемных работников за налоговый период не превышает пятнадцати человек. Право перехода на патентную систему налогообложения является добровольным .

С целью оптимизации налогообложения аптечным организациям ИП возможно перейти с уплаты единого налога на вмененный доход на патентную систему налогообложения (ПСН). Преимущества ПСН перед ЕНВД следующие:

  • низкая ставка налога;
  • отсутствие необходимости подавать налоговые декларации;
  • наиболее легкий способ ведения налогового учета;
  • практически полное отсутствие выездных налоговых проверок.

Из недостатков ПСН в сравнении с ЕНВД нужно отметить:

  • необходимость ведения книги учета доходов и расходов;
  • невозможность уменьшить стоимость патента на суммы уплаченных страховых взносов и пособий.

Следовательно, индивидуальный предприниматель, применяющий ПСН, обязан уплачивать следующие налоги:

1. Фиксированный платёж в ПФР, ФФОМС.

2. Налоги с заработной платы работников ИП.

3. Стоимость патента.

4. Иные налоги в соответствии с законодательством о налогах и сборах, если возникает налоговая база (транспортный налог, налог на землю и др.).

Значительное количество аптечных организаций Республики Дагестан, особенно расположенные в сельской местности, зарегистрированы индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог на вмененный доход. В настоящее время предприниматели имеют возможность снизить общую сумму налоговых платежей путем перехода с ЕНВД на ПСН. Однако прежде требуется произвести ряд расчетов.

Во-первых, проверить, не превышает ли потенциально возможный доход величины базовой доходности, установленной для ЕНВД, умноженной на 30. Для розничной торговли этот показатель составляет: 1800×30×12=648000 (руб.).

Во-вторых, рассчитать годовую стоимость патента. Стоимость патента определяется в размере 6 % от потенциально возможного дохода, установленного для фармацевтической деятельности данным субъектом РФ.

В-третьих, сравнить годовую величину ЕНВД с годовой стоимостью патента. По разности можно судить, выгодна ли предпринимателю смена режима налогообложения или нет.

Для оценки налоговой экономии при переходе с ЕНВД на ПСН на основе патента для ИП, осуществляющих фармацевтическую деятельность в городах Северо-Кавказского федерального округа, был проведен ряд расчетов. Годовая сумма ЕНВД рассчитывалась для аптек с учетом площади торгового зала, К1 принимали равным 1,569 (утвержденный на 2013 г.). Значения К2 различались, так как принимались местными нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов. Стоимость патентов на фармацевтическую деятельность определяли в размере 6 % от потенциально возможного дохода, установленного в Республике Дагестан. Результаты расчетов приведены в таблице 4.

Таблица 4. Величина экономии налоговых платежей при переходе с ЕНВД на ПСН для ИП, осуществляющих фармацевтическую деятельность

Проведенные расчеты показали, что при переходе на патентный режим налогообложения, ИП экономит от 59,4 % (аптека № 3) до 66,8 % (аптека № 1) налоговых платежей в сравнении с ЕНВД (без учета уменьшения на суммы уплаченных страховых взносов и пособий).

Рецензенты:

Попова О.И., д.фарм.н., профессор, профессор кафедры фармакогнозии Пятигорского медико-фармацевтического института — филиала ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Пятигорск.

Погорелый В.Е., д.б.н., профессор, профессор кафедры фармакологии Пятигорского медико-фармацевтического института — филиала ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Пятигорск.

Библиографическая ссылка

Магомедова Ф.Т., Бат Н.М., Попова Е.А., Кабакова Т.И. ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12377 (дата обращения: 27.07.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *