Обязательное страхование автогражданской ответственности

Содержание

Зачем нужна ОСАГО

Эта автостраховка нужна для защиты людей, попавших в дорожные аварии. Если вы на своей машине разбили или повредили другой автомобиль, витрину магазина, забор, покалечили кого-то и виноваты в ДТП, то страховая компания заплатит за эти убытки пострадавшим в пределах страховой суммы.

Стоимость полиса ОСАГО и ограничения по выплатам полностью регулируется государством. Это гарантирует низкую стоимость страховки и обязательность выплат в случае наступления ДТП.

Максимальная сумма страховки (выплаты) составляет:

  • до 160 тыс. рублей за причинение вреда жизни и здоровью каждому потерпевшему;
  • до 120 тыс. рублей за поврежденное имущество одному потерпевшему или до 160 тыс. рублей на всех.

Размер этих выплат можно увеличить за счет добровольного страхования гражданской ответственности (ДСАГО). Эту услугу предлагают многие страховщики – за небольшую доплату верхний порог указанных цифр можно увеличить в несколько раз.

Без полиса ОСАГО вы не имеете права ездить на машине (за это полагается штраф), не можете поставить свой автомобиль на учет в ГИБДД. Каждый водитель, который садится за руль автомобиля, должен быть вписан в полис ОСАГО, либо в нем должна стоять отметка о том, что число водителей «без ограничения».

Полис ОСАГО нужно хранить вместе с документами на автомобиль и предъявлять инспектору ДПС при первом требовании. Если вы забудете его дома, то представитель правопорядка имеет право отправить вашу машину на штрафстоянку. Рекомендуем не выкидывать старые полисы в течение пяти лет после окончания их действия – это может сделать ваши будущие страховки дешевле.

Необходимо знать, что полис ОСАГО не защищает от кражи вашей машины или ее повреждения. Для полной защиты авто рекомендуется приобретать полис КАСКО.

Как рассчитывается цена полиса ОСАГО

Неопытные платят больше

Несмотря на то, что законом установлен базовый тариф ОСАГО, на стоимость полиса влияет множество факторов. Дороже всего ОСАГО обойдется молодым водителям и водителям со стажем вождения до трех лет. И тот и другой фактор увеличивает стоимость ОСАГО (применяются повышающие коэффициенты от 1,3 до 1,7), поэтому при расчете тарифа необходимо учитывать возраст водителя (до 22 лет) и число лет практики за рулем.

Страховые тарифы по ОСАГО имеют различную стоимость при аварийной и безаварийной езде. Опытным водителям, не создававшим ДТП в течение нескольких лет, предоставляются значительные скидки; чем больше стаж безаварийной езды, тем выше сумма поощрения. Так как к управлению автомобилем часто допускается несколько водителей, считается допустимым применять этот понижающий коэффициент для ОСАГО только с учетом истории вождения каждого из них.

Стоимость ОСАГО увеличивается, если число водителей, допущенных к управлению ТС, не ограничено (к тарифу добавляется коэффициент 1.7).

Москвичи платят больше всех

На то, как рассчитывается ОСАГО, влияет регион, в котором «прописан» автомобиль: страховые тарифы существенно увеличиваются для москвичей и петербуржцев (применяются повышающие коэффициенты 2 и 1,8 соответственно); в московской, ленинградской областях и в крупных городах Российской Федерации повышающий коэффициент составляет 1,3-1,7 , зато в убыточных регионах применяется понижающий коэффициент.

Много водителей — выше цена

И, разумеется, стоимость автогражданки зависит от самого автомобиля, вернее, от мощности двигателя. Так как количество лошадиных сил влияет на стоимость страховки в обоих направлениях, владельцы маломощных авто могут считать ОСАГО дешевым, а сильных автомобилей – дорогим.

Зеленая карта

Основная статья: Зеленая карта (страхование)

2020

Новую систему ОСАГО разработала Epam за 2 млрд рублей

28 июня 2020 года состоялся запуск новой автоматизированной информационной системы (АИС) ОСАГО, а также стали известны разработчики проекта. Подробнее .

Запуск новой ИТ-системы для ОСАГО

16 июня 2020 года Российский союз автостраховщиков (РСА) объявил о подготовке к запуску новой ИТ-системы для ОСАГО. Она заработает 28 июня и получит несколько новых технологических решений. Подробнее .

2019

Средняя цена на полис ОСАГО снизилась на 5%

Инициатива Банка России по либерализации тарифов ОСАГО, проработанная совместно со страховым сообществом демонстрируют неплохие итоги. За 2019 год средняя цена на полис ОСАГО снизилась на 5%, а количество договоров выросло на 1,3%. Компании Альфа-Страхование, Ресо-Гарантия и Ингосстрах, одни из ключевых лоббистов реформы, считают что за 15 лет законодательство, включая последние изменения в рамках реформы, значительно усовершенствовано и с точки зрения ценообразования и с точки зрения возмещения ущерба. Однако, представители компаний считают, что снижение стоимости ОСАГО зависит от дальнейшего реформирования данного направления, когда тариф на полис будет индивидуальным для каждого водителя. Что сейчас лоббирует как ЦБ, ВСС, так и Комитет ГД по финансовому рынку.

В России заработало приложение для оформления мелких ДТП без вызова ГИБДД

1 ноября 2019 года было запущено приложение «Помощник ОСАГО», которое позволяет автомобилистам оформлять мелкие ДТП без участия ГИБДД. Программа заработала в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Татарстане. Подробнее .

Штрафы с камер за отсутствие ОСАГО будут выписывать с начала 2020 года

В конце августа 2019 года вице-премьер Максим Акимов назвал сроки, когда водителей в России начнут штрафовать за езду без полисов ОСАГО, если нарушение зарегистрировали камеры фотовидеофиксации. Подробнее .

Водители в России смогут предъявлять ОСАГО на смартфоне

13 августа 2019 года МВД России сообщило о разработке поправок к Правилам дорожного движения (ПДД), которые корректируют перечень документов, предъявляемых для проверки сотрудникам ГИБДД. В рамках этих нововведений водителям разрешать предъявлять электронный полис ОСАГО на экране смартфона.

В соответствии с предлагаемыми поправками водитель, оформивший договор ОСАГО в электронном виде, получит возможность предъявлять сотруднику ГИБДД для проверки как копию страхового полиса на бумажном носителе, так и в виде электронного документа на каком-либо электронном устройстве или носителе, — говорится в сообщении МВД.

Водителям разрешат предъявлять сотруднику ГИБДД электронный полис ОСАГО на смартфоне или другом электронном устройстве

Сотрудник ГИБДД сможет проверить действительность ОСАГО через автоматизированную информационную систему обязательного страхования.

К 13 августа 2019 года проект постановления правительства проходит процедуру общественного обсуждения на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов. Проект постановления призван привести положения ПДД в соответствие с нормами федерального закона об ОСАГО, пояснила официальный представитель МВД РФ Ирины Волк.

Пока водители — обладатели электронных ОСАГО — обязаны иметь при себе бумажную копию электронного полиса. Ранее Центробанк изменил правила оформления таких полисов. В частности, регулятор установил требования к электронным копиям документов, которые клиенты загружают на сайт страховщика.

С 1 января 2017 года все страховые компании обязаны продавать «автогражданку» в электронном виде. Однако это новшество не помогло побороть рынок поддельных ОСАГО: к середине 2019 года количество таких случаев мошенничества выросло на 20%, а фальшивками оказываются как бумажные, так и электронные документы.

Дорожные камеры начали вычислять водителей без страховки в России

В начале августа 2019 года стало известно о том, что дорожные камеры в Москве начали вычислять водителей без полиса ОСАГО. Система проходит тестирование, в ходе которого автомобилистам вместо штрафа приходят письма от ГИБДД с рекомендацией оформить страховку.

В письмах сказано, что когда тестирование закончится, автовладельцам придет штраф 800 рублей. Водителям также предложено позвонить на горячую линию Российского союза автостраховщиков (РСА), если допущена ошибка и страховка есть, отмечается в статье.

ГИБДД, столичный Центр организации дорожного движения (ЦОДД) и Российский союз автостраховщиков (РСА) начали тестирование в Москве системы автоматической проверки наличия полиса ОСАГО с помощью дорожных камер

Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на президента РСА Игоря Юргенса, пилотные испытания перед запуском проекта длились несколько месяцев и выявили 730 тыс. водителей без страховки. Они перепроверили данные через 20 дней.

Отклонение по цифрам было единичным, это означает, что лишь немногие из них купили полис ОСАГО за это время, — рассказал он.

К началу августа 2019 года механизм взаимодействия обмена и сверки информации о нарушителях не автоматизирован. Центр организации дорожного движения направляет в ГИБДД данные обо всех уникальных проездах в конкретный день, ГИБДД дополняет их сведениями о номере кузова, шасси, VIN, другими данными и переправляет этот массив в РСА. Последний, используя собственную базу данных, формирует перечень автовладельцев, у которых нет полиса и отправляет его обратно в ГИБДД, где и формируется информационное письмо.

Система фотофиксации нарушителей, не имеющих полиса ОСАГО, после проведения пилота в Москве заработает и в других городах, рассчитывают в РСА. В частности, планируется запуск Казани и Санкт-Петербурге. Впоследствии технология быть распространена на всю Россию, но сроки не называются.

Выбор Москвы в качестве места для первичного тестирования системы сделан неслучайно. К началу августа 2019 года в российской столице работает более 1,5 тыс. камер (находятся в введении ЦОДД), в сутки они фиксируют порядка 50 млн проездов всех авто (3 млн транспортных средств).

Запуск системы проверки ОСАГО дорожными камерами задерживается из-за технических проблем

1 февраля 2019 года стало известно о проблемах с запуском в системы проверки ОСАГО дорожными камерами. МВД РФ и Российский союз автостраховщиков (РСА) не смогли выполнить в срок поручение правительства по объединению информационных баз данных.

Их интеграция необходима для того, чтобы эффективно проверять полисы. Суть механизма следующая: РСА создаст список действующих полисов и автовладельцев на конкретную дату, а ГИБДД — добавит номера автомобилей. Далее эта информация передается в ЦОДД, где уже выявляют нарушителей. При обнаружении транспорта без полиса запланированы проверки в обратном порядке, от ЦОДД к РСА. За этим последует вынесение штрафа в размере 800 рублей.

Сроки, назначенные правительством для тестового запуска проверки наличия полисов ОСАГО при помощи камер автоматической фиксации, истекли 1 февраля 2019 года

Вице-премьер Максим Акимов давал поручение создать систему проверки наличия полиса ОСАГО у выезжающих на дороги водителей к 1 февраля 2019 года, однако возникли технические трудности, пишет «Коммерсантъ».

Во-первых, выяснилось, что в базе ГИБДД и автоматической информационной системы ОСАГО есть «определенные расхождения» в сведениях о транспортных средствах. Так, например, в полисах с ошибками могут быть записаны VIN-номера. По имеющимся данным, исправлений или дополнений требуют порядка 6 млн полисов, внесенных в базу данных.

Кроме того, как рассказал изданию исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, водители зачастую не утруждают себя информированием страховщиков о регистрационных знаках автомобилей. Такое случается, например, при оформлении полиса перед регистрацией нового автомобиля в ГИБДД: договор заключается на машину, еще не имеющий номерного знака, а по получении номеров водители далеко не всегда сообщают об этом в страховые компании.

Даже если базы получится объединить, запуск системы чреват рисками для водителей, предупреждает эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман. Речь, например, о добросовестных водителях, которые по незнанию купили фальшивый полис, их ждет штраф.

2018: В Москве запускают систему проверки ОСАГО дорожными камерами

В начале сентября 2018 года стало известно о запуске в России системы автоматической проверки полисов ОСАГО у автомобилистов. Проект стартует в Москве в ноябре, а затем его могут распространить на всю страну. Подробнее .

Ссылки

Калькулятор ОСАГО на Sravni.ru

В соответствии с абзацем 8 статьи 1 федерального закона № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (об ОСАГО), договор ОСАГО является публичным. Согласно пункту 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Каков срок заключения договора ОСАГО?

Согласно части 1 статьи 445 ГК РФ, страховая компания обязана заключить договор ОСАГО в течение 30 дней со дня получения соответствующего обращения гражданина.

Договор обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) заключается на один год в отношении владельца транспортного средства и лиц, допущенных к его управлению, путем оформления страхового полиса на бумажном носителе или в виде электронного документа.

Бланк полиса ОСАГО имеет единую форму на всей территории Российской Федерации.

Для заключения договора страхователь (как правило, владелец авто) предоставляет в выбранную страховую компанию необходимые документы, указанные в статье 15 федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Круг лиц, допущенных к управлению транспортным средством, может быть ограниченным или нет. В течение срока действия договора в список лиц, имеющих право управлять автомобилем, могут вноситься изменения. А вот изменить в действующем полисе само транспортное средство, срок страхования или страхователя невозможно.

Типовой договор страхования ОСАГО содержит наименование сторон, срок действия договора, страховую сумму, объект страхования, размер страховой премии, подписи сторон и другие данные.

Договор ОСАГО может быть расторгнут досрочно, по инициативе как страховой компании, так и страхователя, в предусмотренных законодательством случаях. При этом часть страховой премии возвращается страхователю.

Образец страхового полиса можно посмотреть .

Существенные условия договора ОСАГО и других видов страхования регламентированы статьей 942 ГК РФ.

Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2020 года

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе. Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента. Новый закон об ОСАГО 2020 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.

Суть закона об обязательном страховании гражданской ответственности

  1. Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
  2. Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.
  3. Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.

    • Статья 1 Основные понятия
    • Статья 2 Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
    • Статья 3 Основные принципы обязательного страхования
      • Статья 4 Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
      • Статья 5 Типовые условия договора обязательного страхования
      • Статья 6 Объект обязательного страхования и страховой риск
      • Статья 7 Страховая сумма
      • Статья 8 Государственное регулирование страховых тарифов
      • Статья 9 Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов
      • Статья 10 Срок действия договора обязательного страхования
      • Статья 11 Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
      • Статья 11.1 Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
      • Статья 12 Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда
      • Статья 12.1 Независимая техническая экспертиза транспортного средства
      • Статья 13 Страховая выплата
      • Статья 14 Право регрессного требования страховщика
      • Статья 14.1 Прямое возмещение убытков
      • Статья 15 Порядок осуществления обязательного страхования
      • Статья 16 Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств
      • Статья 16.1 Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования
      • Статья 17 Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования
        • Статья 18 Право на получение компенсационных выплат
        • Статья 19 Осуществление компенсационных выплат
        • Статья 20 Взыскание сумм компенсационных выплат
          • Статья 21 Страховщики
          • Статья 22 Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию
          • Статья 23 Замена страховщика
            • Статья 24 Профессиональное объединение страховщиков
            • Статья 25 Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков
            • Статья 26 Правила профессиональной деятельности
            • Статья 26.1 Соглашение о прямом возмещении убытков
            • Статья 27 Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат
            • Статья 28 Имущество профессионального объединения страховщиков
            • Статья 29 Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения
              • Статья 30 Информационное взаимодействие
              • Статья 31 Международные системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
              • Статья 32 Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию
              • Статья 33 О вступлении в силу настоящего Федерального закона
              • Статья 34 Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

              Контроль над исполнением закона

              Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.

              В 2019 году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.

              В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.

              Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

  1. Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
  2. Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
  3. Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.
  4. С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
  5. С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования. Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика. Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.
  6. В этом году увеличены страховые выплаты по ОСАГО по Европротоколу, лимит которых теперь составит 100 000 рублей. Денежная компенсация при страховых случаях будет предоставляться, если счёт СТО превышает лимит в 400 000 рублей, а страхователь не желает доплачивать разницу из своего кармана. Финансовое возмещение также будет осуществляться:
    — при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней),
    — в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,
    — при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.

Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:

  • недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
  • возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
  • высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
  • распространение поддельных полисов ОСАГО;
  • необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны

Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.

Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях. Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки. В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.

Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле. Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства. Принимаемые поправки к закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *