Обсуждение законопроектов

Для реализации поправок в Конституцию, за которые проголосовали граждане в ходе плебисцита, необходимо будет принять около ста законов. Глава Комитета ГД по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников напомнил, что под занавес завершившейся весенней сессии был одобрен первый из них — о защите территориальной целостности. В осеннюю сессию пойдет работа над санкциями за призывы или действия по отчуждению территорий РФ.

Большая часть других проектов из упомянутой сотни, как ожидается, будет внесена в осеннюю думскую сессию. Поправки члены рабочей группы хотят состыковать с принятием нового бюджета на три года. Работа над документами в развитие обновленной Конституции будет идти и в период депутатских отпусков — в августе, рассказал Крашенинников. Первый в очереди — законопроект о правительстве, который, по словам главы комитета, будет связан с выстраиванием единой системы публичной власти. Этой теме будет посвящен и законопроект о Госсовете, и поправки в законодательство об организации власти в регионах, а также о местном самоуправлении.

Среди других законопроектов, принятие которых ожидается в новую сессию, Крашенинников выделил поправки об изъятии ребенка из семьи: по мнению депутатов, этот вопрос должен находиться в компетенции суда. Нельзя допустить, чтобы органы опеки и попечительства без серьезных оснований отбирали детей, подчеркнул он. А вот по другому закону из семейной сферы — о борьбе с домашним насилием — депутат ожидает серьезные споры. По его словам, ни одна из предложенных версий важного закона не готова к принятию — в частности, есть противоречия с Конституцией, излишнее вмешательство в жизнь семьи.

Руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Неверов рассказал о других ключевых документах сессии. В частности, он рассчитывает, что до конца года будет принят закон о запрете на взимание банковских комиссий с обязательных коммунальных платежей.

Отдельно закрепят статус самозанятых граждан, включая их права и гарантии

В Госдуме также подготовят окончательную редакцию законопроекта о распределенной опеке над недееспособными гражданами (это поручение президента). Кроме того, в новую сессию ожидается принятие законопроекта о регулировании фармацевтического рынка, продолжение работы над поправками об удаленке. Еще, по словам первого замглавы фракции «ЕР» Андрея Исаева, планируется представить второй пакет изменений в ТК и разработать законопроект, закрепляющий социальные гарантии самозанятым и их права.

Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе осуществляется в трех чтениях, если палатой применительно к конкретному законопроекту не принимается другое решение. В первом чтении обсуждаются основные положения законопроекта, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта. Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада ответственного комитета палаты. Рассмотрение законопроекта, внесенного Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, субъектом Российской Федерации, начинается с обоснования их представителями необходимости законопроекта и заканчивается их заключительным словом с анализом высказанных в ходе обсуждения законопроекта предложений и замечаний. В ходе рассмотрения заслушиваются предложения и замечания фракций и депутатских групп, полномочного представителя Президента Российской Федерации, представителей Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний, отклонить законопроект или принять закон. В случае принятия законопроекта Дума может установить сроки подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение. Дума может также принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.

Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Это решение оформляется постановлением Государственной Думы.

Законопроект, принятый в первом чтении, в течение пяти дней направляется для сведения в Совет Федерации.

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, поступают в соответствующий комитет Государственной Думы. Такие поправки вправе вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации могут вносить поправки к законопроекту по вопросам их ведения.

Ответственный комитет изучает и обобщает поправки. Комитет вправе проводить независимую экспертизу поправок на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным конституционным законам. Лица, внесшие поправки, вправе уточнять их в ходе обсуждения в комитете. После рассмотрения на заседании комитета доработанный законопроект представляется в Совет Государственной Думы для включения в календарь рассмотрения палатой вопросов во втором чтении. Вместе с законопроектом комитетом представляется таблица поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, и таблица одобренных комитетом поправок. Таблицы направляются также Президенту Российской Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему данный законопроект, и Правительству Российской Федерации.

В начале второго чтения законопроекта с докладом выступает представитель ответственного комитета, который сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают полномочный представитель Президента Российской Федерации, представители инициатора законопроекта, Правительства Российской Федерации. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения фракций и депутатских групп или депутатов против поправок, включенных ответственным комитетом в законопроект при его доработке. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого обоснования. Докладчик отвечает на возражения, после чего проводится голосование об одобрении или отклонении поправки.

При рассмотрении возражений против поправок, включенных ответственным комитетом в законопроект при его доработке, проводится голосование о принятии проекта за основу. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов. В случае принятия законопроекта за основу председательствующий ставит на голосование вопрос об утверждении рекомендации комитета по отклонению соответствующих поправок. При утверждении данной рекомендации на голосование ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении.

Если же законопроект за основу не принят, то на голосование ставится вопрос о продолжении обсуждения или его отклонении. Если принято решение о дальнейшем обсуждении, Дума переходит к рассмотрению поправок, отклоненных ответственным комитетом. После принятия решения по отклоненным поправкам проводится голосование о принятии законопроекта во втором чтении. В результате голосования Государственная Дума принимает законопроект во втором чтении либо отклоняет его.

Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимосвязей статей и редакционной правки ввиду изменения тек ста законопроекта при втором чтении. По завершении этой работы законопроект в течение семи дней представляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для включения в календарь рассмотрения вопросов.

При третьем чтении не допускаются внесение в законопроект поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Только в исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов, возможно возвращение к процедуре второго чтения законопроекта.

Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый закон в течение пяти дней передается на рассмотрение в Совет Федерации. Решение об этом оформляется постановлением Государственной Думы.

В случаях если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со ст. 106 или ст. 108 Конституции Российской Федерации и если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней данный федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Для входа на официальный сайт федерального портала нормативных правовых актов необходимо перейти по , где в левом верхнем углу вы увидите меню «Личный кабинет». Вход на сайт осуществляется с помощью логина и пароля, полученных при регистрации профиля. В качестве альтернативного варианта можно использовать сайт Госуслуг, предварительно связав их в настройках.

Я новый пользователь. С чего начать?

Федеральные органы исполнительной власти, государственные органы и организации от своего имени размещают на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru информацию в соответствии с требованиями следующих постановлений Правительства Российской Федерации:

  • от 25 августа 2012 г. № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения»;
  • от 17 декабря 2012 г. № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
  • от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
  • от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

Для получения на портале доступа к личному кабинету разработчика служащим необходимо обратится к представителю своего федерального органа исполнительной власти, государственного органа или организации, ответственного за регистрацию (письмо Минэкономразвития России от 5 февраля 2015 г. № 2107-ОФ/Д09и) или в службу методологической поддержки пользователей портала.

Как разместить новый акт?

Для того, чтобы разместить новый проект нормативного правового акта, перейдите на Ваш рабочий стол и нажмите кнопку «Создать проект».

Если Вы еще не авторизованы на портале, система предварительно потребует авторизации.

Список моих проектов

Для того, чтобы обратиться к списку проектов нормативных правовых актов, размещенных Вами на портале, перейдите на Ваш рабочий стол в личном кабинете .

Если Вы еще не авторизованы на портале, система предварительно потребует авторизации.

Новое в сфере подготовки НПА

0 июня 2016 г. правительством Российской Федерации принято постановление
№ 613 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (постановление № 613), которым вносится ряд изменений в процедуру ОРВ.

Среди нововведений, направленных на совершенствование процедуры ОРВ, следует назвать:

► исключение из предметной области ОРВ проектов нормативных правовых актов (далее – проекты актов) в части изменения кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

► исключение этапа размещения уведомления о начале разработки проектов актов
на официальном сайте regulation.gov.ru для проектов актов:

— подлежащих разработке в связи с принятием федеральных конституционных законов, федеральных законов;

— разработка которых прямо предусмотрена поручениями или указаниями Президента Российской Федерации, поручениями Председателя Правительства Российской Федерации;

— размещаемых на официальном сайте после возврата нормативного правового акта без государственной регистрации Минюстом России в соответствии с пунктом 16 Правил подготовки нормативных правовых актов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009);

► возможность проведения публичных консультаций в отношении проектов актов в рамках заседания Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации по решению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации.

Независимая антикоррупционная экспертиза

Это один из основных этапов разработки проекта нормативного правового акта, который проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, а также в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативно правовых актов и проектов нормативно правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года №96.

Для отображения всех проектов нормативных правовых актов, в отношении которых в настоящее время проводится процедура независимой антикоррупционной экспертизы, перейдите .

Оценка регулирующего воздействия

Это совокупность проводимых государственными органами аналитических процедур, направленных на выявление и оценку экономических последствий введения нового или применения существующего государственного регулирования. Главная цель ОРВ – соотнести выгоды от принятия решения с издержками бизнеса, которые это решение влечет.

Для отображения всех проектов нормативных правовых актов, в отношении которых в настоящее время проводится процедура оценки регулирующего воздействия, перейдите .

Как зарегистрироваться в качестве эксперта

Регистрация на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов предоставляет посетителям возможность оперативно получать всю интересующую информацию о законотворческих инициативах федеральных ведомств, подписываться на обновления интересующих их документов, участвовать в общественных обсуждений размещенных на портале проектов нормативных правовых актов, направлять свои предложения посредствам портала и автоматически получать информацию о статусе их рассмотрения.

Для перехода на портале к Вашему личному кабинету эксперта необходимо иметь регистрацию в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации».

Для перехода на страницу регистрации перейдите по ссылке «Регистрация» в правом верхнем углу страницы или воспользуйтесь прямой ссылкой: http://esia.gosuslugi.ru/registration.

Для регистрации новой учетной записи необходимо заполнить поля формы регистрации:

  • — Фамилия;
  • — Имя;
  • — Номер мобильного телефона или адрес электронной почты.

После этого следует нажать кнопку «Зарегистрироваться».

При выборе способа регистрации по мобильному телефону будет отправлено sms-сообщение с кодом подтверждения номера мобильного телефона. Его необходимо ввести в специальное поле, которое отображается на экране. Данный код можно ввести в течение 5 минут (информация об оставшемся времени будет отображаться в виде обратного отсчета секунд). Если это время истекло, Вы можете запросить новый код подтверждения номера мобильного телефона (в этом случае кнопка «Получить новый код подтверждения» станет активной).

При выборе способа регистрации по электронной почте отобразится страница подтверждения адреса электронной почты пользователя. На указанный адрес электронной почты будет отправлено письмо, содержащее ссылку для создания упрощенной учетной записи. Для завершения создания зарегистрированной учетной записи следует перейти по содержащейся в письме ссылке или скопировать и вставить указанную ссылку в адресную строку браузера и нажать кнопку «Ввод». Время действия данной ссылки составляет 3 дня.

Финальным этапом регистрации учетной записи является ввод пароля.

Пароль необходимо ввести два раза. Пароль должен удовлетворять следующим критериям надежности: 8 символов латинского алфавита, строчные и заглавные буквы, цифры.

Всенародное обсуждение законопроекта

ВСЕНАРОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА — разновидность форм прямой демократии, позволяющая гражданам непосредственно влиять на содержание принимаемого закона. Институт всенародных обсуждений позволяет как наиболее полно учесть всю совокупность интересов, подлежащих законодательному признанию, так и точнее разобраться в их структуре, состоянии сбалансированности, или согласованности. Использование в законодательной деятельности практики всенародных обсуждений в более широком плане характеризует демократизм государственной системы. Очевидно, что широкое обсуждение законопроектов способствовало бы закреплению в законе согласованных интересов. Представляется, что следует ввести в практику неформальные, действительно всенародные обсуждения законопроектов. Правило Регламента Государственной Думы о том, что «Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении» (ст. 119 Регламента) носит скорее рекомендательный характер и не обязывает законодателя использовать конституционную по своему уровню форму согласования интересов в законе. Думается, что соответствующее положение императивного характера должно получить закрепление в специальном законе «О нормативных правовых актах». Чаще всего возражения против использования в законотворческой практике всенародных обсуждений связаны с тем, что это якобы влечет за собой соответствующие материальные затраты, не способствует повышению качества разрабатываемого закона. Очевидно, определенные издержки есть. Однако представляется, что позитивная сторона такого рода обсуждений гораздо более значительна и заключается в следующем. Во-первых, проведение всенародных обсуждений позволяет привести в действие конституционное положение, сформулированное в статье 3 Конституции РФ. Очевидно, что народу не только принадлежит власть, но он вправе в конституционных формах распоряжаться ею по своему усмотрению. При таком подходе категория «законодательная воля» будет точнее соответствовать общей воле, или согласованному интересу. Во-вторых, посредством всенародных обсуждений в законодательный процесс включается всенародное лобби и тем самым ставится надежный заслон тем формам лоббизма, которые направлены на утверждение в законе групповых (корпоративных), узконаправленных интересов. В-третьих, всенародные обсуждения дают возможность опробовать обсуждаемый закон с точки зрения его социальной пригодности, полезности, определить его способность решать реальные социальные проблемы. В-четвертых, законодательный процесс в этой связи становится прозрачным, свободным от конъюнктуры и намерений отдельных групп людей.

Понятно, что эффективность всенародных обсуждений зависит от создания качественного и эффективного механизма учета высказанных пожеланий, рекомендаций. С технической стороны возможности компьютерных технологий позволяют успешно решать проблемы такого рода. Следовательно, институт всенародных обсуждений правомерно рассматривать как: а) источник выявления специфических интересов, требующих отражения в законе; б) форму демократического контроля населения за властью в вопросах законодательства и одновременно всенародного лоббирования специфических интересов, добиваясь таким образом признания их в качестве всеобщих; в) всенародную экспертизу законопроекта, обсуждаемого в парламенте. Такой вид обще-социальной экспертизы направлен на то, чтобы отсечь неправомерные притязания относительно признания в законе корпоративных и иных интересов, противоречащих общему интересу.

На официальном сайте нижней палаты парламента появился соответствующий материал. В нем поясняется, кто имеет право внести законопроект на рассмотрение Госдумы, сколько чтений проходит документ и в чем особенности каждой из них, кто подписывает финальный вариант текста.

Так, подчеркивается, что не каждая инициатива становится законом. Также перечисляются лица, которым принадлежит право законодательной инициативы. К ним относятся Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Законопроекты могут инициировать Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации – однако только по вопросам, касающимся их ведения (ст. 104 Конституции Российской Федерации).

Поступающий в Госдуму законопроект и материалы к нему направляются на имя Председателя Госдумы, регистрируются в Управлении документационного обеспечения Аппарата Госдумы в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота Госдумы с присвоением уникального регистрационного номера. В свою очередь, в Системе обеспечения законодательной деятельности на документ заводится электронная регистрационная карта, в которой отражается необходимая информации о проекте (начиная с даты его поступления, списка инициаторов и сведений о прохождении в Госдуме и заканчивая данными об одобрении Госдумой или о принятии и рассмотрении соответствующего закона Советом Федерации и о подписании Президентом РФ).

Затем документы направляются в профильный комитет, который проверяет их на соответствие установленным требованиям, после чего поступают в Совет Госдумы. Последний может вернуть законопроект профильному комитету или инициатору, либо сразу включить его в примерную программу работы Госдумы, назначив при этом ответственный за документ комитет (или несколько комитетов), который проведет основную работу над законопроектом (с привлечением экспертов, представителей профессиональных и научных сообществ, созданием рабочих групп для анализа предложений по совершенствованию инициативы, проведением парламентских слушаний, круглых столов и т. д.). Рассмотренный ответственным комитетом и рекомендованный к принятию или отклонению депутатами законопроект подлежит рассмотрению на пленарных заседаниях.

Процесс рассмотрения законопроекта в Госдуме включает три стадии:

  • первое чтение (рассматривается концепция законопроекта, оценивается его актуальность и практическая значимость, соответствие Конституции РФ, заслушивается доклад разработчика документа и проводится голосование за его принятие в первом чтении – если не будет собрано достаточное количество голосов, то законопроект будет считаться отклоненным);
  • второе чтение (предусматривает более детальное обсуждение законопроекта с различными вариантами поправок, составленными ответственным комитетом в виде таблиц, в случае принятия законопроекта во втором чтении он направляется в ответственный комитет для устранения возможных противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, а после этого вместе с заключением Правового управления Аппарата Госдумы представляется ответственным комитетом в Совет Госдумы, который включает его в проект порядка работы Госдумы для рассмотрения в третьем чтении);
  • третье чтение (заслушивается доклад представителя ответственного комитета, выступления фракций, проводится голосование за принятие документа в целом).

Одобренные Госдумой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Госдумы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями Правительства РФ и иными сопутствующими материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом Госдумы и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Обязательному рассмотрению верхней палатой парламента подлежат федеральные конституционные законы, законы о поправках в Конституцию РФ, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, а также законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты госграницы. Остальные законы Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать – это будет означать согласие с их принятием.

Наконец, последним этапом является подписание и обнародование закона Президентом РФ в течение 14 дней после поступления документа из Совета Федерации. Если глава государства отклонит закон, то обе палаты парламента будут рассматривать его повторно. При этом, если федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то Президент должен будет подписать его и обнародовать в течение семи дней.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания Президентом. Что касается вступления законов в силу, то, по общему правилу, они начинают действовать через 10 дней после официального опубликования. Однако в самом документе может быть указан иной срок вступления его в силу (в виде конкретной даты или периода, по истечении которого нормы закона начнут действовать).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *