Обмен информации

Коммуникативная сторона общения

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга. В структуре общения выделяют следующие компоненты:

  1. Коммуникативная сторона общения – обмен информацией между общающимися;
  2. Интерактивная сторона общения – взаимодействие и взаимовлияние, психологическое воздействие общающихся друг на друга;
  3. Перцептивная сторона общения – восприятие человека человеком и понимание людьми друг друга.

Обмен информацией между общающимися осуществляется путем коммуникаций. Коммуникация – это процесс передачи информации.

Структура коммуникативного процесса

  1. Коммуникатор – тот, кто передает информацию;
  2. Реципиент (адресат) – тот, кому передают информацию, человек или группа;
  3. Сообщение (информация);
  4. Канал связи – средства передачи информации, вербальные или невербальные;
  5. Эффект (результат) коммуникации;
  6. Обратная связь.

Средства общения

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем, т.е. средствами общения являются знаковые системы. Различают вербальные и невербальные знаковые системы.

  1. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, т.е. систему фонетических знаков. Вербальные средства общения — речь — являются самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
  2. Невербальные средства обмена информацией — это неречевые средства общения. Они могут дополнять вербальные, противоречить им или формировать подтекст.

Невербальная коммуникация, в свою очередь, включает следующие основные знаковые системы:

  • Оптико-кинетическую: жесты, мимика, пантомимика (позы).
  • Пара- и экстралингвистическую. Паралингвистическая система — это система вокализации: особенности голоса, динамические и стилевые особенности речи, речевые штампы и оговорки. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, сам темп речи.
  • Организацию пространства и времени коммуникативного процесса: дистанция между партнерами по общению (физическая дистанция, как правило, прямо отражает эмоциональную дистанцию между общающимися), взаимное положение тел в пространстве и т.п.
  • Визуальный контакт (контакт глаз). Имеют значение длительность, частота контакта и т.п.

См.также: Психологическая характеристика общения

⇐ Предыдущая123456

одновременно необходимой, неизбежной и иногда раздражающей, она дает возможность организации быстрее получать информацию и приспособиться к меняющимся условиям, она же вносит разлад в официальные соотношения полномочий и затрудняет координацию.

Проектирование рабочего места.

Рабочее место — зона приложения труда людей, оснащенная необходимыми материальными средствами и техникой и определенным образом организованная. Проект организации рабочего места включает следующие основные разделы:

1. Содержание труда (что и с помощью чего делается).

2. Технологические, информационные и иные связи.

3. Эскиз размещения оборудования.

4. Обеспечение необходимыми ресурсами.

5. Хозяйственное и техническое обслуживание.

6. Квалификационные и образовательные требования к работнику.

Правила организации рабочего места:

1. Учет взаимосвязи работников в процессе трудовой деятельности, сократить перемещения людей, рационализировать их движения, снизить усталость.

2. Обязательное соблюдение действующих санитарных норм в отношении площади, освещенности, чистоты, удобства мебели.

3. Соответствие номенклатуры и количества оборудования.

???Формальные коммуникации в организации: цели и возможности формализации делового общения.

Анализ среднестатистического рабочего дня руководителя показывает, что около 85% рабочего времени у него уходит на говорение, слушание, переписку, т. е. на общение или коммуникацию. Процесс коммуникации – это динамичный обмен идеями, мнениями, знаниями и информацией между людьми, происходящий на различных уровнях: формальном или неформальном, интеллектуальном или эмоциональном.

Организационная коммуникация – обмен сообщениями для достижения понимания внутри организации, между организациями, а также между организацией и окружающим миром. Проявляется на:

· индивидуальном уровне (начальник – подчиненный или отдельные сотрудники), групповом (совещание отдела или рабочей группы),

· публичном (речи руководителей высшего звена),

· массовом (пресс-релизы компании, представление новой продукции на конференциях, по тв).

Организационная коммуникация, усложняется по мере развития и усложнения структуры организации, включая в себя: отдача приказов и директив, консультации рабочих, собеседование с новыми сотрудниками, оценка работы персонала, повышение мотивации сотрудников, анализ проблем, разрешение конфликтов, создание рабочих групп и руководство ими — распространяется на все сферы деятельности компании, оказывает серьезное влияние на выполнение задач, стоящих перед организацией, и мотивацию ее служащих.

Можно выделить еще два вида организационной коммуникации: формальную, которая одобрена организацией и вызвана ее потребностями, связана с производством и производительностью, со всеми сферами ее деловой активности, и неформальную, которая вызвана социальными потребностями и ориентирована не на организацию в целом, а на отдельных ее членов.

Формальная коммуникация – это основные каналы по которым поступает вся информация, имеющая отношение к деятельности организации: отчеты, документы внутри организации, приказы, распоряжения и сообщения, рабочая информация.

Используются официальные формы письменного общения, чем личные встречи и разговоры. При этом во многих компаниях действует жесткое правило: копии официальных писем или меморандумов отправляются непосредственно руководителям как отправителя, так и получателя.

В организации задействованы различные коммуникативные сети — каналы, по которым передаются сообщения: личные, телефонные, неофициальные меморандумы и официальные отчеты. В последнее время почти вся информация в компаниях передается через компьютерную сеть и такие средства связи, как электронная почта.

???Социальная политика организации -часть политики управления персоналом, включающая в себя все цели и мероприятия, связанные с добровольными социальными услугами фирмы. Управленческие решения в данной сфере в значительной мере обусловлены существующими в организации и в обществе системами ценностей.

Основные функции соц. политики: сокращение конфликтов, улучшение отношений между работодателем и наемными работниками, привязка сотрудников к фирме, привлечение (вербовка) новых сотрудников, создание благоприятного имиджа организации в глазах общественности.

???Кадровая политика организации.

Под кадровой политикой организациипонимают генеральное направление работы с персоналом, отражающее совокупность принципов, методов, набор правил и норм в области работы с персоналом, которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы.

Цель кадровой политики– обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численности и качественного состава персонала в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.

На формирование и развитие кадровой политики влияют :

факторы внешней среды – те, которые организация как не может изменить, но должна учитывать:

· ситуация на рынке труда (демографические факторы, политика в области образования, взаимодействие с профсоюзами);

· тенденции экономического развития

· научно-технический прогресс;

· нормативно-правовая среда

факторы внутренней среды – поддаются управляющему воздействию со стороны организации.

· цели организации

· стиль управления

· кадровый потенциал организации

· стиль руководства

Направления кадровой политикисоответствуют функциям системы управления персоналом, действующей в этой организации.

1. Управление персоналом организации

2. Подбор и расстановка персонала

3. Формирование и подготовка резерва для выдвижения на руководящие должности

4. Оценка и аттестация персонала

5. Развитие персонала

6. Мотивация и стимулирование персонала, оплата труда.

???Организационно-культурные регуляторы поведения.

В современном мире развитие, особенно в экономической сфере, в значительной мере определяется человеком в контексте ценностей, которыми он руководствуется в своих действиях, его менталитетом. Этот менталитет, в частности, определяет склонность людей к кооперации и сотрудничеству, качествам, часто объединяемым понятием «экономика солидарности». В этом же плане важны моральные традиции как механизм самосохранения и развития общества.

Организационные ценности — все окружающие объекты (как внутри, так и вне организации), в отношении которых члены организации занимают позицию оценки в соответствии со своими потребностями и целями организации.

Впервые вопрос о воздействии системы ценностей на человека в профессиональной деятельности поставил М. Вебер. В результате проведенных исследований он вычленил в мировых религиях этический компонент.

В рамках современной системы производства приходят ценности, ориентированные на потребности самоопределения, раскрытия личности, творчество, способность идти на компромиссы, участия в деятельности коллектива.

Система ценностей корпоративной культуры обязательно включает в себя трудовые ценности, то есть те ценности, которые являются особенно важными для трудовой деятельности в компании. А также необходимым и негласным условием любой компании является провозглашение общечеловеческих ценностей, необходимых для жизни и плодотворной деятельности.

Система ценностей, сложившаяся на предприятии и разделяемая всеми сотрудниками организации, является неким ориентиром поведения в той или иной ситуации. Система ценностей, одинаково разделяемая и руководством и сотрудниками, выступает в роли основополагающего и определяющего элемента корпоративной культуры. Следовательно, основу корпоративной культуры составляют ценности, имеющие долговременное значение и задающие смысл деятельности членов корпорации.

Заданные ценности определяют и стили поведения, и стили общения с коллегами и клиентами, уровень мотивированности, активность. Их значение острее всего проявляется в критические моменты, когда особую роль играют морально-нравственные факторы.

Система ценностей определяет корпоративное поведение современного работника как осуществление им целей и задач, поставленных руководителем в рамках культуры корпорации. Специфика корпоративного поведения раскрывается в таких его основных свойствах, как функциональная определенность, временная заданность, самоорганизация и мотивационная осмысленность.

???Этический кодекс организации.

Главной целью организационной культуры является обеспечение самоорганизации социально-экономической системы посредством персонала.

Этика — это система моральных принципов и ценностей, которая руководит поведением человека или группы людей, определяя, что правильно, а что неправильно. Этические ценности устанавливают набор стандартов относительно того, что хорошо и что плохо в области ведения дел и принятия решений.

Этические нормы большей частью, относятся к поведению, не предопределенному законом.

Этика управления представляет собой набор принципов, которыми руководствуются менеджеры при выборе решений, определяя, что правильно, а что нет (с моральной точки зрения).

Понятие социальной ответственности — продолжение основных принципов этики управления. Оно относится к обязанности руководителей принимать решения и действовать таким образом, чтобы их организация вносила вклад в благосостояние всего общества и служила интересам всего общества так же, как и своим собственным.

Этическая дилемма возникает, когда каждый из альтернативных вариантов поведения или каждое из возможных решений представляются нежелательными, так как могут с какой-либо стороны быть восприняты как неэтичные, и вызвать негативное отношение к фирме. Решению таких проблем может помочь утверждение этических правил и ценностей в качестве составной части корпоративной культуры организации.

Определяя, что правильно, что нет, компании должны учитывать также мнение внешних заинтересованных сторон (покупателей, правительства, акционеров, общества в целом). Личные этические нормы и способы моральной оценки, преобразующие эти нормы в действия, — важный аспект принятия этических решений в организациях. Принцип личной свободы основан на утверждении, что этические решения должны приниматься так, чтобы обеспечить максимально возможный уровень свободы выбора и других личных свобод для каждого человека.

Чтобы этичное поведение на рабочем месте стало нормой для сотрудников, организация должна сделать этику неотъемлемой частью своей культуры.

Примеры этических проблем: корпоративная ответственность по отношению к окружающей природе.

Примеры организационного решения этических проблем:

· разработка корпоративного кодекса этики;

· проведение этической подготовки работников (в рамках общих программ повышения квалификации).

???Сопротивление изменениям в организации и меры его преодоления.

В наиболее общем виде развитие в современной организации описывается как процесс позитивных качественных изменений, затрагивающий способы, средства деятельности и взаимодействия людей и отражающийся в трансформации организационной структуры.
При осуществлении организационных изменений неизбежно возникает сопротивление изменениям. Сопротивление проявляется всегда в ответ на любые изменения: отсрочки начала процесса изменений; непредвиденные отсрочки внедрения и, как следствие, увеличивают расходы по сравнению с запланированными; попытки саботировать изменения внутри организации или «утопить» их в потоке других первоочередных дел.

Существует 2 вида сопротивления в зависимости от его силы и интенсивности: пассивное и активное. Выделяют следующие причины сопротивления изменениям:

1. Желание не потерять что-то ценное: положение, власть, материальную выгоду, комфорт, привычную обстановку, политическое преимущество и неформальные связи.

2. Непонимание и недостаток доверия.

3. Низкая терпимость изменениям. Люди имеют значительно отличающиеся уровни готовности к изменению.

4. Различная оценка ситуации. Люди не могут понять выгоды, связанные с изменением или видят больше потерь, чем преимуществ, не только для себя, но и для организации в целом.

5. Давление со стороны коллег.

6. Усталость от изменений.

7. Предыдущий неудачный опыт проведения изменений.

8. Не соответствие квалификации сотрудников новым требованиям.

⇐ Предыдущая123456

Дата добавления: 2016-12-06; просмотров: 2008 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Обмен информацией. Кто и о чём будет знать

В связи с введением правил о контролируемых иностранных компаниях (КИК) специалистам FTL Advisers, Ltd. все чаще задается один и тот же вопрос: «Каким же образом новые правила будут реализовываться на практике?»

Очевидно, что доминирующим механизмом в сложившейся ситуации станет международный обмен информацией, при этом отметим, что на данный момент между фискальными органами разных стран существует три способа обмена:

  1. по запросу,
  2. без запроса (т.е. спонтанный обмен информацией),
  3. автоматический.

Предлагаем Вам более детально рассмотреть, как и по каким критериям происходил и продолжает осуществляться обмен информацией до и после подписания Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Обмен информацией до подписания Конвенции:

Обмен информацией по запросу происходит посредством следующих договоров, составленных в соответствии с одной из ниже обозначенных моделей:

  1. Модельное соглашение ОЭСР об обмене информацией в сфере налогообложения (Agreement on Exchange of Information on Tax Matters, или Tax Information Exchange Agreements, далее — «TIEA»); или
  2. Модельная конвенция ОЭСР об избежании двойного налогообложения по налогам на доходы и капитал (Model convention with respect to taxes on income and on capital). Статья 26 данной конвенции регулирует вопросы обмена налоговой информацией.

Что касается спонтанного обмена информацией, то ни в модельном TIEA, ни в статье 26 Модельной Конвенции он не предусмотрен. Однако, в модельном TIEA упомянуто, что страны могут на свое усмотрение добавлять соответствующий пункт (отдельные TIEA такой пункт содержат).

Отметим, что страны, не являющиеся оффшорами, обычно заключают новые договоры об избежании двойного налогообложения (далее «ДИДН») по последней модели, подложенной ОЭСР, или вносят необходимые поправки в статью «Обмен информацией» (как правило, статья 26) ранее заключённых ДИДН.

Более распространёнными соглашениями являются TIEA, в частности, они заключаются с оффшорами (ДИДН с оффшорами заключать нецелесообразно: если учесть, что налогообложения там практически нет, то и опасность двойного налогообложения в большинстве случаев отпадает). В TIEA процедура обмена налоговой информацией разработана значительно подробнее, чем в статье 26 Модельной конвенции.

Хотели бы обратить Ваше внимание, что на данный момент Россия не имеет TIEA ни с одной оффшорной или низконалоговой юрисдикцией. Однако 14 августа 2014 года уже было утверждено «Типовое соглашение об обмене информацией по налоговым делам между Россией и иностранными государствами» (далее — «Типовое соглашение», утверждено Постановлением Правительства РФ № 805). В Типовом соглашении предусмотрен обмен информацией только по запросу. Решение о подписании этого соглашения каждая юрисдикция будет принимать самостоятельно. Как правило, в интересах поддержания своего закрытого статуса оффшоры стараются уклониться от заключения подобного рода документов настолько, насколько им это позволяет текущая экономическая и политическая обстановка.

Какая же информация подлежит раскрытию в случае запроса?

Во-первых, любая информация, хранящаяся в банках или иных финансовых учреждениях, у лиц, предоставляющих номинальные услуги, агента, доверенного лица или доверительного собственника;

Во-вторых, информация о собственниках компаний, партнерств, трастов, фондов и других лиц, включая информацию обо всех участниках цепочки владения; в отношении трастов/фондов — об учредителях, доверительных собственниках/управляющих фонда и бенефициарах. Исключение составляют сведения о публичных компаниях и коллективных инвестиционных инструментах, если их получение связано с «непропорциональными затруднениями».

Запрос на получение информации составляется по специальной форме. В пункте 5 статьи 5 TIEA содержится перечень сведений, которые запрашивающая сторона должна предоставить при направлении запроса, в том числе:

  • Заявление о том, что данный запрос информации соответствует законодательству и административной практике в юрисдикции запрашивающей стороны и что, если бы такая информация находилась в юрисдикции запрашивающей стороны, она бы могла быть получена,
  • Заявление о том, что запрашивающая сторона предприняла все доступные меры в своей юрисдикции для получения соответствующей информации.

Заметим, что информация предоставляется не только в связи с обвинением в совершении налогового преступления, но и во всех иных случаях, когда запрашивающему государству требуется помощь в «установлении, исчислении и сборе» налогов (ст. 1 модельного TIEA). Кроме того, TIEA также предусматривает возможность приезда представителей компетентных органов на территорию запрашиваемого государства для ознакомления с материалами и\или беседы с интересующими их лицами.

Однако, и TIEA, и Модельная конвенция предусматривают защиту торговой, предпринимательской, промышленной, коммерческой или профессиональной тайны, а также информации, раскрытие которой противоречило бы государственной политике (к сожалению, подчеркиваем, что банковская тайна не подлежит защите). По внутреннему законодательству иностранных государств по такому запросу суды иностранных государств сначала должны принять решение о возможности раскрытия информации.

В соответствии с гарантиями соблюдения внутренних процессуальных норм договаривающихся государств, запрашиваемая сторона не обязана, в частности:

  • проводить административные мероприятия, противоречащие законодательству и административной практике;
  • а также предоставлять информацию, которую нельзя получить по законодательству или в ходе обычного администрирования.

Таким образом, перечень гарантий достаточно обширен и обмен налоговой информацией зачастую оказывается неэффективным.

Несмотря на это, хотели бы заострить Ваше внимание на одном из первых случаев помощи российской налоговой со стороны иностранного налогового органа. В начале декабря 2014 г. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области отклонил жалобу российского ЗАО на решение МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам о доначислении налога на прибыль. Особенностью этого дела стало то, что ФНС России установила бенефициарного владельца голландского холдинга при помощи коллег из Нидерландов. Данный случай способен изменить всю практику в сфере обмена информацией, особенно с оншорными юрисдикциями.

Обмен информацией после подписания Конвенции:

Федеральным законом № 325-ФЗ от 4 ноября 2014 г. Россия ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам, подписанную еще в 2011 году (далее «Конвенция»). Сама Конвенция вступит в силу для России только через 3 месяца после того, как документ о ее ратификации будет передан в соответствующий депозитарий. Ее положения распространятся на административную помощь в отношении налоговых периодов, начинающихся с 1 января года, следующего за годом, в котором Конвенция вступит в силу (п. 6 ст. 28 Конвенции). Ожидается, что в России Конвенция будет применяться по отношению к налоговым периодам, начинающимся с 1 января 2016 г.

Известно, что Россия ратифицировала Конвенцию с рядом оговорок, существенно ограничив по сравнению с положениями Конвенции объем предоставляемой Россией помощи. Помимо России Конвенцию подписали еще более 80 юрисдикций, в шестидесяти она уже вступила в силу, в том числе в ряде оффшорных стран. Стоит отметить, что перечень гарантий и защищаемой информации в рамках Конвенции в целом совпадает со списком статьи 26 Модельной конвенции и TIEA.

Статьями 5 и 7 Конвенции предусмотрен обмен информацией по запросу и спонтанный обмен информацией. Такой обмен может производиться на основании Конвенции, и никаких дополнительных соглашений подписывать в такой ситуации не потребуется. При этом прописаны ситуации, в которых возможен спонтанный обмен (ранее данный пункт не был закреплен в статье 26 Модельной конвенции и модельном TIEA):

  • сторона полагает, что у другой стороны возможны налоговые потери;
  • лицо, ответственное за уплату налога, получает ту или иную льготу в виде уменьшения налога или освобождения от уплаты налога в одной стране, что может привести к увеличению налогообложения в другой стране;
  • сделки между лицом, подлежащим налогообложению в одной стране, и лицом, подлежащим налогообложению в другой стране, осуществляются через одну или несколько стран таким образом, который приводит к снижению размера налогов;
  • одна из сторон имеет основания полагать, что снижение размера налогов стало результатом искусственного перераспределения прибыли в составе группы компаний;
  • информация, направленная первой стране другой страной, позволяет получить информацию, которая может иметь значение для оценки налоговых обязательств в последней стране.

Также Статьей 6 Конвенции предусмотрен новый, третий из возможных форматов обмена информацией — автоматический, представляющий собой систематическую и периодическую передачу ключевой информации о налогоплательщике от юрисдикции, являющейся источником дохода, в адрес юрисдикции его резидентства в отношении разных категорий доходов, даже если в стране резидентства налоговые органы не подозревают о каких-либо правонарушениях.

В дополнение к Конвенции ОЭСР выпустила Стандарты автоматического обмена финансовой информацией, относящейся к налоговым вопросам (далее «Стандарты»). Данные стандарты призывают государства получать детальную финансовую информацию от своих финансовых институтов и ежегодно обмениваться информацией на автоматической основе с другими юрисдикциями. Финансовая информация включает среди прочего балансы, информацию о процентных и дивидендных доходах, доходах от продажи финансовых активов физических и юридических лиц (а также трастов и фондов), о которых финансовые институты сообщили государству. Кроме того, стандарты устанавливают, какой финансовой информацией необходимо обмениваться, какие финансовые институты должны отчитываться, к каким счетам и налогоплательщикам это относится, а также какие процедуры налогового анализа должны соблюдаться финансовыми институтами.

Автоматический обмен, в отличие от других форматов обмена, не может производиться на основании Конвенции, в таком случае потребуется подписание двусторонних или многосторонних соглашений. В связи с этим 29 октября 2014 года 51 государство подписало многостороннее соглашение об автоматическом обмене информацией (далее «Соглашение»). Это соглашение устанавливает, какая информация и когда должна передаваться в соответствии со Стандартами.

Соглашение подписано и с рядом офшорных юрисдикций, таких как Белиз и Британские Виргинские Острова (а Сент-Китс и Невис, наоборот, по-прежнему не является стороной по Конвенции), и юрисдикциями, компании которых стабильно используются в международном налоговом планировании: Сингапур, Нидерланды, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Швейцария и другие.

Россия не подписала данное соглашение, однако по информации ФНС Россия уже осуществляет автоматический обмен информацией в рамках Евразийского экономического союза, в который (кроме России) на настоящий момент входят Белоруссия, Казахстан и Армения. Россия также планирует запуск пилотных проектов автоматического обмена налоговой информацией с отдельными странами-членами ОЭСР на двусторонней основе.

Современные тенденции позволяют сделать вывод, что приоритеты обмена налоговой информацией стоят выше банковской тайны. Но помимо того, что обмен информацией ограничен упомянутыми ранее гарантиями, следует учесть следующее:

  1. Банковская деятельность и банковская тайна для ряда стран (например, Кипр, Мальта, Люксембург, Швейцарии) являются доминирующим в жизни самой страны и ключевым источником дохода, а значит, такие страны будут стараться предоставлять минимально возможную информацию. Швейцария, например, практикует «откупной налог» взамен отсутствия запросов со стороны Великобритании, Италии и других стран. Вполне возможно, что такая практика будет развиваться со временем.
  2. В связи с тем, что оффшоры не взимают налоги, а также не имеют налогового администрирования, лица, выплачивающие доходы, включая банки и другие финансовые организации, не обязаны отчитываться о платежных транзакциях налоговым органам. Поэтому налоговые органы не располагают нужной информацией для участия в автоматическом обмене информацией, кроме того, в таких странах отсутствуют соответствующие технологии и человеческие ресурсы для нормального функционирования системы. Как результат, обмен информацией по запросу с такими юрисдикциями представляется более реализуемым.

Специалисты компании FTL Advisers, Ltd проводят консультации в отношении контролируемых иностранных компаний и обмена информацией в связи с введением новых требований, а также ответят на все интересующие Вас вопросы.

Авторы статьи:

Чуманова Мария, Пацева Наталья

Коммуникации в менеджменте выступают в качестве связующего процесса, пронизывающего насквозь все управленческие функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Термин «коммуникация» происходит от латинского слова «communication», означающего «сообщение», «связь». В качестве общепринятого определения коммуникаций выступает следующее: коммуникации – это процесс обмена информацией между двумя и более людьми.

Ричард Л. Дафт, даёт определение коммуникаций, которое наиболее полно раскрывает их суть: коммуникации – это процесс, в ходе которого два или несколько человек обмениваются и осознают получаемую информацию . В менеджменте имеют место управленческие коммуникации (обмен информацией в сфере управления).

Понятие информации и коммуникаций взаимосвязано, но коммуникации включают и то, что передаётся (информацию) и то, как передаётся. Информация – (от латинского «information», разъяснение, изложение, осведомлённость) – это сведения о чём-либо не зависимо от формы их представления. Управленческие коммуникации подразделяются на два основных вида: межличностные и организационные. Если субъектами коммуникации являются отдельные люди или группы людей, то коммуникации носят межличностный характер и соответственно называются межличностными – они осуществляются путём передачи идеей, фактов, мнений, восприятий, отношений и т.п. от одного лица к другому в устной, письменной или какой-либо другой форме с целью получения в ответ желаемой реакции .

Организационные коммуникации – это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации и передачи сведений большому количеству людей внутри организации .

Коммуникации подразделяются на две группы :

  • с внешней средой – это информационное взаимодействие с существующими потребителями и потенциальными клиентами, с общественностью, с конкурентами, поставщиками и партнёрами, с органами государственного регулирования.
  • коммуникации внутри организации – это информационное взаимодействие в рамках организации, которое может быть формальным: межуровневые коммуникации, горизонтальные коммуникации «руководитель-подчинённый», коммуникации между руководителем и рабочей группой и неформальным.

Содержание каждого из перечисленных выше видов коммуникаций дано в табл. 1.


Коммуникации имеют значение для руководителей организации по следующим причинам :

  • руководители тратят большую часть своего времени на коммуникации (от 75 до 95 % своего времени);
  • коммуникации необходимы для эффективности управления;
  • искусство коммуникаций необходимо также для того, чтобы выразить действительность авторитета и воли руководителя;
  • хорошо налаженные организации содействуют обеспечению организационной эффективности.

Выделяют основную и дополнительные цели коммуникаций (табл. 6.2).

Существуют следующие основные способы коммуникаций:

Таблица 1

Классификация коммуникаций

Вид коммуникаций Содержание коммуникаций
С внешней средой
формальные организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций со своим внешним окружением: с клиентами они сообщаются с помощью рекламы и других средств стимулирования; в отношениях с общественностью формируют определенный образ, имидж организации на местном, общенациональном и международном уровнях; им приходится подчиняться государственному регулированию и готовить в этой связи различные отчеты. Собрания, телефонные переговоры, служебные записки, отчеты внутри организации, часто являются реакцией на возможности или проблемы, создаваемые извне .
неформальные слухи, сплетни, сарафанное радио – неформальные формы и способы передачи устной информации.
Внутри организации
Формальные:
межуровневые (нисходящие) информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Таким путем нижним сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.п. Например, вице-президент может сообщать управляющему цехом о предстоящих изменениях в производстве продукта. Тот, в свою очередь, должен проинформировать подчиненных ему руководителей об особенностях готовящихся изменений .
межуровневые (восходящие) они выполняют функцию оповещения верхних уровней управления о том, что происходит на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. Движение информации происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок .
по горизонтали это связи на одном уровне управления. Они применяются для обмена информацией между равными по иерархии подразделениями организации.
руководитель – подчиненный они являются примером обмена информацией по вертикали, но рассматриваются отдельно, поскольку он составляет основную часть коммуникативной деятельности руководителя. Эти коммуникации связаны с прояснением задач и ожидаемых результатов, с обсуждением проблем эффективности работы, с достижением признания и вознаграждения с целью мотивации и т. п.
между руководителем и рабочей группой коммуникации с рабочей группой позволяют руководителю повысить эффективность действий группы людей. Поскольку в обмене информацией участвуют все члены группы, каждый имеет возможность высказаться о новых задачах, о предстоящих изменениях и возможных их последствиях для этого и других отделов, о недавних проблемах и достижениях и т.п.
Неформальные: Слухи передают информацию намного быстрее, чем каналы формального сообщения. Поэтому руководители пользуются ими для запланированной утечки и распространения определенной информации. Исследования показывают, что информация, передаваемая с помощью слухов, чаще оказывается точной, а не искаженной.

Основные способы коммуникаций обладают рядом положительных характеристик (табл. 2).

Таблица 2

Достоинства основных способов коммуникаций

Устные Письменные
  • повышенная оперативность обратной связи;
  • способствует обмену идеями и мнениями;
  • имеет менее официально-бюрократический характер;
  • возможность более тщательной подготовки и обдумывания сообщения;
  • мнение адресата не влияет на выражение собственного мнения;
  • возможность обращения к первоисточнику для проверки информации;
  • позволяет почувствовать эмоциональное восприятие собеседника;
  • возможность передать не только информацию, но и отношение к ней;
  • возможность использования для замечаний более подходящего способа;
  • возможность воспринимать элементы невербального общения.
  • возможность сэкономить время при необходимости общения с большим числом людей.

Без коммуникаций невозможна совместная деятельность, а также управление, поскольку оно использует уже сложившиеся формы коммуникации и создаёт те формы коммуникаций, которые облегчают как совместную деятельность, так и управление ею. При этом эффективными считаются лишь те коммуникации, которые оказывают влияние на процесс управления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *