НДС в какой бюджет

НДС – косвенный налог, то есть представляет собой надбавку на цену товара. Все налоги можно разделить на местные, региональные и федеральные. Людей, которые тесно связаны с миром финансов и торговли, интересует, в какой бюджет поступает НДС, то есть важно определить уровень начисления. В этой статье ознакомимся с плательщиками, сроками, ступенями бюджета и разберем прочие вопросы.

Кем, когда и в какой бюджет платится НДС

Итак, как выяснилось, существует три вида поступлений в бюджет:

  • Федеральный (все налоги обязательные по всей стране).
  • Местный (организуемые на уровне муниципалитета – земельный, на имущество физ.лиц).
  • Региональный (транспортный, на игорный бизнес, на имущество организаций).

Знакомый нам налог на добавленную стоимость относится к первому типу, исходя из этого понятно, в какой бюджет платится НДС. Это означает, что он перечисляется повсеместно по всей территории Российской Федерации. Так как общий капитал федерального значения, у этих сборов существует своя миссия: они идут на благоустройство образования, медицины, науки, культуры, общественной деятельности, охраны и защиты государства.

Плательщиками выступают все, кто занимается торговлей, бизнесом, а также и рядовой потребитель. Если обратиться к Налоговому Кодексу РФ, то увидим, что там прописано, кому именно нужно оплачивать.

Сейчас процентом облагаются:

  • Компании, фирмы, акционерные общества.
  • Учреждения, занимающиеся финансами и страхованием, например, банки.
  • Индивидуальные предприниматели (стоит учитывать, что некоторые используют спецрежимы, которые подразумевают освобождение от уплаты НДС).
  • Заграничные организации, которые занимаются деятельностью в России.
  • Фирмы некоммерческого характера, основой их работы является ведение хозяйства.

Каждый из них является налоговым агентом и основной обязанностью является оплата процентов, слежение за расходами/доходами, документацией и т.д. Но при этом, этот налог касается потребителя, так как конечную сумму платит именно он, а в капитал переводит сумму уже производитель.

Срок оплаты налога имеет строгий порядок. Выплачивается сумма равными долями до 20 числа следующего месяца. Но перед этим в инспекцию нужно предоставить отчетность в виде декларации. Если в ней находятся какие-либо неточности или ошибки, есть возможность подать уточняющую декларацию. Иначе ФНС вынуждена будет проводить проверки, и ставить на учёт организацию.

Особенности порядка исчисления и оплаты НДС

Главной особенностью при уплате является то, что процент зачисляется на всех этапах производства продукта. То есть этот налог включается в стоимость первоначального сырья со стороны производителя, далее поставщика, продавца и, в конечном счёте, покупателя, и каждый из них должен знать, в какой бюджет идёт ставка.

Как уже упоминалось выше, платёж может быть сформирован также после подачи уточняющего документа. Данная информация закреплена законом №172 от 13.10. 2008 года.

Если в результате проверки была найдена ошибка и налоговая база была занижена, перед самой подачей декларации, плательщик выплачивает полную сумму и пени за период просрочки.

Обращаться нужно в то бюджетное учреждение, который свидетельствует о фактическом местонахождении фирм, и куда подаётся документ, то есть в это же населенном пункте. Оплата производится за конкретный период времени на ту сумму, на которую был продан товар, услуга или работы, равными долями до 20 числа месяца, следующего за прошедшим кварталом.

Формула и пример расчета налога на добавленную стоимость

Любой налогоплательщик в компанию бухгалтера, чтобы проводить нужные операции и правильно выставлять счета и производить расчёты. Но владелец того или иного предприятия будет чувствовать себя уверенней, если будет понимать, как работает схема перечисления денег в государственный капитал.

Чтобы понять алгоритм, представим информацию в виде формул и на примере покажем, как считать те или иные цифры. Для начала возьмём ставку, которая распространяется на большинство товаров и была повышена с 1 января 2019 года – 20%.

Как уже было подмечено ранее, НДС взимается с каждой стадии изготовления:

  • При поставке первоначального материала. Например, фирма производит сахар.
  • Один пакет этого продукта стоит 50 рублей. Покупающая сторона должна при этом заплатить уже сумму в размере 55 рублей с налогом добавленной стоимости.
  • При продаже полученного товара. Этот пакет был куплен предприятием, которое занимается кондитерской деятельностью. С одной упаковки было создано два торта на сумму 100 рублей.
  • При потребительском запросе. Сеть магазинов приобрела торты, оцениваемые стоимостью в 150 рублей. Рядовой покупатель оплатит уже цену в 165 рублей.

Если приобрести этот же торт, но уже в маленьком магазине, его цена будет составлять 330 рублей. Что, конечно, становится невыгодно для покупателя, так как на надбавку уходит 55 рублей, в виде процента – это 16,6%, что не соответствует действительности, потому что сахар относится к категории товаров, подходящих под ставку в 10%.

Чтобы рассчитать размер НДС, нужно знать формулу, выглядит она следующим образом:

НДС= Х*20/100, Х – известная сумма.

К примеру, если стоимость товара составляет 100 000 , то надбавка будет равна 20 000.

Как снизить бремя НДС для своей компании

Несмотря на то, что данным налогом облагаются все участники бизнеса, есть возможности снизить плату или даже вовсе не оплачивать этот процент. Рассмотрим этот момент более подробно.

Одним из способов избежать такого процента является использование спецрежима. К ним относятся УСН и ЕНВД. УСН представляет собой упрощённую систему налогообложения, она рекомендуется представителям малого и среднего бизнеса. ЕНВД расшифровывается как единый налог на вменённый доход. Его особенностью считается ограниченный круг сфер деятельности, например, перевоз пассажиров. За счёт того, что эти режимы включают в себя уже уплаты всех необходимых сборов, оплачивать отдельно НДС в федеральный уровень бюджета не имеет смысла.

Компания может взять освобождение от перечисления на год. Для этого выполняются следующие условия:

  • Местонахождение в пределах Российской Федерации.
  • Отсутствие акцизных поборов.
  • Выручка за год менее 8 млн рублей.

Последний вариант снижения представляет собой принятие на работу более 80% инвалидов от всего штата.

Декларирование

Формой отчетности перед инспекционным органом является декларация. В ней поступающие доходы и расходы учреждения в книге покупок и продаж. Законом предусмотрен строгий порядок: она подается до 25 числа месяца, когда идёт НДС за истёкший квартал.

Если этот день выпадает на нерабочий или праздничный, то принести документ можно на следующий рабочий день. Знание этих норм обезопасит плательщика от штрафа, который уплачивается в размере 5% от всей задолженности.

Налоги, уплачиваемые бюджетными организациями

Бюджетные организации являются плательщиками всех видов налогов в зависимости от видов деятельности. Это налог на прибыль организации, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организации, земельный налог, водный налог, единый социальный налог, транспортный налог, государственная пошлина.

В качестве налогового агента бюджетные организации исчисляют и уплачивают НДФЛ с доходов, выплачиваемых работникам.

Рассмотрим данные налоги подробнее.

Налог на прибыль.

Порядок исчисления налога на прибыль регулируется 25 главой НК РФ.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная ими прибыль (ст. 247 НК РФ).

Согласно ст. 50 ГК РФ бюджетные организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, если это служит достижению целей, ради которых они созданы. Таким образом, бюджетные организации, получающие прибыль, являются плательщиками налога на нее.

Для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (п. 1 ст. 247 НК РФ). К полученным доходам относятся доходы, полученные от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы.

При этом остаток целевого финансирования, не использованный организацией, прибылью не является (см. ст. 251 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления.

Таким образом, доходы бюджетных организаций от предпринимательской деятельности подлежат налогообложению на тех же условиях, что и доходы коммерческих организаций.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в т.ч. таможенной декларацией, приказом о командировке и т.п.). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

В составе затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, можно учитывать только те расходы, которые непосредственно связаны с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг) с предпринимательской деятельностью.

Расходы бюджетных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы, а также расходы, связанные с ведением основной (некоммерческой) деятельности.

Согласно п. 1 ст. 287 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, как и авансовые платежи по итогам отчетного периода, уплачивается не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, то есть срока, установленного для подачи налоговых деклараций.

Бюджетные организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 НК РФ). Упрощенная форма декларации отличается от общей формы, утвержденной приказом МНС России от 07.02.2006 № 24н, количеством заполняемых листов.

Указанные бюджетные организации представляют декларации по налогу на прибыль упрощенной формы гласно п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (Приложение № 2 к приказу МНС России от 07.02.2006 № 24н). А именно:

— Лист 01 «Титульный лист»;

— Лист 02 «Расчет налога на прибыль»;

— Лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования»:

— Приложения №№ 1, 2, 3, 4, 5 к Листу 02 и Листы 03—06 предоставляются только в том случае, если налогоплательщик имеет доходы, расходы, иные средства, подлежащие отражению в конкретных листах и приложениях, осуществляет операции с ценными бумагами, является налоговым агентом, или в его состав входят обособленные подразделения.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Налог на добавленную стоимость.

В соответствии с главой 21 НК РФ бюджетные организации являются плательщиками НДС, независимо от того, осуществляют ли они предпринимательскую деятельность.

При этом целевые средства, полученные бюджетной организацией, не являются объектом налогообложения, так как согласно пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг, nepeдача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества бюджетным организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:

— реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

— передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

— выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

— ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Налоговые ставки по НДС определяются ст. 164 НК РФ. Налогообложение производится по ставкам 0, 10 и 18%. Самой распространенной является ставка 18%. Она применяется в случаях:

1) когда операции по реализации товаров (работ, услуг) не облагаются по ставкам 0 и 10%;

2) когда указанные операции по реализации и ввоз товаров не освобождены от налогообложения в соответствии со статьями 149 и 150 НК РФ, а также когда налогоплательщик не освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ.

Общий срок уплаты налога в бюджет установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (см. п. 1 ст. 174 НК РФ).

Налоговая декларация подается в тот же срок, который установлен для уплаты налога, то есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Пункт 6 ст. 174 НК РФ уточняет, что налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 млн руб., вправе уплачивать НДС исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнении, в том числе для собственных нужд, работ, оказании, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом по форме, утвержденной приказом ФНС России от 28.12.2005 № 1бЗн.

Налог на имущество.

Порядок налогообложения по налогу на имущество определен гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств согласно порядку ведения бухгалтерского учета.

Не признаются объектами налогообложения:

— земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

— имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ (п. 4 ст. 374 НК РФ).

Налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость этого имущества, учитываемого по остаточной стоимости (п. 1 ст. 375 НК РФ).

В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислении для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

В соответствии с п. 48 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности), объекты основных средств бюджетных организаций не подлежат амортизации.

Вместе с тем решением Верховного Суда РФ от 23.08.2000 № ГКПИ 00-645 дополнения, внесенные в п. 48 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности приказом Минфина России от 24.03.2000 № 31н, признаны недействительными (недействующими), не влекущими правовых последствий с момента его издания.

Кроме того, согласно п. 17 ПБУ 6/01, по объектам основных средств бюджетных организаций в конце отчетного года производится начисление износа по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете. А налог на имущество исчисляется и уплачивается ежеквартально с учетом остаточной стоимости имущества на конец каждого месяца, поэтому износ все-таки должен рассчитываться ежемесячно. Для обоснованности сумм остаточной стоимости следует составить ведомость по учету стоимости основных средств и их износу, начисленному по соответствующим нормам.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого по разным ставкам (п. 1 ст. 376 НК РФ).

Среднегодовая стоимость имущества за налоговый (отчетный) период определяется как частное от суммы величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Налог на имущество введен Законом Сахалинской области от 24.11.2003 № 442 «О налоге на имущество организаций» (в редакции от 26.04.2004 № 496).

Налоговые ставки:

— 2% для организаций пищевой промышленности (за исключением предприятий, занятых в сфере производства подакцизной продукции и переработки рыбы);

— 2,2% для остальных организаций.

Уплата авансовых платежей и налога.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу ежеквартально не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают налог не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогом не облагается имущество:

— бюджетных учреждений, финансируемых из областного и местных бюджетов на основе сметы доходов и расходов;

— органов государственной власти Сахалинской области;

— органов представительной и исполнительной власти муниципальных образований и иных органов местного самоуправления Сахалинской области;

— товариществ собственников жилья;

— религиозных организаций, используемое для осуществления благотворительной и иной деятельности, не приносящей доход;

— жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ;

— используемое (предназначенное) исключительно для оздоровления детей в возрасте до 18 лет;

— предназначенное для выращивания, лова и переработки рыбы и морепродуктов, при условии, что выручка организации от указанного вида деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции;

— предназначенное для производства, переработки и хранения сельскохозпродукции, при условии, что выручка организации от указанного вида деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции

Единый социальный налог.

На бюджетных учреждениях лежит обязанность уплачивать единый социальный налог. Порядок и условия его уплаты установлены гл. 24 НК РФ.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ налогоплательщиками ЕСН признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе бюджетные организации.

Пунктом 1 ст. 236 гл. 24 НК РФ определено, что в объект налогообложения по ЕСН включаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

В соответствии с п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 этой статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения по ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде (см. письмо МНС России от 22.07.2003 № 05-1-11.1143 «О едином социальном налоге»).

Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, — бюджетные организации применяют с 1.01.2005 г. базовую ставку 26,0% при налоговой базе на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 280 тыс. руб. С 1.01.2002 по 31.12.2004 г. применялась базовая ставка 35,6% при налоговой базе на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 100 тыс. руб. До 2001 г. отчисления предприятий во все бюджетные фонды составляли до 38,5% фонда оплаты труда; таким образом, четко прослеживается тенденция снижения налоговых ставок.

При исчислении ЕСН используются регрессивные ставки: чем выше сумма налогооблагаемого дохода, тем ниже применяемая ставка налога.

Налоговая база на каждое физическое лицо разделена на интервалы (до 280 тыс. руб.; от 280 001 руб. до 600 тыс. руб.; свыше 600 тыс. руб.), и для каждого интервала установлена отдельная ставка. Такие же интервалы установлены и для применения регрессивного размера тарифа страховых взносов.

С 1.01.2005 г. сокращено количество интервалов налоговой базы, а также изменены размеры ставок, применяемые к соответствующим интервалам, и их распределение между федеральным бюджетом и фондами социального и медицинского страхования.

Транспортный налог.

Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта РФ, на территории которого он введен законом данного субъекта РФ.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы Российской Федерации определяют его ставку в пределах, установленных НК РФ, а также устанавливают порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу (ст. 356 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки, указанные в п. ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

Так например, в Сахалинской области транспортный налог введен Законом Сахалинской области от 29.11.2002 № 377 «О транспортном налоге» (в редакции от 24.02.2004 № 481).

Уплата авансовых платежей и налога.

Организации исчисляют и уплачивают авансовые платежи по итогам отчетного периода в сроки не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября текущего года.

Сумма авансового платежа за отчетный период устанавливается в размере 1/4 суммы, исчисленной как произведение налоговой базы по состоянию на 1-е число первого месяца отчетного периода и налоговых ставок.

Разница между суммами авансовых платежей и суммой налога, исчисленного за налоговый период с учетом приобретенных в течение года и (или) снятых с регистрации транспортных средств, подлежит уплате не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу, либо возврату налогоплательщику в порядке, установленном налоговым законодательством.

Физические лица уплачивают налог в срок до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления.

При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 356 НК РФ).

От уплаты транспортного налога в Сахалинской области освобождаются:

— Герои Советского Союза, Герои РФ, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, — по одному транспортному средству (легковой автомобиль), а также их общественные объединения (организации) — по автотранспортным средствам, используемым для выполнения своей уставной деятельности;

— физические лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, владеющие и самостоятельно управляющие транспортным средством, — на одно транспортное средство (легковой автомобиль). Основание — Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

— инвалиды всех категорий, владеющие и самостоятельно управляющие транспортным средством, или в случае управления данным транспортным средством супругой инвалида (супругом), — на одно транспортное средство (легковой автомобиль или мотоколяску);

— общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности;

— организации (предприятия) пассажирского автомобильного транспорта, осуществляющие перевозки всех льготных категорий пассажиров в соответствии с законодательством (кроме такси), — по автобусам, осуществляющим перевозки пассажиров;

— профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования;

— родители, имеющие детей-инвалидов, пользующихся правом на обеспечение автотранспортом на основании заключения медико-социальной экспертизы, — на одно транспортное средство (легковой автомобиль или мотоколяску);

— граждане, получающие пенсии по старости и имеющие трудовой стаж не менее 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, владеющие транспортным средством, — на одно транспортное средство (легковой автомобиль, мотоцикл или мотороллер);

— ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и ветераны труда — на одно транспортное средство (легковой автомобиль, мотоцикл или мотороллер);

— учреждения интернатского типа, детские дома, дома ребенка, приюты, стационарные учреждения социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания семьи и детей органов социальной защиты населения, стационарные детские оздоровительные лагеря независимо от форм собственности;

— многодетные семьи, состоящие на учете в органах социальной защиты как «малообеспеченные», — на одно транспортное средство (легковой автомобиль)

Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения такие, как объект налогообложения, налоговая база, налог вый период и порядок исчисления налога, установлены непосредственно главой 28 НК РФ.

Плательщиками налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ (п. 11 Методических рекомендация по применению главы 28 «Транспортный налог» НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности — лошадиных силах (ст. 359 НК РФ). Мощность двигателя определяется из технической документации на транспортное средство и указывается в регистрационных документах (п. 18 Методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ. При этом субъекты РФ вправе проводить собственную дифференциацию налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспортных средств, а также года выпуска транспортных средств (срока полезного использования — срока эксплуатации).

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, исчисляется по итогам каждого налогового периода на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению.

Сумма налога определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Земельный налог.

Согласно Земельному кодексу РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога регламентируется главой 31 «Земельный налог» НК РФ. До 1 января 2005 г. порядок платы за землю регулировался Законом РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» и издаваемыми в соответствии с ним правовыми актами.

Бюджетные организации, в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды, не признаются плательщиками земельного налога (ст. 388 НК РФ).

Объектами налогообложения земельным налогом являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

Ставки устанавливаются муниципальными образованиями (городами федерального значения) и не могут превышать 1,5% по общему правилу и 0,3% в отношении отдельных земельных участков. НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (ст. 394 НК РФ).

Бюджетные организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей) самостоятельно на основании кадастровой стоимости земельных участков, получаемой по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, о чем уведомляются в порядке, определяемом муниципальными образованиями (городами федерального значения) не позднее 1 марта календарного года (п. 14 ст. 396 НК РФ).

В Сахалинской области до 01.01.2006 г. земли облагались земельным налогом по ставкам, установленным Законом № 1738-1 (с последующими изменениями и дополнениями). Что касается ставок земельного налога, то они были установлены Федеральным законом от 9.08.94 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О плате за землю”. После этого в текст Закона № 1738-1 не вносились какие-либо изменения и дополнения, касающиеся индексации ставок земельного налога. Индексировались ставки земельного налога почти ежегодно начиная с 1995 г. соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации и федеральными законами о федеральном бюджете на 1995-1997 гг., 1999 г., в 2000 г. — Федеральным законом от 31.12.99 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год”, который установил, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,2 (ст.18).

Для земель сельскохозяйственного назначения, а именно земель крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных предприятий и организаций, кооперативов и других сельскохозяйственных предприятий, а также сельскохозяйственных предприятий индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы) в 2000 г. ст. 18 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год” установлен коэффициент 1.2 к ставкам налога за земли указанных юридических лиц (в отличие от 1999 г., когда по ним не индексировались ставки налога).

Порядок применения коэффициента 1,2 к ставкам земельного налога для земель сельскохозяйственного назначения рассмотрим на условном примере сельскохозяйственной организации ЗАО «Ниваагропродукт”, находящейся в Сахалинской области.

Согласно приложению № 1 к Закону № 1738-1 средний размер земельного налога в Сахалинской области составлял в 1994 г. 1360 руб. за 1 га пашни. С учетом проведенной в 1995-1997 гг. индексации ставок средний размер земельного налога по Сахалинской области в 2005 г. составлял:

1360 руб./га х 1,5 х 1,5 х 2 = 6120 руб./га, где:

1,5 — повышающий коэффициент к средним размерам земельного налога, применяемый согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 7.06.95 г. № 562;

1,5 — повышающий коэффициент к средним размерам земельного налога, применяемый согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3.04.96 г. № 378;

2 — повышающий коэффициент к средним размерам земельного налога, применяемый согласно Федеральному закону от 26.02.97 г. № 29-ФЗ.

С 01.01.2006 г. на Сахалине заработал новый земельный налог. Как известно, с 1 января 2006 года утратил силу закон «О плате за землю», что положило конец существованию старой системы налогообложения земельных участков.

В силу окончательно вступила 31 глава НК РФ. Для реализации в области этого закона администрацией приняты соответствующие меры. Финансовая проблема решена полностью за счет средств областного и федерального бюджета. Область взяла на себя обязательства финансировать в полном объеме работы по государственной кадастровой оценке пяти категорий земель, чтобы завершить эту работу уже в 2005 году. Бюджетом области на эти цели выделено 6,8 млн. рублей.

В Сахалинской области проведена государственная кадастровая оценка земель всех категорий. По трём категориям земель приняты постановления администрации области: земли сельскохозяйственных угодий, земли поселений и земли сельскохозяйственного назначения.

В настоящее время муниципальные образования приняли решения по вопросам земельного налога. Например, в г. Южно-Сахалинске Администрация области рекомендовала главам муниципальных образований:

— завершить в 2005-2006 годах инвентаризацию земельных участков; обеспечить администрирование земельного налога в части принятия и опубликования представительными органами местного самоуправления муниципальных образований нормативных правовых актов о введении с 1 января 2006 года земельного налога в установленные сроки;

— предусмотреть ассигнования на инвентаризацию земель, проведение территориального землеустройства, мониторингу земель.

— Управление Роснедвижимости по Сахалинской области и управление Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области должны продолжить работу по подготовке и предоставлению в налоговые органы сведений о кадастровой стоимости и правообладателях земельных участков.

Водный налог

Порядок исчисления и уплаты водного налога регламентируется с 1 января 2005 г. главой 25.2 НК РФ «Водный налог».

Согласно ст. 121 Водного кодекса РФ, утвержденного Федеральным законом от 16.11.95 № 167-ФЗ, основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов является платность водопользования. Порядок установления, зачисления, взимания платы, связанной с пользование» водными объектами, и предельные размеры такой платы определяются НК РФ в главе 25.2 «Водный налог».

Бюджетные организации, осуществляющие особое водопользование, являются налогоплательщиками водного налога(ст. 333.8 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц

Бюджетные организации являются налоговыми агентами по уплате НДФЛ. Обязанность удерживать налог с работников бюджетных организаций возложена на источник выплаты дохода.

Начисление сумм налога производится бюджетными организациями нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13 %.

Бюджетные организации обязаны удерживать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

СТ 50 БК РФ

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) — по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции») и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 25 процентов;

налога на добавленную стоимость — по нормативу 100 процентов;

акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50 процентов;

акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, — по нормативу 100 процентов;

акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50 процентов;

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, — по нормативу 20 процентов;

акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100 процентов;

абзац одиннадцатый утратил силу с 1 января 2015 г.;

абзац двенадцатый (ранее одиннадцатый) утратил силу с 1 января 2009 г.;

акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100 процентов;

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, — по нормативу 12 процентов;

акцизов на средние дистилляты, производимые на территории Российской Федерации, — по нормативу 50 процентов;

акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 40 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации — по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции — по нормативу 100 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 20 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 20 процентов;

водного налога — по нормативу 100 процентов;

абзац двадцать седьмой (ранее двадцать третий) утратил силу с 1 января 2010 г.;

государственной пошлины (за исключением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, указанных в статьях 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4 и 61.5 настоящего Кодекса, государственной пошлины, предусмотренной абзацами тридцатым и тридцать первым настоящей статьи) — по нормативу 100 процентов;

абзац двадцать девятый (ранее двадцать седьмой) утратил силу с 1 января 2015 г.;

государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг — по нормативу 50 процентов;

государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг — по нормативу 75 процентов;

акцизов на нефтяное сырье, направленное на переработку, — по нормативу 100 процентов;

акцизов на темное судовое топливо, производимое на территории Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;

налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья — по нормативу 100 процентов.

Комментарий к Ст. 50 Бюджетного кодекса РФ

В комментируемой статье Бюджетного кодекса РФ перечислены основные составляющие налоговых доходов федерального бюджета:

1) федеральные налоги и сборы;

2) таможенные платежи;

3) государственная пошлина.

1. Федеральные налоги и сборы — это налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 12 Налогового кодекса РФ).

Перечень федеральных налогов и сборов содержится в статье 13 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ней к федеральным налогам и сборам отнесены:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально — сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

Однако данная статья Налогового кодекса РФ с перечнем федеральных налогов и сборов вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ст. 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» ). Таким образом, в настоящее время продолжает действовать статья 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в соответствии с которой перечень федеральных налогов и сборов составляют:

———————————
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 1. Ст. 527.

Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 32. Ст. 3341.

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на операции с ценными бумагами;

6) таможенная пошлина;

7) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

8) налог на прибыль организаций;

9) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации;

10) государственная пошлина;

11) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

12) сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

13) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

14) налог на игорный бизнес;

15) плата за пользование водными объектами;

16) сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

17) налог на добычу полезных ископаемых.

Ставки федеральных налогов и сборов определяются налоговым законодательством Российской Федерации. Пропорции распределения федеральных налогов и сборов в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

2. Таможенные платежи — таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации (п. 18 ст. 18 Таможенного кодекса РФ).

Перечень таможенных платежей приводится в статье 110 Таможенного кодекса РФ:

1) таможенная пошлина;

2) налог на добавленную стоимость;

3) акцизы;

4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;

5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

6) таможенные сборы за таможенное оформление;

7) таможенные сборы за хранение товаров;

8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

9) плата за информирование и консультирование;

10) плата за принятие предварительного решения;

11) плата за участие в таможенных аукционах.

Следует обратить внимание, что перечень таможенных платежей, приведенный в статье 110 Таможенного кодекса РФ, является закрытым. Это приводит к возникновению ряда юридических коллизий (например, когда ведомственными актами ГТК России устанавливаются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами, которые не содержатся в перечне таможенных платежей в статье 110 Таможенного кодекса РФ).

В настоящий момент таможенные органы взимают ряд платежей, не предусмотренных в статье 110 Таможенного кодекса РФ: таможенные платежи, уплачиваемые по единой ставке таможенных пошлин и налогов (п. 2.1 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации) , сбор за включение банков и иных организаций в реестр ГТК России (п. 3.6 Правил ведения реестра банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами) и др.

———————————
Утверждены Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 814.

Утверждены Приказом ГТК России от 24 апреля 2000 г. N 341.

Попытка сделать перечень таможенных платежей открытым была предпринята с принятием Временной инструкции о взимании таможенных платежей (приложение к письму ГТК России от 8 июня 1995 г. N 01-20/8107). Однако в настоящий момент этот акт не применяется в связи с признанием его недействующим (не подлежащим применению) решением Верховного Суда РФ от 18 февраля 1999 г. N ГКПИ 99-58.

Перечисленные в комментируемой статье платежи объединяет то, что все они взимаются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу либо в других случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.

Современная таможенная практика демонстрирует тенденцию к расширительному толкованию понятия таможенных платежей. К последним относят не только таможенные платежи в смысле статей 18 и 110 Таможенного кодекса РФ, но и любые иные платежи, предусмотренные таможенным законодательством. Последнее понятие является более широким и включает как собственно таможенные платежи, так и некоторые другие обязательные платежи, осуществляемые в таможенной сфере, например: средства от реализации конфискатов, пени, штрафы и взыскания стоимости товаров, проценты за предоставление отсрочки либо рассрочки таможенного платежа, суммы обеспечения уплаты таможенных платежей.

Перечень платежей, которые современная таможенная практика относит к таможенным платежам, содержится в приложении N 15 к Приказу ГТК России от 25 декабря 1996 г. N 774 «О классификаторах и списках нормативно — справочной информации, используемых для таможенных целей» .

———————————
Таможенные ведомости. 1997. N 2.

Следует также обратить внимание на то, что действующее налоговое законодательство не оперирует понятием «таможенные платежи». Вместо него в Налоговом кодексе РФ используются: «таможенная пошлина и таможенные сборы», «НДС (акциз) на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации».

3. Государственная пошлина — установленный Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 «О государственной пошлине» обязательный и действующий на территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

———————————
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 11. Ст. 521.

Государственная пошлина взимается:

— с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;

— за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации;

— за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;

— за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;

— за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, определяемых Законом РФ «О государственной пошлине».

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона РФ «О государственной пошлине» государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ, зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.

Вводная информация

Постановление № 33 — обязательный документ для арбитражных судов (п. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28.04.95 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»). То есть арбитражные суды при решении спорных вопросов теперь обязаны будут учитывать высказанную Пленумом ВАС РФ позицию. Более того, разъяснениями должны руководствоваться и налоговики (письмо Минфина России от 07.11.13 № 03-01-13/01/47571; см. «Налоговики должны руководствоваться актами и письмами Высшего арбитражного суда и Верховного суда, даже если они не согласуются с разъяснениями Минфина»). Поэтому можно ожидать, что судебных споров по НДС теперь станет меньше.
Постановление № 33 состоит из четырех разделов:
1.Плательщики налога и налоговые агенты.
2.Объект налогообложения и налоговая база.
3. Налоговые ставки.
4.Налоговые вычеты.
В настоящей статье расскажем о выводах, которые содержатся в первых двух разделах.

Раздел I: Плательщики налога и налоговые агенты

Кто является плательщиком

Плательщиками НДС являются (ст. 143 НК РФ):
— организации;
— индивидуальные предприниматели;
— лица, перемещающие товары через таможенную границу Таможенного союза.
Дополнительно в пункте 1 Постановления № 33 судьи разъяснили, что государственные (муниципальные) органы, которые имеют статус юридического лица (государственные или муниципальные учреждения), также могут являться плательщиками НДС по совершаемым ими финансово-хозяйственным операциям. Для этого они должны:
— действовать в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов;
— действовать в собственных интересах (а не реализовать публично-правовые функции).

Освобождение от обязанностей плательщика

Законодательство допускает возможность освобождения от обязанностей плательщика НДС (статьи 145, 145.1 НК РФ). В частности, освобождение возможно для организаций и ИП с небольшими оборотами по реализации. Для этого их выручка за три предшествующих последовательных календарных месяца не должна превышать 2 млн руб. без учета НДС (п. 1 ст. 145 НК РФ).
Судьи разъяснили, что выручку следует определять по данным бухучета. При этом поступления по операциям, освобожденным от обложения НДС, учитывать в расчете лимита по выручке не нужно.
Также сообщается, что по общему правилу при реализации подакцизных товаров применять освобождение от обязанностей плательщика НДС нельзя (п. 2 ст. 145 НК РФ). Поэтому и доходы от их реализации при расчете выручки также учитывать не следует (пункты 3, 4 Постановления № 33).

Уведомление об освобождении

Если выручка за три календарных месяца составила меньше 2 млн руб., то о намерении получить освобождение нужно уведомить налоговую инспекцию по месту учета и приложить к уведомлению подтверждающие документы (абз. 2 п. 3 ст. 145 НК РФ). Уведомление и документы нужно представить не позднее 20-го числа месяца, с которого используется освобождение (абз. 3 п. 3 ст. 145 НК РФ).
При этом судьи разъяснили, в том числе, следующее:
— уведомить налоговиков можно и после начала применения освобождения;
— непредставление в срок уведомления и документов не лишает права на освобождение от исчисления и уплаты НДС;
— непредставление уведомления (или несвоевременное представление) не лишает права на продление освобождения (пункт 2 Постановления № 33).
Заметим, что прежде некоторые судьи считали: если опоздать с уведомлением, то право на освобождение утрачивается (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.07.2012 № А28-8169/2011).

Право на вычет

Некоторые лица не являются плательщиками НДС (такие субъекты указаны в пунктах 2, 3 ст. 143 НК РФ). То есть продавец может либо вообще не являться плательщиком НДС или же быть освобожден от его уплаты. Судьи отметили, что если такой продавец выставит покупателю счет-фактуру и выделит в ней НДС, он должен перечислить налог в бюджет. Таково требование подпункта 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ. Сумма НДС в этом случае, определяется как сумма, которая выделена в счете-фактуре, переданном покупателю. Причем, уменьшить эту сумму на налоговые вычеты нельзя (пункт 5 Постановления № 33).

Другая ситуация: продавец выставил счет-фактуру с НДС по тем товарам (работам, услугам), реализация которых не облагается НДС. В этом случае налог также нужно уплатить (подп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ). Однако входной НДС по товарам (работам, услугам), которые были приобретены для данных операций, можно принять к вычету. Если же прежде входной НДС был включен в стоимость товаров (работ, услуг), то потребуется скорректировать налоговую базу по налогу на прибыль и, соответственно, подать уточненную декларацию. Такой вывод следует из пункта 6 Постановления № 33.

Реализация арестованного имущества

Если имущество арестовано по решению суда, то обязанности налогового агента выполняют специализированные организации, уполномоченные реализовывать это имущество. На них может быть возложена обязанность по удержанию НДС и перечислению суммы в бюджет. Это предусмотрено п.4 ст. 161 НК РФ. Однако если имущество арестовано не по судебному решению, а по решению других уполномоченных органов (например, налоговых), то НДС должен уплачивать собственник имущества (п. 7 Постановления № 33).

Раздел II: Объект налогообложения и налоговая база

Пленум ВАС РФ высказался также по вопросам возникновения объекта налогообложения НДС и формирования налоговой базы. О позиции суда расскажем на примерах практических ситуаций.

Таблица. Объект налогообложения и налоговая база

Ситуация

Позиция Пленума ВАС РФ

Объект налогообложения

Услуги

Организация оказывает услуги по сдаче недвижимости в аренду. Признаются ли такие операции объектом обложения НДС?

Реализация услуг по предоставлению имущества в аренду признается объектом налогообложения по НДС. Обоснование такое: объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (попд. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Судьи разъяснили, что под «услугами» следует понимать, в том числе, аренду, передачу и предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав и ряд других гражданско-правовых обязательств (п. 9 Постановления № 33).

Выбытие имущества

Имущество организации выбыло по причине хищения. Возникает ли в таком случае объект обложения НДС?

Из содержания п. 1 ст. 146 НК РФ следует, что выбытие не является операцией, учитываемой при формировании объекта обложения НДС. Однако если имущество выбывает по причинам, которые не зависят от воли организации (например, порча, хищение, стихийное бедствие), то факт и основания выбытия должны быть зафиксированы. Если в ходе судебного спора не будет подтверждено, что имущество выбыло без воли организации, то судам рекомендовано исходить из наличия обязанности по исчислению НДС как при безвозмездной реализации (п. 10 Постановления № 33).

Льготы при отсутствии лицензии

В статье 149 НК РФ перечислены льготные операции, которые не облагаются НДС. Организация осуществляет льготируемый вид деятельности, требующий наличия лицензии. Можно ли применять льготу, если лицензия ещё не получена?

Если на осуществление соответствующей деятельности необходима лицензия, то освобождение по НДС действует только при наличии лицензии. Этого требует п. 6 ст. 149 НК РФ, который содержит перечень освобождаемых от налогообложения операций (п. 11 Постановления № 33).

Безвозмездная передача

В качестве дополнения к основному договору организация передала контрагенту сувениры (без взимания отдельной платы за них). Облагается ли такая операция НДС?

Реализацией товаров (работ, услуг) признается их передача (выполнение, оказание) контрагенту как на возмездной, так и на безвозмездной основе (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом передача контрагенту товаров (работ, услуг) в качестве дополнения к основному товару (сувениры, подарки, бонусы) облагается НДС как передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) на безвозмездной основе (если цена основного товара не включает в себя стоимость, в данном случае, сувениров).

Если товары (работы, услуги) передаются в рекламных целях, то НДС начисляется в случае, когда расходы на приобретение (создание) единицы товара (работ, услуг) превышают 100 рублей.

Однако если рекламные материалы не соответствуют признакам товара (то есть имущества, которое может быть реализовано само по себе, а не просто передано в рамках рекламной деятельности), то НДС с их стоимости можно не платить даже в случае, когда стоимость единицы товара выше 100 рублей. Дело в том, НДС облагается безвозмездная передача товаров, а многие рекламные материалы (например, буклеты для потенциальных клиентов) товаром не являются (п. 12 Постановления № 33).

Налоговая база

Передача имущественных прав

Покупатель уплатил продавцу аванс за предстоящую поставку товара. Однако договор был расторгнут, а товар не был поставлен. Право требования возврата денежных средств покупатель уступил другому лицу. Облагается ли НДС уступка требований по таким обязательствам?

Уступка покупателем права требования возврата денежных средств, уплаченных им продавцу в качестве аванса по договору, который был расторгнут или признан недействительным, НДС не облагается. Однако в случае последующей уступки новым кредитором денежного требования НДС начисляется по правилам пункта 2 статьи 155 НК РФ (п. 13 Постановления № 33).

Момент определения налоговой базы

Организация получила предоплату (аванс) от покупателя за товар в неденежной форме. В какой момент продавцу нужно определить налоговую базу и исчислить НДС?

Если от покупателя получена предоплата (аванс), то определить налоговую базу и начислить налог следует на день получения этой предоплаты (аванса) (п. 1 ст. 167 НК РФ). Судьи разъяснили, что оплату следует считать произведенной как в случае уплаты суммы денежными средствами, так и в случаях исполнения обязательства по оплате в неденежной форме (п. 15 Постановления № 33).

Организация реализует товары с привлечением третьих лиц на основании договора поручения. В какой момент следует определять налоговую базу?

Налоговую базу следует определять в общем порядке, по правилам пункта 1 статьи 167 НК РФ, то есть на наиболее раннюю их двух дат:

— на день отгрузки (передачи) товаров;

— на день оплаты, частичной оплаты в счет товаров.

Пленум ВАС РФ дал рекомендацию: для правильного определения налоговой базы нужно обеспечить своевременное получение от поверенного (комиссионера, агента) документально подтвержденных данных о совершении операций по отгрузке (передаче) товаров (работ, услуг) и их оплате (п. 16 Постановления № 33).

Указание НДС в договоре

В договоре с покупателем не указано, что цена за товары включает в себя НДС. Вправе ли продавец начислить НДС сверх цены договора?

Нет, начислять НДС сверх суммы в договоре нельзя. Если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает НДС и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, то необходимо исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма НДС выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом в соответствии с пунктом 4 статьи 164 НК РФ (п. 17 Постановления № 33).

Камеральные проверки

Также судьи высказались об истребовании документов на камеральных проверках. Они напомнили, что налоговики вправе истребовать документы, подтверждающие налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Под налоговой льготой понимается преимущество, которое предоставлено отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими (п. 1 ст. 56 НК РФ). При этом операция может не являться объектом налогообложения НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ или освобождаться от налогообложения без цели предоставить преимущества определенной категории лиц на основании статьи 149 НК РФ. В указанных случаях налоговики не могут истребовать документы, ссылаясь на пункт 6 статьи 88 НК РФ (п. 14 Постановления № 33).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *