Налоговый маневр

Понятие «налоговый маневр» появилось в законодательстве РФ в 2012 г. в связи с началом реформ налогообложения, и по сути представляет собой перераспределение нагрузки в пределах различных отраслей экономики и между различными категориями налогоплательщиков. В нефтяной отрасли налоговый маневр напрямую связан с вопросами ценообразования в нефтяной промышленности. Документ вступил в силу с 1 января 2019 г. и рассчитан на 6 последующих лет: за это время в планах правительства внести серьезные изменения в расчет экспортной таможенной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Так, планируется постепенно снижать экспортную пошлину сырой нефти до полной отмены и в то же время повышать НДПИ. Целей у законодательных изменений несколько: во-первых, добиться более выгодного экспорта нефти и нефтепродуктов, а во-вторых, достичь роста цен на нефть для переработки на внутреннем рынке. Однако, нововведениям рады не все: последствий опасаются как независимые российские НПЗ, для которых налоговый маневр грозит стать «последним гвоздем» в крышку гроба, так и братья-белорусы, для которых завершение налогового маневра в России будет означать, что стоимость покупаемой российской нефти вырастет до мирового уровня…

21 июня правительство одобрило вариант налогового маневра в нефтяной отрасли. Суть его заключается в поэтапном снижении экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты до нуля к 2024 году и одновременном росте налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате таких изменений экспорт нефти станет более выгодным, а цена на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке вырастет.

Чтобы отчасти компенсировать рост цен на топливо, правительство собирается принять так называемый плавающий акциз. Повышать для НПЗ его будут в период низких цен на нефть, а в периоды высоких цен налоговая нагрузка на НПЗ будет наоборот снижаться.

Кроме этого, правительство планирует смягчить реформу обратным акцизом. Это налог, который предполагает возврат акцизов с объемов нефти, которые идут на переработку. Его размер зависит от корзины нефтепродуктов. Чтобы он был максимальным, НПЗ не должен выпускать темных нефтепродуктов.

Ранее им могли воспользоваться заводы, выпускающие бензин в объеме более 10% от первичной переработки и компании, попавшие под финансовые санкции. Теперь его решили предоставить компаниям, которые собираются модернизировать свои НПЗ. Также правительство хочет ввести повышающие коэффициенты к обратному акцизу для тех НПЗ, которые расположены далеко от границы и меньше зарабатывают на экспорте. Сколько стоит литр бензина в разных странах? Инфографика Подробнее

Зачем нужен налоговый маневр?

Министерство финансов предлагало обнулить экспортную пошлину на нефть с начала этого года, но против этого выступает Минэнерго, которое считает, что это может привести к падению объемов нефтепереработки на 20% и закрытию ряда НПЗ.

«Историю с нефтяным налоговым маневром изначально затевал Минфин для того, чтобы пополнить бюджет, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Раньше работала такая схема — есть две точки нефтяной отрасли, из которых изымают деньги. Когда вы из-под земли достали нефть, вы платите налог на добычу полезных ископаемых с объема, который вы извлекли. Например, добываем 547 млн тонн, 279 млн идет на внутреннюю переработку на НПЗ, а все остальное уходит на экспорт в сыром виде. С каждой тонны сырого экспорта платится экспортная пошлина. Получается, что на внутреннем рынке нефть дешевле, чем на внешнем. Получается, что у нас бензин и нефть дешевле, чем за рубежом. Налоговый маневр предполагает, что вы обнуляете экспортную пошлину и повышаете НДПИ. То есть всю нагрузку переносите на скважину. В результате получается, что нефть для НПЗ становится такой же дорогой, как и для внешних потребителей. Такая политика ведет к росту цен на бензин уже на внутреннем рынке. Поэтому правительство пытается придумать, как и налоговый маневр завершить, и цены удержать».

По словам эксперта, нефтяной налоговый маневр нужен в первую очередь для пополнения бюджета. «Если вы собираете только НДПИ, то получается, что сбор налогов идет со всех 547 млн тонн. Естественно, остается гораздо больше доходов в бюджет. Здесь каждое ведомство выполняет свою задачу. Минфин должен наполнять бюджет, чтобы не возникало дефицита. Вот для этого и придуман такой маневр, который имеет цель наполнить бюджет. Деньги нужны для выполнения майских указов, индексации пенсий и т.д.

Здесь каждый получается прав, но в итоге выходит не очень хорошо, потому что повышение цен на бензин является болезненным вопросом для населения, оно начинает бунтовать, проводить акции протеста. Поэтому стоит вопрос, а нужен ли на самом деле такой маневр, когда и так все работало, а теперь приходится придумывать какие-то инструменты, как регулировать цены на бензин и отрицательные акцизы, которые как ранее предполагалось будут запирать регионы и на них строить дороги. Если их уменьшать, то получается, что регионы опять будут недополучать, с бюджета им будут что-то компенсировать. Возникает вопрос — зачем пополнять бюджет, чтобы потом распределять из него средства по регионам. Страдает и переработка, потому что нефтяникам становится совсем не выгодно перерабатывать нефть на внутреннем рынке в больших мощностях», — говорит Юшков.

В правительстве заявляют, что за счет нефтяного налогового маневра российский бюджет получит за шесть лет около 1,5 триллиона рублей. Принять закон планируют в эту сессию, которая заканчивается в середине июля.

В июле 2018 года Госдума приняла законопроект о налоговом манёвре в нефтяной отрасли. Изменения Налогового кодекса РФ и закона «О таможенном тарифе» вступили в силу с 1 января 2019 года.

Давайте разберёмся, в чём смысл нововведения Минфина, и как трансформация налогообложения влияет на нефтяную отрасль.

Суть налогового манёвра

Налоговый манёвр в нефтяной отрасли запускает отмену экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Параллельно с началом текущего года стартовало увеличение НДПИ на добычу нефти и попутного нефтяного газа, которое продлится до 2021 года. Такие меры в Госдуме объяснили желанием «навести порядок в системе предоставления различного рода льгот и преференций».

К тому же, правительство рассчитывает увеличить доходы в федеральный бюджет, а также сформировать более эффективную систему налоговых льгот и субсидий.

В конечном итоге с помощью нефтяного манёвра в России планируют достичь более выгодного экспорта, а также частично избавиться от зависимости цен на нефть на глобальном рынке.

НДПИ будет расти с введением поправочного коэффициента: с 0,167 в 2019 году до 1 в 2024 году. Экспортная пошлина снижается следующим образом: сейчас поправочный коэффициент составляет 0,883, в 2020 году он снизится до 0,666 и в 2024 упадёт до нуля.

Другими словами, федеральный бюджет будет получать доходы от «нефтянки» за счёт НДПИ, а не экспортных пошлин. Как рассказывал директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов в интервью агентству Reuters, в результате введения нефтяного манёвра федеральный бюджет в следующие 6 лет может дополнительно получить около триллиона рублей (при условии, что баррель нефти будет стоить $40).

Читайте также «НДД: плюсы и минусы эксперимента».

Налоги и НПЗ

Замещение экспортной пошлины налогом на добычу полезных ископаемых провоцирует рост стоимости нефти и нефтепродуктов на российском рынке.

Для снижения налоговой нагрузки на НПЗ государство предусмотрело обратный (возвратный) акциз. Он рассчитывается с учётом объёмов нефтепереработки и территориального расположения предприятия.

Получить обратный акциз смогут только часть нефтеперерабатывающих заводов. Во-первых, он выплачивается НПЗ при условии, если за один квартал из общего объёма производства предприятия на долю бензина стандарта «Евро 5» или нафты приходится как минимум 10%.

Более того, завод должен поставить хотя бы 5 тысяч т этих продуктов на российский рынок.

Во-вторых, акциз могут получить предприятия, попавшие в санкционные списки США. В-третьих, обратный акциз распространяется на НПЗ, которые переработали в 2017 году не менее 600 тысяч т нефти.

И в-четвёртых, компания может получить право на возвратный акциз, если инвестирует в модернизацию производства более 60 млрд рублей (начиная с 2015 года), причём для этого нужно заключить соглашение с Минэнерго.

По данным информационно-аналитического центра Rupec

Вместе с обратным акцизом может применяться демпфирующая компонента – в случае, если НПЗ не повышают стоимость на нефтепродукты выше 10% от установленных государством уровней.

В целом выплата возвратных акцизов при росте цен на нефть способна частично компенсировать потери в пошлине относительно ДНС.

Кто против?

Налоговый манёвр в нефтегазовой отрасли не всем пришёлся по вкусу. Главным оппонентом Минфина с планом совершения «налоговой рокировки» стало Министерство энергетики.

Глава ведомства Александр Новак ещё в марте 2018 года заявил, что проводить нефтяной манёвр есть смысл только после 2023 года, когда все российские НПЗ уже пройдут модернизацию.

По мнению самих нефтяников, постоянные колебания налоговой нагрузки негативно влияют на работу НПЗ. В частности, нефтяным компаниям в новых условиях становится всё труднее привлекать инвесторов для реализации проектов модернизации, поддерживать стабильные объёмы переработки. Для отдельных предприятий и вовсе возникает риск закрытия, в первую очередь речь идёт о независимых компаниях.

Наглядный тому пример – Антипинский НПЗ(«Новый поток»), который в мае 2019 года объявил о банкротстве. Президент Группы компаний Дмитрий Мазуров связал финансовые трудности именно с инициативой Минфина.

Так, в письме к премьер-министру Дмитрию Медведеву он подчеркнул, что с 2019 по 2025 год НПЗ из-за налогового манёвра в общей сложности потеряет $1,7 млрд.

Ожидания от «наведения порядка» в системе льгот для нефтяников тоже оборачиваются далеко не так радужно. Так, 10-летние вычеты НДПИ были одобрены для «Роснефти» и «Газпром нефти». От первой компании федеральный бюджет будет ежегодно недополучать 46 млрд рублей, от второй – 13,5 млрд рублей.

Суммарно нефтяные гиганты получили льготы в размере около 600 млрд рублей. Чтобы компенсировать выпадающие доходы, Министерство финансов хочет увеличить налог на добычу нефти и попутного нефтяного газа.

Выходит, что льготы для отдельных нефтяных компаний придётся выплачивать всем остальным компаниям. Представители нефтяной промышленности уже сейчас обращаются с жалобами на Минфин, аргументируя своё недовольство прямым нарушением закона «О защите конкуренции».

В целом налоговый манёвр – беспрецедентная в мировой истории попытка отрегулировать нефтяной рынок. В любом случае, ранее не отработанная схема начала демонстрировать изъяны, требующие серьёзных доработок.

    Теги:

  • добыча нефти
  • налоговый манёвр
  • НПЗ

Пакет документов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли внесен в Госдуму 22 июня. Накануне, в ходе заседания правительства, были окончательно согласованы параметры предстоящей реформы.

Реклама

Речь идет о двух законопроектах: один из них предусматривает постепенное снижение с нынешних 30% (от стоимости нефти) до нуля вывозной таможенной пошлины. Второй законопроект предусматривает равномерное повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти и газового конденсата на величину снижения экспортной пошлины.

Таким образом, экспортная пошлина в течение шести лет будет полностью замещена ростом НДПИ. Предполагается, что закон будет принят в этом году и маневр начнется с 1 января 2019 года.

Предстоящий налоговый маневр в последние два года был камнем преткновения между Минфином и отраслью. Минэнерго предлагало отложить его до завершения модернизации российских НПЗ и запуска единого рынка нефти, нефтепродуктов и газа в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Действующий налоговый режим, в частности экспортная пошлина, по факту субсидирует нефтепереработку. Минфин настаивал на завершении маневра и сохранении поддержки только для тех производств нефтепродуктов, которые обеспечивают высокую степень переработки.

Принятый вариант реформы предусматривает сохранение действующих льгот по НДПИ. Речь идет о пониженной налоговой ставке на добычу на новых морских месторождениях, газового конденсата для производства СПГ, льготе для месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа. Также пониженные ставки НДПИ сохранятся для месторождений со сложными условиями: выработанных, малых участков недр, месторождений с трудноизвлекаемой нефтью.

Кроме того, предусмотрен механизм предоставления налогового вычета по НДПИ на добытый газовый конденсат при его направлении на производство технического пропана-бутана по аналогии с получением налогового вычета по НДПИ при его направлении на производство широкой фракции легких углеводородов.

Для переработчиков нефти предлагается установить вычеты по акцизам с учетом объемов произведенных из нефтяного сырья высокооктанового автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива, а также с учетом уровня цены на нефть на мировых рынках, средних оптовых цен реализации таких нефтепродуктов на территории России и цен экспортной альтернативы на нефтепродукты.

Ставка акциза на прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол, используемые в нефтехимии, устанавливается с учетом корректирующего коэффициента, который постепенно увеличивает ее значение в течение шести лет, начиная с 1 января 2019 года, на величину снижения ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, уточняют в правительстве.

Вспышки стоимости топлива

Вице-премьер Дмитрий Козак заявил 21 июня, что от налогового маневра в течение шести лет бюджет дополнительно получит 1,3–1,6 трлн руб.

Он пояснил, что при этом фискальная нагрузка на отрасль может изменяться в случае роста мировых цен на нефть более 20% за квартал, однако в этом случае, чтобы не допустить из-за этого роста цен на топливо на внутреннем рынке, правительство сможет повышать экспортные пошлины на нефтепродукты.

«Чудес не бывает. Те 1,3-1,6 трлн руб., которые правительство надеется получить в результате налогового маневра в течении шести лет, — недополученная прибыль нефтяников, прежде всего связанная с сегментом нефтепереработки», — обращает внимание директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Ratings Дмитрий Маринченко.

То есть речь идет о небольшом, но все же увеличении налоговой нагрузки на отрасль. Судя по цифрам, в среднем компании недополучат $1-1,5 с барреля добытой нефти. С другой стороны, это не так много, особенно учитывая те благоприятные условия, в которых существует отрасль сегодня — довольно дорогая нефть и дешевый рубль, добавляет эксперт.

В любом случае не стоит ждать, что в России будет решена проблема роста цен на бензин, точечные послабления для производителей высококачественного бензина не решат проблемы снижения маржи большинства НПЗ и роста внутренней цены на нефть,

отмечает управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский.

Соответственно, уже в 2019 году мы можем наблюдать новые вспышки стоимости топлива на автозаправках, добавляет он.

Дополнительные поблажки будут применяться для тех нефтяников, кто производит высококачественный бензин и дизтопливо Евро-5, в этом случае из бюджета они будут получать часть акциза, который выплачивают НПЗ, обращает внимание Жарский.

Хотя в целом реформа в отрасли приведет к дополнительной стимуляции нефтяников продавать на внутреннем рынке больше нефти и нефтепродуктов, чем за рубеж, доходы бюджета в результате такого маневра могут сильно колебаться, так как в законопроекте очень много отведено применению дополнительных льгот по НДПИ, а также возвращению акцизов, полагает эксперт.

Заодно и акцизы

Неожиданной «добавкой» к пакету законопроектов о завершении нефтегазового налогового маневра оказалась индексация акцизов на 2021 год. Обычно правительство делает расчеты акцизов вместе с подготовкой федерального бюджета на предстоящую трехлетку и представляет их отдельной поправкой в Налоговый кодекс осенью. Индексация проводится после того как правительства определится с макроэкономическим прогнозом и основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политикой.

Обычной процедуры на этот раз не было. Объяснение, приведенное в сопроводительных документах такое: подакцизные товары в 2021 году индексируются «на уровень инфляции, которая, по прогнозам Минэкономразвития России, составит 4%».

«При этом ставки акцизов на период 2019 — 2020 годов сохраняются на уровне, установленном действующим налоговым законодательством» – уточняется в законопроекте. Тем самым Минэкономразвития фактически предписано не прогнозировать инфляцию выше 4% на 2021 год в ходе подготовки бюджета, вне зависимости от макроэкономической ситуации.

В противном случае уже осенью ставки на 2021 год подлежат пересмотру. В частности акцизы на этиловый спирт увеличатся на 4 рубля с 111 руб за литр в 2020 году до 115 руб за литр в 2021 году. Акциз на алкоголь крепче 9% вырастет на 22 рубля до 566 руб за литр. Вино подорожает на 1 рубль с 19 руб в 2020 году до 20 руб в 2021 году. Акциз на сигареты увеличится на 79 руб с 1 966 руб. за тысячу сигарет в 2020 году до 2 045 руб. в 2021 году.

Заодно законопроектом расширен перечень подакцизных товаров. Новый акциз с 1 января 2019 года вводится на кальянные смеси в размере 457 руб за 1 кг. В 2020 году он будет повышен до 467 руб., а в 2021 — до 495 руб.

По мнению аналитика «Финам» Алексея Коренева, ЦБ в этом году «вряд ли удастся удержать инфляцию в районе 4%». Еще предстоит оценить, какой эффект будет от роста НДС до 20%. Скорее всего, он повлияет на разгон цен в диапазоне от 1,6 до 2%. При этом повышение акцизов и включение в законопроект новых подакциозных товаров приведут к росту инфляции от 0,2 до 0,5%. То, что инфляция удержалась в рамках 2,4% в мае текущего года, во многом заслуга благоприятной конъюнктуры, считает Корнеев.

«Прогнозировать инфляционный эффект на 2021 год бессмысленно, поскольку и ставки акцизов, и оценки инфляции еще по крайней мере два раза поменяются во время принятия бюджета в 2019 и 2020 годах», – сказал «Газете.Ru» главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров.

«Просто на данном этапе стоит принять к сведению, что правительство планирует повысить акцизы, но не исключено, что к началу 2021 году эти планы будет скорректированы», – подчеркнул эксперт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *