Обязанность уплачивать страховые взносы

Возникновение у предпринимателей обязательств по уплате фиксированного платежа

В статьях 346.1, 346.11, 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) для индивидуальных предпринимателей сохранена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Закон №167-ФЗ), взимаемых и при общем режиме налогообложения. Согласно пункту 1 статьи 28 Закона №167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию с момента государственной регистрации и до аннулирования государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Таким образом, фиксированный платеж является обязательным для уплаты всеми предпринимателями вне зависимости от того, какую систему налогообложения они применяют: традиционную, упрощенную или переведены на уплату единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога.

Отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них в связи с этим обязанности по уплате страховых взносов направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из статьи 39 Конституции Российской Федерации (пункт 2,1 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года №183-О «По жалобе гражданки Урбиной Музы Ивановны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в российской федерации» и абзаца шестого статьи 16 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.

Кроме того, для индивидуальных предпринимателей, которые после установления им трудовой пенсии по старости или инвалидности продолжают предпринимательскую деятельность, предусмотрена возможность ежегодного перерасчета страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших на их индивидуальный лицевой счет страховых взносов (пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и, таким образом, уплата страховых взносов позволяет увеличить размер получаемой пенсии.

Обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса. Кроме того, статья 28 Закона №167-ФЗ не ставит обязанность уплаты минимального размера фиксированного платежа в зависимость от того, имел индивидуальный предприниматель доход или нет.

Судебная практика также свидетельствовала о том, что уплата предпринимателями страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится в зависимость от факта ведения предпринимателями деятельности и получения дохода. Такое решение было вынесено ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 6 апреля 2005 года по делу №Ф03-А51/05-2/420, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 16 марта 2005 года по делу №А52/5848/2004/2, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 14 октября 2004 года по делу №А17-1336/2357/5, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 10 ноября 2004 года по делу №Ф04-7896/2004(6129-А02-7). По мнению судей, факт осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности физическими лицами, обладающими статусом предпринимателя, равно как и ее результат (получение дохода либо его неполучение), не влияет на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов.

Также согласно пункту 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 августа 2004 №79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» (далее Письмо №79) индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном законом порядке, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа, независимо от того, осуществляет ли он предпринимательскую деятельность. Поэтому уплачивать его должны даже те граждане, которые вообще не получают никаких доходов. В этом же пункте Письма №79 суд уточнил, что предприниматель вправе уплачивать фиксированный взнос как частями — по итогам каждого месяца, так и единовременно — в конце года.

Однако в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года №182-О «По жалобе гражданки Ожгибесовой Светланы Владимировны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 — 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» указано, что нормативные положения пунктов 1 — 3 статьи 28 Закона №137-ФЗ во взаимосвязи с положениями его статьи 17, а также статей 2, 3, 10 и 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года №182-О «По жалобе гражданки Ожгибесовой Светланы Владимировны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 — 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» указано:

«возлагая на женщин — индивидуальных предпринимателей обязанность уплачивать страховые взносы за период, в течение которого предпринимательская деятельность в связи с рождением ребенка и уходом за ним ими не осуществлялась, эти нормы неправомерно ограничивают свободу труда, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, ставят их в неравное положение по сравнению с женщинами, работающими по трудовому договору, поскольку ни от страхователя-работодателя, ни от самой женщины Закон не требует уплаты страховых взносов за периоды отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет».

Кроме того, взыскание с женщины — индивидуального предпринимателя страховых взносов за указанный период приводит к тому, что она, не имея иных доходов, кроме выплачиваемых в связи с рождением ребенка пособий, вынуждена уплачивать их за счет этих пособий, лишаясь тем самым части полагающихся в связи с рождением ребенка сумм.

Предусмотренная законодательством государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по уплате страховых взносов в ПФР.

Вместе с этим процедура прекращения этого статуса также является заявительной. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Вместе с тем, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года №211-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Протасова Юрия Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 14 и статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от указанного статуса, он не лишается возможности защитить свои права при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

При этом, как посчитали судьи, предписания статьи 28 Закона №167-ФЗ не препятствуют при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять им решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период.

Таким образом, исходя из решений, указанных в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года №211-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Протасова Юрия Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 14 и статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 12 мая 2005 года №182-О «По жалобе гражданки Ожгибесовой Светланы Владимировны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 — 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», уплата предпринимателями страховых взносов в виде фиксированного платежа все же ставится в зависимость от факта ведения предпринимателями предпринимательской деятельности и получения дохода.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся пенсионерами, действующим законодательством по обязательному пенсионному страхованию не освобождаются от уплаты фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

По мнению судей, изложенному в пункте 6 Письма №79, фиксированный взнос в ПФР предприниматели-пенсионеры также должны перечислять. Судьи указали, что с момента назначения трудовой пенсии лицу, ранее зарегистрированному в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, не прекращается его обязанность по уплате страховых взносов, которые продолжают учитываться на его индивидуальном лицевом счете и в связи с уплатой которых производится перерасчет размера пенсии.

Пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» во взаимосвязи со статьями 3, 10 данного Закона и статьей 7 Закона №167-ФЗ устанавливает, что в случае продолжения трудовой деятельности застрахованными лицами после назначения пенсии им по их заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности) при условии, что ими уплачиваются страховые взносы в ПФР. А пунктом 10 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлен порядок перерасчета накопительной части трудовой пенсии.

Исходя из вышесказанного, гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, при любых обстоятельствах обязан уплачивать фиксированный взнос, поскольку действующим законодательством не предусмотрено освобождение индивидуального предпринимателя от уплаты страховых взносов в ПФР после достижения им пенсионного возраста. Аналогичного мнения придерживается ФАС Северо-Западного округа в Постановлениях от 12 апреля 2004 года по делу №А26-7208/03-211, от 1 июня 2004 года по делу №А26-7327/03-24.

Однако при уплате фиксированного платежа необходимо учитывать вывод судей, изложенный в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года №183-О «По жалобе гражданки Урбиной Музы Ивановны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в российской федерации» и абзаца шестого статьи 16 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей деятельности индивидуальных предпринимателей, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Индивидуальные предприниматели».

Уплата страховых взносов

  • государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;
  • все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных:
  • с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
  • с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
  • с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
  • с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, которые получают спортсмены и работники физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивные судьи для участия в спортивных соревнованиях;
  • с увольнением работников, за исключением:
  • компенсации за неиспользованный отпуск;
  • суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка;
  • с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
  • с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;
  • с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации, в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
  • с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность;

ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ:

  1. выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
  2. выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
  3. компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников;
  • суммы единовременной материальной помощи:
  • физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
  • работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении или удочерении) ребенка, которым эта материальная помощь выплачивается в течение первого года после рождения (усыновления или удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка;
  • доходы (за исключением оплаты труда работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;
  • суммы страховых платежей:
  • по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком страховых взносов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;
  • по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;
  • по договорам негосударственного пенсионного обеспечения;
  • взносы работодателя, уплаченные плательщиком страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в размере уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;
  • взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, в размере уплаченных взносов;
  • стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными работниками за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, избираемых непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума Российской Федерации, иных групп участников референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;
  • стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов государственной власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в их личном постоянном пользовании;
  • стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников;
  • суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период;
  • суммы платы за обучение по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам работников;
  • суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;
  • суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы, лицами начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных органах в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • суммы выплат и других вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации.

В базу для начисления страховых взносов, кроме вышеуказанных выплат, не включаются:

  • в части страховых взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации, — суммы денежного содержания (ежемесячного денежного вознаграждения) и иные выплаты, получаемые прокурорами и следователями, а также судьями федеральных судов и мировыми судьями, выплаты и иные вознаграждения, осуществляемые в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде (включенном в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой) по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг;

ВНИМАНИЕ! При оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичный порядок обложения страховыми взносами применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном (административном) подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *