Организация инвалидов

Всероссийское общество инвалидов создано 17 августа 1988 года
Сегодня ВОИ – это более 1,5 млн человек, 24 300 первичных организаций, 2 100 местных и 83 региональные организации.
В 1998 году ВОИ присвоен Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН.
Целями ВОИ являются:

  • содействие инвалидам в осуществлении равных прав и возможностей с другими гражданами Российской Федерации;
  • защита общих прав и интересов инвалидов;
  • содействие в интеграции инвалидов в современное общество.

Основные направления деятельности ВОИ:
1. Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления в решении проблем инвалидов,

сотрудничество с общественными объединениями и иными организациями, действующими в интересах инвалидов.

2. Содействие в разработке государственных, муниципальных и негосударственных программ, в подготовке законодательных и иных нормативных актов, принимаемых в отношении инвалидов.

3. Содействие в решении вопросов образования, профессиональной подготовки, переподготовки, трудоустройства, профессиональной и социальной реабилитации и абилитации.

4. Содействие инвалидам в развитии творческих способностей, занятиях физической культурой, спортом и туризмом;

5. Развитие международных контактов и связей инвалидов и их организаций.

6. Осуществление собственных и совместных с другими организациями программ по реабилитации и абилитации членов ВОИ, а также благотворительных программ.

7. Оказание социальных услуг.

8. Социальная поддержка и защита инвалидов – членов ВОИ.

9. Вовлечение инвалидов в члены ВОИ.

10. Информирование общества о положении инвалидов, содействие в формировании позитивного отношения общества к инвалидам, разработка и подготовка к изданию информационных материалов о положении инвалидов.

11. Осуществление в установленном порядке редакционно-издательской деятельности, создание своих печатных органов и иных средств массовой информации.

12. Сбор, систематизация, накопление информации в соответствии с законодательством Российской Федерации и целями.

13. Содействие организации научных исследований по проблематике инвалидов и участие в них.

14. Создание (учреждение) коммерческих и некоммерческих организаций и участие в их деятельности, участие во внешнеэкономической и иной, приносящей доход деятельности, для финансового обеспечения уставной деятельности ВОИ.

15.Участие в благотворительной деятельности, получение и оказание безвозмездной, в том числе гуманитарной и технической помощи.

16. Учреждение почетных званий, наград, знаков отличия, премий, стипендий ВОИ и установление памятных дат ВОИ.

Суть схемы : Исполнитель , в уставном капитале которой участие общественной организации инвалидов, далее ООИ, составляет 100 % и среднесписочная численность инвалидов такой организации среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 % оказывает услуги Заказчикам.

Виды услуг в данной схеме может быть любыми (юридические, консультационные, информационные и т.п.). Желательно только, чтобы оказание таких услуг не подлежало бы лицензированию.

Вознаграждение Исполнителя в данной схеме предполагается значительным и требует деятельности большего количества физических лиц , которые и будут совершать фактические действия по оказанию таких услуг.

С целью соблюдения предельного количества инвалидов в среднесписочной численности работников и их доли в фонде оплате труда, можно заключить как договор субподряда , по которому Субподрядчик выполняет значительный объем работы, так и договор о предоставлении работников (лизинга) с кадровым агентством .

📌 Реклама Отключить

При таких обстоятельствах, Исполнитель на законных основаниях получает освобождение от уплаты НДС, а полученную прибыль уменьшает путем перечисления средств в ООИ на социальную защиту инвалидов.

Создание организаций, использующих труд инвалидов

Прежде чем рассматривать оптимизацию налогообложения при помощи Исполнителя, в уставном капитале которой участие ООИ составляет 100%, необходимо рассмотреть порядок создания ООИ.

ООИ могут иметь в собственности организации, акции, поэтому могут иметь в собственности и 100% акций (долей) любого хозяйственного общества.

Статья 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Право инвалидов на создание общественных объединений

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

📌 Реклама Отключить

Для создания ООИ необходимо решения только трех членов.

Статья 18 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Создание общественных объединений

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц . Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.

Статья 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Организационно-правовые формы общественных объединений

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

общественная организация;

📌 Реклама Отключить

Статья 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Право инвалидов на создание общественных объединений

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов , а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

Вывод: Таким образом, для создания ООИ необходимо решение об этом, как минимум, только трех инвалидов .

📌 Реклама Отключить

Государство гарантирует общественным организациям инвалидов предоставление льгот в соответствии с порядком, установленным НК РФ по уплате федеральных налогов.

Статья 34 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Льготы, предоставляемые общественным объединениям инвалидов

Государство гарантирует предоставление льгот в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, по уплате федеральных налогов , сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всероссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным обществам и товариществам, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.

📌 Реклама Отключить

Вывод: Применение льгот, которые предусмотрены для инвалидных организаций, позволяет уменьшить совокупное налогообложение в холдинге, для чего необходимо создать только соответствующую общественную организацию тремя инвалидами.

Заключение договора субподряда

Исполнитель заключает договор с Субподрядчиком договор возмездного оказания услуг. По этому договору Субподрядчик оказывает значительную часть услуг, предусмотренных договором между Заказчиком и Исполнителем.

Заметим, что такой договор может быть как рамочным, по которому Субподрядчик оказывает услуги на основании заявок Исполнителя в течение продолжительного времени, так и договором на оказание конкретной услуги.

Общие положения о подряде применяются к договору возмездного оказания услуг.

Статья 783 ГК РФ. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг

📌 Реклама Отключить

Общие положения о подряде (статьи 702 — 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 — 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 — 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств субподрядчиков.

Статья 706 ГК РФ. Генеральный подрядчик и субподрядчик

1. Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Вместе с тем, Исполнитель должен оказать услуги лично, если иное не определено договором возмездного оказания услуг .

📌 Реклама Отключить

Статья 780 ГК РФ. Исполнение договора возмездного оказания услуг

Если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Вывод: Исполнитель вправе заключить договор субподряда только с согласия Заказчика, что должно быть определено в договоре возмездного оказания услуг между Заказчиком и Исполнителем.

Порядок получения освобождения по НДС Исполнителем

Согласно п.п.2 п.3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению производство и реализация услуг организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вклада ООИ.

При этом среднесписочная численность инвалидов такой организации среди их работников должна составлять не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов.

📌 Реклама Отключить

Статья 149 НК РФ. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

3. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции:

2) реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных , минерального сырья и полезных ископаемых , а также других товаров по перечню , утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:

общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов ), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;

📌 Реклама Отключить

организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце втором настоящего подпункта общественных организаций инвалидов , если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов ;

Одним из условий правомерного применения льгот по НДС организацией, учрежденной общественной организацией инвалидов, является наличие в среднесписочной численности организации сотрудников — инвалидов не менее 50%, что является вполне выполнимым условием, поскольку основной объем услуг оказывает Субподрядчик и поэтому не требует большого количества работников.

При определении права на освобождение от налогообложения указанными организациями, среднесписочная численность работников определяется в соответствии с Инструкцией Госкомстата РФ от 07.12.98 г. № 121 «По заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения».

📌 Реклама Отключить

При определении среднесписочной численности работников не учитывается численность внешних совместителей и лиц, не состоящих в штате, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера.

В штат организации инвалиды могут быть приняты на любые должности, за исключением тех, которые по причине инвалидности, отсутствия квалификации работник не может занимать.

Налоговые и бухгалтерские аспекты Исполнителя

Оптимизация налога на прибыль у Исполнителя

После оказания субподрядных услуг Субподрядчик и Исполнитель составляют и подписывают акт об оказанных услугах.

Дебет 20

Кредит 60 – 12 рублей — отражена стоимость услуг, оказанных Субподрядчиком, включая НДС.

Расходы на приобретение услуг у Субподрядчика относятся к материальным расходам, учитываемые при исчислении налога на прибыль в момент их оказания (подписания акта об оказанных услугах) в случае определения налога на прибыль по методу начисления.

📌 Реклама Отключить

Статья 254 НК РФ. Материальные расходы

6) на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.

Статья 272 НК РФ. Порядок признания расходов при методе начисления

2. Датой осуществления материальных расходов признается:

дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ) — для услуг (работ) производственного характера.

Дебет 62

Кредит 90 – 50 рублей — отражена выручка Исполнителя от реализации услуг.

Дебет 60

Кредит 51 (50,…) – 12 рублей – перечислены денежные средства Субподрядчику за оказанные услуги Исполнителю по субподрядному договору.

📌 Реклама Отключить

Дебет 51 (50,…)

Кредит 62 – 50 рублей — поступили денежные средства от Заказчика за оказанные услуги.

Налоговой базой по налогу на прибыль у Исполнителя будет разница между вознаграждением, уплачиваемого Субподрядчику, и получаемого вознаграждения от Заказчика.

Оптимизация налога на прибыль у Исполнителя будет осуществляться путем перечисления средств в ООИ на социальную защиту инвалидов.

Статья 264 НК РФ. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией

1. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика:

38) расходы, осуществленные налогоплательщиком — организацией, использующей труд инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50 процентов и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов.

📌 Реклама Отключить

Заметим, что целями социальной защиты инвалидов также являются направление средств на содержание общественной организации инвалидов .

Статья 264 НК РФ. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией

1. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика:

38. Целями социальной защиты инвалидов признаются улучшение условий труда инвалидов, создание рабочих мест для инвалидов (включая закупку и монтаж оборудования и организацию труда рабочих-надомников), обучение (в том числе новым профессиям и приемам труда) и трудоустройство инвалидов, защита прав и законных интересов инвалидов, мероприятия по их реабилитации (включая приобретение и обслуживание технических средств реабилитации, собак-проводников, путевок в санаторно-курортные учреждения), обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей (включая транспортное обслуживание инвалидов, организацию отдыха детей-инвалидов) в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, включая взносы на содержание общественных организаций инвалидов;

📌 Реклама Отключить

При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера ;

Для этого уполномоченный орган управления Исполнителя (общее собрание организации, исполнительный орган) может принять соответствующее решение о направлении средств на содержание общественной организации инвалидов и социальную защиту инвалидов.

Целевой характер расходования средств требует отдельной проработки и в рамках схемы не рассматривается.

Обратить внимание!

ООИ имеет 100% в уставном капитале Исполнителя, поэтому ООИ может обязать Исполнителя всю полученную прибыль перечислять в ООИ на свое содержание и социальную защиту инвалидов.

В момент перечисления таких денежных средств эти расходы будут учитываться для целей исчисления налога на прибыль у организации, использующий труд инвалидов.

📌 Реклама Отключить

При этом для Исполнителя не имеет значения , насколько ООИ целевым образом использовала полученные средства .

В случае нецелевого использования полученных средств ООИ, это никак не влияет на налогообложение организации, которая перечисляет денежные средства ООИ.

Отрицательные налоговые последствия в случае нецелевого использования полученных средств могут наступить только у ООИ.

Непредставление отчета ООИ об использовании полученных средств также никак не влияет на налогообложение Исполнителя.

Статья 264 НК РФ. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией

1. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика :

39) расходы налогоплательщиков — общественных организаций инвалидов, а также налогоплательщиков-учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов в виде средств, направленных на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов и на цели, указанные в подпункте 38 настоящего пункта.

📌 Реклама Отключить

Получатели средств , предназначенных на осуществление деятельности общественной организации инвалидов и на цели социальной защиты инвалидов, по окончании налогового периода представляют в соответствующие налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств.

При нецелевом использовании таких средств с момента, когда их получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению (нарушил условия предоставления этих средств), такие средства признаются доходом у налогоплательщика, получившего эти средства.

Вывод: Перечисление Исполнителем средств в общественную организацию инвалидов является законным способом уменьшения налога на прибыль до нуля.

Оптимизация НДС у Исполнителя

📌 Реклама Отключить

Исполнитель оказывает услуги Заказчику без НДС, а получает услуги от Субподрядчика НДС, которые не возмещает из бюджета, что не является эффективным с точки зрения налогового планирования .

При таких обстоятельствах, желательно, чтобы Субподрядчик не являлся плательщиком НДС.

Это возможно, если Субподрядчик получит освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика по НДС .

Для получения освобождения от НДС необходимо, чтобы выручка от реализации товаров (работ, услуг) Субподрядчика за три предшествующих месяца без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей .

Статья 145 НК РФ. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.

📌 Реклама Отключить

Также неплательщиком НДС может являться организация, применяющая упрощенную систему налогообложения.

Это более интересный вариант , поскольку основные затраты у Субподрядчика в данной схеме являются затраты на оплату труда, а применение упрощенной системы налогообложения позволяет в 2,5 раза уменьшить платежи по единому социальному налогу (вопрос требует отдельной проработки) .

Помимо этого вознаграждение по субподрядному договору может составлять 15 млн. рублей в год по сравнению с 4 млн. рублей в случае получения освобождения по НДС.

Исполнитель должен выставить счет-фактуру Заказчику с нулевым НДС , несмотря на то, что такие операции освобождены от НДС на основании п.п.2 п.3 ст. 149 НК РФ.

Статья 169 НК РФ. Счет-фактура

3. Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру , вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи:

📌 Реклама Отключить

1) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса;

Вывод: Субподряд позволяет инвалидной организации соблюдать соответствующие нормативы по численности и фонду оплаты труда для получения освобождения по НДС.

Лизинг сотрудников

Лизинг персонала – это договор, по которому физическое лицо заключает трудовой договор с кадровым агентством, а выполняет трудовые функции у третьего лица.

Таким образом, Исполнителю, не нужно заключать с ним трудовой контракт с работником. Вместе с тем, такой работник выполняет все указания Исполнителя как обычного Работодателя.

Исполнитель в данном случае заключает договор (лизинга сотрудников) о предоставлении работников с кадровым агентством.

📌 Реклама Отключить

Кадровым агентом может быть любая коммерческая организация с общей правоспособностью , для которой при осуществлении деятельности на территории РФ не требуется какой-либо лицензии.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Статья 17. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии

деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации ;

Оформление трудовых отношений, начисление зарплаты, уплату налогов и персональный расчет с каждым Работником осуществляет только кадровое агентство.

Таким образом, Работодатель (Исполнитель) не должен оформлять трудовые отношения с таким «работником».

При таких обстоятельствах, Исполнитель не учитывает при определении общей численности работников и фонда оплаты труда заработную плату и численность «таких работников».

📌 Реклама Отключить

Расходы на услуги по предоставлению работников относятся к расходам, учитываемые при исчислении налога на прибыль.

Статья 264 НК РФ. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией

19) расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией;

Вывод: Предоставление работников по договору лизинга является также эффективным способом соблюдения соответствующих нормативов по численности и фонду оплаты труда с целью получения освобождения по НДС.

Правомерность использования труда работников сторонних организаций подтверждается судебной практикой.

📌 Реклама Отключить

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 ноября 2001 г. N 8358/00

…»С учетом того, что право на льготу, предусмотренную для организаций, где инвалиды составляют не менее 50 процентов от общей численности работников, зависит от среднесписочной численности работников, суд обоснованно отменил акты налогового органа, обязывающие истца к уплате доначисленного налога»

Как видно из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки общества с ограниченной ответственностью «Элтон» Управлением Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Ивановской области было установлено, что общество в течение 1997, 1998 годов и первом полугодии 1999 года, осуществляя хозяйственным способом строительство торгового центра с привлечением работников другой организации , при исчислении налога на прибыль, налога на имущество и налога на добавленную стоимость неправомерно применяло льготы, предусмотренные для предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общей численности работников. К выводу, что обществом занижена численность работников, не относящихся к категории инвалидов, налоговый орган пришел, исходя из показаний работников, привлеченных обществом на строительство объекта.

📌 Реклама Отключить

Суд первой и апелляционной инстанции согласились с этим выводом, приняв во внимание показания работников, данных налоговому органу и суду, а также заключение строительной экспертизы по определению норматива трудовых затрат при выполнении строительно-монтажных работ торгового центра. Представленные истцом документы суд отверг, указав, что они противоречат свидетельским показаниям.

Отменяя судебные акты первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции признал, что судами первой и апелляционной инстанций дана ненадлежащая правовая оценка обстоятельствам дела.

Основанием для такого вывода явились противоречия между показаниями работников в ходе налоговой проверки и их же показаниями в процессе судебного разбирательства, а также отсутствие в экспертном заключении сведений, имеющих непосредственное отношение к вопросам льготного налогообложения.

📌 Реклама Отключить

Суд кассационной инстанции обоснованно признал данную Арбитражным судом Ивановской области правовую оценку этим обстоятельствам ошибочной. При этом указал, что представленные обществом «Элтон» документы подтверждают наличие 50 процентов инвалидов в среднесписочной численности работников предприятия в рамках каждого отчетного периода, что давало ему право на использование льгот.

Противоречивые свидетельские показания работников и содержание экспертизы, целью которой было определение норматива трудовых затрат при выполнении работ по строительству объекта, в то время как право на льготу зависит от среднесписочной численности работников общества, не опровергают данные, содержащиеся в документах, представленных истцом. В связи с этим они не могли быть положены в основу выводов о неправомерном использовании истцом льгот по налогам.

📌 Реклама Отключить

Следовательно, суд кассационной инстанции в силу пункта 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно отменил решение первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и принял новое решение.

Статья предоставлена Дегтяревым В.А., автором книг:
— ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ;
— ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.
Ознакомиться с оглавлением книг и отдельными схемами по налоговому
планированию из этих книг можно на сайте: http://www.degtyarev.ru

Согласно Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (статья 30).

В рамках добровольных объединений граждане имеют возможность осуществлять деятельность, направленную на отстаивание своих социальных, политических, профессиональных и других интересов.

В этой связи особую значимость приобретают общественные объединения инвалидов. В своей работе они напрямую руководствуются жизненными интересами, ценностями и приоритетами входящих в них людей и благодаря этому выступают наиболее подходящими представителями этой категории граждан в отношениях с другими институтами общества.

Согласно части 1 статьи Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую. Органы местного самоуправления имеют право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Содержание деятельности общественных объединений инвалидов организуется по ряду основных направлений: накопление и систематизация информации об инвалидах и их организациях; участие в разработке законодательной, нормативной базы по социальной защите инвалидов; разработка и реализация собственных и государственных программ, направленных на поддержку инвалидов; взаимодействие с государственными и негосударственными учреждениями и организациями; оказание юридической, социальной, психологической, медицинской и иной помощи; проведение спортивных, культурных и иных мероприятий.

Крупнейшими общественными объединениями инвалидов в России являются Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих, Союз инвалидов России и другие.

Одной из наиболее массовых общественных организаций является «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ), объединяющая людей-инвалидов полностью или частично физически недееспособных.

В Республике Хакасия на сегодняшний день насчитывается 19 зарегистрированных общественных объединений инвалидов.

Наиболее распространенной организационно-правовой формой общественных объединений инвалидов являются общественные организации.

Согласно части 1 статьи 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

В свою очередь, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет, что общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

В остальном, процедура создания общественной организации инвалидов практически не отличается от создания любого другого общественного объединения.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Федеральный закон «Об общественных объединениях») учредителями общественных организаций должны выступать не менее 3 физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные организации.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях».

При этом, Федеральный закон «Об общественных объединениях» определяет требования к уставу общественного объединения. Так в соответствии с частью 1 статьи 20 названного федерального закона он должен предусматривать:

— наименование, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

— структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

— условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

— компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

— порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

— источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

— порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Следует обратить внимание, что Гражданским кодексом Российской Федерации общественные организации отнесены к корпоративным некоммерческим организациям — юридическим лицам, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 ГК РФ.

При этом ст. 65.3 ГК РФ установлено, что высшим органом корпорации является общее собрание ее участников. В некоммерческих корпорациях с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Пунктом 2 ст. 65.3 ГК РФ установлена исключительная компетенция высшего органа корпорации. Также ГК РФ определяет иные основы управления корпорацией в целом и общественной организацией в частности, закрепляет права и обязанности ее членов.

Правовые основы регистрации некоммерческих организаций закреплены ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В Республике Хакасия органом, осуществляющим регистрацию некоммерческих организаций, является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия (далее — Управление).

В настоящее время регистрация некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с порядком, установленным Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455.

Следует отметить, что с учетом последних изменений, внесенных в указанный Административный регламент в целях организации беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к месту исполнения государственной функции им обеспечиваются:

условия беспрепятственного доступа к помещению, где исполняется государственная функция, а также беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации;

возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены помещения, где исполняется государственная функция, а также входа на такую территорию и выхода с нее, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к помещениям, где исполняется государственная функция, с учетом ограничений жизнедеятельности;

дублирование необходимой звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;

сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения;

допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

допуск собаки-проводника в помещения, где исполняется государственная функция.

Регистрация общественной организации при создании предполагает подачу следующего пакета документов:

— заявление, подписанное уполномоченным лицом, по форме № Р 11001, в двух экземплярах (форма заявления утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@);

— учредительный документ некоммерческой организации в трех экземплярах;

— решение об учреждении некоммерческой организации и об утверждении ее устава; о порядке, размере, способах и сроках образования имущества организации; об избрании (назначении) органов в двух экземплярах (см. на сайте Управления «Правила оформления решений органов управления некоммерческих организаций»);

— сведения об учредителях в двух экземплярах (указываются в соответствующем приложении к заявлению);

— документ об уплате государственной пошлины (размер гос. пошлины установлен главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в том числе статьей 333.33);

— сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (указываются в соответствующем приложении к заявлению);

— при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;

— выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица.

Следует учитывать, что государственная пошлина за государственную регистрацию общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями на сегодняшний день составляет 1400 руб.

Документы для регистрации могут быть представлены как лично заявителем, так и направлены по почте с описью вложения.

Отдельно необходимо сказать о том, что получение государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций теперь возможно и в электронной форме на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru (далее — портал).

Услуга становится доступной для заявителя после прохождения процедуры аутентификации на портале.

При этом для получения государственной услуги в электронном виде, в том числе государственной регистрации некоммерческих организаций, необходимо иметь усиленную квалифицированную подпись, которой подписываются файлы с образами направляемых в регистрирующий орган документов.

В случае отсутствия (у заявителя) усиленной квалифицированной электронной подписи подача документов в электронном виде может осуществляться нотариусом.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации размеры государственной пошлины в случае совершения указанных юридически значимых действий с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и получением результата услуги в электронной форме применяются с учетом коэффициента 0,7.

Управлением проводится правовая экспертиза принятых документов, то есть они проверяются на соответствие действующему законодательству Общий срок предоставления государственной услуги, без учета времени на исполнение функций налоговым органом, не должен превышать: 33 дней в отношении общественных объединений,

Если вопрос решился положительно, то Управление принимает решение о государственной регистрации общественной организации и направляет документы в налоговый орган для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, а если отрицательно, то в адрес заявителя направляется уведомление об отказе в государственной регистрации;

В течение 5 рабочих дней налоговый орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ, а затем не позднее рабочего дня следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в Управление;

Далее Управление в течение 3 рабочих дней выдает документы заявителю (сообщив по телефону о готовности документов к выдаче): свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации, учредительные документы, документы, подтверждающие внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Для завершения процесса регистрации новая общественная организация должна изготовить печать, открыть расчетный счет в банке, получить коды статистики, встать на учет в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования.

Важно отметить, что законодательно закреплен особый статус общественных организаций инвалидов.

Так в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общественным объединениям инвалидов и организациям, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25 процентов, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку также путем предоставления в безвозмездное пользование имущества (включая здания, нежилые помещения), используемого данными объединениями и организациями на законных основаниях в течение не менее чем пять лет на момент предоставления такого имущества.

Оказание поддержки общественным объединениям инвалидов также может осуществляться в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» в части социально ориентированных некоммерческих организаций.

На организации, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25 процентов, распространяется действие Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» при соответствии данных организаций требованиям, установленным указанным Федеральным законом, за исключением пункта 1 части 1 статьи 4 указанного Федерального закона.

Таким образом, реализация права инвалидов на создание общественных объединений является одним из способов обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, а также формой социальной защиты инвалидов.

Понятие и виды общественных объединений инвалидов

Современный этап развития российского общества характеризуется активизацией деятельности граждан в рамках добровольных объединений с целью отстаивания своих социальных, политических, профессиональных и других интересов. В этой связи особую значимость приобретают общественные объединения инвалидов. В своей работе они напрямую руководствуются жизненными интересами, ценностями и приоритетами входящих в них людей, благодаря чему выступают наиболее подходящими представителями этой категории граждан в отношениях с другими институтами общества.

Согласно Конституции РФ, «каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (ст. 30). Названные конституционные положения конкретизированы во многих федеральных законах. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе.

В силу статьи 7 указанного Закона, общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

  • ? общественная организация;
  • ? общественное движение;
  • ? общественный фонд;
  • ? общественное учреждение;
  • ? орган общественной самодеятельности;
  • ? политическая партия.

Общественная организация — это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (ст. 8).

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (ст. 9).

Общественный фонд — это один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (ст. 10).

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения (ст. 11).

Орган общественной самодеятельности — это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ст. 12).

Политическое общественное объединение — это общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов (ст. 12.1).

Согласно ст. 33 Закона № 181 -ФЗ (о социальной защите инвалидов), общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, являются формой социальной защиты инвалидов. Государство оказывает таким общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

Исходя из толкования содержащихся в законах норм, общественные организации инвалидов являются одной из организационноправовых форм общественных объединений. Такими признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях зашиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80% (ст. 33 Закона № 82-ФЗ).

Основная цель государственной поддержки общественных объединений инвалидов — создание и обеспечение правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленных на реабилитацию и самореализацию инвалидов, их интеграцию в общество, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод, а также защиту их законных интересов. Исходя из смысла, целей и основных направлений политики в отношении инвалидов государственная поддержка общественных объединений инвалидов осуществляется на основе принципов:

  • ? приоритета общих гуманистических ценностей в деятельности общественных объединений инвалидов;
  • ? признания самостоятельности общественных объединений инвалидов и их неотъемлемого права и роли в разработке и реализации государственной политики в отношении инвалидов, в защите их конституционных прав и законных интересов;
  • ? признания необходимости государственной поддержки общественных объединений инвалидов и отнесения такой поддержки к приоритетным направлениям социальной политики государства;
  • ? непрерывного и комплексного характера государственной поддержки общественных объединений инвалидов;
  • ? равенства прав на государственную поддержку общественных объединений инвалидов;
  • ? содействия федеральных органов законодательной и исполнительной власти физическим и юридическим лицам в осуществлении негосударственной поддержки общественных объединений инвалидов.

В общегосударственном процессе решения проблем инвалидов их организации могут и должны выполнять специфические функции, которые государственные институты либо просто не в состоянии осуществить, либо будут это делать с гораздо меньшим эффектом. На таком разделении и взаимном дополнении и может быть основано социальное партнерство государства и организаций инвалидов в решении проблем людей с ограниченными возможностями.

К социальным функциям, которые осуществляют общественные объединения инвалидов, относят следующие:

  • ? непосредственная защита прав и интересов инвалидов;
  • ? обеспечение постоянной обратной связи между инвалидами и государственными органами, т.е. участие в гармонизации отношений инвалидов с государственной властью;
  • ? участие в информационном обеспечении нормативно-правовых проектов и государственных программ поддержки инвалидов;
  • ? адресная помощь инвалидам (членам организации) с использованием таких ресурсов, как труд добровольцев, частные и корпоративные пожертвования, доходы от собственной предпринимательской деятельности;
  • ? консультирование органов государственной власти на стадии выработки ими нормативно-правовых решений по проблемам инвалидов, непосредственное участие в планировании, разработке и экспертизе таких решений в качестве представителя будущих потребителей их результатов;
  • ? потребительская экспертиза, оценка уже действующих нормативно-правовых документов и государственных программ, затрагивающих права и интересы инвалидов;
  • ? выполнение роли субъекта инициативы законопроекта, который в максимально возможной степени заинтересован внедрить системно правовую базу в области социальной защиты инвалидов;
  • ? общественный контроль над соблюдением принятых правовых актов по проблемам инвалидов.

Спектр общественных объединений инвалидов очень многообразен, поэтому существуют подходы к их классификации по различным критериям: по интересам, целям, признаку ведущего вида деятельности, критерию их организационных структур и т.д. Так, при учете по территории, на которой распространяется деятельность общественного объединения инвалидов в соответствии с их уставами, можно выделить всероссийские объединения, региональные (областные, краевые, республиканские) и местные (районные, городские), а также некоторое количество межрегиональных объединений.

По критерию отношения к государственной социальной политике и реализующим ее учреждениям выделяют три группы общественных объединений инвалидов. К первой относятся проправительственные объединения, деятельность которых тесно связана с государственной линией и которые наиболее часто пользуются государственной помощью. К ним вполне можно отнести Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых. Всероссийское общество глухих, региональные советы ветеранов войны, труда, правоохранительных органов и др. Другую группу составляют общественные объединения, выступающие с инициативами без поддержки органов государственной власти, защищающие права инвалидов в сложных, спорных ситуациях. Третья группа — общественные объединения инвалидов, нейтрально относящиеся к государственной социальной политике и политике вообще, занимающиеся оказанием социальной помощи инвалидам (обычно поддержка небольшой группы инвалидов) за счет собственных средств и усилий.

Наиболее разнообразна классификация общественных объединений инвалидов по уставным задачам. Здесь можно выделить отдельные виды деятельности и их комплексы. Например, существуют задачи правовой защиты, когда общественное объединение поддерживает инвалидов в защите их прав; задачи гуманитарного плана, при которых общественное объединение занимается сбором и распределением гуманитарной помощи инвалидам; задачи социального обслуживания, когда объединение предоставляет инвалидам социальные услуги; задачи производственного плана, при которых общественное объединение создает и обслуживает предпринимательские структуры с участием труда инвалидов.

Таким образом, общественные объединения инвалидов в России выполняют разнообразные общественные задачи и осуществляют социальную поддержку инвалидов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *