Налоговый разрыв

Налоговый разрыв

Налоговый разрыв – это разница между сумой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов.

Понятие «налоговый разрыв» может применяться к конкретному налогоплательщику, налогоплательщикам конкретной отрасли или к налогоплательщикам всей страны.

Кто выявляет налоговые разрывы

Выявление и анализ налоговых разрывов проводят налоговые органы, с целью выявления уклонения от уплаты налогов.

Порядок определения показателей, характеризующих налоговый разрыв

Под суммой фактически уплаченных налогов понимаются суммы, которые были указаны в налоговых декларациях организации и были уплачены налогоплательщиком в бюджет. Чтобы определить суммы налогов, которые теоретически должны быть уплачены организацией — налогоплательщиком в бюджет используются различные расчетные методики.

Один из возможных подходов заключается в оценке уровня налоговой нагрузки отрасли и в последующем сравнении налоговой нагрузки конкретного налогоплательщика с этим показателем. Существенно более низкая налоговая нагрузка конкретного предприятия, по сравнению со среднеотраслевой величиной, может свидетельствовать об уклонении предприятия от уплаты налогов в бюджет.

Причины появления налоговых разрывов

Налоговые разрывы могут образовываться в связи со следующими принципами поведения налогоплательщиков:

  • недобросовестное/неосмотрительное делопроизводство и ошибочная подготовка налоговых деклараций;

  • незнание налогового законодательства;

  • умышленное уклонение или занижение налогооблагаемой базы посредством нелегальных схем уклонения;

  • неспособность подать налоговую декларацию;

  • отказ выплачивать начисленную задолженность по налогам (включая неспособность платить).

Налоговый разрыв по НДС

Налоговый разрыв по НДС в настоящее время налоговые органы могут выявлять в автоматическом режиме после получения от организаций — налогоплательщиков налоговых деклараций по НДС за очередной отчетный период (квартал текущего года). Цель поиска таких налоговых разрывов по НДС заключается в выявлении фирм-однодневок и включения организаций — налогоплательщиков в соответствующие «группы риска»:

  • высокий уровень риска налоговых правонарушений. В этом случае у организаций – налогоплательщиков, в работе которых имели место зафиксированные правонарушения, уровень выполнения ими налоговых обязательств крайне низок, и потому особенно высока вероятность назначения выездных проверок.

  • cредний уровень риска налоговых правонарушений – в эту группу входят налогоплательщики, частично не выполняющие свои налоговые обязательства по начислению и своевременной уплате налога в бюджет;

  • низкий уровень риска налоговых правонарушений. В этом случае организации- налогоплательщики выполняют свои обязательства по начислению и своевременной уплате налога в бюджет.

Разрыв по НДС и отчетность по НДС

Понятие налоговых разрывов по НДС применяется в отношении отчетности по НДС и используется для обозначения суммовых расхождений в налоговых декларациях и в книгах продаж, покупок у контрагентов.

Разрывы в налоговых декларациях по НДС могут быть выявлены при обнаружении расхождений по суммам НДС, указанных в книгах покупок и продаж контрагентов. То есть, если вычет по НДС заявлен, а операция по начислению налога и его уплаты в бюджет по конкретной сделке не отражена в учете.

Приведем примеры ситуаций, когда налоговые органы выявляют ошибку типа «налоговый разрыв по НДС»:

  • субъект предпринимательства, от имени которого выставлен отраженный в декларации счет-фактура, не представил налоговую отчетность за соответствующий период;

  • юридическое или физическое лицо, указанное в декларации по НДС организации – налогоплательщика, не состоит на налоговом учете в налоговой инспекции. О нем нет данных в базе ЕГРЮЛ или ЕГРИП);

  • налоговые разрывы в декларации по НДС могут появляться в ситуации, когда один из контрагентов предоставил в налоговые органы нулевую отчетность по НДС, а второй налогоплательщик указал в своей декларации суммы входящего НДС или исходящего налога по счету-фактуре с этим контрагентом, который выступает по сделке в роли поставщика или покупателя.

Таким образом, налоговые разрывы по НДС появляются в случаях, когда после совершения сделки один из контрагентов показал сумму НДС из счета-фактуры в своей налоговой декларации по НДС, а второй участник совершенной операции не отразил эту сумму НДС в налоговой отчетности за истекший период.

Сложные налоговые разрывы по НДС

В стандартной ситуации действующими сторонами по сделке выступают две организации – налогоплательщики. Это поставщик и покупатель, которые взаимодействуют без посредников. Если же сделка совершена с участием более двух организаций, и в этой цепочке на одном из этапов выявлены расхождения по НДС, то выявленная ошибка будет считаться сложным налоговым разрывом. В этом случае налоговики восстанавливают цепочку событий между компаниями- контрагентами, составляют список, участвующих в операции организаций.

По всем выявленным участникам цепочки осуществляются меры налогового контроля. Например, налоговики могут потребовать все первичные документы по сделке.

На следующем этапе налоговые инспекторы определяют схему, по которой работали контрагенты, выявляют место в цепочке, в котором появилась ошибка и устанавливаю организацию, которая является выгодоприобретателем в совершенной сделке.

Примерная схема образования налогового разрыва по НДС

Примерная схема образования налогового разрыва по НДС заключается в следующем:

  • фирма-однодневка реализует товар транзитной компании. При этом по этой сделке эта организация не отчитывается в налоговых органах и не платит налог в бюджет;

  • транзитная компания перепродает этот товар покупателю конечного звена или следующему транзитному участнику. При этом транзитная компания начисляет НДС, отражает вычет по НДС и уплачивает налог в бюджет. Таким образом, в налоговом учете все проведено правильно;

  • покупатель по сделке с транзитной компанией предъявляет сумму НДС к вычету из бюджета;

  • между транзитной фирмой и однодневкой возникают расхождения. Налоговые органы высылают требования о предоставлении сведений по совершенной сделке всем задействованным участникам цепочки.

Способы закрытия налоговых разрывов по НДС

При обнаружении расхождений по НДС налоговые органы направляют в адрес организации — налогоплательщика требование о необходимости представить объяснения. Если организация — покупатель, которая предъявила к вычету сумму НДС, сможет документально подтвердить свою правоту, то выявленное расхождение аннулируется. Отметим, что когда выявлен налоговый разрыв по НДС, пояснения подаются в электронном виде (устные показания и бумажные письма не учитываются, так как декларация, по которой возникли вопросы, представляется через ТКС).

Закрытие налоговых разрывов по НДС может осуществляться организацией несколькими способами, а именно:

1) Налогоплательщик представляет налоговым органам пояснения, которые обосновывают причину выявленных расхождений по НДС в отчетном периоде.

2) Налогоплательщик исключает из декларации по НДС данные по счету-фактуре, в отношении которой у налоговых органов появились вопросы, производит перерасчет своих обязательств по НДС и в случае необходимости осуществляет доплату налога в бюджет;

Кроме этого ИФНС вправе назначить проверку организации — налогоплательщика, по результатам которой выявленная ошибка по НДС налоговиками подтверждается или опровергается.

Действия налогоплательщика при выявлении налогового разрыва по НДС

При выявлении налогового разрыва по НДС организация- налогоплательщик следует предпринять следующие действия:

  • Выявить счет-фактуру, по сумме которого у налоговых органов появились вопросы, убедиться в правильном отражении данных сумм НДС в книге покупок и продаж, перепроверить налоговую декларацию по НДС.

  • Если компания после получения требований налоговиков о представлении пояснений проведет внутреннюю проверку декларации и первичных документов и выявит ошибку, необходимо сделать перерасчет НДС и составить уточненную декларацию.

  • Если ИФНС приглашает налогоплательщика на встречу с комиссией по вопросам налоговых расхождений в декларации по НДС, то следует явиться на такую встречу. При этом от организации – налогоплательщика может выступать как руководитель предприятия, так и назначенное им доверенное лицо.

  • Если все данные приведены корректно, то следует составить пояснительную записку и отправить ее в ИФНС вместе с копией счета-фактуры.

Налоговый разрыв – что это такое, как образуется и как его устранить

В настоящее время в нашем государстве предпринимательство, или, как его еще называют «бизнес», является основным источником доходов государства. Ведь львиную долю налогов и сборов государство аккумулирует именно с бизнес-сообщества. В связи с этим и меры воздействия на бизнес, способы выявления случаев уклонения от уплаты налогов и сборов с каждым годом совершенствуются.

Контролирующая система

Контролирующие органы обзаводятся новыми способами отслеживания денежных потоков, мониторят расчеты между юридическими лицами, определяют виды операций, являются ли они фиктивными, техническими, или носят основной характер по деятельности той или иной фирмы.

В результате, у налоговых органов появилась программа «АСК НДС–2» – система, которая отслеживает движение денежных средств, выстраивает цепочки взаимодействия контрагентов, устанавливает признаки фиктивности совершенных операций и сделок, выявляет расхождения в налоговой отчетности, не допускает неправомерных вычетов по НДС. «АСК НДС–2» в автоматизированном режиме проверяет полноту отражения операций с контрагентами в налоговых декларациях, соответствие данных налоговых деклараций данным книг покупок и книг продаж, при этом влияние человеческого фактора сведено к минимуму.

Давайте разберем работу системы на конкретном примере, на примере пяти юридических лиц: Альфа, Бета, Гамма, Дельта, Сигма.

На примере

Допустим, компания Альфа закупает строительные материалы у компании Бета, Бета часть из этих материалов (например, лакокрасочные) закупает в Гамме, часть – в Дельте, т. е. попросту перепродает их со своей наценкой. Гамма краску закупает у представителя Сигмы, который имеет эксклюзивный контракт с заводом-производителем.

Выстраивается цепочка поставщиков Сигма – Гамма – Бета – Альфа. Каждая из организаций ежеквартально отчитывается в налоговый орган о своей деятельности. Соответственно, все операции со своими контрагентами они должны отразить в регистрах налогового и бухгалтерского учета, а также в налоговых декларациях. Также каждый из контрагентов (если они работают на общей системе налогообложения) заявляет вычет на НДС (налог на добавленную стоимость) в результате проведенных с контрагентом операций.

Налоговый орган проверяет представленные налоговые декларации по НДС на соответствие действительности. Если из цепочки, приведенной выше, какое-то звено сдает декларацию и не отображает своего контрагента (как будто сделок с ним не было), или отображает неправильную сумму сделки, притом что контрагент заявляет сделку и ставит вычет по НДС, образуется налоговый разрыв или несовпадение в отчетности.

Налоговый орган обязан по каждому такому случаю проводить тщательную проверку, устанавливать причины возникновения разрывов.

Фирмы-однодневки

Часто бывает так, что в цепочке присутствуют и фиктивные операции, или, как их называют технические. Они проводятся с фирмами-однодневками, основной задачей которых является транзит денежных средств для последующего обналичивания. Как правило, такие фирмы имеют формальное, некачественное бухгалтерское обслуживание или не обслуживаются вовсе и живут 1-2 квартала, после чего фирму просто-напросто бросают.

Большинство разрывов и образуется при взаимоотношениях с такими фирмами. Существуют определенные критерии отнесения фирм к разряду однодневок – массовый руководитель, адрес массовой регистрации, отсутствие численности сотрудников, транзитное движение денежных средств по расчетному счету и т.д.

А взаимоотношения с фирмами-однодневками – это повод для проведения тщательной проверки любого из контрагентов цепочки. Ведь если кто-то из цепочки связан с фирмой-однодневкой, возможно, что и вся цепочка связана, или цепочка вообще построена ради обналичивания средств.

Проверка всей цепочки

Возвращаясь к нашему примеру: если Сигма не сдала декларацию или не отразила Гамму в ней, то налоговый орган вправе проверить любую компанию из этой цепочки, даже Альфу. Запросить документы по сделке с Бетой. Ведь если в цепочке есть техническая фирма, которая оказывает фиктивные услуги, то в ней же есть и заказчик данной услуги (выгодоприобретатель), который пытается уйти от уплаты налогов, а для налоговой инспекции целью является именно он, чтоб взыскать с него в бюджет недостающие платежи.

Часто в цепочки попадают и добросовестные компании, которые осуществляют вполне законную финансово-хозяйственную деятельность и не подозревают что кто-то из их «соседей» занимается махинациями. Если Вашей организации пришло требование из налогового органа о предоставлении документов или вызове на допрос должностного лица компании по подобному вопросу, не стоит бояться. Необходимо в срочном порядке связаться с контрагентами, по которым прислали требование, запросить у них декларации, которые они подавали (книгу покупок или продаж), чтоб убедиться в том, что Вас отразили в декларации, подготовить всю документацию по сделке и явиться в инспекцию. Проверять контрагентов до совершения сделки сейчас уже бессмысленно. «Дельцы» умело маскируют свою деятельность и любая проверочная система выдает, что компания «живая» и горит зеленым цветом. Тем более проверить Вы сможете только Вашего контрагента, а с кем он работает, Вы никогда не узнаете.

Если после визита в инспекцию все же будет установлено, что операции в Вашей цепочке были фиктивными и разрыв сохранился после проверки, Вам будет предложено подать уточнение к отчету, убрать из книг продаж или покупок недорисованного контрагента и, соответственно, доплатить в бюджет налоги, которые Вы заявили к вычету после работы с ним.

Если в добровольном порядке доплата с Вашей стороны произведена не будет, налоговый орган может обратиться с принудительным взысканием налогов и сборов. Если после проверки будет установлено что компания специально занижала налогооблагаемую базу (приписывала фиктивные расходы), то в отношении должностных лиц компании может быть возбуждено уголовное дело по статье 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов).

Притом, если налогов не было доплачено в бюджет 5 000 000 (пять миллионов) рублей и более за последний период трех лет, это санкции части 1 статьи 199 УК РФ; если налогов не было доплачено в бюджет 15 000 000 (пятнадцати миллионов) рублей и более за последний период трех лет, это санкции части 2 статьи 199 УК РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *