НДС при экспорте

Экспортный НДС — что это

Особенности подтверждения ставки 0% по НДС при экспорте в страны ЕАЭС

Подтверждение ставки 0% по НДС при экспорте в другие страны

Когда нулевая ставка НДС при экспорте становится ненулевой

Возмещение НДС при экспорте товаров

Вычет в рамках экспортных операций

Возврат брака при экспорте

Счета-фактуры при экспорте

Экспортный НДС — что это

Экспортным НДС принято считать налог, который возникает при реализации товаров за пределы РФ. Экспортируя товар, налогоплательщик применяет ставку 0%, что фактически освобождает его от уплаты налога по таким операциям. Но если в отведенный нормами НК РФ период обосновать указанную ставку не удалось, НДС придется уплатить в бюджет.

Порядок учета оплаченного НДС по неподтвержденным экспортным операциям отражен в статье «Минфин пояснил, когда уменьшать прибыль на НДС, уплаченный по неподтвержденному экспорту».

С 2018 года применение ставки 0% при экспорте необязательно. От ее использования можно отказываться. Об этом – в материале «»Нулевая» ставка НДС стала необязательной».

При осуществлении «внешних» отгрузок необходимо учитывать нормы ст. 170 НК РФ по ведению раздельного учета облагаемых и необлагаемых операций.

Для того чтобы понять, как осуществляется такой вид учета, советуем вам ознакомиться с темой «Как осуществляется раздельный учет НДС при экспорте?».

При реализации продукции за рубеж выделяют 2 направления отгрузок:

  • в страны ЕАЭС;
  • прочие иностранные государства.

Об НДС в сделках с контрагентами-иностранцами читайте в статье «Возможна ли нулевая ставка НДС, если иностранный покупатель — физлицо?».

Особенности подтверждения ставки 0% по НДС при экспорте в страны ЕАЭС

Отличительной чертой реализации в страны ЕАЭС является наличие упрощенной процедуры осуществления экспорта, что обусловлено договоренностью между странами о взаимном сотрудничестве.

Поэтому общий список документов, обосновывающих ставку 0%, невелик и состоит:

  • из контракта;
  • товаросопроводительных и транспортных документов;
  • заявления о ввозе или перечня заявлений.

П. 4 приложения 18 к договору о ЕАЭС предусмотрено, что одним из документов для подтверждения нулевой ставки является банковская выписка. Почему банковской выписки нет в вышеприведенном списке, читайте в материале «Для подтверждения экспорта в ЕАЭС выписка банка не требуется».

Какими документами можно подтвердить нулевую ставку, если покупатель вывозит товар в государства ЕАЭС самостоятельно, читайте в публикации «Экспорт в государства ЕАЭС: чем подтвердить нулевую ставку НДС при самовывозе товаров покупателем».

Также советуем обратить внимание на требования к подтверждению ставки при экспорте, осуществляемом в другие страны через территории стран ЕАЭС. О них вы узнаете из статьи «Как подтвердить ставку 0%, если на экспорт товары идут без пограничного таможенного контроля».

Как и любая отгрузка, экспорт предполагает выставление счета-фактуры в течение 5 дней с даты реализации. Важно обратить внимание на порядок оформления в случае продажи товара через филиал. Читайте об этом в нашем материале «При экспорте товаров в Армению, Белоруссию или Казахстан через подразделение в счете-фактуре лучше указать КПП головного офиса».

А о том, следует ли представлять такой счет-фактуру в ИФНС для обоснования ставки 0%, вы узнаете .

О том, как учитывать сумму аванса, полученную экспортером от своего иностранного контрагента, смотрите в материале «Как в целях НДС учесть авансы от партнеров из ЕАЭС?».

Одинаковы ли правила подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте в страны ЕАЭС и страны СНГ, читайте в публикации «Как подтвердить ставку НДС 0% при экспорте в страны СНГ?».

Подтверждение ставки 0% по НДС при экспорте в другие страны

Основными документами в данном случае являются:

  • таможенная декларация.
  • контракт.
  • товаросопроводительные документы.

Таможенная декларация может быть временной или полной. Какая из них подходит для подтверждения экспорта, читайте в этой публикации.

Таможенная декларация может оформляться в электронном виде. Можно ли для подтверждения экспорта использовать ее бумажную копию, см. .

С 4 квартала 2015 года некоторые документы из перечня можно заменить реестрами, ознакомиться с форматами которых можно в публикации «Утверждены формы и форматы реестров для подтверждения ставки НДС 0%». Для реестров документов, подтверждающих ставку 0%, есть и контрольные соотношения. Подробнее о них смотрите в материалах:

  • «Появились контрольные соотношения проверки Реестров для подтверждения ставки 0%»;
  • «Новые контрольные соотношения по НДС»;

Какие правила подтверждения нулевой ставки действуют при экспорте в подконтрольную Украине Донецкую Народную Республику, читайте в материале «Как подтвердить экспорт товаров на территорию ДНР».

Есть ли какие-либо особенности подтверждения нулевой ставки, если право собственности на экспортируемый товар переходит к покупателю-иностранцу на территории России, читайте в публикации «Момент перехода права собственности не важен для нулевой ставки НДС».

Когда нулевая ставка НДС при экспорте становится ненулевой

В соответствии со ст. 165 НК РФ, если продавцы, реализующие товар на экспорт, не соберут пакет документов, обосновывающих ставку 0%, им придется исполнить свою обязанность по уплате налога. Оплатить налог надо будет по ставкам 10 или 20%. Подробнее об этом говорится в статье «Что делать, если экспорт не подтвержден в установленный срок».

При этом налоговая база по НДС будет увеличена на стоимость товаров по неподтвержденному экспорту. Ее способ определения рассмотрен в статье «Налоговая база при экспорте — рыночная стоимость товаров по контракту».

Возмещение НДС при экспорте товаров

За этапом подачи в ИФНС всех необходимых документов, обосновывающих отгрузку за пределы РФ, начинается камеральная проверка, цель которой — определить обоснованность применения экспортной ставки. С порядком учета и возмещения экспортного НДС можно ознакомиться в статьях:

  • «Какой порядок возврата (возмещения) НДС при экспорте в Казахстан?»;
  • «Каков порядок учета и возмещения НДС при экспорте?»;
  • «Какова процедура возмещения НДС по ставке 0% (получение подтверждения)?».

При этом следует отметить, что в соответствии с НК РФ по истечении 180 дней с даты внешнеторговой операции в случае неподтверждения экспорта компании или ИП осуществляют начисление налога, правда, это не лишает их возможности воспользоваться ставкой 0% позже.

Однако налоговое законодательство, ограничивая период подтверждения экспорта, не указывает момент, с которого следует исчислять указанный промежуток. Подробнее данный вопрос рассмотрен в статьях:

  • «С какой даты начинается исчисление трехлетнего срока для возмещения НДС по экспортным товарам?»;
  • «Считаем срок на возмещение НДС, уплаченного по неподтвержденному экспорту: версия Минфина».

Пошагово рассматриваемая процедура изложена в статье «Как правильно осуществить возврат НДС при экспорте товаров (инструкция)».

Вычет в рамках экспортных операций

Экспортер в соответствии со ст. 172 НК РФ может воспользоваться вычетом. При этом по экспортным операциям вычет применяется по суммам входного НДС, т. е. налога, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг), в дальнейшем направленных на экспорт. С 01.07.2016 вычет входного НДС для экспортеров сырьевых и несырьевых товаров производится по разным правилам.

Какие товары относятся к сырьевым, вы узнаете из материала «Какие товары являются сырьевыми для вычета НДС у экспортера».

О применении вычета экспортерами несырьевых товаров читайте в материале «Экспортеры — несырьевики применяют вычет по общим правилам».

Экспортеры сырьевых товаров входной НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), которые использованы для операций экспорта, в некоторых случаях должны восстановить. Когда это нужно сделать, читайте в материале «НДС по товарам, которые использованы для экспорта сырьевых товаров, восстанавливают».

В каких случаях не нужно распределять входной НДС по косвенным расходам, читайте в статье «Нужно ли распределять «входной» НДС по косвенным расходам между внутренней и экспортной» реализацией?».

Об особенностях применения вычета в рамках экспортных операций также можно прочитать в статье «Как применить вычет НДС по экспортным операциям».

Возврат брака при экспорте

Отгрузка и возврат бракованного товара встречается не только на внутреннем рынке, но и при реализации на экспорт. Если бракованный товар возвращается иностранным поставщиком, то перед экспортером встают вопросы: можно ли расценивать такой возврат как импорт и нужно ли уплачивать в этом случае НДС? Ответы на них вы найдете в материалах:

  • «Контрагент из ЕАЭС вернул некондицию — уплачивать ли НДС при ввозе брака обратно в Россию?»;
  • «Возврат бракованного экспортного товара — это импорт?».

Счета-фактуры при экспорте

При реализации товаров, работ, услуг как на внутреннем рынке, так и на экспорт необходимо составить счет-фактуру. При реализации на внутреннем рынке счет-фактуру можно составить в электронном виде или оформить универсальный передаточный документ (УПД).

Можно ли составить электронный счет-фактуру или УПД при реализации на экспорт, читайте в материалах:

  • «Допустим ли электронный счет-фактура при экспорте?»;
  • «УПД можно использовать при экспорте — как замену счета-фактуры».

Экспорт услуг.

В настоящее время сфера услуг является одной из самых перспективных, быстро развивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности, от торговли и транспорта до финансирования и страхования.

В данной статье рассмотрим: что понимается под экспортом услуг, что необходимо для подтверждения факта оказания услуг и как следует отражать в бухгалтерском учете российской компании оказание услуг иностранным партнерам.

Российское законодательство не содержит прямого определения экспорта услуг, поэтому чтобы понять, что подразумевается под этим понятием, для начала, дадим общее определение такому термину как услуга.

Услугами в области внешнеэкономической деятельности, согласно Порядку заполнения и представления формы Федерального государственного статистического наблюдения № 8-ВЭС (услуги) «Сведения об экспорте (импорте) услуг во внешнеэкономической деятельности» утвержденному Постановлением Росстата от 1 февраля 2006 года № 5, являются поступающие на внешний рынок полезные результаты внешнеэкономической деятельности, удовлетворяющие определенные потребности, но не воплощенные в материально-вещественной форме.

В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – Закон № 164-ФЗ) внешняя торговля услугами – это оказание услуг, включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг.

Внешняя торговля услугами осуществляется согласно статье 33 Закона № 164-ФЗ, в частности, следующими способами:

– с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;

– на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;

– российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;

– российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства.

Под коммерческим присутствием понимается любая допускаемая законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства форма организации предпринимательской и иной экономической деятельности иностранного лица на территории Российской Федерации или российского лица на территории иностранного государства в целях оказания услуг, в том числе путем создания юридического лица, филиала или представительства юридического лица либо участия в уставном (складочном) капитале юридического лица (пункт 14 статьи 2 Закона № 164-ФЗ).

Документами, подтверждающими место выполнения работ, оказания услуг между резидентами и нерезидентами, являются контракт и документы, подтверждающие факт оказания услуг. МВЭС Российской Федерации 1 июля 1997 года № 10–83/2508, ГТК Российской Федерации 9 июля 1997 года № 01–23/13044, ВЭК Российской Федерации 3 июля 1997 года № 07–26/3628 утвержден «Перечень документов, подтверждающих выполнение работ, предоставление услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых сделок».

Таким образом, документами, подтверждающими факт и место оказания услуг, являются:

– контракт (договор) возмездного оказания услуг между резидентом и нерезидентом;

– акты приемки – сдачи, счета – фактуры, справки или другие документы, подписанные между резидентом (исполнителем) и нерезидентом (заказчиком).

Факт оказания услуг может подтверждаться и иными документами, правомерность которых определяется в каждом конкретном случае.

Как известно, реализация услуг является объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость. Правда, налоговое обязательство возникает лишь при условии, что местом реализации услуги признается российская территория, так как в соответствии с нормами статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) объектом налогообложения по НДС признается реализация услуг на территории Российской Федерации. В общем случае услуга считается оказанной там, где трудится ее исполнитель. В то же время следует иметь в виду, что существует категория услуг, место реализации которых определяется по месту деятельности покупателя.

Особенности определения места реализации услуг заключаются в том, что услугу нельзя увидеть или потрогать, ведь результат ее оказания зачастую не имеет материального выражения.

Напомним, что определение услуги, используемое в налоговом законодательстве, закреплено в пункте 5 статьи 38 НК РФ, в соответствии с которым под услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Иначе говоря, любая услуга, реализуется и потребляется в процессе ее оказания. А так как при реализации услуг возникновение объекта налогообложения по НДС связано с территорией Российской Федерации, то, понятно, что в первую очередь, при оказании услуг нужно определить территорию, где услуга оказана.

Механизму определения места реализации услуг в главе 21 НК РФ посвящена статья 148 НК РФ, содержащая, как общее правило определения места реализации услуги, так и исключения из него.

Общее правило определения места реализации услуг определено пунктом 5 статьи 148 НК РФ, в соответствии с которым услуга считается оказанной на территории Российской Федерации, если деятельность исполнителя услуги осуществляется на территории нашей страны.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ установлено, что некоторые виды услуг считаются оказанными на территории Российской Федерации, если покупатель услуги осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

При этом, местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя услуг, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя. В том случае если государственная регистрация отсутствует, то место осуществление деятельности покупателя определяется на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа фирмы, места нахождения постоянного представительства (если услуги оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Согласно пункту 1.1 статьи 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если:

– работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся за пределами территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде (подпункт 1 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ);

В качестве примера рассмотрим ситуацию, когда российская организация предоставляет в аренду здание, находящееся на территории иностранного государства. Так как здание не находится на территории РФ, местом реализации указанных услуг территория России не признается, следовательно, услуги по аренде данного здания НДС не облагаются. При этом не имеет значения, является ли арендатор иностранной организацией или российской, которая осуществляет деятельность на территории иностранного государства.

– работы (услуги) связаны непосредственно с находящимся за пределами территории Российской Федерации движимым имуществом, а также с находящимися за пределами территории Российской Федерации воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт, техническое обслуживание (подпункт 2 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ);

Определение местонахождения движимого имущества вызывает вопросы, связанные с тем, что сегодня объект может быть в одном месте, а завтра – в другом, его местонахождение может отличаться от его места регистрации. В течение периода выполнения работ (оказания услуг) такой объект может находиться как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств.

Например, российская организация оказывает услуги по техническому обслуживанию судов одной из рыболовецких компаний Норвегии. Техническое обслуживание осуществляется на территории Норвегии. Местом реализации услуг, связанных с движимым имуществом, признается территория Российской Федерации, если такое имущество находится на ее территории. В данном случае обслуживание рыболовецких судов происходит за пределами территории Российской Федерации, поэтому местом реализации услуг Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги НДС не облагаются.

– услуги фактически оказываются за пределами территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта (подпункт 3 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ);

Так, например, в Письме Минфина Российской Федерации от 4 мая 2011 года № 03-07-08/140 указано, что, если российская организация за рубежом обучает иностранных специалистов, то местом реализации услуг признается территория иностранного государства и такие услуги не подлежат обложению НДС в Российской Федерации.

Аналогичная позиция высказана в Письме Минфина Российской Федерации от 27 апреля 2010 года № 03-05-04-01/27 в отношении услуг в сфере отдыха и санаторно-курортного лечения.

– покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Положение подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ применяется при:

– передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;

– оказании услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;

– оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

– предоставлении персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;

– сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;

– оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ;

Таким образом, если покупатель вышеперечисленных работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, то местом их реализации территория Российской Федерации признаваться не будет. Такого же мнения придерживается и Минфин в своих Письмах от 17 декабря 2010 года № 03-07-08/367, от 5 октября 2010 года № 03-07-08/278, от 3 сентября 2010 года № 03-07-08/255.

– услуги по перевозке (транспортировке) и услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не перечисленные в подпунктах 4.1 – 4.3 пункта 1 статьи 148 НК РФ.

Если российская компания организует перевозку груза (например, по договору перевозки или транспортной экспедиции) между станциями отправления и назначения, которые находятся за пределами территории Российской Федерации, местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается и обложением НДС эти услуги не подлежат. Аналогичная позиция высказана и Минфином Российской Федерации в Письме от 26 апреля 2011 года № 03-07-08/126.

Пример.

(цифры условные).

Российская организация заключила с немецкой компанией контракт на оказание консультационных услуг. Сумма контракта составляет 30 000 евро. Немецкая компания не зарегистрирована и не имеет постоянного представительства в Российской Федерации. На основании подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ, эти услуги считаются реализованными за пределами Российской Федерации и обложению НДС не подлежат.

15 июня 2011 года был подписан акт приемки-передачи оказанных услуг. 16 июня 2011 года, немецкая компания погасила свою задолженность перед российской организацией в размере 30 000 евро. Предположим, что курс Центрального банка РФ на 15 июня 2011 года составил 35 рублей за евро, а на 16 июня 2011 года – 36 рублей за евро.

В бухгалтерском учете российской организации будут сделаны следующие записи:

15 июня 2011 года:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка» – 1 050 000 рублей (30 000 евро х 35 рублей) – отражена выручка от реализации услуг;

16 июня 2011 года:

Дебет счета 52 «Валютные счета» Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – 1 080 000 рублей (30 000 евро х 36 рублей) – отражено поступление денежных средств за оказанные услуги;

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» – 30 000 рублей (30 000 евро х (36 рублей – 35 рублей)) – отражена положительная курсовая разница.

Операции, облагаемые НДС по ставке 0 процентов, перечислены в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. К ним, в частности, относятся:

  • реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • оказание услуг, связанных с вывозом товаров из России и ввозом товаров в Россию (подп. 2.1. п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • оказание услуг по транзитной перевозке товаров воздушным транспортом через территорию России (подп. 2.10 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения расположены за пределами России (подп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Полный перечень операций, облагаемых НДС по ставке 0 процентов, приведен в таблице.

Реализация товаров на экспорт

Ситуация: можно ли применить ставку 0 процентов, если организация экспортирует товары, которые при реализации в России не облагаются НДС?

Нет, нельзя.

Любые ставки НДС (в т. ч. ставка 0 процентов) применяются для расчета суммы налога при реализации товаров, подлежащих налогообложению. Если организация реализует товары, освобожденные от налогообложения, НДС не начисляется. Следовательно, в таких случаях оснований для расчета НДС по каким бы то ни было налоговым ставкам нет.

Освобождение от налогообложения, предусмотренное статьей 149 Налогового кодекса РФ, применяется независимо от того, куда были реализованы товары – на экспорт или внутри России. Поэтому при экспорте товаров, освобожденных от налогообложения, ставку НДС 0 процентов не используйте.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 15 июля 2011 г. № 03-07-08/220, от 2 февраля 2011 г. № 03-07-08/32, от 27 мая 2008 г. № 03-07-08/127, от 10 апреля 2008 г. № 03-07-07/42. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 17 мая 2012 г. № А56-35175/2011, Северо-Кавказского округа от 3 мая 2012 г. № А53-8871/2011). А в постановлении от 24 июня 2008 г. № А14-5018-2007227/34 ФАС Центрального округа, рассматривая аналогичную ситуацию, указал, что применение нулевой ставки НДС при совершении операций, освобожденных от налогообложения по статье 149 Налогового кодекса РФ, возможно только в том случае, если организация официально отказалась от использования льготы.

Исключение составляют операции по реализации товаров в страны – участницы Таможенного союза. При осуществлении таких операций ставка НДС 0 процентов применяется в том числе и отношении товаров, реализация которых в России освобождена от налогообложения. Это следует из положений пункта 3 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе и письма Минфина России от 5 октября 2010 г. № 03-07-08/277. В таком же порядке следует начислять НДС и при экспорте товаров в страны СНГ, с которыми заключены межправительственные соглашения, предусматривающие применение нулевых налоговых ставок.

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов при реализации на экспорт товаров, покупателями которых являются иностранные граждане? Товары предназначены для личного использования и отправляются из России с помощью международной почтовой службы доставки.

Нет, нельзя.

Операции, которые облагаются НДС по ставке 0 процентов, перечислены в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. К ним, в частности, относятся операции по реализации товаров, вывезенных из России в соответствии с таможенной процедурой экспорта (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом применение нулевой налоговой ставки нужно обосновать.

Экспорт в страны – участницы Таможенного союза

Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза, российская организация, в частности, должна собрать пакет документов, указанных в пункте 4 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Одним из обязательных документов, который нужно представить в налоговую инспекцию, является заявление покупателя о ввозе товаров с отметкой налоговой инспекции страны-импортера. Частные лица такие заявления не подают. Следовательно, у организации-экспортера такого документа не будет, а значит, она не сможет обосновать право на применение нулевой ставки НДС.

Экспорт в другие страны

Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в другие страны, экспортер должен собрать пакет документов, указанных в статье 165 Налогового кодекса РФ. Одним из обязательных документов, который нужно представить в налоговую инспекцию, является контракт на поставку экспортируемых товаров. При передаче товаров покупателю для личных целей контракты на поставку не оформляются. Следовательно, у организации-экспортера такого документа не будет, а значит, и в этом случае она не сможет обосновать применение нулевой налоговой ставки.

Поскольку право на нулевую ставку НДС не подтверждено, применять нормы подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ при реализации иностранным гражданам товаров для личного пользования нельзя.

В связи с этим при реализации на экспорт таких товаров:

  • нужно начислять НДС по ставке 18 либо 10 процентов, если экспортируются товары, реализация которых в России облагается НДС (п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ);
  • не начислять НДС, если экспортируются товары, реализация которых в России освобождена от налогообложения.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 14 июня 2013 г. № 03-07-14/22219, от 25 января 2012 г. № 03-07-13/01-03.

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов при реализации товаров с консигнационного склада, расположенного на территории иностранного государства?

Да, может.

Реализация товаров облагается НДС (в т. ч. по ставке 0%), если местом реализации признается территория России (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом под реализацией подразумевается переход права собственности на товары от продавца к покупателю (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Для целей обложения НДС товары считаются реализованными в России, если выполнено хотя бы одно из следующих условий:

  • товар находится в России и при реализации не перемещается;
  • товар находится в России в момент начала отгрузки (транспортировки).

Такой порядок установлен статьей 147 Налогового кодекса РФ.

При передаче товаров на консигнационный склад право собственности на них от продавца (консигнанта) к посреднику (консигнатору) не переходит. Однако именно в этот момент начинается перемещение (транспортировка) товаров, предназначенных для продажи покупателям иностранного государства. Продавец передает право собственности на товары, когда покупатель приобретает их с консигнационного склада. Несмотря на то что сам склад расположен за границей, в рассматриваемой ситуации местом реализации товара признается территория России. Такая операция является объектом обложения НДС, следовательно, к ней может быть применена налоговая ставка 0 процентов. Независимо от того, что на момент начала отгрузки (транспортировки) товаров договор купли-продажи с покупателем не был заключен.

Следует отметить, что в письмах ФНС России от 12 августа 2011 г. № АС-4-3/13134 и от 9 августа 2006 г. № ШТ-6-03/786 отражена другая позиция. Она сводится к тому, что при отгрузке товаров со складов, расположенных за границей, объект обложения НДС не возникает. На момент перехода права собственности к покупателю товар находится на территории иностранного государства, поэтому у организации нет оснований для того, чтобы признавать местом их реализации Россию. Следовательно, ставка НДС 0 процентов к таким операциям не применяется.

Как правило, при вывозе на консигнационный склад товары помещаются под таможенную процедуру временного вывоза (ст. 285 Таможенного кодекса Таможенного союза). Объясняется это тем, что владельцы консигнационных складов не соглашаются на заключение сделок купли-продажи в связи с наличием рисков дальнейшей реализации товаров покупателям. Однако ставку НДС 0 процентов можно применять только в отношении товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта или помещенных под режим свободной таможенной зоны (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Поэтому при реализации товаров с консигнационного склада организация обязана изменить таможенную процедуру временного вывоза на таможенную процедуру экспорта. Такая возможность предусмотрена статьей 289 Таможенного кодекса Таможенного союза. После смены таможенной процедуры организация сможет воспользоваться нулевой налоговой ставкой. При этом, если таможенная стоимость товаров, заявленная в таможенной декларации при их вывозе из России, отличается от стоимости, по которой они были реализованы, ставка НДС 0 процентов применяется в отношении стоимости, указанной в контракте с иностранным покупателем. Об этом сказано в письмах Минфина России от 6 апреля 2015 г. № 03-07-08/19156 и от 1 сентября 2010 г. № 03-07-08/253.

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов при вывозе товара в режиме реэкспорта в связи с его возвратом поставщику? Ранее товар был ввезен для выпуска в свободное обращение.

Нет, нельзя.

Реализация товаров, вывозимых с территории России в режиме реэкспорта, в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ не поименована. Следовательно, применить ставку НДС 0 процентов при вывозе товара в режиме реэкспорта нельзя.

При вывозе из России товаров в таможенной процедуре реэкспорта НДС не уплачивается. Поскольку в рассматриваемой ситуации из России вывозятся товары, которые были ввезены для выпуска в свободное обращение, суммы НДС, ранее уплаченные на таможне и принятые организацией к вычету, нужно восстановить (п. 3 ст. 170 НК РФ). Эти суммы могут быть возвращены организации в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ. Это следует из положений подпункта 2 пункта 2 статьи 151 Налогового кодекса РФ и статьи 301 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) дипломатическому представительству иностранного государства?

Нет, нельзя.

Порядок применения ставки НДС 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) для использования дипломатическими (приравненными к ним) представительствами иностранных государств, а также сотрудниками этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов семьи) регулируется Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. № 1033 (подп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации применение ставки НДС 0 процентов означает, что дипломатические (приравненные к ним) представительства, а также сотрудники этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов семьи) имеют право на возврат из российского бюджета сумм налога, уплаченного российским организациям при приобретении у них товаров (работ, услуг) (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. № 1033). При этом российские организации, поставляющие товары (выполняющие работы, оказывающие услуги) иностранным представительствам, предъявляют им НДС по ставке 18 (10) процентов или делают в счетах-фактурах отметку «Без налога (НДС)». Последний вариант возможен, если организация освобождена от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ или если реализация определенных товаров (работ, услуг) не облагается этим налогом (п. 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. № 1033).

Чтобы вернуть уплаченный НДС, представительства иностранных государств должны обратиться в налоговую инспекцию и подать при этом необходимые документы. Порядок оформления этих документов, их состав (в зависимости от условий приобретения товаров (работ, услуг) и от формы расчетов с российскими организациями), а также сроки подачи определены в пунктах 8–16 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. № 1033.

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) организациям, участвующим в подготовке и проведении чемпионата мира по футболу?

Нет, нельзя.

Продавая товары, работы или услуги организаторам мирового чемпионата по футболу 2018 года, НДС нужно начислять в общем порядке – по ставке 18 или 10 процентов, в зависимости от вида продукции. При этом покупатели имеют право на возврат НДС, который они заплатили российским продавцам товаров (работ, услуг). В число таких покупателей входят:

– международная федерация футбола (FIFA);

– дочерние организации FIFA;

– конфедерации;

– Организационный комитет «Россия-2018»;

– дочерние организации Организационного комитета «Россия-2018»;

– национальные футбольные ассоциации;

– Российский футбольный союз;

– производители медиаинформации FIFA;

– поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанных в Законе от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ.

Такой порядок предусмотрен подпунктом 13 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Правила применения нулевой ставки при реализации товаров (работ, услуг) организациям, которые участвуют в подготовке и проведении чемпионата мира по футболу (в т. ч. возврата уплаченных сумм налога), утверждены постановлением Правительства РФ от 3 августа 2015 г. № 784. В пункте 2 этих Правил закреплено, что названные категории покупателей для возврата НДС должны обратиться в налоговую инспекцию. Состав документов для возврата уплаченного НДС, порядок их оформления и подачи названы в пунктах 4–12 тех же Правил.

Отметим, что правила введены в действие задним числом – с 1 октября 2013 года (п. 2 постановления Правительства РФ от 3 августа 2015 г. № 784). Это означает, что организации, участвующие в подготовке к проведению чемпионата, могут вернуть НДС, уплаченный российским поставщикам, начиная с этой даты.

А российских поставщиков (исполнителей) все эти правила не касаются. При реализации товаров (работ, услуг) они должны предъявлять НДС по ставке 18 (10) процентов или составлять счета-фактуры с отметкой «Без налога (НДС)». Последний вариант возможен, если организация освобождена от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ или если реализуемые товары (работы, услуги) не облагаются таким налогом (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 августа 2015 г. № 784).

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов при экспорте технической документации к оборудованию (руководство по монтажу и эксплуатации, чертежи, технологические схемы и т. п.)? Техническая документация разработана (приобретена) на территории России.

Да, можно, если на экспорт поставляется готовая техническая документация, приобретенная для перепродажи у третьих лиц.

Налоговая ставка НДС 0 процентов применяется при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта или помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (п. 1 ст. 164 НК РФ). Товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). Имуществом, в свою очередь, признаются любые вещи, включая деньги и ценные бумаги (п. 2 ст. 38 НК РФ, ст. 128 ГК РФ).

Техническая документация может быть:

  • неотъемлемой частью комплекта поставки (например, при экспорте оборудования, которое нельзя эксплуатировать без соответствующих инструкций);

  • самостоятельным объектом реализации (например, если организация продает на экспорт документацию, приобретенную (созданную) в России по заданию иностранного заказчика или без предварительного заказа).

В первом случае техническая документация входит в комплект поставки. Поэтому ее стоимость отдельно не оплачивается (п. 2 ст. 456 ГК РФ) и самостоятельным объектом реализации документация не признается. Следовательно, при экспорте товаров с комплектом технической документации применяются обычные правила начисления и возмещения НДС. Эти правила действуют независимо от того, какой товар реализуется на экспорт:

  • приобретенный для перепродажи (в комплекте с технической документацией);
  • изготовленный по заказу иностранной организации с приложением технической документации, без которой товар не может быть использован по назначению.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 июня 2006 г. № А56-22282/2005).

Во втором случае возможны два варианта:

  • на экспорт поставляется готовая техническая документация, приобретенная для перепродажи у третьих лиц;
  • на экспорт поставляется техническая документация, самостоятельно разработанная российской организацией по заказу иностранного контрагента.

Если техническая документация была приобретена у третьих лиц и экспортер не имеет на нее исключительных прав, продажа документации на экспорт признается реализацией товара. При таком варианте экспортер вправе применить ставку НДС 0 процентов на общих основаниях (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 4 ноября 2004 г. № 03-04-08/106. Арбитражная практика подтверждает такой вывод (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 11 мая 2010 г. № 17933/09, ФАС Северо-Западного округа от 25 сентября 2009 г. № А56-22914/2008, от 23 сентября 2009 г. № А56-12932/2008, от 17 июля 2007 г. № А56-33552/2006, от 22 февраля 2007 г. № А56-35751/2005, Западно-Сибирского округа от 28 января 2004 г. № Ф04/409-1695/А03-2003).

Если же экспортер является разработчиком технической документации, то ее комплект следует рассматривать как вещественное оформление результатов выполненных работ. Передача технической документации иностранному контрагенту в этом случае признается реализацией работ (услуг), на которую положения подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ не распространяются. Такие операции облагаются НДС, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории России (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Поскольку в рассматриваемой ситуации покупателем является иностранная организация, эти работы (услуги) не являются объектом обложения НДС. Следовательно, нулевая налоговая ставка в этом случае не применяется. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 4 ноября 2004 г. № 03-04-08/106. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих такую позицию (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 9 января 2008 г. № А43-10250/2007-44-31, Уральского округа от 8 февраля 2006 г. № Ф09-189/06-С2, от 23 августа 2005 г. № Ф09-3634/05-С2).

Ситуация: при каких условиях российская организация может применить ставку НДС 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) международным организациям (представительствам международных организаций), действующим на территории России?

Применение ставки НДС 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) международным организациям (представительствам международных организаций), действующим на территории России, возможно при соблюдении следующих условий:

  • освобождение от налогообложения (применение ставки НДС 0%) предусмотрено международным договором;
  • товары (работы, услуги) реализуются международной организации (ее представительству) для официального использования;
  • международная организация (ее представительство) включена в перечень, утвержденный совместным приказом от 24 марта 2014 г. МИД России № 3913, Минфина России № 19н.

Такой порядок следует из положений статьи 7, подпункта 11 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ и пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 июля 2006 г. № 455.

При реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) международным организациям (их представительствам) российская организация должна выставить счет-фактуру с указанием ставки НДС 0 процентов, а также с пометкой «Для официальных нужд международной организации». Однако предъявление такого счета-фактуры возможно только при наличии следующих документов:

  • договора с международной организацией (ее представительством) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для официального использования (со спецификацией товаров (работ, услуг) и указанием их стоимости);
  • письма международной организации (ее представительства), подтверждающего официальный характер использования реализуемых товаров (работ, услуг). Это письмо должно быть подписано главой международной организации или ее представительства (иным уполномоченным лицом) и заверено печатью. В письме должны быть указаны наименование и ИНН российской организации – поставщика товаров (исполнителя работ, услуг).

Если на дату реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) у российской организации не будет этих документов, начислить НДС нужно по ставке 18 (10) процентов.

При наличии подтверждающих документов представьте их в налоговую инспекцию, чтобы обосновать правомерность применения ставки НДС 0 процентов. Дополнительно к ним нужно приложить копию платежного документа (приходного кассового ордера), подтверждающего фактическую оплату международной организацией (ее представительством) реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Такой порядок установлен пунктами 3 и 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 июля 2006 г. № 455. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 25 июля 2008 г. № 03-07-08/186, от 15 января 2008 г. № 03-07-07/02, от 21 декабря 2007 г. № 03-07-07/44, от 14 августа 2007 г. № 03-07-03/105.

Весь пакет документов подайте в налоговую инспекцию вместе с декларацией по НДС (ее форма утверждена приказом Минфина России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558) за тот период, в котором российская организация реализовала товары (работы, услуги) международной организации (ее представительству). Налоговую базу по этим операциям укажите по строкам 020 раздела 4 декларации по каждому коду операции (п. 41.2 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Следует отметить, что в некоторых случаях применение ставки НДС 0 процентов неправомерно. Например, если российская организация оказывает международной организации (ее представительству) услуги по аренде помещений в рамках договоров, согласно которым арендная плата не включает в себя стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором. Если международная организация (ее представительство) компенсирует арендодателю стоимость этих услуг, то начислять НДС (в т. ч. и по ставке 0 процентов) арендодатель не вправе. Для него как для абонента такая операция не является объектом обложения НДС (письма Минфина России от 3 марта 2006 г. № 03-04-15/52, УФНС России по г. Москве от 18 декабря 2007 г. № 19-11/120973). Если международная организация (ее представительство) возмещает стоимость коммунальных услуг в составе арендной платы, то арендодатель вправе применить ставку НДС 0 процентов при соблюдении условий, установленных постановлением Правительства РФ от 22 июля 2006 г. № 455.

Входной НДС по расходам, связанным с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг) международным организациям (их представительствам), российская организация может принять к вычету (ст. 171, 172, 176 НК РФ, п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 июля 2006 г. № 455).

Свободные таможенные зоны

Помимо поставки товаров на экспорт (в другие государства), нулевую ставку НДС можно применять и при реализации товаров в соответствии с процедурой свободной таможенной зоны. Суть этой процедуры состоит в следующем. Покупатели – резиденты свободных таможенных зон – освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов при ввозе товаров на эти территории. А продавцы (резиденты других регионов России) освобождаются от уплаты вывозных таможенных пошлин и начисляют НДС по нулевой ставке.
Важное условие: льготные таможенный и налоговый режимы действуют только при условии, что ввозимые товары размещаются и используются непосредственно в свободной экономической зоне.

Такой порядок следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, статьи 37 Закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ, статьи 10 Соглашения о СЭЗ.

Ситуация: можно ли применять нулевую ставку НДС при реализации товаров резидентам особых экономических зон?

Да, можно. Но при соблюдении следующих условий:

– на территории особой экономической зоны создана свободная таможенная зона;

– реализуемые товары подпадают под процедуру свободной таможенной зоны.

Поясним. По общему правилу реализация товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, облагается НДС по ставке 0 процентов (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Но чтобы убедиться в том, можно ли применять это правило, нужно знать:

– действует ли режим свободной таможенной зоны в особой экономической зоне, резидентом которой является ваш покупатель;

– распространяется ли льготный порядок налогообложения на товары, которые реализует ваша организация.

Это следует из положений пункта 1 статьи 2 Закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ и подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Соглашения о СЭЗ.

Дело в том, что не все товары, которые поставляются на территории свободных таможенных зон, облагаются НДС по нулевой ставке.

Во-первых, льготный порядок налогообложения зависит от характера использования поставленных товаров (он должен быть прописан в условиях контракта). В частности, нулевую ставку можно применять при реализации товаров, предназначенных:

– для размещения и (или) использования резидентами на территории СЭЗ;

– для размещения на территории портовой или логистической СЭЗ по договорам хранения или складирования, заключенным между нерезидентами и резидентами СЭЗ.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 11 Соглашения о СЭЗ.

А во-вторых, существуют группы товаров, которые в принципе не могут быть помещены под процедуру свободной таможенной зоны. Общий перечень таких товаров определен в пункте 5 статьи 9 Соглашения о СЭЗ. Постановлением от 25 октября 2012 г. № 1096 Правительство РФ конкретизировало этот перечень и установило номенклатуру товаров, которые не подпадают под процедуру свободной экономической зоны на территории России. Например, запрещено помещать под процедуру свободной таможенной зоны товары, ввезенные на территорию особых экономических зон Калининградской и Магаданской областей, если они произведены на территории Таможенного союза (подп. 5 п. 5 ст. 9 Соглашения о СЭЗ). При реализации таких товаров начисляйте НДС по ставке 18 или 10 процентов (п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ).

Чтобы подтвердить право на нулевую налоговую ставку, продавец должен представить в налоговую инспекцию пакет документов, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса РФ:

– контракт (копию контракта), заключенный с резидентом особой экономической зоны или с участником свободной экономической зоны;

– копию свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны (или копию свидетельства о включении участника в реестр участников свободной экономической зоны);

– таможенную декларацию (ее копию) с отметками таможни.

Это следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Продолжение >>

Вычет НДС по экспортным операциям

Реализация товара на экспорт является объектом налогообложения (если не предусмотрено иное). В силу этого, экспортеры имеют право на вычет. Вычет НДС по экспорту — это вычет «входящего» НДС по тем товарам, работам, услугам, которые были приобретены на территории РФ и которые являются составной частью того, например, товара, который реализуется на экспорт. Как известно, НДС — косвенный налог, участвует в формировании цены товаров, работ, услуг. В силу этого, при выполнении всех остальных условий вычета, «входящий» НДС, выделенный в цене приобретенных товаров, работ, услуг, налогоплательщик может принять к вычету.

Пройдите обучение на соответствие профстандарту «Бухгалтер» и получите Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часов
Курс «Бухгалтерский и налоговый учёт, отчетность, налоговое планирование при ОСНО. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А,В)»

Порядок применения вычетов при экспорте зависит от того, какие товары экспортируются — сырьевые или несырьевые.

Экспортеры несырьевых товаров заявляют вычеты как обычно — при покупке ТРУ.

Экспортеры сырьевых товаров «входной» НДС принимают к вычету в квартале, когда собраны документы, подтверждающие ставку 0%. Если документы в 180-дневный срок не собраны, вычеты заявляют в уточненной декларации за квартал экспортной отгрузки.

Налоговое законодательство устанавливает следующие правила вычета «входного» НДС при экспорте.

При реализации сырьевых товаров на экспорт

Перечень сырьевых товаров приведен в Постановлении Правительства РФ от 18.04.2018 № 466 (вступает в силу 01.07.2018 года, но можно пользоваться раньше). К сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них (абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ). Перечень Правительства содержит 14 разделов, в каждом из которых указаны коды из Товарной Номенклатуры ВЭД. Например, в раздел 7 «Черные металлы» включены коды 7204 — 7204 50 000 0. Ими обозначаются отходы и лом черных металлов, слитки черных металлов для переплавки с различными характеристиками.

Налоговые вычеты производятся на момент определения налоговой базы, т.е. на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 (п. 9 ст. 167 НК РФ)

По сырьевым товарам НДС принимается к вычету в особом порядке без возможности его переноса на другой период, отличный от периода возникновения права на данный вычет. Все дело в том, что фактически формулировка п. 3 ст. 172 НК РФ указывает на то, что вычет НДС по сырьевым товарам производится в полном объеме на дату определения налоговой базы по операции экспорта данных товаров (подобному выводу есть косвенное подтверждение в Письме Минфина России от 26.04.2016 № 03-07-08/24230). То есть п. 3 ст. 172 НК РФ следует считать специальной нормой по отношению к п. 1.1 ст. 172 НК РФ. Все это говорит о том, что по сырьевым товарам НДС принимается к вычету в особом порядке без возможности его переноса на другой период, отличный от периода возникновения права на данный вычет.

Вычеты отражаются в разд. 4 декларации по НДС. Величина этих вычетов не коррелирует с показателями разд. 3 декларации. Данные разделов 3 и 4 обобщаются в разд. 1 декларации.

Особенности вычета до 01.07.2016

«Входной» НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, принятым на учет до 1 июля 2016 года принимается к вычету на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов (п. 3 ст. 172 НК РФ и абз. 1 п. 9 ст. 167 НК РФ). Если заявить вычет сразу не получилось, то необходимо подать уточненную декларацию за тот период, в котором были собраны документы для подтверждения экспорта.

«Необходимо отметить, что существует и противоположная судебная практика. Так, некоторые суды считают, что заявить вычет «входного» НДС по экспортной операции нужно в том периоде, в котором соблюдены все условия его применения согласно п. 1 ст. 172 НК РФ. А значит, подавать уточненную декларацию за период, в котором подтверждена нулевая ставка, нет оснований (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 02.02.2009 № Ф04-509/2009(20394-А70-25), ФАС Северо-Западного округа от 08.08.2008 № А52-154/2008).

Кроме того, по мнению Президиума ВАС РФ, вы вправе заявить вычет по экспортным операциям в декларации более позднего периода, а не представлять уточненную декларацию за тот период, по которому в первый раз налоговые органы отказали вам в возмещении (Постановление от 30.06.2009 № 692/09). Если же документы, подтверждающие экспорт, в течение 180 календарных дней не собраны, вычет надо заявить на дату отгрузки в общеустановленном порядке (абз. 2 п. 9 ст. 167 НК РФ)».

При реализации несырьевых товаров на экспорт

Организация вправе принять к вычету НДС в общеустановленном порядке:

  • после принятия на учет товаров;
  • при наличии счета-фактуры поставщика, оформленного с соблюдением требований законодательства;
  • при наличии соответствующих первичных документов.

Налоговые вычеты при экспорте несырьевых товаров могут быть заявлены:

  • по усмотрению налогоплательщика в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ или ввезенных им на территорию РФ товаров;
  • возможно принятие к вычету НДС, предъявленного покупателю на основании одного счета-фактуры, частями в разных налоговых периодах (Письмо МФ РФ от 12.09.2017 № 03-07-10/58705);
  • нельзя «разделить» вычет, основанный на одном счете-фактуре на поставку объектов ОС, НМА, оборудования к установке (Письмо МФ РФ от 19.12.2017 № 03-07-11/84699).

Суммы НДС по приобретенным товарам, работам, услугам, которые использовались (будут использоваться) при реализации экспортируемых несырьевых товаров, отражаются в разделе 3 декларации по НДС независимо от момента определения налоговой базы при реализации экспортируемого несырьевого товара и отражения ее в налоговой декларации по НДС.

Таким образом, в настоящее время особые правила установлены для вычета НДС при экспорте:

  1. сырьевых товаров;
  2. несырьевых товаров, но в части товаров, работ, услуг, которые были приобретены до 1 июля 2016 года.

По этим операциям вычет может быть заявлен только в том квартале, когда подтвержден факт экспорта, либо по истечении 180 дней. Если факт экспорта не подтвержден, то, необходимо исчислить НДС с этих операций, а также можно заявить к вычету входной НДС.

Вычет НДС по импортным операциям

Порядок исчисления и уплаты НДС по импортным операциям регулируется одновременно:

  • Налоговым кодексом РФ;
  • Таможенным кодексом ЕАЭС (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (вступил в силу 01.01.2018);
  • Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

Однако вычет «ввозного» НДС осуществляется в соответствии с положениями НК РФ.

При осуществлении импортных операций организация имеет право на вычет «ввозного» НДС. Условия вычета следующие:

Первое. Товар ввезен без таможенного оформления или в одной из следующих таможенных процедур (п. 2 ст. 171 НК РФ) и факт ввоза подтвержден декларацией на товары:

  • выпуска для внутреннего потребления;
  • временного ввоза;
  • переработки вне таможенной территории;
  • переработки для внутреннего потребления.

Второе. Товар приобретен для операций, облагаемых НДС.

Третье. Товар принят к учету.

Четвертое. Факт уплаты налога (самим налогоплательщиком или посредником за счет его средств) подтвержден соответствующими первичными документами.

Факт уплаты налога подтверждается:

  • Таможенной декларацией;
  • Платежными документами (получатель — таможенный орган).

В книге покупок регистрируются таможенная декларация, иные документы.

Авансовые платежи — не считаются уплаченными в счет «ввозного» НДС до момента, когда таможенные органы востребуют эту сумму. Так как считается, что это собственность налогоплательщика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *