НДПИ нефть

Налоговый кодекс содержит разнообразные налоговые режимы, одним из видов является налог на добычу полезных ископаемых. Законодательство в отношении такой деятельности содержит множество различных норм. Чтобы разобраться в данном вопросе рассмотрим особенности НДПИ и порядок его расчета.

Что такое НДПИ

НДПИ – это вид налога, который платят субъекты хозяйственной деятельности за добычу полезных ископаемых. Осуществлять указанную деятельность имеют право лишь субъекты, которым выдана специальная лицензия на добычу полезных залежей.

После получения лицензии индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо обязано стать на учет в органы налоговой инспекции в месте, где будет производиться добыча.

Далее субъект налогообложения проводит свою законную деятельность по добыванию полезных залежей и в установленные сроки вносит налоговые платежи.

Объектом налогообложения считаются полезные ископаемые, к ним относятся:

  • специально добытые ресурсы из недр земли (руды, газообразующие вещества, торф, уголь, различные виды нефти и другие виды залежей);
  • результат вторичного сырья, в виде извлеченных отходов.

Облагаемая налогом добыча может происходить как на территории России, так и за её пределами.

Определяем налоговую базу

Налоговая база представляет собой стоимость добываемых ресурсов. НДПИ предполагает следующие подходы к определению цены на ископаемые:

  • учет объема добытого сырья. На некоторые виды ископаемых распространяется фиксированная цена за одну тонну. В итоге налоговая служба рассчитывает базу исходя из добытого объема. В эту группу входят уголь, многокомпонентные комплексные руды, углеродное сырье;
  • учет прибыли в процентах от стоимости добытого продукта. Налоговая база формируется на основании цены ископаемого. Применяется при расчете добытого углеродного сырья на морских месторождениях.

Определение расчета базы налогообложения, исходя из цен проданного товара, применяется в случае продажи ПИ, за который насчитывается НДПИ. И в том случае, когда предприятие не имеет государственного субсидирования для нивелирования разницы между оптовой ценой сырья и его расчетной стоимостью.

Определение ставки налогообложения

Ставка НДПИ – это цена за условную единицу, на каждый вид ископаемых индивидуально принимается фиксированная оценка. Руководствуясь ставкой и базой налогообложения плательщики, а также инспекция высчитывают обязательный платеж за проведение предпринимательской деятельности.

Статья 342 НК РФ имеет перечень ставок применимых к разным видам ресурсов:

  • добывание горючих сланцев оплачивается по ставке 4%;
  • руды черных металлов на уровне 4,8%;
  • добыча золотосодержащих и битуминозных пород 6%;
  • за калийные соли предприниматель должен отчислять 3,8%;
  • ископаемые для строительства, хлористый натрий, соль, нефелины и бокситы, горнорудные ископаемые, радиоактивные металлы идут по ставке 5,5%
  • все драгоценные металлы, кроме золота подлежат уплате 6,5%;
  • добыча редких, цветных рудных металлов оплачивается по ставке 8%;
  • полезные минералы подлежат уплате 7,5%.

Добыча таких пород как нефть, газ, различные виды угля оцениваются по весу и объему, предпринимателям ежегодно необходимо следить за актуальными ценами и уточнять их, прежде чем производить расчет.

Для ряда ископаемых и вовсе предусмотрена нулевая ставка, среди них добыча нефти на морском пространстве, нефть с особо высокой вязкостью, углеводороды из абалакских, баженовских, доманиковых залежей.

Налоговый кодекс имеет нормы позволяющие субъектам добывающей деятельности пользоваться вычетами и льготами. Данные положения указаны в главе 26 НК РФ. Вычеты предусмотрены для угольной и нефтяной промышленности. Однако воспользоваться данными положениями на практике достаточно сложно в силу множества ограничений и требований.

Применяется учёт сложных условий добывания, так организации, могут снизить сумму платежа, основываясь на понижающихся коэффициентах базовой ставки.

Как рассчитать сумму

Налогоплательщики ежемесячно рассчитывают налог по каждому ископаемому отдельно. Чтобы произвести подсчет платежа предприниматель должен вычислить актуальную базу налогообложения, применимые ставки и полезный коэффициент. Определив все нужные данные, субъект хозяйствования может приступать к расчету.

В основном вычисление суммы налогового платежа происходит путем умножения базы на ставку по ископаемому.

Модели расчета НДПИ

  1. Расчет налога для нефти и газа. Налогоплательщик устанавливает базу исходя из цены на момент добычи, уточняет на сайте ФНС актуальный коэффициент добычи. Далее база налогообложения умножается на необходимые коэффициенты.
  2. Подсчет налога для драгоценных металлов. Данный вид ископаемых характеризуется применением процента от стоимости чистого сырья или конечной цены после выхода на рынок. Определив точную налоговую базу её следует умножить на ставку в соответствии с налоговым кодексом.

Наиболее широко применяемая формула состоит в следующем: итоговая стоимость добытого материала умножается на ставку налогообложения. При расчетах стоит помнить о вычете применяемого НДС.

Пример подсчета:

Предприятие за отчетный период добыло серебряную руду в объеме 10000 тонн. На рынке стоимость данной руды равняется 650 руб. НДС в данном случае составит 118 руб. Имея основные цифры, предприниматель руководствуется такими методом подсчета: 650 – 118 = 523. Затем 532 * 10000 = 5320000. Далее получившуюся цифру умножаем на ставку 5320000 * 6,5% = 345800 руб.

Заполнение декларации

Декларация представляет собой бланк из трех разделов. Плюс к ним идет дополнительный лист для заполнения сотрудником ФНС. Декларация по НДПИ – это документ отчетности налогоплательщика перед органами налоговой инспекции. Вести отчет необходимо каждый месяц, за несвоевременную подачу документа, к субъекту хозяйствования могут применяться санкции в виде штрафа.

Подается такой отчет по месту выполнения работ по добыче ПИ. В нем указывается основная информация о предприятии, присвоенный код для добычи конкретных ископаемых, подсчитанная сумма платежа за последний отчетный период, также прикладывается сам расчет платежа.

Специальные строки необходимо заполнять следующим образом:

  • первый раздел с информацией о сумме налога. Результаты подсчетов вписываются в самом начале, но удобней его заполнить после заполнения всех остальных пунктов. Поскольку первый раздел включает всю основную информацию с последующих пунктов;
  • второй включает в себя расчеты для нефтедобытчиков. Данные субъекты заполняют всю основную информацию о лицензии, о ценах нефтяного сырья, особенности её добычи;
  • третий раздел предназначен для газовой промышленности. Указывается стоимость газа, цена транспортировки, условия добычи и другая информация;
  • четвертый пункт предусмотрен для работ на морском шельфе и подобных месторождениях. В нем отображается начало работ по добыче, информация о добываемом сырье, стоимость налоговой базы и соответствующие расчеты;
  • пятый раздел универсальный, применяется для всех оставшихся ПИ. Также как и предыдущие разделы заполняется основной информацией о добытчике, лицензии, сырье, условиях работы и актуальных показателях;
  • шестой предназначен для внесения данных о стоимости за единицу ПИ;
  • седьмой служит для информации об угольной промышленности.

Отсутствие деятельности на протяжении отчетного периода не освобождает лицо от выполнения обязанности отчитываться. В таком случае предприниматель должен сформировать нулевую отчетность и направить её в налоговую службу.

Субъектам, получившим лицензию и приступившим к добыванию ископаемых, следует готовиться к отчетности только на следующий месяц. Нынешнее высокотехнологичное время позволяет подавать отчеты в электронной форме. Для этого предварительно стоит пройти регистрацию на сайте ФНС.

Анализируя вышеописанное, отметим, что существуют разные подходы в расчете налоговой базы. Налоговый кодекс также содержит множество ставок, предназначенных для различных типов сырья. Прежде чем отчитаться перед налоговой инспекцией предприниматель должен фундаментально изучить особенности отчетности для своего бизнеса.

Подробнее о порядке исчисления налога смотрите ниже на видео.

Из-за высоких рисков для бюджета и нефтяной отрасли разумнее было бы унифицировать льготы по НДПИ, нежели вводить налог на добавленный доход

В конце августа правительство поручило Минфину временно скорректировать норму Бюджетного кодекса, по которой новые налоговые законы должны быть приняты не менее чем за месяц до внесения в Думу проекта федерального бюджета (1 октября). Это позволит уже с 2018 года ввести налог на добавленный доход (НДД), который, в отличие от НДПИ, будет взиматься не с количества добытой нефти, а с доходов от ее продажи за вычетом расходов на добычу и транспортировку. НДД будет действовать на западносибирских месторождениях «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», ЛУКОЙЛа и «РуссНефти» с общей добычей около 7 млн т: эти компании подали заявки на участие в пилотном проекте.

Стимул для расходов

Конфигурация НДД активно обсуждалась Минфином и Минэнерго в течение последних двух лет. В апреле реформа наконец была одобрена правительством. Однако в последний момент ее чуть было не сорвала еще одна налоговая новация: в июне Минэнерго внесло в правительство законопроект, по которому «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть» могут получить право платить лишь половину НДПИ с добычи на обводненных месторождениях. Категорически против выступил Минфин: по его оценке, в случае принятия законопроекта федеральный бюджет в 2018 году потеряет свыше 150 млрд руб. доходов. В итоге решение по льготам не было принято.

Впрочем, риск снижения бюджетных доходов есть и в случае внедрения НДД. Базой для его взимания станет прибыль, а потому у компаний будут стимулы ее занижать. В Великобритании, где также действует НДД, эта проблема получила название gold plating («золочение»): компании стремятся раздувать издержки, правда, там с этим борются не только налоговики, но и акционеры, дивиденды которых зависят от рентабельности добычи. В России у акционеров зачастую мало реальных рычагов воздействия на менеджмент, причем не только у миноритарных, но даже у мажоритарных. Свидетельство тому — безуспешные попытки Росимущества заставить «Роснефть» направлять на дивиденды 50% чистой прибыли по МСФО — по итогам 2016 года компания согласилась заплатить лишь 35%.

Внедрение НДД будет сопровождаться отменой экспортных пошлин, поэтому реформа несет с собой еще один риск — снижение рентабельности нефтепереработки. Сейчас к пошлинам привязана внутрироссийская цена на нефть: она рассчитывается как экспортная цена минус пошлины и затраты на транспортировку. В случае отмены пошлин цена на нефть автоматически вырастет, что ударит по нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ). Обнулится и таможенная субсидия (разница между более высокими пошлинами на нефть и более низкими на нефтепродукты), за счет которой НПЗ удается экспортировать нефтепродукты с низкой глубиной переработки.

МОСКВА, 22 июля. /ТАСС/. Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента отклонить в первом чтении законопроект о зачислении в бюджет субъектов РФ 30% поступлений от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде углеводородного сырья. В настоящее время 100% доходов от этого налога получает бюджет РФ. Документ был инициирован депутатом от КПРФ Михаилом Щаповым.

Законопроект предусматривает изменения ряда статей Бюджетного кодекса РФ в части нормативов распределения между уровнями бюджетной системы поступлений от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья. Поправки предполагают уменьшение установленных нормативов отчислений в федеральный бюджет со 100% до 70%, установление нормативов отчислений в бюджеты субъектов РФ в размере 30%.

Чтобы компенсировать выпадающие доходы федерального бюджета, законопроектом предлагается уменьшить объем межбюджетных трансфертов для нефтегазодобывающих регионов. По замыслу автора документа, новые нормы необходимо будет применить к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении федерального бюджета, начиная с федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Этот законопроект должен способствовать восстановлению баланса в отношениях регионов и федерального центра, заявил Михаил Щапов на заседании комитета. «Сейчас равновесие нарушено: за последние 10 лет доля региональных бюджетов в налоговых доходах упала с 60% до 44%. У субъектов федерации нет денег даже на первоочередные расходы, они вынуждены постоянно занимать средства у банков. За те же десять лет совокупный госдолг регионов вырос с 1 трлн до 2,5 трлн рублей», — указал он. По мнению депутат, федеральный центр «последовательно лишает регионы собственных источников доходов: за последние 10 лет было принято больше десятка поправок в Бюджетный кодекс, перераспределяющих налоговые доходы в пользу федерального бюджета».

Правительство РФ не поддержало законопроект: по мнению кабмина, если документ будет принят, выпадающие доходы бюджета составят более 1,8 трлн рублей в условиях 2019 года (около 9,5% от общей суммы доходов федерального бюджета). «Зачисление 30% НДПИ в виде углеводородного сырья в бюджеты субъектов РФ приведет к снижению у регионов заинтересованности в развитии собственной налоговой базы», — считают в правительстве.

© 2018 г. Е. Н. Горбунова

к вопросу о введении

налога на дополнительный доход

в нефтяной отрасли

Горбунова Елена Николаевна — канд. юрид. наук, заведующая кафедрой гражданского права, гражданского и арбитражного процессов Югорского государственного университета

(E-mail: gorbunovaen@mail.ru)

Наибольшую актуальность в настоящее время приобретают исследования, связанные с разработкой конкретных налоговых механизмов, являющихся инструментами изъятия сверхдоходов в нефтяной отрасли. В последние годы вопрос о введении налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли является широко обсуждаемым в научной литературе, в органах исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Как показывает практика, с одной стороны, действующий в настоящее время механизм взимания налогов с оборота в нефтяной отрасли привел к созданию системы многочисленных налоговых и таможенных льгот, дальнейшее разрастание которых ставит под угрозу эффективность всей системы налогообложения. С другой стороны, есть объективная тенденция увеличения истощенности разрабатываемых запасов нефти, что в ближайшем будущем приведет к уменьшению объемов добываемой нефти и как следствие к уменьшению налоговых поступлений от нефтяной отрасли в бюджетную систему РФ.

Кроме того, год от года возрастает доля трудноизвлекаемых запасов (низкорентабельных). В силу высокой себестоимость добычи, высокая рентабельность трудноизвлекаемых запасов нефти почти невозможна. Введя достаточное количество преференций, необходим строгий контроль потерь бюджета, так как недобросовестные налогоплательщики пользуются недостатками действующей законодательной базы1.

Таким образом, на сегодняшний день у нефтяных компаний при существующей системе налогообложения (НДПИ с льготами и экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты) нет стимулов для того, чтобы разрабатывать новые месторождения. Им выгодно разрабатывать уже и так освоенные месторождения, получая большие льготы от государства. Из-за этого государство недополучает огромное количество налоговых поступлений, остаются неразвитыми потенциальные месторождения нефти. Итогом перечисленного может стать падение уровня добычи и экспорта нефти в среднесрочной перспективе (учитывая высокую выработанность существующих месторождений, которая составляет по разным оценкам около 46 %), снижение поступлений налогов в бюджет, стагнация всей нефтяной отрасли в целом.

С учетом вышеизложенного, необходимо констатировать, что система налогообложения нефтяной отрасли в России концептуально должна отличаться от системы налогообложения

других секторов экономики, поскольку в ней формируются значительные рентные доходы, и имеют место высокие инвестиционные риски. Последние обусловлены высокой капиталоемкостью и связаны с поиском, разведкой и освоением новых месторождений, значительным временным лагом между осуществлением затрат и производством, с колебаниями цен и спроса на нефть на мировом рынке.

Таким образом, можно утверждать, что на сегодняшний день остро назрела необходимость менять систему налогообложения нефтяной отрасли. Выбор эффективной системы налогообложения нефтяной отрасли должен начинаться с ясного понимания ее задач и того, как они соотносятся с потребностями, возможностями и критериями принятия решений у потенциальных потребителей и что немало важно, инвесторов. Для привлечения инвестиций в нефтяной сектор необходимо, прежде всего, пересмотреть законодательную базу РФ, сделать ее более прозрачной и эффективной. Иностранных инвесторов отпугивает нестабильность нормативной базы и противоречие многих норм, что приводит к отсутствию на российском нефтяном рынке иностранных инвестиций.

Наиболее совершенной формой налогообложения добычи нефти по нашему мнению является налогообложение определяемого тем или иным образом дополнительного (чистого) дохода. Поскольку все горно-геологические и географические характеристики месторождения, в конечном счете, отражаются в получаемом при его разработке доходе, такой подход обеспечивает автоматическую дифференциацию налоговой нагрузки в зависимости от конкретных условий добычи нефти. При таком подходе учитывается не только получаемый производителем валовой доход, но и затраты на добычу нефти на конкретном месторождении. В результате не возникает экономических препятствий для разработки нефтяных месторождений, характеризующихся повышенными капитальными, эксплуатационными, транспортными затратами2.

Еще в 2014 году премьер-министр Российской Федерации Д. Медведев поручил Правительству РФ провести налоговый эксперимент — заменить НДПИ на сборы, которые бы учитывали расходы компаний3. Однако эксперимент затянулся на долгие годы.

Думается, что основой для дальнейших направлений финансово-правовой политики государства в совершенствовании системы налогообложения нефтяной отрасли и достижения стратегической цели налоговой реформы должно послужить создание такой правовой модели налогообложения нефтяной отрасли, которая бы отвечала современным международным вызовам и соблюдала правовой баланс между государством, нефтяными компаниями и населением страны через введение новых справедливых налоговых механизмов налогообложения.

При этом основной задачей государства в отношении налогообложения нефтяной отрасли должна стать стимулирующая налоговая политика, а не продолжение фискальной налоговой политики. Новые налоговые механизмы должны способствовать увеличению объёмов добычи нефти и росту рентабельности нефтяных компаний, при разработке новых трудноизвлекае-мых месторождений нефти.

По мнению экспертов, существующая система налогообложения препятствует привлечению вложений в разработку новых месторождений и не стимулирует поддержание объемов добычи на истощенных участках. Система на настоящий момент все еще ориентирована на зрелые месторождения. Для того чтобы сделать разработку новых месторождений привлекательной для компаний нефтяного сектора необходимо в значительной мере модернизировать законодательство4.

2 Синельников-Мурылев С. и др. Российская экономика в 2009 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 31) — М.: ИЭПП. 2010. С. 316.

По мнению ученого Е. Н. Жаворонковой, грамотное налогообложение и налоговая политика со стороны государства в отношении предприятий нефтедобывающей промышленности должна преследовать две цели: во-первых, необходимо пополнять бюджет РФ, а во-вторых, стимулировать разработку новых месторождений5.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, думается, что при разработке правовой концепции налогообложения нефтяной отрасли необходимо основываться на следующих, по мнению автора подходах:

Во-первых, переход от налогообложения валового дохода нефтяных компаний к налогообложению финансового результата компаний;

Во-вторых, стимулирование со стороны государства к рациональному использованию недрами, увеличение процента извлечения из месторождений нефти;

В-третьих, бюджетная эффективность и стабильность поступлений налогов от нефтяной отрасли, с целью реализации основных задач стоящих перед государством;

В-четвертых, простота администрирования налогов.

При этом нужно осознавать, что согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов6 налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть.

Для того чтобы налоговая система Российской Федерации отвечала современным требованиям и реалиям отечественной нефтяной отрасли была предложена реформа налоговой системы с введением налога на дополнительный доход (далее — НДД).

Здесь следует обратить внимание на то, что в проекте «Энергетической стратегии России до 2035 года», разработанной Минэнерго России, отмечается, что введение налогообложения дополнительного дохода (НДД) от добычи является ключевым элементом «новой налоговой системы» и имеет первоочередное значение для развития энергетической отрасли. Как планирует законодатель, это обеспечит гибкость и адресность налогообложения за счет введения зависимости уровня налогообложения от экономического результата разработки нефтяной скважины7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует также указать, что ежегодно Президент РФ В.В. Путин в Посланиях Федеральному собранию РФ поднимал вопрос о необходимости менять действующую налоговую систему в нефтяной отрасли, разрабатывать налоговый механизм, который бы отвечал требованиям и вызовам современного мира8.

5 Жаворонкова, Е. Н. Анализ налоговой нагрузки в нефтяной отрасли в разрезе крупнейших российских и иностранных нефтяных компаний // Государственное управление. 2015. № 50. С. 23-46.

6 Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.minfin.ru по состоянию на 01.03.2016. СПС КонсультантПлюс. Документ опубликован не был.

7 Проект Энергетической стратегии России до 2035 года (редакция от 01.02.2017) размещен на официальном сайте Министерства энергетики РФ.

8 См.: В Послании Федеральному собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что «новому Правительству РФ необходимо как можно быстрее сформировать новые налоговые условия, они должны быть стабильны и зафиксированы на предстоящие годы». Официальный сайт Президента России. Режим доступа: http://http://kremlin.ru/events/ president/news/56957 (дата обращения 02.03.2018).

См.: Кроме того, Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил «в течение следующего года детально и всесторонне рассмотреть предложения по настройке налоговой системы, обязательно сделать это с участием деловых объединений. Несмотря на внутриполитический календарь, нам всё равно необходимо в 2018 году подготовить и принять все соответствующие поправки в законодательство, в Налоговый кодекс, а с 1 января 2019 года ввести их в действие, зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период. Одновременно прошу Правительство проработать вопросы совершенствования механизмов обеспечения устойчивого бюджета и государственных финансов, исполнения всех наших обязательств вне зависимости от внешних факторов, включая цены на углеводороды». Послание Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации от 01 декабря 2016 года. Режим доступа: http:// kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения: 24.11.2017).

После многолетних дискуссий Правительство РФ решило реализовать инициативу введения НДД. Распоряжением Правительства РФ от 25.11.2017 № 2613-р9 в Государственную Думу Федерального Собрания РФ был внесен очередной проект Федерального Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)»10.

Федеральным законом от 19.07.2018 № 199-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» Налоговый кодекс РФ дополнен главой 25.4. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, которая вступит в законную силу с 1 января 2019 г.

Суть нового налогового механизма в виде НДД, согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, заключается в снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей (НДПИ и экспортная пошлина на нефть), и введение налогообложения дополнительного дохода от добычи нефти, величина которого определяется за весь срок инвестиционного проекта при разработке конкретного участка недр, а уровень налоговых изъятий зависит от величины расчетного денежного потока от деятельности по разработке участка недр с учетом фактических цен на нефть и затрат на её добычу11.

Сегодня для России приоритетным является формирование стабильных доходов бюджета с одновременным сохранением уровня добычи и инвестиций в отрасль при рациональном использовании недр. С учетом этого, возможно, стоит рассмотреть вопрос о целесообразности введения сбалансированного налогообложения на основе валовых показателей и показателей финансового результата12.

Кроме того анализ имеющихся научных позиций позволил сформулировать следующие основные преимущества и недостатки введения НДД.

Можно выделить следующие основные положительные моменты введения НДД:

— обеспечение непрерывного и стабильного потока налоговых поступлений в бюджет как один из основных инструментов финансовой безопасности страны;

— способствование долгосрочному развитию нефтяной промышленности;

— обеспечение дифференциации налоговой нагрузки и создание необходимых условия для освоения новых нефтяных месторождений с повышенными производственными затратами;

— применение НДД будет стимулировать инвестиции за счет фактического освобождения инвесторов от налога вплоть до полного возмещения капитальных затрат.

Главное преимущество введения НДД заключается в том, что НДД позволяет снизить налоговое бремя новых, неразведанных месторождений с большим потенциалом добычи нефти в будущем. Применение НДД видится эффективным, главным образом, только на новых нефтегазовых месторождениях.

Также необходимо указать, что главным отличием налогов на дополнительный доход и финансовый результат от действующей налоговой системы служит их ориентация на рентабельность добычи нефти и газа, то есть на финансовые показатели нефтяной компании.

9 Распоряжение Правительства РФ от 25.11.2017 № 2613-р «О проекте федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)». Собрание законодательства РФ, 04.12.2017, № 49, ст. 7488.

10 О проекте федерального закона № 325651-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)». Официальный сайт Государственной Думы РФ. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/557042645.

12 Катышева Е.Г. Методы оптимизации налогообложения нефтедобывающих компаний России // Новый взгляд: Международный научный вестник. 2016. № 11. С. 178-187.

При такой системе, как считают экономисты, будут объективно учитываться природно-климатические условия добычи нефти. Как результат использования НДД при высокорентабельной добыче нефтегазовые доходы в бюджет будут увеличиваться, при низкорентабельной -налоговая нагрузка на нефтедобывающие компании будет снижаться, что в совокупности будет стимулировать добычу нефти в стране13.

Уместно отметить, что, в целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования введение НДД для пилотных объектов, включающих новые месторождения на сегодняшний день уже вынужденная мера. Так как действующая система налогообложения нефтяной отрасли не отвечает вызовам и требованиям современного мира.

Так как базой для взимания НДД является прибыль, то это позволит снизить налогообложение для всех новых месторождений. Это происходит из-за того, что на начальном этапе затраты на бурение и разработку и эксплуатацию скважин (в особенности труднодоступных) крайне высоки, а объем продаж нефтепродуктов с таких скважин очень мал.

Однако после того, как объем добычи со скважины выходит на полную мощность, налог на добавленный доход позволяет собирать значительно больше сумм налогов и тем самым компенсировать потери бюджета в виде выпадающих платежей из-за больших расходов на разработку и запуск трудноизвлекаемых месторождений на начальном этапе. Иными словами, доход от такой скважины фактически многократно «добавляется» с существующему.

При этом, эффективное применение НДД предполагает использование для целей налогообложения внутрироссийских биржевых цен на нефть, в противном случае применение налога на дополнительный доход неэффективно, так как это может привести к искусственному занижению цен налогоплательщиками, а также образованию трансфертных цен. Учитывая, что биржевая торговля углеводородными ресурсами только развивается в России, применение налогов на дополнительный доход и финансовый результат возможно после совершенствования регуляторной политики государства.

Конечно, при введении нового налога государство столкнется и с проблемами, а именно:

во-первых, при введении НДД государство столкнется с одной из главных проблем, администрирование нового налога;

во-вторых, ускориться снижение доходов федерального бюджета (риск снижения цены практически полностью перекладывается на государство);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в-третьих, возникнут проблемы определения и применения для целей исчисления НДД рыночных цен на нефть и организации учета и контроля доходов и затрат при добыче нефти в разрезе месторождений (лицензионных участков).

Однако, по мнению автора, учитывая все достоинства и недостатки новой системы налогообложения, введение НДД в Российской Федерации является на данный момент целесообразным.

Введение налога на дополнительный доход позволяет обеспечить дифференциацию налоговой нагрузки и создать необходимые условия для освоения новых нефтяных месторождений с повышенными производственными затратами. Вместе с тем переход к такому налогообложению требует создания определенных условий, прежде всего решения проблемы определения и применения для целей исчисления налогов рыночных цен на нефть и организации учета и контроля доходов и затрат при добыче нефти в разрезе месторождений (лицензионных участков).

Таким образом, налогообложение дополнительного дохода является более сложной формой налогообложения, однако с точки зрения интересов долгосрочного развития такое усложнение налоговой системы представляется оправданным.

13 Абдулкадыров А.С. Налоговое стимулирование инновационного развития нефтегазового сектора экономики России./ А.С. Абдукадыров, Д.В. Ефимова // XII Международная научная конференция «Современные проблемы управления природными ресурсами и развитием социально-экономических систем», 2016. № 3. С. 31-41.

Библиографический список

1. Абдулкадыров А.С. Налоговое стимулирование инновационного развития нефтегазового сектора экономики России./ А.С. Абдукадыров, Д.В. Ефимова // XII Международная научная конференция «Современные проблемы управления природными ресурсами и развитием социально-экономических систем», 2016. № 3.

3. Жаворонкова, Е. Н. Анализ налоговой нагрузки в нефтяной отрасли в разрезе крупнейших российских и иностранных нефтяных компаний / Е. Н. Жаворонкова // Государственное управление. Электронный вестник. 2015. № 50.

6. Синельников-Мурылев С. и др. Российская экономика в 2009 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 31) — М.: ИЭПП. 2010.

Деятельность по добыче полезных ископаемых из недр земли облагается соответствующим налогом. Налогоплательщики, которые пользуются недрами, вместе с уплатой налога обязаны составлять декларацию. Как заполнить отчетность и в какие сроки ее сдать, расскажем ниже.

Кто сдает декларацию по НДПИ

Сдавать отчетность по НДПИ должны организации и ИП, признаваемые пользователями недр (ст. 334 НК РФ).

Заполнить декларацию придется, если источником полезных ископаемых являются:

  1. Недра на территории Российской Федерации, которыми пользуется налогоплательщик на законных основаниях.
  2. Отходы (потери) добывающего производства. При этом извлечение полезных ископаемых лицензируется.
  3. Недра за пределами территории Российской Федерации, находящиеся под юрисдикцией РФ, используемые на основании международного договора или взятые в аренду у иностранных государств.

Добытыми налогооблагаемыми полезными ископаемыми признаются (ст. 337 НК РФ):

  • горючие сланцы;
  • уголь (бурый, коксующийся, антрацит);
  • торф;
  • углеводородное сырье;
  • многокомпонентные комплексные руды и товарные руды цветных, черных и редких металлов (железо, марганец, хром, медь, никель, рубидий, ртуть, индий, гафний, селен и т.п.);
  • полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды;
  • горно-химическое неметаллическое сырье (сульфат натрия, сера, бариты, йод, бром, карбонатные породы и т.д.);
  • горнорудное неметаллическое сырье (абразивные породы, кварциты, стекольные пески, графит природный, глины огнеупорные и т.д.);
  • битуминозные породы;
  • редкие металлы — попутные компоненты в рудах других полезных ископаемых и редких металлов и в многокомпонентных рудах;
  • неметаллическое сырье для строительства (гипс, известняк песок природный строительный, гравий, камень строительный и т.п.);
  • кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и самоцветов (топаз, нефрит, аметист, агат и т.д.);
  • драгоценные камни (сапфир, натуральные алмазы, изумруд, янтарь и т.д.);
  • полупродукты, содержащие в себе драгметаллы (золото, платина, осмий, лигатурное золото, палладий, и т.д.);
  • соль природная и чистый хлористый натрий;
  • подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды;
  • сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий);
  • извлекаемые полезные компоненты (за исключением редких металлов) – попутные компоненты в рудах других полезных ископаемых.

Также к полезным ископаемым относится продукция из минерального сырья, полученная в результате разработки месторождения.

Сроки сдачи декларация по НДПИ в 2020 году

Декларация подается ежемесячно. Отчитаться нужно до конца месяца, следующего за отчетным. К примеру декларацию по НДПИ за апрель нужно представить до 31 мая.

Обратите внимание, что налог нужно уплатить до 25 числа. Он также уплачивается по итогам каждого месяца.

Как заполнить декларацию по НДПИ

Декларация состоит из титульного раздела и восьми разделов. Титульный лист и первый раздел нужно заполнять всегда, а вот остальные разделы по необходимости.

С заполнением титульного листа проблем обычно не возникает, достаточно внимательно внести реквизиты компании.

Раздел 1

В разделе 1 суммы налогов записываются в разрезе видов полезных ископаемых. Поэтому важно не ошибиться с КБК.

КБК по видам ископаемых на 2020 год:

  • 182 1 07 01011 01 1000 110 — нефть;
  • 182 1 07 01012 01 1000 110 — газ горючий природный из всех видов залежей углеводородного сырья;
  • 182 1 07 01013 01 1000 110 — газовый конденсат из всех видов залежей углеводородного сырья;
  • 182 1 07 01020 01 1000 110 — общераспространенные полезные ископаемые;
  • 182 1 07 01030 01 1000 110 — прочие полезные ископаемые (кроме природных алмазов);
  • 182 1 07 01040 01 1000 110 — полезные ископаемые на континентальном шельфе, в ИЭЗ, при добыче полезных ископаемых из недр за пределами РФ;
  • 182 1 07 01050 01 1000 110 — натуральные алмазы;
  • 182 1 07 01060 01 1000 110 — уголь;
  • 182 1 07 01070 01 1000 110 — налог на добычу полезных ископаемых, уплаченный участниками особой экономической зоны в Магаданской области.

Раздел 2

Раздел 2 включает подразделы. В разделах 2.1.1 и 2.1.2 данные по нефти расписывают исходя из места ее добычи.

В подразделе 2.1 записываются данные о лицензии, различные коэффициенты и сумму налога. По строкам 060-126 следует указать коэффициенты. Их значения определяется согласно формулам, указанным в ст. 342, 342.5, 342.2 НК РФ. В строке 060 допустим показатель со знаком «минус».

По строке 130 указывается сумма налога. Расчет этой строки может быть разным:

  • При указании в графе 1 подраздела 2.1.1 кодов с 2000 по 2010, налог равен: (налоговая ставка х коэффициент Кц — показатель Дм) х графа 2 подраздела 2.1.1 х 0,7.
  • При указании в графе 1 подраздела 2.1.1 кодов с 4000 по 4010, налог равен: (налоговая ставка х коэффициент Кц —показатель Дм) х графа 2 подраздела 2.1.1.

По строке 140 указывается сумма налогового вычета. Если вычет не применяется, по строке 140 ставится ноль. По строке 150 указывается сумма налога к уплате (разность строк 130 и 140).

Коды основания для раздела 2.1.1 берут из приложения к инструкции по заполнению декларации.

Значения строк 210-250 подраздела 2.1.2 определяются в соответствии со ст. 342.2, 342.5 НК РФ.

Раздел 3

По строке 010 указывается код вида добытого полезного ископаемого 03200 или 03300 согласно приложению к инструкции по заполнению.

По строке 020 указывается КБК, а в строке 030 код по ОКЕИ. По строке 040 указывается налог (сумма значений строки 220 всех подразделов 3.1.). По строке 045 отражается сумма налогового вычета.

При заполнении раздела 3 в отношении газа горючего природного по строке 045 проставляется ноль, а значение строки 050 должно быть равно значению строки 040.

По строке 050 указывается налог к уплате (разность строк 040 и 045).

По строке 060 отражается коэффициент Кшфлу. По строке 070 указывается количество добытого газового конденсата. По строке 080 указывается ставка налогового вычета.

По строкам 090-187 фиксируют разные показатели, определяемые в соответствии со ст. 342, 342.4, 342.5 НК РФ.

По строке 210 указывается сумма налога по участку недр в рублях, по строке 215 — вычет.

По строке 230 указывается значение степени выработанности запасов газа горючего природного конкретного участка недр. По строке 240 прописывается базовое значение единицы условного топлива. По строке 250 отмечают коэффициент, показывающий процент добытого газа горючего природного в общем количестве данного газа и газового конденсата, добытых в истекшем налоговом периоде на участке недр с залежами углеводородного сырья.

По строкам 260-310 отмечают наименование и глубину залежи, ее плотность, коэффициенты. По строке 310 указывается сумма налога по залежи.

Раздел 4

Заполнение строк 010-050 аналогично заполнению одноименных строк второго раздела. В строке 060 нужно указать наименование месторождения, в строке 070 — дату начала добычи.

По строке 080 указывается стоимость единицы добытого полезного ископаемого, по строке 090 — минимальная предельная стоимость единицы углеводородного сырья.

По строке 100 указывается объем проданного добытого ископаемого, по строке 110 — выручка от его реализации.

По строке 120 указывается скорректированная выручка от реализации.

По строке 130 указывается налоговая база по добытому полезному ископаемому, по строке 140 — сумма исчисленного налога, а по строке 150 — скорректированная сумма исчисленного налога.

Раздел 5

Заполнение строк 010-050 аналогично заполнению одноименных строк второго и четвертого разделов.

В строке 070 фиксируют стоимость единицы добытого ископаемого.

По строке 080 указывается доля содержания химически чистого драгоценного металла в единице добытого полезного ископаемого.

По строке 090 указывается объем проданного добытого ископаемого, по строке 100 — выручка от его реализации. По строке 110 указывается выручка от реализации с учетом коррекции.

По строке 120 отражаются расходы по доставке.

По строке 130 указываются расходы по аффинажу химически чистого драгоценного металла.

По строке 140 указывается налоговая база, по строке 150 — налог, по строке 160 — скорректированная сумма налога.

Раздел 6

По строкам 010 — 040 подраздела 6.1 отмечают данные для расчета суммы прямых расходов, относящихся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым. По строкам 050 — 090 указываются данные для расчета суммы косвенных и иных расходов по добыче ископаемых.

По строке 110 подраздела 6.2 указывается код по ОКЕИ. По графе 1 проставляется код добытого полезного ископаемого, по графе 2 — его количество. По графе 3 указывается доля добытого полезного ископаемого в общем объеме добычи. По графе 4 отражаются расходы (строка 100 х графа 3).

Раздел 7

На каждый участок недр по добыче угля заполняется отдельный лист.

По строке 010 указывается КБК. По строке 020 указываются реквизиты лицензии. По строке 030 проставляется код по ОКЕИ, по строке 040 — код по ОКТМО. По строке 050 нужно указать коэффициент Ктд (ст. 342.3 Кодекса), а по строке 055 — признак его применения.

В подразделе 7.1 налогоплательщик отражает количество добытого угля отдельно по каждому виду угля.

По строке 060 подраздела 7.2 указывается остаток неучтенных расходов (стр. 060 подр. 7.2 = стр. 160 подр. 7.2 за предыдущий налоговый период).

По строке 070 нужно зафиксировать расходы по обеспечению безопасных условий и охраны труда при добыче угля, в строках 080-100 из строки 070 выделяют виды расходов.

По строке 110 указывают расходы по обеспечению безопасности, включаемые в налоговый вычет.

В строку 120 заносят коэффициент Кт, который не может быть больше 0,3.

По строке 130 указывают налог без учета налогового вычета. По строке 140 фиксируют предельную величину налогового вычета (стр. 130 х стр. 120). По строке 150 нужно указать налог к уплате с учетом налогового вычета.

По строке 160 указывают остаток неучтенных при определении налогового вычета расходов на конец налогового периода.

В подразделе 7.3 производится расчет суммы налоговых вычетов по участку недр.

По строкам 070 — 220 заполняются данные для расчета суммы одного налогового вычета, который возник в определенном налоговом периоде.

Раздел 8

Строки 010 — 050 заполняются аналогично одноименным строкам раздела 4.

По строке 060 указывается степень выработанности запасов нефти участка недр.

По строке 070 указывается год начала промышленной добычи нефти.

По строке 080 указывается коэффициент Кндд.

По строке 090 отражается средний уровень цен нефти сорта «Юралс».

По строке 100 указывается среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации.

По строке 110 указывается признак коэффициента Кг.

По строке 120 отражается коэффициент Кг.

По строке 130 указывается значение ставки вывозной таможенной пошлины на нефть.

По строке 140 указывается сумма налога, исчисленного при добыче нефти на участке недр.

По графе 1 проставляется код основания налогообложения добытых полезных ископаемых (приложение № 3 к порядку заполнения декларации).

По графе 2 указывается количество нефти, подлежащей налогообложению.

Нулевая декларация

Налогоплательщик обязан отчитываться в ФНС России с месяца начала добычи ископаемых.

Если же организация приостановила добычу, сдать декларацию все равно придется. В таком случае достаточно представить титульный лист и раздел 1.

Сдавайте декларацию по НДПИ через Контур.Экстерн. Подготовить и отправить декларацию в сервисе очень легко. Перед отправкой заполненной отчетности система проверит ее на ошибки и контрольные соотношения. Когда налоговая служба примет декларацию, в Контур.Экстерне появится соответствующее уведомление.

Пример. Компания «Грот» занимается добычей песка. В апреле 2020 года зафиксированы следующие показатели:

  • Выручка от реализации песка без НДС (строка 100 раздела 5.2) – 5 100 000 рублей;
  • объем добытого песка (графа 2 раздела 5.1) — 20 000 тонн;
  • количество проданного песка (строка 090 раздела 5.2) — 17 000 тонн;
  • расходы по доставке песка (строка 120 раздела 5.2) — 320 000 рублей.

Рассчитаем стоимость единицы (строка 070 раздела 5.2): (5 100 000 — 320 000) / 17 000 = 281, 18 рубль.

Налоговая база (строка 140 раздела 5.2) = 281,18 х 20 000 = 5 623 600 рублей.

Налог за апрель (строка 150 раздела 5.2) = 5 623 600 х 5,5 % = 309 298 рублей.

Скачать бланк декларации

Скачать пример заполнения декларации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *