Отказ от приема товара

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении № А33-19463/2012 от 21.04.2014 пояснил, что покупатель вправе отказаться от оплаты и приемки товара, не соответствующего качеству, оговоренному в договоре.

ФАС указал, что когда покупатель (получатель) в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика. В случаях, когда покупатель без установленных законом, иными правовыми актами или договором оснований не принимает товар от поставщика или отказывается от его принятия, поставщик вправе потребовать от покупателя оплаты товара.

Истцом не представлено доказательств легитимности покупки медицинской продукции у производителей, подтверждающих правомерность происхождения поставленного истцу по гражданско-правовому договору товара, так же как не представлено доказательств поставки товара качественного в полной комплектации.

При указанных обстоятельствах суды сделали правильный вывод о поставке обществом учреждению товара, не соответствующего условиям договора и закона о качестве и комплектности, и, следовательно, обоснованности отказа учреждения от приемки и оплаты данного товара.

На практике возникают случаи, когда между продавцом и покупателем выстраиваются сложные отношения в плане приема товара. В данной статье мы погорим о том, как обезопасить продавца от проблем с принятием товара покупателем.

Внимание: наш адвокат по защите прав продавца разъяснит Вам о правилах приема товара для покупателя: профессионально, четко и ясно. Звоните уже сейчас !

Что делать, если покупатель уклоняется от приемки товара?

Для начала оговоримся, что разделим этот вопрос на физических и юридических лиц.

Поговорим о договоре поставки между юридическими лицами.

Покупатель по разным причинам может отказаться принимать товар. Однако, сразу следует сказать, на что может претендовать продавец, если покупатель отказывается выполнять свои «обязанности». Продавца будем называть поставщиком:

  • Поставщик может вполне отказаться от исполнения договора (по ссылке подробнее).
  • Поставщик имеет право потребовать возмещения убытков;
  • Поставщик может потребовать принять товар покупателем.

Также в самом договоре может быть составляющая, касающаяся ответственности покупателя за отказ принять товар. К примеру, в договоре прописывается штраф либо неустойка, либо все вместе. Но, главное, четко должны быть прописаны моменты, где поставщик взыскивает какую-то одну санкцию, либо несколько в комбинации.

Однако, многие поставщики избегают такие моменты, так как они им не выгодны.
Как и при любом другом отстаивании своих требований, необходимы доказательства. Действительно, для удовлетворения своих требований, поставщик должен предоставить доказательства отказа покупателя принять товар.

Допустим, покупатель направлял в адрес поставщика письма с отказом в принятии товара, ссылаясь, что товар ненадлежащего качества, хотя в действительности таких нарушений не было. Естественно, покупатель заявляет о недостатках в товаре, которых нет. Это будет считаться правом поставщика требовать, чтобы покупатель принял товар.

Если производилась доставка товара и товар оказался у покупателя, но тот в силу необъективных причин отказался от него — это основание для составления претензии на покупателя.

Как происходит с покупателем, если он физлицо, приобретающее товар для личного потребления:

Все вышесказанное можно отнести и для споров между организаций и физическими лицами, за одним исключением: при спорах с данными лицами «вступает в силу «Закон РФ «О защите прав потребителей».

Потребитель не вправе отказаться принимать товар надлежащего качества, если этот товар непосредственно используется потребителем.

Урегулирование спора с покупателем

Для урегулирования спора, нужно выяснить причину, почему покупатель отказывается от товара.

Самый простой способ урегулирования разногласий — это возмещения покупателем средств, которые продавец потратил на доставку товара.

Однако, случаются моменты, когда поставщику не выгодно хранить товар, так как за аренду необходимо платить, в таком случае он вправе потребовать от покупателя принять товар или отказаться от договора.

Другое дело, если спор дойдет до судебных разбирательств. Здесь для продавца наступает момент истины, ему предстоит собрать все доказательства, подтверждающие факт отказа покупателя принимать товар.

Но в процессе суда, стороны могут заключить мировое соглашение, после которого не будут иметь претензий друг к другу.

Как обязать заказчика принять товар?

Как уже говорилось ранее, покупатель, в случае отказа от товара надлежащего качества, может понести убытки, связанные с неустойкой, либо штрафом. Соответственно, судом на него будут возложены обязанности по принятию товара. Либо покупатель в добровольном порядке принимает товар, либо расторгает договор поставки.

На практике чаще всего суд встает на сторону продавца, так как покупатель необоснованно отказывается принимать товар, либо умышлено указал несоответствующий адрес поставки.

Как доказать, что покупатель отказался принимать товар?

При договоре поставки товара, доказательствами будут являться все товарные и транспортные накладные, где также могут стоять отметки, что водителя не пустили на территорию покупателя. При отказе покупателя принять товар, в соответствующей накладной также должна стоять отметка об отказе в принятии.

Есть один нюанс. При отказе покупателя принять товар, необходимо составить соответствующий акт. А в случае отказа покупателя подписывать данный акт, необходимо добавить, что в подписании акта отказано, претензий нет.
Поставщик должен иметь при себе доказательства того, что он должным образом известил покупателя о готовности товара к передаче в необходимый срок. То есть, подпись покупателя, уведомление о вручении (в случае, если поставщик передает товар покупателю на своей территории).

Помощь адвоката

В нашей адвокатской практике складывалось достаточно дел, связанных с непринятием покупателя товара надлежащего качества. Мы знаем, как грамотно выстроить доказательства, поможем выступить в суде и составить необходимые документы для урегулирования конфликта.

Наши адвокаты по гражданским делам расскажут, как стоит поступить в той или иной ситуации и объяснят все риски и пути их преодоления.

Что можно сделать, если покупатель уклоняется от приемки товара по действующему договору поставки

В случаях, когда покупатель без установленных законом, иными правовыми актами или договором оснований не принимает товар от поставщика или отказывается от его принятия, поставщик вправе:

потребовать оплаты непринятого товара;

потребовать приемки товара;

отказаться от исполнения договора;

потребовать возмещении убытков, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением покупателем своих обязанностей по принятию товара;

предъявить требования, предусмотренные договором поставки.

Поставщик может воспользоваться каждым из перечисленных правомочий в отдельности, а может их комбинировать (в зависимости от особенностей сложившейся на практике ситуации и отношений сторон):

потребовать оплаты непринятого товара и его приемки;

потребовать оплаты непринятого товара и возмещения убытков;

потребовать оплаты непринятого товара, его приемки и возмещения убытков;

потребовать приемки товара и возмещения убытков;

отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

А если в договоре предусмотрена дополнительная ответственность за отказ покупателя от приемки товара, то к любой из перечисленных комбинаций можно добавить и установленные договорные санкции. Например, если в договоре установлена ответственность покупателя за отказ от исполнения договора в виде штрафа, то исковое заявление может иметь следующий заголовок: «Исковое заявление о взыскании платы за непринятый товар, возмещении убытков, уплате неустойки и обязании принять товар». Однако нужно проверить, нет ли в договоре особых положений в отношении некоторых правомочий. В частности, стороны своим соглашением могут установить, что поставщик может взыскать только неустойку, но не убытки либо по выбору поставщика либо неустойку, либо убытки (абз. 2 п. 1 ст. 394 ГК РФ). Данные ограничения крайне невыгодны поставщику, и при заключении договора их лучше избегать.

Чтобы предъявить любое из перечисленных требований, поставщик должен иметь на руках доказательства того, что покупатель действительно отказался принять товар.

Если доказательств отказа от приемки нет и покупатель будет отрицать факт поставки, то суд откажет в иске.

Доказать отказ покупателя от приемки товара можно письмами покупателя, в которых он заявляет такой отказ, подтверждает его или ссылается на него. Также можно использовать документы, которыми покупатель обосновывает свой отказ. Например, это может быть акт, в котором контрагент зафиксировал нарушения поставщика. Такие документы стоит использовать, если нарушений на самом деле не было либо они не могут быть основаниями для отказа от приемки товара. Например, покупатель не может заявить отказ со ссылкой на несущественные недостатки товара.

Вид иных доказательств зависит от способа поставки товаров. Например, в случае с доставкой нужно доказать, что «товар продавцом реально был доставлен по конкретному адресу и предъявлен покупателю к приему, а покупатель безосновательно отказался от приема товара»

Доставка товаров (ст. 510 ГК РФ).

Доказательствами отказа могут быть, например, товарно-транспортные накладные с отметками водителя о том, что его не допустили на территорию покупателя. Если товар допустили, но покупатель отказывается его принять, то такой отказ нужно зафиксировать отметкой в товарной накладной (см., например, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 мая 2017 г. № Ф 01-1816/2017 по делу № А 31-11727/2015).

Желательно также составить акт об отказе в приемке товара. Если покупатель откажется его подписать, то нужно внести фразу: «В подписании акта отказано, претензий не предъявлено». Ее ставят внизу акта со стороны, где должна стоять подпись покупателя. Под этой фразой нужно поставить подпись лица, которое внесло фразу, и указать его должность и Ф. И. О.

Выборка товаров (п. 2 ст. 510, ст. 515 ГК РФ)

Нужно доказать, что к установленному сроку поставщик подготовил товар к передаче в надлежащем месте и уведомил покупателя об этом. У поставщика должны быть доказательства того, что покупатель получил соответствующее уведомление: подпись уполномоченного лица на втором экземпляре или опись вложения и уведомление о вручении, если уведомление направили по почте. Если таких доказательств не будет, то в иске откажут (см., например, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 января 2017 г. № Ф 01-5862/2016 по делу № А 29-12872/2015).

Если стороны указали в договоре конкретный срок для выборки и не установили обязанность поставщика направлять уведомление, то делать это не обязательно (абз. 2 п. 2 ст. 510 ГК РФ). Можно представить документы о том, что товар находился на складе, когда наступил срок выборки. Арбитражный суд Северо-Западного округа в качестве таких доказательств принял:

акт готовности изделия к отгрузке с подписями директора по качеству и генерального директора поставщика;

протоколы приемо-сдаточных испытаний;

бухгалтерский баланс и пояснительную записку к нему;

акт эксперта торгово-промышленной палаты.

Последний документ подтверждал, что эксперт:

вскрыл упакованный в ящики и подготовленный для транспортировки товар;

идентифицировал товар;

установил, что товар соответствует по наименованию, типу и количеству комплектовочной ведомости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *