Нормы естественной убыли при перевозке автомобильным транспортом

┌───┬───────────┬──────────────┬───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────┐
│ │Наименова- │Вид транспорта│ Условия перевозки │ Норма, % массы │
│ │ ние │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────┤
│ │материалов │ │ │ Климатические зоны │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ ├─────────────────┬─────────────────┬─────────────────┤
│ │ │ │ │ 1 — холодная │ 2 — умеренная │ 3 — теплая │
│ │ │ │ ├─────────────────┴─────────────────┴─────────────────┤
│ │ │ │ │ Периоды года │
│ │ │ │ ├────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬────────┤
│ │ │ │ │осенне- │весенне-│осенне- │весенне-│осенне- │весенне-│
│ │ │ │ │ зимний │ летний │ зимний │ летний │ зимний │ летний │
├───┼───────────┼──────────────┼───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │
├───┼───────────┼──────────────┼───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ 1 │Цемент │Железнодорож- │В крытых│ 0,42 │ 0,41 │ 0,41 │ 0,40 │ 0,40 │ 0,40 │
│ │ │ный │вагонах-хоперах и│ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │цистернах-цементовозах │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │насыпью │ │ │ │ │ │ │
│ │ ├──────────────┼───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │ │Водный │В таре без перегрузки │ 0,28 │ 0,26 │ 0,25 │ 0,25 │ 0,25 │ 0,25 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ ├───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │ │ │В таре при перевалке с│ 0,34 │ 0,33 │ 0,31 │ 0,30 │ 0,30 │ 0,30 │
│ │ │ │речного на│ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │железнодорожный, или│ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │при перегрузке из судна│ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │в судно │ │ │ │ │ │ │
│ │ ├──────────────┼───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │ │Автомобильный │В таре │ 0,28 │ 0,26 │ 0,25 │ 0,25 │ 0,25 │ 0,25 │
├───┼───────────┼──────────────┼───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ 2 │Кирпич и│Железнодорож- │Пакетами на поддонах │ 1,65 │ 1,60 │ 1,5 │ 1,5 │ 1,5 │ 1,5 │
│ │камни │ный и водный │ │ │ │ │ │ │ │
│ │керамичес- ├──────────────┤ ├────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │кие │Автомобильный │ │ 2,15 │ 2,10 │ 2,0 │ 2,0 │ 2,0 │ 2,0 │
├───┼───────────┼──────────────┤ ├────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ 3 │Кирпич и│Железнодорож- │ │ 1,33 │ 1,32 │ 1,3 │ 1,3 │ 1,3 │ 1,3 │
│ │камни │ный и водный │ │ │ │ │ │ │ │
│ │силикатные │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ ├──────────────┤ ├────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │ │Автомобильный │ │ 1,83 │ 1,82 │ 1,8 │ 1,8 │ 1,8 │ 1,8 │
├───┼───────────┼──────────────┼───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ 4 │Щебень, │Железнодорож- │Навалом без перегрузок │ 1,24 │ 1,22 │ 1,22 │ 1,20 │ 1,20 │ 1,20 │
│ │гравий, │ный │ │ │ │ │ │ │ │
│ │шлак │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ ├──────────────┤ ├────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │ │Автомобильный │ │ 1,19 │ 1,17 │ 1,17 │ 1,15 │ 1,15 │ 1,15 │
│ │ ├──────────────┤ ├────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │ │Водный │ │ 1,19 │ 1,17 │ 1,17 │ 1,15 │ 1,15 │ 1,15 │
│ │ │ ├───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │ │ │Навалом с перегрузкой │ 1,54 │ 1,52 │ 1,52 │ 1,50 │ 1,50 │ 1,50 │
├───┼───────────┼──────────────┼───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ 5 │Песок, │Железнодорож- │Навалом без перегрузок │ 1,34 │ 1,32 │ 1,32 │ 1,30 │ 1,30 │ 1,30 │
│ │отсевы │ный │ │ │ │ │ │ │ │
│ │дробления, ├──────────────┤ ├────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │песчано- │Автомобильный │ │ 1,24 │ 1,22 │ 1,22 │ 1,20 │ 1,20 │ 1,20 │
│ │гравийная ├──────────────┤ ├────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │смесь, │Водный │ │ 1,24 │ 1,22 │ 1,22 │ 1,20 │ 1,20 │ 1,20 │
│ │керамзит │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ ├───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │ │ │Навалом с перегрузкой │ 1,54 │ 1,52 │ 1,52 │ 1,50 │ 1,50 │ 1,50 │
├───┼───────────┼──────────────┼───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ 6 │Известь, │Железнодорож- │Навалом без перегрузок │ 1,14 │ 1,12 │ 1,12 │ 1,10 │ 1,10 │ 1,10 │
│ │гипс, │ный │ │ │ │ │ │ │ │
│ │мел │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ ├──────────────┤ ├────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │ │Водный │ │ 1,14 │ 1,12 │ 1,12 │ 1,10 │ 1,10 │ 1,10 │
│ │ │ ├───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │ │ │Навалом с перегрузкой │ 1,39 │ 1,37 │ 1,37 │ 1,35 │ 1,35 │ 1,35 │
├───┼───────────┼──────────────┼───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ 7 │Асбесто-це-│Железнодорож- │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ментные │ный │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │Автомобильный │ │ │ │ │ │ │ │
│ │- трубы │Водный │Без тары │ 0,74 │ 0,72 │ 0,72 │ 0,70 │ 0,70 │ 0,70 │
│ ├───────────┤ │ ├────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │- листы │ │ │ 1,24 │ 1,22 │ 1,22 │ 1,20 │ 1,20 │ 1,20 │
├───┼───────────┼──────────────┼───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ 8 │Трубы │Железнодорож- │ — │ 1,51 │ 1,51 │ 1,5 │ 1,5 │ 1,5 │ 1,5 │
│ │керамичес- │ный и водный │ │ │ │ │ │ │ │
│ │кие │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───┼───────────┼──────────────┼───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ 9 │Плитка │Железнодорож- │ │ 1,00 │ 1,00 │ 1,00 │ 1,00 │ 1,00 │ 1,00 │
│ │керамичес- │ный │ │ │ │ │ │ │ │
│ │кая, │Автомобильный │ │ │ │ │ │ │ │
│ │санитарная │Водный │ │ │ │ │ │ │ │
│ │керамика │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───┼───────────┼──────────────┼───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│10 │Плиты │Железнодорож- │ │ │ │ │ │ │ │
│ │облицовоч- │ный │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ные │Автомобильный │ │ │ │ │ │ │ │
│ │декоратив- │Водный │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ные из│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │природного │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │камня: │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │- туфа,│ │В дощатой таре │ 1,00 │ 1,00 │ 1,00 │ 1,00 │ 1,00 │ 1,00 │
│ │известняка │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ ├───────────┤ │ ├────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │- мрамора │ │ │ 0,70 │ 0,70 │ 0,70 │ 0,70 │ 0,70 │ 0,70 │
│ ├───────────┤ │ ├────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │- гранита │ │ │ 0,40 │ 0,40 │ 0,40 │ 0,40 │ 0,40 │ 0,40 │
├───┼───────────┼──────────────┼───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│11 │Стекло │Железнодорож- │В спецконтейнерах │ 0,80 │ 0,80 │ 0,80 │ 0,80 │ 0,80 │ 0,80 │
│ │оконное, │ный ├───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │витринное │Автомобильный │В универсальных│ 1,00 │ 1,00 │ 1,00 │ 1,00 │ 1,00 │ 1,00 │
│ │ │Водный │контейнерах │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ ├───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │ │ │В дощатой таре │ 1,50 │ 1,50 │ 1,50 │ 1,50 │ 1,50 │ 1,50 │
├───┼───────────┼──────────────┼───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│12 │Стеклоизде-│Железнодорож- │В универсальных│ 1,50 │ 1,50 │ 1,50 │ 1,50 │ 1,50 │ 1,50 │
│ │лия │ный │контейнерах │ │ │ │ │ │ │
│ │(стеклопа- │Автомобильный ├───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │кеты, │Водный │В дощатой таре │ 1,80 │ 1,80 │ 1,80 │ 1,80 │ 1,80 │ 1,80 │
│ │облицовоч- │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ная │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │плитка) │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───┼───────────┼──────────────┼───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│13 │Олифы │Железнодорож- │В цистернах (включая│ 0,20 │ 0,24 │ 0,18 │ 0,27 │ 0,21 │ 0,28 │
│ │ │ный │слив при приеме на│ │ │ │ │ │ │
│ │ │Автомобильный │склад) │ │ │ │ │ │ │
├───┼───────────┼──────────────┼───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│14 │Лаки, │Железнодорож- │В цистернах (включая│ 0,22 │ 0,27 │ 0,24 │ 0,30 │ 0,23 │ 0,31 │
│ │эмали, │ный │слив при приеме на│ │ │ │ │ │ │
│ │грунтовки │Автомобильный │склад) │ │ │ │ │ │ │
├───┼───────────┼──────────────┼───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│15 │Краски и│Железнодорож- │В деревянной таре -│ 0,15 │ 0,15 │ 0,15 │ 0,15 │ 0,15 │ 0,15 │
│ │красильные │ный │сухие │ │ │ │ │ │ │
│ │вещества │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ ├───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │ │ │-«- жидкие │ 0,30 │ 0,30 │ 0,30 │ 0,30 │ 0,30 │ 0,30 │
│ │ │ ├───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │ │ │Навалом — сухие │ 0,70 │ 0,67 │ 0,67 │ 0,65 │ 0,65 │ 0,65 │
│ │ ├──────────────┼───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │ │Автомобильный │В таре — сухие │ 0,10 │ 0,10 │ 0,10 │ 0,10 │ 0,10 │ 0,10 │
│ │ ├──────────────┼───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │ │Водный │Навалом — сухие │ 0,75 │ 0,72 │ 0,72 │ 0,7 │ 0,7 │ 0,7 │
│ │ │ ├───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │ │ │В деревянной таре -│ 0,18 │ 0,18 │ 0,18 │ 0,18 │ 0,18 │ 0,18 │
│ │ │ │сухие │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ ├───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │ │ │В деревянной таре -│ 0,35 │ 0,35 │ 0,35 │ 0,35 │ 0,35 │ 0,35 │
│ │ │ │жидкие без перегр. │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ ├───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │ │ │с перегр. │ 0,45 │ 0,45 │ 0,45 │ 0,45 │ 0,45 │ 0,45 │
├───┼───────────┼──────────────┼───────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│16 │Клеи разные│Железнодорож- │В бочках и мешках без│ 0,15 │ 0,15 │ 0,15 │ 0,15 │ 0,15 │ 0,15 │
│ │ │ный │перегрузок │ │ │ │ │ │ │
│ │ ├──────────────┤ ├────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │ │Автомобильный │ │ 0,12 │ 0,12 │ 0,12 │ 0,12 │ 0,12 │ 0,12 │
│ │ ├──────────────┤ ├────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │ │Водный │ │ 0,12 │ 0,12 │ 0,12 │ 0,12 │ 0,12 │ 0,12 │
└───┴───────────┴──────────────┴───────────────────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┘

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 22 июля 2011 г.

Содержание журнала № 15 за 2011 г.О.Г. Хмелевской, юрист

Чем естественная убыль отличается от технологических потерь и как различается учет этих потерь для целей налогообложения прибыли

Ни в производстве, ни в торговле потерь части сырья, материалов или товаров не избежать. Все бухгалтеры знают, что потери от недостачи или порчи МПЗ при хранении или транспортировке, а также технологические потери учитываются в налоговых расходахподп. 2, 3 п. 7 ст. 254 НК РФ. Но не все понимают, чем технологические потери отличаются от естественной убыли, когда и как они нормируются и что делать, если норм вообще нет. Вот с этим мы и разберемся.

Что естественное, а что технологическое?

Технологические потери — это потери сырья и материалов, которые возникают при производстве или транспортировке и связаны с технологическими особенностями производственного цикла или процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками самих МПЗподп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ. Например, при транспортировке и разгрузке часть кирпича может быть разбита и будет непригодна для дальнейшего использования. А при разгрузке, погрузке бревна могут ломатьсяПостановление ФАС СЗО от 02.07.2008 № А05-6193/2007.

Понятия «естественная убыль» в Налоговом кодексе мы не найдем, поэтому воспользуемся определением из Методических рекомендаций по разработке норм естественной убылип. 1 ст. 11, подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ; Методические рекомендации по разработке норм естественной убыли, утв. Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2003 № 95; п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.11.2002 № 814. Итак, естественная убыль — это уменьшение массы МПЗ из-за естественных изменений биологических или физико-химических свойств при сохранении качества, то есть естественная убыль возникает, в частности, из-за усушки, утруски, испарения и т. п. Как видите, это определение вообще не предполагает учета в составе естественной убыли испорченных, то есть утративших свое качество, МПЗ. Поскольку испорченные МПЗ не относятся ни к естественной убыли, ни к технологическим потерям, такие убытки, если виновные не установлены и взыскивать не с кого, следует учитывать в составе прочих расходовподп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В отличие от технологических потерь, которые вызваны особенностями производства, естественная убыль зависит в большей степени от свойства конкретного товара, и мы практически не можем повлиять на нее. Так, изменив способ перевозки и разгрузки, мы можем сократить технологические потери от боя кирпича. А вот если в силу физико-химических свойств бензин или спирт испаряются, повлиять на это мы не можем.

К сожалению, даже контролирующие органы не всегда видят разницу между технологическими потерями и естественной убылью. Так, по мнению Минфина, бой стекла при перевозке — это естественная убыльПисьмо Минфина России от 17.01.2011 № 03-11-11/06. Однако при бое стекла его качество явно не сохраняется. Более того, стекло вообще становится непригодным к использованию. Поэтому такие потери следует квалифицировать как технологические.

Считаем естественную убыль

Потери от естественной убыли учитываются в расходах при исчислении налога на прибыль в пределах норм. Непосредственно разработку и утверждение норм Правительство поручило профильным ведомствам. Например, по рыбе нормы утверждает Росрыболовство, а по мясу — Минсельхозподп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ; п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2002 № 814.

В настоящее время такие нормы разработаны не для всех видов МПЗ. Но при отсутствии свежих норм естественной убыли можно применять ранее действовавшиест. 7 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ.

А вот если для какого-то вида МПЗ таких норм никогда не существовало, с включением потерь в расходы могут возникнуть проблемы. И Минфин, и налоговики считают, что в этом случае потери от естественной убыли нельзя учесть для целей налогообложенияПисьмо Минфина России от 21.06.2006 № 03-03-04/1/538; Письма УФНС России по г. Москве от 30.07.2010 № 16-15/080278@; от 17.01.2007 № 20-12/004115.

К счастью, суды поддерживают в этом вопросе налогоплательщиков. Они разрешают списывать естественную убыль в расходы без норм, указывая, что несвоевременное утверждение норм ведомствами не должно приводить к невозможности реализации прав налогоплательщикаПостановления ФАС ЗСО от 29.01.2007 № Ф04-9155/2006(30637-А03-15), Ф04-9155/2006 (30334-А03-15), от 04.09.2006 № Ф04-5368/2006(25679-А27-14); ФАС ПО от 02.03.2009 № А57-22653/2007; ФАС УО от 12.03.2008 № Ф09-684/08-С3; п. 1 мотивировочной части Определения Конституционного суда РФ от 09.04.2002 № 68-О; п. 3 мотивировочной части Определения Конституционного суда РФ от 04.03.99 № 36-О.

Считаем технологические потери

Налоговый кодекс не предусматривает нормирования технологических потерь. Однако контролирующие органы настаивают на том, что норматив технологических потерь для каждого конкретного вида сырья и материалов, используемых в производстве, организация должна установить самостоятельно исходя из особенностей производственного циклаПисьмо Минфина России от 01.10.2009 № 03-03-06/1/634; Письмо УФНС России по г. Москве от 18.02.2008 № 20-12/015184 и особенностей транспортировки. А превышение фактической величины технологических потерь над таким нормативом не является экономически обоснованным расходомПисьма Минфина России от 17.05.2006 № 03-03-04/1/462, от 26.01.2006 № 03-03-04/4/19.

Совет

Несмотря на судебную практику в пользу налогоплательщиков, есть соблазн установить себе нормы технологических потерь с запасом и уже ничего никому не доказывать. Однако не стоит забывать, что нормы технологических потерь, так же как и нормы естественной убыли, нужны еще и для контроля за сохранностью МПЗ. В большинстве случаев превышение норм — это повод разобраться, правильно ли хранятся и перевозятся МПЗ, нет ли хищений, не нарушается ли технология производства. Поэтому, даже если вы устанавливаете завышенные нормы технологических потерь для исчисления налога на прибыль, разработайте еще и нормы для внутреннего контроля на предприятии.

НДС с убыли и потерь

Кроме прибыли, у налоговиков иногда возникают вопросы к НДС, принятому к вычету по МПЗ, выбывшим сверх норм естественной убыли. Проверяющие считают, что поскольку «убывшие» при хранении и транспортировке МПЗ не использованы для операций, облагаемых НДС, то налог, ранее принятый к вычету и относящийся к потерям, которые мы не учитываем в налоговых расходах, подлежит восстановлению в том квартале, когда недостающие МПЗ списываются с учетаПисьмо Минфина России от 15.08.2006 № 03-03-04/1/628. А в некоторых письмах Минфин настаивал, что НДС надо восстанавливать не в части сверхнормативных потерь, а полностью по всем потерямПисьмо Минфина России от 31.07.2006 № 03-04-11/132.

И в этом случае суды поддерживают налогоплательщиков — неважно, вписались потери в нормы естественной убыли или нетПостановления ФАС МО от 22.04.2008 № КА-А41/3483-08; ФАС УО от 22.01.2009 № Ф09-10369/08-С2. Ведь перечень оснований для восстановления НДС закрытый и потери МПЗ по любым причинам в нем не указанып. 2, подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ; Решение ВАС РФ от 23.10.2006 № 10652/06. И нормируется вычет НДС только по представительским и командировочным расходамп. 7 ст. 171 НК РФ; Постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 № 2604/10.

Требование восстанавливать НДС, принятый к вычету по МПЗ, выбывшим в результате технологических потерь, суды признают незаконным и поддерживают налогоплательщиков, как и в случае с выбытием по причине естественной убыли. Ведь для технологических потерь и нормирования не предусмотреноПостановления ФАС ДВО от 28.07.2009 № Ф03-3457/2009; ФАС УО от 23.06.2010 № Ф09-4666/10-С2. Так что оснований восстанавливать НДС при списании испорченных МПЗ нет.

Что касается целесообразности таких споров, то оценить ее в каждом конкретном случае можете только вы сами.

***

О каких бы потерях ни шла речь (естественных или технологических, включаемых в расходы по нормам или нет), главное — не забывать, что и те и другие можно учесть в расходах, только если они действительно были и этот факт подтвержден первичными документамип. 1 ст. 252 НК РФ.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Расходы»:

В процессе перевозки многих грузов уменьшается их масса. Это явление даже при надлежащем исполнении обязанностей перевозчика в полной мере предотвращено быть не может, так как оно обусловлено естественными свойствами груза, условиями производства погрузочно-разгрузочных работ и отсутствием надежных технических средств предотвращения убыли массы грузов.

Естественной убылью груза называется уменьшение его массы под воздействием естественных причин в условиях нормального технологического процесса хранения и перевозки груза.

Различают 5 видов естественной убыли массы груза: распыление, раструска, утечка, улетучивание и усушка.

Распыление и раструска представляют собой аналогичные друг другу явления, которые происходят главным образом во время погрузочно-разгрузочных работ. Этому явлению подвержены все навалочные и насыпные грузы, а также порошкообразные вещества в неплотной таре. Процесс распыления тарных грузов заключается в том, что во время погрузочно-разгрузочных операций или в рейсе порошкообразные вещества (мука, крахмал, сахар, цемент, удобрения) проникают через незначительные отверстия материала тары наружу. Наибольшему распылению подвергаются порошкообразные продукты, упакованные в джутовые мешки. Значительно меньше распыляется груз, упакованный в бумажные крафтмешки, бочки и ящики. Надежно защищают груз от распыления и раструски полиэтиленовые вкладыши.

Утечкой называется потеря части жидкого груза, перевозимого наливом или в таре, вследствие его просачивания через щели и неплотности в таре, сосуде, емкости или соединениях трубопроводов. Утечка возникает также как следствие диффузии жидкого груза, перевозимого в деревянных бочках (масла, сиропы, экстракты, вино), когда он всасывается в тару, пропитывает ее насквозь и понемногу просачивается наружу. Предотвратить утечку можно путем герметизации тары, емкостей и трубопроводов, а также необходимой заботой перевозчика о грузе в процессе хранения и перевозки (изоляция груза от тепловых воздействий, поддержание соответствующих влажностно-тепловых режимов и т.д.).

Улетучивание — следствие физико-химических свойств отдельных видов грузов. Улетучиванию подвержены как жидкие нефтепродукты (спирты, эфиры, смолы), так и некоторые твердые вещества (нафталин, корица, ваниль). Разновидностью улетучивания является диффузионное испарение жидкости, перевозимой в деревянной таре. Интенсивность диффузии и испарения жидкости зависит от свойств продукта, плотности материала тары, кратности ее использования, а также от состояния окружающей среды. Улетучивание — необратимый процесс, поэтому грузы, подверженные этому свойству, следует перевозить в герметичной таре.

Усушкой называется полное или частичное испарение находящейся в грузе влаги. Усушке подвержены грузы, содержащие в своем составе влагу (зерно, волокнистые, пищевкусовые, химические). Чем больше груз содержит влаги или летучих веществ, тем интенсивнее усушка. Увеличению усушки способствуют высокая температура, низкая относительная влажность, продолжительное хранение и длительное транспортирование. В зависимости от рода груза усушка может быть как возвратимой, так и невозвратимой. Основные грузы (зерно, руды, уголь, и др.) способны не только отдавать, но и воспринимать влагу, вследствие чего можно добиться восстановления массы усушенного груза, создав для этого соответствующие условия.

При перевозке некоторых грузов указанные факторы действуют одновременно, что увеличивает размеры потерь.

Естественную убыль можно уменьшить, если:

— груз упаковывать в тару, соответствующую его физико-химическим свойствам;

— применять соответствующие роду груза погрузочно-разгрузочные механизмы и грузозахватные приспособления;

— соблюдать правила хранения, погрузочно-разгрузочных работ и перевозки груза;

— применять на транспортных средствах и складах совершенную технику для обеспечения сохранности грузов.

Однако полностью предотвратить естественную убыль многих грузов либо не удается, либо нерационально, так как затраты средств на предотвращение убыли превышают стоимость потерь. В таких случаях устанавливают нормы естественной убыли грузов (в процентах от массы перевозимого груза) на основании средних величин потерь грузов при нормальных условиях транспортного процесса, включая хранение и перегрузки груза. Они являются предельными (контрольными) для определения закономерности фактически выявившейся убыли груза при перевозке.

Для большинства грузов нормы не зависят от дальности перевозки, но они учитывают их специфические особенности. Hopмы естественной убыли установлены по перевозкам:

— зерна (насыпью и в таре), муки, крупы, солода — в зависимости от расстояния перевозки (до 1000 км — 0,1%, свыше 1000 км — 0,2%);

— масла растительного, нефтяных грузов, продуктов коксобензойной и лесохимической промышленности — в зависимости от тары и времени года;

— минеральных удобрений всех видов (твердых в гранулах) – 0,05% от общей массы;

— нефтегрузов наливом — в зависимости от вида нефтепродукта и сезона перевозки с учетом потерь при наливе и сливе;

— бензина – в зависимости от сезона и климатической зоны;

— строительных грузов — с учетом потерь при хранении и перегрузочных операциях;

— навалочных и сыпучих грузов в прямом смешанном железно-дорожно — автомобильном сообщении — с учетом потерь при перевалках с одного вида транспорта на другой. Для рудных и каменноугольных грузов установлены дополнительные нормы убыли на каждую перевалку — 1%;

Нормы естественной убыли не применяют при перевозке грузов в герметичной упаковке и стандартной жесткой таре, фасованного сливочного масла и маргарина, а также мороженого рыбного филе. Не устанавливают норм и для перевозки некоторых гигроскопических грузов, которые в обычных условиях водной перевозки склонны поглощать влагу (волокнистые материалы, лесные грузы, чай).

В тех случаях, когда при перевозке изменяется влажность груза, его массу определяют с учётом установленной нормы естественной убыли и пересчитывают на изменение влажности.

Нормы естественной убыли, применяемые для определения допустимой величины безвозвратных потерь от недостачи и (или) порчи материально-производственных запасов, разрабатываются с учетом технологических условий их хранения и транспортировки, климатического и сезонного факторов, влияющих на их естественную убыль, и подлежат пересмотру по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР

ГЛАВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СБОРНИК
НОРМ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ ПРОДУКЦИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И НОРМ
БОЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ
И ХРАНЕНИИ

(Извлечение)

ВВЕДЕНИЕ

Во исполнение Постановления Госснаба СССР от 29 ноября 1982 г. N 81 «О совершенствовании организации работы по нормированию естественной убыли продукции и товаров при перевозках и хранении» и поручения Минпромстроя СССР Конструкторско-технологическим институтом составлен сборник норм естественной убыли продукции производственно-технического назначения.

Сборник включает действующие нормы естественной убыли продукции, утвержденные Госснабом СССР по состоянию на 01.08.1985.

Настоящий сборник предназначен для работников бухгалтерских, производственно-технических и снабженческих служб, занимающихся учетом материалов в организациях и на предприятиях Министерства промышленного строительства СССР.

Естественная убыль продукции представляет собой потери (уменьшение массы продукции при сохранении качества в пределах требования нормативных документов), являющиеся следствием физико-химических свойств, воздействия метеорологических факторов и несовершенства существующих в данное время средств защиты продукции от потерь при транспортировании и хранении.

К естественной убыли не относятся потери, вызванные нарушением требований стандартов, технических условий, правил перевозки грузов, а также потери вследствие повреждения тары и изменения качества продукции.

Нормы естественной убыли не устанавливаются на продукцию:

учет количества которой производится в единицах, отличной от массы;

транспортируемую или хранящуюся в герметической таре;

легко поглощающую влагу (при перевозках морским и речным транспортом).

Величина естественной убыли продукции при перевозке определяется разностью масс нетто груза, определяемых в начальном пункте до погрузки и конечном пункте транспортирования после выгрузки.

Нормы естественной убыли при хранении учитывают потери, возникающие в процессе хранения, а также при внутрискладских операциях (складирование, перевалка и т.д.).

Величина естественной убыли продукции при хранении определяется разностью масс нетто в начале и в конце срока хранения.

Продолжительность хранения продукции не должна превышать срока хранения, определяемого стандартами или техническими условиями.

Естественная убыль нефтепродуктов при хранении определяется умножением соответствующих норм на принятое количество в тоннах. Если прием нефтепродуктов производится в осенне-зимний период, а отпуск в весенне-летний период или наоборот, то в этом случае берется среднеарифметическая величина соответствующих норм.

Нормы естественной убыли могут применяться только в случае выявления фактических недостач и являются предельными.

Списание материальных ценностей в пределах норм убыли до установления факта недостачи запрещается.

При отсутствии утвержденных норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.

Постановлением Госснаба СССР от 29 июля 1983 г. N 81 отменены нормы естественной убыли на паркет и паркетные изделия, тару деревянную, гудрон каменноугольный в металлических бочках, изделия из пластмасс и синтетических смол, смолы синтетические и природные в бочках металлических, олифу натуральную в металлических бочках.

Постановлением Госснаба СССР от 13 декабря 1978 г. N 68 нормы естественной убыли не устанавливаются на лакокрасочные материалы, выпускаемые в герметически укупоренной таре, кислоту серную и азотную, соду каустическую, медный купорос.

1. НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ ЦЕМЕНТА (29)

1.1. При транспортировании

┌──────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐ │ Наименование грузов │ Нормы естественной убыли в % │ │ по тарифной группе │ от массы независимо │ │ │ от расстояния │ ├──────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤ │1.1.1. Железнодорожные │Постановление Госснаба СССР │ │перевозки │от 5 сентября 1985 г. N 97 │ │ │ │ │Цемент при перевозках: │ │ │в крытых вагонах-хопперах │ │ │цистернах-цементовозах │ │ │насыпью │ 0,4 │ │ │ │ │в крытых вагонах насыпью │ 0,5 │ │ │ │ │в крытых вагонах в таре │ отменяются │ │ │ │ │1.1.2. Морские перевозки │Постановление Госснаба СССР │ │ │от 30 декабря 1981 г. N 123 │ │ │ │ │Цемент в таре │ 0,65 │ │ │ │ │1.1.3. Речные перевозки │Постановление Госснаба СССР │ │ │от 18 мая 1976 г. N 51 │ └──────────────────────────────┴─────────────────────────────────┘ ┌────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐ │ Наименование │ Наименование естественной убыли в % от массы │ │ груза по │ независимо от расстояния и сроков перевозок │ │тарифной группе ├──────────────┬──────────────┬─────────────────┤ │ │при перевозке │при перевалке │ при перегрузке │ │ │ │ с речного на │из судна в судно │ │ │ │ж/д транспорт │ │ │ │ │ и обратно │ │ ├────────────────┼──────────────┼──────────────┼─────────────────┤ │Цемент в таре │ 0,4 │ 0,2 │ 0,1 │ │ │ │ │ │ │Цемент навалом │ 1,1 │ — │ 0,1 │ └────────────────┴──────────────┴──────────────┴─────────────────┘

2. НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ НЕРУДНЫХ
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ (ГРУППА 23)

2.1. При транспортировании

2.1.1. Железнодорожные и автомобильные перевозки

┌─────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐ │Наименование │ Нормы естественной убыли в % от массы │ │ грузов по │ при перевозках │ │ тарифной ├─────────────────────────┬────────────────────────┤ │ группе │ железнодорожным │ автомобильным │ │ │ транспортом │ транспортом │ ├─────────────┼─────────────────────────┼────────────────────────┤ │ │ │Постановление Госснаба │ │ │ │СССР от 15 июля 1984 г. │ │ │ │N 72 │ │ │ │ │ │Щебень │ 1,28 │ 1,4 │ │ │ │ │ │Песок │ 1,35 │ 2,1 │ │строительный │ │ │ │ │ │ │ │Песчано- │ 1,35 │ 2,1 │ │гравийная │ │ │ │смесь │ │ │ │ │ │ │ │Гравий │ 1,29 │ 1,5 │ │ │ │ │ │Отсевы │ 1,34 │ 2,1 │ │дробления │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Постановление Госснаба │ │ │ │СССР от 4 мая 1982 г. │ │ │ │N 39 │ └─────────────┴─────────────────────────┴────────────────────────┘

Примечание. Нормы естественной убыли нерудных строительных материалов даны с учетом потерь при операциях погрузки и выгрузки.

2.1.2. Речные перевозки

Постановление Госснаба СССР
от 18 мая 1976 г. N 51

Постановление Госснаба СССР
от 4 мая 1982 г. N 39

2.2. При хранении

Постановление Госснаба СССР
от 15 июня 1984 г. N 72

3. НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ ГРАНУЛИРОВАННЫХ ШЛАКОВ
(ГРУППА 28)

3.1. Речные перевозки

Постановление Госснаба СССР
от 27 марта 1984 г. N 33

┌────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐ │ Наименование │ Нормы естественной убыли в % от массы │ │ груза по ├──────────────┬──────────────┬─────────────────┤ │тарифной группе │при перевозке │ перевалка │ перегрузка │ │ │ │ с речного на │ с судна в судно │ │ │ │ж/д транспорт │ │ │ │ │ и обратно │ │ ├────────────────┼──────────────┼──────────────┼─────────────────┤ │Гранулированный │ 1,2 │ 0,4 │ 0,8 │ │шлак │ │ │ │ └────────────────┴──────────────┴──────────────┴─────────────────┘

4. НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ

Утратили силу с 1 октября 1988 года. — Постановление Госснаба СССР от 20.09.1988 N 76.

5. НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
МИНЕРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ (ГРУППА 35 — ЩЕБЕНЬ,
ГРАВИЙ, ПЕСОК, АСБЕСТ В КУСКАХ И ПОРОШКЕ,
ПЕМЗА В КУСКАХ)

5.1. Морские перевозки

Постановление Госснаба СССР
от 30 декабря 1981 г. N 123

┌───────────────────────────────────────────┬────────────────────┐ │ Наименование грузов по тарифной группе │ Нормы естественной │ │ │ убыли в % от массы │ ├───────────────────────────────────────────┼────────────────────┤ │Все грузы этой группы в кусках │ 0,41 │ │Все грузы этой группы в измельченном │ 1,5 │ │состоянии навалом │ │ │ в таре │ 0,3 │ └───────────────────────────────────────────┴────────────────────┘

6. НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ НЕФТЕПРОДУКТОВ (ГРУППЫ 1 — 8)

6.1. При транспортировании

6.1.1. Железнодорожные перевозки

Постановление Госснаба СССР
от 10 декабря 1979 г. N 81

┌────────────────┬─────────────────────┬─────────────────────────┐ │ Виды перевозок │Группы нефтепродуктов│ Нормы естественной убыли│ │ │ │ во все периоды года │ │ │ ├────────────┬────────────┤ │ │ │в кг на одну│в процентах │ │ │ │тонну груза │ от массы │ │ │ │ │ груза │ ├────────────────┼─────────────────────┼────────────┼────────────┤ │Железнодорожные │ 1,2 │ 0,3 │ 0,03 │ │перевозки │ │ │ │ │наливом │ │ │ │ │ │ │ │ │ │в цистернах │ 3,4 │ 0,2 │ 0,02 │ │ │ │ │ │ │ │5,6 (кроме моторного │ 0,1 │ 0,01 │ │ │топлива и мазутов) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │6 (только моторное │ 0,15 │ 0,015 │ │ │топливо и мазуты) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 8 │ 0,5 │ 0,05 │ └────────────────┴─────────────────────┴────────────┴────────────┘

Примечания. 1. В нормы включена естественная убыль только при транспортировании.

2. Распределение нефтепродуктов по группам приведено в таблице 1.

6.1.2. Водные перевозки

Постановление Госснаба СССР
от 8 июня 1977 г. N 30

6.2. При хранении

6.2.1. Прием, отпуск и хранение автомобильных бензинов до одного месяца

Постановление Госснаба СССР
от 8 июня 1977 г. N 30

6.2.2. Прием, отпуск и хранение нефтепродуктов до одного месяца

Постановление Госснаба СССР
от 8 июня 1977 г. N 30

6.2.3. Хранение нефтепродуктов свыше одного месяца и до одного года включительно

Постановление Госснаба СССР
от 8 июня 1977 г. N 30

6.2.4. Хранение нефтепродуктов свыше одного года

Постановление Госснаба СССР
от 8 июня 1977 г. N 30

6.2.5. Прием, отпуск и хранение нефтепродуктов в первый год длительного хранения

Постановление Госснаба СССР
от 8 июня 1977 г. N 30

6.2.6. Отпуск и хранение мазутов в открытых земляных амбарах

Постановление Госснаба СССР
от 8 июня 1977 г. N 30

6.2.7. Хранение твердых нефтепродуктов

Постановление Госснаба СССР
от 8 июня 1977 г. N 30

7. ВРЕМЕННЫЕ НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ КАМЕННЫХ УГЛЕЙ
(ГРУППА 16)

Утратили силу с 1 октября 1987 года. — Постановление Госснаба СССР от 11.08.1987 N 109.

8. НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ СМОЛЫ ПРИРОДНОЙ
И СИНТЕТИЧЕСКОЙ, ПЛАСТМАСС, КЛЕЯ (ГРУППА 47), КИСЛОТ,
ЩЕЛОЧЕЙ И ДРУГИХ ХИМИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ (ГРУППА 49)

8.1. Речные перевозки

Постановление Госснаба СССР
от 4 мая 1982 г. N 39

9. НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ ТОПЛИВНОЙ ПРОДУКЦИИ
ПРИ ХРАНЕНИИ, СКЛАДСКИХ ОПЕРАЦИЯХ И ПЕРЕВОЗКАХ
СО СКЛАДА НА СКЛАД

Постановление Госснаба СССР
от 12 августа 1981 г. N 73

┌──────────────────────┬──────────────────────────────┬──────────┐ │Наименование продукции│Нормы естественной убыли при │Нормы ес- │ │ │хранении и складских операци- │тественной│ │ │ях в % от принятой массы │убыли в % │ │ ├─────────┬────────────────────┤от массы │ │ │с полной │с частичной механи- │груза нет-│ │ │механи- │зацией складских │то при пе-│ │ │зацией │операций на │ревозках │ │ │складс- ├─────────┬──────────┤со склада │ │ │ких опе- │приемно- │приемно- │на склад │ │ │раций │разгру- │разгру- │ │ │ │ │зочных │зочных │ │ │ │ │закрытых │открытых │ │ │ │ │устройст-│устройст- │ │ │ │ │вах │вах │ │ ├──────────────────────┼─────────┼─────────┼──────────┼──────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ ├──────────────────────┼─────────┼─────────┼──────────┼──────────┤ │Сортовые каменные │ 0,20 │ 0,275 │ 0,3 │ 0,3 │ │угли, антрацит — 13 мм│ │ │ │ │ │и более │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Сортовые каменные │ 0,25 │ 0,375 │ 0,4 │ 0,3 │ │угли, антрацит — │ │ │ │ │ │менее 13 мм │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Сортовые бурые │ 0,30 │ 0,475 │ 0,5 │ 0,3 │ │угли более 13 мм │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Сортовые сланцы │ 0,30 │ 0,475 │ 0,5 │ — │ │более 13 мм │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Рядовые каменные │ 0,30 │ 0,475 │ 0,5 │ 0,3 │ │угли, антрацит │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Рядовые бурые угли │ 0,40 │ 0,675 │ 0,7 │ 0,3 │ │ │ │ │ │ │ │Отсевы и шламы │ 0,60 │ 0,750 │ 0,8 │ — │ │каменных углей, │ │ │ │ │ │антрацитов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Отсевы бурых углей │ 0,70 │ 0,950 │ 1,0 │ — │ │ │ │ │ │ │ │Брикеты из каменных │ 0,20 │ — │ 0,20 │ 0,2 │ │углей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Брикеты из бурых │ 0,30 │ — │ 0,30 │ 0,2 │ │углей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Дрова │ — │ — │ 0,2 │ — │ │ │ │ │ │ │ │Торф кусковой 33% │ — │ — │ 0,5 │ — │ │влажности │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Брикеты торфяные │ — │ — │ 0,3 │ 0,2 │ └──────────────────────┴─────────┴─────────┴──────────┴──────────┘

Норма исчисляется от объема в куб. м.

Примечания:

1. Нормы естественной убыли топливной продукции при хранении, складских операциях и перевозках со склада на склад обязательны для применения всеми организациями, хранящими эту продукцию, независимо от ведомственной принадлежности, за исключением электростанций.

Указанные нормы являются предельными и применяются в случае фактической недостачи топлива, выявленной при инвентаризации, при условии надлежащего его хранения и взвешивания как при поступлении на базы и склады, так и при отпуске потребителям.

2. Нормы естественной убыли при операциях на складе учитывают все виды складских операций: разгрузку из вагонов, укладку в штабеля, перевалки, подачу со склада и хранение до года включительно.

3. Потери топлива, вызванные стихийными бедствиями, оформляют в установленном порядке без применения норм естественной убыли.

Таблица 1
к Порядку применения норм естественной
убыли нефти и нефтепродуктов,
введенному в действие Постановлением
Госснаба СССР от 8 июня 1977 г. N 30

Таблица 2
к Порядку применения норм естественной
убыли нефти и нефтепродуктов,
введенному в действие Постановлением
Госснаба СССР от 8 июня 1977 г. N 30

Таблица 3
к Порядку применения норм естественной
убыли нефти и нефтепродуктов,
введенному в действие Постановлением
Госснаба СССР от 8 июня 1977 г. N 30

10. НОРМЫ БОЯ КИРПИЧА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ

10.1. Нормы боя кирпича красного при транспортировании

Утверждены
Минпромстройматериалов
СССР от 10 мая 1982 г.

┌───────────────────────────────────────────┬────────────────────┐ │ Вид транспорта │При поступлении на │ │ │место назначения, % │ ├───────────────────────────────────────────┼────────────────────┤ │Железнодорожный и водный транспорт │ 3,5 │ │Автотранспорт: │ │ │ пакетами │ 4,9 │ │ на поддонах │ 4,8 │ └───────────────────────────────────────────┴────────────────────┘

10.2. Нормы боя кирпича силикатного

Утверждены
Минпромстройматериалов
СССР от 10 марта 1983 г.

┌───────────────────────────────────────────┬────────────────────┐ │ Вид транспорта │При поступлении на │ │ │место назначения, % │ ├───────────────────────────────────────────┼────────────────────┤ │ Автотранспорт: │ │ │ пакеты │ 1,0 │ │Железнодорожный транспорт: │ │ │ пакеты │ 1,3 │ └───────────────────────────────────────────┴────────────────────┘

Примечание. При перевозке кирпича и камней в смешанном сообщении нормы боя, в пределах которых грузоотправитель не несет ответственности, увеличиваются против указанных в таблице на 50% по сравнению с максимальной нормой.

11. НОРМЫ БОЯ ИЗДЕЛИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ КЕРАМИКИ
ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ И ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Утверждены
Минпромстройматериалов
СССР от 22 апреля 1974 г.

┌─────────────────────────────────────────┬──────────────────────┐ │ Наименование изделий │ При поступлении на │ │ │ станцию назначения, %│ ├─────────────────────────────────────────┼──────────────────────┤ │Плитки керамические для внутренней │ │ │облицовки стен, плитки керамические │ │ │для полов, фасадные, изделия санитарной │ │ │керамики │ 1,8 │ │ │ │ │Трубы керамические канализационные │ │ │и дренажные │ 2,3 │ └─────────────────────────────────────────┴──────────────────────┘

Примечание. В случае следования грузов в смешанном железнодорожно-водном сообщении нормы боя, в пределах которых грузоотправитель не несет ответственности, увеличиваются на 50%.

12. НОРМЫ БОЯ СТЕКЛА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ,
ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ ИЛИ СМЕШАННОМ СООБЩЕНИИ

Утверждены
Минпромстройматериалов
СССР от 21 октября 1982 г.

┌─────────────────────┬─────────────────────────┬────────────────┐ │Наименование изделий │При получении на прирель-│При получении на│ │ │совом складе, % │складе, располо-│ │ │ │женном вне стан-│ │ │ │ции, % │ ├─────────────────────┼─────────┬────────┬──────┼──────┬─────┬───┤ │ │из крытых│в спец- │в до- │в уни-│в │в │ │ │ж/д ваго-│контей- │щатой │вер- │спец-│до-│ │ │нов без │нерах, │таре │саль- │кон- │ща-│ │ │тары в │пакетах,│ │ных │тей- │той│ │ │универ- │много- │ │кон- │нерах│та-│ │ │сальных │обор. │ │тей- │ │ре │ │ │контей- │таре │ │нерах │ │ │ │ │нерах │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────┼─────────┼────────┼──────┼──────┼─────┼───┤ │Стекло оконное, │ — │ 1,2 │ 2,0 │ — │1,2 │2,5│ │витринное, │ │ │ │ │ │ │ │полированное │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Стекло техническое │ 1,5 │ 1,0 │ 2,0 │ 2,0 │1,2 │2,5│ │(автомобильное, │ │ │ │ │ │ │ │армированное, │ │ │ │ │ │ │ │узорчатое, │ │ │ │ │ │ │ │стеклопрофилит) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Стеклоизделия │ 1,5 │ — │ 2,0 │ 2,0 │ — │2,5│ │(стеклопакеты, │ │ │ │ │ │ │ │облицовочная плитка, │ │ │ │ │ │ │ │дверные полотна) │ │ │ │ │ │ │ └─────────────────────┴─────────┴────────┴──────┴──────┴─────┴───┘

13. НОРМЫ БОЯ ОБЛИЦОВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ИЗ ПРИРОДНОГО КАМНЯ
И ПЛИТ ДЕКОРАТИВНЫХ ИЗ ПРИРОДНОГО КАМНЯ ПРИ ХРАНЕНИИ

Утверждены
Минпромстройматериалов
СССР от 10 сентября 1980 г.

┌────────────────────────────────────────────────┬───────────────┐ │ Наименование продукции │Нормы потерь, %│ ├────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │Плиты облицовочные пиленые (ГОСТ 9480-77) из │ │ │белого мрамора │ 1,1 │ │ │ │ │То же цветные из доломита, мраморизованного │ │ │известняка │ 1,6 │ │ │ │ │Плиты облицовочные из гипсового камня, │ │ │туфа, известняка │ 2,0 │ │ │ │ │Плиты облицовочные из гранита и других │ │ │прочных пород │ 0,3 │ │ │ │ │Плиты декоративные на основе природного камня │ │ │(ГОСТ 24-093-80) │ │ │типа I толщ. до 30 мм │ 1,5 │ │ -«- толщ. до 40 мм │ 0,3 │ │типа II │ 1,5 │ │типа III │ 1,0 │ └────────────────────────────────────────────────┴───────────────┘

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *