Налоговый вычет НДС

1. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

2. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления (включая суммы налога, уплаченные или подлежащие уплате налогоплательщиком по истечении 180 календарных дней с даты выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи;

3) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со статьей 148 настоящего Кодекса не признается территория Российской Федерации, за исключением операций, предусмотренных статьей 149 настоящего Кодекса.

Абзац четвертый исключен.

2.1. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, у иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, при наличии договора и (или) расчетного документа с выделением суммы налога и указанием идентификационного номера налогоплательщика и кода причины постановки на учет иностранной организации, а также документов на перечисление оплаты, включая сумму налога, иностранной организации. Сведения о таких иностранных организациях (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет и дата постановки на учет в налоговых органах) размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2.2. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) и (или) уплаченные им в соответствии со статьей 161 настоящего Кодекса либо при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в случае, если приобретенные товары и (или) товары, произведенные с использованием указанных товаров (работ, услуг), предназначены для дальнейшей передачи на безвозмездной основе в собственность Российской Федерации для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике.

3. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса налоговыми агентами, указанными в пунктах 2, 3, 6, 6.1 и 6.2 статьи 161 настоящего Кодекса, а также исчисленные налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса.

Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели — налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с настоящей главой. Налоговые агенты, осуществляющие операции, указанные в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса, не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм налога, уплаченных по этим операциям.

Положения настоящего пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и при их приобретении он уплатил налог в соответствии с настоящей главой либо исчислил налог в соответствии с абзацем вторым пункта 3.1 статьи 166 настоящего Кодекса.

4. Вычету подлежат суммы налога, предъявленные продавцами налогоплательщику — иностранному лицу, не состоявшему на учете в налоговых органах Российской Федерации, при приобретении указанным налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав или уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, для его производственных целей или для осуществления им иной деятельности.

Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату налогоплательщику — иностранному лицу после уплаты налоговым агентом налога, удержанного из доходов этого налогоплательщика, и только в той части, в которой приобретенные или ввезенные товары (работы, услуги), имущественные права использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализованных удержавшему налог налоговому агенту. Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату при условии постановки налогоплательщика — иностранного лица на учет в налоговых органах Российской Федерации.

4.1. Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками — организациями розничной торговли по товарам, реализованным физическим лицам — гражданам иностранных государств, указанным в пункте 1 статьи 169.1 настоящего Кодекса, в случае вывоза указанных товаров с территории Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (за исключением вывоза товаров через территории государств — членов Евразийского экономического союза) через пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

5. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг).

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.

Положения настоящего пункта распространяются на покупателей-налогоплательщиков, исполняющих обязанности налогового агента в соответствии с пунктами 2, 3 и 8 статьи 161 настоящего Кодекса, а также на налоговых агентов, указанных в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса.

6. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, создания нематериальных активов, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении объектов незавершенного капитального строительства, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при выполнении работ (оказании услуг) по созданию нематериального актива.

В случае реорганизации вычетам у правопреемника (правопреемников) подлежат суммы налога, предъявленные реорганизованной (реорганизуемой) организации по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным реорганизованной (реорганизуемой) организацией для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, создания нематериальных активов, принимаемые к вычету, но не принятые реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету на момент завершения реорганизации.

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с пунктом 1 статьи 166 настоящего Кодекса при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых налогом в соответствии с настоящей главой, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в случаях и порядке, предусмотренных статьей 171.1 настоящего Кодекса.

Абзац пятый утратил силу с 1 января 2015 г.

Абзац шестой утратил силу с 1 января 2015 г.

Абзац седьмой утратил силу с 1 января 2015 г.

Абзац восьмой утратил силу с 1 января 2015 г.

Абзац девятый утратил силу с 1 января 2015 г.

7. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2015 г.

8. Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком, налоговыми агентами, указанными в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса, с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественных прав.

9. Исключен.

10. Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком в случае отсутствия документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса.

11. Вычетам у налогоплательщика, получившего в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд) имущество, нематериальные активы и имущественные права, подлежат суммы налога, которые были восстановлены акционером (участником, пайщиком) в порядке, установленном пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, в случае их использования для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой.

12. Вычетам у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налоговым агентом, указанным в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, с сумм оплаты, частичной оплаты, перечисленных в счет предстоящего приобретения товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса.

13. При изменении стоимости отгруженных (приобретенных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных (приобретенных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, вычетам у продавца (покупателя, исполняющего обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса, налоговых агентов, указанных в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) этих товаров (работ, услуг), имущественных прав подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных (приобретенных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого уменьшения.

При изменении в сторону увеличения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае увеличения цены (тарифа) и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого увеличения, подлежит вычету у покупателя этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

14. Суммы налога, исчисленные налогоплательщиком при ввозе товаров по итогам налогового периода, в котором истек 180-дневный срок с даты выпуска этих товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, могут быть приняты к вычету после использования этих товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения и подлежащих налогообложению в соответствии с настоящей главой.

Комментарий к Ст. 171 НК РФ

Комментируемая ст. 171 НК РФ посвящена налоговым вычетам по НДС.

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

Чтобы принять НДС к вычету, нужно выполнить ряд условий. Товары (работы, услуги) должны быть оприходованы или приняты к учету и использоваться в деятельности, облагаемой НДС. Кроме того, нужен правильно оформленный счет-фактура с выделенной суммой налога.

В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику:

а) при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской

Федерации;

б) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления.

В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Вычетам подлежит и налог, уплаченный налоговыми агентами, которым пришлось удержать, а затем перечислить в бюджет НДС. Кроме того, вычетом вправе воспользоваться не только покупатели, но и продавцы. Например, при возврате им товара (в том числе в течение действия гарантийного срока). Для них сумма вычета — тот налог, который они уплатили при отгрузке товара покупателю. То же самое касается налога, уплаченного при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа заказчика от этих работ (услуг). При этом вычет возможен только после отражения в учете записей по корректировке в связи с возвратом или отказом от товаров (работ, услуг). Но не позднее одного года с момента возврата или отказа.

Согласно п. 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ такие вычеты производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм налога на добавленную стоимость, после принятия на учет работ (услуг).

Таким образом, российская организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента налог на добавленную стоимость, имеет право на вычет этого налога в указанном порядке в том налоговом периоде, в котором фактически произведена его уплата в бюджет, при условии, что приобретенные работы (услуги) приняты к учету.

В соответствии с п. 5 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них.

Согласно п. 4 ст. 172 НК РФ вычеты указанных сумм налога производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров, но не позднее одного года с момента возврата или отказа.

На основании п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, а также суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ.

Согласно п. п. 1 и 5 ст. 172 НК РФ вычеты указанных сумм налога на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с абз. 4 п. 6 ст. 171 НК РФ суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению в случаях и порядке, предусмотренных ст. 171.1 НК РФ.

Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (проезд к месту служебной командировки и обратно, включая пользование в поездах постельными принадлежностями, а также наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Об этом сказано в п. 7 ст. 171 НК РФ.

В абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ также было предусмотрено, что в случае, если в соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ расходы организации при исчислении налога на прибыль принимаются для целей налогообложения этим налогом по нормативам, суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам. Однако отметим, что с 1 января 2015 г. абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ утратил силу (абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Е. Голикова, заместитель главного аудитора Аудиторско-консультационная фирма «АУДИТ-СТАНДАРТ»

В продолжение реформирования налоговой системы приняты Федеральный закон от 22.07.05 г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и Федеральный закон от 22.07.05 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», которые внесли кардинальные изменения в главу 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. Изменения коснулись также порядка исчисления и уплаты НДС при выполнении строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления. Следует отметить, что изменения, связанные с исчислением, уплатой и принятием к вычету НДС при выполнении СМР для собственного потребления, заняли одно из ключевых мест в реформировании НДС. С принятием законов у налогоплательщиков возникла масса вопросов по исчислению и принятию к вычету НДС, касающихся как переходного периода, так и ведения дальнейшей деятельности. Базируясь на новых нормах налогового законодательства, проанализируем переходные положения по исчислению и принятию к вычету НДС, предусмотренные Законом № 119-ФЗ, и рассмотрим изменения, связанные с исчислением и принятием к вычету НДС при выполнении СМР для собственного потребления, вступающие в силу с 1 января 2006 г. 📌 Реклама Отключить

Общие положения переходного периода

При анализе переходных положений по НДС рассмотрим организацию, основным видом деятельности которой является сдача в аренду объектов недвижимости. Предположим, что наряду со своим основным видом деятельности организация с 2003 г. ведет реконструкцию одного из своих объектов недвижимости и планирует продолжать начатые ранее СМР и в 2006 г.; реконструкцию организация осуществляет смешанным способом: собственными силами с привлечением для выполнения отдельных работ подрядных организаций. В учетной политике организации-налогоплательщика момент определения налоговой базы по НДС до 1 января 2006 г. определялся «по мере поступления денежных средств». Налоговым периодом является месяц.

Предположим, что реконструкция будет завершена в августе 2006 г. и в сентябре 2006 г. объект недвижимости введут в эксплуатацию.

📌 Реклама Отключить

Прежде всего организация-налогоплательщик обязана провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженностей по состоянию на 31 декабря 2005 г. включительно. По результатам инвентаризации определяются дебиторская задолженность за реализованные, но неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, операции по реализации (передаче) которых признаются объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, и кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 1 января 2006 г., в составе которой имеются суммы НДС, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг) и имущественных прав и подлежащие налоговому вычету в соответствии с главой 21 НК РФ (п. 1 ст. 2 Закона № 119-ФЗ).

В соответствии с новым порядком моментом определения налоговой базы по НДС с 1 января 2006 г. является наиболее ранняя из следующих дат:

📌 Реклама Отключить

  1. 1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  2. 2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (п. 1 ст. 167 главы 21 НК РФ в новой редакции).

Новый порядок определения момента налоговой базы распространяется на отгрузку товаров (работ, услуг), передачу имущественных прав, осуществленные с 1 января 2006 г.

Заметим, что организации — плательщики НДС, определяющие момент определения налоговой базы по НДС до 1 января 2006 г. «по отгрузке», производят вычеты сумм налога, не оплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые были приняты ими к учету до 1 января 2006 г., в первом полугодии 2006 г. равными долями (п. 10 ст. 2 Закона № 119-ФЗ), вне зависимости от факта оплаты.

Уплата НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, отгруженным (переданным) до 1 января 2006 г. и не оплаченным на эту дату, в соответствии с требованиями законодательства будет производиться организацией-налогоплательщиком до 1 января 2008 г. по мере поступления оплаты от покупателей (п. 2 ст. 2 Закона № 119-ФЗ). В случае непогашения дебиторской задолженности до 1 января 2008 г. ее сумма включается в налоговую базу по НДС в первом налоговом периоде 2008 г. (п. 7 ст. 2 Закона № 119-ФЗ).

📌 Реклама Отключить

Допустим, что по состоянию на 1 января 2006 г. в учете организации числится дебиторская задолженность в размере 60 000 000 руб.; отложенный (неоплаченный) НДС по указанной дебиторской задолженности составляет соответственно 9 152 542,37 руб.

До 2008 г. от покупателей поступили следующие платежи (табл. 1).

Таблица 1

Дата платежа

Погашение дебиторской

задолженности, руб.

НДС к уплате, руб.

25.06.06г.

1525423,73

31.03.07г.

5 338983,05

31.12.07г.

762711,86

По состоянию на 1.01.08г.

Налоговый период

Непогашенная дебиторская задолженность, руб.

НДС к уплате, руб.

Январь 2008г.

1525423,73

📌 Реклама Отключить

В первом налоговом периоде 2008 г. (январе) следует включить в налоговую базу и уплатить с непогашенной дебиторской задолженности сумму НДС в размере 1 525 423,73 руб.

По результатам инвентаризации сумма кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2006 г. в бухгалтерском учете организации составляла 39 000 000 руб.; на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям» числилась сумма в размере 5 949 152,54 руб.

В соответствии с переходными положениями, предусмотренными в Законе № 119-ФЗ, по суммам НДС, числящимся на счете 19 по состоянию на 1 января 2006 г., в течение 2006-2007 гг. сохраняется прежний порядок налоговых вычетов, т.е. после фактической оплаты поставщикам (п. 8 ст. 2 Закона № 119-ФЗ). Однако такой порядок действует в отношении не всех сумм, отраженных на счете 19 по состоянию на 1 января 2006 г.

Чтобы определить условия и период принятия «входного» НДС к налоговому вычету, необходимо разделить и проанализировать суммы НДС, отраженные на счете 19 организации-налогоплательщика по результатам инвентаризации по состоянию на 31 декабря 2005 г. включительно (табл. 2).

📌 Реклама Отключить

Таблица 2

Сумма «входного» НДС, руб.

Дата предъявления «входного» НДС контрагентами

Экономическое содержание

хозяйственной операции

А

305084,75

5.03.04г.

Приобретены материалы для выполнения СМР (по реконструкции объекта недвижимости) собственными силами

915254,24

9.06.04г.

СМР по реконструкции объекта недвижимости, выполненные подрядной организацией

76271,19

31.07.04г.

Консультационные услуги

579661,02

7.09.04г.

Приобретено нежилое здание, которое на 1.01.06 г. не оплачено

175423,73

13.10.04г.

Приобретено оборудование, требующее монтажа

144915,25

20.11.04г.

Работы по монтажу оборудования выполнены собственными силами

1266101,69

03.06.05г.

Приобретены материалы для выполнения СМР по реконструкции объекта недвижимости собственными силами

457627,12

25.10.05г.

Приобретено оборудование, требующее монтажа

303559,32

30.10.05г.

Работы по монтажу оборудования выполнены собственными силами

72 915,25

13.11.05г.

Техническое обслуживание офисов

55830,51

15.12.05г.

Консультационные услуги

832270,49

25.12.05г.

СМР по реконструкции, выполненные подрядной организацией

137288,14

25.09.05г.

Приобретены и использованы материалы для выполнения СМР по реконструкции, переданные подрядной организации на давальческой основе

626949,84

30.12.05г.

Коммунальные услуги

5949152,54

х

Итого

📌 Реклама Отключить

Необходимым условием для правильного исчисления НДС в 2006 г. организациям, осуществляющим СМР собственными силами и подрядным способом, является проведение по состоянию на 1 января 2006 г. инвентаризации объектов незавершенного строительства.

В нашем примере, по данным инвентаризации незавершенного строительства организации – налогоплательщика, осуществляющего реконструкцию одного из своих объектов недвижимости, объемы СМР, выполненные для собственного потребления до 1.01.05 г. и в течение 2005 г. составили соответственно 10 500 000 руб. и 17 688 450 руб.

Согласно п. 8 ст. 2 Закона № 119-ФЗ плательщики НДС по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, имущественным правам, принятым на учет до вступления в силу указанного Закона, производят налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, в порядке, установленном ст. 172 НК РФ, при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС.

📌 Реклама Отключить

По данным табл. 2 налогоплательщик должен уплатить НДС поставщикам:

  • по консультационным услугам — в сумме 76 271,19 руб.;
  • по приобретенному нежилому зданию — в сумме 579 661,02 руб.;
  • по техническому обслуживанию офисов — в сумме 72 915,25 руб.;
  • по консультационным услугам — в сумме 55 830,51 руб.;
  • по коммунальным услугам — в сумме 626 949,84 руб.

В случае уплаты этих сумм НДС в течение 2006-2007 гг. их можно будет принять к налоговому вычету. Допустим, что все суммы НДС (всего 1 411 627,81 руб.) уплачены в ноябре 2006 г.

При этом следует помнить, что общий срок исковой давности установлен ст. 196 ГК РФ и составляет три года. Исчисление срока исковой давности осуществляется по правилам глав 11 и 12 ГК РФ. Если до 1 января 2008 г. налогоплательщик не оплатил суммы налога, предъявленные ему продавцами товаров (работ, услуг), которые были приняты им на учет до 1 января 2006 г., налоговые вычеты таких сумм налога производятся в первом налоговом периоде 2008 г. (п. 9 ст. 2 Закона № 119-ФЗ), т.е. в нашем примере — в январе 2008 г.

📌 Реклама Отключить

Суммы НДС, предъявленные подрядными организациями

Особый порядок установлен для сумм НДС, предъявленных налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении капитального строительства, и сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком для выполнения СМР для собственного потребления.

Вычет сумм НДС, предъявленных подрядными организациями при проведении капитального строительства. Организации-налогоплательщику необходимо разделить суммы НДС, предъявленные подрядными организациями до 1 января 2005 г., и суммы НДС, предъявленные в течение 2005 г. (с 1 января 2005 г. до 1 января 2006 г.) при проведении капитального строительства.

Суммы НДС, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 г. (по данным табл. 2 — 915 254,24 руб.), подлежат вычету по мере постановки на учет объекта завершенного капитального строительства (в данном случае здания после реконструкции), используемого для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (п. 1 ст. 3 Закона № 119-ФЗ) (в нашем примере операции по сдаче объектов недвижимости в аренду признаются объектами налогообложения). Следует отметить, что в соответствии с Законом № 119-ФЗ не следует принятие НДС к вычету, предъявленного налогоплательщику подрядной организацией до 1 января 2005 г., соотносить с моментом начала начисления амортизации по объекту, завершенному капитальным строительством.

📌 Реклама Отключить

Суммы НДС, предъявленные подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении капитального строительства в течение 2005 г. (по данным табл. 2 — 832 270,49 руб.) и не принятые к вычету в установленном порядке, подлежат вычетам в течение 2006 г. равными долями по налоговым периодам (в рассматриваемом примере — по 1/12 ежемесячно).

Пунктом 2 ст. 3 Закона № 119-ФЗ предусмотрено, что в случае принятия объекта завершенного капитального строительства на учет в 2006 г. или при реализации объекта незавершенного строительства суммы НДС, не принятые ранее к вычету в установленном в п. 2 ст. 3 Законе № 119-ФЗ порядке, подлежат вычетам по мере принятия на учет объекта завершенного капитального строительства или при реализации объекта незавершенного строительства.

Напомним, что в нашем примере реконструкция объекта недвижимости будет завершена в августе 2006 г. и в сентябре 2006 г. объект будет введен в эксплуатацию. В этом случае в 2006 г. к вычету принимается по 1/12 ежемесячной суммы НДС в размере 832 270,49 руб., предъявленной подрядчиками в 2005 г. при выполнении СМР по реконструкции одного из объектов недвижимости, т.е. 69 355,87 руб. ежемесячно. Таким образом, в целом за период с января по август 2006 г. к налоговому вычету будет принят НДС в размере 554 846,96 руб., в том числе в январе — 69 355,87 руб., в феврале — 69 355,87 руб., в марте — 69 355,87 руб., в апреле — 69 355,87 руб., в мае — 69 355,87 руб., в июне — 69 355,87 руб., в июле — 69 355,87 руб., в августе — 69 355,87 руб.

📌 Реклама Отключить

В месяце ввода объекта недвижимости в эксплуатацию (т.е. в сентябре 2006 г.) к вычету будет принят НДС в размере 1 192 677,77 руб., который складывается из суммы НДС в размере 915 254,24 руб., предъявленной подрядной организацией в 2004 г. при выполнении СМР по реконструкции объекта недвижимости, и не принятой ранее суммы НДС в размере 277 423,53 руб. (832 270,49 руб.– 554 846,96 руб.), предъявленной при выполнении СМР по реконструкции объекта недвижимости подрядной организацией в 2004 г.

При этом не требуется факта оплаты в качестве обязательного условия для принятия НДС к вычету.

Вычет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для выполнения СМР для собственного потребления. При исчислении суммы НДС исходя из фактических расходов на объем работ, выполненных в 2005 г. (с 1 января по 31 декабря 2005 г. включительно), подлежащей уплате в бюджет, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные организации-налогоплательщику и уплаченные ей по товарам (работам, услугам), использованным при выполнении данных работ (п. 6 ст. 3 Закона № 119-ФЗ). Необходимо отметить, что в этом случае вычетам подлежат суммы налога по материалам, оплаченным до 1 января 2006 г. и использованным для выполнения объема работ (с которого исчислен НДС).

📌 Реклама Отключить

Допустим, по данным инвентаризации, сумма НДС в части материалов, приобретенных, оплаченных поставщикам этих материалов до 1 января 2006 г. и использованных для выполнения СМР для собственного потребления при реконструкции объекта недвижимости, составила 539 688,12 руб. По материалам, не оплаченным до 1 января 2006 г., суммы НДС принимаются к вычету в общем порядке — по мере оплаты сумм налога поставщикам в срок до 1 января 2008 г. (если материальные ценности не использовались при выполнении СМР).

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона № 119-ФЗ суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком для выполнения СМР для собственного потребления, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 г., подлежат вычетам по мере постановки на учет объектов завершенного капитального строительства (основных средств), в нашем примере — объекта после реконструкции, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.

📌 Реклама Отключить

Сумма налога по материалам, приобретенным для выполнения СМР для собственного потребления и не оплаченным по состоянию на 1 января 2006 г., составляет 305 084,75 руб.

К сожалению, законодателем не определен порядок принятия к вычету сумм налога по материальным ценностям, приобретенным в 2005 г., использованным для выполнения СМР и не оплаченным по состоянию на 1 января 2006 г. В нашем примере эти суммы составляют соответственно (см. табл. 2) 137 288,14 руб. и 1 266 101,69 руб. По мнению автора, в этом случае следует принимать НДС к вычету по наступлении наиболее ранней из следующих дат: 1) по мере оплаты материальных ценностей, использованных при выполнении СМР; 2) по мере постановки на учет объектов завершенного капитального строительства. Допустим, что оплата материальных ценностей, использованных при выполнении СМР, произведена в декабре 2007 г. Таким образом, указанные суммы налога по материальным ценностям принимаются к вычету по наиболее ранней дате, т.е. в сентябре 2006 г.

📌 Реклама Отключить

Вычет НДС по СМР для собственного потребления. В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона № 119-ФЗ по СМР, выполненным для собственного потребления, с 1 января по 31 декабря 2005 г. включительно, по которым налог не исчислялся, указанный налог подлежит исчислению исходя из фактических расходов на объем работ, выполненных по 31 декабря 2005 г. включительно. Моментом определения налоговой базы по НДС в части СМР для собственного потребления, выполненных в течение 2005 г., является 31 декабря 2005 г. (п. 6 ст. 3 Закона № 119-ФЗ). Таким образом, организация-налогоплательщик в конце 2005 г., а точнее 31 декабря 2005 г., исчисляет НДС с объема СМР, выполненных в 2005 г. для собственного потребления. Вычеты сумм налога, исчисленных организацией-налогоплательщиком, с СМР, выполненных для собственного потребления в 2005 г., производятся после уплаты в бюджет налога в соответствии со ст. 173 НК РФ, т.е. в составе общей суммы уплаченного налога, по данным декларации по НДС.

📌 Реклама Отключить

В нашем примере по данным инвентаризации организации-налогоплательщика объем выполненных СМР для собственного потребления составил за 2005 г. 17 688 450 руб. Таким образом, 31 декабря 2005 г. организация-налогоплательщик должна исчислить НДС на объем выполненных в 2005 г. работ в сумме 3 183 921 руб. После уплаты налога в январе 2006 г. организация может принять эту сумму к вычету.

Момент определения налоговой базы при выполнении СМР для собственного потребления, выполненных до 1 января 2005 г., определяется после принятия на учет соответствующего объекта завершенного капитального строительства (основных средств) согласно п. 4 ст. 3 Закона № 119-ФЗ. По данным примера это объем СМР в стоимостном выражении — 10 500 000 руб., сумма НДС — 1 890 000 руб. Эта сумма налога подлежит вычету по мере постановки на учет объекта завершенного капитального строительства с момента, указанного в абзаце втором п. 2 ст. 259 НК РФ; вычеты указанных сумм налога производятся после уплаты в бюджет налога в соответствии со ст. 173 НК РФ (п. 5 ст. 3 Закона № 119-ФЗ).

📌 Реклама Отключить

Обобщим результаты нашего примера в табл. 3.

Таблица 3

Период (дата, месяц, год)

Исчисление сумм НДС со стоимости СМР для собственного потребления

Принятие к вычету сумм НДС, предъявленного подрядными организациями при проведении капитального строительства

Принятие к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения СМР для собственного потребления

Принятие к вычету сумм НДС, исчисленного со стоимости СМР для собственного потребления

Принятие НДС к вычету по товарам (работам, услугам) по мере оплаты

31.12.05

3183921 (1)

Х

539688,12 (2)

х

х

Январь 2006 г.

х

69355,87 (3)

х

3183921 (1)

х

Февраль 2006 г. — август 2006 г.

х

69355,87 х 7 = 485 491,09 (3)

х

х

х

Сентябрь 2006 г.

1890000 (4)

915254,24 (5)

277423,53 (3)

305 084,75 (6) 137288,14 (7)

1266101,69 (7)

х

х

Октябрь 2006 г.

х

х

х

1890000 (4)

х

Ноябрь 2006 г.

1411627,81

📌 Реклама Отключить

См. приложение к табл. 3.

См. абзац второй п. 2 ст. 259 НК РФ, абзац третий п. 2 ст. 322 НК РФ.

Приложение к табл. 3

Условные обозначения

Код условного обозначения

к табл. 3

Норма Закона №119-ФЗ

НДС, исчисленный с СМР, выполненных для собственного потребления, в период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г.

п. 6 ст. 3

НДС по товарам (работам, услугам), использованным для СМР для собственного потребления и оплаченным до 1 января 2006 г.

п. 6 ст. 3

Суммы НДС, предъявленные подрядными организациями при проведении капитального строительства в течение 2005 г. и не принятые к вычету по состоянию на 1 января 2006 г.

п. 2 ст. 3

НДС, исчисленный с СМР, выполненных для собственного потребления, до 1 января 2005 г.

п. 4 ст. 3

п. 5 ст. 3

Сумма НДС, предъявленная подрядчиками по работам по капитальному строительству и не принятая к вычету до 1 января 2005 г.

п. 1 ст. 3

НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения СМР для собственного потребления и не принятым к вычету до 1 января 2005 г.

п. 3 ст. 3

НДС по материалам, не оплаченным до 1 января 2006г. и использованным для выполнения СМР собственными силами или силами подрядчика (на давальческой основе)

п. 9 ст. 2

пп. 2, 6

ст. 3

Особое внимание при исчислении и принятии к вычету НДС следует обратить на суммы НДС, начисленные на оборудование и работы по его монтажу, которые не оплачены по состоянию на 1 января 2006 г. Если работы по монтажу оборудования, выполненные для собственного потребления, квалифицируются как часть технологической структуры капитального строительства, то суммы НДС по ним следует принимать к вычету в порядке, указанном в ст. 3 Закона № 119-ФЗ. 📌 Реклама Отключить

НДС по СМР для собственного потребления с 1 января 2006 г.

С 1 января 2006 г. суммы НДС, предъявленные организации-налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения СМР, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства, принимаются к налоговому вычету в общем порядке, т.е. по мере принятия к учету выполненных работ независимо от факта оплаты (п. 5 ст. 172 НК РФ в новой редакции). В случае выполнения СМР для собственного потребления с 1 января 2006 г. моментом определения налоговой базы будет признаваться последний день месяца каждого налогового периода (п. 10 ст. 167 НК РФ в новой редакции).

📌 Реклама Отключить

К вычету НДС, исчисленный с объема СМР, выполненных для собственного потребления, будет приниматься, как и раньше, только по мере уплаты в бюджет (п. 5 ст. 172 НК РФ в новой редакции).

Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

В случае реорганизации вычетам у «правопреемника» (правопреемников) подлежат суммы налога, предъявленные реорганизованной (реорганизуемой) организации по товарам (работам, услугам), приобретенным реорганизованной (реорганизуемой) организацией для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, принимаемые к вычету, но не принятые реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету на момент завершения реорганизации.

Вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с п. 1 ст. 166 НК РФ при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых налогом в соответствии с настоящей главой, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

Суммы налога, предъявленные налогоплательщику при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости (основных средств), при приобретении недвижимого имущества (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), при приобретении иных товаров (работ, услуг) для осуществления строительно-монтажных работ, исчисленные налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, принятые к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости (основные средства) в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, за исключением основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у данного налогоплательщика прошло не менее 15 лет.

В случае, указанном в «абзаце четвертом» настоящего пункта, налогоплательщик обязан по окончании каждого календарного года в течение десяти лет начиная с года, в котором наступил момент, указанный в п. 4 ст. 259 НК РФ, в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти, отражать восстановленную сумму налога. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из одной десятой суммы налога, принятой к вычету, в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (переданных) за календарный год. Сумма налога, подлежащая восстановлению, в стоимость данного имущества не включается, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

В случае, если проведена модернизация (реконструкция) объекта недвижимости (основного средства), в том числе после истечения срока, указанного в «абзаце четвертом» настоящего пункта, приводящая к изменению его первоначальной стоимости, суммы налога по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции), принятые к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ.

В случае, указанном в абзаце шестом настоящего пункта, налогоплательщик обязан по окончании каждого календарного года в течение 10 лет начиная с года, в котором на основании п. 4 ст. 259 НК РФ НК РФ производится начисление амортизации с измененной первоначальной стоимости объекта недвижимости, в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из 10 лет, отражать восстановленную сумму налога. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из одной десятой суммы налога, принятой к вычету по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции), в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (переданных) за календарный год. Сумма налога, подлежащая восстановлению, в стоимость данного имущества не включается, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

В случае, если до истечения срока, указанного в «абзаце четвертом» настоящего пункта, модернизируемый (реконструируемый) объект недвижимости исключается из состава амортизируемого имущества и не используется в деятельности налогоплательщика один год или несколько полных календарных лет, за эти годы восстановление сумм налога, принятых к вычету, не производится. Начиная с года, в котором на основании п. 4 ст. 259 НК РФ производится начисление амортизации с измененной первоначальной стоимости объекта недвижимости, налогоплательщик обязан в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из оставшихся до окончания десятилетнего срока, указанного в абзаце пятом настоящего пункта, отражать восстановленную сумму налога. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из суммы налога, исчисленной как поделенная на количество лет, оставшихся до окончания десятилетнего срока, указанного в абзаце пятом настоящего пункта, разница между суммой налога, указанной в абзаце четвертом настоящего пункта, принятой к вычету, и суммой налога, полученной в результате сложения одной десятой суммы налога, указанной в абзаце пятом настоящего пункта, за годы, предшествующие полному календарному году, в котором по модернизируемому (реконструируемому) объекту недвижимости начисление амортизации не производится и объект недвижимости не используется в деятельности налогоплательщика, в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (переданных) за календарный год. Сумма налога, подлежащая восстановлению, в стоимость этого имущества не включается, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ НК РФ. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции), осуществляется в порядке, установленном «абзацем седьмым» настоящего пункта.

Должен ли ИП предоставить книгу доходов и расходов при налоговой проверке по НДС? Что грозит за непредставление или нарушение срока?

Свои доходы и расходы по хозяйственным операциям ведут и записывают в специальную книгу только те ИП, которые используют общую систему налогообложения. Предприниматели, применяющие специальные режимы (например, упрощенный), вести такую книгу не должны. По положениям НК РФ налоговый орган может затребовать, а налогоплательщик должен предоставить книгу учёта, только если инспекция проводит выездную или камеральную налоговую проверку. Срок предоставления книги — 10 рабочих дней. Камеральная проверка — это проверка, проводящаяся в течение 3-х месяцев со дня сдачи декларации без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Она проводится на месту нахождения налоговой службы. Для таких проверок есть чётко ограниченный список случаев, когда инспектор может требовать какие-либо документы:

  • нужно подтвердить налоговые льготы, и инспектор требует соответствующие документы;
  • инспектор требует документы, которые должны были быть представлены вместе с налоговой декларацией;
  • инспектор требует документы, которые могут подтвердить правомерность налоговых вычетов НДС, если они заявлены к возмещению;
  • инспектор требует документы, подтверждающие необходимость уплаты налога в связи с использованием природных ресурсов.

Итак, в рамках камеральной проверки декларации по НДС ИП могут столкнуться с истребованием у них книги доходов и расходов. Вопрос о том, является ли такое истребование правомерным в принципе, считается в настоящий момент спорным. Инспекция полагает, что книга учёта отражает принятие фирмой на баланс товаров, с целью применить налоговый вычет НДС. Ведь чтобы предъявить налог к вычету (возвратить себе его часть), ИП должны выполнить предусмотренные Налоговым кодексом условия. А именно, отражать операции по приобретению товаров, работ , услуг в книге учёта. Отсюда налоговые органы делают вывод, что книга учёта доходов-расходов является документом, который может подтвердить право ИП на налоговый вычет, а, значит, они могут её потребовать в рамках камеральной проверки. И при непредставлении предпринимателем книги, ему грозит штраф в размере 200 рублей, а также отказ в применении права на вычет. Однако большинством судебных решений такой отказ инспекции в применении ИП права на налоговый вычет НДС признаётся неправомерным. Судьи считают, что право на вычет обусловлено наличием у ИП определенных в законе документов, к которым книга учёта доходов и расходов не относится. И делают вывод, что налоговая инспекция не вправе истребовать книгу в рамках камеральной проверки. А вот при выездной проверке инспекция может запросить книгу учёта, так как при таких проверках полномочия налоговых органов несколько шире, чем при камеральных. Выездная проверка — это проверка, проводящаяся в месте нахождения плательщика налога и только по решению руководителя налогового органа. В ходе такой проверки сотрудники инспекций могут ознакомиться с любыми, связанными с уплатой и начислением налогов, документами. Инспектором оценивается и сопоставляется информация, которая важна, чтобы сделать выводы о правильности исчисления налога. Однако стоит отметить, что даже при проведении выездной проверки по декларации НДС у инспектора нет особых оснований для истребования книги доходов и расходов, ведь она не связана с исчислением НДС, и ведется в первую очередь для исчисления налоговой базы по НДФЛ. Для применения НДС ИП в частности ведет другую книгу — книгу покупок и продаж. Итак, в ходе проверки по НДС налоговая может запросить книгу доходов и расходов — это распространенная ситуация. Исходя из судебной практики, предприниматель вправе не предоставлять книгу проверяющим. Но при этом инспекция скорее всего его оштрафует и откажет в праве на вычет, после чего придётся оспаривать решение налоговой инспекции в суде. Существуют решения суда, принятые в подобных ситуациях в пользу налогоплательщика.

Можно ли принять НДС к вычету, если оплата производилась товарами, а не деньгами?

Статья 171 НК РФ 2016 посвящена вычетам. Это те суммы уплаченного налога, на которые можно уменьшить его сумму. По пункту 12 указанной статьи из уже оплаченного НДС вычитаются суммы за оплаченные этим налогоплательщиком товары. Рассчитывается сумма вычета на основании счетов-фактур, выставленных продавцами. Документы должны подтверждать факт оплаты. Как поступить, если расчёт с продавцом производится не деньгами, а товарами? Получается ли, что нельзя из-за этого получить налоговый вычет по НДС? Выводы по этому вопросу у Минфина и ВАС РФ расходятся. В одном из писем Минфин разъяснял, что вычет в такой ситуации получить не получится, потому что на руках у налогоплательщика не будет платежного поручения, подтверждающего оплаченную сумму. Однако ВАС РФ пояснил ситуацию иначе. По мнению Пленума статья 171 НК РФ 2016 не содержит указания, что право на вычет возникает только при оплате товаров в денежной форме. Пленум рассудил, что если расчёт был произведён в натуральной форме, например, товарами или продукцией, то это не значит, что покупатель лишается права на налоговый вычет. Итак, получается, что налоговые службы в своей деятельности должны руководствоваться Постановлением Пленума ВАС №33 от 30.05.14 и принимать НДС к вычету у покупателей-налогоплательщиков, получивших оплату в натуральной форме. Остаётся неурегулированным вопрос о том, каким образом этим налогоплательщикам подтверждать своё право на вычет. Пока представляется следующий выход: плательщикам необходимо регистрировать счета-фактуры по неденежным расчётам в книге покупок и указывать соответствующие вычеты в эквивалентной денежной форме в текущей декларации. Такой порядок законодательно не закреплён, но является пока единственным вариантом, позволяющим не пренебрегать правом на вычет по НДС тех плательщиков налога, которые принимают расчёты продукцией, а не деньгами.

Может ли фирма-арендатор получить вычет НДС, если заменит деревянные окна на пластиковые за свой счёт?

Рассмотрим современные законодательные нормы для того, чтобы комментарии были актуальны. По правилам (Гражданский кодекс Статья ГК РФ), которые действуют по умолчанию, если арендный договор не предусматривает иного, арендатор, пользуясь вверенным ему помещением, за свой счёт проводит его текущий ремонт и несёт все расходы по содержанию имущества. Однако работы по смене деревянных окон нельзя назвать текущим ремонтом. Такие работы относятся к капитальному ремонту помещения. Капитальный ремонт подразумевает замену устаревших, подвергшихся износу элементов конструкции здания (помещения) на более новые, практичные и долговечные. При необходимости можно капитально отремонтировать отдельные элементы или детали здания, такие, например, как оконные блоки. Итак, полная смена ветхих окон является капитальным ремонтом. А такой ремонт оплачивает арендодатель. Если арендатор произвел замену окон за свой счёт, то после истечения арендного договора он вправе требовать от арендодателя компенсацию своих затрат. Ведь такая замена является неотделимым улучшением имущества, принадлежащего арендатору. Так как фирма-арендодатель возмещает затраты по замене окон, то она вправе включить стоимость их замены в расходы при исчислении налога на прибыль. Подтверждается такой расход сметой, актом приемки выполненных работ, договором подряда, приказом руководителя фирмы о проведении ремонта и тому подобными документам. Так как оплату ремонта производила фирма-арендатор, то право на вычет НДС имеет именно она, а не арендодатель. Арендодатель просто возмещает ей фактически понесенные расходы. Вычет НДС, который уплатила фирма-арендатор при установке новых окон, предоставляется на общих основаниях, содержащихся в ст 171 НК РФ 2016 с комментариями. По абз. 1 п. 6 этой статьи вычет распространяется на суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядчиками при проведении капитального строительства, монтажа основных средств фирмы. Вычетам подлежат также суммы налога по товарам, приобретенным для строительно-монтажных работ. Итак, опираясь на ГК РФ, НК РФ и комментарии, можно сделать вывод. Выходит, что при соблюдении этих условий фирма-арендатор может применить вычет в части налога, включенного в стоимость строительно-монтажных работ по замене окон. То, что арендатор в конечном итоге передаёт произведенные за свой счёт неотделимы улучшения помещения арендодателю, не влияет на его право получить налоговый вычет. Не важно и то, что произведенные затраты будут в последствии (по истечении договора аренды) компенсированы арендодателем. Работы по замене окон были произведены за счёт арендатора, который уплатил НДС, включенный подрядчиками в их стоимость. Значит, фирма-арендатор имеет право получить налоговый вычет за тот период, когда были произведены расчёты с подрядчиками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *