НК РФ страховые взносы в 2018 году

Галочкина А. Б., эксперт журнала

Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» № 1/2018

Страховые взносы, регулируемые нормами гл. 34 НК РФ, в 2018 году будут применяться с коррективами, внесенными в канун Нового года. Поскольку страховые взносы уже второй год будут администрироваться налоговыми органами в соответствии с НК РФ, это не является неожиданностью для плательщиков страховых взносов: налоговое законодательство реформируется непрерывно.

Об изменениях в порядке исчисления и уплаты страховых взносов, которые нужно учесть в 2018 году, читайте в предложенном материале.

Предельная величина базы по страховым взносам в 2018 году.

Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, устанавливается предельная величина базы для исчисления страховых взносов:

  • на обязательное пенсионное страхование (ОПС);

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Поскольку база по страховым взносам определяется нарастающим итогом с начала расчетного периода, с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную предельную величину базы для исчисления страховых взносов, по общему правилу страховые взносы не взимаются (п. 3 ст. 421 НК РФ).

Главой 34 НК РФ установлен определенный порядок исчисления предельного размера базы по страховым взносам, который ежегодно устанавливается Правительством РФ, что и было сделано на 2018 год Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1378 (см. таблицу).

Страховые взносы

Предельная величина базы, установленная в 2018 году

На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

815 000 руб.

На обязательное пенсионное страхование

1 021 000 руб.

Напомним, что для страховых взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС) предельный размер базы не устанавливается, соответственно, эти страховые взносы начисляются независимо от размера выплат в пользу физического лица.

Тарифы страховых взносов на 2018 год. Общие тарифы страховых взносов.

Согласно ст. 426 НК РФ в 2017 – 2019 годах применяются следующие тарифы страховых взносов:

1) на ОПС:

  • в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС – 22%;

  • свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС – 10%;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 2,9%;

3) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 1,8%;

4) на ОМС – 5,1%.

Федеральный закон от 27.11.2017 № 361-ФЗ продлил действие тарифов, установленных ст. 426 НК РФ, на 2020 год включительно.

Таким образом, совокупный размер страховых взносов 30% в пределах установленных предельных величин базы для исчисления страховых взносов и в размере 10% на ОПС сверх установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС сохраняется на ближайшие три года.

Тарифы страховых взносов для резидентов ОЭЗ Калининградской области.

Федеральный закон от 27.11.2017 № 353-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» скорректировал ст. 427 НК РФ: с 2018 года организации, включенные в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 № 16-ФЗ (ОЭЗ Калининградской области), применяют пониженные тарифы страховых взносов.

Указанные плательщики страховых взносов в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования применяют следующие пониженные тарифы страховых взносов (пп. 5 п. 2 ст. 427 НК РФ):

  • на ОПС – 6%;

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5%;

  • на ОМС – 0,1%.

Особенности применения пониженных тарифов в данном случае установлены п. 11 ст. 427 НК РФ. Если плательщики страховых взносов не выполнят указанные условия, то они не вправе будут применять пониженные тарифы страховых взносов.

Пониженные тарифы страховых взносов для резидентов ОЭЗ Калининградской области применяются с учетом следующих особенностей:

  • плательщик страховых взносов должен быть включен в единый реестр резидентов ОЭЗ Калининградской области в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года включительно;

  • пониженные тарифы применяются в течение семи лет начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такой плательщик был включен в реестр, но не более предельного срока;

  • предельный срок применения пониженных тарифов для плательщиков устанавливается до 31 декабря 2025 года;

  • в случае исключения плательщиков из реестра пониженные тарифы не применяются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором плательщики были исключены из реестра;

  • пониженные тарифы применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.

В данном случае законодатель четко определил, что понимается под новым рабочим местом: это место, впервые создаваемое организациями, включенными в реестр, при реализации инвестиционного проекта на территории ОЭЗ в Калининградской области. При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, заключившее трудовой договор с организацией, включенной в реестр, а его трудовые обязанности непосредственно связаны с реализацией указанного инвестиционного проекта, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате реализации инвестиционного проекта. Перечень рабочих мест плательщиков, относящихся к новым рабочим местам, утверждается плательщиками до начала применения пониженных тарифов страховых взносов по согласованию с администрацией ОЭЗ в Калининградской области и налоговым органом по месту нахождения плательщиков.

Установление пониженных тарифов страховых взносов является одним из направлений формирования благоприятного налогового режима для развития экономического и научного потенциала на территории Калининградской области, привлечения инвестиций в экономику региона, а также создания финансовой базы для ускоренного социально-экономического развития Калининградской области.

Особенности применения пониженных тарифов страховых взносов в 2018 году.

Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 335-ФЗ) внес ряд изменений в ст. 427 НК РФ, которая регулирует порядок применения пониженных тарифов страховых взносов.

«Упрощенцы», осуществляющие деятельность в социальной и производственной областях. В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов могут применяться организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими ­УСНО и осуществляющими установленные виды деятельности.

Действие пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

В новой редакции пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ приведены новые «старые» виды деятельности, в отношении которых «упрощенцы» вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при выполнении установленных условий. Так новые или старые виды деятельности теперь позволяют «упрощенцам» применять пониженные тарифы страховых взносов? Разберемся.

В новой редакции пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ приведен перечень видов деятельность в социальной и производственной областях, и распространяется он на 2017 год. Таким образом, разрешена одна из проблем «упрощенцев», у которых изменилось наименование вида экономической деятельности в связи с введением нового Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2).

Исходя из положений пп. 5 п. 1, пп. 3 п. 2 и п. 6 ст. 427 НК РФ для плательщиков страховых взносов, применяющих ­УСНО, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является деятельность в социальной и производственной областях, на период до 2018 года (включительно) установлен совокупный пониженный тариф страховых взносов в размере 20% при одновременном соблюдении условий о предельной сумме доходов за налоговый период (не более 79 млн руб.) и доле доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду экономической деятельности в общем объеме доходов (не менее 70%).

При этом установленный перечень видов экономической деятельности является укрупненным и включает в себя как виды деятельности, объединенные в один класс, подкласс, группу, подгруппу классификатора, так и отдельные виды экономической деятельности с соответствующими названиями в указанном перечне.

Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст с 1 января 2017 года введена в действие новая редакция Общероссийского классификатора видов экономической деятельности – ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (ОКВЭД 2), при этом ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) (ОКВЭД 1) утратил силу.

По логике введение ОКВЭД 2 с 1 января 2017 года не должно было повлечь за собой утрату некоторыми плательщиками права на применение пониженных тарифов страховых взносов, установленных положениями ст. 427 НК РФ. Однако в результате введения ОКВЭД 2, повлекшего реструктуризацию разделов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, у ряда плательщиков страховых взносов, осуществлявших до обозначенной даты и продолжающих в настоящее время осуществлять деятельность в производственной и социальной областях, изменилось наименование вида экономической деятельности, и некоторые из льготируемых видов деятельности согласно ОКВЭД 1 попали в состав иных видов деятельности согласно ОКВЭД 2. Соответственно, такие плательщики утратили право на применение пониженных тарифов страховых взносов.

При этом представители Минфина разъясняли, что если «упрощенцы» до 2017 года могли применять по указанным основаниям пониженные тарифы страховых взносов, то они вправе это делать и в 2017 году независимо от совпадения или несовпадения кодов видов деятельности по ОКВЭД 2 согласно применяемым ключам (Письмо Минфина России от 13.10.2017 № 03-15-07/66964, доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 25.10.2017 № ГД-4-11/21578@). Но это были лишь разъяснения.

И вот теперь перечень указанных видов деятельности фактически приведен к первоначальному варианту, который соответствует действующему ОКВЭД 2.

Таким образом, «упрощенцы», которые временно утрачивали право на применение пониженных тарифов страховых взносов в 2017 году, могут пересчитать страховые взносы за 2017 год и сдать уточненные расчеты, а в 2018 году полноправно применять пониженные тарифы страховых взносов.

Кроме этого уточнено, что при расчете доли доходов общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в п. 1 и пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, то есть учитываются доходы от реализации, внереализационные доходы, а также доходы, обозначенные в ст. 251 НК РФ, не учитываемые при определении объекта налогообложения при ­УСНО. Данное правило также работает с 2017 года.

Организации, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий.

Российские организации, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, должны обратить внимание на то, что в п. 5 ст. 427 НК РФ внесено следующее изменение: ссылка на пп. 1 п. 2 ст. 427 заменена по всему пункту на пп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ. И эти новшества распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года. Принципиально для данных плательщиков страховых взносов ничего не меняется, поскольку фактически исправлена опечатка.

Некоммерческие организации, применяющие ­УСНО.

Некоммерческие организации, применяющие ­УСНО и осуществляющие социально значимые виды деятельности, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по таким тарифам, не менее 70% суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов:

  • доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ, определяемых согласно п. 2 ст. 251 НК РФ (целевые поступления);

  • доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности на основании пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ и определяемых исходя из пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (гранты);

  • доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в абз. 17 – 21, 34 – 36 пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

Так вот, начиная с 2017 года целевые поступления и гранты остались в этом перечне без изменения, а третья составляющая – виды деятельности – заменена (абз. 47, 48, 51 – 59 пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ). В целом виды деятельности не поменялись, остались в том числе научные исследования и разработки, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, деятельность спортивных объектов, но точечные изменения все же есть, поэтому некоммерческим организациям целесообразно еще раз уточнить наименования видов деятельности в соответствии с новым ОКВЭД 2 для целей применения пониженных тарифов страховых взносов.

Кроме того, отмечается, что при расчете доли доходов общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в п. 1 и пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, то есть учитываются доходы от реализации, внереализационные доходы, а также доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ, не учитываемые при определении объекта налогообложения при ­УСНО.

Рассмотренные изменения также работают с 2017 года.

Объект обложения страховыми взносами.

Федеральный закон № 335-ФЗ внес изменения в ст. 420 НК РФ, которые вступают в силу с 1 января 2018 года.

Исключительные права на произведения науки, литературы, искусства.

По общему правилу объектом обложения страховыми взносами являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений, а также по договорам об отчуждении исключительного права и лицензионным договорам. В новой редакции ст. 420 НК РФ пп. 3 п. 1 переформулирован: по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пп. 1 – 12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в пп. 1 – 12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Названные новшества связаны с приведением НК РФ в соответствие с ГК РФ.

Аналогичные изменения внесены в п. 4 ст. 420 НК РФ, а также п. 8 ст. 421 и пп. 2 п. 3 ст. 422, в которых указаны соответственно выплаты и база, признаваемые и не признаваемые объектом обложения страховыми взносами.

Индивидуальным предпринимателям.

Объектом обложения страховыми взносами для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, медиаторов, нотариусов, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой (далее – индивидуальные предприниматели), признается минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленный на начало соответствующего расчетного периода, в случае, предусмотренном абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 НК РФ.

То есть индивидуальные предприниматели (и иные указанные лица) уплачивали страховые взносы за себя, исходя из размера МРОТ, а также при превышении дохода 300 000 руб. – дополнительно 1% от суммы дохода на ОПС.

С 2018 года это правило меняется: теперь зависимости размера страховых взносов от МРОТ больше не будет (см. ниже).

База для исчисления страховых взносов

Порядок определения базы для исчисления страховых взносов установлен ст. 421 НК РФ, которая с 1 января 2018 года действует в новой редакции:

  • пункт 8 ст. 421 НК РФ приведен в соответствие с нормами ГК РФ (см. выше);

  • скорректированы отдельные нормы расходов, которые могут быть приняты при расчете страховых взносов, если затраты не подтверждены документально (п. 9 ст. 421 НК РФ).

Приведем измененные нормы пп. 9 ст. 421 НК РФ. Если расходы, указанные в п. 8 ст. 421 НК РФ, не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в следующих размерах (в процентах суммы начисленного дохода):

  • на создание аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов), фонограмм, сообщений в эфир или по кабелю радио- или телепередач – 30%;

  • на создание научных трудов и разработок, программ для ЭВМ, баз данных – 20%;

  • на открытия, селекционные достижения, изобретения, создание полезных моделей, промышленных образцов, секретов производства (ноу-хау), топологий интегральных микросхем (процент суммы дохода, полученного за первые два года использования) – 30%.

Размер и порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями за себя

С 2018 года принципиально меняется порядок исчисления страховых взносов за себя индивидуальными предпринимателями и иными лицами, занимающимися частной практикой: Федеральный закон № 335-ФЗ внес изменения в ст. 430 НК РФ.

В 2017 году страховые взносы, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями за себя на ОПС и на ОМС, рассчитывались на основании МРОТ.

С 2018 года действует новый порядок: индивидуальные предприниматели, а также главы (и члены) крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы в фиксированном размере (см. таблицу).

При этом, как и раньше, размер страховых взносов на ОПС и на ОМС в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству определяется как произведение фиксированного размера за расчетный период и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

Страховые взносы

Фиксированный размер страховых взносов

2018 год

2019 год

2020 год

Индивидуальные предприниматели

Страховые взносы на ОПС:

величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб.

26 545 руб.

29 354 руб.

32 448 руб.

величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб.

26 545 руб. + 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период

29 354 руб. + 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период

32 448 руб. + 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период

Максимальный размер страховых взносов на ОПС

212 360 руб.

(26 545 руб. х 8)

234 832 руб.

(29 354 руб. х 8)

259 584 руб.

(32 448 руб. х 8)

Страховые взносы на ОМС

5 840 руб.

6 884 руб.

8 426 руб.

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Страховые взносы на ОПС

26 545 руб.

29 354 руб.

32 448 руб.

Страховые взносы на ОМС

5 840 руб.

6 884 руб.

8 426 руб.

Напомним, что за 2017 год индивидуальные предприниматели обязаны уплатить страховые взносы за себя в следующих размерах (Письмо ФНС России от 07.03.2017 № БС-4-11/4091@). На ОПС:

  • если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб. за расчетный период – в размере, определяемом как 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 год) x 26% x 12 мес. = 23 400 руб.;

  • если доход плательщика превышает 300 000 руб. за расчетный период – в размере, определяемом как 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 год) x 26% x 12 мес. + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 000 руб.

При этом сумма страховых взносов, уплачиваемая плательщиком, не может быть более размера, определяемого как 8 МРОТ (7 500 руб. на 2017 год) x 26% x 12 мес. = 187 200 руб.

Размер страховых взносов на ОМС за расчетный период определяется как 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 год) x 5,1% x 12 мес. = 4 590 руб.

С 2018 года принципиально меняется расчет страховых взносов на ОПС и ОМС для индивидуальных предпринимателей за себя: размер страховых взносов больше не зависит от величины МРОТ, установлен фиксированный размер на ближайшие три года. При этом не изменилось пограничное значение дохода в 300 000 руб., с которого уплачивается дополнительный процент страховых взносов на ОПС, а также остался максимальный размер страховых взносов на ОПС в виде 8-кратного значения фиксированного размера.

Кроме приведенных новшеств, дополнен п. 7 ст. 430 НК РФ, в котором указаны случаи освобождения индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов: уточнено, что предприниматели обязаны представить в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающие документы. Это не новое условие, на практике налоговые органы требовали подтверждающие документы и ранее, их поддерживали представители Минфина (Письмо от 21.09.2017 № 03-15-05/61112).

Еще одним изменением для индивидуальных предпринимателей станут новые сроки уплаты страховых взносов (п. 2 ст. 432 НК РФ):

  • суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года. Этот срок не изменился;

  • страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб. за расчетный период, теперь уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом. Ранее их нужно было уплатить не позднее 1 апреля следующего года.

Расчет по страховым взносам не сдан: новые основания.

Федеральный закон № 335-ФЗ внес поправки в абз. 2 п. 7 ст. 431 НК РФ, изменив тем самым основания, когда расчет по страховым взносам будет признан непредставленным. Эти новшества вступают в силу с 1 января 2018 года.

Согласно внесенным изменениям расчет по страховым взносам будет считаться несданным, если следующие показатели за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода содержат ошибки, а также если в представляемом плательщиком расчете суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов:

  • сведения по каждому физическому лицу о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц – графа 210 расчета;

  • база для исчисления страховых взносов на ОПС в пределах установленной предельной величины – графа 220 расчета;

  • сумма страховых взносов на ОПС, исчисленных исходя из базы для исчисления страховых взносов на ОПС, не превышающей предельной величины, – графа 240 расчета;

  • база для исчисления страховых взносов на ОПС по дополнительному тарифу – графа 280 расчета;

  • сумма страховых взносов на ОПС по дополнительному тарифу – графа 290 расчета.

Также суммарные показатели в перечисленных графах по всем физическим лицам должны соответствовать сводным данным в подразд. 1.1 и 1.3 разд. 1 расчета.

Осталось и такое основание, как недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц.

О том, что расчет является несданным, плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), соответствующее уведомление, как и ранее, направит налоговый орган.

* * *

В главу 34 «Страховые взносы» НК РФ внесен ряд изменений, которые нужно учитывать при исчислении и уплате страховых взносов, а также представлении расчета по страховым взносам в 2018 году. Новшества приняты в целях стимулирования инвестиционной активности на территории РФ, а также сохранения экономически обоснованного уровня фискальной нагрузки по уплате страховых взносов, в том числе для индивидуальных предпринимателей.

«О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2018 г.».

«О внесении изменений в статью 426 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

«Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Правительство РФ возвращается к идее снижения страховых взносов с фонда оплаты труда, сообщают «Ведомости» со ссылкой на свои источники. Общая ставка может быть снижена с 30 до 23−25%, а пониженная ставка на высокие зарплаты будет отменена. О том, как в правительстве планируют компенсировать разницу для социальных фондов, включая пресловутый пенсионный фонд, не сообщается.

Снижение страховых взносов, как поясняют «Ведомости», должно будет вывести из тени зарплаты в ряде отраслей экономики, а также привести к росту доходов населения и снижения налоговой нагрузки на труд.

Идея снижения социальных взносов уже обсуждалась правительством Дмитрия Медведева в 2017—2018 годах, тогда убытки планировалось компенсировать за счет повышения НДС с 18 до 25%. В результате страховые взносы не понизили, а НДС все равно подняли до 20% под национальные проекты.

Предполагается, что движение в сторону снижения налоговой нагрузки на бизнес обусловлено необходимостью продемонстрировать ускорение темпов роста экономики перед выборами 2021 года. Как мы сообщали ранее, вице-премьер Андрей Белоусов пообещал к 2021 году достигнуть роста ВВП на уровне 3%.

Взносы на страховое обеспечение или так называемый налог на зарплаты распределяются в следующие внебюджетные фонды: пенсионный фонд (22%), фонд ОМС (5,1%), еще 2,9% — взносы на оплату больничных и декретных отпусков, а также страховые взносы от несчастных случаев и профессиональных заболеваний — от 0,2 до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска.

Таким образом, понизив страховые взносы правительство будет вынуждено их компенсировать или на чем-то сэкономить, например, на пенсиях или ОМС. Учитывая, что средства бюджета давно расписаны и в нем не хватает средств даже на реализацию социального блока поправок, который обозначил президент в послании Федеральному Собранию, скорее всего, речь идет о перераспределении.

Впрочем, потенциальное снижение социальных взносов, пока только разговоры. Никаких конкретных идей у правительства нет.

— Не думаю, что эта идея будет реализована, как и в прошлый раз. У них и так не сходится бюджет пенсионного и других внебюджетных фондов. Пока нет оснований говорить о том, что это возможно, потому что в прошлый раз это рассматривалось, но сделали совсем по-другому. Фактически, эти разговоры камуфлировали повышение НДС. В итоге НДС повысили, а взносы не понизили. Доходы бюджета под вопросом, потому что цена на нефть может падать. Таких сверхдоходов, как в прошлые два года, уже не будет. Ожидать, что в такой ситуации произойдет снижение, не приходится. Либо под это введут новые налоги или повысят действующие существенно, либо это приведет к дефициту социальных статей бюджета. Расходы социальных статей и так увеличились в рамках реализации послания Путина, — считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич.

Бюджет-2020 сверстали с учетом предельной цены на нефть в размере 41,6 доллара за баррель российской нефти. В связи со вспышкой коронавируса в Китае нефть марки Brent падала на 17%, пишет РБК. На момент написания, цена на нефть коррекционно росла на 1−1,5% после падения и составляла около 54 долларов за баррель.

О последствиях снижения страховых взносов на 5−7% мы поговорили с доктором экономических наук Андреем Гудковым.

«СП»: — Как вы относитесь к идее снижения страховых взносов с фонда оплаты труда?

— Если они это сделают, то угробят систему социального страхования. Снижение страховых взносов — очень плохая идея, более того — это чистый обман. Потому что это снижение приведет к снижению зарплаты за счет перекладывания страховых взносов с работодателя на работника. И все это связано с 6% Гарантированного пенсионного плана (ГПП), которые раньше платились работодателем, а теперь самим работником.

«СП»: — Разве снижение так называемого налога на зарплаты не окажет позитивного влияния на бизнес?

— Наш бизнес и так платит минимальные налоги и с корпоративной прибыли, и с импортных пошлин, и с фонда заработной платы, и НДФЛ у нас плоский. Нашему бизнесу очень хорошо, просто он работать не хочет. И это никак не связано со страховыми взносами, которые у нас, по сравнению с ельцинскими временами, занижены в полтора раза. Если посмотреть финансовые отчеты банков за 2019 год, прибыль увеличилась на 72% по отношению с 2018 годом.

«СП»: — Как понижение страховых взносов скажется на зарплатах трудящихся?

— В принципе может увеличиться, но никакой непосредственной связи быстро это не обнаружит. Понижение страховых взносов равноценно понижению зарплаты: страховые взносы — это отложенная по потреблению часть зарплаты. Неизбежно, при понижении страховых взносов вы потеряете в больничных, пенсии, каких-то других выплатах. А непосредственно месячная выплата — увеличится, но это ничего не даст. Это классический либеральная обманка, которую они уже не раз применяли. Это может обернуться очень нехорошими вещами. В первую очередь это обернется тем, что данные обещания при повышении пенсионного возраста — добавлять неработающим пенсионерам по 1000 рублей в год — невозможно будет выполнить.

«СП»: — Какие здесь могут быть подводные камни?
— Они могут делать следующее: с 30% страховых взносов они может действительно снимут 6%, но эти 6% возложат на зарплаты. А работодатели пообещают поднять зарплату, но обещать — не значит жениться. В результате зарплаты трудящихся могут даже уменьшиться.
Возникла странная ситуация. У нас правительство и чиновничий аппарат превратились в наперсточников. Они не понимают ни по отдельности, ни все вместе, что из-за таких мелких обманов, они теряют доверие населения. Россияне относятся к ним не как к руководителям, а как к воришкам, добравшимся до власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *