Отношения в области использования электронных подписей

Правовое регулирование использования электронной подписи (ЭЦП)

Правовое регулирование использования ЭЦП осуществляется Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области использования электронных подписей при

  1. совершении гражданско-правовых сделок,
  2. оказании государственных и муниципальных услуг,
  3. исполнении государственных и муниципальных функций,

при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами.

Электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Средства электронной подписи — шифровальные (криптографические) средства, используемые для реализации хотя бы одной из следующих функций — создание электронной подписи, проверка электронной подписи, создание ключа электронной подписи и ключа проверки электронной подписи.

Участники электронного взаимодействия — осуществляющие обмен информацией в электронной форме государственные органы, органы местного самоуправления, организации, а также граждане.

Отношения в области использования электронных подписей регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также соглашениями между участниками электронного взаимодействия. Порядок использования электронной подписи в корпоративной информационной системе может устанавливаться оператором этой системы или соглашением между участниками электронного взаимодействия в ней.

Виды электронных подписей, используемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, порядок их использования, а также требования об обеспечении совместимости средств электронных подписей при организации электронного взаимодействия указанных органов между собой устанавливает Правительство Российской Федерации (см. Постановление Правительства РФ от 25.06.2012 N 634, которым утверждены «Правила определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг»).

Виды электронных подписей:

  1. простая электронная подпись;
  2. усиленная электронная подпись:
    • усиленная неквалифицированная;
    • усиленная квалифицированная.

Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия, которое должно предусматривать порядок проверки электронной подписи.

Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям ст. 9 закона.

Электронный документ считается подписанным простой электронной подписью при выполнении в том числе одного из следующих условий:

  1. простая электронная подпись содержится в самом электронном документе;
  2. ключ простой электронной подписи применяется в соответствии с правилами, установленными оператором информационной системы, с использованием которой осуществляются создание и (или) отправка электронного документа, и в созданном и (или) отправленном электронном документе содержится информация, указывающая на лицо, от имени которого был создан и (или) отправлен электронный документ.

ВАЖНО! Использование простой электронной подписи для подписания электронных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или в информационной системе, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, не допускается.

При оформлении первичных учетных документов налогоплательщик вправе применять простую и (или) усиленную неквалифицированную электронные подписи (письмо Минфина России от 11 января 2016 г. № 03-03-06/61).

Использование ЭЦП при поставке товаров

Дело № А40-4350/2016

Полностью электронный документооборот по договору допускается с согласия обеих сторон.

Для снижения рисков:

  1. порядок оформления маршрутных листов или транспортных накладных должен быть определен в договоре;
  2. в договоре должен быть регламентирован электронный документооборот с использованием ЭЦП.

Электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, в Российской Федерации признаются электронными подписями того вида, признакам которого они соответствуют на основании настоящего Федерального закона.

Электронная подпись и подписанный ею электронный документ не могут считаться не имеющими юридической силы только на том основании, что сертификат ключа проверки электронной подписи выдан в соответствии с нормами иностранного права.

Правовое регулирование использования факсимиле

Факсимиле — штамп, обеспечивающий точное воспроизведение собственноручной росписи должностного лица и служащий для удостоверения его полномочий.

Факсимильное воспроизведение подписи гражданское законодательство признает аналогом собственноручной подписи.

Факсимильное воспроизведение подписи может использоваться при оформлении документов, как и собственноручная подпись. Но случаи применения факсимиле, которые прямо предусмотрены законодательством, немногочисленны.

Использование факсимиле в гражданско-правовых сделках

Гражданское законодательство разрешает использовать факсимиле только при совершении сделок. Но использовать факсимильную или другую копию подписи в качестве аналога собственноручной можно только в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством или соглашением сторон.

Так как в настоящее время порядок использования факсимиле законодательством не установлен, соглашение сторон остается единственной возможностью «узаконить» применение факсимиле в документах, которые оформляются в процессе заключения или исполнения сделок.

Соглашение сторон можно оформить как отдельный документ (соглашение о порядке использования факсимиле) или включить условие об использовании факсимиле в текст основного договора. Но в любом случае необходимо не только установить в соглашении саму возможность подписания документов с помощью факсимиле, но и перечислить эти документы. Лишь тогда факсимильное воспроизведение подписи будет иметь такую же юридическую силу, как и собственноручная подпись, а заверенные таким способом документы суд примет в качестве письменных доказательств.

Использование факсимиле в документах бухгалтерского и налогового учета

Ни законодательство о бухгалтерском учете, ни налоговое законодательство не регламентируют порядок использования факсимиле.

Согласно законодательству о бухгалтерском учете (ст. 9 Федеральный закон от 06.12.2011 N402-ФЗ «О бухгалтерском учете») первичные документы принимаются к учету, если содержат ряд обязательных реквизитов, к числу которых относятся и личные подписи ответственных лиц (должностных лиц организации). Требование указывать именно личные подписи позволяет сделать вывод, что в первичных документах нельзя использовать их факсимильное воспроизведение.

В 2011 году Президиум ВАС в постановлении от 27.09.2011 N 4134/11 со ссылкой на Закон N 129-ФЗ и ст. 169 НК РФ указал, что возможности факсимильного воспроизведения подписи при оформлении счетов-фактур и документов бухгалтерского учета законодательством не предусмотрено. Официальная позиция по данному вопросу заключается в том, что использование факсимиле не допускается на доверенностях, платежных документах, других документах, имеющих финансовые последствия (смотрите письма Минфина России от 15.03.2010 N 03-02-08/13, от 26.10.2005 N 03-01-10/8-404, МНС России от 01.04.2004 N 18-0-09/000042, а также постановления 8 ААС от 14.02.2013 N 08АП-11607/12, 4 ААС от 14.01.2013 N 04АП-5609/12).

Таким образом, факсимиле нельзя ставить на доверенностях, платежных и других документах, которые влекут финансовые последствия.

П. 6 ст. 169 НК РФ определено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. По мнению налоговых органов и финансового ведомства, ст. 169 НК РФ не предоставляет налогоплательщикам возможности использования в счетах-фактурах факсимильных подписей. Поэтому счета-фактуры, составленные с использованием факсимиле, признаются составленными с нарушением установленного порядка и не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету (см. письма Минфина России от 01.06.2010 N 03-07-09/33, от 17.09.2009 N 03-07-09/48, от 17.06.2009 N 03-07-09/31, от 28.04.2009 N 03-07-09/24, от 22.01.2009 N 03-07-11/17, от 04.06.2008 N 03-07-11/214, ФНС России от 07.04.2005 N 03-1-03/557/11, от 14.02.2005 N 03-1-03/210/11.

Таким образом, счет-фактура должен быть заверен «живой» подписью руководителя и главного бухгалтера организации или других уполномоченных лиц (на основании приказа или доверенности). Использование факсимиле в данном случае законом не предусмотрено.

Принципы – это основные руководящие идеи.

Принципы необходимы для правильного применения норм отрасли, они обеспечивают единство норм отрасли. Принципы обязательны как для правоприменительной так и для законодательной практики

Учитывая что правовое регулирование строится на основе принципов указанных в законе «об охране окружающей среды» в ст.3.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

1. соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду – является центральным. Возникает много дискуссий по определению этого принципы, т.к. это право закреплено в Конституции.
Возникает множество вопросов:

a. Какую среду считать благоприятной

b. Как реализовать своё право на благоприятную окружающую среду

2. обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

3. научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды – сформировалась из концепции «Устойчивого развития».

4. охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

5. ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

6. платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; — обеспечивается различными способами в зависимости от нанесённого вреда

7. независимость контроля в области охраны окружающей среды; — осуществляются специально уполномоченными органами. Независимость контроля, который осуществляет органы федеральной власти отличается от контроля осуществляемого органами субъектов

8. презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

9. обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; — одна из стадий создания объектов хозяйственной деятельности

10. обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; — экологическая экспертиза

11. приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

12. обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

13. сохранение биологического разнообразия;

14. запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

15. соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

16. ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

17. организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

18. участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

19. международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 1 статьи 21-2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг;
изменения, которые вносятся в требования к федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7284; 2012, N 39, ст. 5269).
2. Установить, что:
до утверждения требований к формам заявлений, предусмотренных пунктом 17 Правил, утвержденных настоящим постановлением, заявление может быть подано в свободной форме при условии выполнения положений абзацев первого или второго указанного пункта;
лица, прошедшие регистрацию в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» до вступления в силу Правил, утвержденных настоящим постановлением, вправе использовать для обращения за получением государственных и муниципальных услуг в качестве ключа простой электронной подписи страховой номер индивидуального лицевого счета и пароль, сформированный при указанной регистрации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Прим. ред.: текст постановления опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации», 04.02.2013, N 5, ст. 377.

Правила использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг

I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок использования простой электронной подписи любыми лицами (далее — заявители) при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также за получением услуг, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ) на предоставление таких услуг (далее соответственно — услуги, исполнители услуг).
2. Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования ключа простой электронной подписи (далее — ключ) подтверждает факт формирования электронной подписи конкретным заявителем.
3. Ключом является сочетание 2 элементов — идентификатора и пароля ключа. Идентификатором является страховой номер индивидуального лицевого счета заявителя — физического лица либо руководителя или уполномоченного им иного должностного лица заявителя — юридического лица (далее — уполномоченное лицо), а паролем ключа — последовательность символов, созданная в соответствии с настоящими Правилами.
4. Использование простой электронной подписи для получения государственной или муниципальной услуги допускается, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не установлен запрет на обращение за получением государственной или муниципальной услуги в электронной форме, а также не установлено использование в этих целях иного вида электронной подписи.
5. Обращение заявителей — юридических лиц за получением государственных и муниципальных услуг осуществляется путем подписания обращения уполномоченным лицом с использованием простой электронной подписи.
6. Для обращения заявителя за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием простой электронной подписи заявитель должен быть зарегистрирован в соответствующем регистре федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее — единая система идентификации и аутентификации).
II. Правила создания и выдачи ключей
7. Правом создания (замены) и выдачи ключа в целях оказания государственных и муниципальных услуг обладают органы и организации, подключенные к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (далее — операторы выдачи ключа), в том числе:
а) органы, указанные в пункте 1 статьи 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предоставляющие государственные услуги, при обращении за получением которых допускается использование простой электронной подписи;
б) органы, предоставляющие муниципальные услуги, при обращении за получением которых допускается использование простой электронной подписи;
в) организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», при обращении за получением которых допускается использование простой электронной подписи;
г) организации, организующие предоставление государственных и муниципальных услуг, при обращении за получением которых допускается использование простой электронной подписи;
д) иные органы и организации.
8. Оператор выдачи ключа осуществляет создание (замену) ключа с использованием сервиса генерации ключа единой системы идентификации и аутентификации на основе исходной ключевой информации, предоставленной для размещения в единой системе идентификации и аутентификации Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Заявитель вправе самостоятельно произвести замену своего ключа с использованием сервиса генерации ключа единой системы идентификации и аутентификации в личном кабинете в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
9. Создаваемый пароль ключа должен соответствовать следующим требованиям:
а) содержать не менее 8 символов;
б) содержать буквенные и (или) цифровые символы;
в) не содержать символы «*» или «#».
10. Создание (замена) и выдача ключа для использования в целях получения государственных и муниципальных услуг осуществляется безвозмездно.
11. Операторы выдачи ключа обязаны обеспечивать конфиденциальность ключа.
12. При использовании простой электронной подписи заявитель должен быть ознакомлен оператором выдачи ключа с правилами использования простой электронной подписи.
13. Заявитель — владелец ключа обязан:
а) хранить в тайне ключ, принимать все возможные меры, предотвращающие нарушение его конфиденциальности;
б) формировать простую электронную подпись с использованием ключа, полученного в порядке, установленном настоящими Правилами;
в) в случае нарушения конфиденциальности ключа или его утери незамедлительно уведомить об этом оператора выдачи ключа или оператора единой системы идентификации и аутентификации.
14. Гражданско-правовую ответственность за негативные последствия, наступившие в результате несоблюдения заявителем обязанностей, установленных пунктом 13 настоящих Правил, несет заявитель.
15. Заявитель самостоятельно осуществляет выбор оператора выдачи ключа, к которому он обращается для создания (замены) и выдачи ключа путем явки на личный прием или путем подачи заявления в электронной форме.
16. При явке заявителя на личный прием создание (замена) и выдача ключа осуществляются оператором выдачи ключа в день обращения на основании письменного заявления при предъявлении основного документа, удостоверяющего личность, а для уполномоченного лица — кроме того, документа, подтверждающего его право действовать от имени юридического лица.
17. В заявлении, подаваемом заявителем — физическим лицом, должны быть указаны фамилия, имя и отчество (если имеется), страховой номер индивидуального лицевого счета, а также согласие заявителя на обработку его персональных данных, указываемых взаявлении, в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных».
В заявлении, подаваемом заявителем — юридическим лицом, должны быть указаны наименование и место нахождения юридического лица, основной государственный регистрационный номер юридического лица, фамилия, имя и отчество (если имеется) уполномоченного лица, страховой номер индивидуального лицевого счета такого уполномоченного лица, а также его согласие на обработку персональных данных, указываемых в заявлении, в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных».
Формы заявлений утверждаются операторами выдачи ключа в соответствии с требованиями к формам заявлений, утверждаемыми Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
18. Оператор выдачи ключа вправе уполномочить иное юридическое лицо на создание (замену) и выдачу ключа (далее — уполномоченная организация). В случае если выдачу ключа осуществляет уполномоченная организация, то и установление личности заявителя — физического лица или уполномоченного лица осуществляет уполномоченная организация.
В случае если в процессе выдачи ключа оператор выдачи ключа или уполномоченная им организация допустили ошибку при установлении личности заявителя, то гражданско-правовую ответственность, а в случаях, установленных федеральными законами, иную ответственность за неблагоприятные последствия, наступившие для участников отношений в результате допущенной ошибки, несет оператор выдачи ключа, допустивший такую ошибку, либо оператор выдачи ключа, наделивший уполномоченную организацию соответствующим правом.
19. При получении ключа путем подачи заявления в электронной форме оператор выдачи ключа обеспечивает заявителю возможность осуществления самостоятельной регистрации в единой системе идентификации и аутентификации с использованием соответствующего сервиса единой системы идентификации и аутентификации.
20. Заявителю для самостоятельной регистрации в единой системе идентификации и аутентификации необходимо заполнить заявление по форме, размещенной в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», после чего заявителю автоматически предоставляется ключ.
21. При подаче заявления в электронной форме заявитель вправе выбрать способ получения ключа либо лично у оператора выдачи ключа, либо путем направления оператором выдачи ключа регистрируемого почтового отправления с уведомлением о вручении, либо путем направления ключа на адрес электронной почты заявителя, указанный в заявлении.
22. Оператор выдачи ключа в случае получения ключа заявителем лично у него обязан установить личность заявителя — физического лица или уполномоченного лица, обратившегося за получением ключа.
В случае если ключ выдается уполномоченной организацией, то установление личности заявителя — физического лица или уполномоченного лица осуществляется такой уполномоченной организацией.
Выдача ключа заявителю осуществляется оператором выдачи ключа при предъявлении заявителем основного документа, удостоверяющего личность, а для уполномоченного лица — кроме того, документа, подтверждающего его право действовать от имени юридического лица.
23. Проверка подлинности простой электронной подписи, которой подписано обращение, осуществляется исполнителем услуги с использованием соответствующего сервиса единой системы идентификации и аутентификации.
24. Оператор единой системы идентификации и аутентификации предоставляет органам (организациям), указанным в статье 1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», автоматический доступ к информации, содержащейся в единой системе идентификации и аутентификации, в целях проверки подлинности простой электронной подписи.
Порядок доступа к информации, содержащейся в единой системе идентификации и аутентификации, для указанных целей устанавливает Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Изменения, которые вносятся в требования к федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»

1. Пункт 5 дополнить подпунктами «д» и «е» следующего содержания:
«д) создание пароля ключа простой электронной подписи на основе исходной ключевой информации, предоставляемой Федеральной службой безопасности Российской Федерации, для физических и юридических лиц в целях обращения за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также за получением услуг, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ) на предоставление таких услуг;
е) автоматическое предоставление по запросу органов и организаций, имеющих право на создание (замену) и выдачу ключей простой электронной подписи в целях оказания государственных и муниципальных услуг, пароля ключа простой электронной подписи для физического или юридического лица.».
2. Пункт 6 дополнить подпунктом «е» следующего содержания:
«е) регистр органов и организаций, имеющих право создания (замены) и выдачи ключа простой электронной подписи в целях оказания государственных и муниципальных услуг.».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *