Налогообложение целевых средств некоммерческой организации

Порядок налогообложения доходов некоммерческих организаций определен пунктом 2 статьи 251 НК РФ.

Средства целевого финансирования и целевые поступления, не учитываемые при определении налоговой базы некоммерческих организаций, определены подпунктом 14 пункта 1 и 2 статьи 251 НК РФ. Согласно этому пункту при определении налоговой базы некоммерческих организаций не учитываются средства целевого финансирования, а также целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья), поступившие на их содержание и ведение ими уставной деятельности безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению.

Названная выше норма законодательства содержит перечень видов целевых поступлений, не учитываемых в целях налогообложения прибыли. Этот перечень является закрытым и расширению не подлежит.

К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:

1) осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ;

1.1) целевые поступления на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Законом о науке, в форме некоммерческих организаций;

2) имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;

3) суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

4) средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;

Таким образом, суммы целевого финансирования из бюджета и целевые поступления на содержание и осуществление уставной деятельности некоммерческой организации, обложению налогом на прибыль не подлежат. При этом:

· — учет получения и расходования целевых поступлений в денежной форме следует осуществлять отдельно от иной деятельности организации, то есть вести раздельный учет, поскольку при его отсутствии указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения;

· — средства целевого финансирования относятся к доходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли, только при условии, что они расходуются исключительно по целевому назначению — на содержание НКО и ведение ею уставной деятельности, поскольку средства, использованные не по своему целевому назначению, включаются в состав внереализационных доходов с даты их нецелевого использования.

Порядок расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль некоммерческими организациями. В составе доходов и расходов организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств. Ведение учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Следовательно, затраты объединения, возникающие в процессе его деятельности, не направленной на получение налогооблагаемого дохода, не признаются расходами при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ.

В главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ заложен принцип зеркальности отражения доходов и расходов налогоплательщика.

Следовательно, расходы, покрываемые за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, некоммерческими организациями в расходах, связанных с производством и реализацией и внереализационных расходах, при определении налоговой базы не учитываются. Другими словами, включение некоммерческими организациями в состав расходов, связанных с производством и реализацией, и в состав внереализационных расходов, расходов по содержанию и ведению ими уставной деятельности (оплата труда административно — управленческого персонала, плата за аренду помещений, оплата услуг банка и др.) не предусматривается.

Некоммерческие организации расходы по содержанию организации и ведению уставной деятельности осуществляют за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, а при их недостаточности или отсутствии за счет источников, полученных в результате осуществления коммерческой деятельности, оставшихся после выполнения обязательств по уплате в бюджет налога на прибыль организаций, в порядке, установленном НК РФ.

Для подтверждения расходов, произведенных на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности, следует иметь смету, рассчитанную на определенный период времени, что предусмотрено в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Ведение коммерческой деятельности. Некоммерческие организации наряду с ведением уставной деятельности могут осуществлять и деятельность, связанную с получением доходов от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также получать внереализационные доходы.

Для целей исчисления налога на прибыль в доходы и расходы от реализации и внереализационные доходы и расходы некоммерческие организации не включают доходы и расходы по содержанию и ведению уставной деятельности.

Порядок учета расходов на ведение НКО предпринимательской деятельности. При получении (наряду со средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями) доходов от реализации и внереализационных доходов, некоммерческие организации в соответствии со статьей 313 НК РФ обязаны вести налоговый учет и производить на его основании исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций по итогам каждого отчетного (налогового) периода.

Согласно статье 247 главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в порядке, установленном НК РФ.

В связи с этим положения статей 253 — 264 НК РФ при учете расходов по содержанию и ведению уставной деятельности некоммерческих организаций не используются.

Данные статьи применяются некоммерческими организациями, получающими доходы от реализации товаров, работ, услуг, для учета расходов, связанных с получением данных доходов.

Таким образом, организации, созданные в установленном законодательством порядке в организационно-правовых формах некоммерческих организаций, при осуществлении налогового учета коммерческой деятельности применяют общие нормы главы 25 НК РФ, регламентирующие порядок определения доходов и расходов.

Налоговый учет доходов и расходов, связанных с производством и реализацией, и внереализационных доходов и расходов осуществляется некоммерческими организациями в соответствии с нормами, установленными НК РФ.

Раздельный учет. Налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. При использовании таких средств не по целевому назначению сумма, использованная не по назначению, включается в состав внереализационных доходов в тот момент, когда получатель доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия получения).

Особенности признания расходов для налогообложения в НКО при осуществлении коммерческой и некоммерческой деятельности. Некоммерческие организации наряду с ведением уставной деятельности могут осуществлять и деятельность, связанную с получением доходов от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также получать внереализационные доходы.

1. При этом, как правило, возникает вопрос, следует ли распределять общехозяйственные расходы некоммерческой организации пропорционально доходам, полученным в виде целевых поступлений и от предпринимательской деятельности.

Напомним, что некоммерческие организации ведут деятельность, связанную с обеспечением целей и задач, определенных их учредительными документами, за счет средств целевого финансирования, целевых поступлений и других доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, в соответствии со статьей 251 НК РФ.

В процессе деятельности некоммерческой организации, связанная с обеспечением целей и задач, определенных учредительными документами, образуются расходы на содержание некоммерческой организации и расходы на ведение ими уставной деятельности.

Расходы на содержание некоммерческой организации в виде заработной платы административно-управленческого персонала, начислений на заработную плату, коммунальных услуг, транспортных расходов, услуг связи должны производиться за счет целевых средств, поступающих специально на покрытие затрат на ведение и содержание названной организации. Поскольку источник покрытия расходов на веление уставной деятельности и содержание некоммерческой организации определен, распределение указанных расходов между некоммерческой и коммерческой деятельностью организации не производится. Аналогичная позиция по данному вопросу выражена налоговыми органами в Письме УМНС по городу Москве от 22 января 2003 года №26-12/4743.

2. Отметим, что в случае, когда источником финансирования каких-то расходов являлись средства, полученные в виде целевых поступлений, то такие расходы ни в каком случае не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Этот принцип применим в отношении имущества, приобретенного на средства целевых поступлений и используемого некоммерческой организацией в коммерческой деятельности.

Пример.

Некоммерческая организация приобрела сервер стоимостью более 10 000 рублей за счет средств целевого финансирования уставной деятельности. Сервер используется как для некоммерческой, так и для предпринимательской деятельности организации.

В этом случае сервер, приобретенный некоммерческой организацией за счет целевых поступлений на ведение уставной деятельности, несмотря на использование его наряду с уставной деятельностью и для коммерческой деятельности, амортизации не подлежит.

Согласно статье 256 НК РФ определены виды амортизируемого имущества, которые не подлежат амортизации. К такому имуществу относится, в частности, имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности.

Согласно статье 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей.

Налоговым законодательством не предусмотрено распределение сумм начисленной амортизации между уставной и коммерческой деятельностью некоммерческой организации в случае приобретения основных средств на целевые поступления. (Смотрите Письмо Минфина Российской Федерации от 3 октября 2003 года №04-02-05/3/74).

Такая позиция основана на следующем принципе: если безвозмездно полученные основные средства не включаются в налоговую базу, то есть не увеличивают налогооблагаемую прибыль, то эти основные средства и не амортизируются, то есть не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Отметим, что если приобретенное за счет целевых поступлений имущество перестает использоваться в рамках уставной деятельности (начинает использоваться только для коммерческой деятельности), нарушается условие освобождения от налога на прибыль средств, полученных в свое время на его приобретение (пункт 2 статьи 251 НК РФ). Следовательно, эти средства следует включить в прибыль текущего периода (пункт 14 статьи 250, подпункт 9 пункта 4 статьи 271 НК РФ).

Обязанность по представлению декларации. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.

Если некоммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность, то по результатам такой деятельности налог на прибыль уплачивается в общем порядке.

Статья 321 НК РФ уточняет особенности ведения налогового учета организациями, созданными в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность данных организаций: организации, созданные в соответствии с федеральными законами (в том числе Банк России, АРКО, федеральная служба почтовой связи), регулирующими деятельность данных организаций, ведут раздельный учет доходов и расходов, полученных (понесенных) при осуществлении деятельности, связанной с исполнением ими функций, предусмотренных законодательством, и доходов и расходов, полученных (понесенных) при осуществлении иной коммерческой деятельности.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного и целевого финансирования, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Бюджетное и целевое финансирование».

В НОУ «Ломоносовский лицей» в бухгалтерском балансе (форма №1) информация о полученных (причитающихся к получению) средствах целевого финансирования, учитываемых по кредиту счета 86 «Целевое финансирование», отражается по статье 640 «Доходы будущих периодов» (п.20 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи») либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства».

В бухгалтерском балансе (форма №1) информация об использованных средствах целевого финансирования, учитываемых по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» отражается по статье 640 «Доходы будущих периодов».

Доходы от использования средств целевого финансирования, признанные на счете бухгалтерского учета 91 «Прочие доходы и расходы» в соответствии с настоящим положением, отражаются в составе внереализационных доходов Отчета о прибылях и убытках (формы №2) как активы, полученные безвозмездно.

Суммы средств целевого финансирования, признанные в бухгалтерском учете в прошлые годы в качестве доходов, но подлежащие возврату, отражаются в составе внереализационных расходов отчета о прибылях и убытках (формы №2) и расшифровки отдельных прибылей и убытков в качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году.

В отчете об изменениях капитала (форме №3) данные об остатках средств целевого финансирования и поступлений (из бюджета, внебюджетных фондов, от других организаций и граждан), их использовании и остатках на конец отчетного периода могут приводиться в Справке после раздела «Изменение капитала». Для этого в Справку добавляются соответствующие графы.

В отчете о движении денежных средств (форме №4) отражаются полученные средства целевого финансирования, полученные в денежной форме.

Для формирования раздела «Государственная помощь» Приложения к бухгалтерскому балансу (формы №5) используется информация о полученных в отчетном году бюджетных средствах по видам поступлений.

В отчете О целевом использовании полученных средств (форма №6) отражается информация об остатках целевых средств на начало отчетного года, поступление средств по видам поступлений и их расходование по направлениям расходования за отчетный год и предыдущий год.

В пояснительной записке подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация в отношении целевого бюджетного финансирования:

 характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;

 назначение и величина бюджетных кредитов

 характер прочих форм государственной помощи, от которых прямо получает экономические выгоды;

К прочим формам государственной помощи относится предоставленная выгода, которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности (например, государственные закупки). Прочие формы государственной помощи подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в пояснительной записке в случае их существенности для характеристики финансового положения и финансовых результатов деятельности (п.18 ПБУ 1/2000).

 невыполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы (ссылка на положение).

Отражение информации о целевом бюджетном финансировании в отчетности в НОУ «Ломоносовский лицей».

В состав годовой и квартальной бухгалтерской отчетности организации включаются следующие формы:

 Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам — ф. 2 (код 0503004);

 Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам в иностранной валюте — ф. 2-в (код 0503018);

 Справка о полученном финансировании из федерального бюджета (код 0503057);

 Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (код 0503058);

 Объяснительная записка об исполнении сметы доходов и расходов.

В состав месячной бухгалтерской отчетности включаются следующие формы:

при получении финансирования из федерального бюджета организации, не переведенные на обслуживание через лицевые счета в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации), применяются формы:

 Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам — форма 2 (код 0503004);

 Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам в иностранной валюте — форма 2-в (код 0503018).

при получении финансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов:

 Отчет об исполнении сметы доходов и расходов учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов — ф. 1-мм (код 0503010).

Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам — ф. 2 (код 0503004) и Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам в иностранной валюте — ф. 2-в (код 0503018)

Формы ф.2 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам» и ф.2-в «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам в иностранной валюте» содержат данные об исполнении сметы доходов и расходов. Формы ф.2 и ф.2-в составляются по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов и экономическим статьям бюджетной классификации РФ.

В отчете по ф. 2 графы заполняются следующим образом:

 в графе 1 приводятся наименования только тех показателей бюджетной росписи, которые доведены организации по элементам экономической классификации расходов бюджетов РФ, с обязательным указанием строки «Итого расходов» (код показателя 800000);

 в графе 2 приводятся коды вышеназванных показателей;

 в графе 3 «Утверждено бюджетных ассигнований на год (ЛБО)» показываются доведенные ассигнования (лимиты бюджетных обязательств при казначейском исполнении бюджета) в соответствии с бюджетной росписью, с учетом всех последующих изменений, оформленных в установленном порядке;

 в графе 4 «Остатки средств на 01.01.__ г.» показываются неиспользованные остатки средств на счетах в органах федерального казначейства или кредитных организациях, а также бюджетные средства в пути, по состоянию на 1 января отчетного года, по соответствующим кодам экономической классификации расходов бюджетов РФ;

 в графе 5 «Профинансировано в текущем году» показываются суммы полученного объема финансирования из бюджета за отчетный период, в том числе бюджетные средства, находящиеся в пути, нарастающим итогом с начала года по соответствующим кодам экономической классификации расходов бюджетов РФ с учетом отозванных сумм, оформленных главным распорядителем в установленном порядке;

 в графе 6 «Кассовые расходы» показываются суммы кассовых расходов, списанных со счетов органа казначейства или кредитной организации, за вычетом сумм, внесенных на соответствующие счета на восстановление кассовых расходов;

 в графе 7 «Фактические расходы» показываются фактически произведенные расходы, оформленные соответствующими документами в установленном порядке, по исполнению сметы доходов и расходов по показателям экономической классификации расходов бюджетов РФ;

 по графе 8 «Возврат неиспользованных остатков средств» показываются средства, перечисленные (при закрытии счетов в установленном порядке) по окончании отчетного года со счетов ОАО «» в бюджеты соответствующего уровня в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Данная графа в квартальном отчете не заполняется;

 в графе 9 «Остатки средств на 01.____ г.» показываются неиспользованные остатки средств на счетах в органах федерального казначейства или кредитных организациях, а также бюджетные денежные средства в пути по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным, по соответствующим кодам экономической классификации расходов бюджетов РФ. При получении средств из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, графы 4, 5, 8 и 9 не заполняются, если ОАО «» не переведено на казначейское обслуживание.

Строка «Итого расходов» (код показателя 800000) по графам 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 состоит из суммы всех строк.

Перед представлением бухгалтерской отчетности своему распорядителю средств бюджета при получении финансирования из федерального бюджета, а также бюджетов других уровней в случае открытия организации лицевых счетов в органах федерального казначейства, согласуются:

 объемы финансирования;

 остатки средств и кассовые расходы;

 а также по завершении года — возврат остатков неиспользованных средств в разрезе кодов экономической классификации расходов бюджетов РФ.

О согласовании ставится отметка ответственного исполнителя от органа казначейства в оформляющей части отчета с расшифровкой подписи.

По расходам, произведенным за счет средств бюджета в иностранной валюте, составляется отчет по ф. 2-в как в валюте РФ, так и в иностранной валюте (в долларах США) в порядке, указанном выше.

Графы отчета по ф. 2-в заполняются следующим образом:

 в графах 5 «Остатки средств на 01.01._ г. в рублях» и 16 «Остатки средств на 01.____ г. в рублях» показываются остатки средств на счетах в кредитных организациях, а также бюджетные средства в пути, пересчитанные в рубли по курсу Центрального банка РФ на отчетную дату.

графа 7 «Профинансировано в текущем году в рублях» заполняется по курсу Центрального банка РФ на день совершения операции — зачисления объема финансирования за минусом отозванных сумм на счет в кредитной организации.

 курсовая разница отражается по графе 8 отчета в разрезе кодов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, предусмотренных в графе 1.

 графы 10 «Кассовые расходы в рублях» и 12 «Фактические расходы в рублях» заполняются по курсу Центрального банка РФ на дату совершения операции.

 в графах 13 «Возврат средств в валюте» и 14 «Возврат средств в рублях» показывается возврат средств в бюджет за отчетный период в установленном порядке на счета Министерства финансов РФ.

При получении бюджетных средств в рублях на приобретение товаров, работ и услуг за рубежом в иностранной валюте, представляется отдельная ф. 2-в по операциям, произведенным через транзитный валютный счет, ежемесячно — в органы федерального казначейства, ежеквартально — в общеустановленном порядке своему вышестоящему распорядителю. При этом в графах 13 «Возврат средств в валюте» и 14 «Возврат средств в рублях» показываются неиспользованные остатки средств, перечисленные при конвертации на лицевые счета в органы федерального казначейства.

Справка о полученном финансировании из федерального бюджета (код 0503057);

В графах 1 — 3 проставляются коды разделов и подразделов, целевых статей и видов расходов Бюджетной классификации Российской Федерации;

В графе 4 «Утверждено бюджетных ассигнований на год» показываются годовые бюджетные назначения с учетом всех последовавших в отчетном периоде изменений, оформленных в установленном порядке;

В графе 5 «Получено финансирование — всего» показываются суммы полученного финансирования из бюджета за отчетный период нарастающим итогом с начала года;

В графах 6 — 10 расшифровываются данные о суммах полученного финансирования по платежным поручениям, по реестрам и по другим видам финансирования (графы 8 — 10).

Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (код 0503058);

При получении финансирования из федерального бюджета Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета, по состоянию на 1 июля, 1 октября и 1 января представляется начиная со 2-го числа месяца, следующего за отчетным, в кредитные организации (органы федерального казначейства) по месту нахождения счетов (включая валютные), в трех экземплярах за подписями руководителя и главного бухгалтера (или их заместителей) и скрепленная оттиском печати.

При получении финансирования из федерального бюджета подлинники справок об остатках средств, полученных из федерального бюджета, представляются главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета.

Отчет об исполнении сметы доходов и расходов учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов — ф. 1-мм (код 0503010).

При получении средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, составляется и представляется финансовым органам (главным распорядителям (распорядителям) средств бюджета) бухгалтерский отчет об исполнении сметы доходов и расходов учреждений по ф. 1-мм. Форма представляется не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, нарастающим итогом с начала года, в рублях.

В первой части ф. 1-мм «Расходы» показываются:

 в графе 1 — наименование видов расходов бюджетов и статей экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в объеме, предусмотренном Министерством финансов Российской Федерации и финансовыми органами субъектов Российской Федерации;

 в графах 2, 3, 4, 5, 6 — соответственно коды функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации по: перечню прямых получателей средств бюджета, классификации целевых статей расходов бюджетов, классификации видов расходов бюджетов и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

 в графе 7 «Утверждено бюджетных ассигнований на отчетный период» — сумма назначений по утвержденной бюджетной росписи на отчетный период с учетом внесенных в установленном порядке изменений. При этом по отдельным месяцам каждого квартала показывается вся сумма квартальных назначений с учетом изменений. Например, в отчетах за январь, февраль показываются назначения на I квартал, в отчетах за апрель — на I и II кварталы и т.д.;

 в графе 8 «Профинансировано» — суммы полученного финансирования из бюджета за отчетный период, с учетом отозванных сумм;

 в графе 9 «Кассовые расходы» — суммы кассовых расходов, списанных со счетов в кредитных организациях (органах казначейства) по чекам, платежным поручениям и другим документам, в оплату принятых в установленном порядке получателем обязательств, подлежащих оплате за счет средств бюджета, за вычетом сумм, внесенных на восстановление кассовых расходов.

Объяснительная записка об исполнении сметы доходов и расходов

В объяснительной записке приводятся основные факторы, оказавшие влияние на исполнение смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, суммы недоиспользованных бюджетных средств, данные о результатах инвентаризации, состояние расчетных статей баланса (с расшифровкой дебиторской и кредиторской задолженности перед бюджетом с указанием даты возникновения и причины образования; а также с расшифровкой остатков и движения полученных средств целевого финансирования). При этом в объяснительной записке не следует приводить таблицы с данными, имеющимися в формах годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность по бюджетному целевому финансированию подписывается Генеральным директором, Финансовым директором и Главным бухгалтером организации.

Годовая и квартальная бухгалтерская отчетность представляется в сброшюрованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом.

Итак, Ваша НКО создана, зарегистрирована в установленном законом порядке и поставлена на учет во всех контролирующих органах. Это значит, что приходит момент поиска финансовых средств, за счет которых и будет производится деятельность (конечно, много мы можем выполнить за счет добровольного труда и собственных ресурсов, но для реализации серьезных проектов финансирование необходимо).

Вопрос «Где и как брать деньги?» один из самых частых и возникает еще на этапе планов по созданию НКО. Как же разобраться в понятиях, как «грант», «субсидия», «пожертвование» и т.п.?

Для начала необходимо обратиться к Законодательству Российской Федерации: законы N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и N 7-ФЗ «о некоммерческих организациях» включают статьи, определяющие возможные для НКО источники формирования имущества организации:

  1. Регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  2. Добровольные взносы и пожертвования;
  3. Выручка от реализации товаров, работ, услуг, доходы от предпринимательской деятельности общественного объединения;
  4. Дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  5. Доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  6. Вступительные и членские взносы, если их уплата предусмотрена уставом;
  7. Поступления от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;
  8. Внешнеэкономическая деятельность общественного объединения;
  9. Другие не запрещенные законом поступления.

Этот список важен для любой НКО, так как по сути дает список возможных источников финансирования. При этом следует учесть, что есть одно принципиальное различие между общественными объединениями и некоммерческими организациями – первые являются членскими и могут устанавливать вступительные или членские взносы.

ЧЛЕНСКИЕ ВЗНОСЫ

Уставом общественного объединения может быть предусмотрена уплата членами взносов (вступительных или членских). Размер и периодичность уплаты членских взносов устанавливается решением высшего руководящего органа НКО. Денежные средства могут быть приняты от членов в кассу организации, либо перечисляться непосредственно на расчетный счет. Членские взносы не облагаются налогом на прибыль и, соответственно, не включаются в доходы организации (т.е. не включаются в расчет единого налога при применении упрощенной системы налогообложения).

Главный минус использования членских взносов как основного источника финансирования деятельности НКО очевиден – для того, чтобы этих средств хватало, необходимо иметь большое количество членов (либо установить значительную сумму взноса). Арифметика очень проста и наглядна: у одной организации 1000 членов, у другой 100, обе они установили размер членского взноса в размере 100 рублей в год. В результате первая организация имеет на свою деятельность 120 тысяч рублей, а вторая только 12 тысяч в год. И если в первом случае за счет этих средств можно обеспечить хотя бы минимальную заработную плату 1-2 специалистам, то во втором денег хватит разве что на приобретение ограниченного количества канцтоваров и расходных материалов.

Так есть ли смысл устанавливать членские взносы? Однозначного ответа нет, так как всё зависит от содержания деятельности общественного объединения. Кроме этого, следует помнить и о том, что выплачивать регулярные взносы (даже незначительные по размеру) люди предпочитают не просто так, а получая взамен какие-либо услуги. Основные права членов организации устанавливаются Уставом, но могут быть дополнены решениями руководящих органов.

Например, члены организации «Труженики тыла и ветераны труда», уплачивая незначительный взнос (порядка 10 рублей в год), получают помощь в оформлении документов и получении статуса «Ветеран труда», и эта услуга оказалась настолько востребованной, что количество членов организации составляет несколько тысяч человек. Профессиональные общественные объединения, как правило, устанавливают более высокий взнос, но и услуги предоставляемые членам у них более значительны (например, предоставление помещения для профессиональной деятельности на льготных условиях или бесплатно, обучение и т.д.).

Рекомендация только одна: при определении необходимости уплаты и размера членских взносов следует учитывать вашу целевую категорию (её финансовые возможности и потребности) и возможности общественного объединения по предоставлению каких-либо услуг и возможностей её членам.

ПОЖЕРТВОВАНИЯ

Пожертвования от физических и юридических лиц – один из самых распространенных источников финансовых поступлений социально ориентированных НКО. В зарубежной практике (Европа, США) большинство некоммерческих организаций живут исключительно на пожертвования, однако в России это чаще всего нерегулярные разовые поступления, которые не могут обеспечить постоянную и стабильную деятельность.

Все вопросы, связанные с юридическим статусом пожертвования, регламентирует Гражданский Кодекс РФ (статья 582), согласно которой Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского Кодекса РФ.

Одним из самых важных для НКО моментов является следующий: пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению (т.е. являться целевым). При этом организация, принимающая пожертвование, должна вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. Почему это так важно? В первую очередь, потому что данное условие исключает целевые пожертвования из базы для исчисления налога на прибыль (и, соответственно, налога применяемого при применении упрощенной системы налогообложения).

Еще один важный пункт указанной статьи говорит нам, что использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования. Т.е. как любой гражданин, передавший организации имущество либо перечисливший финансовые средства, вправе потребовать их возврата если организация использовала полученное по другому назначению, так и организация может потребовать возврата средств (например, полученных на реализацию конкретного проекта, но использованных на иные, не включенные в него мероприятия).

Избежать сложностей с нецелевым использованием можно только грамотной формулировкой платежных документов и ведением постоянного раздельного учета в организации. Если пожертвования сразу перечисляются на расчетный счет организации (через банки или иным способом), можно рекомендовать жертвователям конкретную формулировку (например, «целевое пожертвование на уставную деятельность организации»).

ГРАНТЫ

Еще недавно слово «грант» четко было связано с некоммерческими организациями, именно гранты являлись основным источником средств для их деятельности. В данный момент ситуация изменилось, и связано это в первую очередь с принятием Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в котором такое понятие отсутствует (т.е. органы власти и местного самоуправления, бюджеты различного уровня потеряли право их предоставлять).

Однако Налоговый кодекс это определение всё же содержит. Согласно ему, грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

  1. Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
  2. Гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Обычно гранты предоставляются благотворительными фондами на реализацию конкретных проектов или мероприятий, чаще всего на конкурсной основе. Для получения финансовых средств организация должна подготовить заявку (форма предоставляется грантодателем) и приложить к ней необходимые документы (как правило, это документы, подтверждающие статус, организационно-правовую форму и сферу деятельности организации – копии свидетельств о регистрации, копия устава и другие). Большинство фондов предлагает своим потенциальным заявителям методическую и консультационную помощь в подготовке пакета документов и разработке заявки, но нередко бывает и так, что организация-заявитель должна сделать всё полностью самостоятельно (например, если грантодатель является иностранной организацией и не имеет возможности проконсультировать кого-то в другой стране и т.п.). Часто помощь в подготовке заявки на какой-то грантовый конкурс готовы оказать ресурсные некоммерческие организации региона (в Самаре такие консультации предоставляет СРОО ИЭКА «Поволжье»).

Информацию о конкурсах и предоставляемых грантах можно найти в различных источниках – на сайтах благотворительных фондов, в специализированных e-mail рассылках, на сайтах ресурсных и информационных центров для НКО, в том числе и на нашем сайте.

СУБСИДИИ

Субсидия отличается от гранта, в первую очередь тем, что это бюджетные средства. В настоящее время определение понятия «субсидия» исключено из Бюджетного Кодекса, но различные финансовые словари (на основе других нормативно-правовых актов) предлагают следующее:

Субсидия в Российской Федерации — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

С момента принятия Бюджетного Кодекса, органы власти и местного самоуправления могут предоставлять только субсидии, и не могут предоставлять гранты.

На самом деле, для некоммерческих организаций принципиальной разницы в том, участвует она в конкурсе грантов или конкурсе на предоставление субсидий, нет. Это различие больше важно самим распорядителям бюджетных средств: все документы, положения и т.п. должны утверждаться распоряжением Губернатора области и соответствовать определенным нормам и требованиям (что замедляет и затрудняет их подготовку). Также в бюджете региона или муниципального образования, должно быть предусмотрено специальное расходное обязательство по предоставлению субсидий (в случае его отсутствия, ни один орган власти или местного самоуправления предоставить субсидию не сможет).

Субсидия может предоставляться как на возмещение затрат социально-ориентированной организации (за оплату помещения, выполнение работ или услуг), так и на реализацию конкретных программ и проектов в определенной сфере. Средства субсидий являются строго целевыми, по ним в обязательном порядке предоставляются отчеты и подтверждающие целевое использование документы, ведется раздельный учет.

Получить информацию о субсидиях, предоставляемых тем или иным Министерством или Администрацией муниципального образования можно, как правило, на официальных сайтах, в печатных изданиях, публикующих их распоряжения и приказы («Волжская Коммуна», «Самарская Газета» и др.), в специализированных подразделениях (отделы по работе с общественностью и НКО).

ДОГОВОРЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНТРАКТЫ

Еще одним источником средств для НКО могут являться бюджетные средства, полученные через процедуры торгов и котировок. Этот источник выделен отдельно от деятельности по реализации товаров и услуг по одной причине – средства, поступившие из бюджетов различных уровней при условии их целевого расходования, не облагаются налогом на прибыль (и, следовательно, не облагаются налогом, применяемым при использовании упрощенной системы налогообложения).

Сложностей и препятствий для социально-ориентированных НКО в этой системе очень много.

  • Во первых, это открытые конкурсы. То есть принять участие в них могут не только социально-ориентированные НКО, но и любое юридическое лицо, удовлетворяющее условиям объявленного конкурса. Существует возможность проведения конкурса среди НКО и малого предпринимательства, но в этом случае также остается конкуренция с субъектами малого предпринимательства.
  • Во вторых, в случае размещения заказа на сумму свыше 500 тысяч рублей, организация-заявитель обязана внести залог для участия в конкурсе (определенный объем денежных средств, который потом возвращается организации).
  • В третьих, НКО сложнее подтвердить целевое назначение и расходование средств, так как основным документом отчетности по таким договорам и контрактам являются акты выполненных работ, а смета часто включает расчетную стоимость услуг (а не полный список статей расходов).

Информация о конкурсах размещается на специальном сайте Главного управления по организации торгов http://www.goszakaz.samregion.ru/

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СО НКО

Согласно законодательству РФ, некоммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью при условии, что все полученные от неё средства будут направлены на реализацию уставных целей. Это значит, что полученные доходы не могут распределяться между членами или руководителями напрямую. Но они могут быть использованы для выплаты заработной платы сотрудникам организации, приобретения материально-технической базы, организации мероприятий и реализации проектов и программ.

В ряде случаев, предпринимательская деятельность сама по себе может являться проектом или программой некоммерческой организации (например, создание предприятий и рабочих мест для инвалидов или социально-незащищенных категорий населения), однако правило по использованию доходов остается неизменным.

При ведении предпринимательской деятельности СО НКО обязана выполнять все нормы и требования, относящиеся к ней (включая уплату всех налогов, требования по лицензированию и так далее).

Для того, чтобы организация могла вести предпринимательскую деятельность, в ее Устав должен быть включен соответствующий раздел. В нем необходимо не указать сам факт этого, но и перечислить конкретные виды предпринимательской деятельности (формулировки типа «и другие не запрещенные законом виды деятельности» не допускаются).

Одновременно некоммерческая организация может использовать неограниченное число источников финансирования, ключевым условием при этом остается ведение раздельного учета средств и поступившего из них имущества.

Учет целевого финансирования

Некоммерческие организации могут получать целевое финансирование в виде членских взносов, грантов и других целевых поступлений. Такие операции отражаются в бухгалтерском и налоговом учете обособленно. В этой области автоматизирован учет следующих операций:

  • поступление денежных средств по целевому финансированию;
  • поступление материалов и услуг от донора;
  • начисление задолженности по целевому финансированию;
  • ввод расхода целевых средств;
  • закрытие затратных счетов в рамках целевого финансирования;
  • распределение расходов.

Учет основных средств

Некоммерческие организации учитывают основные средства по особым правилам, отличным от тех, которыми руководствуются коммерческие организации. В конфигурации «1С:Бухгалтерия некоммерческой организации 8 (НКО)» поддерживаются:

  • поступление основных средств в рамках целевого финансирования;
  • ежемесячное начисление износа основных средств, числящихся на балансе;
  • справка-расчет «Начисление износа основных средств».

Отражение предпринимательской деятельности

Некоммерческая организация может вести предпринимательскую деятельность. Такая деятельность облагается налогами, поэтому в программе она учитывается обособленно, как того требует НК РФ.

Учет смет

Некоммерческие организации могут принимать участие в конкурсах на получение грантов. В программе предусмотрена возможность составить и распечатать смету для грантодателя. Сметы можно откорректировать, если появились изменения, или закрыть, если работы закончены.

Для контроля предусмотрен отчет об исполнении сметы, который учитывает плановые и фактические расходы и доходы.

Услуги студентам

Автоматизирован учет операций по оказанию образовательных и других услуг, которые оказываются студентам бесплатно или на платной основе.

Предусмотрена возможность формирования ведомости по расчетам за платное обучение студентов или за другие услуги, например предоставление общежития или питания.

Обучение детей

Автоматизирован учет операций по начислению платы за содержание детей в детских учреждениях, в том числе родительской платы, а также платы за дополнительные услуги, которые оказываются на платной основе.

В программе «1С:Бухгалтерия некоммерческой организации 8 (НКО)» поддерживаются расчет сумм к оплате, выписка и печать квитанций по родительской плате и дополнительным образовательным услугам, которые оказывает детское учреждение.

Для анализа и предоставления данных разработаны отчеты:

  • ведомость по расчетам с родителями;
  • отчет по оплате квитанций;
  • табель учета посещаемости детей;
  • ведомость расчета компенсации родительской платы.

Учет питания

В программе предусмотрена возможность регистрации довольствующихся и отражения хозяйственных операций, связанных со списанием продуктов питания на затраты.

Для обобщения информации о поступлении и расходе продуктов питания в течение месяца формируется накопительная ведомость по приходу или расходу продуктов питания. Эти отчеты формируются по каждому материально ответственному лицу, по наименованиям и кодам продуктов питания.

Заполнение регламентированной отчетности

Некоммерческие организации, как и все организации, обязаны представлять в контролирующие органы отчетность о своей деятельности. В конфигурации «1С:Бухгалтерия некоммерческой организации 8 (НКО)» автоматизировано заполнение следующих видов отчетности НКО:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о целевом использовании средств;
  • декларация по налогу на прибыль;
  • декларация по УСН;
  • декларация по НДС;
  • декларация по налогу на имущество и другие.

Пользователи «1С:Бухгалтерия автономного учреждения 8» могут обновиться на новую конфигурацию с сохранением накопленных данных.

В настоящее время для ведения учета в НКО выпускаются конфигурации «1С:Бухгалтерия некоммерческой организации 8 (НКО)» версии ПРОФ и «1С:Бухгалтерия некоммерческой организации 8 (НКО)» версии КОРП только в электронной поставке.

Версия КОРП предназначена для некоммерческих организаций, у которых ведется учет обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, а также для организаций, которые ведут раздельный учет НДС.

Порядок продажи конфигурации ПРОФ описан в информационном выпуске № 25374.

Порядок продажи конфигурации КОРП описан в информационном выпуске № 26314.

Технологические особенности

Конфигурация «1С:Бухгалтерия некоммерческой организации 8 (НКО)» разработана на платформе «1С:Предприятие 8.3» и использует следующие ее возможности:

  • поддержка работы в режиме тонкого клиента и веб-клиента;
  • управление интерфейсом программы и отдельных форм;
  • перенос основной вычислительной нагрузки на сервер и экономное использование ресурсов клиента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *