Перед аудиторией

С приходом 21-го века возросла потребность людей выступать на публике. Поэтому нужно искать все новые и новые способы общения с аудиторией. Как выступать перед публикой, не нервничать и выглядеть достойно — разберем в данной статье.

Кстати, в конце статьи вас ждет приятный бонус: секреты публичных выступлений Стива Джобса. Читайте до конца 😉

Выступления перед публикой в детстве

Публичные выступления, воспитывающие грамотного оратора, начинаются уже со школьной скамьи, а конкретнее, во время обучения в среднем звене школы.

В этом возрасте, особенно в начале обучения, выступлениям перед аудиторией (сначала это ровесники-одноклассники) уделяется отдельное время, а именно — внеклассные часы. На них обсуждаются:

  • Правила публичных выступлений;
  • Советы по улучшению подготовки речи;
  • Во время обсуждения выступления, преподаватель и друзья-оппоненты дают рекомендации по правильному построению выступления;
  • Рассматриваются всевозможные виды выступлений.

Но, несмотря на такую серьёзную подготовку ораторского искусства, многие люди остаются в неведении того, как же правильно проводить свои выступления на публике.

Основные понятия

1. Публичное выступление

Под ним понимается выступление перед аудиторией больше трёх человек, посвящённое какой-либо определённой теме.

2. Ораторское искусство

Это умение выступать на публике. Другими словами, красноречивое убеждение людей в своих идеях.

В психологии различают два вида ораторского искусства.

  • Естественное красноречие – врождённый дар — талант красиво, убедительно и вдохновенно говорить на любую аудиторию слушателей, независимо от возраста, вероисповедания и гендерных признаков.
  • Искусственное красноречие — навык, приобретённый в процессе и за время обучения.

«Никто не слушает лекцию, пока профессор не ошибется»

Закон Вайла

Также есть раздел литературы – риторика. Она изучает ораторское искусство и все свойства и возможности ораторской речи.

Как научиться выступать на публике: видео

Виды публичных выступлений

В настоящее время известно несколько видов публичных выступлений.

1. Лекция

Этот вид публичного выступления известен всем. Это общение с аудиторией путём начитывания ранее подготовленного материала по одной, максимум двум темам. Подразумевается, что во время лекции её слушатели внимают лектору, излагающему материал, новый для них.

Лекция ещё может проводиться в форме диалога с аудиторией. Во время такой формы лекции монолог лектора сменяется активным диалогом с аудиторией. Это наиболее интересная форма лекции, которую активно используют профессора во время учебного процесса в высших учебных заведениях.

2. Научная дискуссия

Такая форма публичного выступления обычно посвящается обсуждению какого-либо научного открытия по определенной теме или обсуждению защиты диссертации любого уровня, начиная с бакалавриата и вплоть до докторской. Здесь выдвигаются гипотезы и доказывается или оспаривается их актуальность.

3. Доклад

В этом случае также подразумевается монолог, по окончании которого возможна научная дискуссия.

4. Публичная лекция

Это открытое мероприятие, на котором лектор излагает определенную тему, а все присутствующие могут задавать возникающие у них вопросы по теме лекции.

Необходимо отметить, что в последнее время особой популярностью стала пользоваться новая форма домашнего задания в школах, колледжах и ВУЗах, в виде публичных выступлений. Выполняя такое домашнее задание, школьники и студенты отрабатывают соответствующие навыки, избавляясь от всевозможных комплексов в общении, присущих большому количеству людей.

Структура публичного выступления

После того, как были рассмотрены виды публичных выступлений, необходимо разобраться в их структуре.

В структуру публичного выступления обычно включено:

  • Вступление

В этой части выступления очень кратко должен быть отражен анонс всей темы, которой будет посвящено обращение к аудитории. Успешное начало – залог интересного выступления, придающее уверенность в себе.

  • Первая часть публичного выступления — основная

Она занимает больше всего выделенного времени. В основной части выступления полностью раскрывается тема, которой оно посвящено. Излагается концепция выступления и подается основной объем информации.

  • Вторая часть публичного выступления – заключение

Эта часть выступления посвящается краткому резюме всего сказанного ранее.

  • Вопросы аудитории

Это очень важная часть, в которой слушатели могут уточнить непонятные моменты, а также поспорить или согласиться с тезисами лектора.

«Хорошая речь как женская юбка. Достаточно длинна, чтобы покрыть тему и достаточно коротка, чтобы создать интерес»

Уинстон Черчилль

Сложности

Трудности публичного выступления можно разделить на 5 категорий.

  1. Во-первых, отсутствие умения планировать время выступления так, чтобы максимально удерживать внимание слушателей. Аудитория не должна устать от информации и ее подачи.
  2. Во-вторых, нужно суметь избавиться от нервозности.Слушатели ни в коем случае не должны ее почувствовать. Чаще всего она передается дрожанием голоса во время выступления и сбивчивостью речи. Как выступить перед аудиторией без волнения — разберем ниже.
  3. В-третьих, от волнения при самом публичном выступлении можно легко провалить его. Может «пересохнуть в горле» или просто захочется убежать.
  4. В-четвертых, успех выступления зависит только от самого лектора, которому не на кого рассчитывать, кроме самого себя.
  5. В-пятых, трудность составляет понимание отношения аудитории к выступлению. Нужно четко понимать запросы и склонности слушателей, чтобы произвести на них впечатление.

Техники успешного публичного выступления или как выступать на публике?

Для того чтобы публичное выступление было успешным необходимо ознакомиться с техниками, способствующим этому умению.

Итак, советы выступающему перед аудиторией.

Улыбка

Входя в зал, где планируется выступление, лектору рекомендуется улыбаться, это поможет расположить к себе аудиторию.

Спокойствие

Выступающие часто не могут скрыть от присутствующих собственного волнения. Но как выступать перед публикой и не волноваться?

Рекомендуется применение следующей методики: в карман своего костюма или платья нужно положить обычную скрепку для бумаги, желательно железную. Стоя за трибуной (возвышением для выступления), незаметно опустить руку в карман и сжать скрепку. Такое движение рукой поможет снизить волнение.

Темп речи

Темп речи, которым предполагается читать доклад или выступать, должен быть спокойным. К речи следует готовиться заранее. Нужно прочитать ее дома несколько раз, репетируя свое выступление перед зеркалом. Выступать перед людьми станет проще.

Нужно выработать и воспользоваться одним из самых главных социальных навыков: успокоиться и не напрягаться. Для любого человека это является большим талантом. Это умение позволяет человеку оставаться спокойным в любой ситуации.

Спокойно звучащая речь без напряжения и надрыва не только располагает аудиторию к прослушиванию, но и успокаивает. Во время публичного выступления происходит взаимное оценивание лектора — публикой и публики – лектором. Поэтому, если у человека присутствует боязнь выступать на публике, слушатели сразу это распознают.

Одежда

Одежда на лекторе должна быть строгой, но элегантной. В соответствии с современной модой.

По внешнему восприятию происходит формирование первого впечатления, в результате чего формируется контакт. При формировании контакта с публикой наблюдаются следующие этапы знакомства, происходящие во время прослушивания лекции:

  • Вступление и формирование взаимного интереса. Это происходит в самом начале лекции.
  • К середине выступления устанавливается доверительная атмосфера, чему способствует использование юмора, как привлечение внимания аудитории.
  • К концу лекции можно использовать прием с рассказом жизненной истории, логически связанной с темой выступления.

Через эти этапы слушатели лучше запомнят всю концепцию доклада. Также это позволит лектору расстаться с аудиторий в дружеских отношениях, это даст надежду, что те же люди придут к нему еще не раз.

Запоминать по частям

Не стоит стремиться целиком запоминать всю свою речь. Лучше разбить ее на маленькие кусочки, и заучивать каждый по-отдельности. Но, если есть хотя бы малейшая возможность, то лучше положить перед глазами текст своей речи. Непременно следует пользоваться такой возможностью, поскольку велика вероятность забыть значимые части своего выступления (от сильного волнения).

Проверка терминов

Необходимо четко проверить все значения «умных» слов, используемых в выступлении, по всем словарям. Выяснить и выучить правильность их произношения.

Ошибки в «языке» способны вызвать насмешки в адрес лектора и загубить все выступление, каким бы замечательно-гениальным и содержательным оно бы ни было.

Дикция

При тестовом прочтение своего выступления следует внимательно следить за своими артикуляцией и жестикуляцией, за очень четким произнесением звуков. Дикция должна быть отработана. Это поможет завоевать еще больше внимание аудитории.

«Если вы не собираетесь встречаться взглядом со своими слушателями, можете с таким же успехом обратиться к ним по почте»

Рон Хофф

Тезисный план

Для того чтобы не путаться в своей речи и не перебивать самого себя, следует составить развернутый «тезисный» план. Он должен состоять из основных мыслей, следующих одна за другой по пунктам.

Например, при выступлении по дипломной работе, на ее защите или пробных предзащитах можно воспользоваться следующей структурой тематического тезисного плана:

  • Введением;
  • Элементами программы исследования;
  • Презентацией с яркими рисунками и диаграммами.

Такого тезисного плана будет вполне достаточно для защиты любого диплома (бакалавр/магистр/кандидат).

В настоящее время по новому стандарту защиты дипломных проектов – выпускников (вместе с дипломными работами) просят писать автореферат, в котором полностью учитывается тезисный план проведенной работы, что значительно упрощает процесс подготовки студентов к выступлению.

Узнать все об аудитории

Нужно «проработать» аудиторию, перед которой планируется выступление. То есть необходимо точно знать примерный круг проблем, возраст и возможное семейное положение людей, которым планируется докладывать или, перед которыми потребуется выступать со своим подготовленным текстом.

Стоит учесть, что однажды произнесенная речь перед разными группами людей, может быть воспринята неоднозначно, поскольку каждый человек имеет свое мнение и формирует свой взгляд на предложенную проблему, освещаемую конкретным выступлением.

Не пугаться вопросов аудитории

Вопросы — это показатель интереса к выступлению. Лучше попробовать «прикинуть» для себя список примерных вопросов, которые возможно зададут во время выступления и подготовиться к ним. Обычная рекомендация в составлении таких возможных вопросов: чуть более 50-ти штук.

Говорить «через диафрагму»

При подготовке к речи нужно научиться произносимые звуки пропускать через диафрагму. Эта мышца «поддерживает”сильный и громкий голос.

Чтобы научиться этому, нужно положить руку между животом и грудиной. Дальше — сделать глубокий вдох, живот при этом должен подняться, теперь нужно говорить небольшие фразы прямо из глубины живота. Это могут быть небольшие стихотворения или предложения из выступления.

После нескольких тренировок тембр голоса станет более насыщенным, а речь зазвучит уверенно.

Такое упражнение хорошо знакомо оперным певцам, особенно мужчинам-тенорам и женщинам с голосом меццо-сопрано.

Прочитать речь заранее

Необходимо перед выступлением, примерно за сутки прочитать свою речь более 20-ти раз. Затем перед отходом ко сну положить конспект речи под свою подушку и спать до утра безмятежным сном. Больше открывать конспект и список подготовленных вопросов не рекомендуется до самого начала проведения выступления.

Еда

Человек, выступающий перед аудиторией должен быть сытым.

Перед выступлением нужно основательно поесть, чтобы улучшить когнитивные процессы, сильно активизирующиеся во время стрессовой ситуации, которой может стать публичная лекция, особенно в первый раз.

«Говорить просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым»

​Сомерсет Моэм

Пища, которую следует включать в свой рацион перед выступлением должна быть богата на наличие белка, способствующего выработке такой аминокислоты как тирозин. Поесть лучше часа за три до выступления на публике.

Физические нагрузки до выступления

Нужно «сжечь» гормон кортизол, излишки которого при нервном напряжении производятся надпочечниками. Из-за его образования ограничиваются способности творить и работать с информацией, быстро ее оценивать.

Во время его выработки невозможно правильно реагировать на общение с аудиторией и понимать, что с ней происходит, как воспринимается выступление.

Для того чтобы понизить количество этого гормона (кортизола) в своем организме, необходима физкультура. Лучший способ утром, если выступление днем, или накануне вечером, если выступление с утра, позаниматься в фитнес-клубе или спортзале, а затем принять контрастный душ.

Также перед самим выступлением можно потрясти ногами, руками, поприседать, попрыгать — поможет любая доступная двигательная активность. А чтобы избавить от напряжения мышцы лица, можно покривляться перед зеркалом, заодно это поднимет настроение!

Запасной план

Выступая перед большой аудиторией, всегда нужно иметь план Б.

Нужно создать два запасных плана-конспекта выступления с презентациями на момент возможного провала. Например, план, что делать, если вдруг сломаются компьютер с проектором, так необходимые во время доклада.

План в запасе помогает лучшему выступлению, добавляя лектору уверенности.

Привычки, придающие уверенность

Это своего рода суеверия. Например, счастливое платье/костюм или туфли, приносящие удачу. Надев на себя такую вещь «на счастье», можно попытаться привлечь на свою сторону «магию», чтобы повлиять на предстоящее событие, вселяющее в душу тревогу и внушающее страх.

Действия для уверенности

Выбрать для себя несколько уникальных, действительно полезных конкретных действий. Привыкнув к их выполнению перед каждым из выступлений, можно обретать уверенность в себе и своих силах. Это может быть, например, звонок близкому человеку непосредственно перед выходом на публику или прослушивание любимой музыки.

Обращение к прошлому

Начинать свое выступление следует с небольшого экскурса в историю тех событий, которым будет посвящена вся лекция. Обращаясь к прошлым событиям сложно оставить равнодушными аудиторию.

Паузы в выступлении

Нужно научиться делать паузы во время выступления на 10-12 секунд.

Если остановиться на пару секунд, то аудитория решит, что мысль, которую лектор пытается до них донести — потеряна. Если взять паузу на 5-7 секунд, то публика решит, что остановка умышленная. После паузы в 10-12 секунд, те, кто совсем не слушал, приподнимут свою голову и заинтересуются, что же произошло, куда пропала лекция.

Когда лектор продолжит свое выступление, вся аудитория обретет уверенность в том, что перед ними продвинутый оратор, полностью в себе уверенный, и, что паузу он сделал преднамеренно.

Опытный, грамотный оратор всегда чувствует себя комфортно в момент тишины. Если сделать такую длинную паузу для того, чтобы «собрать мысли», то публика будет покорена.

Никаких оправданий

Не следует оправдываться перед слушателями никогда. Даже в том случае, если выступление сорвалось или прошло совсем плохо.

«В нашем мире, когда человеку есть что сказать, трудность заключается не в том, чтобы заставить его сказать это, а в том, чтобы не дать ему повторять это слишком часто»

​Бернард Шоу

​21. Читаемые слайды

Нельзя перегружать свои презентационные слайды. Нужно четко следовать презентационным правилам: «размер шрифта на слайде должен быть в два раза больше среднего возраста аудитории».

Это значит, что размер шрифта должен быть между 60-ю и 80-ю пикселями. Если не получается вместить на слайд все нужные слова, то сообщение придется укоротить.

Не читать текст со слайдов

Во время выступления слайды прочитывать нельзя. Слушатели должны самостоятельно следить за нитью лекции на слайдах.

Интересная и актуальная тема выступления

Выступать труднее всего перед аудиторией, которой совсем не интересна тема выступления.

Вместо того чтобы просить людей выключить мобильные устройства (никто этого делать не станет), нужно постараться полностью завоевать их внимание, чтобы у них и мысли не возникло желания проверять свои соц. сети во время выступления.

Нужно сделать свою презентацию и выступление такими интересными и вдохновляющими, чтобы люди увлеченно слушали их от самого начала до конца.

Аудитория не обязана слушать лектора, это лектор обязан заставить ее себя слушать.

24. Повторы в речи

Всегда нужно уметь грамотно расставлять в своей речи повторы. Повторять следует все вопросы, задаваемые аудиторией перед тем, как начинать на них отвечать. Обязательны повторы всех ключевых пунктов повествования.

Никто и никогда не способен запоминать абсолютно все аспекты после первого прослушивания. Чем больше будет повторов ключевых аспектов повествования, тем больше шанса, что эти пункты смогут отложиться в памяти слушателей и будут использованы ими в жизни.

Четкость и краткость в выступлении

Нужно быть «емким и кратким». Нельзя отрицать истинности высказывания «краткость – сестра таланта».

Если на выступление отведено полчаса, то использовать следует 25-ть минут. Если на выступление отведен час, то говорить следует в течение 50-ти минут. Всегда следует уважать время своей аудитории и заканчивать немного раньше.

«Человеческий мозг — удивительный орган. Он начинает работать с момента вашего рождения и не прекращает, пока вы не соберетесь выступать публично»

​Джордж Джессел

Категорически нельзя затягивать свое выступление. Этот момент сможет разрушить не только положительное впечатление от лекции, но и оставить у аудитории неприятный осадок от выступления.

26. Пауза в начале выступления

Перед самым началом выступления тоже нужно выдержать небольшую паузу, чтобы люди могли отвлечься от своих мыслей и полностью сосредоточиться на лекции.

«Имя» аудитории

Нужно придумать «имя», с которым следует обращаться к аудитории, чтобы внушить ей доверие. Например, «дорогие друзья», «коллеги», «мужики».

Школы ораторского искусства

Для тех, кто самостоятельно не может научиться выступать на публике и справляться со своим волнением, существуют школы ораторского искусства, в которых готовят людей, умеющих красиво говорить и держаться среди большой аудитории.

В школе ораторского искусства можно научиться:

  • Правильно разогревать свои голосовые связки специальным упражнениям по разминке языка и губ, чтобы дикция всегда была четкой.
  • Правильно ставить голосовой аппарат с разработкой огромного диапазона, от очень высокого до самого низкого.
  • Развивать голосовую силу от самого тихого до «громового». При этом дикция должна оставаться четкой.
  • Умение расставлять логические паузы с ударениями.
  • Разработка интонационной выразительности.

По окончании такой школы выдается сертификат об ее окончании.

Итак, мы рассмотрели, как выступать перед публикой. Если у вас возникли дополнения или вопросы — пишите в комментарии 😉

Напоследок еще раз пройдемся по тезисам. Для того, чтобы публичные выступления всегда были успешными, необходимо:

  1. Иметь стальные …нервы.
  2. Грамотно использовать мимику и жесты.
  3. Смотреть на аудиторию прямо, не отводя взгляда.
  4. Искренне благодарить аудиторию за заданные вопросы и интерес к лекции.

Надеемся, эта статья была для вас интересной и принесла вам пользу! С уважением команда mentalsky.ru.

Ждем вас еще на нашем сайте!

Обещанный бонус. Секреты Стива Джобса для выступлений перед людьми.

Материал подготовил Иван Шкиря, основатель Callibri.

«Добрый вечер, добрый вечер мои дорогие. Мои ласковые, мои злые и угрюмые, расстроенные и обрадованные. Здравствуйте, мои разные, здравствуйте, мои одинаковые», – так приветствовала красотка Нонна слушателей «Как бы радио». Перечислить скопом всех, к кому вы обращаетесь, прием интересный, но вряд ли подойдет большинству из тех, кто регулярно контактирует с аудиторией.

Для тех, кто каждый раз впадает в ступор при мысли, как обращаться к подписчикам блога/паблика, как – к партнерам, как – к участникам конференции, Callibri создали эту инструкцию.

Официальные обращения

В эту категорию входят всем знакомые скучные и банальные общепринятые обращения. Они пригодятся для официальных писем, заявлений, обращений, докладов, в общем, любых коммуникаций, которые подразумевают заданный формат.

Обобщенные безличные

Можно не ломать голову, а просто написать «добрый день (утро, вечер)», «здравствуйте», «приятного вечера (дня, утра, ночи)». Это будет уместно везде и всегда.

Обобщенные личные

Дамы и господа, мадам и месье, леди и джентльмены, юноши и девушки, граждане, товарищи, уважаемые. Кстати, «уважаемые» могут служить как самостоятельным обращением, так и универсальным прилагательным к практически любому обращению любой категории, например, уважаемая аудитория. В некоторых случаях можно добавлять к обращению слово «дорогие», вспомним Бориса Николаевича с его неизменным: «Дорогие россияне».

По профессиональному или социальному признаку

Коллеги, сотрудники, сослуживцы, студенты (можно конкретизировать курс), преподаватели, школьники, родители, военные, однополчане, одноклассники, покупатели, подписчики, клиенты, гости, спортсмены, журналисты, пиарщики, бизнесмены, сантехники, врачи, омоновцы, экологи. Продолжать можно до бесконечности. Если у вашей целевой аудитории есть общий признак, придумывайте обращение, опираясь на него.

Географические, национальные и религиозные

Россияне, жители (тут можно указать страну, регион, область, район, город, деревню или улицу), соотечественники, эмигранты, москвичи (екатеринбуржцы, питерцы, криворожане – жители конкретного города), уралмашевцы (автозаводцы, канавинцы – жители конкретного района). Сюда же отнесем обращения к представителям конкретных наций (сибирские татары, крымские немцы, малые народы Севера, русские, украинцы, буряты) и приверженцам различных религий (православные, мусульмане, правоверные, буддисты, иудеи).

Политические

Еще одна специфичная категория, но раз уж мы взялись классифицировать, то не будем обходить стороной. Коммунисты, единороссы, путинцы, лдпровцы, справедливороссы, анархисты, монархисты, националисты, юные ленинцы, демократы, либералы, однопартийцы.

Неформальные обращения

Даже официальные представители серьезных компаний предпочитают общаться со своими подписчиками менее формально, чем это предписывает официально-деловой стиль.

Дружеские

Довольно нейтральная категория. С одной стороны ушли от официоза, с другой – ничего эпатажного или шокирующего.

Друзья, дорогие мои, народ, люди, други, дружочки, все, ребятки.

Обобщенные обращения

Заимствованные

За последние годы в русском языке появилось много заимствованных слов. Не остались в стороне и обращения к большому количеству людей. Причем можно использовать как оригинальное написание, так и транслитерацию.

Хай, пипл, хай пипл, бро, систер, дарлинги, гайз, киндеры, хаюшки, хэллоу.

Зоологические

Рыбы мои, котики, котятки, котаны, птенцы, птенчики, зайчики, зайки, ПЧелки (постоянные читатели).

Мы в Callibri часто пользуемся этим приемом, когда обращаемся к сотрудникам, в Телеграм-чате сотрудники часто слышат от меня: «Птички мои, …», а директор по маркетингу говорит менеджерам: «Колибрики, внимание!..»

Обращения-прилагательные

Именно их использовала красотка Нонна и вполне успешно. Умнейшие, любимые, хорошие, драгоценные, милые, лучезарнейшие мои, волшебные, чудесные, красивейшие, удивительные люди, прекрасные, драгоценные, любознательные мои, инстазависимые. Для продолжения используйте свою фантазию и словарный запас.

Инфантильные

Отлично заходят для обращения к сообществам яжематерей и гламура. Одна из отличительных особенностей – любовь к уменьшительно-ласкательным суффиксам. Крошки, малята, друзяшки, богини, солнышки, звездочки, мамочки-красавицы, бусинки, мамс, подруженьки.

Гендерные

Мужики, братья и сестры, мальчики и девочки, девчонки, девули, девчули, ребяты, судари и сударыни, пацаны. Гендерное обращение совершенно не означает, что сообщение адресовано исключительно к представителям одного пола. Например, «Беспощадный пиарщик» обращается к своим читателям исключительно «девочки».

Только для своих

Походит на официальную категорию «По профессиональным или социальным признакам», только здесь собрали обращения к представителям сообществ, которые образовались на основании каких-то общих интересов. Мамочки, французоводы, владельцы iPhone, вебсарафановцы (это подписчики паблика WEBSARAFAN), еодиновцы (активные пользователи сайта е1), форумчане, автоклубчики, инстадруги, инстасемья, сладкоежки, рыбаки, рукодельницы.

Всякие разные

Категории можно придумывать до бесконечности, но принцип, надеемся, понятен. Здесь просто еще несколько примеров обращений. В одном из телеграмм-каналов, посвященных маркетингу, автор называет свою аудиторию «юнцы», «мои юные друзья», «юные мани-мейкеры». Кто-то чуть-чуть искажает обычные слова, и получаются товарисчи и подписечники (от слова подписка). Для кого-то идеальным станут «дорогие мои чемпионы» или «будущие победители». Можно вообще обойтись без обращения: «Привет. Я Иван Иванов, повелитель Вселенной. И сегодня научу вас чему-нибудь полезному».

Три правила обращения к аудитории

Готового рецепта, как найти идеальное обращение для своей аудитории, не существует. Но можно выделить несколько общих правил:

  1. Определитесь, как вы будете общаться с аудиторией – официально или неформально. Отталкивайтесь от собственного статуса: в рассылке из крупного концерна за подписью генерального директора вряд ли будет уместно обращение «хай, пипл». А вот в приглашении на корпоративную вечеринку тот же самый директор вполне может написать «друзья».
  2. В собственном блоге вы царь и бог, поэтому выбор обращения зависит от того, какую аудиторию вы хотите привлечь и какую атмосферу создать. Если в постах будет мат и шутки на грани, то обращение «уважаемые и дорогие подписчики» не пойдет.
  3. Самое простое – обратиться к ЦА. Пусть это банально, зато точно никого не оскорбит.

Устное распространение информации среди людей практикуется с давних времен. Еще в Древней Греции ораторское выступление было очень востребованным и использовалось для восхваления кого-либо либо убеждения в чем-то.

Публичное выступление

Что такое публичное выступление

Публичное выступление – это общественное мероприятие, в ходе которого выступающий (оратор) доносит до слушателей некую информацию. Особенности таких представлений:

  • присутствие группы слушателей,
  • преобладающая монологическая речь,
  • продуманная структура высказывания,
  • конкретная цель.

В зависимости от цели и аудитории, выбирается стиль выступления, для большей эффективности в настоящий момент используются различные электронные инструменты (видео, презентации, аудиозаписи и другие).

Публичным выступлением можно считать любую монологическую речь, направленную на нескольких слушателей (объявление о концерте всему классу, ответ школьника у доски, выступление на сцене, проведение урока, поздравление друга за праздничным столом и так далее).

Виды выступлений перед публикой

Публичные выступления не одинаковы, по целевой нагрузке подразделяются на:

  • Информирующие (главная задача – передача сведений слушателям).
  • Протокольные (применяют на официальных мероприятиях, юбилеях, митингах).
  • Развлекающие (юмористические телепередачи, концерты, рассказы собеседников).
  • Убеждающие или агитирующие (популярны у политиков или рекламщиков, которые убеждают слушателей в своей правоте).

Важно! Обычно ораторы используют не один вид выступления, а несколько (например, информативно-развлекательный).

Публичные выступления различаются не только по цели, но и по форме подачи материала:

  1. Сообщение – публичная речь длительностью до 10 минут, в которой кратко обрисовывается суть проблемы.
  2. Доклад – четко выверенный и заранее подготовленный рассказ по конкретной теме, может длиться от 10 минут до 3 часов.
  3. Выступление – краткосрочное, не более 5 мин., представление информации по предложенному вопросу. Бывает импровизированным или заготовленным.
  4. Лекция – монологическое выступление перед аудиторией специалиста, прекрасно ориентирующегося в теме. Оптимальная продолжительность – 90 мин.
  5. Беседа – форма открытого выступления, в которой монолог оратора чередуется с выступлениями слушателей.

Лекция

Этапы публичного выступления

Практически все выступления проходят 3 этапа:

  1. Докуммуникативный (подготовительный) этап.
  2. Коммуникативный этап:
  • установка взаимосвязи со слушателями;
  • концентрация и удержание внимания аудитории на проблеме;
  • аргументирование и доказывание своей точки зрения;
  • подведение итогов и завершение выступления.
  1. Посткоммуникативный (анализ положительных и отрицательных моментов мероприятия, личные выводы оратора).

Важно! Слушатели лучше всего запоминают завершение выступления, поэтому словесное оформление этой части ораторы тщательно продумывают заранее.

Требования к публичным выступлениям

Главная задача оратора – донести до слушателей информацию. Для этого его словесное представление должно соответствовать нормам:

  • Четкое начало. Первая фраза должна собрать внимание и заинтересовать слушателей, поэтому ее готовят заранее и точно запоминают.
  • Создание и поддержание легкого напряжения в течение всего выступления. Для этого намеренно сталкивают 2 противоположных мнения или ведут спор с воображаемым оппонентом.
  • Дозированная эмоциональность. Монотонная речь не улавливается аудиторией, но и чрезмерная темпераментность не внушает доверия к выступающему. Для удержания внимания не поражают своим драматическим талантом, а подбирают факты, которые воздействуют на чувства слушателей.
  • Лаконичность. Краткие выступления лучше воспринимаются и запоминаются.
  • Диалог со слушателями. В выступление обязательно включают вопросы к аудитории (риторические и реальные), оратор может требовать ответов на них.
  • Непринужденность и приближенность к разговорному стилю речи. Рассказать о важных вещах простым понятным языком без труднопроизносимых терминов – высший пилотаж в ораторском искусстве.
  • Установление и удержание взаимосвязи со слушателями. Оратор обязательно следит за реакцией аудитории и по мере необходимости корректирует способы подачи информации.
  • Ясность идеи выступления. Главную мысль четко формулируют и повторяют несколько раз для лучшего восприятия.
  • Четкое окончание речи. Как и начальные, так и завершающие фразы формулируют заранее, произносят эмоционально, четко и многозначительно, чтобы слушатели поняли – это завершение речи.

Важно! В зависимости от цели и жанра выступления, некоторые пункты проявляются в разной степени: в развлекательных выступлениях может допускаться больше эмоциональности, чем в информационных.

Эмоции оратора

Правила подготовки и основные приемы

Опытные ораторы при подготовке выступления соблюдают определенные каноны:

  1. Ответственно относятся к определению темы: она должна быть конкретной, не подразумевать большого количества информации, базироваться на опыте из жизни рассказчика или на требованиях заказчика либо соответствовать тематическому плану и учебной программе (для учителей и преподавателей).
  2. Продумывают и формулируют название, точно выражающее суть выступления. В заголовке используют понятные слова, избегают сложных терминов и длинных предложений.
  3. Определяют цели выступления для выступающего и для слушателей, которые прямо или косвенно доводятся до аудитории. Чаще всего речи произносят с целью:
  • информировать;
  • сформировать мнение;
  • изменить точку зрения;
  • оказать воздействие на сознание людей и побудить к действию.
  1. Подбирают, изучают и анализирует информацию из:
  • официальных источников,
  • научной и научно-популярной литературы,
  • справочной литературы,
  • статистических данных,
  • публицистики,
  • интернет-ресурсов.

Важно! Сведения берут из нескольких источников и тщательно обрабатывают.

  1. Анализируют состав предполагаемых слушателей и общую обстановку в помещении. Текст выступления составляется с учетом возраста, социального статуса и интересов аудитории (дети воспринимают информацию иначе, чем взрослые).
  2. Работают над содержимым речи:
  • составляют план,
  • отбирают материал,
  • подбирают стиль речи,
  • композиционно и логически выстраивают части выступления,
  • трудятся над написанием полного текста,
  • записывают тезисы и конспект сообщения (некоторые докладчики используют рассыпные или карточные конспекты).

Подготовка к выступлению

Составление и использование плана

Часто выступающие люди понимают важность правильно составленного плана, в который обычно включают:

  • продуманный способ зацепить публику;
  • вводную часть, очерчивающую некую проблему, понятную и близкую слушателям;
  • краткий перечень основных идей выступления;
  • основную часть, содержащую не более 3-4 ключевых моментов, чтобы не перегружать аудиторию информацией;
  • заключительную часть, в которой делаются четкие и значимые выводы по всему выступлению.

План необходим на этапе подготовки выступления, чтобы материалы были выстроены в правильную логическую цепочку. Во время выступления он также нужен, чтобы докладчик смог донести все запланированное до слушателей.

Успешные ораторы понимают природу зрительного контакта с залом и не позволяют себе читать весь текст выступления с листа. Именно в этот момент пригождается план (лучше тезисный), который не позволит говорящему уйти в сторону от намеченной темы.

Начало и окончание выступления перед аудиторией

Начало и завершение – самые мощные части выступления. Доказано, что первоначальное мнение о говорящем складывается в течение первых 5-30 секунд общения. Поэтому оратор старается с самого начала создать соответствующий психологический настрой приветствием, демонстрацией видео или фото, сообщением интересного факта, описанием проблемы или возможных после ее решения перспектив.

После того, как связь со слушателями установлена, ритор переходит к основной части, не забывая, что концентрация внимания у людей ослабевает через 10-20 минут.

Важно правильно закончить выступление. В этой части сообщения закрепляется первоначальное впечатление о говорящем и теме рассказа, усиливается эмоциональное воздействие на аудиторию, подводится итог всему сказанному, еще раз подчеркивается идея текста, и произносятся призывы к конкретным действиям. Грамотные ораторы составляют выступление таким образом, что все части логически вытекают одна из другой, достаточно насыщены эмоциями и аргументами, включают в себя практические рекомендации и комплименты слушателям.

Продумывание начала и завершения выступления

Возможные ошибки

Ораторское мастерство приходит не сразу, многие начинающие спикеры делают типичные ошибки:

  1. Демонстрируют отсутствие уверенности (докладчик слабо знает освещаемый вопрос или боится людей).
  2. Начинают оправдываться и утрачивают доверие слушателя.
  3. Не иллюстрируют речь примерами из опыта или из литературы.
  4. Используют излишнюю жестикуляцию и хаотичную мимику (для контроля за языком тела анализируют видеозапись выступления и избавляются от ненужных движений).
  5. Не точно подбирают слова и составляют предложения (например, частое использование отрицательных частиц приведет к неправильному пониманию текста).
  6. Уделяют мало внимания подготовке.
  7. Монотонно читают сообщение без юмористических отступлений и не поддерживают зрительный контакт.
  8. Не используют паузы для удержания внимания – остановка на 10 секунд пробудит любопытство у всех отвлекшихся.
  9. Показывают излишнюю серьезность, самоуверенность и сверхэрудицию.
  10. Употребляют большое количество слов-паразитов.
  11. Суетятся или, наоборот, зажимаются.

Важно! Качественная подготовка и неоднократные репетиции позволяют избежать многих ошибок.

Ошибки оратора

Психология выступлений перед людьми

Для того чтобы привлечь внимание людей, психологи советуют:

  1. Уделить достаточно внимания своему внешнему виду (одеться удобно и солидно).
  2. Сделать небольшую паузу перед началом и обвести взглядом слушателей, установить зрительный контакт.
  3. Начинать выступление в медленном темпе.
  4. Для публичного выступления рекомендуется снизить на 2 тона тембр голоса (это поможет беречь голосовые связки, низкий голос воспринимается людьми лучше, чем высокий) и выработать навык использования различных голосовых техник.
  5. Самые важные мысли повторить 3 раза.
  6. Не превышать регламент выступления, даже если внимание аудитории не ослабело.

Успешное выступление

Таким образом, если старательно подготовиться, то каждый сможет качественно выступить перед публикой.

Приглашаем Вас на БЕСПЛАТНЫЙ ОНЛАЙН мастер-класс Антона Веселова «Сила и власть слова”

Ораторское искусство: типы аудитории и методы ораторов

Ораторское искусство – это, с одной стороны, наука и предмет для изучения, а с другой, по сути, это мастерство публичного выступления перед аудиторией, целью которого является достижение определенной степени воздействия на слушателей. И достижение этой цели зависит от двух составляющих – от самого оратора и от типа аудитории, перед которой ему нужно выступать.

Типы аудитории могут иметь различную окраску и их часто квалифицируют и разделяют по различным признакам:

• возраст (дети, молодежь, средний или старший возраст);

• уровень подготовки аудитории по теме выступления или её профессионализм;

• профессия и уровень образованности большинства (рядовые работники, ученики или студенты, сотрудники НИИ кибернетики или «гуманитарии»);

• восприятие темы (положительное, равнодушие, отрицательное);

• размер (большая аудитория или небольшая (менее 30 слушателей));

• однородность (разнородная/однородная/смешанная);

• психическое настроение (возможно ли изменить мнения слушателей по теме);

• гендерный признак (смешанная, больше мужчин или женщин);

• национальность (слушатели одной национальности или нескольких);

• настрой к теме и к информации (конструктивный, конфликтный, сослагательный, безразличный или инфантильный).

Знания некоторых особенностей различных типов аудитории и методов проведения мероприятия весьма важные моменты, поэтому рассмотрим вопрос немного подробнее.

Конструктивный тип аудитории. Слушатели имеют похожие с оратором ценности и их вовсе не обязательно сильно убеждать и заинтересовывать, или говорить им общепринятые истины. Выступать нужно со сжатым вступлением, по сути, типа делового сообщения. Чуть дольше можно говорить при обсуждении, например, какого то новшества по известной всем общей теме. При этом слушатели могут меняться и не быть постоянными: например, могут быть даже представители конкурирующих фирм одинакового вида деятельности.

Конфликтный тип. Конфликт может быть вызван разным пониманием и восприятием, и, соответственно, разными точками зрения на одну и ту же ситуацию, или же, аудитория не воспринимает оратора как личность, или как авторитет. В первом случае оратору нужно, соблюдая осторожность, попытаться найти весомые аргументы, чтобы переубедить, если не всех, то некоторых присутствующих, или, хотя бы, заставить задуматься о правильности своего мнения. Второй случай ещё сложнее: при явном не восприятии оратора или при нагнетании конфликта возможен и отказ от выступления, или обращение за помощью к авторитетному для аудитории лицу, чтобы управлять конфликтом, используя конструктивные коммуникации.

Аудитория «соглашателей». Это собрание слушателей, у которых ещё нет сформировавшегося мнения по обсуждаемой теме. И, соответственно, оратору легко навязать им своё мнение, если он специалист в вопросе, который нужно обсудить. Но оратору нужно учесть то, каков уровень образования аудитории и культурный уровень присутствующих, т.к. образованные люди редко сразу согласятся даже с аргументированными, на первый взгляд, доводами оратора по неизвестному им вопросу. Тем более, если выступающим навязывается точка зрения, отличная от собственных ценностей.

Тип аудитории разнороден. Т.е., присутствуют люди разных профессий и возрастов, с разным образованием и подготовкой. Здесь оратору целесообразнее обратить внимание более слабым слушателям, но хорошо подготовиться, чтобы легко ответить на спровоцированные самим выступающим вопросы от специалистов в обсуждаемой теме и более конкретно, легко и подробно осветить именно подготовленные заранее варианты.

Аудитория однородного типа всегда считалась более удобной, так как оратор может быстро понять однородность мышления, интересов и запросов аудитории. Поэтому, ему легко выступить именно в нужном для слушателей направлении, получив одобрение в ответ.

В большой аудитории важным моментом является удачное начало выступления. Подойдут даже прописные истины или игра на общих нуждах. Поскольку, получив вначале одобрение большинства, оратор сводит к минимуму возможность возражения отдельных слушателей – ведь мало кто решится идти против мнения толпы, находясь внутри неё. Говорить нужно эмоционально, с видного места, аргументированно, просто и четко (примером может послужить даже Ленин…).

Особый тип аудитории – толпа. При больших скоплениях людей (митинги, стадионы, масштабные мероприятия на площадях или на улицах) особенности личности перестают иметь значение, нивелируются. Правят бал эмоции и настроение толпы, а не разум и аналитическое или логическое мышление. Например, прочтите речи того же Ленина в тихой комнате и в спокойном настроении – одни лозунги, повторы и пафос. Но в том то и дело – они ведь предназначены были для увлечения и «взбудораживания» толпы, а не для чтения философами в тихой комнатушке.

Малая аудитория больше доверяет выступлению, которое проводят не как митинг, а как беседу. Именно в этом разговорном стиле и следует выступать: без излишних эмоций, с опросом мнений и с приглашением к обсуждению. А свои слова, идеи, мнения и ответы оратору следует тщательно и весомо аргументировать.

Хорошо подготовленная аудитория. Обычно это люди с достаточным опытом и с высшим или средним специальным образованием. В начале выступления желательно сразу заинтересовать их чем-то новым, что они смогут узнать в ходе прослушивания дальнейшей речи, разбудив внутренние естественные мотивы таких слушателей к познанию нового. Более желателен высокий темп речи оратора. Можно некоторым активным слушателям предложить высказать варианты решения какого-то вопроса, а в конце предложить аргументированный логически и правильный свой вариант.

Не стоит забывать, что хорошо подготовленной (особенно, – к какому-то действию) может быть и толпа. Особенно сильный эффект дает подготовка толпы известной ей личностью с последующим выступлением ещё более известного организатора, кумира или вождя.

Все вышеописанные типы аудиторий и основные принципы работы с ними ораторов, надеемся, помогут многим начинающим ораторам или людям, которым хоть и не очень нравится быть таковыми, но заставляет какая-то необходимость или жизненная ситуация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *