ОБЭП или убэп?

Проверка ОЭБиПК

Полномочия сотрудников ОЭБиПК, Основания проведения полицейской проверки, ее порядок.

Как себя вести во время проверки работниками ОБЭП. Как себя вести в присутствии сотрудников ОБЭП

Статья подготовлена адвокатом, налоговым консультантом, выпускником факультета подготовки оперативного состава подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции Нижегородской академии МВД РФ, имеющим опыт работы прокурорским следователем по экономическим и коррупционным преступлениям, так и адвокатом по экономическим и налоговым преступлениям.

В статье даны ответы на вопросы:

  • организационной деятельности УЭБИПК;
  • какими законами руководствуется криминальная полиция экономической безопасности;
  • полномочиях при доследственных проверках организаций всех форм собственности;
  • чем может быть полезен адвокат в ОЭБиПК при полицейской проверки;
  • вы не в Москве, узнайте о возможности получения юридической помощи (консультаций) дистанционно;
  • поведению должностных лиц и рядовых сотрудников организаций при оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых УБЭП;
  • о гласных и негласных действиях полиции;
  • о стоимости услуг адвоката в ОБЭП;
  • вызвали на допрос в ОБЭП адвокат окажет услугу;
  • об оформлении результатах проверки ОБЭП;
  • как вести себя при появлении сотрудников в офисе организации в ходе обследования;
  • об особенностях сопровождения проверки ОБЭП;
  • разъясняется есть ли внеплановые проверки ОЭБиПК Москва;
  • о процессуальных возможностях силовых структур прослушивать телефонные разговоры и другие вопросы;
  • на консультации у адвоката узнаете о порядке действий директора компании при запросе из отдела по борьбе с экономическими преступлениями документов;
  • о том, возможно ли руководителю ликвидированного юридического лица или ПФ избежать уголовной или налоговой ответственности уже ликвидированной организации.

Откройте полиция! Все наверное смотрели этот увлекательный авантюристический французский фильм. Переживали за главных героев-коррумпированных полицейских, закрывающих глаза на нарушения предпринимателями закона.

Произведение и реальная жизнь предпринимателей отличается от художественного вымысла и не так увлекательна при «наезде» сотрудников экономической полиции.

Давайте разберемся в полномочиях указанных лиц, ваших законных правах во время доследственной проверки, проводимой подразделениями УБЭП.

Проверки организаций, индивидуальных предпринимателей сотрудниками подразделений Министерства внутренних дел России по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции, или проще ОБЭП, проводятся последними регулярно. Поэтому объектом пристальной полицейской проверки УБЭП может быть любая фирма, занимающаяся коммерческой деятельностью.

Кто такие сотрудники ОБЭП?

Подразделения ОЭБ и ПК (ОБЭП) структурно входят в состав органов внутренних дел, в городе Москве например, есть отделы ОЭБИПК округов, города Москвы. В отделениях МВД по районам должностей оперативных сотрудников ОБЭП не предусмотрено. В каждом округе Москвы — ЦАО, ВАО, СВАО, САО, ЗАО, СЗАО, ЮВАО,ЮЗАО имеются свои отделы, которые подчиняются как начальнику МВД округа, так и вышестоящему руководителю по линии ОЭБиПК, расположенному в городе Москва по адресу: Шаболова, д. 6, то есть управлению МВД России по г.Москве.

При получении запроса из ОБЭП надо быть внимательным к информации, указанной в требовании. При незаконном требовании (запросе) сотрудника полиции следует «вежливо» в письменной форме изложить отказ в предоставлении первичных документов и информации. Если не обладаете необходимыми знаниями обратитесь к адвокату за консультацией. Стоимость такой услуги мизерна по сравнению с последствиями необдуманных действий.

Оперативные подразделения УБЭП являются органом дознания, поэтому следователей ОБЭП не существует, последние являются сотрудниками следственных отделов с соответствующей специализацией.

ОЭБиПК это оперативное подразделение МВД РФ и их главная задача — выявлять лиц, совершающих экономические преступления и коррупционные преступления, соответственно данный орган не разрабатывает планов проверок организаций и ИП на 2018, 2019 годы и т.д. Поэтому и не существует внеплановых (выездных) проверок ОБЭП в отличие от налоговых органов.

Подпункт 2 п.3 ст. 2 ФЗ-294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» исключил органы, правомочные на осуществление ОРМ из действия этого Закона.

Так называемые «Внеплановые проверки ОБЭП» — это проще говоря, рейды, организуемые как правило при получении информации о злоупотреблениях. Например, совместные с прокуратурой проверки торговых предприятий, магазинов, рынков на предмет соответствия продовольственных товаров предусмотренным стандартам или указаний о проведении проверки исполнения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, продуктам питания, не соответствующим требованиям законодательства и тд. Примером может быть статья 14.16 КОАП РФ об ответственности за нарушения правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Однако решение о наказании принимает суд в порядке административного производства на основании представленных материалов.

Оперуполномоченные БЭП в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, но прежде всего:

  • Федеральным законом о Полиции;
  • Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности (ОРД);
  • Статьями 36, 37 и 82 Налогового кодекса РФ;
  • Приказом МВД РФ от 01 апреля 2014 года № 199 «Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно- розыскного мероприятия обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», предусмотренное пунктом 8 статьи 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности;
  • Уголовно-процессуальным кодексом РФ, в пункте 1 статье 40 которого сотрудники ОБЭП отнесены к органам дознания: «органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности»;
  • Кодексом об административных правонарушениях РФ.

При взаимодействии с ФНС РФ по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений руководствуются совместным Приказом МВД И ФНС № 495 и № ММ 7-2-347 от 30.06.09.

Компетенция аппарата ОЭБиПК распространяется на следующие составы преступлений, предусмотренные уголовным кодексом РФ:

  • cт.146 УК РФ — нарушение авторских и смежных прав;
  • ст.159 УК РФ — мошенничество;
  • ст.170.2 УК РФ — внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории;
  • ст.171.2 УК РФ — незаконные организация и проведение азартных игр;
  • ст.171 УК РФ — незаконное предпринимательство;
  • ст.172 УК РФ — незаконная банковская деятельность;
  • ст.172.1. УК РФ — фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации;
  • ст.172.2. УК РФ- организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества;
  • ст.173.1. УК РФ — незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица;
  • ст.173.2. УК РФ — незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица;
  • ст.178 УК РФ — ограничение конкуренции;
  • ст.185 УК РФ — злоупотребления при эмиссии ценных бумаг;
  • ст.185.5 УК РФ — фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества;
  • ст.195 УК РФ — неправомерные действия при банкротстве;
  • ст.196 УК РФ — преднамеренное банкротство;
  • ст.197 УК РФ — фиктивное банкротство;
  • ст.198 и ст.199 УК РФ — уклонение от уплаты налогов ИП и организациями;
  • ст.199.1 УК РФ — неисполнение обязанностей налогового агента;
  • ст.200.3. УК РФ — привлечение денежных средств граждан в нарушение требований законодательства РФ об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и другие, в-основном, находящиеся в главе 22 УК РФ.

Компетенция, не означает проведение предварительного следствия. ОБЭП, как орган дознания обязан выявить экономическое или должностное преступление: собрать материалы, достаточные для возбуждения уголовного дела с последующей передачей их в следственные органы. В рамках уголовного дела исполнять поручения следователя. Хотя ранее, оперуполномоченных назначали исполняющими обязанности следователя, после чего они возбуждали дело и принимали к своему производству.

Подразделение ОБЭП как и уголовный розыск относятся к криминальной полиции, а не полиции общественной безопасности, поэтому рассмотрение дел об административном нарушении в компетенцию данных специалистов не входит. В случае выявления правонарушения, предусмотренного кодексом РФ об административных правонарушениях, ОЭБиПК должны направить материалы в соответствующие государственные органы для возбуждения дела об административном правонарушении.

ОБЭП пользуется гласным и негласным арсеналом ОРД.

Оперативный орган на основании ст. 6 ФЗ «Об ОРД» при осуществлении оперативно-розыскной деятельности вправе проводить следующие такие мероприятия:

  • наведение справок;
  • сбор образцов для сравнительного исследования;
  • проверочная закупка;
  • исследование предметов и документов;
  • наблюдение;
  • отождествление личности;
  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • снятие информации с технических каналов связи;
  • оперативное внедрение;
  • контролируемая поставка;
  • оперативный эксперимент;
  • получение компьютерной информации.

На основании ст. 13 Закона о Полиции РФ получать ответы на свои запросы из организаций всех форм собственности, то есть бюджетных и коммерческих и некоммерческих организации.

В этот раз затронем обследование помещений. Технология данного гласного оперативно-розыскного мероприятия одинакова как для Федеральной таможенной службы РФ, ФСБ и МО.

Прежде всего, чтобы явиться в компанию, сотрудникам ОБЭП необходимы для этого правовые основания.

А таковыми является рапорт оперуполномоченного на имя своего руководителя с изложением данных о подготавливаемом, совершаемом в настоящем времени или уже совершенном преступлении согласно ст.7 ФЗ «Об ОРД». Также в нем указываются предполагаемые лица, подлежащие привлечению к уголовной ответственности. Как правило таковыми указываются генеральный директор юридического лица и главный бухгалтер.

Кто предоставляет информацию сотрудникам полиции?

  • Ранее работавшие сотрудники организации, уволенные и считающие, что с ними несправедливо поступили.
  • Данные, добытые в ходе оперативно-розыскной деятельности, расследования уголовных дел. Также могут быть данные, предоставленные от органов ФНС и иных государственных органов.
  • Данные, полученные из средств массовой информации, сети Интернет.
  • Информация, полученная из социальных сетей twitter, вконтакте, facebook.
  • Информация, полученная от «дружественных» работников банковских учреждений.
  • Информация, полученная от негласных сотрудников.
  • И наконец, зная по громким уголовным коррупционным делам, возбужденным в отношении самих обэповцев, можно предполагать, что некоторые оперуполномоченные в личных целях, получив информацию о финансовом состоянии организации, искусственно создают доказательства, указывая их в рапорте, служащим основанием для дальнейшего решения Начальника полиции провести обследование помещений компании, ее обособленных подразделений и складов. Цели могут быть разные: от «абонентского обслуживания соответствующей службой, до циничного «отжатия бизнеса».

Проведению обследования помещений как правило могут предшествовать следующие оперативно-розыскные мероприятия:

  • Наведение справок сотрудниками, то есть получение информации от ФНС, комитета по статистике, данных о расчетных счетах в банковских учреждениях. Информация, полученная от ГИБДД о транспортных средствах и от Россреестра о наличии недвижимого имущества и данных о фактическом проживании интересующих фигурантов.
  • Проверочная закупка. Например, если юридическое лицо занимается реализацией какой-либо продукции, может последовать предложение заключить выгодную сделку. Вас просят составить договор под определенные условия, просят выписать счет. И когда необходимо внести предоплату, покупатель достает свое служебное удостоверение со словами контрольная закупка. Также вручается Распоряжение на обследование со всеми вытекающими последствиями.

  • Прослушивание телефонных переговоров.

Причем, на осуществление указанных ОРМ должно быть вынесено постановление, при отсутствии которого, доказательства, полученные и легализованные в результате таких ОРМ могут быть признаны судом недопустимыми.

Могут ли прослушиваться телефонные переговоры сотрудниками ОБЭП?

Согласно статьи 8 Закона об ОРД такое право предоставлено сотрудникам ОБЭП. Достаточно получить соответствующее постановление у руководителя полиции и в течении 48 часов прослушивание разрешено без судебного разрешения!!!

Порядок обследования помещений организаций сотрудниками

Сотрудники полиции, прибыв в помещение организации, под роспись предоставляют распоряжение о проведении обследования руководителю организации или иному лицу, копия которого вручается ему под роспись.

Как правило обследование проводится в дневное время. А именно с 6 утра до 22 часов вечера, так как ночное время согласно ст. 5 УПК РФ определено, как время с 22 до 6 часов. Ночью такие ОРМ проводятся только в случаях не требующих отлагательства.

При осуществлении указанного гласного ОРМ должностными лицами составляется протокол в соответствии со ст. 166 УПК РФ, в который вносится информация о ходе обследования, а именно:

  • вносятся данные об участниках действия;
  • место производства обследования;
  • предметы, изъятые в ходе ОРМ, при этом с изъятых документов должны быть сняты копии, которые заверяются подписью должностного лица с передачей должностному лицу компании;
  • при изъятии информации на электронных носителях также допускается копирование информации для передаче сотрудника компании;
  • в протокол могут вноситься пояснения участвующих в действиях сотрудников организации.
  • а также замечания и дополнения лиц.

Сотрудник ОБЭП, оформивший протокол, должен его копию передать должностному лицу юридического лица.

Нередко, для осмотра помещений привлекается определенное количество сотрудников, то есть в распоряжении указываются фамилии должностных лиц, которым поручено произвести проверку, а на обследовании присутствуют сотрудники не указанные в данном документу. Рекомендуется удостовериться в личности сотрудников, потребовав предъявить удостоверения, а лицам, не указанном в нем попросить удалиться, в противном случае предупредив о подаче жалобы в суд или вышестоящему руководителю.

Максимальный срок в течении которого проверяющие должны передать копии с изъятых документов составляет 5 дней. Три дня дается на отправку этих документов почтой по адресу, указанному в протоколе, составленному при осмотре.

На какие вещи в первую очередь обращают внимание ревизоры?

Изымаются документы с признаками подделки, предметы, изъятые из гражданского оборота. Обследование проводится с участием двух понятых.

Часто, работники полиции пользуются услугами «профессиональных» понятых, имеющих статус представителей общественности, которые случается, принимают участие в таких действиях постоянно.

Как себя вести при проведении проверки сотрудниками ОБЭП?

  • Потребовать раскрыть служебное удостоверение и переписать указанные в нем данные о лице.
  • Внимательно ознакомиться с текстом распоряжения. Обратить внимание на состав проверяющих, их данные указываются в распоряжении. Если количество сотрудников не соответствует в указанном документе, попросить их удалиться из помещения. Конечно они будут возражать, но после сообщения о том, что данном факте будет сообщено в прокуратуру и УСБ, большой шанс, что они покинут помещение. При их отказе внести замечания в протокол обследования, указав на присутствие сотрудников не указанных в распоряжении.
  • Не помогать проверяющим: эта помощь может быть выражена в предоставлении доступа в сейф и тд. Помните, что проводится обследование, а не обыск!
  • Не следует говорить свою должность, во избежание своих должностных полномочий, ограничившись словом сотрудник.
  • Не давать показаний, со ссылкой на ст. 51 Конституции РФ, на утверждение проверяющих о том, заработную плату платит руководитель и на эти деньги существует его семья.
  • На столе не должно быть никаких документов, печатей…
  • Документы, неучтенные наличные денежные средства следует хранить отдельно от служебных документов, написав, что это личные средства.
  • Давать пояснения следует только в присутствии . При этом, проверяющие могут давить на то, что раз без юриста не хотите давать показания, значит есть, что скрывать. На это можно ответить, что не являетесь специалистом в юридической сфере, поэтому необходима помощь независимого юридического консультанта – адвоката.

Могут ли сотрудники ОЭБиПК без разрешения руководства провести проверку?

Гипотетически могут, для того, что бы узнать являются ли их действия официальными, следует получить информацию из журнала учета распоряжений, поскольку все такие документы подлежат регистрации.

Какой срок проведения проверки сотрудниками ОБЭП?

Оперуполномоченные ОБЭП входе проверки вправе получать пояснения от лиц, отбирать образцы почерка для сравнительного исследования, назначать документальную ревизию и экспертизу, привлекать для осуществления необходимых действий соответствующих специалистов.

Сроки проведения проверок установлены уголовно-процессуальным законодательством, а именно ст.144 УПК РФ. Общий срок составляет три дня. Но естественно по экономическим, включая налоговым делам срок будет составлять не менее одного месяца. По рапорту сотрудника, проводящего проверку, руководитель имеет право продлить ее срок еще на один месяц. По-сути, срок неограничен.

Проверки ОЭБИПК в отличие от органов, на которые распространяется требование закона № 294, могут проходить неоднократно за одни и те же периоды, но обстоятельства (основания) будут разными.

Вместо проведения гласного оперативно-розыскного мероприятия ОЭБиПК могут на основании статьи 176 УПК РФ провести неотложное следственное действие — Осмотр места происшествия, данное следственное действие возможно до возбуждения уголовного дела. Во время осмотра, который проводится также с участием понятых, сотрудники имеют право изымать интересующие их предметы. Фактически проводится обыск без необходимости осуществления уголовного процесса и получения необходимых разрешений.

Какова глубина проверки организации или ИП?

Если налоговыми органами затрагивается финансово — хозяйственная деятельность три предшествующих года сроку проверки, то сотрудники ОЭБИПК, не забывайте, проводят проверку с целью возбуждения уголовного дела, то есть получения так называемых палок. Поэтому ими могут исследоваться документы за пределами трехлетнего срока. Чтобы было ясно, надо ознакомиться со ст.78 Уголовного кодекса РФ.

Так, лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;
б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;
в) десять лет после совершения тяжкого преступления;
г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

Например, по ч.2 ст.199 УК РФ максимальный срок привлечения к ответственности лица 6 лет. Получается, что законодателем рассматривается как тяжкое преступление. А согласно пункту в) срок привлечения лица к уголовной ответственности составляет десять лет.

Рекомендация: храните документы только в пределах срока, установленного НК РФ и ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ

Если вопросы?

позвоните адвокату Чернову С.В.- (+79035509858) специалисту по защите бизнеса, выпускнику Академии МВД по специализации БЭП. За мной: опыт работы следователем по расследованию преступлений в сфере экономики; опыт защиты предпринимателей от преследования; статус налогового консультанта.
Узнаете, в каких случаях может ОБЭП в Москве одного округа требовать предоставления документов у Общества, местом регистрации которого является другой округ Москвы.
Также узнаете, о порядке действий директора организации при получении из ОЭБИПК Москвы запроса и как ответить отказом в предоставлении документов и информации и при этом избежать ответственности. ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ: стоимость 10 000 рублей, представление интересов юридического лица или ИП в ходе проверки — 100 тыс. рублей.

  • анализ запросов;
  • сопровождение адвоката для опроса в отдел ОЭБиПК как в Москве, Московской области, так и других регионах РФ;
  • подготовка ответов по запросам экономической полиции;
  • обжалование действий (бездействия) оперуполномоченного ОЭБИПК;
  • обжалование в вышестоящему начальству или в суд постановлений УБЭП, в том числе об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • разрешение иных правовых проблем компании и ее руководителей во время полицейской проверки.

Если надо, проведу семинар для сотрудников организации по вопросам проверок, проводимых подразделениями полиции экономической безопасности; по вопросам проведения выездных налоговых проверок органами ФНС.
Последствия проведения полицейской проверки

Любое дело когда-то заканчивается, так и проверка УБЭП также должна найти свое логическое заключение.

  • При обнаружении в ходе проверки признаков состава какого — либо экономического преступления, оперативная служба согласно ст.11 Закона об ОРД передает материалы проверки в следственный отдел УВД МВД или Следственного комитета — по подследственности. Следователь принимает решение. То есть или выносит постановление о возбуждении уголовного дела или постановление об отказе в его возбуждении.
  • Если ОЭБиПК полагает о наличии налогового правонарушения или для обеспечения интересов государства по банкротным делам или реализации полномочий в области регистрации юридических лиц, тогда в течении десяти дней направляет материалы в ИФНС по месту государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя.
  • С момента возбуждения уголовного дела оперуполномоченные ОЭБиПК выполняют оперативно-розыскные мероприятия и отдельные следственные действия по письменному поручению следователя.
  • Узнать о том, проводились ли оперативно-розыскные мероприятия в отношении лица, возможно только в двух случаях: в рамках уголовного дела, когда данные материалы легализуются и используются в качестве доказательств; и по результатам налоговой проверки и привлечения лица к налоговой ответственности. Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил в пункте 45 о таком праве налоговых органов в своем Постановлении № 57 от 30.07.2013 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ.

Порядок принятия решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела

Учитывая, что оперативный уполномоченный ОЭБ и ПК являются специальным субъектом,имеющим право осуществлять оперативно-розыскную деятельность и в процессуальном плане согласно ст. 40 УПК РФ относится к органу дознания, соответственно имеет право проводить дознание по поступившему заявлению о совершенном или готовящемся преступлении.

Для этого, руководитель органа дознания, к коим относится начальник отдела ОЭБиПК делегирует оперативнику полномочие на проведение дознания: опросы, проведение следственного действия осмотр места происшествия, результатом которог является обнаружение и изъятие интересующих их предметов, например черновых записей. Отобрание образцом для сравнительного исследования. Назначение судебных экспертиз и тд.

Но, все же итоговое решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела принимать не может. Несмотря на это оперуполномоченный, выступающий и.о. дознавателя выносит такое постановление.

Исходя из положений ст.ст.144, 145 и 151 УПК РФ, вынесение процессуального решения по результатам проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении законодатель возлагает на орган, к подследственности которого относится данное преступление. Поэтому, если по условиям ст. 151 УПК РФ расследования уголовного дела проводится в форме предварительного следствия, то принятие решений (постановлений) возлагается на следователей МВД и Следственного Комитета РФ, но ни как не на сотрудников ОБЭП.

Субсидиарная ответственность Должностного лица организации или Индивидуального предпринимателя предполагает деятельность правоохранительных органов и ФНС в поиске имущества как в ходе выездной налоговой проверки, так и в ходе проверочных мероприятий ОБЭП и расследования уголовного дела по ст. ст. 159, 198-199.1. УК РФ. Как происходит взаимодействие .

От тюрьмы и от сумы не зарекайся: Посмотри сколько коммерсантов, включая их помощников было арестовано и осуждено по уголовным делам экономической направленности .

Рекомендации: При начале проверки рекомендуется приглашать адвоката, и все действия производить только при его участии.

Привентивно следует хранить личные ценности, денежные средства отдельно от денежных средств организации.

Учитывая, что иные сотрудники полиции, такие как участковый инспектор полиции, на территории которой находится офис организации, не вправе проверять финансово-хозяйственную деятельность юридического лица, то не следует их допускать в помещение.

Управление экономической безопасности – новая структура, образовавшаяся после соединения управлений по борьбе с налоговыми преступлениями (УНП) и управлений по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП). Проверок от этой организации многие боятся, но далеко не все знают, чего от них можно ожидать. Именно в этом мы здесь и разберемся.

Что может стать поводом для проверки?

Прежде всего, стоит знать, что оперативные подразделения Департамента экономической безопасности входят в структуру органов внутренних дел и занимаются предупреждением, выявлением, пресечением и раскрытием экономических и налоговых преступлений.
Проводя оперативно-розыскные мероприятия, представители подразделений экономической безопасности руководствуются Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ, а также Законом РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1.
Порядок оперативного сопровождения уголовных дел, которые возбуждаются по фактам нарушения действующего законодательства о налогах и сборах, регламентирован Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Назовем статьи УК РФ, связанные с налоговыми преступлениями, выявление и пресечение которых является сферой компетенции сотрудников подразделений экономической безопасности:
– Статья198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»;
– Статья 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»;
– Статья199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента»;
– Статья199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».
Уголовно наказуемым является уклонение от уплаты налогов, совершаемое в особо крупном размере (более двух миллионов рублей). Поэтому УЭБ пристально интересуется, как правило, крупными предприятиями с большими оборотами средств.
Индивидуальному предпринимателю, работающему по упрощенной схеме налогообложения, надо очень постараться, чтобы им заинтересовались правоохранители.

Как попасть в поле зрения УЭБ?

В поле зрения представителей УЭБ нередко оказываются организации, использующие сложные схемы налоговой оптимизации с выстраиванием цепочек, в которых участвуют многие контрагенты, и некоторые из них относятся к разряду «проблемных».
Схем уклонения от уплаты налогов ныне множество, и они известны сотрудникам УЭБ. Одна из самых распространенных – использование фиктивных договоров комиссии, согласно которым компания якобы реализует товар другой фирмы лишь за мизерное комиссионное вознаграждение, а значит, может использовать упрощенную схему налогообложения.
Если факт подлога выяснится, проблем не избежать.
Кроме борьбы с налоговыми преступлениями, УЭБ проводят оперативно-розыскные мероприятия, призванные предупредить, пресечь, выявить и раскрыть преступления в экономической сфере, предусмотренные разделом VIII УК РФ.

До возбуждения уголовного дела

Получив информацию о том, что в вашей организации, возможно, совершено или совершается налоговое преступление, сотрудники УЭБ приступают к проведению оперативно-розыскных мероприятий. Их цель – проверить полученную информацию и произвести документирование фактов вашего уклонения от уплаты налогов.
Если полученных в ходе оперативно-розыскных мероприятий данных достаточно, чтобы утверждать об уклонении от уплаты налогов, индивидуальному предпринимателю или руководителю организации предлагается добровольно рассчитаться с государством, погасив налоговую недоимку, а также уплатив все штрафы и пени.
Если вы вносите все платежи, то автоматически освобождаетесь от уголовной ответственности, согласно примечаниям к указанным выше статьям Уголовного кодекса.
Если же вы не согласны с выводами проверяющих и отказываетесь внести названную вам сумму в бюджет, материалы будут направлены в следственные органы, где, собственно, и будет принято решение о возбуждении уголовного дела.

Когда уголовное дело уже возбуждено…

Если уголовное дело возбуждено, начинается предварительное следствие. Стоит отметить, что с 1 января 2011 года расследованием налоговых уголовных дел занимаются уже не следователи ОВД, а специалисты Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Что касается оперативного сопровождения таких уголовных дел, его проводят сотрудники УЭБ, которые проводили доследственную проверку. Вполне возможно, с вас возьмут подписку о невыезде и надлежащем поведении. Такая мера пресечения, как заключение под стражу, при расследовании налоговых дел почти не применяется.

После завершения предварительного расследования дело направляется в суд. Увы, как показывает практика, в 95% он выносит обвинительный приговор. Правда, это не означает, что вас лишат свободы – уклонение от уплаты налогов таким образом карается очень редко. Правда, если вы уже имели судимость за преступление, совершенное ранее, или если приговор выносится по совокупности преступлений (например, вам инкриминируют не только уклонение от уплаты налогов, но еще и мошенничество), вполне возможно и реальное лишение свободы.
Самым распространенным наказанием за совершение налогового преступления является штраф. Кроме того, вам, понятно придется заплатить выявленную налоговую недоимку, другие штрафы и пени.

Чего нельзя делать ни в коем случае?

Как уже говорилось выше, в следственном изоляторе сразу же вы вряд ли окажетесь. Поэтому если возбуждение налогового уголовного дела стало печальным фактом вашей биографии, первое чего не стоит делать, – это давать следователю даже малейший повод для изменения меры пресечения. Не покидайте место жительства даже ненадолго, являйтесь по вызовам следователя четко в назначенное время и ни в коем случае не препятствуйте производству по возбужденному против вас делу.

Что стоит сделать обязательно?

Оперативно-розыскные мероприятия, проводимые сотрудниками УЭБ, могут иметь очень серьезные последствия. Главное, что вам необходимо сделать как можно быстрее – это заручиться поддержкой отличного адвоката, который пройдет вместе с вами (а кое-где и за вас) непростой путь, направленный на спасение и вашей компании, и вашей репутации.
Обратившись в наше бюро, вы получите поддержку квалифицированного адвоката, который специализируется на подобных делах и знает все тонкости законодательства и судебной практики.
Телефон отдела защиты бизнеса: 8 (495) 221-87-34. Звоните, и мы придем к вам на помощь!

В настоящее время предприниматели и представители бизнес-сообщества, получив запрос из отдела экономической безопасности и противодействия коррупции (далее — ОЭБиПК), либо из управления экономической безопасности и противодействия коррупции субъекта РФ или Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ, задаются вопросом: «Что такое ОРЧ и почему оперуполномоченный определенного ОРЧ запрашивает документы».

Начнем с небольшого курьеза. Согласно Федеральному закону от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» сотрудники оперативных подразделений полиции осуществляют оперативно-розыскную деятельность посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Структура ОЭБиПК состоит из ОРЧ – оперативно-рАзыскных частей.

Рассмотрим подробнее структуру ОЭБиПК, а также расскажем, чем конкретно занимается каждая ОРЧ.

Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции состоит из 5 ОРЧ, за сотрудниками каждой из которой закреплены определённые задачи.

1 ОРЧ выполняет задачи по противодействию преступлениям в сфере кредитно-финансовых отношений, банковской сфере, оборота драгоценных металлов и камней, игорного бизнеса; в пенсионных фондах и страховых компаниях, на рынке ценных бумаг, в сфере сопровождения инвестиционных проектов, а также по борьбе с фальшивомонетничеством.

2 ОРЧ выполняет задачи по противодействию преступлениям на объектах потребительского рынка, общественного питания, пищевой и перерабатывающей промышленности; в сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции, и по пресечению распространения контрафактной продукции.

3 ОРЧ выполняет задачи по противодействию преступлениям в сферах различных форм собственности, топливно-энергетическом комплексе, промышленности, лесного хозяйства; в бюджетной сфере, в том числе при финансировании целевых программ и национальных проектов; в сферах приватизации, операций с землей и недвижимостью, строительства и инвестиций в строительство; в сферах транспорта, автобизнеса, туризма, образования, спорта, культуры, медицины и фармации; в сферах бытовых и ритуальных услуг.

4 ОРЧ выполняет задачи по противодействию преступлениям в сфере налогообложения.

5 ОРЧ выполняет задачи по противодействию коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления; подрыву экономических основ организованных групп и преступных сообществ, в т.ч. этнической направленности.

Чем занимаются в ОБЭП, что они делают и какие есть права у сотрудников этого отдела? Данный вопрос интересует многих россиян, особенно предпринимателей и бизнесменов, которым по роду деятельности иногда приходится иметь дело с ОБЭП.

Начнем с экскурса в историю. Подразделения полиции по борьбе с преступными деяниями в сфере экономики существуют не один десяток лет. Так, работников подразделений экономической безопасности МВД России принято поздравлять 16 марта — именно в этот день в 1937 году актом N 00118 НКВД СССР был образован в составе НКВД СССР отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией.

Проверки ОБХСС

На протяжении всего периода существования СССР магическая аббревиатура ОБХСС наводила ужас на цеховиков, спекулянтов и представителей торговли. При этом традиционно в подразделениях ОБХСС служили наиболее квалифицированные кадры, а рядовых сотрудников причисляли к так называемым «белым воротничкам», подразумевая, что они не занимаются общеуголовными деяниями, а раскрывают дела в сфере экономики; лишний раз это подтверждалось тем, что оперативные сотрудники БХСС не относились к уголовному розыску. Вплоть до распада СССР задачи и наименование органа не менялись, а изменения касались исключительно организационных вопросов, в частности ликвидации НКВД, создания единого МГБ СССР, а затем и Министерства внутренних дел СССР.

После произошедшего во второй половине 80-х годов прошлого века переориентирования уголовного законодательства на защиту в первую очередь прав и свобод личности, упразднения понятия социалистической собственности, поменялись и задачи ОБХСС. Если ранее, до 1985 года сотрудники ОБХСС преимущественно занимались отстаиванием интересов государства в сфере экономики, пресечением и раскрытием преступлений, посягающих на социалистическую собственность и советский уклад, то теперь сотрудники этого ведомства занимаются предупреждением, пресечением и раскрытием целого ряда уголовных правонарушений в области экономики, включая деяния против частной собственности граждан и коммерческих организаций. В связи с этим вместо подразделений БХСС были созданы специальные подразделения, которые возглавляло Бюро по преступности в сфере экономики криминальной милиции МВД СССР.

В феврале 1992-го в результате упразднения МВД СССР с передачей материальной базы и штата сотрудников МВДРФ в составе МВД России взамен упразднённого Управления БХСС было создано Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП), возглавлявшее по вертикали стройную систему территориальных управлений и отделов (УЭП и ОЭП). Через пять лет наименование в очередной раз было изменено на ГУБЭП и УБЭП и ОБЭП на местах, в июне 2001 года подразделения ГУБЭП структурно включились в состав Службы криминальной милиции МВД России, куда также вошли подразделения уголовного розыска.

Дальнейшее изменение в наименовании и функциях подразделений экономической безопасности МВД РФ произошли в 2003 году после ликвидации Федеральной службы налоговой полиции РФ и передачи её полномочий по раскрытию налоговых нарушений МВД РФ. Поскольку теперь превентивной и следственной работой в отношении налоговых преступлений занимались органы полиции, центральные и территориальные подразделения ОБЭП были упразднены, а вместо них была создана в составе МВД РФ Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям, в составе которой были образованы Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями и Главное управление по налоговым преступным деяниям, с управлениями и отделами на местах, переименованные впоследствии в результате слияния в единое Главное управление по экономическим и налоговым преступлениям (ГУЭНП, УЭНП, ОЭНП).

В 2005 году состоялось очередное преобразование: вместо ГУЭНП в составе МВД РФ был создан Департамент экономической безопасности МВД России (ДЭБ), с управлениями и отделами на местах. В 2008 году ДЭБ стал заниматься также борьбой с коррупцией и организованной преступностью в экономической сфере, в связи с чем в структуре ДЭБ были созданы соответствующие Оперативно-розыскные бюро (ОРБ) 3 и 10.

Наконец, в современном виде подразделения экономической безопасности были сформированы Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года; в структуре МВД РФ вместо ДЭБ было создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК), на местах – управления по субъектам Российской Федерации и территориальные отделы при УВД Например, в Москве этой работой занимается УЭБиПК ГУ МВД РФ по г. Москве,также отделы при окружных УВД (ОЭБиПК УВД по ЦАО г. Москвы и т.д.) ГУЭБиПК, УЭБиПК и ОЭБиПК на местах традиционно делятся на оперативно-розыскные части и отделения в соответствие с направлениями деятельности. Несмотря на то, что аббревиатура ОБЭП уже юридически неактуальна, в «народе» данные подразделения по-прежнему именуют ОБЭП. Следует иметь ввиду, что на уровне районных отделов полиции (ОВД) подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции не существует.

Таким образом, структура подразделений полиции по делам в сфере экономики в настоящее время выглядит следующим образом:

  1. ГУЭБиПК в составе МВД России;

  2. УЭБиПК при Главных управлениях МВД РФ по субъектам федерации;

  3. ОЭБиПК при управлениях внутренних дел, именуемые также неофициально ОЭБ или ОБЭП;

  4. ОРЧ и отделения в составе управлений и отделов.

В структуре Главного управления ОЭБиПК, территориальных управлений и отделов существуют, соответственно, управления, ОРЧ и отделения, которые занимаются борьбой с преступностью в определенных отраслях экономики. Так, традиционно существуют управления и ОРЧ по борьбе с противоправными деяниями в:

  • бюджетной сфере;

  • в сферах ТЭК и химии;

  • в сферах финансовой деятельности и банкротства;

  • в сферах машиностроения и металлургии;

  • в сфере сельского хозяйства, водных биоресурсах, торговли, пищевой, лесной, легкой промышленности, строительства и ЖКХ.

Также до недавнего времени существовали отдельные управления и ОРЧ, которые занимались борьбой с налоговыми нарушениями (традиционно это были ОРЧ N 4), однако с передачей налоговых преступлений из подследственности органов внутренних дел следователям Следственного комитета РФ, эти подразделения стали заниматься другой деятельностью; в настоящее время в составе УЭБиПК отдельных подразделений, нацеленных исключительно на борьбу с налоговыми преступлениями, не существует. Между тем, подразделения ОЭБиПК всех уровней активно взаимодействуют с налоговыми органами в сфере борьбы с налоговыми преступлениями. При необходимости сотрудники УЭБиПК, ОЭБиПК участвуют в проведении совместных с налоговыми инспекциями налоговых проверок. Если по результатам проверки начислены налоги, достаточные по сумме для возбуждения уголовного дела, материалы передаются следователям Следственного комитета РФ для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Следует отметить, что в составе ФСБ РФ, также управлений ФСБ РФ по субъектам Российской Федерации существуют конкурирующие с подразделениями ГУЭБиПК службы – Служба экономической безопасности ФСБ РФ (СЭБ Управлений ФСБ РФ по субъектам федерации).

С учётом специфики задач, решаемых ФСБ РФ, СЭБ ФСБ занимается обеспечением экономической безопасности государства, для чего в составе СЭБ имеются соотвествующие управления:

  • Управление «П» — контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в промышленной сфере.

  • Управление «К» — контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в кредитно-финансовой и банковской сферах.

  • Управление «Т» — контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в транспортной сфере.

  • Управление «М» — контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в государственных министерствах, таких как МВД, Минюст и МЧС.

  • Управление «Н» — борьба с контрабандой и распространением наркотиков.

  • Организационно-аналитическое управление, не имеющее буквенного кода.

Чем занимается ОБЭП?

Чем занимаются в ОЭБ (ОБЭП) и какие права есть у сотрудников ОЭБ (ОБЭП), закреплено в следующих актах :

  • Федеральный закон «О полиции»;

  • Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;

  • Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России, утверждённое приказом МВД России от 16 марта 2015 года N 340;

  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

  • Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утверждённая приказом МВД РФ от 01.04.2014 года N 199.

Чем занимаются в ОЭБ (ОБЭП)?

Согласно действующему законодательству, сотрудники ОЭБ (ОБЭП) занимаются предупреждением, выявлением, пресечением и раскрытием преступлений экономической и коррупционной направленности, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Что проверяет ОЭБ (ОБЭП)?

Прежде всего, ОЭБ (ОБЭП) занимается проверкой заявлений граждан и организаций о совершении деяний в сфере области экономики. Эти заявления поступают для проведения проверок непосредственно к сотрудникам территориальных подразделений ОБЭП.

Следует иметь в виду, что сотрудники ОЭБ (ОБЭП) занимаются большим объемом работы, так к их компетенции отнесены более 50 составов преступлений, предусмотренных действующим УК РФ.

Следует также учитывать большую распространённость нарушений в сфере рыночных отношений, а также сложность при раскрытии этой категории дел. В связи с этим сотрудники зачастую не успевают отправить запросы ОБЭП и провести проверку сообщений о преступлении в установленный законом 30-ти дневный максимальный срок. Что делает в этом случае ОБЭП, так это выносит в итоге необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Именно в связи с этим в последние годы получил большое распространение не предусмотренный законом термин «технический отказ», то есть отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления ввиду того, что оперативный сотрудник не успел заняться проведением всего комплекса необходимых мероприятий. Отменой таких постановлений занимается прокуратура, однако на это уходит время, тратятся нервы лица, пострадавшего от преступления, фактически нарушаются его права ОБЭП.

Поэтому, если Вы стали жертвой экономического правонарушения, Вам необходима защита по обвинению Вас в совершении противоправного деяния в сфере экономики или Вами активно интересуется ОЭБ (ОБЭП), Вам следует заручиться помощью адвоката, специализирующегося на оказании адвокатских услуг по данной категории дел.

Что такое ОБЭП и что он проверяет?

Сразу отметим, что названия УБЭП и ОБЭП (управление и отдел по борьбе с экономическими преступлениями соответственно) устарели, так как в ходе реформы МВД в 2011 году подразделения соответствующего назначения стали именоваться управлениями и отделами экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ/ОЭБиПК). Это оперативные подразделения, то есть они не занимаются расследованием преступлений. Их главная цель — выявить, предупредить, пресечь и раскрыть преступления экономической и коррупционной направленности (мошенничество, фальшивомонетничество, уклонение от налогов, взяточничество, незаконный оборот алкоголя и т. п.).

Они собирают сведения и предметы, чтобы субъекты предварительного расследования смогли:

  • возбудить уголовное дело;
  • придать этим предметам и сведениям статус доказательств по уже возбужденному уголовному делу.

Чаще всего сотрудников ОБЭП интересует различная документация, особенно касающаяся финансово-хозяйственной деятельности. По понятным причинам плана проверок у них не бывает, т. к. все действия производятся по мере появления информации о противоправных деяниях.

Проверка организации или предпринимателя не означает, что подозрения обязательно касаются этой фирмы. Возможно, что дело в преступившем закон контрагенте, связи которого и проверяют.

Основания доследственной проверки ОБЭП на предприятии

В отличие от следователей и дознавателей, сотрудники ОБЭП проводят не следственные действия, а оперативно-розыскные мероприятия (далее — ОРМ), согласно ст. 6 закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ. Среди них — опросы, прослушивание переговоров, наблюдение, проверочные закупки и т. д.

Одно из таких действий — обследование помещений. Именно для его проведения оперуполномоченные обычно являются на территорию фирмы. Порядок проведения этого ОРМ урегулирован соответствующей инструкцией, утв. приказом МВД России от 01.04.2014 № 199 (далее — Инструкция).

Основанием для обследования предприятия выступает информация о готовящемся, совершаемом или уже совершенном противоправном действии либо бездействии (п. 1 ч. 2 ст. 7 закона № 144-ФЗ). Документально основание оформляется так (пп. 3–5 Инструкции):

  1. Сотрудник, обладающий информацией, готовит рапорт на имя руководителя оперативного подразделения.
  2. На основании рапорта руководитель подписывает распоряжение о проведении обследования, в котором должна быть указана конкретная информация, послужившая поводом для этого.

Полномочия ОБЭП при проведении проверки. Возможна ли проверка без понятых?

По прибытии на место оперуполномоченные обязаны:

Подпишитесь на рассылку

  1. Предъявить представителю проверяемой организации служебные удостоверения и предоставить ему возможность ознакомиться с распоряжением о проведении обследования.
  2. Выдать на руки физлицу или законному представителю юрлица копию распоряжения.
  3. Предупредить всех участников ОРМ о применении любых технических средств.

ВАЖНО! В отличие от обыска, на обследовании сотрудники ОБЭП не имеют права вскрывать помещения против воли собственника. Также они не могут запретить присутствующим общаться между собой либо с другими лицами и покидать помещение.

В ходе обследования сотрудники ОБЭП могут:

  1. Осматривать занимаемые предприятием здания, сооружения, помещения, участки местности, принадлежащие ему транспортные средства и изучать при этом предметы, документы и материалы, представляющие интерес в связи с имеющейся информацией.
  2. Использовать в ходе обследования любые технические средства, в том числе для совершения аудиозаписи, видео- и фотофиксации.
  3. Изымать документы с признаками подделки, изъятые из оборота и ограниченные в обороте вещи, если на них не имеется специального разрешения.
  4. Изымать прочие документы, электронные носители информации и вещи при соблюдении условий ч. 1 ст. 15 закона № 144-ФЗ.

ВАЖНО! В случае изъятия чего-либо ОБЭП проверку без понятых проводить не имеет права.

Если изымаются документы и электронные носители, то с них изготавливаются копии, которые должны быть затем (но необязательно сразу) переданы законному владельцу (пп. 15–22 Инструкции).

О полномочиях ОБЭП при проведении проверок читайте также материал КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Проверка ОБЭП — как себя вести?

Основные рекомендации по поводу того, как себя вести представителю организации и прочим сотрудникам, присутствующим на обследовании, сводятся к тому, что во время проверки важно:

  1. Внимательно изучить распоряжение на обследование и удостоверения сотрудников полиции. Переписать сведения из служебных удостоверений, попросить копию распоряжения, если ее не передали. Проверить, соответствует ли перечень проверяющих фактически явившимся лицам. Лишних лиц можно просить покинуть территорию.
  2. Проверить, действительно ли проведение обследования было санкционировано, связавшись с соответствующим подразделением полиции по телефону (распоряжения на обследование должны вноситься в специальный журнал учета).
  3. Как можно скорее озаботиться присутствием представителя юридической службы организации или адвоката.
  4. Не оказывать физического противодействия, не хвалиться связями и возможностями, не отказываться от подписи при ознакомлении с документами (это приведет только к фиксации факта отказа от подписи).
  5. Давать минимум пояснений или не давать их вообще, сославшись на ст. 51 Конституции РФ.
  6. Не подписывать документы не читая. Вносить при необходимости свои замечания по проведенному ОРМ в составляемые протоколы.

***

В заключение отметим, что в законодательстве нет прямого указания на необходимость получения согласия собственника на обследование, хотя среди высокопоставленных представителей правоохранительных органов и ученых распространено мнение, что на гласное ОРМ (каковым и является обследование) необходимо получать согласие. Если вы не согласны с проведением обследования, это вряд ли остановит проверяющих, но в протоколе свое несогласие следует отразить — данный факт может помочь впоследствии при обжаловании произведенных действий.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *