Оплата за классное руководство

Всего в российских школах сегодня более 838 тысяч классов, в которых обучается более 16,5 млн школьников.

Татьяна Куприянова, зампредседателя Общероссийского профсоюза образования:

— Доплата в пять тысяч рублей за классное руководство — это очень серьезная поддержка. Ведь у нас практически каждый учитель еще и классный руководитель. В прошлом году мы проводили всероссийский мониторинг: смотрели структуру зарплат, размеры ставок и окладов, выплаты за проверку тетрадей, заведование кабинетами и т.д. Что оказалось? В разных регионах классные руководители за свою работу получают от 22 рублей в месяц (только вдумайтесь!) до 6400 рублей. Поэтому очень важно продумать механизм, как эти 5 тысяч рублей будут выплачиваться.

Очевидно, что средства должны поступать сверх того фонда оплаты труда, который складывается в каждой школе. Учителя больше всего боятся, что одновременно с новой федеральной доплатой региональные власти сразу сократят какие-то другие надбавки. Этого ни в коем случае нельзя допустить. Еще один важный момент: ни в одном законе не прописано, какие обязанности должны быть у классного руководителя. Что в реальности? Он проводит огромную работу с родителями — с ними на связи в режиме 24/7. Ведет классные часы, внеурочные мероприятия, экскурсии и походы с детьми, обсуждает успеваемость каждого ребенка с учителями-предметниками, разрешает нередко возникающие в школе различные конфликты… И порой классным руководителям приходится заниматься совершенно непрофильной работой, которой их нагружают местные чиновники. Бесконечные бюрократические отчеты, обход квартир неуспевающих учеников и проблемных семей в вечерние часы — это и многое другое тоже вменяют в обязанность учителя.

Поэтому вслед за единой федеральной выплатой необходимо утвердить единый перечень работ, которые может выполнять классный руководитель. В 2005 году министерство образования и науки подготовило подобный приказ, но он, к сожалению, так и не был зарегистрирован в минюсте. И потому сейчас все эти вопросы по-прежнему регулируются только локальными нормативными актами на уровне школ. Мы очень надеемся, что для системы образования, так же, как и для здравоохранения, будут разрабатываться на федеральном уровне требования к отраслевой системе оплаты труда — с гарантией фиксированной оплаты за установленную норму часов педагогической работы за одну ставку, с едиными перечнями компенсационных и стимулирующих выплат. И эту работу важно начать как можно раньше.

Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования подготовили разъяснения по применению законодательства РФ при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство школьным педагогам (направлены в регионы письмом Минпросвещения России от 28.05.2020 №ВБ-1159\08).

ДОКУМЕНТ-ОСНОВАНИЕ: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2020 г. №448 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее — постановление №448, государственная программа «Развитие образования»).

СТАТИСТИКА: По данным Министерства просвещения, всего в российских школах сегодня более 838 тысяч классов, в которых обучается более 16,5 млн школьников.

КОГДА ПОЙДУТ ВЫПЛАТЫ: Средства будут выделяться с 1 сентября 2020 г. Выплата составит 5 тыс. руб.

Предлагаем вашему вниманию наше понимание в виде краткой выдержки по правилам начисления доплаты за классное руководство и комментарий из разъяснений от Минпросвещения России.

1. Данная доплата не должна уменьшать плановое повышение заработной платы.

Предоставление и распределение иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение выплат денежного вознаграждения за классное руководство не являются основанием для корректировки межбюджетных отношений в случае превышения в субъектах Российской Федерации целевых показателей повышения уровня средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций, установленных указами Президента Российской Федерации от 2012 года.

2. На данную доплату должны быть начислены сверху районные коэффициенты и действующие районные процентные надбавки, а также страховые взносы.

Размер предоставляемого бюджету субъекта Российской Федерации иного межбюджетного трансферта определяется с учетом районных коэффициентов; процентных надбавок; заявленной субъектом Российской Федерации прогнозируемой численности педагогических работников общеобразовательных организаций, получающих вознаграждение за классное руководство; количества месяцев в году, в которые выплачивается денежное вознаграждение за классное руководство; страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Пример постановления города Улан-Удэ о выплате за классное руководство вы можете скачать справа.

3. В расчетном листе по заработной плате данная доплата должна звучать так: ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам.

Согласно постановлению №448, выплата денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам именуется «ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам».

4. Доплата за классное руководство предоставляется не более чем за руководство двух классов, в размере 5 000 руб. за работу с каждым классом, и только по письменному заявлению на каждую доплату.

Постановлением №448, установлено, что денежное вознаграждение выплачивается в размере 5000 рублей ежемесячно за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций, но не более 2 выплат ежемесячного денежного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства в 2 и более классах.

Из этого следует, что педагогические работники могут осуществлять классное руководство с выплатой соответствующего денежного вознаграждения не более чем в двух классах. При этом деятельность педагогического работника по классному руководству и в одном, и во втором классе осуществляется только с его письменного согласия с установлением денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый из двух классов.

5. Доплату за классное руководство педагог получает независимо от количества учащихся в классе или классе-комплекте.

Денежное вознаграждение в размере 5000 рублей выплачивается педагогическому работнику за классное руководство в классе (классах), а также в классе-комплекте, который принимается за один класс (далее — класс), независимо от количества обучающихся в каждом из классов, а также реализуемых в них общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы.

6. Доплата за классное руководство выплачивается плюсом к выплате за классное руководство, что была ранее.

Выплата денежного вознаграждения за классное руководство в размере 5000 рублей выплачивается дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленной по состоянию на 31 августа 2020 года из бюджета субъекта Российской Федерации, снижение размера которой не допускается. При этом рекомендуется установить порядок такой выплаты из бюджета субъекта Российской Федерации, который не должен зависеть от количества обучающихся в классе.

7. Доплата за классное руководство не должна менять размер действующих ранее надбавок и выплат. Хотя в постановлении этот пункт значится как рекомендация 🙂

Одновременно рекомендуется при этом не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов.

8. Данная доплата за классное руководство начисляется по всем правилам начисления заработной платы и входит в расчет среднего заработка и при исчислении больничного.

Денежное вознаграждение за классное руководство является составной частью заработной платы педагогического работника, в связи с этим оно:

— выплачивается педагогическим работникам одновременно с выплатой заработной платы;

— учитывается при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, как и другие доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме;

— учитывается при определении отчислений по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— учитывается для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

При расчете среднего заработка для всех случаев его определения учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

К таким выплатам относится и денежное вознаграждение за классное руководство, в связи с чем оно должно учитываться в соответствии с подпунктом «м» п.2 указанного Положения при исчислении среднего заработка для оплаты ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков, ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, в том числе в связи с обучением, при выплате компенсации за неиспользованный отпуск, при сохранении среднего заработка для получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), в других случаях исчисления среднего заработка.

Денежное вознаграждение за классное руководство учитывается при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Аналогичный порядок применяется также при определении размера пособия по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств работодателя.

9. Для получения данной доплаты обязательно напишите заявление и убедитесь в наличии приказа, а также кадрам образовательной организации необходимо составить дополнительное соглашение к трудовому договору об этой доплате.

Деятельность по классному руководству возлагается на педагогического работника общеобразовательной организации с его письменного согласия приказом общеобразовательной организации.

Осуществление педагогическими работниками классного руководства с выплатой денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый класс, а также с дополнительной выплатой (доплатой) из средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится к существенным условиям трудового договора педагогического работника. При надлежащем осуществлении классного руководства внесения каких-либо изменений в трудовой договор без согласия педагогического работника не допускается.

10. Должны быть внесены изменения в коллективный договор и предоставлены под роспись работникам. Проверьте наличие в Коллективном договоре ниже изложенных пунктов.

При регулировании вопросов, связанных с классным руководством, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации.

Так, применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, в коллективном договоре могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением педагогическими работниками классного руководства в классах:

— недопущение в течение учебного года и в каникулярный период изменений размеров выплат педагогическим работникам за классное руководство или отмена классного руководства в конкретном классе по инициативе работодателя при надлежащем осуществлении классного руководства, за исключением случаев сокращения количества классов;

— преемственность осуществления классного руководства в классах на следующий учебный год;

— определение кандидатур педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять классное руководство в классах, одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года, с тем, чтобы каждый педагогический работник знал, в каком классе в новом учебном году он будет осуществлять классное руководство;

— временное замещение длительно отсутствующего по болезни и другим причинам педагогического работника, осуществляющего классное руководство, другим педагогическим работником с установлением ему соответствующих выплат за классное руководство пропорционально времени замещения;

— возможность отмены выплат за классное руководство за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине работы по классному руководству.

11. Доплату за классное руководство можно получать в период замещения отсутствующего работника. Так же данную доплату может получить и учитель, работающий по совмещению, являющийся, например, директором данного учреждения по основному месту работы.

При недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них осуществлять классное руководство на одного педагогического работника с его письменного согласия может быть возложено классное руководство в двух классах. Классное руководство может быть также возложено на одного педагогического работника в двух классах временно в связи с заменой длительно отсутствующего другого педагогического работника по болезни или другим причинам.

В случае необходимости классное руководство может также осуществляться учителями из числа руководителей и других работников общеобразовательной организации, ведущих учебные занятия в данном классе.

12. Доплата за классное руководство учителям остается и на время каникул и на время карантина, исключение: время отпуска работника.

Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся общеобразовательных организаций, а также периоды отмены (приостановки) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодными основными удлиненными оплачиваемыми и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками педагогических работников, являются для работников рабочим временем.

За время работы в указанные периоды оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены (приостановки) для обучающихся занятий по указанным выше причинам с учетом денежного вознаграждения в размере 5000 рублей и других выплат за классное руководство.

13. Доплата за классное руководство должна быть выплачена, независимо от того, есть ли в должностной инструкции или прочих локальных документах образовательной организации упоминание об этом виде деятельности или о доплате за нее.

Введение должности классного руководителя взамен суммирования денежного вознаграждения и иных выплат, предназначенных для оплаты классного руководства, не допускается, в том числе по причине:

— отсутствия такого наименования должности педагогического работника в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;

— отсутствия регулирования трудовых прав работника по такой должности. Следует также отметить, что согласно квалификационным характеристикам, утвержденным в установленном порядке, классное руководство в должностные обязанности педагогических работников, включая учителей, не входит, в связи с чем осуществление классного руководства обеспечивается путем установления педагогическим работникам соответствующих выплат, в том числе в виде денежного вознаграждения в размере 5000 рублей из федерального бюджета.

Надеемся, федеральная доплата за классное руководство все же состоится без дополнительных региональных сюрпризов. Будем держать вас в курсе новостей, а вы делитесь с коллегами!

Материал подготовлен по данным Разъяснения по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций.

Классные руководители в московских школах будут получать доплату. Ежемесячное вознаграждение за руководство классом в 25 человек составит 12,5 тысячи рублей. Об этом Сергей Собянин сообщил на пленарном заседании городского открытого августовского педагогического совета, который проходит на ВДНХ.

«Есть такая категория учителей, как классные руководители. Они испытывают дополнительную нагрузку, которая не до конца оценена городом, школой. Между тем эта работа требует огромного количества внимания, ответственности. И должен вам сказать, что сегодня я подписал постановление Правительства Москвы о доплате за классное руководство. Причем эту доплату мы вводим не с 1 сентября, а задним числом, с 1 августа», — сказал Мэр Москвы.

Он также добавил, что с 1 сентября дополнительное вознаграждение в размере 10 тысяч рублей будут получать педагоги, которые присоединятся к проекту «Московская электронная школа».

Зарплата столичных учителей за последние годы выросла в 2,5 раза, напомнил Сергей Собянин.

«Какие бы электронные чудеса мы ни внедряли в школах, какие бы технологии ни создавали, какие бы красивые стены ни строили, главное, от чего зависит успех наших детей, — это педагоги, учителя. Это вы, ваши умения, ваша забота», — подчеркнул Мэр Москвы, отметив, что важно, чтобы профессия учителя была престижной.

«Московская электронная школа» — это уникальное сочетание традиционного образования и цифровых технологий, которое дает возможность учить и учиться по-новому.

Проект открывает учителям доступ к обширной базе данных, которая включает 230 электронных учебников. Их дополняют тестовые задания, виртуальные лаборатории, интерактивные образовательные приложения. В общем доступе сейчас опубликовано более 20 тысяч электронных сценариев уроков по всем обязательным предметам с первого по 11-й класс.

agrino / .com

Традиционно ближе к началу учебного года активизируется процесс обсуждения проблем российского образования и поиска путей их решения. И, хотя в этом году федеральным властям пришлось оперативно реагировать на пандемические вызовы до конца учебного года, сейчас – самое время проанализировать все выявленные недочеты и подумать, что можно исправить и доработать. Обсуждению отдельных вопросов школы постковидного периода была посвящена пресс-конференция, в которой приняли участие первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин и заместитель главного редактора издательства «Просвещение» Татьяна Серебрякова.

О ключевых поправках, которые затронут сферу образования уже с 1 сентября текущего года, расскажем подробнее.

Принятые решения

С 1 сентября вступят в силу два ключевых решения:

  • введение федеральной доплаты за классное руководство;
  • обеспечение горячим питанием школьников начальных классов.

Первое нашло отражение в поручениях Президента РФ, а второе – в поправках к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).

Доплата за классное руководство

С начала учебного года классные руководители будут ежемесячно получать дополнительную выплату за классное руководство в размере 5 тыс. руб. Реализацию такой меры еще в январе инициировал Президент РФ Владимир Путин, о чем он сообщил в ходе оглашения ежегодного Послания Федеральному Собранию РФ. Причем указанная доплата станет дополнительной к тем региональным выплатам, которые уже получают классные руководители. «Ближе всего к ученикам – их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, – это огромная ответственность, и она, конечно, требует особой подготовки наставников и их особой поддержки», – подчеркнул глава государства.

Как отмечается в письме Минпросвещения России от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях», основанием для поручения Президента РФ осуществлять выплату ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций за классное руководство послужили общенациональная, федеральная значимость процессов воспитания и особая роль классного руководства. По мнению представителей ведомства, материальное стимулирование классных руководителей будет не только побуждать педагогов к осуществлению деятельности по классному руководству, но и обеспечивать качество и эффективность этой деятельности.

Источником финансирования дополнительной выплаты станут средства федерального бюджета.

Горячее питание для школьников начальных классов

С 1 сентября вступит в силу поправка к ст. 37 Закона об образовании об обеспечении учащихся начальной школы (с 1 по 4 класс) не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка. Такая мера будет реализована за счет бюджетов федерального, регионального и местного уровней, а также иных источников финансирования, установленных законом (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 1 марта 2020 г. № 47-ФЗ; далее – Закон № 47-ФЗ). При этом бюджеты субъектов РФ смогут получить субсидии из федерального бюджета на софинансирование организации и обеспечения бесплатным горячим питанием младших школьников.

Мероприятия по созданию условий для организации бесплатного горячего питания учащихся начальных классов в государственных и муниципальных образовательных организациях будут реализовываться поэтапно в период с 1 сентября 2020 года по 1 сентября 2023 года (ч. 3 ст. 3 Закона № 47-ФЗ). На реализацию этих мероприятий будут выделены необходимые средства – по словам Олега Смолина, в текущем году – 21 млрд, в 2021 году – 42 млрд, в 2022 году – 56 млрд, в 2023 году – 62 млрд руб.

Закон о горячем питании школьников первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке считает одним из главных достижений Госдумы за последнее время. «Подобные проекты мы вносили в Госдуму еще 20 лет назад, но тогда не было денег для их реализации», – отметил парламентарий. Но, по его словам, деньги на реализацию этой меры и сейчас пока не поступили в регионы. «Регионам, скорее всего, придется в сентябре кормить школьников за свои деньги, так как конкурсные процедуры занимают много времени», – подчеркнул спикер. Кроме того, разные субъекты РФ получат разную долю федерального финансирования на эти цели: «Хотя дети в общем-то у нас одни и есть хотят примерно одинаково», – заключил депутат. А те регионы, в которых несколько школ не имеют пунктов горячего питания, и вовсе не смогут претендовать на получение денег из федерального бюджета.

Отметим, в рамках реализации новой меры Роспотребнадзором разработаны методические рекомендации:

  • «Порядок организации родительского (общественного контроля) за организацией питания детей»;
  • «Рекомендации по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных организациях».

Указанные документы конкретизируют требования к организации питания, регламентированные действующими санитарными нормами и правилами. Они предназначены в качестве методического инструмента реализации субъектами РФ на практике меры по обеспечению 100% охвата обучающихся начальных классов бесплатным горячим здоровым питанием.

Планируемые решения

Перечень планируемых поправок гораздо шире списка уже принятых решений. Инициированные изменения касаются не только цифровизации системы образования и дистанционного обучения, но и воспитательной составляющей процесса обучения.

Возобновление очного обучения с 1 сентября

Вопрос о дате начала нового учебного года пока не решен окончательно, хотя все чаще представители Минпросвещения России и Рособрнадзора говорят о том, что школьники, как и всегда, сядут за парты с 1 сентября. Олег Смолин считает заявление Министра просвещения РФ Сергея Кравцова о том, что дети пойдут в школу с 1 сентября и будут учиться в живом режиме преждевременным. «Мы надеемся, что к сентябрю пандемия остановится, но никто не гарантирует, что не будет второй волны, поэтому все будет зависеть от того, как будет развиваться заболеваемость коронавирусом в РФ», – отметил он, подчеркнув, что депутаты выступают за то, чтобы дети могли учиться полноценно в живом режиме. Однако парламентарий считает вполне возможным, что 1 сентября учебный процесс начнется в живом режиме, а потом придется снова переходить на дистанционный.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Вероятно, более конкретная информация относительно начала учебного года и порядка организации образовательного процесса в текущих эпидемиологических условиях появится не раньше августа. Ведь при решении этих вопросов российским властям придется учитывать не только текущую статистику заболеваемости, но и прогнозы экспертов, которые не исключают возможности очередной вспышки эпидемии (так называемая «вторая волна») именно осенью.

Очевидно, что и школьная линейка не будет проходить в традиционной форме. Глава Минпросвещения России на международной дистанционной конференции «Первые итоги пандемии: вызовы и новые возможности для мировой системы образования» заявил: «У нас традиционно 1 сентября проходят линейки, по понятным причинам мы немножко в другом формате их проведем, но школьники придут в школы, учителя, и начнется образовательный процесс, но с определенными требованиями, чтобы не допустить вспышек заболевания или распространения инфекции, чтобы максимально обеспечить безопасность и здоровье наших школьников и педагогов».

Стоит отметить, что если школы откроются в обычном порядке с 1 сентября, то в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции им придется организовывать процесс обучения с учетом выпущенных Роспотребнадзором рекомендаций. В них речь идет о «кабинетной системе обучения», сокращении количества детей в классе (по возможности), «скользящем графике» начала и завершения уроков для разных классов, проветривании кабинетов после каждого урока, проведении некоторых уроков на открытом воздухе, а также о наличии работающих обеззараживателей воздуха, обязательном ношении масок и перчаток персоналом пищеблоков, контроле соблюдения правил личной гигиены учениками и персоналом, зигзагообразной рассадке и соблюдении социальной дистанции во время экзаменов и т. п. Олег Смолин пояснил, что в случае выявления заболевания у обучающегося, всю школу закрывать не предполагается, но «класс, скорее всего, будет переведен на карантин».

Воспитание обучающихся

Вполне вероятно, что к 1 сентября уже будут приняты поправки в Закон об образовании в части вопросов воспитания обучающихся. Соответствующий законопроект № 960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» был внесен в Госдуму Президентом РФ еще в середине мая и уже принят нижней палатой парламента в первом чтении.

Согласно документу воспитательная работа станет одной из составных частей образовательных программ. Воспитание обучающихся будет осуществляться на основе включаемых в соответствующую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Разработкой и утверждением последних займутся сами образовательные организации при участии советов обучающихся и советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних школьников.

Кроме того, будет скорректировано понятие «воспитание» – под ним предлагается понимать деятельность, направленную на:

  • развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
  • формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа России, к природе и окружающей среде.

Также в законе появится статья об общих требованиях к организации воспитания.

Поправки планируется ввести в действие с 1 сентября 2020 года, но при этом предусмотрен переходный период – до 1 сентября 2021 года, в течение которого образовательные программы будут приведены в соответствие с новыми нормами.

Цифровизация системы образования

С 1 сентября также планируется начать эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды (далее – ЦОС). Минпросвещения России в конце июня вынесло на общественное обсуждение соответствующий проект правительственного постановления1.

Речь идет о ЦОС как элементе всех развитых мировых систем образования, включающем высокоскоростной Интернет в школах, обеспечение образовательных организаций соответствующей техникой, а также широкий набор сервисов, расширяющих интерактивность процесса обучения, но не подменяющих собой живое общение с педагогом на уроках. «Речь идет не о замене одного вида обучения, – очного – другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например, материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны», – отметил Сергей Кравцов.

В числе участников эксперимента обозначены 14 регионов – Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Алтайский и Пермский края. В этих субъектах РФ уже ведется подготовительная к проведению эксперимента работа.

Согласно документу эксперимент продлится до конца 2022 года. Его конечной целью станет обеспечение равных условий качественного образования детей вне зависимости от места их нахождения посредством предоставления обучающимся и педагогам доступа к платформе ЦОС. Ожидается, что благодаря ЦОС школы, педагоги и обучающиеся получат не только доступ к высокоскоростному Интернету для занятий в школе, к набору электронных образовательных сайтов и сервисов, но и цифровые решения, позволяющие ребенку, по каким-либо причинам не имеющему возможности длительное время посещать школу, быть на связи с классом и учителем во время урока. Кроме того, эксперимент будет способствовать интеграции государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с платформой ЦОС, а также предоставит возможность видеотрансляции для распространения лучших уроков и занятий. Для педагогов он будет полезен тем, что усовершенствует автоматизацию процессов внутри школы для разгрузки их от излишней бумажной работы с отчетами.

В целом поддерживая идею цифровизации системы образования, Олег Смолин считает, что в нормальном (не пандемическом) режиме цифровизация должна соответствовать уровню и возрасту детей («в начальной школе с ней нужно быть крайне осторожными, в основной школе она может быть представлена несколько шире, в старшей школе – еще шире»). А сами информационные технологии должны быть не заменой, а помощником учителя, подчеркнул депутат. С ним согласилась и Татьяна Серебрякова. «Никакие дистанционные форматы не заменят общение с учителем в школе, дистанционная форма обучения – это всего лишь одна из многих применимых технологий», – подчеркнула она.

Что касается Интернета и целесообразности ограничения доступа к нему детей, то Олег Смолин считает, что Интернет нужен, но не любой, а безопасный и образовательный. А электронные учебники не должны вытеснять обычные – они должны существовать параллельно.

Развитие дистанционного обучения

Дистанционное обучение, на которое власти вынуждены были перевести школьников в период обострения пандемии, выявило ряд проблем технического и материального характера. В частности, некоторые обучающиеся не могли подключиться к онлайн-урокам, поскольку не имели необходимых технических возможностей (отсутствие ноутбука, доступа в Интернет, периодические сбои в интернет-трафике и т. п.), да и не все родители поддержали идею перевода учебного процесса в дистанционный формат. Кроме того, выявился и правовой пробел относительно полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. В связи с этим в мае этого года в Госдуму были внесены отдельные законопроекты.

Первый документ (законопроект № 963511-7 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по вопросу добровольности дистанционного обучения»), одним из авторов которого выступил Олег Смолин, содержит две ключевые идеи:

  • дистанционное обучение в обычных условиях, не считая случаев введения режима повышенной готовности, режима ЧС или ЧП, должно вводиться на добровольной основе (такая норма предусмотрена «во избежание злоупотреблений, и чтобы успокоить тех людей, которые подозревают, что власть хочет разогнать учителей и оставить только компьютеры»);
  • если в особых (чрезвычайных) условиях государство вынуждено переводить детей на дистанционное обучение, оно обязано позаботиться об их обеспечении компьютерной техникой, Интернетом, программным обеспечением и другими необходимыми условиями (делать это планируется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ).

В свою очередь, второй законопроект – № 957354-7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» – направлен на законодательное закрепление положения о разграничении полномочий Минпросвещения и Минобрнауки России в части координации вопросов реализации дистанционных образовательных технологий: по вопросам общего и среднего профессионального образования – Минпросвещения России, по вопросам высшего образования – Минобрнауки России.

В указанных законодательных инициативах не прописан срок вступления их в силу, но если процесс их рассмотрения и принятия не затянется, то они могут начать действовать уже в ближайшем учебном году.

***
То испытание, которое перенесла российская система образования из-за распространения на территории страны новой коронавирусной инфекции, не только выявило слабые стороны в организации образовательного процесса, но и дало толчок для развития новых технологий в образовании. Пандемия не повлияла на уже принятые законодательные решения, касающиеся российского образования, но стала стимулом для разработки новых, актуальных в современных условиях, решений, которые даже в случае непредвиденных ситуаций помогут обеспечить детей качественным образованием, во многом являющимся залогом их жизненного успеха.

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ «О проведении в 2020-2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта: 01/01/06-20/00105396).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *