Оценка есть мнение, суждение о качестве, достоинстве, значении и т.п. кого-либо, чего-либо. Не всякое мнение является оценочным, но всякая оценка (суждение с оценочными предикатами) есть мнение. Оценка выражается непосредственно оценочным высказыванием с использованием:
1) абстрактных оценочных предикатов (такие слова содержат лишь оценочные семы ‘хороший / плохой’, причем реализованы эти значения могут быть в вариантах с нейтральной или усиленной степенью оценочности: хороший, плохой, великолепный, замечательный, отвратительный, чудовищный и т.п.);
2) предикатов, обозначающих определенные качества, свойства, которые в данном социуме в данное время оцениваются положительно или отрицательно (добрый, злой, жестокий, великодушный, убить, предать, спасти, вылечить и т.п.);
3) эмоционально-экспрессивных слов и выражений, содержащих положительную или отрицательную оценку либо в лексическом значении (умница, гений, шедевр, болван, идиот, растяпа, халтура, в том числе ненормативная лексика), либо в суффиксах субъективной оценки (писака, газетенка и т.п.).
Оценка, будучи выражением отношения субъекта к объекту, а следовательно, приписываемого свойства объекта, как правило, находится в реме, и оценочные слова чаще всего выступают в роли предикатов (ср.: Он умница (добряк, герой, негодяй, трус) либо входят в рему высказывания (ср.: У нас был очень приятный разговор; заметим, что коммуникативная цель данного высказывания – сообщить не столько о разговоре, сколько о том, что он был приятным). Даже если оценочное слово оказывается в теме высказывания, оно нередко обладает «неявной рематичностью»; в предложении «Этот негодяй так и не пришел» оценочная номинация (тема) может быть коммуникативно не менее значимой, чем рема.
Если оценочный предикат в живом диалоге синтаксически связан с дейктикой 2-го лица («приписывается» адресату), высказывание имеет коммуникативный статус перформатива (Вы мерзавец, Петров!). Тот же статус имеют, по-видимому, и экспрессивно-оценочные вокативы (Негодяй, как ты посмел явиться сюда!).
Имплицитно оценочными могут быть и «обычные» (дескриптивные, фактофиксирующие) высказывания, если в них описываются неблаговидные, неодобряемые в данном социуме события и факты, а также «ситуативно оценочные» высказывания (ср.: Иван не приехал). Такие высказывания называют «квазиоценочными».
Особо подчеркнем то, что высказывания с оценочной модальностью не отвечают условиям истинности, проверить соответствие таких высказываний действительности невозможно, а точнее, не имеет смысла.
Рассматривая статус, которым обладает оценочная модальность применительно к аспекту, связанному с проблемами судебной лингвистики, можно отметить, что ряд статей, которые содержатся в Уголовном кодексе РФ предусматривают правонарушения, которые связаны с процессом вербального общения. Имеются в виду такие правонарушения, которые совершаются исключительно в процессе осуществления речевого акта.
В качестве таких статей можно выделить, например, статью 129, которая рассматривает ответственность за клевету, статью 207, определяющую в качестве правонарушения сообщение о террористическом акте, которое является заведомо ложным. Также в Уголовном кодексе определяются статьи, которые описывают правонарушения, непосредственное осуществление которых связано с речевым действием. Например, статья 130 определяет наказание за оскорбление. В статье 152 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусматривается, что гражданин Российской Федерации защищен от возможных посягательств, которые могут осуществляться в отношении его чести, достоинства и деловой репутации. Здесь имеются в виду именно те противоправные действия, которые, как правило, имеют свое осуществление в процессе устной речи или же написанного текста.
С точки зрения правоприменительной практики относительно несложной – в принципе – представляется статья, предусматривающая наказание за клевету. Согласно положениям Уголовного кодекса РФ, «клевета – это распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию», следовательно, чтобы применить законные и справедливые санкции по отношению к клеветнику, достаточно иметь в распоряжении 1) непротиворечивую трактовку понятия порочащие сведения, 2) доказательства ложности конкретных сведений, распространяемых клеветником, 3) умышленность его действий. Заметим, что в большинстве случаев участие лингвиста-эксперта в расследовании дел о клевете может заключаться лишь в том, чтобы выявить в конфликтном тексте верифицируемые языковые выражения, отделив их от предположений и от высказываний с оценочной модальностью.
Значительно менее ясным в юрислингвистическом плане является вопрос об оскорблении. В п. 1 ст. 130 УК Российской Федерации оскорбление толкуется как «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме». И хотя в тексте статьи не сказано прямо, что понимается под формой, ясно, что имеется в виду прежде всего языковая форма, точнее, слова, содержащиеся в речевом произведении, воспринимаемом адресатом как оскорбление, а также интонация и паралингвистические средства (мимика и жесты, телодвижения), усиливающие речевую агрессию («Оскорбление действием путем телодвижений без прикосновения может выражаться в непристойных жестах, плевках в сторону потерпевшего и т.д.».
Но если оскорбление понимать только как отрицательную оценку, выраженную в неприличной форме, от юридических квалификаций «ускользают» оскорбительные импликатуры (неприличный подтекст, грязные намеки). Однако подчеркнем, смыслы, выраженные косвенным образом, могут вызвать в человеке сильнейшие переживания и нравственные страдания.
Известно, что слово представляет собой неотделимое друг от друга единство формы (звуковой оболочки) и значения. И если с какими-то выражениями мы связываем понятие «неприличный», то имеем в виду не только план выражения, но и некоторое ассоциируемое с этим выражением содержание (коннотации), при этом собственно содержание (вещественное значение слова), за редкими исключениями, не может быть приличным или неприличным.
При квалификации того или иного языкового выражения как «имеющего неприличную форму» важную роль играют контекст и ситуация общения (например, выражения, которыми пользуются без какого-либо нравственного вреда для себя подростки или футболисты в ходе напряженного матча, в иной ситуации будут восприниматься как неприличные и оскорбительные).
То, что в Уголовном кодексе обозначено словосочетанием неприличная форма, в лингвистическом плане должно быть определено как языковое выражение, не соответствующее, противоречащее правилам речевого поведения, принятым в данное время в данном социуме, и отнесено к явлениям, имеющим социально-лингвистическую природу. Такие явления принято называть социально-лингвистическими коннотациями. Их наличие, как правило, фиксируется в словарных статьях специальными пометами: грубое, бранное, непристойное, пренебрежительное, презрительное, уничижительное, просторечное и др. (просторечная языковая форма в нашей культуре расценивается как нарушение принципа вежливости, поэтому просторечные выражения часто содержат отрицательно-оценочные коннотации).
Во многих случаях неприличная форма языкового выражения идентифицируется вполне определенно и без особого труда, а именно при употреблении обценной лексики, на которую в нашей лингвокультуре наложен запрет (высказывания с такой лексикой обыденном языке называются, матом, матерщиной, матерной бранью). Но так ли уж редки случаи, когда кто-то причиняет человеку нравственный ущерб, заставляет его почувствовать себя глубоко оскорбленным, используя вполне «приличные» оценочные выражения или вообще эксплицитно не оценивая, а лишь намекая?
Практика показывает, что в средствах массовой информации выражения с яркой отрицательно-оценочной экспрессией, помеченные в словарях как бранные, оскорбительные, уничижительные (разряды такой лексики приведены в сборнике «Понятия чести, достоинства и деловой репутации: спорные тексты СМИ и проблемы их анализа и оценки юристами и лингвистами» – с. 68 – 70), а тем более обсценная лексика употребляются довольно редко. Чаще всего отрицательно-оценочные высказывания, воспринимаемые кем-либо как оскорбительные, с юридической и лингвистической точек зрения таковыми не являются и их автор не может быть привлечен к ответственности по ст.130.
Задача лингвистов и правоведов состоит в том, чтобы выявить все объективные признаки речевых актов (языковые и паралингвистические), образующих оскорбление как речевое правонарушение. Очевидно, эта задача может быть решена только тогда, когда будут созданы ориентированные на прикладные задачи судебной лингвистики специальные справочные материалы, прежде всего словари экспрессивной оценочной лексики и фразеологии, включающие тонко дифференцированные словарные пометы: неодобрительное, грубо-просторечное, грубое, уничижительное, бранное, оскорбительное и т.п. Опыт показывает, что имеющиеся в распоряжении лингвистов-экспертов словари не всегда дают необходимый материал. Подчеркнем, что разные словари при одних и тех же словах дают разные стилистические пометы, что позволяет участникам судебного разбирательства опротестовывать те или иные выводы, имеющиеся в экспертном заключении (о разрядах слов, которые можно причислять к категории оценочных слов с неприличной формой).
Метод интроспекции, который обычно приходится применять эксперту-лингвисту в случаях, когда имеющиеся словари не приводят значения, лежащего в основе контекстуальной семантики, не всегда вызывает доверие участвующих в судебном процессе сторон. Поэтому остается актуальной задача создания словаря, ориентированного на нужды судебной лингвистической экспертизы, который включал бы полный (насколько это возможно) перечень отрицательно-оценочных слов и выражений, снабженных пометами типа бранное, оскорбительное, неодобрительное и т.п., и даже собственные имена, приобретающие в той или иной степени нарицательный смысл и обладающие отрицательно-оценочной экспрессией (о необходимости включения многих имен собственных в «общий», не энциклопедический, словарь писал Л.В. Щерба).
Сейчас, однако, проблема может быть успешно решена с использованием информационных ресурсов Интернета, прежде всего Национального корпуса русского языка. Более того, сам Корпус уже играет роль своего рода словаря-тезауруса, так как дает большое число узуальных контекстов для тех или иных многозначных слов, многие из которых в толковых словарях не представлены. Конечно, Корпус не содержит толкований слов и лексикографических помет относительно стилистических и оценочных коннотаций, но он позволяет лингвисту-эксперту (который должен выступать в этом случае как профессиональный лексикограф), опираясь на имеющиеся в Корпусе контексты, определить контекстуальное значение, «степень узуальности» и дать строгую дефиницию исследуемого слова.
В статье 152 ГК трактуется речевое правонарушение, заключающееся в умалении чести, достоинства и деловой репутации гражданина или юридического лица. Как показывает правоприменительная практика и опыт судебной лингвистической экспертизы, в этой сфере остается немало непроясненных вопросов. Сами понятия чести, достоинства и деловой репутации оказываются в современном праве довольно расплывчатыми, на что указывают как юристы, так и лингвисты-эксперты. В ст. 150 ГК РФ перечисляются защищаемые законом нематериальные блага, в том числе «достоинство личности, личная неприкосновенность, честь, доброе имя, деловая репутация». Никакими правовыми дефинициями эти понятия в кодексе не сопровождаются – можно думать, в силу очевидности их содержания: собственно, толкования слов честь, достоинство, репутация, фиксируемые в словарях, достаточно определены для того, чтобы все эти выражения могли использоваться и как обозначение юридических понятий.
В то же время содержание словосочетания `порочащие сведения` может и должно быть раскрыто с достаточной для использования его в качестве юридического понятия точностью и полнотой. В Постановлении Пленума Верховного Совета РФ от 24.02.2005 указывается, что «порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица».
Вновь укажем на своего рода логические оковы, существенно ограничивающие возможности защищать означенные нематериальные блага граждан и юридических лиц, оставаясь в рамках законодательных норм, так как в соответствии с приведенными толкованиями отрицательные оценочные суждения не могут быть признаны порочащими сведениями.
В упомянутом уже Постановлении Пленума Верховного суда РФ утверждается: «В соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности».
Всецело соглашаясь с последним утверждением (о невозможности подтвердить или опровергнуть субъективное мнение, признать его истинными или ложным), заметим, что статья 152 Гражданского кодекса оказывается в этом случае, по сути дела, избыточной, попросту неработающей. Ведь если отрицательная оценка выражена в неприличной форме, действует уголовная статья об оскорблении, если умаление чести и деловой репутации заключено в верифицируемых утверждениях, при этом имеются основания считать их ложными и доказательства того, что несоответствие этих утверждений действительности не было секретом для того, кто распространял порочащие сведения, нарушенными оказываются опять-таки нормы уголовного права, предусмотренные статьей о клевете; наконец, случаи, когда негативные оценочные суждения облечены в «приличную» форму, «предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются».
Мы полагаем, однако, что такая практика ошибочна. Всякие высказывания с модусом предположения (мнение), как и оценка (оценочное мнение), не будучи формально истинными или ложными, должны иметь какие-либо основания. Мнение, оценка есть выражение отношения к событию или факту, к лицу, участвовавшему в некотором событии, стало быть, утверждения (или пресуппозиции) об этих событиях можно и должно оценивать с точки зрения соответствия/несоответствия действительности. И если негативное оценочное суждение основано на ложной пресуппозиции, оно должно квалифицироваться как инсинуация (от лат. insinuare – ‘пролезать, прокрадываться’) и должно получить ту или иную правовую оценку.
Далее, выраженные в «приличной» форме отрицательно-оценочные высказывания (например: Директор завода Иванов груб с подчиненными, бесцеремонен; Начальник службы безопасности не пользуется уважением коллег; Руководитель этого департамента недостаточно активен, не проявляет инициативы и т.п.) также могут быть расценены с точки зрения соответствия действительным обстоятельствам. Другими словами, негативные оценки не должны быть произвольными, субъективными, мотивированными только так или иначе возникшей неприязнью к объекту оценки. Важно то, что почти всегда можно доказать, соответствуют или не соответствуют или даже противоречат действительным обстоятельствам те или иные оценочные суждения.
Форму мышления, которая заключается в том что, в процессе сочетания понятий, происходит утверждение чего-либо или же что-либо отрицается в отношении реальных вещей или явлений, называют суждением.
Как известно, в форме понятие отражается совокупность тех признаков, которые являются существенными для того или иного предмета. В форме суждения идет отражение отдельных отношений, которые относятся к предметам и их признакам.
Закрепление в языке и передача другим людям суждения, как формы мышления, осуществляется с использованием предложений.
Суждение представляет собой такую логическую форму, которая может быть как ложной, так и истиной. К задаче логики относят определение того или другого.
Построение языковой оценки основывается как на определенных научных знаниях, так и на фактах, которыми характеризуется обыденное сознание. Также языковую оценку рассматривают как познавательный опыт, которые имеет отношение к какой либо национальной или исторической общности людей. В процессе дифференцирования в собственных целях значимости или незначимости каких-либо явлений, фактов или предметов – человеком познается как его положение, в его собственной картине описания мира, так и то место в этой картине, которое занимают те люди, которые его окружают.
Рассматривая статус, которым обладает оценочная модальность применительно к аспекту, связанному с проблемами судебной лингвистики, можно отметить, что ряд статей, которые содержаться в Уголовном кодексе РФ предусматривают правонарушения, которые связаны с процессом вербального общения. Имеются в виду такие правонарушения, которые совершаются исключительно в процессе осуществления речевого акта.
Ивин А.А. Основания логики оценок. М., 1964.
Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии // Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. С. 265 – 304.
Постановление № 3 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года «О судебной практике по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации».
Максим Поташев
Любая информация, которая познается человеком, непременно получает отпечаток его личного мнения. Свое собственное, не похожее ни на что отношение к предмету принято выражать с помощью специальной лингвистической конструкции, именуемой «оценочное суждение». Что это значит, важно знать для правильного толкования текста.
Основные разновидности высказываний
Предложение, выраженное в повествовательной форме, называется суждением. В социологии выделяют следующие их типы:
- Оценочное. Оно может существовать в виде как прямого заявления (открыто выражающего мнение говорящего: «хорошо – плохо»), так и косвенного. В последнем случае идентификация истинного мнения человека затрудняется. Его можно получить только путем задавания дополнительных вопросов;
- Обосновывающее. Говорящий желает обосновать свою точку зрения с помощью имеющихся аргументов;
- Аналитическое. В таком суждении отмечается сама необходимость существования какого-либо явления, анализ объекта и степень взаимосвязи его с другими объектами;
- Экзистенциальное. Используются лишь для обозначения существования какого-либо факта без объяснения, ссылок на источники и т.д. Это мнение в чистом виде;
- Определение. Раскрывает смысл того или иного явления путем перечисления его основных характерных черт;
- Конструктивное. Имеет черты нескольких из вышеперечисленных типов.
Оценочное суждение и оскорбление
Согласно статье 152 Гражданского кодекса, любой дееспособный житель страны имеет полное право на защиту чести и достоинства в судебном порядке. Подвергшийся оскорблению вправе требовать:
- Опровержение информации таким же образом, которым она была опубликована;
- Приостановки дальнейшего распространения нежелательной информации: уничтожение бумажных носителей, дисков и т.д.;
- Относительно новое положение – возможность удалить недобрую славу о себе во Всемирной Сети и из поисковой выдачи;
- Получение компенсации за моральный вред и прочий ущерб.
Однако не всякое высказывание, показавшееся оскорбительным, является незаконным. Как пояснил в 2005 году Верховный Суд, всякий раз при рассмотрении подобных дел необходимо проводить разграничение между:
- Данными, соответствие которых действительности можно проверить;
- Оценочными высказываниями, степень правдивости которых определить сложно или невозможно.
Грань между двумя типами высказывания бывает очень тонка и зачастую очень сложно проводима.
Лингвистическая экспертиза
Штрафы за попрание чести и достоинства могут доходить до нескольких десятков тысяч рублей. Причем наказанию подлежат не только публичные высказывания, но и откровения на стене «ВКонтакте» среди друзей и знакомых.
Согласно букве закона, оценочные суждения в общем случае не являются нарушением. Однако негативно-оценочные высказывания иногда могут быть истолкованы как оскорбление. Например, «По моему личному мнению, мой начальник чмо».
Для того чтобы субъективная оценка попала под статью, она должна содержать такую лексику:
- Обозначение антиобщественных и всеми презираемых личностей (девушки легкого поведения, осужденные и т.д.);
- Слова, имеющие отчетливую отрицательную коннотацию;
- Вполне безобидные слова и выражения в переносном значении;
- Названия животных, которые связаны в народном сознании с отрицательными качествами человека (например, «черепаха» для обозначения очень медлительной личности, «козел», «баран»);
- Бранные слова;
- Изобретенные оскорбителем неологизмы, которые без труда считываются окружающими и оскобленным (например, «дерьмократы»).
В воспитательном процессе
В образовании оценка занимает играет одну из центральных ролей. Именно на нее ориентирована вся педагогическая деятельность. Отметки являются индикаторами достижения результатов в учебе и побудительным образом воздействуют на волю школьника.
В педагогике принято разделять несколько типов оценочных суждений:
- Разрушительное. Это такое мнение учителя об ученике, которое явно затрагивает самомнение последнего и деструктивно влияет на его самооценку. Подобные высказывания изобилуют экспрессивной лексикой и никак не способствуют повышению успеваемости;
- Ограничительное. В большинстве случаев образование в школе основано на сравнении конкретных результатов с некой истиной. При отклонении от нее ребенку делают замечание, чтобы ограничить его действия некоторыми рамками;
- Поддерживающее. Нередко педагоги хвалят двоечника даже в том случае, если он хотя бы посмотрел в учебник;
- Развивающее. Предпочтительный тип суждений. В отличие от предыдущего типа, ученик не находится в зоне комфорта, всегда готовый к похвальбе. Замечания учителя содержат путь к дальнейшему росту и продвижению.
Оценочные суждения: примеры
Научная интерпретация фактов невозможна без их оценки. Всякий ученый при анализе фактического материала не может не выразить собственное к нему отношение. Поэтому при анализе текста необходимо отделять истинные социальные факты от субъективного мнения автора.
Оценочные суждения строятся по следующей модели:
- «Считается, что»;
- «По всей вероятности»;
- «Кажется», «думается» и т.д.;
- «По точке зрения»;
- «Есть все основания предполагать»;
- «Ряд исследователей сходятся во мнении»;
- «Скорее всего»;
- «Правильно», «неправильно», «хорошо», «плохо»;
- «Отражается на не самым лучшим образом» и другие.
Оценочные суждения, как правило, легко вычисляются благодаря широкому использованию юмористических элементов, преувеличений и преуменьшений, аллегорий. Применение языковых средств возрастает многократно по сравнению с фактическими высказываниями.
Скорость проникновения сети Интернет в стране значительно отстает от скорости формирования сетевой культуры. В блогах и социальных сетях люди так же, как и реальной жизни вовсю костерят друг друга, не скупясь на матерные выражения. Но за каждое оброненное слово можно призвать к ответу. И тогда обидчик будет доказывать, что его слова не оскорбление, а лишь оценочное суждение.
Споры о защите деловой репутации всегда относятся к одной из самых сложных категорий судебных дел. Данные споры подразделяются на несколько разновидностей (о компенсации вреда, об опровержении, об удалении статьи, о признании недостоверными и порочащими деловую репутацию сведений и т.д.), однако в каждой из них на суд возложена обязанность установить — относится ли оспариваемый материал (статья, часть статьи, фраза и т.д.) сведением о факте или оценочным суждением (мнением). В случае, если суд установит, что оспариваемый материал является оценочным мнением, истцу будет отказано в удовлетворении исковых требований (автор не считает необходимым приводить правовую аргументацию данного тезиса, ибо в справочных системах можно встретить достаточно научных обоснований и примеров из судебной практики, подтверждающих запрет на привлечение к ответственности за высказанное оценочное мнение из-за наличия свободы слова и распространения массовой информации).
В связи с изложенным, один из основных способов защиты в подобных спорах для Ответчика — доказать, что оспариваемый материал является оценочным мнением. Не углубляясь в подробности конкретного кейса, считаю необходимым довести до читателя актуальную проблему «об использовании оценочного мнения в роли средства причинения вреда деловой репутации».
Суть в следующем… часто приходится наблюдать на экранах телевизора, в интернете, в газетах и т.д., когда человек говорит вполне себе конкретные сведения, попадающие под «порочащие и недостоверные», однако делает это с использованием конструкций, попадающих под оценочное мнение (тогда любая экспертиза представит заключение, что спорный материал — оценочное мнение (терминологию в данном случае упрощаю)).
Пример 1: певица дает интервью, говорит негативные высказывания о своем бывшем муже, высказывания следующего содержания «человек женится с целью забрать имущество жены, человек вор, преступник», в завершении фразы певица добавляет «… ну это мое оценочное мнение».
Пример 2: депутат дает интервью в отношении ученого с использованием следующих фраз: понимаете, может человек на зарплату ученого ездить на Мерседесе таком-то без коррупционных связей? Может ученый без преступных схем жить в девятикомнатной квартире в центре города? Может без нелегального дохода устроить учиться своих детей в Швейцарию на платное образование? А Иванов смог … в данном случае, эксперт скажет «утверждение о факте должно носить повествовательный характер, в данном случае речь вообще не идет об утверждении…»
Пример 3: использование в спорном материале выражений: мне кажется, видимо, пожалуй и т.д. тогда, вроде как, точно используется конструкция выражения не суждения о факте, а мнения, при данной конструкции можно говорить что угодно, вроде: продукция данного производителя, кажется, ненадлежащего качества, а именно (и далее конкретные претензии).
Пример 4: использование по тексту сплошным набором недостоверных и порочащих фактов (может быть и 6-8 предложений подряд), и в конце добавление фразы типа: ну, все сказанное мы можем только предполагать/ чтобы это доказать, надо быть в суде, а мы можем только догадываться/ только Господь Бог может знать это наверняка, куда уж нам, однако все сводится к этому… и т.д.
Примеров может быть масса. В практике, к сожалению, эти примеры допускаются часто и длительное время. Одно из самых примечательных, на мой взгляд, дел, спор ПФК ЦСКА — Советский спорт/Василий Уткин (А40-76641/2006), когда комментатор грубо высказывался о договорном характере матча ЦСКА — Ростов, доказывая свою точку зрения разными логическими методами (с использованием футбольной терминологии). Футбольный клуб подал иск о защите деловой репутации, Ответчики (СМИ и комментотор) защищались, говоря, в том числе, о том, что оспариваемый материал носит характер оценочного мнения. АСгМ встал на сторону Истца, указывая, что комментатор использовал конструкции, подходящие под оценочное мнение именно с целью уйти от ответственности, в связи с чем …иск удовлетворить. Однако, все вышестоящие суды встали на сторону Ответчиков, рассуждая по типу «комментатор обязан давать мнение, он его и давал… высказывать свою субъективную точку зрения без использования конструкций, попадающих под «оценочные категории», затруднительно». Да, в данном случае можно согласиться с 9 ААС, однако каждое дело является, по сути, индивидуальным, и, к сожалению, проблема определения истинных намерений сторон при высказывании и/или опубликовании спорного материала, ложится исключительно на суд. В свою очередь, важное значение в таких делах играет активность со стороны участвующих в деле лиц ( в аргументации, в представлении доказательств, в выстраивании стратегии защиты интересов своего доверителя).
ВС РФ недавно (в одном из последних Обзоров) указал на недопустимость безнаказанности в высказывании оценочного мнения, если данное мнение является оскорбительным. Данное обстоятельство не может не радовать, так как это изменение в практике уже носит характер ухода от «оценочного мнения-иммунитета от ответственности». Однако, ВС РФ пока допустил только отклонение от общего правила при наличии исключительно случая с оскорблением. Однако, в отношении иных вариантов злоупотребления свободой слова (примеры приводились выше) практика не является однородной и однообразной.
К сожалению автора, приходится констатировать, что в большинстве случаев, суды в спорах о защите деловой репутации встают на сторону лица, высказавшего «оценочное мнение», не исследуя должным образом вопрос «а может ли оценочное мнение быть таковым исключительно из-за умысла лица, построившего свою мысль с намерением достигнуть соответствующих последствий для «потерпевшего», с целью избежать ответственность». Представляется, что общие нормы гражданского законодательства (статья 10 ГК РФ) должны дозволять Истцу (потерпевшему) иметь право на защиту и в подобном случае (примеры приводил выше).
Ведь, приведенные примеры демонстрируют достижение следующих результатов:
— у читателя (слушателя) формируется устойчивое убеждение о прочитанном, что материал носит характер фактического обстоятельства (как правило, читатель не обращает внимание на конструкции типа «кажется»);
— зачастую, наличие вопросов, междометий, только увеличивает интерес читателя (слушателя), не уменьшая в его глазах правдивость и «достоверность»материала.
Таким образом, при целенаправленном изложении материала как оценочного суждения, автор убивает двух зайцев:
— уходит (надеюсь, исключительно по его мнению) от ответственности;
— формирует для неопределенного круга лиц убеждение о достоверности материала (ради чего он и издавал данный материал).
Вместе с тем, «на местах», суды часто подходят к определению «является ли материал суждением о факте либо оценочным мнением», используя иные допустимые рассуждения. Пример 1: Постановление Восьмого ААС от 09.10.2010 по делу №А46-7580/2010: утверждения, которые возможно проверить, являются предметом защиты в порядке статьи 152 ГК РФ. Соответственно, если автор напишет материал следующего содержания: Иванов, вроде, должен такому-то лицу столько-то денег, то, на мой взгляд, автора материала можно будет привлечь к ответственности, если данный автор относится к СМИ (имеет право получения информации, запрашивая её у соответствующих организаций). Следовательно, ненадлежащее исследование автором публикуемых сведений должно возлагать именно на автора все неблагоприятные последствия (фактически, к сожалению, негативные последствия возникают у «героя материала»).
Пример 2: Постановление Седьмого ААС от 02.03.2017 по делу №А67-2763/2016: избранная автором стилистика, предполагающая изложение лишь одной точки зрения на описываемую ситуацию и интерпретацию полученных сведений только в пользу данной точки зрения без освещения мнения другой заинтересованной стороны, в том числе относительно указанных в статье фактов, свидетельствует о неполном соблюдении ответчиком обязанностей, присущих осуществлению свободы выражения мнения, и о нарушении их действиями неимущественных прав истца. Соответственно, если автор из раза в раз публикует исключительно негативный материал в отношении Истца, постоянно используя конструкции оценочного суждения, то суду следует критически воспринимать довод о том, что в иске должно быть отказано, так как оспариваемый материал носит характер «оценочного суждения».
Завершая данную статью, считаю нужным высказать свою позицию по затронутой проблеме. Оценочное суждение может считаться таковым именно тогда, когда отсутствует умысел причинить вред деловой репутации, также когда отсутствует возможность проверить оспариваемые сведения. Выражаю надежду на то, что в судебной практике будет появляться все больше примеров, демонстрирующих тщательное исследование оспариваемого материала, формально относящегося к оценочному мнению.
1. B 4 № 24. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность
Пояснение.
Метод исключения.
2 — Решения принимает исключительно глава семьи.
3 — Женщина работает исключительно в хозяйстве.
4 — Огранизация быта не выступает основной экономической функцией такой семьи.
Ответ: 156
Ответ: 156
2. B 4 № 172. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) высокая содержательная сложность
2) демократизм
3) ориентация на узкий круг ценителей
4) широкая рекламная кампания
5) соответствие изысканным вкусам
6) безграничное самовыражение автора
Пояснение.
Элитарная культура — это «высокая культура», противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Ее основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности. Данное понимание элитарной культуры, эксплицированное из подобного ее осознания как культуры высокой, концентрирующей духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений, представляется, по мнению российских культурологов, более точным и адекватным, чем понимание элитарного как авангардного
Ответ: 1356
Ответ: 1356
3. B 4 № 209. Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) авторство часто не определено
2) носит преимущественно коммерческий характер
3) не требует специальной подготовки для своего восприятия
4) появилась раньше других форм культуры
5) рассчитана на узкий круг ценителей
Пояснение.
5 — не подходит, потому что народ — не узкий круг общества.
2 — При рождении народной культуры понятия «коммерческий» даже не существовало.
Ответ: 134
Ответ: 134
4. B 4 № 320. Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) приоритет коллективистских ценностей
2) рост численности рабочего класса
3) высокая социальная мобильность
4) использование информационных технологий
5) глобализация экономики и финансов
Пояснение.
Индустриальному обществу присуще:
1. рост численности рабочего класса;
2. высокая социальная мобильность.
Приоритет коллективистских ценностей характерен для традиционного общества.
Использование информационных технологий, глобализация экономики и финансов для постиндустриального общества.
Ответ: 23
Ответ: 23
5. B 4 № 357. Найдите в приведенном списке черты, отличающие глобальные проблемы от других проблем человечества. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) требуют для своего разрешения совместных усилий государств мира
2) возникли во второй половине прошлого века
3) отражают противоречие между потребностями людей и возможностями
4) вызваны нехваткой природных ресурсов
5) носят масштабный характер
Пояснение.
Глобальные проблемы — совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит существование цивилизации.
Все глобальные проблемы взаимосвязаны.
Отличительные черты глобальных проблем: 1, 2, 5. Глобальные проблемы не новы, представляют собой обострение, углубление, масштабное расширение существовавших ранее проблем.
Правильный ответ 125
Ответ: 125
Ответ: 125
6. B 4 № 394. Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) развитие сферы услуг
2) рост численности рабочего класса
3) отсутствие социальной стратификации
4) использование информационных технологий
5) новые интеллектуальные технологии
Пояснение.
Во второй половине XX в. развитые страны вступают в новую стадию, названную постиндустриальным (информационным, информациональным, обществом знаний) обществом. Постиндустриализм — новая, более высокая ступень развития по сравнению со стадией индустриального общества. Основной чертой постиндустриального общества является формирование компьютерно-технологического уклада производства, для которого характерно производство богатства преимущественно посредством «знаний и информации». Информатизация пронизывает все сферы жизни общества: не только производство благ и услуг, но и домашнее хозяйство, а также культуру и искусство.
Относительно и абсолютно растет сфера производства нематериальных форм богатства и услуг.
Следовательно, черты, присущие постиндусториальному обществу, указаны под цифрами 1, 4, 5.
Ответ: 145
Ответ: 145
7. B 4 № 468. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) способность к совместной преобразовательной деятельности
2) стремление к самореализации
3) умение приспосабливаться к природным условиям
4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5) потребность в воде, пище, отдыхе
Пояснение.
Свойства человека, имеющие социальную природу — это способность к совместной преобразовательной деятельности, стремление к самореализации и устойчивые взгляды на мир и свое место в нем. А умение приспосабливаться к природным условиям и потребность в воде, пище, отдыхе — это свойства человека, имеющие физиологическую природу.
Правильное решение указано цифрами 1,2,4.
Ответ: 1,2,4
Ответ: 1,2,4
8. B 4 № 542. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) возникновение государства
2) генетическая предрасположенность к отдельным заболеваниям
3) проявления наследственности
4) формирование наций
5) чувственное восприятие мира
6) развитие рынка
Пояснение.
235 — относятся к биологическим явлениям
Ответ: 146
Ответ: 146
9. B 4 № 616. Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира. Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.
1) теоретическое обобщение фактов
2) констатация протекания отдельных событий
3) образность и оригинальность отражения объективной реальности
4) стремление к достоверному, истинному знанию
5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин
Пояснение.
К основным особенностям научного познания относятся теоретическое обобщение фактов (1), стремление к достоверному, истинному знанию, объективному, изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин.
Образность и оригинальность отражения объективной реальности свойственна для художественного познания.
Констатация протекания отдельных событий относится к житейскому, обыденному познанию. Люди науки наблюдают, экспериментируют, накапливают знания, обобщая их на теоретическом уровне, выдвигая гипотезы и теории.
Правильная последовательность 145
Ответ: 145
Ответ: 145
10. B 4 № 875. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование понятий
2) логическое выведение умозаключений
3) экспериментальное подтверждение результатов
4) открытость рациональной критике любого положения
5) опора на данные опыта чувственного познания
Пояснение.
Из определения научного познания видно, что оно опирается на точные факты, эксперименты, обоснованность, критичность. Черты присуще тольконаучному познанию:
-экспериментальное подтверждение результатов
-открытость рациональной критике любого положения
Правильный ответ 34
Ответ: 34
Ответ: 34
11. B 4 № 1319. Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания
1) Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна
2) Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия «Русь» от прибалтийского племени ругов.
3) Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики.
4) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал.
5) Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий заболеванию раком.
Пояснение.
Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:
-наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
-эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
-измерение
-сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.
Ответ: 145
Ответ: 145
12. B 4 № 1393. Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обособление от природы
2) отсутствие взаимосвязи подсистем и обществен ных институтов
3) способность к самоорганизации и саморазвитию
4) выделение из материального мира
5) постоянные изменения
6) возможность деградации отдельных элементов
Пояснение.
В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Ответ: 356
Ответ: 356
13. B 4 № 2640. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность
Пояснение.
Метод исключения.
2 — Решения принимает исключительно глава семьи.
3 — Женщина работает исключительно в хозяйстве.
4 — Огранизация быта не выступает основной экономической функцией такой семьи.
Ответ: 156
Ответ: 156
14. B 4 № 2695. Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) установлены государством
2) выражаются в общественном мнении
3) обязательны для исполнения
4) регулируют общественные отношения с позиций добра и зла
5) дают большой простор для толкования
6) поддерживаются силой государственного принуждения
Пояснение.
Моральные нормы имеют оценочный характер, их нарушение встречает общественное осуждение. Признак, характерный для норм морали: за их нарушение следует ответственность в виде осуждения обществом, отдельными людьми.
Правильный ответ: 245.
Ответ: 245
Ответ: 245
15. B 4 № 2732. Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) большое число последователей во всем мире
2) основа религиозной жизни отдельных наций
3) проповедуют равенство всех людей
4) стремятся согласовать жизнь с религиозными нормами
5) вера в достоверность и истинность явлений, принимаемых без доказательств
6) носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств
Пояснение.
Признаками мировых религий являются:
1) большое количество последователей во все мире
2) проповедь равенства всех людей, что и объясняет их распространенность (эгалитарность)
3) носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств (космополитичность)
Правильная последовательность 1,3,6.
Ответ: 136
Ответ: 136
16. B 4 № 3652. Найдите в приведённом ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) учёт индивидуальных особенностей школьников
2) сокращение учебного времени на музыкальное образование
3) компьютеризация образовательного процесса
4) преподавание курса «Политология» на факультетах по техническим специальностям
5) повышение внимания к изучению иностранных языков
6) введение дополнительного курса по истории культуры
Пояснение.
Гуманитаризация образования -система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т. о. на формирование личностной зрелости обучаемых.
Правильный ответ:456
Ответ: 456
Ответ: 456
17. B 4 № 3689. Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проведение контрольных измерений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) создание логической модели изучаемого объекта
4) описание изучаемых явлений
5) проведение научного эксперимента
6) объяснение существующих взаимосвязей
Пояснение.
Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теория.
Правильный ответ: 236
Ответ: 236
Ответ: 236
18. B 4 № 3765. Найдите в приведённом ниже списке характеристики общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обособление от природы
2) наличие подверженных изменениям подсистем
3) обособленность элементов
4) самоорганизация и саморазвитие
5) появление новых элементов и связей
6) многоаспектность и целостность
Ответ:____________________________.
Пояснение.
Общество — сложная динамическая система:
— единая
— взаимосвязь элементов
— способность к развитию
Правильный ответ: 245
Ответ: 245
Ответ: 245
19. B 4 № 3913. Найдите в приведённом списке проявления тенденции гуманизации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества учебных предметов
2) сокращение времени изучения естественных наук
3) ориентация на интересы и склонности ученика
4) применение технологий, сберегающих здоровье
5) особое внимание нравственному воспитанию
6) компьютеризация образовательного процесса
Ответ:___________________.
Пояснение.
Гуманизация образования есть поворот всех звеньев учебно-воспитательного процесса к личности студента, уважение к его человеческому достоинству.
Правильный ответ:345
Ответ: 345
Ответ: 345
20. B 4 № 3987. Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) фиксация обобщений в виде законов
4) получение количественных данных об изучаемом объекте
5) разработка научных теорий
6) объяснение существующих взаимосвязей
Ответ:_________________.
Пояснение.
Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях.
Правильный ответ:14
Ответ: 14
Ответ: 14
21. B 4 № 4024. Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие научное познание от других видов познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) субъективный характер используемых суждений
2) доступная форма изложения
3) экспериментальная проверка результатов
4) опора на авторитет
5) взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней
6) разработка специального понятийного аппарата
Ответ:________________.
Пояснение.
Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теория.
Правильный ответ: 356
Ответ: 356
Ответ: 356
22. B 4 № 4209. Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) премьера фильма ужасов
2) фестиваль рекламных роликов
3) переиздание детектива-бестселлера
4) выставка художников-авангардистов
5) областной смотр фольклорных коллективов
6) открытие международного конкурса пианистов
Ответ:_____________.
Пояснение.
Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, имеет коммерческую направленность и развлекательный характер.
правильный ответ:123
Ответ: 123
Ответ: 123
23. B 4 № 4359. Найдите в приведённом ниже списке особенности реформы как формы социальных изменений и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) существенные преобразования, вводимые законным путём
2) смена правящей группировки при сохранении существующих общественных отношений
3) постепенное изменение в различных сферах общества, происходящее под влиянием объективных факторов
4) крупные преобразования, проводимые по инициативе властей
5) масштабные преобразования, не затрагивающие фундаментальных основ жизни общества
Ответ:_______________.
Пояснение.
Реформа (лат. reformo) — преобразование, вводимое законодательным путем. В частности процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот — увеличение доходов.
Правильный ответ: 145
Ответ: 145
Ответ: 145
24. B 4 № 4396. Найдите в приведённом ниже списке черты общества индустриального типа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) механизация и автоматизация производства и управления
2) определяющая роль урбанизации в социальной жизни
3) высокий уровень социальной мобильности
4) господство церкви и армии в политической сфере общества
5) господство сельского натурального хозяйства
6) серийное производство товаров массового потребления
Ответ:__________________.
Пояснение.
Основные черты индустриального общества:
1.промышленность
2. крупная машинная промышленность
3. преобразование окружающей среды
4. интенсивный путь развития
5. средства производства
6. индивидуализм
7.снижение
8. секуляризация
9. демократия, наличие соц.мобильности
10. решаются задачи преодоления неграмотности
Правильный ответ:1236
Ответ: 1236
Ответ: 1236
25. B 4 № 4507. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) возрастные и половые различия
2) темперамент
3) особенности нервной системы
4) самооценка
5) опыт
6) особенности мировоззрения
Ответ:___________.
Пояснение.
Ученые, обсуждающие эту проблему, считают человека продуктом биологической и социально-культурной эволюции. Человек превосходит животный мир. но как биологический вид подчиняется законам биологии – он ест, спит и т. п. В человеке есть биологические черты: нервно-психическое развитие, индивидуальные особенности физиологии, пол, возраст и гоминидная триада: прямохождение, особое строение руки, сложная структура мозга. По мнению философов, человека выделяет над животным миром и природой наличие души – его индивидуального духа.
Правильный ответ:123
Ответ: 123
Ответ: 123
26. B 4 № 4544. Найдите в приведённом ниже списке способности человека, имеющие преимущественно социальную природу, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) преобразовывать окружающую среду
2) видеть цель своих действий
3) адаптироваться к природным условиям
4) мыслить
5) производить потомство
6) чередовать периоды активности и отдыха
Ответ:_____________.
Оценочное суждение (мнение) – это субъективная оценка человеком любого явления окружающей действительности. Выражается обычно при помощи оценочных слов («приемлемо/неприемлемо», «хорошо/плохо») либо объясняет индивидуальную позицию человека. По своей направленности суждения бывают трех типов:
- Фактические (объективные). То есть те, которые фиксируют реально произошедшие события. Другими словами – это реально свершившийся факт, зафиксированный людьми или специальными устройствами и сохраненный в любом виде. Фактическое мнение может быть результатом своего или чужого опыта. Часто к фактическим относят события, которые случились не в реальности, а являются сюжетами книг (фильмов, рекламных роликов). К примеру, то, что Алиса упала в кроличью нору – является фактом, хоть и произошедшим в мире фантазии.
- Оценочные (субъективные). Всегда субъективны, даже если являются общественными. Такие суждения отображают индивидуальное восприятие факта.
- Теоретические. Это изложение информации, основанное на опыте многих поколений. Человеку не обязательно быть ученым, чтобы основой его теоретических суждений стал научный опыт.
Для ясности, давайте разберемся, что собой представляет научный опыт. Это события, концепции, схемы, изложенные и упорядоченные определенным образом. Знание становится научным только после публикации в специальных изданиях. Теоретические суждения легко спутать с фактами. Следует помнить, что факт – явление конкретное, а теория — всего лишь схема действий. Человек всегда дает самостоятельную оценку окружающему миру, даже если мнение это продиктовано ему извне. Несмотря на это, оценочные мнения бывают нескольких видов:
- Правильные;
- Неправильные;
- Адекватные;
- Неадекватные;
- Оптимальные;
- Неоптимальные.
Эта классификация основана на изучении индивидуальных оценочных суждений. Ведь человек, высказывающий оценочное мнение, всегда считает его правильным, адекватным и оптимальным. Сам того не осознавая, он может ошибаться, особенно, если неосознанно выдает желаемое за действительное. О правильности мнения можно судить, сопоставив его с закономерностью развития событий. Про адекватность – сравнивая с действительностью (фактами). Под оптимальностью подразумевается, насколько выгодно оценочное мнение самому субъекту высказывания. Иногда человек произносит откровенную неправду, сам отлично это понимая. Такой самообман может быть очень даже оптимальным, если результатом его стало достижение намеченной цели! Пример такого неадекватного и неоптимального суждения – когда человек в самых безрадостных событиях (увольнение с работы, кража кошелька) находит положительные моменты, помогающие достичь чего-то нового и лучшего. Неадекватные и неправильные оценочные суждения определяются путем сопоставления их с действительностью. Оценивая происходящее вокруг, человек может управлять собой и формировать свою реальность. Общаясь с другими людьми, мы порой подмечаем неправильность их высказываний. То же самое происходит с теми, кто выслушивает нас. Получается, что все люди врут и говорят правду одновременно. В итоге можно сказать, что главной функцией оценочного суждения является не выяснение истины, а оправдание собственных мыслей, слов, действий. Любая оценка в конечном итоге влияет на поступки, поведение человека, его отношение к себе и окружающим. У психически здоровых людей самооценка обычно немного завышена, что позволяет им держаться хотя бы на среднем уровне. Это явление характерно также и для человечества в целом. Впрочем, если подобный необоснованный оптимизм достигает глобальных масштабов – для общества это шаг в бездну. Каждый человек – это частица своей среды, которая не желает слишком выделяться из общей массы. Отсюда следует вывод, что субъективное оценочное мнение каждого из нас – результат влияния общественных суждений. А основная функция оценки – в самоуправлении, а также в отождествлении себя с обществом.