Несовершенства рынка

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая12

Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов неизбежно ведут к обострению многих противоречий.

В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создаст их в недостаточных объемах.

В чем же проявляются несовершенства

1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.

Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.

Дорожными знаками, регулирующими правила движения, обязаны пользоваться все во избежание нежелательных последствий. Вакцинация должна охватывать всех жителей, иначе не удастся исключить инфекционные заболевания. Общественные блага — это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому.

Общественные блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство бесплатных благ связано с издержками, которые не способен нести рынок.

Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства.

3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только его непосредственных участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.

По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.

Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступать участники хозяйственной деятельности.

4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.

«Нормальный» рынок порождает ненормальные пропорции распределения созидаемого богатства. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.

5. Рыночный механизм порождает неполную и асимметричную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики все участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты — производители и потребители — обладают ею в различной степени.

Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный рынок, а государственные институты.

Несовершенства (провалы) рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.

Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни не удается соблюсти все условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы общества. Эти идеальные условия не соблюдаются, и механизмы рынка неизбежно начинают работать с ошибками. Тогда и возникает необходимость для правительства вмешаться в хозяйственную деятельность, и появляется смешанная экономическая система. Как правило, в условиях такой системы государство берет на себя решение нескольких задач.

Итоги долгого развития экономической теории в части исследования достоинств и недостатков рыночных механизмов можно свести к двум простым утверждениям:

  1. рынок способен решать главные экономические проблемы, хотя и не идеально;
  2. рынок принципиально не способен решать ряд задач, важных для общества.

Осознание этих истин потребовало от человечества немалого труда и далось совсем непросто. Например, идеологи командной системы утверждали следующее:

  • после создания крупного машинного производства рынок исчерпал свои возможности рационального решения главных экономических задач, и от него надо отказываться;
  • дальнейший экономический прогресс человечества будет возможен только тогда, когда люди научатся решать эти главные задачи без помощи рынка — на основе составляемых государством централизованных планов.

Однако исследования ученых, практика рыночного хозяйствования в капиталистических странах, равно как и негативный опыт создания планово-командной системы в СССР и других социалистических странах, показали:

  • механизм рыночной экономики обладает возможностями для дальнейшего развития, и его функционирование можно улучшить;
  • централизованное планирование не может решить основные экономические проблемы и на протяжении длительного периода времени приводит к худшим результатам, чем использование рыночных механизмов.

Иными словами, рынок вовсе не стоит списывать в архив экономической истории. Его можно и далее успешно использовать на благо человечеству — надо лишь научиться компенсировать его слабости (несовершенства) и смягчать последствия порождаемых этими слабостями ошибок.

Слабости (несовершенства) рынка — неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще или наилучшим образом.

Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы общества.

Назовем наиболее важные из них:

  • никто из продавцов или покупателей не должен иметь возможности влиять на формирование цен в большей мере, чем остальные участники рынка (но мы многие рынки в большей или меньшей мере монополизированы);
  • среди продавцов, с одной стороны, и покупателей — с другой, не должно существовать сговоров с целью обеспечения для себя более выгодных условий сделок, чем можно было бы добиться при совершенной конкуренции (но такие сделки в реальности встречаются очень часто);
  • всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о положении дел на нем (кто, что, где, когда и по какой цене продает);
  • все издержки по любой сделке должны покрываться только участниками, и им же должны доставаться и все выгоды от нее;
  • государство или общественные организации не должны вмешиваться в работу рынка по политическим или религиозным мотивам.

Если эти идеальные для безошибочной работы рыночных механизмов условия не соблюдаются, то и механизмы рынка неизбежно начинают работать с ошибками. Тогда страна сталкивается с экономическими проблемами, и возникает необходимость для правительства вмешаться в хозяйственную деятельность. Так появляется смешанная экономическая система.

Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач:

  • устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка;
  • смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

Устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка

Слабости (несовершенства) рынка проявляются в следующем:

  • в возможности монополизации;
  • трудности создания общественных благ на коммерческой основе;
  • возникновении внешних эффектов или внешних затрат;
  • образовании социально неприемлемых различий в уровнях доходов граждан.

1. Монополизация рынка. Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме занять главенствующее положение на рынке определенного товара. При этом такая позиция фирмы может быть достигнута в силу либо экономического преимущества, либо различных сговоров или уничтожения конкурентов. Монополизация рынка за счет экономического преимущества той или иной фирмы может возникнуть, если эта фирма смогла предложить покупателям наиболее выгодное им соотношение «цена — качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение более совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров.

Если итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного — ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу: обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, в такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат или наивысшего качества.

И то и другое хорошо для потребителей, а потому оснований для вмешательства государства здесь нет. Если же такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия, позволяющие другим фирмам — даже имеющим более высокие издержки — выжить за счет предложения покупателям более низких цен.

Монополизация рынка за счет сговора или уничтожения конкурентов — совсем иное дело. Такая ситуация возникает, когда господство на рынке одной или нескольких фирм является следствием не лучшей технологии или организации производства, а следствием сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения остальных конкурентов с рынка или поглощения их. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов, а просто самые крупные или ловкие в уничтожении соперников. В этом случае производственные ресурсы распределяются хуже, чем могло бы произойти на немонополизированном рынке (они попадают в руки не самых успешных фирм).

Монополизация рынка — ситуация, когда на кого-то из продавцов или покупателей приходится такая большая доля общего объема продаж или покупок на конкретном товарном рынке, что он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере, чем остальные участники этого рынка.

2. Трудности создания общественных благ на коммерческой основе. Большинство благ люди потребляют по принципу исключительности, т.е. если потребляет один человек, то другой этого сделать уже не может. Однако в ассортименте человеческих нужд есть такие блага, которые нельзя потреблять по принципу исключительности, — они равно доступны всем. Такие блага называются общественными. Простой пример общественного блага — правовая система общества, т.е. законы и способы обеспечения их исполнения. Эта система призвана оберегать от произвола всех граждан страны и гарантировать равное соблюдение их интересов. Подобная организация общественной жизни дает всем гражданам равные исходные возможности, и потому услуги по созданию и обеспечению соблюдения законов полезны людям, т.е. являются благом.

Вместе с тем представить себе коммерческий способ создания и продажи таких услуг (например, «защищаем от ограбления только этого гражданина, поскольку он за это заплатил») в нормальном обществе просто невозможно. Подобные ситуации характерны для криминализированных стран, где государство слабо, а потому и люди, и фирмы ищут защиты от бандитов или вынуждены добиваться вроде бы гарантированных им законом прав путем подкупа коррумпированных чиновников. С подобным «криминальным правопорядком» хорошо знакомы жители не только России, но и юга Италии, а также стран Латинской Америки, Африки и некоторых азиатских государств.

В большинстве стран мира «криминальный правопорядок» уничтожен правовой системой, которая поддерживается силой государства. Именно для получения такого общественного блага, для того, чтобы закон равно защищал всех, а не только тех, кто оплатил мафии «крышу», люди готовы согласиться на вмешательство государства в жизнь общества.

Общественные блага — товары или услуги, которыми люди пользуются совместно и которые не могут быть закреплены в чьей-то частной собственности.

Ассортимент общественных благ огромен. Сюда относятся услуги армии, милиции, проверка доброкачественности поступающих из-за рубежа продуктов питания и лекарств, аварийные службы для чрезвычайных ситуаций, службы профилактики эпидемий и т.д. Все это удобнее делать с помощью государства, чем на рыночной основе.

3. Возникновение внешних эффектов или внешних затрат. Такая ситуация характерна, например, для производств, загрязняющих окружающую среду. Химический комбинат загрязняет через атмосферные выбросы окружающую территорию, и от этого болеют дети в близлежащем городе. Это никак не волнует дирекцию комбината, зато очень заботит родителей этих детей — им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения и перестал загрязнять воздух.

Однако жители этого города никоим образом не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию. Следовательно, в рамках стандартных коммерческих процедур их интерес рынком не может быть учтен. Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупаемого ими товара. В результате загрязнение воздуха над жилыми кварталами оказывается как бы «внешним» эффектом, посторонним по отношению к рынку химической продукции, и потому никак не учитывается в формировании цен на нем. Это, естественно, сердит жителей пострадавшего города, и они начинают требовать от правительства «навести порядок», учесть их интересы, т.е. заставляют его вмешаться в обычные рыночные процессы.

Внешние (побочные) эффекты — ущерб (или выгода) от производства какого-либо блага, который приходится нести (или могут получить) людям или фирмам, непосредственно не участвующим в купле-продаже этого блага.

Если загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности — пример отрицательного внешнего эффекта, то улучшение освещения улиц вечером за счет реклам и витрин магазинов — пример положительного внешнего эффекта. Но этот эффект никак не сказывается на взаимоотношениях владельцев магазинов и покупателей в них. А значит, также не может быть учтен рынком при регулировании распределения ограниченных ресурсов (в данном случае — ресурсов, используемых для производства товаров, которые продаются в магазинах с хорошо освещаемыми витринами и световой рекламой).

Иными словами, внешние (побочные) эффекты некоторых видов хозяйственной деятельности для общества в целом могут иметь большое значение, но рынком не учитываются и потому не могут влиять на то, как он распределяет ограниченные ресурсы. Если рыночные решения принимаются без учета всех издержек и выгод, связанных с производством и потреблением определенного типа благ, то эти решения оказываются далекими от совершенства. Более того, недоучет внешних эффектов означает игнорирование потерь или выгод некоторых групп граждан или фирм, а это может породить общественные конфликты.

Вот почему государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы внешних эффектов хозяйственной деятельности, компенсируя несовершенство рынка, его неспособность учитывать такие эффекты и находить наилучшие решения для подобного рода ситуаций.

4. Смягчение неравенства доходов и богатства. Неравенство доходов и богатства порождается рыночным механизмом повсеместно и ежечасно. И сам этот механизм совершенно не нацелен на преодоление слишком больших различий в благосостоянии граждан.

Изменить эту ситуацию можно несколькими способами.

1. Самый прямой и на первый взгляд самый простой — изъять у наиболее богатых граждан часть их доходов и богатства и распределить собранные средства между беднейшими гражданами страны.

Этот способ вполне разумен, но практическое его использование всегда порождает массу проблем, что мы и наблюдаем сегодня во всем мире, в том числе и в России. Назовем только некоторые из них.

Во-первых, изъятие достаточно большой доли доходов может отбить охоту к деятельности у наиболее экономически активных (а зачастую именно потому много зарабатывающих) граждан. Действительно, какой смысл работать особенно интенсивно или рисковать, создавая фирмы, если государство все равно отнимет почти весь полученный доход? Но если самые экономически активные или одаренные граждане перестанут работать в полную силу, то в итоге все общество начнет производить меньше благ и сумма совокупных доходов населения упадет.

Во-вторых, изъятие на цели перераспределения очень большой доли доходов может привести к тому, что граждане с самыми высокими доходами начнут прятать их от государства, пускаясь на те или иные (в том числе противозаконные) ухищрения. А между тем развитие теневой экономики всегда и везде ведет к росту взяточничества и укреплению мафии, что разрушает все устройство государства.

Наконец, получение беднейшими гражданами денег от государства просто «за то, что они бедные» часто ведет к возникновению иждивенчества: люди начинают считать само собой разумеющимся, что они могут особенно и не стараться заработать — все равно государство «подбросит на жизнь».

2. Более сложный, но экономически более рациональный способ смягчения неравенства в доходах и богатстве семей — создание как можно более равных стартовых условий для начала трудовой деятельности.

Самый очевидный пример таких мер — это всеобщее бесплатное школьное образование. Если бы такая возможность не обеспечивалась государством и школьное образование было только платным, то получить образование и шансы на высокие доходы в будущем могли бы лишь дети из состоятельных семей. Дети бедняков были бы обречены, даже при наличии у них больших природных способностей, заниматься во взрослой жизни только низкоквалифицированной (а значит, и малооплачиваемой) работой. И тогда неравенство доходов стало бы уделом определенных семей навсегда (вспомним, сколько об этом написано в русской литературе XIX — начала XX в.).

Создание системы бесплатного всеобщего школьного образования выпадает из рыночного механизма, требующего платить за все жизненные блага, но зато оно дает всем детям равные стартовые условия, во всяком случае с точки зрения возможности проявления своих дарованных природой умственных способностей.

Однако этого мало — необходимо устранять и другие барьеры, затрудняющие людям равный старт на рынке труда и в бизнесе. Как же государство может этого добиться?

Прежде всего необходимо не допускать дискриминации при найме на работу по этническим или иным признакам. Это весьма актуально для России, где в городах с наивысшей экономической активностью и наибольшими заработками часто невозможно найти работу только потому, что человек приехал из другой местности и у него нет регистрационной отметки в паспорте.

В идеале желательно помогать еще и начинающим предпринимателям, поскольку выходцы из беднейших семей просто не могут собрать сумму, достаточную для начала собственного дела. Вот почему во многих развитых странах мира существуют специальные программы государственной поддержки начинающих предпринимателей.

Способ ликвидации неравенства в доходах за счет поощрения трудовой и предпринимательской активности граждан — самый эффективный, но и самый трудный для реализации. Именно поэтому пока еще большинство даже самых развитых стран мира вынуждено пользоваться наиболее прямолинейным методом сглаживания различий в благосостоянии — изъятием части доходов граждан с помощью системы прогрессивного налогообложения и использованием собранных средств для оплаты программ социальной помощи беднейшим слоям населения.

Таким образом, основные функции современного государства в сфере экономики весьма многообразны.

Слабости (несовершенства) рынка – неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще или наилучшим образом.

Несовершенство рынка проявляется в том, что рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов.

Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жиз­ни никогда не удается соблюсти все условия, которые позволяют ры­ночным механизмам почти идеально решать главные экономические проблемы общества.

Назовем наиболее важные из этих условий:

1) никто из продавцов или покупателей не должен иметь возможности влиять на формирование цен в большей мере, чем остальные участники рынка;

2) среди продавцов, с одной стороны, или покупателей – с другой, не должно существовать сговоров с целью выторговывания для себя более выгодных условий сделок;

3) всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о положении дел на нем (кто, что, где, когда и по какой цене продает или покупает);

4) государство или общественные организации не должны вмешиваться в работу рынка по политическим или религиозным мотивам.

К сожалению, полностью соблюсти все эти условия – задача совер­шенно нереальная для любой страны. Например, не­избежность довольно большой дифференциации доходов граждан как условие действенного поощрения трудовой активности. Столь же по­вседневным явлением рыночной экономики становятся и попытки про­давцов сговориться между собой для навязывания покупателям более высоких цен.

Слабости (несовершенство) рынка проявляются в:

1) возможности монополизации рынков;

2) трудности создания общественных благ на коммерческой основе;

3) возникновении внешних эффектов или внешних затрат.

Проанализируем эти ситуации.

Дата добавления: 2014-09-29 | Просмотров: 1335

В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ, или создает их в недостаточном объеме.

В чем же заключаются несовершенства, или как их нередко называют, провалы рынка?

1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии, и создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка, что вызывает необходимость регулирования цен.

2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага(общественные товары), которые обладают высокими внешними эффектами, и полезность которых распространяется больше чем на одного человека (национальная оборона, мосты, защита от наводнений, освещение улиц и т.п.).

Если сравнить общественные и индивидуальные (частные) блага, то первые характеризуются следующими признаками:

ü неисключаемость — отдельный человек не может быть исключен из потребления общественных благ. ( Если существует армия, то в случае необходимости Вы не можете сказать: «Меня защищать не надо!»);

ü неделимость(нельзя поделить услуги правоохранительных органов на всех жителей страны);

ü с увеличением количества потребителей издержки производства не меняются (если в вечернее время освещается улица, то издержки освещения не зависят от того, проходит по улице ежевечерне 100 или 1000 человек);

ü выгоды, получаемые потребителями общественных благ, связаны с их производством, а не с покупкой (если построен мост через реку, то потребитель получает выгоду, как правило, не оплачивая, «не покупая» проезд через мост).

Рынок не учитывает или плохо учитывает потребность в этих общественных благах. Их производство не выгодно частному сектору, но поскольку они необходимы обществу в целом, то государство берет на себя функцию их производства, финансируя его за счет налоговых поступлений.

3. Рыночный механизм не пригоден для устранения внешних (побочных) эффектов,так называемых экстерналий.

Всякая рыночная сделка предполагает получение выгоды (эффекта) каждой из сторон сделки. В результате рыночной сделки покупатель получает полезность, продавец — доход. Но в некоторых случаях возникают внешние (побочные) эффекты — издержки или выгоды рыночных сделок, приходящиеся на долю третьих лиц, в рыночной сделке не участвующих, и не отраженные в цене блага.

Внешние эффекты возникают как при производстве, так и при потреблении, они могут распространяться как на одно лицо, так и на общество в целом. Они могут быть как положительными, так и отрицательными.

Отрицательные внешние эффекты (издержки «перелива») — это потери, затраты третьих лиц. Эти внешние издержки не находят отражения в индивидуальных издержках производства фирм, так как последние не включают в себя затраты на снижение выбросов вредных веществ в атмосферу или обработку сточных вод. Наличие отрицательных внешних эффектов означает, что цена не полностью отражает общественные издержки производства, которые фактически выше индивидуальных.

Положительные внешние эффекты (выгоды «перелива») — это полезность, приходящаяся на долю третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке. Наличие внешних положительных эффектов означает, что общественная полезность блага выше индивидуальной, отраженной в цене товара.

Пример — образование. Студенты вузов получают полезность — знания, преподаватели — заработную плату, т.е. это рыночные отношения. Но от того, что отдельный человек получает образование, выигрывает и общество в целом. Это пример положительных внешних эффектов, или выгоды перелива.

Наличие внешних эффектов, не учитываемых ценой, свидетельствует о том, что рыночная цена не точно отражает полезность и издержки производства блага, что, в свою очередь, снижает эффективность распределения ограниченных ресурсов общества и эффективность всей рыночной системы.

Для смягчения этого недостатка рынка государство осуществляет разного рода корректирующие меры, призванные отразить общественные издержки или общественную полезность в рыночной цене. В этих целях государство может:

ü устанавливать штрафы за превышение предельных норм загрязнения воздуха, воды и т.п., принуждать строить очистные сооружения или вывозить вредные отходы далеко от населенных пунктов. Все это позволяет включить в индивидуальные издержки производства отрицательные внешние эффекты;

ü вводить корректирующие субсидии, повышающие предельную индивидуальную полезность до уровня общественной (выплата стипендий, государственное финансирование, субсидирование вузов).

Кроме того, в целях отражения внешних эффектов в цене государство может проводить соответствующую налоговую и бюджетную политику.

В-четвертых, рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. «Нормальный» рынок порождает ненормальные пропорции создаваемого богатства, создает благоприятные условия для появления узкокорыстных интересов.

5. Рыночный механизм порождает неполную и асимметричную информацию. Информация является необходимым фактором хозяйственной деятельности, но, к сожалению, отнюдь не все имеют равный доступ к ней. Для характеристики неравенства в обладании информацией в экономике используется термин «асимметрия информации».

Асимметрия информации — это ситуация, при которой часть участников рыночной сделки обладает информацией, которой не располагают другие участники сделки. Например, продавец, как правило, обладает полной информацией о свойствах, качестве продаваемой им продукции, покупатель же часто лишен ее, он не может получить информацию о продукте, проверить его качество, не приобретя, не опробовав его. Отсутствие полной информации, неопределенность ведет к неоптимальным решениям, уменьшает прибыль, порождает убытки, моральные потери и т.д.

Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности. Несовершенства (провалы) рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.

Выводы

1. Обмен, сопровождаемый передачей прав собственности, порождает трансакционные издержки. Одни издержки, такие, как затраты на поиск информации, на ведение переговоров и принятие решения, затраты на измерения, заключение договоров, возникают еще до заключения договора, другие — затраты на предупреждение возможного недобросовестного (оппортунистического) поведения контрагентов, на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращение уклонения от точного соблюдения договора, на спецификацию (определение) и защиту прав собственности, затраты на защиту от третьих лиц — возникают после заключения договора. Величина трансакционных издержек зависит от четкости определения (спецификации) прав собственности.

2. Неравномерность (асимметрия) распределения рыночной информации является фактором, порождающим неоптимальное распределение ресурсов общества и снижающим эффективность рыночной системы. Риск является неотъемлемым элементом деятельности хозяйствующих субъектов. В зависимости от отношения к риску всех людей можно подразделить на противников риска, любителей риска, нейтральных к риску. Противники риска стремятся обезопасить себя от нежелательных последствий их хозяйственной деятельности путем диверсификации рисков, объединения рисков, распределения рисков. Спекуляция (фьючерсные сделки, сделки с опционом) — пример деятельности, связанной с осознанным риском. Хеджирование — средство предотвращения потерь, связанных с рисковыми, спекулятивными операциями.

3. Внешние эффекты — это эффекты (потери или выгоды), приходящиеся на долю третьих лиц, в рыночной сделке не участвующих, и не находящие отражения в рыночной цене. Деятельность государства, направленная на превращение общественных издержек производства в индивидуальные, а индивидуальной полезности в общественную, позволяет отразить внешние эффекты в рыночной цене. Ограниченностью рынка является его незаинтересованность в производстве общественных товаров, полезность которых распространяется более чем на одно лицо и которые характеризуются неделимостью, неконкурентностью, независимостью издержек производства от числа потребителей и др.

4. Рыночное, пофакторное распределение доходов не обеспечивает равенства доходов. В современных условиях негативные стороны рыночной экономики смягчаются государством.

Группировка рынков на основе признаков

1) Что такое рынок? Какое из определений рынка представляется Вам наиболее правильным?

2) Правильно ли утверждать, что обмен и рынок – это синонимы?

3) Каковы исторические условия возникновения рынка?

4) Какие критерии могут быть положены в основу классификации рынков?

5) Каковы основные функции рынка и как они взаимосвязаны?

6) Какую роль выполняет на рынке конкуренция?

7) В чем состоит различие между совершенной и несовершенной конкуренцией?

8) Почему существует такое понятие как «монополистическая конкуренция», если монополия противоположна конкуренции?

9) Правильно ли утверждать, что рынок не может устранить последствия внешних эффектов?

10) Чем объясняются несовершенства рынка?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *