Налоговая экспертиза

22 июля 2014

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Основания и порядок назначения экспертизы в рамках налоговой проверки, виды экспертиз, заключение эксперта.

Наш комментарий:

Понятие и круг вопросов, по которым может быть проведена экспертиза.

Экспертиза в рамках налоговой проверки — мероприятие налогового контроля, назначаемое на основании постановления должностного лица, осуществляющего проверку, в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Федеральная налоговая служба РФ на основании судебной практики сформировала круг вопросов, экспертиза по которым не может быть назначена. Так, ФНС РФ в письме от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837@ «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» (далее — Письмо о рекомендациях) разъясняет, что не допускается назначение экспертизы по вопросам бухгалтерского учета, вопросам права, а также по другим вопросам, познаниями по которым, либо полномочиями по разрешению которых должны обладать проверяющие или иные специалисты налогового органа (юристы и др.).

Кроме того, ФНС РФ в указанном письме обращает внимание, что при назначении экспертизы предпочтение должно отдаваться тем ее видам и вопросам, которые дают основания налоговому органу полагать, что результаты экспертизы позволят установить нарушения законодательства о налогах и сборах в крупных и особо крупных размерах.

Наиболее приоритетное значение имеют следующие виды экспертиз:

  • идентификационная экспертиза по установлению принадлежности товара к однородной группе товаров или контролируемому перечню товаров;
  • экспертиза по определению стоимости товара;
  • экспертиза по оценке стоимости недвижимого имущества, основных фондов, нематериальных активов, сметной стоимости строительства;
  • экспертиза по определению объема выполненных работ (услуг), количества произведенной продукции (добычи полезных ископаемых), товаров;
  • экспертиза информации на машинных носителях;
  • криминалистическая экспертиза (почерковедческая, автороведческая, технико-криминалистическая).

Порядок назначения экспертизы

Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего налоговую проверку. Таким образом, экспертиза должна быть назначена в период проведения налоговой проверки. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. При этом вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе.

Должностное лицо должно ознакомить проверяемого с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить ему право:

  1. заявить отвод эксперту;
  2. просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
  3. представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
  4. присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
  5. знакомиться с заключением эксперта.

Эксперт также обладает определенными правами. В частности, эксперт имеет право:

  1. знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы;
  2. заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов;
  3. при установлении при производстве экспертизы имеющих значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение;
  4. отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы. Отказ эксперта от участия в проведении налоговой проверки при отсутствии указанных обстоятельств влечет налоговую ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 129 НК РФ, а именно взыскание штрафа в размере 500 рублей.

Материалы для проведения экспертизы предоставляются в распоряжение эксперта должностным лицом налогового органа, проводящим налоговую проверку. Если предоставленных материалов недостаточно для проведения экспертизы по поставленным вопросам в полном объеме, то эксперт имеет право ходатайствовать о предоставлении дополнительных материалов.

Заключение эксперта

Экспертиза завершается составлением заключения. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Если заключение неполное или недостаточно ясное, то может быть назначена дополнительная экспертиза. Дополнительная экспертиза может быть поручена тому же или другому эксперту.

Наличие сомнения в правильности или обоснованности заключения эксперта являются основанием для проведения повторной экспертизы. В отличие от дополнительной экспертизы, проведение повторной экспертизы может быть поручено только другому эксперту.

В силу пункта 2 статьи 129 НК РФ, дача экспертом заведомого ложного заключения влечет налоговую ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5 000 рублей.

Источник: Центр экспертизы

налоговое право, налоговые проверки

Понятие «Налоговая экспертиза»:

СТОИМОСТЬ НАЛОГОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ от 50 000 рублей

Налоговая экспертиза или финансово-налоговая экспертиза относится к одному из видов экономических экспертиз, при производстве которой разрешаются вопросы налогообложения, своевременности и правильности уплаты налоговых сборов и страховых взносов, обоснованности и правильности налоговых вычетов, законности и обоснованности налоговых проверок, правильности применения определенных видов налогов и сборов в зависимости от различных видов предпринимательской деятельности, а также, иные вопросы, требующие специальных познаний в области налогообложения, налоговой отчетности предприятия и налоговой политики.

Проведение налоговой экспертизы, также, как и проведение иных финансово-экономических и бухгалтерских экспертиз, является одним из основных экспертных направлений деятельности нашего Центра.

Наш Центр проводит все виды налоговых экспертиз!

Из всех налоговых экспертиз, значительную часть составляют налоговые экспертизы по налоговым вычетам юридических лиц, например, вычет по налогу на прибыль, вычет по НДС (см. подробно — Экспертиза налогового вычета).

Процессуальные виды налоговой экспертизы:

Также как и другие экономические экспертизы, процессуально, налоговая экспертиза может быть:

  • досудебная: проводится по запросу адвокатов либо физических и юридических лиц, с последующим составлением заключения специалиста (досудебная налоговая экспертиза; внесудебная налоговая экспертиза; независимая налоговая экспертиза);
  • судебная: проводится только по определению суда либо по постановлению следователя, в рамках рассмотрения дела, по результатам которой оформляется заключение эксперта (судебно-налоговая экспертиза; налоговая экспертиза для суда).

Кроме того, судебная налоговая экспертиза, как и другие виды судебных экспертиз, может быть: однородной (единоличная, первичная), дополнительной, повторной, комиссионной и комплексной.

Особенность назначения судебной налоговой экспертизы:

Судебно-налоговая экспертиза, также, как и иные судебные экспертизы, может быть назначена по определению суда на этапе судебного следствия, либо на основании постановления следователя на этапе предварительного следствия. Но при этом следует обратить внимание на то, что налоговая экспертиза может быть назначена в досудебном порядке, в соответствии со статьей 95 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку – экспертиза налоговой проверки.

Стоимость налоговой экспертизы указана ниже

Вопросы налоговой экспертизы размещены в конце раздела

Объекты налоговой экспертизы:

  • акты налоговой проверки
  • налоговые декларации организации (по УСН, НДФЛ, на землю и другие)
  • документы об авансовых платежах
  • документы налоговой отчетности организации
  • регистры бухгалтерского учета
  • бухгалтерская отчетность
  • документы бухгалтерского баланса предприятия
  • первичные бухгалтерские документы: товарные накладные, акты сдачи-приемки, акты приема-передачи, акты выполненных работ, расчетно-платежные ведомости, кассовые ордера (приходные, расходные), авансовые отчеты, бухгалтерские справки, квитанции, чеки, счета, счета-фактуры и др.
  • договоры, контракты, соглашения, приложения и дополнения к ним
  • распорядительные документы руководства организации (указы, приказы, решения)
  • иные финансовые и налоговые документы предприятия, содержащие бухгалтерскую и налоговую отчетность, необходимые эксперту для ответов на вопросы налоговой экспертизы
  • заключения ранее проведенных налоговых экспертиз
  • материалы уголовных или гражданских дел, материалы проверки

Задачи и цели налоговой экспертизы:

  • анализ правильности, своевременности и полноты объема исчислений федеральных налогов
  • анализ правильности, своевременности и полноты объема исчислений региональных налогов
  • анализ правильности, своевременности и полноты объема исчислений местных налогов
  • определение обоснованности специального налогового режима, в зависимости от вида предпринимательской деятельности
  • определение особенностей налоговой базы
  • определение обоснованности налоговых льгот
  • определение суммы налогового вычета
  • анализ правильности и своевременности уплаты страховых взносов
  • определение величины недоимок, пеней и штрафов
  • обоснованность взыскания налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента)
  • установление факта неверного исчисления налогов
  • установление способов и механизмов «ухода» от налогов
  • выявление мошеннических операций при уплате налогов
  • выявление нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах
  • иные вопросы, касаемые преступлений в сфере экономики, налогов и налогообложения в Российской Федерации
  • анализ объективности, научной и правовой обоснованности ранее проведенных налоговых экспертиз
  • рецензирование налоговых экспертиз

В каких случаях необходимо назначение налоговой экспертизы:

Налоговая экспертиза из всего класса экономических экспертиз, относится к довольно редким экспертизам. Налоговая экспертиза может быть проведена, как на досудебном этапе (независимая налоговая экспертиза), так и при рассмотрении дел в суде, либо на этапе предварительного следствия по уголовным делам (судебная налоговая экспертиза). Чаще всего данный вид экспертиз проводится налоговыми органами (ФНС) на этапе налоговой проверки – экспертиза налоговой проверки (в соответствии со ст. 95 НК РФ). Внесудебная или досудебная независимая налоговая экспертиза, в большинстве случаев проводится по запросу адвоката, при несогласии с результатами налоговой проверки или ранее проведенной экспертизы либо с целью доказывания своей позиции в судебном процессе. В гражданском судопроизводстве, а также, при рассмотрении дела в арбитражном процессе, налоговая экспертиза для суда, применяется в основном при несогласии налогового агента с результатами проведенной налоговой проверки (при отсутствии состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность). По уголовным делам, налоговая экспертиза широко применяется при уклонении от уплаты налогов, сборов и страховых взносов (статья 199 УК РФ), при неисполнении обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ), при сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов (ст. 199.2), а также, при совершении преступлений предусмотренных ст.ст. 199.3 и 199.4 УК РФ. Кроме того, как указывалось выше, в большинстве случаев, налоговая экспертиза как по гражданским, так и по уголовным делам, проводится по налоговым вычетам в отношении физических либо юридических лиц.

Ходатайство о назначении и проведении налоговой экспертизы:

Судебная налоговая экспертиза назначается и проводится в соответствии с действующими нормами процессуального права. В ходатайтсве о назначении налоговой экспертизы следует указать краткие обстоятельства дела, вопросы для разрешения налоговой экспертизы, приобщить материалы по которым будет проводиться экспертиза, а также указать экспертное учреждение в котором прредполагается проведение экспертизы. Ходатайствуя в суде о назначении и проведении судебно-налоговой экспертизы в нашем Центре, Вы можете рассчитывать на высокое качество выполненной работы, объективность и полноту экспертных исследований, независимость и беспристрастность наших экспертов.

Обратите внимание! Перед ходатайством о проведении и назначении судебно-налоговой экспертизы, обратитесь к нам в центральный офис за Информационным письмом, где мы укажем сроки исполнения и цену налоговой экспертизы для суда.

Стоимость налоговой экспертизы:

Срок производства налоговой экспертизы – от 15 суток!

Стоимость независимых и судебных налоговых экспертиз
(ориентировочно)

— однородная или единоличная налоговая экспертиза (участие одного эксперта)

— от 50 тыс. рублей

— комиссионная налоговая экспертиза (участие минимум двух экспертов)

— от 100 тыс. рублей

— комплексная налоговая экспертиза (с участием эксперта или группы экспертов иных специальностей)

— от 100 тыс. рублей

— составление письменного Акта (без исследовательской части)

— от 35 тыс. рублей

Обращаем Ваше внимание!
В зависимости от объема налоговой нагрузки организации, количества и сложности вопросов экспертизы, объема документов – окончательная стоимость налоговой экспертизы может быть увеличена в несколько раз!

— рецензия налоговой экспертизы

— от 50 тыс. рублей

— консультация

— бесплатно (устная, по телефону)

— от 10 тыс. рублей (устная, в офисе)

— от 20 тыс. рублей (письменная)

— выезд эксперта или специалиста в суд (одно заседание, г. Москва)

— от 10 тыс. рублей

— выезд эксперта или специалиста в суд (одно заседание, Московская область)

— от 20 тыс. рублей

— выезд эксперта либо специалиста в суд (одно заседание, Регионы)

— договорная, но не менее 30 тыс. рублей (без учета транспортных расходов и расходов на проживание)

— помощь адвокатам и юристам в составлении искового заявления, претензии, возражения на исковое заявление

— от 20 тыс. рублей

— составление вопросов для суда по налоговой экспертизе

— от 10 тыс. рублей

Стоимость судебно-налоговой экспертизы может значительно варьировать, но при этом цены на налоговые экспертизы в нашем Центре, как по г. Москве, так и по России в целом, значительно ниже, чем в других учреждениях.

При проведении судебной или независимой налоговой экспертизы, как правило, можно использовать следующие вопросы:

1. Своевременно ли и в полном объеме были исчислены и уплачены налоги ООО «……» (указать организацию) с …… по …… (указать временной промежуток)? Если нет, то какова сумма денежных исчислений по налогам не была уплачена?

2. Своевременно ли и в полном объеме были исчислены и уплачены страховые взносы во внебюджетные фонды ООО «……» (указать организацию) с …… по …… (указать временной период)? Если нет, то какова сумма денежных исчислений по налогам не была уплачена?

3. Какова сумма НДС, подлежащая уплате ООО «……» (название ООО), в период с …… по ……?

4. Правильно ли был произведен налоговый вычет ООО «……» (название ООО), в период с …… по ……? Если неправильно, то какова действительная величина налогового вычета?

5. Какова сумма НДС, подлежащая исчислению к уплате ООО «……» (название ООО) за период с …… по …… (указать временной промежуток), с учетом уменьшения суммы налоговых вычетов по НДС?

6. Имеются ли расхождения данных в счетах-фактурах и книге покупок ООО «……» (указать название)?

7. Своевременно ли и в полном объеме был уплачен налог по УСН индивидуальным предпринимателем «……» (название ИП), в период времени с …… по …… (указать временной период)?

8. Своевременно ли и в полном объеме были уплачены страховые взносы во внебюджетные фонды индивидуальным предпринимателем «……» (название ИП), в период времени с …… по …… (указать временной период)?

9. Соответствует ли бухгалтерский баланс организации «……» (указать название) действительным финансово-экономическим показателям (согласно представленным документам и материалам дела)?

10. Соответствует ли проведенный бухгалтерский учет ООО «……» (указать название ООО), нормативным правовым актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета? Если нет, то в чем выражается несоответствие?

12. Имеются ли нарушения в Акте налоговой проверки № …… (номер Акта) от …… (дата)? Если имеются, то в чем они (нарушения) заключаются?

Вышеуказанный список вопросов по налоговой экспертизе не является исчерпывающим. Вопросы для эксперта налоговой экспертизы всегда можно корректировать и изменять, исходя из конкретных обстоятельств дела и экспертной ситуации.

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Налоговая экспертиза

Инициаторами проведения налоговой экспертизы обычно выступают налогоплательщики, налоговые или судебные органы.

Понятие экспертизы

В соответствии с положениями действующего законодательства, налоговая экспертиза представляет собой особую процедуру налогового экспертного контроля, которая проводится в определенные сроки.

Понятие и проведение экспертизы может включать в себя различные действия и средства, например, исследование документации и оборудования на предмет их соответствия действующим стандартам, освидетельствование, уведомление заинтересованных лиц, регистрация, направление результатов в соответствующий орган и т.д.

Основная задача, цель и функции экспертизы направлены на проверку соблюдений действующих норм налогового законодательства РФ, на своевременное выявление и признание каких-либо нарушений и применение определенных мер для их скорейшего устранения.

В понятие экспертизы также могут входить и иные действия и средства уполномоченных лиц, которые будут направлены на выявление, уведомление и освидетельствование несоответствия документации или оборудования установленным требованиям, в том случае, если данные действия и средства не будут противоречить установленному порядку.

Такая процедура, как налоговая экспертиза и сопровождение, должна полностью соответствовать существующим условиям и требованиям.

В противном случае, у налогоплательщика будут иметься все основания и условия для обращения в судебный орган с целью защиты собственных интересов, в установленные сроки.

Обжалование и судебная форма данного действия могут быть применены любым заинтересованным лицом, подавшем исковое заявление в судебный орган.

Назначение экспертизы

Понятие «назначение экспертизы» и процедура подразумевают под собой утверждение, уведомление и разрешение на проведение определенных действий, необходимых для осуществления данной процедуры.

Данное понятие также подтверждает, что для проведения экспертизы имеются все основания, средства, функции, требования и условия, предусмотренные НК РФ.

Назначение экспертизы нередко обуславливается тем, что в ходе непосредственного осуществления налоговой проверки документации или оборудования, у уполномоченного лица могут возникнуть вопросы, для разрешения которых требуется привлечение и уведомление определенных специалистов, например, для дачи своего экспертного мнения.

Важным документом, регулирующим проведение экспертизы, является постановление или определение, которое принимается должностным лицом, либо налоговым органом, если существуют соответствующие условия, средства и основания, а также протокол, в котором перечислены все особенности.

Определение о назначении обязательно должно содержать изложение кратких обстоятельств, которые привели к необходимости проведения данной процедуры и существующие особенности. Помимо этого, в содержание документа должны включаться данные об эксперте, виды экспертиз, которые необходимо провести, порядок проведения экспертизы, цель, сроки, время проведения экспертизы, заявление, средства, сведения о налогоплательщике и т.д.

Ходатайство о назначении экспертизы обязательно должно быть оформлено надлежащим образом и подписано уполномоченным лицом, исполняющим данные функции. Обязательной будет являться и регистрация данного документа.

Сведения постановления о назначении экспертизы

Определение или постановление о назначении экспертизы является основным и главным документом, включающим в себя правовые основания и требования, с учетом которых, в дальнейшем проводится налоговая экспертиза.

Оформление данного документа обязательно должно соответствовать всем установленным нормам и стандартам, иначе его оспаривание или обжалование могут стать положительными. Электронная форма не допустима.

Постановление о назначении экспертизы должно содержать следующие сведения:

  • данные о физическом, либо юридическом лице, в отношении которого проводится экспертиза, его ФИО, адрес проживания, либо регистрации, контакты, уведомление и т.д.;
  • сведения о специалисте, в чьи полномочия входит составление экспертного заключения – его ФИО, должность, место работы, регистрация, особенности и иные данные;
  • основания и условия, на которых проводится налоговая экспертиза, а также установленные требования, цель, задача, функции, средства и иные особенности, которые может содержать данная процедура;
  • установленные сроки, во время которых процедура должна быть проведена в полном объеме. Данные сроки, как и иные условия, требования и особенности, устанавливаются лицом, подписавшим постановление, протокол или определение о назначении экспертизы.

Определение или постановление может содержать и иные данные, если они имеют прямое отношение к процедуре и содержат в себе важные условия, например, возможность обжаловать данный документ.

Права эксперта

Эксперт или орган, обеспечивающий сопровождение, освидетельствование и являющийся полноценным участником налоговой экспертизы, которая проводится в отношении того или иного налогоплательщика, подавшего заявление, обладает своими определенными правами и обязанностями.

Понятие «права эксперта» включает в себя следующие полномочия:

  • выполнение всех необходимых действий для того, чтобы исследовать объект экспертизы, составить протокол, фиксировать его особенности, использовать определенные средства и иные нюансы, если данные действия являются правомерными и не запрещаются действующими законами;
  • ознакомление с необходимыми документами, которые содержат важные данные о работе и налогообложении юридического лица, их утверждение и регистрация, отправка в соответствующий орган, а также проведение экспертизы в отношении иной информации, которая касается норм и действующих правил налогового законодательства РФ;
  • освидетельствование и заключение экспертизы, регистрация, уведомление заинтересованных лиц, дача экспертного мнения, в котором указываются результаты экспертизы и использованные средства, указание всех полученных в ходе данной процедуры сведений. Результаты экспертизы должны быть описаны подробно, с указанием всех найденных правонарушений и иных нюансов;
  • экспертиза документов, оборудования и иных вещей, если данная процедура и освидетельствование требуются для получения максимально точных результатов;
  • повторная экспертиза документации и освидетельствование, если соответствующее ходатайство о проведении экспертизы было заявлено заинтересованным лицом, подавшим соответствующее заявление в налоговый орган;
  • выполнение иных действий, не противоречащих установленному порядку.

Права проверяемого лица

В целях защиты законных интересов налогоплательщиков, действующее налоговое законодательство РФ и налоговый орган наделяет проверяемых лиц определенными правами. Сюда относятся:

  • право на заявление отвода экспертному лицу. Заявление оформляется в письменной форме, обязательными являются его подписание, утверждение и регистрация;
  • право на предъявление списка лиц, в чьи полномочия входит составление экспертного заключения;
  • составление и заявление дополнительных вопросов, в то время как осуществляется проведение экспертизы и составляется протокол, для получения по ним экспертного мнения от приглашенного специалиста;
  • право присутствия на проведение экспертизы и возможность давать собственные разъяснения в отношении тех или иных вопросов, которые являются нюансами налогообложения организации, бухгалтерского учета и т.д.;
  • ознакомление с результатами экспертного заключения, постановка и утверждение дополнительных вопросов;
  • заявление ходатайства в налоговый орган о том, чтобы была назначена повторная экспертиза, либо определенные специальные экспертизы, данные о которых заносятся в протокол;
  • уведомление специалиста о произошедших изменениях, либо об определенных нюансах, которые могут повлиять на последующую дачу экспертного мнения и являются важными;
  • заявление и утверждение официальных возражений по поводу полученного экспертного мнения, дача собственных разъяснений касаемо тех или иных нюансов, требования о том, чтобы были использованы иные методы экспертизы, сопровождение и т.д.

Заключение эксперта

Заключение экспертизы, как и протокол, является основным документом, в котором указываются результаты проведенной проверки, особенности, условия, требования, цель, основания и иные данные.

Факт окончания экспертизы, будь то экспертиза документов, оборудования или иные виды экспертиз, оформляется в письменной форме, лицом, в чьи полномочия входит составление экспертного заключения.

Эксперт может отказаться от составления заключения в том случае, если на это существуют весомые основания или требования, например, если обязательное оформление невозможно по причине недостаточного количества представленных материалов, оборудования или документации.

Если экспертиза документов, сопровождение, прохождение процедуры и окончательное заключение содержат в себе выводы, выходящие за пределы компетенции специалиста, они не должны рассматриваться как подтвержденный факт.

Заключение и определение эксперта, как и заявление заинтересованного лица, а также протокол, должны соответствовать всем требованиям правовой документации.

Постановление должно содержать следующие сведения:

  • виды экспертиз, которые были проведены;
  • время проведения экспертизы;
  • освидетельствование;
  • уведомление заинтересованных лиц;
  • особенности проверенной документации и оборудования;
  • использованные средства.

Действующие правила проведения экспертизы устанавливают, что протокол проведения является обязательным документом, без которого все полученные результаты будут являться недействительными.

Дополнительная и повторная экспертизы

Действующие правила проведения экспертизы и особенности устанавливают, что, в случае недостаточности полученных сведений, ответственным лицом может быть назначена повторная экспертиза и освидетельствование. Данная процедура проводится в отношении документации, оборудования и иного имущества.

Основанием, как правило, выступают требования заинтересованного лица, письменное заявление, уведомление и протокол, представленные в соответствующий орган. Правила проведения экспертизы оборудования, либо документации устанавливают, что соответствующее определение о повторной экспертизе выносит соответствующий уполномоченный орган.

Сведения о том, что данная процедура является повторной, а также иные особенности, обязательно вносятся в протокол.

Дополнительная процедура содержит в себе главную цель – получение максимально точных и четких подробностей, сопровождение, освидетельствование, касающееся определенных вопросов и нюансов, которые не смогла обеспечить первоначальная процедура.

Помимо этого, повторная процедура в отношении документации и оборудования, а также освидетельствование проводится в том случае, если налогоплательщик выразил желание обжаловать результаты первой экспертизы.

Журнал «Экономические преступления» № 12/2009

Александр Сотов, партнер коллегии адвокатов «ФБК-Право», канд. юрид. наук (г. Москва)

Заключение эксперта по бухучету и налогам, привлеченного милицией, содержится практически в любом уголовном деле об уклонении от уплаты налогов. Однако наработанная практика проведения налоговых экспертиз отнюдь не свидетельствует об его безупречном качестве. Экспертные ошибки, а также процессуальные нарушения, которые допускают следователи при назначении исследования, при тщательной и настойчивой работе адвоката могут привести к снятию обвинений с фигуранта.

Значение выводов налоговой экспертизы

Экспертное заключение в уголовных делах о неуплате налогов зачастую является едва ли не основным доказательством стороны обвинения. Объяснить это можно достаточно просто: для привлечения к уголовной ответственности и расчета умышленно не перечисленной в бюджет недоимки должны быть изучены нормы налогового законодательства.

Поскольку нормы НК РФ стабильностью и однозначностью трактовки не отличаются, а следственные подразделения МВД России далеко не всегда комплектуются достаточным числом опытных специалистов, Верховный Суд РФ решил укрепить интеллектуальный потенциал правоохранителей с помощью экспертов. По крайней мере, такой вывод напрашивается при прочтении п. 23 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.06 № 64. В своих разъяснениях ВС РФ ставит заключение эксперта в один ряд с материалами проверок и других контрольных мероприятий, содержащих выводы о наличии либо отсутствии нарушения налогового законодательства.

Возникает закономерный вопрос: неужели для доказывания факта нарушения недостаточно решения по налоговой проверке?

Ответ на этот вопрос в свое время дал Верховный Суд РФ в решении от 26.03.08 № ГКПИ08-334. Пытаясь исключить судебную налоговую экспертизу из перечня экспертиз, утвержденного Приказом МВД России № 511, заявитель по делу отметила, что налогами должны заниматься налоговые органы, а если милиция подозревает что-то неладное с наполнением бюджета, она обязана направить материалы в налоговую инспекцию. Однако суд отверг данный довод, указав, что налоговики не имеют права расследовать уголовные дела, а назначение судебной налоговой экспертизы предусмотрено УПК РФ.
Вопросы эксперту, которые можно оспорить

На практике имеют место случаи, когда следователи, не будучи уверены в своих познаниях, ставят перед экспертами вопросы, касающиеся правовой квалификации действий налогоплательщика.

Например, по одному из уголовных дел следователь поставил перед экспертом следующий вопрос: «Имеются ли факты уклонения от уплаты налогов, а также страховых взносов во внебюджетные фонды в деятельности ООО «Х” за 2001 г ., и если да, то какой способ уклонения применялся?»

По другому делу следователь попросил экспертов высказать мнение по следующему вопросу: «уклонялся ли индивидуальный предприниматель Н. от уплаты ЕСН и страховых взносов во внебюджетные фонды за период с 01.01.2004 по 31.07.2004?».

Постановка такого рода вопросов эксперту является примером грубейшего нарушения экспертной компетенции. В данном случае эксперт обладает специальными познаниями в сфере налогообложения, а налоговое законодательство не знает такого термина, как «уклонение от уплаты налога». Уклоняться с точки зрения НК РФ можно только от постановки на налоговый учет (ст. 117). Действуя в рамках своей компетенции, эксперт не имеет права разрешать вопросы, на которые нет ответа в пределах налогового законодательства, в том числе квалифицировать чьи-либо действия с точки зрения УК РФ.

Правильные вопросы эксперту

Чтобы правильно определить место экспертизы в доказывании по делам о налоговых преступлениях, необходимо четко разграничить функции эксперта и следователя. Любые нарушения компетенции — достаточный повод для оспаривания выводов эксперта и обжалования действий следователя.

Итак, ст.199 УК РФ устанавливает ответственность за уклонение от уплаты налогов, совершенное в крупном размере.

Крупным размером в соответствии с примечанием к данной статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн руб. А особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2,5 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7,5 млн руб.

Размеры налогов и сборов, фактически уплаченных за три года, следователь и адвокат способны определить и без эксперта. Его заключение может потребоваться для ответа на следующие вопросы:

1.Какие налоги и в каком размере подлежат уплате при осуществлении конкретной хозяйственной операции?

2.Какими должны быть обязательства предприятия за налоговый период, когда совершались указанные операции, если бы расчет налогов по ним был произведен так, как указано при ответе на первый вопрос?

Располагая ответом на второй вопрос, защитник (как и следователь) может без труда рассчитать:

— каковы недоимки по налогам за исследуемый период (из данных — ответа на второй вопрос вычитается сумма фактически уплаченного налога по декларациям);

— превышает ли недоимка 1,5 млн руб. либо как она соотносится с суммами налога, уплаченными за три года. —

Только так будет определен существенный признак объективной стороны состава — материальный ущерб.

Мотивировочная часть заключения по первому вопросу поможет адвокату понять требования законодательства, а показания лиц, ответственных за ведение учета в организации, позволят выяснить, как эти требования выполнялись фактически. В результате появится возможность судить о том, было ли уклонение и, если было, осуществлялось ли оно преступным способом.

В такой ситуации все участники следствия действуют в пределах своей компетенции: эксперт устанавливает, каковы нормативные требования, а следователь решает, соблюдались ли они подследственным, и дает его действиям правовую оценку с точки зрения УК РФ.

Что делать, если эксперт ошибся

Чтобы ошибочное заключение эксперта не легло в основу выводов о винов­ности фигуранта, закон предусматривает процессуальные механизмы защиты его прав. Прежде всего, заключение эксперта и протокол его допроса в соответствии с ч. 1 ст. 206 Кодекса предъявляются подозреваемому, обвиняемому, его защитнику для ознакомления. Если при ознакомлении в экспертном заключении будут выявлены ошибки, следует воспользоваться положениями ст. 207 УПК РФ.

Так, если заключение представляется недостаточно ясным и полным, а также если возникли новые вопросы в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела, необходимо ходатайствовать о назначении дополнительной судебной экспертизы, производство которой будет поручено тому же или другому эксперту.

При наличии сомнений в обоснованности заключения эксперта либо противоречий в его выводах следует требовать назначения по тем же вопросам повторной экспертизы, производство которой поручается другому эксперту.

Закон позволяет настаивать на проведении экспертизы не только в экспертных подразделениях МВД, которым фигурант уголовного дела может не доверять, но и в негосударственных организациях, в которых, согласно ст. 41 Федерального закона от 31.05.01 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», также могут проводиться экспертные исследования. Поскольку ни одно доказательство в уголовном процессе не может иметь заранее установленной силы, заключение частного эксперта будет иметь не меньший вес, чем мнение ведомственных специалистов.

Если следователь отказывает в проведении дополнительной или повторной экспертизы, его действия могут быть обжалованы в порядке ст. 123 УПК РФ руководителю следственного подразделения или прокурору. Впрочем, эффективность такого обжалования, как правило, не особенно велика.

В ситуации, когда жалобы оказываются безрезультатными, защитнику остается воспользоваться правом, предусмотренным п. 4 ст. 3 Федерального закона от 31.05.01 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», и привлечь на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи.

Привлеченный адвокатом специалист может дать устную или письменную консультацию (разъяснения) или выполнить исследование (так называемое предварительное или доэкспертное исследование). По ходатайству адвоката разъяснения или материалы исследования могут быть приобщены к делу.

КОММЕНТАРИЙ

Дмитрий Селиванов, эксперт аудиторской компании «ВВ-Аудит», канд. экон. наук (г. Москва):

При проведении судебной налоговой экспертизы не проверяется вся — финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика. Как правило, исследуется влияние действий обвиняемого, его взаимоотношений с теми или иными компаниями на сумму начисленного налога. Либо эксперт высчитывает расхождения между размерами налога — уплаченного и подлежащего уплате. Может также проверяться обоснованность применения льгот и т. д.

Многие полагают, что для определения размера неуплаченных налогов достаточно и акта налоговой проверки. Однако на практике акты налоговых органов фигурируют в уголовных делах лишь в 3–5% случаев. Это объясняется тем, что налоговики не могут так глубоко «копать», как милицейские оперативники. Более того, зачастую сумма предъявленных претензий со стороны налоговиков значительно отличается от недоимки, указанной в заключении судебной налоговой экспертизы.

Многолетний опыт проведения и проверки налоговых экспертиз позволяет выявить ошибки, позволяющие подвергнуть сомнению заключение эксперта.

К примеру, перед экспертом ставится вопрос: «Какую сумму НДС должно было заплатить и какую сумму НДС фактически заплатило ООО «Василек” за период с 01.01.05 по 31.12.07 всего и отдельно по операциям с компанией ООО «Светлячок”?» Для ответа на него эксперт должен:

1) определить сумму неправомерно заявленных вычетов по НДС от организаций-«однодневок» за указанный период на основании представленных следователем книги покупок ООО «Василек» и счетов-фактур от ООО «Светлячок». На этом этапе самая распространенная ошибка эксперта — не проверить правильность переноса данных из счетов-фактур в книгу покупок. В случае расхождения данных в счетах-фактурах и книге покупок налогоплательщик может заявить об опечатке, которая, как известно, не является уголовно наказуемой (уклонение от уплаты налогов возможно только с прямым умыслом — п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.06 № 64);

2) определить сумму НДС, подлежащую исчислению к уплате в бюджет ООО «Василек» за указанный период с учетом уменьшения суммы налоговых вычетов по НДС, заявленных в налоговых декларациях, на сумму неправомерных вычетов. Здесь эксперту необходимо проверить правильность переноса данных из книги покупок в налоговую декларацию соответствующего периода. Если эксперт устанавливает, почему сумма заявленных вычетов по НДС в книге покупок не соответствует данным из налоговой декларации по НДС, без объяснений следователя либо подозреваемого (обвиняемого), обоснованность его заключения также можно поставить под сомнение;

3) сравнить суммы НДС, рассчитанные в ходе исследования, с суммами НДС, которые заявлены в налоговых декларациях ООО «Василек» за указанный период.

Исходя из данного алгоритма к заключению эксперта должны прилагаться сравнительные таблицы, расчеты. Если подобная информация отсутствует, защитник должен подвергнуть сомнению результаты исследования и постараться собственными силами либо с помощью аудиторской компании установить ошибки, допущенные экспертом.

В зависимости от поставленного вопроса в рамках судебной налоговой экспертизы проверяются отдельные документы бухгалтерского и (или) налогового учета: первичные документы, учетные регистры, налоговая отчетность и т. д. Причем исследование проводится исключительно на основании оригиналов документов, которые эксперту предоставляет следователь. Экспертиза на основе копий документов допускается, если они официально заверены представителями компаний.

На практике имеют место случаи, когда эксперт проводит исследование лишь на основании выписки по расчетному счету налогоплательщика, а в заключении указывает, что им проанализированы выставленные контрагентами-«однодневками» счета-фактуры, книги покупок и налоговые декларации. Однако при внимательном ознакомлении с приложениями к заключению эксперта нетрудно понять, что сумма неуплаченных налогов определялась исходя из сумм НДС, перечисленных на счета «однодневок». Если данный факт вскроется, заключение эксперта будет признано необоснованным, после чего, скорее всего, будет назначена повторная налоговая экспертиза.

КОММЕНТАРИЙ

Максим Ионцев, старший партнер Московской коллегии адвокатов «Ионцев, Ляховский и партнеры»:

В большинстве случаев экспертиза в — уголовных делах об уклонении от уплаты налогов — простая формальность. Такова российская действительность: если дело направлено в суд, оно окончится обвинительным приговором. Чаще всего фигурантам «налоговых» дел вменяют в вину связи с фирмами-«однодневками», незаконное перечисление денег по фиктивным (на взгляд следствия) договорам. Не найдя достоверных доказательств фиктивности сделок, следователи указывают в обвинительных заключениях, что со стороны контрагента договоры были составлены «неустановленным лицом, в неустановленном месте, в неустановленное время».

В регионах доходит до того, что уголовные дела возбуждаются, например, по поводу неправильного заполнения деклараций по ЕСН. Когда даже после экспертизы в ЭКЦ МВД выясняется, что оснований подозревать лицо в неуплате налогов не было и уголовное дело возбуждено незаконно, следственные органы начинают всячески затягивать ход расследования или искать возможности прекратить дело по нереабилитирующим основаниям. В подобных случаях исход дела будет зависеть от принципиальности обвиняемого и адвоката.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *