НК РФ взаимозависимые лица

Взаимозависимые лица для целей налоговых правоотношений в 2020 г. по НК РФ – это…

Взаимосвязанные лица и налоговое право РФ

Соотношение взаимной зависимости и контролируемости в налоговом праве: нюансы

Каким образом лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения

Когда взаимозависимыми лицами признаются физлица

Итоги

Взаимозависимые лица для целей в налоговых правоотношений в 2020 г. по НК РФ – это …

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения российский законодатель называет 2 и более субъекта правоотношений, каждый из которых может оказывать влияние на заключение сделок другим или другими субъектами, а также на экономические результаты осуществляемой другим или другими субъектами деятельности (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимые лица для целей налогообложения — это:

  • 2 юрлица, если одно владеет не менее чем 25% капитала другого;
  • физлицо и юрлицо, если физлицо владеет более чем 25% капитала юрлица;
  • 2 и более юрлица, если одно и то же физлицо владеет более чем 25% капитала в каждом из соответствующих юрлиц;
  • физлицо и юрлицо, если у физлица есть полномочия по назначению директора либо не менее чем 50% руководящего состава юрлица;
  • 2 и более юрлица, имеющие директоров (не менее чем 50% от состава руководства), назначенных одним и тем же физлицом;
  • 2 и более юрлица, имеющие совет директоров, сформированный на 50% и более из одних и тех же физлиц;
  • юрлицо и физлицо, если физлицо — директор юрлица;
  • 2 и более юрлица, в которых директор — одно и то же физлицо;
  • 3 и более юрлица, если первое владеет не менее чем 50% капитала второго при том, что второе владеет не менее чем 50% капитала третьего (которое, в свою очередь, может владеть не менее чем 50% капитала 4-го, и далее по аналогичной схеме);
  • физлицо, а также два и более юрлица, если физлицо владеет не менее чем 50% капитала первого юрлица, которое владеет не менее чем 50% капитала второго юрлица (которое, в свою очередь, может владеть не менее чем 50% капитала 3-го, и далее по аналогичной схеме);
  • 2 физлица, если одно в силу служебного положения подчиняется другому;
  • близкие родственники — супруги, дети и родители, братья и сестры, опекуны и подопечные.

Доля близких родственников во владении капиталами одного и того же юрлица суммируется, и если она достигает указанных в перечне выше значений, то все они рассматриваются как субъекты взаимозависимых сделок (п. 3 ст. 105.1 НК РФ).

Взаимная зависимость лиц может устанавливаться в отдельных соглашениях между ними либо иной возможностью, предопределяющей влияние одного лица на другое (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

О том, как налоговики доказывают схему дробления бизнеса с целью необоснованной налоговой выгоды, если учредители взаимозависимые лица, узнайте в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и приступайте к изучению материала бесплатно.

Взаимосвязанные лица и налоговое право РФ

Среди финансовых и юридических терминов часто используется понятие «взаимосвязанные лица». Данный термин в чем-то схож с понятием «взаимозависимые лица», но в налоговом праве он не используется.

Взаимосвязанные лица – субъекты, соответствующие хотя бы одной из перечисленных ниже характеристик:

  • 1 лицо прямо (косвенно) контролирует другое;
  • один или несколько сотрудников работают в нескольких организациях, например директором в 1-й и 2-й компании является один и тот же человек;
  • несколько юрлиц связаны договорными правоотношениями и совместно работают с целью получения прибыли, включая расходы и убытки;
  • работник и работодатель;
  • 2 компании контролируются третьим лицом;
  • 2 лица прямо или косвенно контролируют третье лицо;
  • лица являются родственниками или членами одной семьи.

Понятие взаимосвязанности лиц приведено в ст. 37 приложения 1 к Таможенному кодексу Евразийского экономического союза. Один из критериев, предопределяющих возникновение соответствующих последствий, — контролируемость сделок с участием взаимозависимых лиц. Изучим данный аспект подробнее.

Соотношение взаимной зависимости и контролируемости в налоговом праве: нюансы

Итак, сделка с участием взаимозависимых субъектов может иметь правовые последствия, если будет признана контролируемой. Это будет означать, что ФНС обратит на нее пристальное внимание и изучит на предмет необоснованного занижения или завышения сумм, передаваемых от одного субъекта к другому. Отклонения в ценах сделки между взаимозависимыми лицами могут использоваться:

  • для занижения налоговой базы в целях уменьшения сумм налога;
  • завышения налоговой базы в целях исчисления более крупного вычета.

Контролируя сделку, ФНС вправе осуществлять корректность исчисления налогов:

  • на прибыль;
  • НДФЛ (для ИП);
  • НДПИ;
  • НДС.

Как проходят сделки между взаимозависимыми лицами, см. .

Критерии признания сделок контролируемыми указаны в ст. 105.14 НК РФ.

Ознакомиться с данными критериями можно .

В свою очередь, в п. 4 ст. 105.14 НК РФ содержатся критерии непризнания сделок контролируемыми. Полезно обратить внимание на письмо ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615. В нем ведомство предупреждает налогоплательщиков о том, что будет:

  • контролировать любые сделки взаимозависимых лиц, дающие повод говорить об установлении в контрактах нерыночных цен в целях уклонения от налогов;
  • проводить камеральные проверки с использованием методов выявления необоснованной налоговой выгоды плательщика в соответствии с нормами гл. 14.3 НК РФ.

На практике это может означать доначисление налогов в порядке, установленном гл. 14.2 НК РФ (в частности, на основании п. 5 ст. 105.3 НК РФ). Однако если налогоплательщик решит оспорить подобные активности ФНС в суде, у него есть хорошие шансы отстоять свою позицию. Дело в том, что ВС РФ в решении от 01.02.2016 № АКПИ15-1383 фактически установил, что ФНС не имеет необходимых полномочий для проверки цен, устанавливаемых взаимозависимыми лицами по неконтролируемым сделкам.

Когда сделка с резидентами офшорных зон является контролируемой, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный бесплатный доступ к системе и переходите к Готовому решению.

Подобные оценки действий ФНС можно встретить и в других судебных прецедентах.

Каким образом лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения

Взаимозависимость лиц может устанавливаться:

  • в силу положений закона (на основании критериев, рассмотренных нами выше);
  • в порядке самостоятельного признания лицами своей взаимной зависимости;
  • по решению суда.

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются не только субъекты бизнеса, но также и физлица. Изучим данный аспект подробнее.

Когда взаимозависимыми лицами признаются физлица

Юрисдикция НК РФ в части регулирования сделок между взаимозависимыми лицами также распространяется на граждан, не зарегистрированных как ИП и не имеющих отношения к деятельности хозяйственных обществ. Так, в соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются близкие родственники — об этом мы сказали выше.

Присутствие в НК РФ указанной нормы означает, в частности, что взаимозависимые физлица не могут пользоваться налоговыми вычетами на основе сделок, заключаемых между собой (п. 5 ст. 220 НК РФ). Так, например, человек не вправе оформлять имущественный вычет, купив жилье у родственника (даже если сделка сопровождается реальными денежными расчетами и уплатой НДФЛ продавцом).

Итоги

Взаимозависимыми лицами в налоговых правоотношениях могут быть как физлица, так и организации. Если речь идет о сделках только с участием физлиц (не имеющих статуса ИП), то их взаимная зависимость является препятствием для пользования установленными НК РФ налоговыми вычетами. Взаимозависимые юрлица (а также физлица, имеющие отношение к их деятельности и те, что находятся в служебной субординации) могут иметь ограничения в части определения финансовых условий заключения сделок, если соответствующие правоотношения будут признаны контролируемыми.

Кроме того, если ФНС посчитает, что сделки, не являющиеся контролируемыми, заключаются между взаимозависимыми бизнес-структурами в целях получения ими необоснованной налоговой выгоды, то может устроить проверку и доначислить налоги. Но у налогоплательщиков есть хорошие шансы оспорить подобные действия ФНС в судебном порядке.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

1. Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (далее — взаимозависимые лица).

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей.

2. С учетом пункта 1 настоящей статьи в целях настоящего Кодекса взаимозависимыми лицами признаются:

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);

6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;

7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

3. В целях настоящей статьи долей участия физического лица в организации признается совокупная доля
участия этого физического лица и его взаимозависимых лиц, указанных в подпункте 11 пункта 2 настоящей статьи, в указанной организации.

4. Если влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности оказывается одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения.

5. Прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.

Указанные в настоящем пункте организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным настоящей статьей.

6. При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи.

7. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 105.1 НК РФ

Взаимная зависимость между участниками сделки определяется в соответствии со ст. ст. 105.1 и 105.2 НК РФ.

Согласно ст. 105.1 НК РФ для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться:

а) в силу участия одного лица в капитале других лиц;

б) в соответствии с заключенным между ними соглашением;

в) при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами (п. 1 Письма Минфина России от 16 августа 2013 г. N 03-01-18/33535).

Взаимозависимые лица — это лица, которые в силу имеющихся особенностей между их отношениями могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц (ст. 105.1 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 105.1 НК РФ лица признаются взаимозависимыми в случае, если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на:

условия сделок, совершаемых этими лицами;

результаты сделок, совершаемых этими лицами;

экономические результаты деятельности этих лиц;

экономические результаты деятельности представляемых ими лиц.

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии со ст. 105.1 НК РФ (Письмо Минфина России от 5 декабря 2012 г. N 03-01-18/9-187).

В соответствии с п. 2 ст. 105.1 НК РФ с учетом п. 1 ст. 105.1 НК РФ в целях НК РФ взаимозависимыми лицами признаются лица по следующим основаниям:

по доле прямого (косвенного) участия одного лица в капитале других лиц. При этом доля прямого участия определяется в порядке, установленном п. 1 ст. 105.2 НК РФ. А доля косвенного участия определяется в порядке, установленном п. 2 ст. 105.2 НК РФ;

по наличию возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами (т.е. когда одно лицо имеет полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа другого лица (организации) или по назначению (избранию) установленного количества состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

по иным основаниям.

В п. 2 ст. 105.1 НК РФ перечислено 11 оснований для признания лиц взаимозависимыми. Представим их в виде нижеследующей таблицы.

Какие лица признаются взаимозависимыми Основания признания лиц взаимозависимыми Положение НК РФ

по доле прямого (косвенного) участия одного лица в капитале других лиц

Организации А и Б Организация А прямо и (или) косвенно участвует в организации Б и доля такого участия составляет более 25% Подпункт 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Одно и то же физическое лицо В прямо и (или) косвенно участвует в организациях: А (с долей участия более 25%) и Б (с долей участия более 25%) Подпункт 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Одна и та же организация В прямо и (или) косвенно участвует в организациях: А (с долей участия более 25%) и Б (с долей участия более 25%) Подпункт 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Организация А и физическое лицо Б Физическое лицо Б прямо и (или) косвенно участвует в организации А (с долей участия более 25%) Подпункт 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

по наличию возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами

Организация А и организация Б Организация Б имеет полномочия по назначению (избранию): единоличного исполнительного органа организации А или не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) организации А Подпункт 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Организация А и физическое лицо Б (а также его супруг (супруга) и родственники, указанные в пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Физическое лицо Б имеет полномочия по назначению (избранию): единоличного исполнительного органа организации А или не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) организации А Подпункт 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Организации А, Б, В (количество не ограничено) Физическое лицо Г (а также его родственники, указанные в пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) назначило: единоличный исполнительный орган организаций А, Б, В или не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) организаций А, Б, В Подпункт 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Организации А, Б, В (количество не ограничено) Организация Г назначила: единоличный исполнительный орган организаций А, Б, В или не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) организаций А, Б, В Подпункт 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Организации А, Б, В (количество не ограничено) Более 50% коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, Б, В составляют одни и те же физические лица (вместе с их супругами и родственниками, указанными в пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)

Подпункт 6 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Организация А и организация Б Организация Б выполняет функции единоличного исполнительного органа организации А Подпункт 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Организация А и физическое лицо Б Физическое лицо Б выполняет функции единоличного исполнительного органа организации А Подпункт 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Организации А, Б, В, Г и так далее Физическое лицо Д выполняет функции единоличного исполнительного органа организаций А, Б, В, Г Подпункт 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Организации А, Б, В, Г и так далее Организация Д выполняет функции единоличного исполнительного органа организаций А, Б, В, Г Подпункт 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

иные условия

Физическое лицо А и физическое лицо Б Физическое лицо А подчиняется физическому лицу Б по должностному положению Подпункт 10 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Физическое лицо, его (супруг (супруга) и родственники (родители (усыновители), дети (усыновленные), полнородные (неполнородные) братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный) В данном случае имеет значение состояние родства.

Указанное может иметь значение, например, при совершении сделки купли-продажи недвижимого имущества.

Так, согласно абз. 26 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет по НДФЛ, предусмотренный данным подпунктом, не применяется в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со ст. 105.1 НК РФ.

Таким образом, в случае если физическое лицо приобретает квартиру у одного из вышеперечисленных лиц, имущественный налоговой вычет по НДФЛ не предоставляется.

А при совершении сделки по приобретению квартиры между физическими лицами, не признаваемыми взаимозависимыми, в частности между зятем (мужем дочери) и тещей (матерью жены), имущественный налоговый вычет по НДФЛ, установленный пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, применяется в общеустановленном порядке Подпункт 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Кроме того, укажем еще 2 случая, когда лица могут быть признаны взаимозависимыми (помимо всех вышеперечисленных случаев).

1. При наличии обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 105.1 НК РФ, организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным п. 2 указанной статьи. К таким обстоятельствам в соответствии с п. 1 ст. 105.1 НК РФ относятся особенности отношений между лицами, если они могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, а также наличие иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами.

2. Также суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 2 указанной статьи, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в п. 1 ст. 105.1 НК РФ (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

Отметим, что признание организации и ее работников взаимозависимыми лицами п. 2 ст. 105.1 НК РФ не предусмотрено (за исключением ситуаций, когда работник: прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов (пп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ); имеет полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации (пп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ); осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа организации (пп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) (Письмо Минфина России от 5 декабря 2012 г. N 03-01-18/9-187).

На каких условиях можно проводить сделки

Сразу скажем: взаимозависимость сторон — это не повод отказаться от проведения сделки. Такие сделки не являются незаконными и сами по себе каких-либо негативных последствий для налогоплательщиков не несут. Однако это утверждение верно лишь при одном весьма важном условии, зафиксированном в п. 1 ст. 105.3 НК РФ: в сделках между взаимозависимыми лицами не устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках между не связанными друг с другом организациями или ИП. Это условие получило название «принцип вытянутой руки». То есть сделку между взаимозависимыми лицами нужно заключать ровно на тех же условиях, которые применялись бы при договоре с любой из компаний, которую можно найти на открытом рынке (т.е., которая находится на расстоянии «вытянутой руки» от вашей организации).
Обратите внимание, что речь в Налоговом кодексе идет не только о цене сделки. Правила гораздо шире: рыночным должны соответствовать все коммерческие и финансовые условия сделки. То есть сюда попадают и правила передачи товара, и правила оплаты (отсрочка, рассрочка), и правила страхования и т.п. Абсолютно все условия договора должны соответствовать рыночным. Любые послабления, которые ведут к тому, что одна из сторон не получает какие-либо доходы (в том числе из-за того, что несет лишние расходы), уже находятся в «зоне риска». Ведь по правилам все того же п. 1 ст. 105.3 НК РФ любые доходы, которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Какие лица являются взаимозависимыми
Перечень лиц, которых законодатель считает взаимозависимыми, приведен в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Нужно учитывать, что перечень этот лишь примерный и применяется он в тесной связке с общим определением взаимозависимости, приведенным в п. 1 ст. 105.1 НК РФ. Согласно этому определению, взаимозависимыми для целей налогообложения признаются любые лица, если особенности взаимоотношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.
Проще говоря, лица могут быть признаны взаимозависимыми даже если они не указаны в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Об этом прямо говорится в п. 7 ст. 105.1 НК РФ. А значит, взаимозависимыми могут быть признаны и компании, которые вообще никак формально между собой не связаны. Например, в случае дружеских отношений между их руководителями. При условии, конечно, что эта дружба переносится в бизнес и условия сделок между такими компаниями оказываются отличными от рыночных.

Нужно ли отчитываться о сделках

Следующий вопрос, который возникает при заключении сделки между «своими» компаниями и ИП, — надо ли по этому поводу как-то отдельно отчитываться перед ИФНС? Ведь каждый бухгалтер хоть раз да слышал словосочетание «контролируемая сделка» и в курсе, что о таких сделках нужно уведомлять налоговиков.
Однако далеко не всякая сделка между взаимозависимыми лицами является контролируемой. В частности, когда речь идет о сделках между российскими взаимозависимыми компаниями, напротив, большинство сделок не будут признаваться контролируемыми.
Подробнее о том, какие сделки относятся к контролируемым см. «Какие сделки являются контролируемыми, и о каких сделках нужно уведомить налоговиков». Учитывайте, что статья была подготовлена в 2013 году, когда еще действовали переходные положения и для большинства операций были установлены значительные суммовые ограничения. Теперь же суммы ограничений стали гораздо ниже (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Также нужно помнить, что с 2017 года из разряда контролируемых исключены беспроцентные займы между взаимозависимыми российскими лицами (пп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ).
В рамках сегодняшней статьи хотим остановиться на еще одном важном вопросе, который влияет на отнесении сделки к категории контролируемых. Речь идет о норме пункта 11 статьи 105.14 НК РФ. Там сказано, что признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 НК РФ. В свою очередь, в этой норме говорится, что правила о контроле за ценами в сделках между взаимозависимыми лицами применяются только в тех договорах, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной из сторон доходов или расходов, влияющих на налоговую базу по налогу на прибыль, НДФЛ, уплачиваемому предпринимателями, или НДС. Причем, в последнем случае имеется дополнительное условие: если стороной сделки является организация или ИП, не признаваемые налогоплательщиками НДС, или использующие освобождение от обязанностей налогоплательщика по этому налогу.
Как видим, в списке нет единого налога, уплачиваемого при УСН, а также «обычного» НДФЛ, уплачиваемого физлицами без статуса ИП. Это означает следующее. Сделка между взаимозависимыми лицами, применяющими УСН, либо между такой компанией и физлицом-непредпринимателем ни при каких условиях не будет признаваться контролируемой. Аналогично обстоит дело и с прочими спецрежимами: сделка не будет контролируемой, если стороной сделки между плательщиком ЕНВД или ИП на ПСН не выступает компания или ИП на общем режиме.

Вести учет, готовить и сдавать отчетность по УСН и ЕНВД через интернет

Проверка контролируемых сделок

Перейдем к налоговым последствиям сделок между взаимозависимыми лицами. Порядок проверки условий таких сделок и налоговых доначислений по ним (если будут обнаружены отклонения от рыночных условий) напрямую зависит от категории сделки. А точнее, от того является ли она контролируемой.

Дело в том, что проверками правильности исчисления налогов по контролируемым сделкам имеет право заниматься только центральный аппарат ФНС России (ст. 105.17 НК РФ). Налоговики на местах могут лишь выявлять подобные сделки, в отношении которых не были представлены уведомления. И сообщать об этом факте в ФНС России (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).
При этом ФНС России может контролировать только правильность исчисления и уплаты тех трех налогов, о которых мы говорили выше (налог на прибыль, НДФЛ, уплачиваемый ИП, и НДС, если хотя бы одна из сторон сделки его не платит). Это первое ограничение.
Второе ограничение связано с симметричностью доначислений. Как сказано в статье 105.18 НК РФ, если при проверке уровня цен по контролируемым сделкам ФНС России принимает решение о корректировке цены по сделке, то эту же цену может применить и вторая сторона сделки. Понятно, что в отношениях между российскими взаимозависимыми лицами это во многих случаях повлечет автоматическое уменьшение налога у другой стороны (за счет увеличения расходов по сделке).
Так что (с учетом указанных ограничений) со стороны ФНС России доначисление налогов по контролируемым сделкам, заключенным между российскими компаниями, скорее всего, будут носить единичный характер. Но это вовсе не означает, что налоговые злоупотребления по НДФЛ и единому налогу по УСН останутся без должного внимания налоговиков. Просто такими махинациями займутся инспекторы из территориальной ИФНС.

Оценить вероятность проведения налоговой проверки

Проверка обоснованности налоговой выгоды

Полномочия по проведению контрольных мероприятий и доначислению налогов в отношении не признаваемых контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами, а также по налогам, которые не входят в сферу ответственности центрального аппарата налоговой службы, находятся в руках налоговых инспекций. Эту работу они проводят в рамках выявления необоснованной налоговой выгоды. И ограничение здесь всего одно. Установлено оно пунктом 1 статьи 105.3 НК РФ, где сказано, что рыночная цена может применяться для целей налогообложения только если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ, или увеличению суммы убытка. А значит, и в этом случае налоговики должны учитывать принцип симметрии: увеличение цены влечет не только увеличение дохода для одной стороны сделки, но и увеличение расхода для другой.
В отношении же всех прочих условий сделки руки у инспекции, что называется, развязаны. Ведь определение налоговой выгоды настолько широко, что в нее с запасом укладываются все возможные злоупотребления с условиями сделки, которые могут быть допущены взаимозависимыми лицами. Напомним, что под необоснованной налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, например, занижения налоговой базы, незаконного получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки или получения права на возврат, зачет, возмещение налога. При этом налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Также налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (п. 1, 3 и 4 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», также см. «Как бухгалтеру избежать отказа в вычетах по НДС и аннулирования расходов по УСН или налогу на прибыль»).

Поэтому рискованной может оказаться даже распространенная ситуация с беспроцентным договором займа между физлицом-учредителем (займодавцем) и учрежденной им компанией (заемщиком). Инспекторы вполне могут в рамках борьбы с необоснованной налоговой выгодой доначислить учредителю НДФЛ. Особенно если компания находится на ЕНВД или УСН с объектом обложения в виде доходов. Ведь понятно, что у стороннего лица компания не смогла бы получить бесплатный заем (да и учредитель такой заем вряд ли выдал бы). Значит, в данном уменьшение налоговой базы по НДФЛ на сумму процентов по займу, которые не получены в связи с установлением в договоре займа, заключенном между взаимозависимыми лицами, условий начисления и выплаты процентов, отличных от подобных сделок, заключаемых между невзаимозависимыми лицами, вполне может быть признано необоснованной налоговой выгодой. По результатам суд может признать данное условие направленным исключительно на уклонение от уплаты НДФЛ по суммам дохода в виде процентов по займу и соответственно доначислить НДФЛ, исходя из сумм процентов, уплачиваемых по сопоставимым займам.

Стр 1 из 2

Блок 1

Задание: коротко и емко ответить на вопрос.

Функции налогов

Фискальная функция

— обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимые для его деятельности;

Регулирующая функция

— состоит в том, что маневрирует налоговыми ставками, льготами, штрафами, государство создает условия для развития определенных отраслей;

Стимулирующая функция

— состоит в том, что изменяя объекты налогообложения, государство стимулирует социальную и экономическую активность ;

Распределительная функция

— с помощью налогов, государство перераспределяет часть прибыли предприятий и доходов.

Между какими субъектами возникают налоговые отношения?

1) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, полномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ);
В соответствии со ст. 9 НК РФ только выше перечисленные органы являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Исходя из норм НК РФ участниками налоговых отношений также являются:
• Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
• органы внутренних дел;
• органы, осуществляющие учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы);
• кредитные организации (банки);
• процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели).

Элементы налогообложения – написать их общую характеристику: объект налога, предмет налога, налоговая база; ставки налогов, классификация ставок; налоговые льготы; порядок исчисления налогов и налоговый период.

1. объект налогообложения – операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога;

2. предмет налогообложения — это материальные и нематериальные блага, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств;

3. налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

4. налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

5. классификация ставок:

· твёрдые — устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров налоговой базы.

· процентные, они делятся на:

· пропорциональные (адвалорные) — действуют в одинаковом проценте к налоговой базе без учёта её величины.

· прогрессивные — возрастают по мере роста налоговой базы.

· регрессивные — возрастают по мере уменьшения налоговой базы

6. налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

7. порядок исчисления налога – налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление;

8. порядок и сроки уплаты налога – уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

9. налоговые льготы – в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Назовите общие и отличительные черты, присущие налогу и сбору.

1.По значению. Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.

2. По цели. Цель налогов – удовлетворение публичных потребностей государства или муниципальных образований; цель сборов – удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.

3. По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным (муниципальным) учреждением, который реализует государственно-властные полномочия.

4. По характеру обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.

5. По периодичности. Налогам свойственна определенная периодичность; сбор обычно носит разовый характер и его уплата происходит без определенной системы.

Какие физические и юридические лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения?

1.организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2. физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

3.организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов; 4.организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5. организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);

6.организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;

7.организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

8.организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

9.организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

10. физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

11.физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и не полнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Блок 2

Задание: решить задачу.

ЗАДАЧА 1. Даны следующие показатели за 3 квартал 2014 года оптовой торговой организации:

— выручка от реализации товаров (без НДС):

а) по товарам, облагаемым по ставке 18 % – 150 000 руб.;

б) по товарам, облагаемым по ставке 10 % – 186 000 руб.;

— покупная стоимость товаров (без НДС):

а) по товарам, облагаемым по ставке 18 % – 170 000 руб.;

б) по товарам, облагаемым по ставке 10 % – 155 000 руб.;

— услуги сторонних организаций, отнесенные на издержки обращения (без НДС) – 2000 руб.

Определить сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет.

Решение.

1. Определим сумму НДС, начисленную по результатам реализации:

150 000*18%+186 000*10%=27000+18600=45600(руб.)

2. Определим сумму НДС, которую организация заплатила в составе цены за товар поставщикам и соответственно принимаемую к возмещению:

170 000*18% + 155000*10% + 2000*18%=30600+15500+360=46460(руб.)

3. Определим сумму, подлежащую перечислению в бюджет:

46460-45600=860(руб.)

ЗАДАЧА 2. Рассчитайте сумму единого налога на вмененный доход за налоговый период, подлежащую уплате в бюджет, если магазин розничной торговли (реализация хлебобулочной продукции) имеет площадь торгового зала — 65 м2. Используйте для расчета корректирующий коэффициент, действующий в муниципальном образовании по месту вашего проживания. К2 = 0,85

Решение

БД=1800

ВД= 1800*65*1.798*0,85*15%=26822

ЗАДАЧА 3. Определите плательщиков акцизов и объект налогообложения в следующем случае:

а) организация производит этиловый спирт и использует его для производства спиртовой эмульсии крепостью 3%.

Решение

Блок 3

Задание: дать развернутый ответ – ваше мнение.

Блок 4

Задание: устный ответ одной из трех тем на усмотрение преподавателя.

Темы для автоматов (те, кто защитил реферат до конца января):

1 тема. Концепция планирования выездных налоговых проверок.

2 тема. Особые экономические зоны.

3 тема. Налоговое консультирование.

4 тема. УСН

5 тема. НДФЛ

Темы для полуавтомата (1 вопрос на экзамене):

1 тема. Концепция планирования выездных налоговых проверок.

2 тема. Особые экономические зоны.

3 тема. Налоговое консультирование.

4 тема. УСН

5 тема. НДФЛ

6 тема. Международные организации, регулирующие отношения в сфере налогообложения

7 тема. Трансфертное ценообразование.

8 тема. Налоговые проверки.

9 тема. Способы уплаты налогов

Блок 1

Задание: коротко и емко ответить на вопрос.

Функции налогов

Фискальная функция

— обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимые для его деятельности;

Регулирующая функция

— состоит в том, что маневрирует налоговыми ставками, льготами, штрафами, государство создает условия для развития определенных отраслей;

Стимулирующая функция

— состоит в том, что изменяя объекты налогообложения, государство стимулирует социальную и экономическую активность ;

Распределительная функция

— с помощью налогов, государство перераспределяет часть прибыли предприятий и доходов.

Между какими субъектами возникают налоговые отношения?

1) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, полномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ);
В соответствии со ст. 9 НК РФ только выше перечисленные органы являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Исходя из норм НК РФ участниками налоговых отношений также являются:
• Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
• органы внутренних дел;
• органы, осуществляющие учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы);
• кредитные организации (банки);
• процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели).

Элементы налогообложения – написать их общую характеристику: объект налога, предмет налога, налоговая база; ставки налогов, классификация ставок; налоговые льготы; порядок исчисления налогов и налоговый период.

1. объект налогообложения – операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога;

2. предмет налогообложения — это материальные и нематериальные блага, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств;

3. налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

4. налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

5. классификация ставок:

· твёрдые — устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров налоговой базы.

· процентные, они делятся на:

· пропорциональные (адвалорные) — действуют в одинаковом проценте к налоговой базе без учёта её величины.

· прогрессивные — возрастают по мере роста налоговой базы.

· регрессивные — возрастают по мере уменьшения налоговой базы

6. налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

7. порядок исчисления налога – налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление;

8. порядок и сроки уплаты налога – уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

9. налоговые льготы – в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *