Покупка автомобиля на юридическое лицо

Содержание

Как купить списанный автомобиль у юридического лица

Иногда списанный автомобиль — это действительно лакомый кусочек. Попробуем узнать, как оформить сделку с юридическим лицом и какие проблемы могут быть при покупке.

Банки, учреждения, компании и прочие юридические лица избавляются от автомобилей, стоящих на балансе, по нескольким причинам. Самая безобидная — амортизационный износ, когда по бухгалтерским документам машина уже отработала свое и ею нельзя пользоваться. Иногда компании распродают основные фонды (именно к этому виду имущества относятся автомобили), чтобы получить деньги на другие цели и снизить затраты. И практически никогда на балансе не остаются машины, побывавшие в аварии.

В соответствии с Классификацией основных средств легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно).

Очень важно, чтобы списанный автомобиль не был утилизирован. Иначе после покупки его нельзя будет поставить на учет без участия прежнего владельца и без посещения того подразделения ГИБДД, где была прекращена регистрация автомобиля. Поэтому, прежде чем заключать сделку, нужно проверить машину по базе ГИБДД. Либо заранее проговаривать участие руководителя организации продавца в восстановлении регистрации транспортного средства или выдаче доверенности на эти действия.

Вне зависимости от того, кто продает машину, сделка регулируется нормами гражданского права, в частности, главами 27 (Понятие и условия договора) и 28 (Заключение договора) Гражданского Кодекса РФ. Но, несмотря на это, при покупке автомобиля у разных продавцов могут быть различные нюансы.

Сделка с обычной компанией

Покупка машины у небольших ООО, ЗАО или у индивидуального предпринимателя по сути ничем не отличается от сделки между физическими лицами. Основанием для перехода собственности является договор купли-продажи, в котором указаны все обычные условия (стороны и их реквизиты, данные автомобиля, сумма и др.). Скорее всего нужно будет оформить акт приема-передачи машины, на основании которого бухгалтерия продавца сможет списать автомобиль.

При таких сделках хорошо бы проверить род деятельности продавца. Если он занимался перевозками, оказывал услуги такси или каршеринга, сдавал машины в аренду и т. п., что сильно снижает ресурс автомобиля, то перед покупкой технику лучше не просто осмотреть, а провести диагностику.

Сделка с банком или крупной компанией

Большие корпорации, холдинги, банки и промышленные группы с организационными формами открытых или публичных акционерных обществ имеют достаточно обширные автопарки, которые нужно обновлять. Чаще всего они продают специализированную технику, хотя встречаются и обычные «гражданские» автомобили, на которых ездили специалисты или руководство. О продаже таких машин чаще всего можно узнать на сайте самих компаний либо на сайтах специальных торговых площадок/аукционов. С точки зрения юридической чистоты как самой сделки, так и автомобиля, эта покупка, скорее всего, будет идеальна. Но вот состояние автомобиля может быть не очень хорошим. При выборе такого транспорта важно внимательно изучить техническое описание (оно, как правило, прилагается к документам для сделки).

Сделка с госучреждением

Давать разрешение на продажу любого имущества, стоящее на балансе госучреждения, должен его собственник. Для автомобилей это чаще всего Росимущество и его территориальные подразделения как на уровне субъектов, так и на уровне муниципалитетов, а также различные «автодоры» и «транс-чего-нибудь». Некоторые организации реализуют машины на основе системы своих внутренних документов, некоторые — выставляют на аукцион. Но и в том, и в другом случае поймать достойный автомобиль достаточно сложно.

Из больших гаражей, обслуживающих МВД, ГИБДД, медучреждения и т. п., техника обычно переходит «по наследству» в более удаленные подразделения. И чем старше машины становятся, тем дальше они оказываются от нормальных сервисов и запчастей, пока не превратятся в груду металлолома. А автомобили из-под местного начальства расходятся по «своим». Причем, этому не могут помешать даже аукционы, устроители которых создают такие условия, что сторонним покупателям их невозможно выполнить.

Если чудо произошло и на торги выставили приличный автомобиль, то для подачи заявки на участие обычно нужно зарегистрироваться на площадке и выполнить ряд условий, которые подробно расписаны в каждом информационном сообщении о реализации конкретного имущества. Среди них перечислены сумма залога, который нужно внести для участия в торгах, способ ценообразования лота и другие подробности. Если удалось выиграть в аукционе, то проходит стандартное оформление сделки с договором купли-продажи (залог засчитывается в счет оплаты товара). Если нет — залог возвращается участнику торгов.

Покупка автомобиля сотрудником компании

Чаще всего о продаже автомобиля компании узнают ее сотрудники. И если машина в хорошем состоянии, то желающие ее приобрести находятся быстро. Такие сделки не возбраняются, но за ними устанавливается чуть больший контроль, поскольку организация и ее работники «взаимосвязаны». Для того, чтобы избежать проблем после сделки, нужно подстраховаться получением экспертной оценки. Заключение о рыночной стоимости машины обезопасит в будущем от возможных претензий к сумме сделки как со стороны налоговой, так и со стороны собственников компании. Причем это касается не только компании, но и сотрудника, которому разницу между ценой покупки и рыночной стоимостью могут засчитать как прибыль и попросить заплатить с нее НДФЛ. Особенно важно подтвердить адекватность цены в случаях, когда машину покупает руководитель. Для обычных сотрудников достаточно приказа генерального директора, подписанного еще двумя ответственными лицами, например, главным бухгалтером и заместителем директора.

Ценообразование

В «правильных» компаниях цену продаваемого автомобиля обычно устанавливает бухгалтерия на основе своих расчетов амортизации. И чаще всего это самый выгодный вариант. Если сумма сделки будет уменьшена или завышена, то со стороны налоговой могут возникнуть серьезные вопросы, а процесс продажи обрастет массой дополнительных документов.

Но достаточно часто юрлица продают свои автомобили по совершенно рыночным ценам. Им выгоднее заплатить налог, чем реализовать машину по остаточной стоимости. Тогда сделка не будет ничем отличаться от обычной и даже может принести некоторые неприятности.

Какие могут быть проблемы

Поскольку деятельность юридических лиц подлежит большему контролю со стороны различных служб и ведомств, то и проблем у компаний больше, чем у частных лиц. В связи с ними могут возникать сложности как при совершении сделки, так и после покупки машины. Причем это уже напрямую коснется покупателя. Если нет желания ходить по судам и доказывать свою добросовестность, то лучше подстраховаться.

Любую сделку с юридическим лицом нужно начинать с его проверки. Для этого у продавца нужно узнать точное название компании, ее ИНН и ОГРН (если эти данные не предоставляются, то это уже сигнал к отмене покупки). Можно просто забить полное название в интернет и получить данные о компании из множества электронных справочников. Если уже на этой стадии появилась информация о том, что такой организации не существует, то от покупки следует отказаться. Но если на этом этапе все в порядке, то следует обратить внимание на следующие моменты.

Срок существования компании — чем больше, тем лучше, поскольку это означает, что вы столкнулись не с фирмой-однодневкой, а серьезной организацией.

Имя генерального директора — персона, которая должна подписать договор купли-продажи или доверенность представителя. Руководителя и учредителей также имеет смысл проверить отдельно, на участие в других действующих ООО и ЗАО. Если таких компаний на одних и тех же людях слишком много, то это значит, что они используют не совсем прозрачные схемы расчетов, что может сказаться на их благонадежности. Хотя так работает большинство мелких фирм в России, и это не является решающим фактором.

Уставный капитал — если он минимальный (10 000 руб.) или близкий к минимальному, то скорее всего для продажи автомобиля, стоимость которого явно выше, нужно обязательное согласование сделки по отчуждению имущества участниками юридического лица (собственниками).

Чтобы быть более уверенным в полученных из интернета данных, их лучше проверить на сайте налоговой службы, получив выписку из ЕГРН. Она предоставляется бесплатно.

Еще одна обязательная проверка — по единому федеральному реестру банкротств (ЕФРСБ). Если юридическое лицо находится в состоянии банкротства или у него введено внешнее управление, значит, на все его имущество претендуют кредиторы. И даже если полученные от продажи машины деньги пойдут в счет погашения задолженности, то сделку все равно могут оспорить и признать недействительной. Поэтому покупать автомобиль у банкрота не рекомендуется. Но вот если в этом же реестре есть сообщение о проведении торгов, а лотом выступает интересующий автомобиль, то такая сделка проходит через арбитражного управляющего и не несет рисков.

Также имеет смысл проверить организацию на предмет незакрытых арбитражных дел. Это можно сделать на сайте «электронное правосудие». Если открытых дел нет, то автомобиль можно покупать. Если есть, то лучше подождать завершения имущественного спора или отказаться от покупки, поскольку может быть вынесено взыскание.

Помимо это имеет смысл провести стандартную проверку автомобиля на наличие обременений и ограничений.

Подводя итог, нужно отметить, что речь шла о добровольной продаже транспортных средств юридическими лицами. О том, как купить конфискованные, арестованные и залоговые автомобили, мы рассказывали в других статьях.

На вторичном рынке колесного транспорта нередко фигурирую такие сделки, как покупка авто у физического лица юридическим. По разным причинам предприятиям, фирмам и организациям, порой выгодней приобрести подержанную машину, чем новую.

Но такая купля-продажа имеет важные нюансы, связанные с принятием транспортного средства (ТС) на баланс юрлица. Если не знать этих особенностей, то можно потерять всю выгоду от сделки и даже понести незапланированные убытки, которые могут оказаться критичными, особенно когда предприятие небольшое и молодое.

Хотите избежать подобного риска? Тогда прочитайте эту статью.

Пошаговая схема покупки автомобиля юридическим лицом у обычного автомобилиста

Нижеследующий материал я, как обычно, буду стараться излагать доходчиво. Но тема статьи такова, что обязана содержать, бухгалтерские и производственно-хозяйственные выкладки, которые сложны для восприятия неподготовленным человеком.

В начале я приведу общую схему приобретения юридическим лицом (ЮЛ) ТС у физлица (ФЗ). А после остановлюсь на требующих внимания моментах, т. к. не все они входят в алгоритм покупки, но разъяснить их нужно обязательно (например, об НДФЛ и НДС).

Прежде чем мы приступим скажу, что покупка машины ЮЛ у ФЛ, на ключевых этапах сделки, практически не отличается от таковой между двумя частниками. А важные особенности касаются мероприятий, которые юрлицо должно осуществить после процедуры купли-продажи.

Поэтому на уже не раз описанных в моих статьях шагах я буду останавливаться лишь вкратце.

Итак, поехали.

Шаг первый: поиск автомобиля

Обычно руководство предприятия, после принятия решения о приобретении транспорта, назначает подходящее ответственное лицо (или группу лиц – например, менеджер по закупкам и завгар), которое занимается поисками оптимального варианта.

Действенные советы на этот счет я дал в статье о секретах правильной покупки авто – прочитайте эту публикацию перед началом выбора места и способа поиска.

Также вам пригодятся мои рекомендации по наиболее популярным в России онлайн площадкам для купли-продажи легкового и грузового транспорта.

Статьи в тему:

9 сайтов, через которые стоит покупать грузовой автотранспорт

Топ 7 сайтов по купли-продаже авто с пробегом в России

Шаг второй: контакт с продавцом ТС

Предварительный отбор интересных предложений и дистанционные контакты с продавцами ТС могут осуществляться ответственной группой по личной инициативе и в свободном режиме.

При отборе сразу отсеивайте сомнительные варианты, которые непригодны для покупки юридическим лицом:

  • Оформление ТС по генеральной доверенности;
  • Оформление через перекупщиков;
  • Сомнительные случаи с ПТС (дубликат + отсутствие копии оригинала);
  • Подозрительные варианты.

Почему нужна такая строгость? Потому, что за подобную покупку несет ответственность доверенное лицо (обычно штатный работник предприятия) не только в дисциплинарном, но и финансовом плане.

То есть для нужна машина без всяческих юридических проблем, т. к. предприятию решать их впоследствии труднее, чем обычному частнику.

Обязательно прочитайте о том, как в дистанционном режиме проверить отобранные авто на юридическую чистоту. Также пригодятся мои статьи по определению комплектации через VIN-код и об оптимальном времени приобретения транспорта. Не лишне будет ознакомиться со статьей про мошенничество при покупке ТС.

Статьи в тему:

Как узнать заводскую комплектацию авто по ВИН коду? Подробное руководство

Как проверить машину на юридическую чистоту перед покупкой? Вот инструкция + конкретные сервисы

3 действенных способа узнать находится машина в залоге или нет

Кредитная машина: как это узнать и почему она опасней залога

Лучшее время для покупки машины: существует ли оно?

Мошенничество при покупке автомобиля — как выжить?

Шаг третий: контакт с продавцом и осмотр ТС

Когда искомый вариант найден и его выбор одобрило руководство, то с этого момента предприятие определяет конкретное, уполномоченное доверенностью, лицо для проведения сделки купли-продажи.

В помощь этому поверенному можно назначить других людей, не связанных материальной ответственностью по доверенности. Обычно подобная группа состоит из:

  1. Работника финансового отдела в качестве поверенного – например, бухгалтера и т. п.;
  2. Технического консультанта – например, инженера, завгара и т. п.;
  3. Водителя – отогнать купленную машину может и техконсультант, но третий человек в подобных сделках не помешает в качестве свидетеля.

Оптимальным вариантом будет обследование ТС на базе предприятия, если на это согласен продавец.

При встрече проверьте личные документы хозяина, ПТС и СТС. Обязательно сверьте полученные дистанционно маркировочные данные (№ кузова или VIN-код, № агрегата) с реальными и указанными в документах. Особое внимание уделите состоянию маркировок – оно не должно вызывать подозрение.

Затем приступайте к обследованию технического состояния автомобиля. На эту тему я написал ряд статей, после знакомства с которыми, у вас отпадет большинство вопросов.

Статьи в тему:

Покупка машины с рук — как это сделать наиболее правильно?

10 простых и 3 сложных способа отличить оригинал ПТС от подделки

10 этапов определения битого автомобиля и один добрый совет

Пошаговая инструкция по самостоятельной проверке АКПП при покупке подержанного авто

Как пользоваться толщиномером ЛКП в деталях, а также как калибровать + видео инструкция

Таблица толщин лакокрасочного покрытия авто – что такое ЛКП, зачем оно нужно, заводские стандарты и предельные допуски

Шаг четвертый: заключение сделки

Если юридически автомобиль в полном порядке, а по технической части и стоимости сделки стороны пришли к соглашению, можно совершать куплю-продажу.

Тут вы должны знать, что юридическое лицо может заключать договор тремя вариантами:

  1. По классическому ДКП (договор купли-продажи);
  2. По закупочному акту;
  3. По закупочному акту + ДКП.

Причем основным тут является не ДКП, а закупочный акт (базовая форма ОП-5), т. к. простой ДКП мало что значит для документооборота предприятия. Ниже я остановлюсь на этом подробнее.

Подпись во всех документах от имени предприятия ставит доверенное лицо. Продавец имеет право потребовать копию доверенности (она должна быть обязательно нотариальной), поэтому озаботьтесь этим заранее. Также представитель должен иметь гражданский паспорт, а в случае безналичной формы расчета, учетную карточку предприятия, копия которой передается продавцу.

Если от имени ЮЛ выступает его генеральный руководитель, то для него доверенность не требуется – он является уполномоченным лицом по своей должности.

Если ранее, при проверке документов, выяснилось, что продавец состоит в законном браке, то от него нужно письменное согласие супруга(и) на сделку.

Внимание! Юридическое лицо обязано скреплять подпись своего представителя фирменной печатью. Не забывайте это делать, особенно в ПТС. Причем требуется именно подпись + печать, а не что-либо одно, как часто бывает на практике.

Статьи в тему:

Какие документы нужны для покупки машины — полный перечень для каждого случая

Как заполнять ПТС при продаже авто?

Нужно ли согласие супруга на продажу автомобиля: узнайте это заранее!

Закупочный акт

Этот раздел будет полезен не только ЮЛ, но и физлицу – продавцу ТС, т. к. поможет понять почему в такой сделке на первом месте стоит закупочный акт (ЗКА), а не ДКП.

Сперва нужно уяснить вот что:

  • Купля-продажа между ЮЛ и ФЛ обязана быть оформлена в письменной форме («устный ДКП» запрещен), согласно ст. 161 (п. 1.1) ГК РФ;
  • Но тот же закон не обязывает сдельщиков отображать куплю-продажу исключительно в форме ДКП. То есть в качестве договора может быть применен любой документ, содержащий установленные законом сведения и составленный в произвольной форме.

Это – с одной стороны.

С другой, юрлицу в любом случае необходим документ, являющийся основанием для последующего взятия приобретенного ТС на баланс, для бухгалтерских операций и т. д. А стандартный ДКП на это не рассчитан по своей структуре.

Оптимальное для ЮЛ решение – заключение сделки по закупочному акту, т. к. в его форме отражено все, что требуется в ст. 9 (п. 2) ФЗ № 402 (Закон «О бухучете»).

По сути, основное предназначение ЗКА – фиксация факта передачи ТС от ФЗ к ЮЛ. Но для подобных сделок юрлица расширяют форму акта, вписывая все условия купли-продажи и реквизиты участников. В этом случае закупочный акт становится универсальным договорным документом, пригодным к использованию в бухгалтерии предприятия.

Внимание! Если физлицо будет настаивать на стандартном ДКП, то это не критично – просто в дополнение к нему нужно составить ЗКА по классической форме. В некоторых случаях его может заменить и простой акт приема-передачи ТС.

Статья в тему: Как составляется договор купли продажи автомобиля: пошаговая инструкция

Шаг пятый: Денежный расчет с продавцом

После заключения договора продавцу передается оговоренная в нем сумма. В данном случае написание финансовой расписки не требуется – если используется закупочный акт.

Деньги от ЮЛ хозяин машины может получить тремя способами:

  1. Через подотчетное лицо. Оно назначается согласно производственному приказу с договором о материальной ответственности и может совпадать с ответственным лицом по сделке. Деньги выдаются по расходному кассовому ордеру (РКО) под роспись продавца.
  2. Через кассу предприятия. Деньги также выдаются на основе РКО унифицированной формы (КО-2) под роспись продавца.
  3. Через безналичный расчет. Для этого у продавца должны иметься реквизиты вкладного или текущего банковского р/с. Перевод денег сопровождает банковская выписка по р/с и платежное поручение.

По проведенной оплате и всем возможным остаткам отчитываются ответственные за операцию лица. После денежного расчета сделка считается завершенной, и все дальнейшие шаги совершает покупатель.

Внимание! Согласно Указанию Центробанка РФ № 3073-У (п. 5) для наличного расчета ЮЛ с ФЛ лимиты не установлены (для индивидуальных предпринимателей лимит 100 тыс., к примеру) и продавцам может выдаваться на руки любая сумма.

Статья в тему: Как проверить деньги при продаже машины и избежать обмана

Шаг шестой: принятие автомобиля на баланс предприятия

Автомобильный транспорт причисляется к основным средствам (ОС) производства, т. к. их срок использования всегда превышает 12 мес. и стоимость не бывает ниже 40 тыс. руб.

Основные средства, согласно Постановлению Госкомстата РФ (№ 7), принимаются на баланс ЮЛ по акту приема-передачи ОС, формы ОС-1. В случае оприходования автомобиля к акту прилагается ПТС. Данный акт составляется комиссией, созданной приказом генерального директора.

На основе сведений из акта и ПТС ответственное должностное лицо составляет инвентаризационную карту по форме ОС-6. Эта инвентарная карта и сам акт могут разрабатываться предприятиями самостоятельно на основе указанных маркировок унифицированных форм документации (ОС-1 и ОС-6).

В некоторых случаях, если приемочная комиссия не может быть создана (например, штат ИТР ЮЛ менее 3-х сотрудников), акт приема-передачи ОС не требуется – в место него ставится штамп на правоустанавливающем документе – закупочном акте (заменяющем ДКП в качестве договора).

Внимание! Акт приема-передачи основных средств и Закупочный акт являются разными документами – не путайте их.

Шаг седьмой: регистрация купленного автомобиля

После принятия купленного автомобиля на баланс предприятия, его нужно за ним зарегистрировать. Для этого у машины должна иметься диагностическая карта (ДК). Если срок ее действия к моменту покупки или регистрации ТС истек, то требуется пройти техосмотр.

Если ДК в порядке, то сперва нужно оформить на машину полис ОСАГО желаемого варианта: классический или открытый. После этого доверенное лицо предприятия проводит перерегистрацию ТС в ГИБДД на юрлицо-собственника.

В МРЭО следует предоставить автомобиль на осмотр, написать заявление и дождаться отметки в нем с результатом проверки.

Какие документы могут потребоваться ЮЛ для регистрации транспорта? Ниже я привел перечень требуемого, разбитый по группам.

Документация доверенного лица предприятия:

  • Заявление на регистрацию ТС;
  • Гражданский паспорт;
  • Нотариально заверенная доверенность;
  • Платежное поручение по уплате госпошлины от ЮЛ.

Автомобильная документация:

  • Документ собственника ТС (закупочный акт, ДКП или оба);
  • Паспорт транспортного средства;
  • Полис ОСАГО;
  • Приказ о принятии автомобиля на баланс предприятия (заверенная копия);
  • Приказ предприятия о закреплении за автомобилем ответственного лица (заверенная копия).

Документы организации-собственника ТС:

  • Свидетельство о госрегистрации предприятия – нотариальная копия;
  • Выписка их Госреестра (ЕГРЛЮЛ) – оригинал или нотариальная копия;
  • Выписка из Госкомстата (присвоенные ЮЛ коды) – копия, заверенная предприятием или нотариально;
  • Карта учета ЮЛ – копия, заверенная предприятием или нотариально;
  • Свидетельство ЮЛ-налогоплательщика – копия, заверенная предприятием или нотариально;
  • Устав предприятия – заверенная предприятием копия;
  • Список лиц, занимающих руководящие должности ЮЛ – заверенная предприятием копия.

Обратите внимание, что:

  • Страховой полис (если он классический) должен быть оформлен на имя ответственного лица;
  • Выписка из ЕГРЛЮЛ подается от одного юридического адреса только один раз, и она не должна быть старше 6-и мес.;
  • Оплата пошлины производится только по безналичному расчету с р/с ЮЛ-собственника ТС.

Кстати: до 15.10.2013 г. к перечисленной документации добавлялась справка о постановке ТС на учет в военкомат, но сейчас это требование отменили, хотя при желании любое ЮЛ может отметить свои автомобили в военкомате на добровольной основе.

Заявление на регистрацию ТС для ЮЛ отличается от аналогичного для ФЛ. Советую его заполнение поручить специалистам ГИБДД в окошках платных услуг.

Вот бланки этого заявления.

Чистый бланк:

Заполненный образец:

Пройдя осмотр ТС, правильно заполнив заявление и сдав указанные документы, доверенному лицу, вам не составит труда быстро перерегистрировать авто на ЮЛ. Обратите внимание на то, что в разных ГИБДД требования по составу документов и заверительному статусу их копий могут различаться.

Шаг восьмой: срок полезного использования

Перед тем, как применить к приобретенному ТС бухгалтерские проводки, нужно определить соответствующий данному ОС срок полезного использования (СПИ).

СПИ – это временные рамки (в месяцах) в которых эксплуатация автомобиля (как основного средства) дает доходность. СПИ требуется для проводок бухучета по покупке ТС и расчета его амортизации (окупаемости, грубо говоря).

При покупке нового автомобиля СПИ определяется по специальной Классификации ОС, согласно ст. 258 НК РФ (п.1). Если приобретается Б/У авто у ЮЛ, то СПИ определяется по представленной продавцом документации, с правом уменьшения этого показателя на столько, сколько ТС эксплуатировалось у продавца, согласно ст. 258 (п. 7) НК.

Однако в случае приобретения машины у физлица ситуация иная – подтверждающая период эксплуатации документация отсутствует. А, согласно гл. 25 НК, без подтверждения СПИ не может быть рассчитано и применено в бухгалтерии.

Некоторые ЮЛ в качестве документального подтверждения срока использования берут ПТС с датами продаж. Но согласно пояснительным письмам Минфина (№ 03-03-06/1/10056 и 03-03-06/1/658), по ПТС нельзя определить СПИ, т. к. проставленные там даты не имеют отношения к началу производственной амортизации ТС.

Таким образом, на сегодня для подержанных машин, проданных физлицами, СПИ большинством ЮЛ не устанавливается (они проходят по документам как новые), хотя полного запрета на это действие нет.

Шаг девятый: бухгалтерский учет ТС приобретенного у физлица

Как принять в расходах по бухгалтерии купленный и зарегистрированный на ЮЛ автомобиль, причисляемый к основным средствам производства?

В данном случае ТС принимается к бухучету в качестве ОС предприятия на основании составленного ранее акта приема-передачи (по форме ОС-1). Данный акт должен быть утвержден генеральным руководством.

Здесь бухгалтерия должна руководствоваться правилами согласно следующим Приказам Минфина РФ:

Согласно указанным нормативам (п. 7 Приказа № 26-Н), базовая стоимость поступившего на баланс ТС состоит из общей суммы понесенных предприятием затрат.

Что сюда может включаться? Практически все, имеющее фактическую стоимость и связанное с данным авто.

Кроме прочего это может быть:

  • Проценты по кредиту, связанные с данным авто;
  • Расходы на поиск нужного варианта;
  • Накладные расходы, связанные с проведением сделки купли-продажи;
  • Оплата за ТС продавцу по договору;
  • Накладные расходы, связанные с регистрацией ТС в ГИБДД.

Сюда же относятся и технические затраты:

  • Обеспечение ТС необходимой комплектацией (запаска, дорожный инструмент и т. п.);
  • Монтаж оборудования и систем (навигация, сигнализация и т. п.);
  • Приведение ТС в технический порядок (исправление поломок, дефектов, антикоррозийные покрытия корпуса, химчистка салона и т. д.).

Какие должны применяться бухгалтерские проводки?

Вкратце остановлюсь на необходимых бухгалтерских проводках по Дебиту (Д) и Кредиту (К) для приобретенного у физлица ТС.

Проводки будут следующими:

  1. Затраты на покупку ТС – Д-08.4 – К-60;
  2. ТС принято на баланс ЮЛ – Д-01 – К-08.

То есть затраты на приобретение ТС отражаются в дебетовом счете 08 («Вложения средств во внеоборотные активы»):

  • Первой проводкой указывается долг перед продавцом автомобиля, что уточняется дебетным субсчетом 4 («Приобретение ОС»);
  • Второй проводкой указывается что ТС принято на баланс и введено в эксплуатацию – затраты переводятся на дебетовый счет 01 («Основное средство»).

Кстати: расходы на ОСАГО засчитываются как относящиеся к длящимся периодам, и они подлежат не единовременному, а распределенному (на 12 месяцев) списанию по счету 97 («Расходы по будущим периодам») – проводка Д-10 – К-97.

Вообще бухгалтерский учет ТС купленного у физлица мало отличается от учета для купли-продажи между ЮЛ. Единственное отличие – в проводках не учитываются налоги.

А если автомобиль приобретен с целью перепродажи?

Отдельно нужно отметить случаи покупок ЮЛ у ФЛ автотранспорта для его последующей перепродажи. Характерным примером тут могут быть различные организации (и даже перекупы, имеющие статус ООО), занимающиеся выкупом ТС у населения.

Когда ЮЛ покупает ТС с целью его дальнейшей реализации и получения дохода, статус автомобиля изменяется с ОС на товар.

Проводка:

  • Д-41 – К-71 – оприходован товар, купленный подотчетным лицом;
  • Общий счет-кредит для таких операций – 90 (Продажи и перепродажи).

Ну а если ЮЛ не имеет профиля, связанного с торговлей автотранспортом, но машину пришлось продать по каким-либо причинам?

Тогда эта операция отразится как разовая продажа по дебет-счету 91 («Прочие доходы»).

Проводка:

  • Д-91 – К-41 – инвентарный излишек, непредвиденные обстоятельства и т. п. счета и субсчета.

Кстати: как правило, перепродаваемые «по белому» машины не регистрируются в ГИБДД, что допускается для ЮЛ и ИП (индивидуальных предпринимателей), профильно занимающихся подобным бизнесом. Основание – Приказ № 1001, пункт 3.

Уплачиваются ли налоги юридическим лицом при покупке ТС у ФЛ?

Процедуру покупки и оприходования ТС юрлицом мы разобрали. Теперь нужно коснуться налогообложения для данного случая.

Вопросы обычно возникают по трем пунктам:

  1. НДФЛ – налог на доходы для физлиц;
  2. Налог на имущество – региональный налог для юрлиц;
  3. НДС – налог на добавленную стоимость для юрлиц.

Теперь по порядку.

Взимается ли НДФЛ при продаже авто от ФЛ к ЮЛ?

Нет, НДФЛ в случае приобретения ЮЛ ТС у физлица предприятием не начисляется – в данном случае оно не является налоговым агентом.

НДФЛ, в случае если сделка признается налогооблагаемой, уплачивается непосредственно физическим лицом, получившим доход за проданное авто, согласно ст. 228 (п. 1.2, п. 2-3 НК РФ).

Начисляются ли юрлицом страховые взносы?

Нет, не начисляются, т. к. в данном случае ФЛ не связано с ЮЛ трудовым договором и страховые взносы во внебюджетные фонды (Фонд соцстрахования в том числе) ЮЛ не обязано перечислять.

Ведь согласно части 1 и 3 (ст. 7) ФЗ № 212 доход от сделок по смене права собственности (на такое имущество, как ТС в том числе) не вносится в страховую базу для начисления взносов.

Должно ли юрлицо уведомлять налоговую о выплаченной физлицу сумме?

Нет, не должно. Юридическое лицо не имеет отношения к исполнению обязанностей налогового агента за постороннее физическое лицо, с которым заключается свободная сделка.

Должно ли юрлицо платить налог на имущество за ТС?

Пока что нет. Такой ответ вызван неоднозначностью настоящего положения в законодательстве по данному вопросу.

Дело в том, что:

  • В ст. 374 (п. 4.8) НК РФ ранее было закреплено положение о том, что автотранспорт приобретенный ЮЛ после 1 января 2013 г. и принятый на баланс как ОС, налогом не облагается.
  • Однако в 2016 г. эту статью, а вернее судьбоносный подпункт 8, еще раз подправили, оставив стопроцентный иммунитет от имущественного налога только для первой и второй амортизационной группы.

Что это означает?

А то, что от налога освобождается транспорт, срок полезного использования (целевой эксплуатации) которого составляет до 3-х лет. Ну этого мало даже для большинства легковых ТС, не говоря о грузовых.

Поэтому:

  • Согласно амортизационной Классификации, 99% легкового автотранспорта относится к третьей группе (срок амортизации от 3-х до 5-и лет, код 310.29.10.2). Грузовики, автобусы и проч. присутствуют в 3-й и выше группах.
  • Под налоговый иммунитет большинство транспорта не подпадает в принципе.

Однако есть еще одно положение НК РФ – ст. 381, где пункт 25 (абз. 1) устанавливает 100% налоговой льготы для всех ТС, использующихся в качестве основных средств предприятия.

Вот такое сейчас положение с имущественным налогом для авто – с одной стороны он должен платится, но с другой на это пока что действует мораторий в виде льготы по ОС.

Нюансы начисления НДС

В нашем случае, касательно НДС, нужно уяснить два важных момента, которые могут существенно повлиять на привлекательность покупки ТС у физлица.

Вот они:

  1. Физлицо не платит НДС. Если физическое лицо не имеет регистрации в качестве ООО или ИП, то, согласно ст. 143 (п. 1) НК РФ, оно не обязано уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС).
  2. Юрлицо не получит вхождение по НДС от ФЛ. Если юридическое лицо является агентом ОСНО (Общей системы налогообложения), то при покупке машины у физлица ЮЛ не имеет возможности получить от него счет-фактуру, т. к. от ФЛ нет входящего НДС.

Чем это чревато?

В результате подобной «ущербности» сделки впоследствии может возникать финансовый негатив – при продаже ТС предприятие не будет иметь возможности для зачета НДС и его возмещения, как это бывает при сделках между ЮЛ или ИП.

В результате юрлицо потеряет 18% от стоимости сделки, т. к. предприятию полагается начислять НДС на сумму продажи, согласно ст. 146 (п. 1.1) НК РФ.

Поэтому, при покупке машины у простого частника, обязательно учитывайте данный нюанс – исключая случаи, когда ТС точно не планируется продавать впоследствии.

Ну и само собой разумеется, что предприятиям, работающим по упрощенному налогообложению (УСН), беспокоиться не о чем – они вообще не платят НДС (и даже прямой налог на прибыль).

Кстати: для предприятий, профильно занимающихся перепродажей ТС, по НДС также есть поблажки, – согласно ст. 154 (п. 5.1) и ст. 164 НК РФ, применяется уравновешивающая потери расчетная НДС-ставка 18/118.

Можно ли юрлицу избежать потерь в 18% по НДС?

Конечно, потеря целых 18% от стоимости авто при его возможной продаже для многих ЮЛ существенно уменьшает привлекательность сделок купли-продажи с физическими лицами.

Но есть способ обойти такое препятствие – это заключение сделки через ЮЛ-посредника. Схема выглядит следующим образом:

  1. Предприятия заранее ищет компанию-посредника с приемлемыми комиссионными;
  2. При контактах с продавцом ему доступным языком обрисовывается ситуация с НДС, как аргумент для использования посредника;
  3. Если продавец согласен на подобную схему, то посредник выкупает у физлица автомобиль за оговоренную по предыдущим контактам сумму.
  4. Затем посредник продает авто представителю предприятия, прибавив свои комиссионные, но уже как ЮЛ – со счет-фактурой и входящим НДС, которое предприятие (конечный владелец) сможет принять к зачету для компенсации позже.

Вот и все.

Преимуществом подобной схемы является:

  • Высокий профессиональный уровень проведения и оформления сделки;
  • Ощутимо меньшая потеря по комиссионным (обычно это 3-7%) в сравнении с 18% НДС.

А как посредник решает свою проблему с зачетом НДС? Ему ведь тоже не светит счет-фактура от частника.

Такие компании обычно профильно занимаются перепродажей автомобилей, имея описанные выше льготы по НДС. А посредничество в купле-продаже предлагается как дополнительная услуга. Вот и весь секрет.

Важно! При поиске посредника обращайте внимание на его репутацию и дату регистрации – известны случаи мошенничества при подобных сделках с компаниями-однодневками. Авторитетные заведения не требуют перечисления всей суммы от клиента (только небольшой страховочный задаток) и выкупают авто у частника преимущественно за собственные средства.

Полезные советы

  • Структура документации первичного учета, согласно ст. 9, ФЗ № 402, к которым относится закупочный акт и другие формы, необходимые в купле-продаже ТС, могут быть разработаны на месте непосредственно юридическим лицом (отделом бухгалтерии и т. п.).
  • Использование унифицированных форм документации из специальных альбомов Госкомстата РФ не является обязанностью предприятия, но собственная документация должна разрабатываться на их основе, чтобы избежать разительного отличия документов, что усложнит их оборот между юридическими субъектами.
  • Для доверенности представителя ЮЛ рекомендуется использовать фирменный бланк предприятия, а не стандартный нотариальный.
  • Если ФЛ не передало ЮЛ требуемую документацию на автомобиль (а также указанную в договоре комплектацию) в установленные сроки, то предприятие имеет право дать сделке обратный ход, согласно ст. 456 (п. 2) и 464 ГК РФ.

Посмотрите видео-бонус: самые жестокие случаи нарушения правил в спорте

Итак, вы теперь знаете, что купля-продажа ТС от ФЛ к ЮЛ отличается только формой договорного документа и последующим оформлением. Надеюсь, что я изложил сложный материал производственно-финансового характера в доступном для понимания формате.

Были ли у вас сделки по покупке авто в качестве юрлица у физлица? Сталкивались ли вы с трудностями по оплате, оформлению ТС, принятию его на баланс и бухгалтерскими проводками? Поделитесь вашим опытом в комментариях со мной и остальными читателями.

На этом статья завершена, и вы можете поделиться ею с друзьями в соцсетях. Не забывайте про возможность подписки – это удобно и сэкономит вам время. Удачи на дорогах и до следующих встреч!

Не знаете, как забрать свои деньги из ООО? Как насчет нового автомобиля? А заодно и налог на прибыль уменьшите, НДС к вычету примите, расходы на бензин, ТО, мойку будете оплачивать за счет компании. Конечно, если машина будет использоваться для предпринимательской деятельности. Все плюсы и минусы от покупки машины на ООО читайте в статье.

Почему стоит покупать авто на ООО

Представьте, что у вас, директора ООО, есть на расчетном счете 1 млн рублей, который вы решили потратить на новый автомобиль. Если вы хотите купить его как физическое лицо, то сначала нужно снять эти деньги или перевести их себе на счет. Это можно сделать, если выплатить себе зарплату или дивиденды. Но при выплате зарплаты вы обязаны удержать НДФЛ (13%) и уплатить взносы (30%).

Таким образом, на покупку авто у вас останется только 700 тысяч рублей. Или можно выплатить не зарплату, а дивиденды, уплатив при этом только 13% подоходного налога. Но дивиденды выплачиваются только после утверждения годовой отчетности и уплаты налогов. И то только в случае, если по данным бухучета компания получила прибыль, и вы имеете право на такие дивиденды. Поэтому покупка автомобиля на ООО так популярна — можно воспользоваться деньгами компании и не платить НДФЛ и взносы.

📌 Реклама Отключить

Еще плюсы — уменьшаем налог на прибыль

Покупка автомобиля — отличная возможность уменьшить налог на прибыль. Расходы будут списываться через амортизацию. То есть всю потраченную на машину сумму нельзя сразу взять и списать в расходы для налога на прибыль. Автомобиль — это основное средство и имеет срок полезного использования. Вот в течение этого срока и будет списываться его стоимость в расходы равными долями.

Входящий НДС

Для компаний на общем режиме есть еще один большой плюс — входящий НДС. Конечно, при условии, что продавец автомобиля является его плательщиком. Сумма НДС при такой сделке может быть достаточно большой. Если ваш налог ниже, то можно разделить сумму и применять вычет в течение трех лет. Если же ООО покупает машину у физического лица, то входящего НДС не возникает и уменьшить налог не получится. 📌 Реклама Отключить

Можно ли уменьшить УСН при покупке авто

Покупку машины можно списать в расходы, если ООО применяет упрощенную систему налогообложения. Это делается так — делите стоимость авто на 4 квартала и списываете в расходы последним числом каждого квартала. Если машину купили в середине года или в конце, делить нужно на число оставшихся до конца года кварталов.

Пример. Директор ООО «Чили» купил машину со счета ООО в сентябре 2018 года. Машина стоит 1000 000 рублей. Бухгалтер списал в расходы эту сумму двумя частями — 30 сентября 500 тысяч рублей и 31 декабря 500 тысяч рублей.

Можно ли использовать авто в личных целях

Чтобы директор мог пользоваться автомобилем компании, достаточно выписать на него доверенность. По этой доверенности директор может пользоваться машиной в любое время. Но только для целей деятельности компании. Или можно передать автомобиль директору в аренду, но в этом случае придется заплатить НДФЛ — либо с суммы арендной платы, либо с суммы материальной выгоды директора (при безвозмездной аренде). 📌 Реклама Отключить

Расходы на бензин, ТО, мойку, ремонт

Для включения в расходы стоимости бензина, ремонта, мойки и других затрат на машину нужно оформлять правильно эти затраты. Для этого составляйте путевые листы, по которым будете учитывать поездки и рассчитывать количество ГСМ. Все расходы на машину должны быть подтверждены чеками, актами, накладными.

Купить машину на ООО в лизинг

Купить машину через ООО в лизинг — это значит заключить договор с лизингодателем. По этому договору лизингодатель покупает авто для ООО и передает ему в пользование. ООО в свою очередь оплачивает лизинговые взносы каждый месяц и имеет право выкупить машину по истечению определенного срока. Стоимость автомобиля будет уменьшена на суммы лизинговых платежей. Важно! Лизинговые взносы включены в перечень расходов для исчисления налога на прибыль. НДС с лизинговых платежей также можно принимать к вычету. А вот если применяете УСН, то включить в расходы можно такие платежи только в случае, если они не являются авансовыми. 📌 Реклама Отключить

Минусы покупки авто на ООО

Из минусов покупки авто на ООО — машина будет в собственности компании, а не директора. Это значит, что при ее продаже все деньги поступят в кассу организации или на ее расчетный счет. Если бизнес не пойдет, то переоформить авто на директора будет затруднительно. При закрытии ООО и распределении имущества (в том числе при передаче автомобиля учредителю) нужно будет уплатить НДФЛ с его стоимости. Важно! Если ООО на общей системе налогообложения решит продать машину, нужно будет уплатить НДС даже в том случае, если автомобиль будет продан физическому лицу (например, учредителю). К тому же, при убыточности компании и долгах перед поставщиками, а также при банкротстве всю собственность компании придется продать или отдать в счет погашения долгов. 📌 Реклама Отключить

Итоги

Машину на ООО покупать выгодно. Выгодно, потому что можно и налоги уменьшить, и не платить за вывод денег из ООО (НДФЛ и взносы). К тому же, затраты на эксплуатацию автомобиля также можно оплачивать со счета компании и принимать в расходы. Недостатки такой покупки — только то, что машина будет в собственности компании, а не директора. А значит, если у компании будут проблемы или возникнет риск банкротства, то автомобиль будет продан за долги.

Среди объявлений о продаже авто корреспонденту avtocod.ru попалась Scoda Octavia 3. Все бы ничего, но машина долгое время принадлежала юрлицу и только месяц назад была переоформлена на физлицо, после чего ее выставили на продажу. «Может ли быть такое, что фирма обанкротилась и избавляется от имущества? Или таким образом прикрываются мошеннические схемы?..» — начал рассуждать журналист.

На все эти вопросы мы решили дать ответы в отдельном материале. Мы спросили у экспертов, чем может быть опасна покупка автомобиля у юридического лица.

Чем опасна покупка авто у физлица после юрлица

Итак, вот объявление о продаже той самой «Шкоды»:

А вот сам отчет, из которого мы видим наличие проблем — скрученный пробег и 2 расчета ремонтных работ.

Но речь не об этих проблемах. В разделе «Периоды владения» указано, что автомобиль более 5 лет принадлежал юридическим лицам.

И только месяц и 18 дней назад, а именно 12 июля, стал принадлежать физлицу. Обратите внимание, что дата подачи объявления о продаже – 12 июля. Совпадение? Мы задали этот вопрос юристу со стажем.

Владимир Крахмалев, автоюрист, руководитель компании «Автоюрист СПб»

«Может случиться такое, что фирма, которая продает машину, стала банкротом. Тогда реализация ее имущества осуществляется с помощью конкурсного производства. Как это происходит? Суд назначает специального конкурсного (финансового) управляющего, отвечающего за весь процесс реализации. Если при реализации имущества нарушается законодательство, то кредиторы могут оспорить сделку. В таком случае физлицо, которое приобрело машину, имеет все шансы остаться и без денег, и без авто.

Не исключено, что физлицо, которому принадлежит указанная машина марки Skoda, подставное. Но надо узнать, на какой стадии банкротства ему был продан автомобиль. Если продажей занимался конкурсный управляющий, то тут проблем быть не должно. Если продажа состоялась без конкурсного управляющего, то могут изъять машину у того, кому она принадлежит в настоящее время. Все зависит от ситуации. И немаловажно понимать, в какую цену был продан автомобиль. Если за копейки, то сразу ясно, что схема серая, и где-то кроется подвох».

Другими словами, от такой машины лучше отказаться. Велик риск нарваться на неприятности. Либо при особом желании можно уточнить у продавца название юрлица, которому принадлежало авто и проверить его по базе Единого государственного реестра юридических лиц. По выписке из реестра вы узнаете, введена ли какая-нибудь процедура по данной фирме или нет.

Также читайте: Как проверить продавца автомобиля

Чем опасна покупка авто у юрлица

Правила при покупке автомобиля у организации и у физического лица одинаковы и регламентированы одними положениями Гражданского кодекса. Однако, как утверждает автоюрист Дмитрий Пестерев, на практике есть несколько существенных различий.

Дмитрий Пестерев, автоюрист, управляющий партнер юридической фирмы «Пестерев и партнеры», ранее – «ЮРАВТО»

«Во-первых, при приобретении автомобиля у физического лица не может возникнуть вопроса, имеет ли право данное лицо подписывать договор или нет. Собственник автомобиля может распоряжаться им по своему усмотрению. Что касается организаций, на деле возникает множество вопросов к правомочиям подписанта договора.

Самое безопасное заключение договора непосредственно с руководителем организации, имеющим право без доверенности действовать от ее имени. Уточнить данные руководителя юридического лица можно на сайте Федеральной налоговой службы.

Но даже здесь могут возникнуть проблемы. Большинство организаций прописывают в своих уставах обязательное согласование сделок по отчуждению имущества, превышающего размер уставного капитала, с участниками юридического лица (собственниками). Обязательно ознакомьтесь с правилами согласования крупных сделок, предусмотренных учредительными документами продавца. В идеале — получить такое письменное согласие вне зависимости от положений устава.

Во-вторых, предпринимательская деятельность, как правило, ведется на заемные деньги. Высок риск наличия залогового обязательства. Проверить наличие залога можно на сайте официального реестра. В реестре содержатся сведения о залогах, возникших после 1 июля 2014 года. Если автомобиль был приобретен организацией до этой даты, о залоге вы не узнаете. Частично обезопасить себя можно, получив гарантийное обязательство об отсутствии правопритязаний третьих лиц от продавца.

В-третьих, ответственность организации ограничена размером ее активов, включая уставный капитал. 97% организаций России имеют уставный капитал в размере 10 тыс. рублей, минимальный. То есть при расторжении договора шансы получить назад уплаченные деньги существенно меньше. Теневой характер экономики также существенно повышает риск неплатежеспособности продавца.

В-четвертых, никогда не покупайте автомобили у страховых компаний. В 80% случаев это восстановленные после полной гибели машины».

Также читайте: Почему договор купли-продажи автомобиля нужно всегда иметь на руках

Распространенные в судебной практике неудачные попытки покупки автомобилей у организаций

Автоюрист Дмитрий Пестерев рассказал Автокоду по своему опыту примеры покупок авто у юрлиц, которые могут закончиться неудачно.

Покупка авто у «серых» дилеров

«Бич нынешнего времени – покупка автомобиля у «серых» дилеров. Татьяна решила сэкономить. Нашла в Интернете самое дешевое предложение автомобиля своей мечты и поехала за ним в Москву. По телефону подтвердили наличие автомобиля нужного цвета и комплектации.

Каково же было удивление Татьяны, когда, проехав 250 км до столицы, нужного автомобиля в наличии уже не оказалось. У «серых» дилеров схема отработана. Вы приезжаете. Вас изматывают морально. Затем вы соглашаетесь на немного другой автомобиль по несколько завышенной цене. Не стала исключением и Татьяна, которая вместо «Рено Сандеро Степвей» приобрела «Рено Каптюр» и по уши влезла в кредит.

Но это полбеды. Автомобиль оказался не той комплектации и без допов. Его стоимость была завышена на 500 тыс. рублей. Договор, конечно, суд расторг, но, как Татьяна будет получать деньги с номинальной организации, пока проблема».

Приобретая автомобиль у организации, четко понимайте, что организации создаются для ограничения ответственности ее владельцев. Деньги от них получить в разы сложнее, чем с физических лиц.

Приобретение залогового автомобиля

«Незарегистрированные залоги – вторая по объему категория споров. Залоги стали регистрировать с 1 июля 2014 года. До этой даты залоговые обязательства никак не проверить.

Сергей купил фургон-рефрижератор в Вологде. Техническое состояние его полностью устроило. Продавец предоставил все документы, подтверждающие приобретение фургона в лизинг. Все платежи были исполнены.

Приехав домой, Сергей обратился в ГИБДД для регистрации автомобиля, но ему было отказано. На автомобиле появились ограничения по линии судебных приставов. Проверить их можно на сайте ГИБДД или с помощью сервиса avtocod.ru. Но Сергей этого не сделал.

Суд снимать обременения отказался, так как были правовые основания – залоговое обязательство. Теперь фургон просто пылится во дворе. Деньги с продавца не вернуть. В отношении него инициирована процедура банкротства.

Перед покупкой автомобиля внимательно изучите реестры всех обязательств, в том числе залоговых. При наличии вопросов от спорного варианта лучше отказаться».

Также читайте: Что нужно проверить перед покупкой автомобиля с пробегом

Что нужно проверить перед покупкой автомобиля у организации

Несмотря на множество «страшных» историй из юридической практики, купить хороший автомобиль у юрлица реально. Но перед этим обязательно проверьте:

  • Полномочия лица, подписывающего договор. Наличие согласия собственников организации на отчуждение имущества.
  • Репутацию продавца на сайте арбитражных судов. Если организация имеет историю судебных споров, велика вероятность столкнуться с недобросовестным контрагентом.
  • Техническое состояние автомобиля. Организации эксплуатируют автомобили «на износ». Техническое состояние таких машин существенно хуже среднерыночных.
  • Отсутствие залогового обязательства в отношении конкретного автомобиля.
  • Отсутствие долгов перед Службой судебных приставов.
  • Отсутствие ограничений по регистрации.

И, как говорится, будьте бдительны!

Анастасия Кухлевская

Организация покупает автомобиль у физлица: оформление и налогообложение

ИА ГАРАНТ

Организация, применяющая общий режим налогообложения, является плательщиком НДС, она планирует приобретение транспортного средства, которое находилось в употреблении. Какими документами оформить покупку этого транспортного средства, если его приобретать: у физического лица; у юридического лица?

Если приобретать транспортное средство у физического лица, то каким образом определить его остаточную стоимость, каковы особенности налогообложения данной сделки?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

При передаче транспортного средства, которое будет являться основным средством у Вашей организации, рекомендуется составить акт приема-передачи. Форма акта действующим законодательством не установлена, он составляется в произвольной форме.

При приобретении транспортного средства у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, организация должна установить срок полезного использования исключительно на основании Классификации основных средств без учета срока пользования автомобилем предыдущим собственником.

Обоснование позиции:

Транспортные средства (как новые, так и бывшие в употреблении) могут быть предметом договора купли-продажи. К таким отношениям применяются общие правила о купле-продаже.

Право собственности на товар переходит к покупателю с момента передачи движимого имущества, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 223 ГК РФ).

Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются — лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ)).

Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.

В соответствии с п. 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н) принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта приемки-передачи основных средств.

Акт приема-передачи ОС применяется для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для включения в состав ОС и учета ввода в эксплуатацию объектов, поступивших по договорам купли-продажи.

Поэтому при передаче транспортного средства, которое будет являться основным средством у принимающей стороны рекомендуем составить акт приема-передачи. Форма акта действующим законодательством не установлена, он составляется в произвольной форме.

Акт заполняется покупателем и продавцом при приеме-передаче объекта основных средств. В нем отражаются сведения о состоянии основных средств на дату приема-передачи на основании данных передающей стороны. В случае, когда объект основных средств эксплуатировался предыдущим владельцем, в нем указываются: фактический срок эксплуатации у предыдущего собственника, установленный им срок полезного использования, номер амортизационной группы, в которую был включен объект основных средств.

Новым собственником в Акте заполняются сведения о первоначальной стоимости объекта основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Продавец обязан одновременно с передачей автомобиля передать покупателю относящиеся к нему документы (технический паспорт, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором (п. 2 ст. 456 ГК РФ). На основании постановления Совета Министров — Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 и приказа МВД РФ, Минпромэнерго РФ и Минэкономразвития РФ от 23.06.2005 N 496/192/134 паспорт транспортного средства (далее — ПТС) является обязательным документом для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. Поэтому вместе с автомобилем обязательно должен быть передан ПТС.

На основании акта о приеме-передаче объекта основных средств и сопроводительных документов (паспорта транспортного средства) открывается инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма карточки может быть разработана на основании формы N ОС-6).

Если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи (п. 2 ст. 456 ГК РФ), покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи.

В случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором (ст. 464 ГК РФ).

Приобретение транспортного средства у юридического лица

Налог на прибыль

Приобретенное для использования в составе основных средств (далее — ОС) транспортное средство в целях налогового учета признается амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ).

В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение. Поэтому в рассматриваемом случае первоначальная стоимость объекта ОС будет равна цене его приобретения.

Расходы, участвующие в формировании первоначальной стоимости основного средства, учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль посредством начисления амортизации.

В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее — Классификация ОС).

При этом согласно п. 7 ст. 258 НК РФ организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих ОС срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Таким образом, нормы НК РФ предоставляют налогоплательщику право самостоятельно решать, какой порядок определения срока полезного использования амортизируемого имущества, бывшего в употреблении, ему применять (письмо Минфина России от 23.09.2009 N 03-03-06/1/608):

1) исходя из срока полезного использования, устанавливаемого с учетом Классификации ОС (в соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ);

2) исходя из срока полезного использования, устанавливаемого с учетом Классификации ОС, уменьшенного на срок фактического использования предыдущими собственниками (в соответствии с первым предложением п. 7 ст. 258 НК РФ);

3) исходя из срока полезного использования, установленного прежним владельцем, уменьшенного на срок фактического использования предыдущим собственником (в соответствии со вторым предложением п. 7 ст. 258 НК РФ).

Выбранный способ начисления амортизации по объектам основных средств, бывшим в эксплуатации, следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

По нашему мнению, вторым и третьим способом организация может воспользоваться только в том случае, если основное средство приобретается у юридического лица или у индивидуального предпринимателя (ИП).

НДС

Согласно п. 1 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении имущества, если иное не установлено главой 21 НК РФ, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Предъявленные суммы НДС подлежат вычету при условии, что ОС предназначено для операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Вычеты сумм НДС, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств, оборудования к установке, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке (п. 1 ст. 172 НК РФ) на основании счета-фактуры продавца.

Налог на имущество

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378 и 378.1 НК РФ.

Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 202-ФЗ) п. 4 ст. 374 НК РФ был дополнен пп. 8, в соответствии с которым не признается объектом обложения налогом на имущество организаций движимое имущество, принятое с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств.

Принимая во внимание ст. 3 Закона N 202-ФЗ, а также дату опубликования правовой информации и п. 1 ст. 379 НК РФ, рассматриваемое изменение вступило в силу с 01.01.2013.

Таким образом, для применения льготы по налогу на имущество, установленной пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, имущество, принимаемое к учету, должно одновременно являться:

— объектом движимого имущества;

— объектом ОС, принятым организацией к учету после 01.01.2013.

Отметим, что в НК РФ не содержится определения понятия «движимое имущество». Соответственно, в данном случае следует применять определение движимого имущества, установленное гражданским законодательством (п. 1 ст. 11 НК РФ).

Исходя из норм ГК РФ автомобили относятся к движимому имуществу (п. 1, п. 2 ст. 130 ГК РФ).

Следует отметить, что данная льгота распространяется как на новые объекты движимого имущества, так и на бывшие в употреблении при условии, что они приняты к учету в составе объектов ОС после 01.01.2013. Аналогичное мнение, правда, в отношении объектов движимого имущества, являющихся предметом лизинга, высказывалось и специалистами Минфина России (смотрите письма Минфина России от 29.01.2013 N 03-05-05-01/1603, от 10.01.2013 N 03-05-05-01/01).

Таким образом, автомобили, принятые к бухгалтерскому учету в качестве объектов ОС с 01.01.2013, налогом на имущество не облагаются*(1).

Приобретение транспортного средства у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем

Особенности определения налога на прибыль при приобретении транспортного средства у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Как уже было отмечено выше, нормы НК РФ предоставляют налогоплательщику право самостоятельно решать, какой порядок определения срока полезного использования амортизируемого имущества, бывшего в употреблении, ему применять (письмо Минфина России от 23.09.2009 N 03-03-06/1/608):

Обращаем внимание, что вторым и третьим способами определения срока полезного использования амортизируемого имущества, бывшего в употреблении (позволяющими уменьшать выбранный строк полезного использования на срок фактического использования предыдущим собственником согласно п. 7 ст. 258 НК РФ), организация не может воспользоваться, если в рассматриваемом случае приобретает транспортное средство у граждан.

При покупке имущества у физического лица, не являющегося ИП, данные способы не применимы, так как такое физическое лицо не ведет налоговый и бухгалтерский учет, а следовательно, не может устанавливать срок полезного использования и начислять амортизацию. То есть при постановке на учет ОС, купленного у физического лица, не являющегося ИП, организации необходимо определять срок полезного использования по Классификации ОС, т.е. как если бы покупалось новое ОС.

Поясним. По поводу справедливости данного утверждения относительно третьего способа сомнений не возникает (вывод следует из прямого прочтения нормы). Что касается второго способа: срок полезного использования, установленный Классификацией ОС, уменьшается на срок фактического использования ОС предыдущим собственником (физическим лицом), то отметим, что в литературе существует иная точка зрения. Она заключается в том, что в налоговом законодательстве не содержится запрета на применение правил, установленных п. 7 ст. 258 НК РФ, в ситуации, когда предыдущим владельцем имущества являлось физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП. Такого запрета в НК РФ действительно нет. Однако в НК РФ, помимо п. 7 ст. 258 НК РФ, существует п. 12 ст. 258 НК РФ.

Пункт 12 ст. 258 НК РФ определяет, что приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника.

Из буквального прочтения данной нормы следует, что она распространяется на все ОС, бывшие в употреблении. Соответственно, для правомерного отражения в налоговом учете ОС в качестве бывшего в употреблении (как следствие, для правомерного уменьшения срока полезного использования) необходимо иметь информацию об амортизационной группе, в которую включалось данное ОС у бывшего собственника. Понятно, что физическое лицо, не являющееся ИП, данной информации предоставить не может.

Отметим также, что п. 7 ст. 258 НК РФ и п. 12 ст. 258 НК РФ были введены в НК РФ одновременно (с 1 января 2009 года, Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ). Это обстоятельство указывает, что законодатель сознательно вводил данные нормы как взаимосвязанные.

О том, что при приобретении объектов основных средств, бывших в употреблении у физического лица, не являющегося предпринимателем, организация не вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом требований п. 7 ст. 258 НК РФ упоминается и в письмах Минфина России:

Сторонники противоположной позиции в подтверждение своей правоты ссылаются на более ранние разъяснения финансового ведомства, указывая, что сотрудники Минфина в прежнее время придерживались иного мнения. Так, например, приводится письмо Минфина России от 03.08.2005 N 03-03-04/1/142, в котором финансисты делают вывод, что документом, подтверждающим период эксплуатации автомобиля у предыдущих собственников, может служить паспорт транспортного средства. Однако при ссылках на подобные разъяснения авторы не учитывают, что эти письма издавались до 1 января 2009 года (до внесения вышеуказанных изменений в ст. 258 НК РФ). До этой даты порядок определения срока полезного использования по ОС, бывшим в употреблении, регламентировался п. 12 ст. 259 НК РФ, формулировка данной нормы фактически повторяла первое предложение действующего сегодня п. 7 ст. 258 НК РФ: «Организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками». Норм, аналогичных п. 12 ст. 258 НК РФ, в то время НК РФ не содержал, поэтому на тот момент рассматриваемые разъяснения были справедливы и основывались на нормах законодательства. В настоящее время данные разъяснения применимы только в той части, в которой они не противоречат действующей редакции НК РФ.

Учитывая изложенное, мы полагаем, что при приобретении транспортного средства у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, организация должна установить срок полезного использования исключительно на основании Классификации основных средств без учета срока пользования автомобилем предыдущим собственником.

НДС

Реализация имущества (имущественных прав) на территории РФ признается объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

При этом физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не признаются плательщиками НДС на основании того, что они не поименованы в качестве плательщиков данного налога (п. 1 ст. 143 НК РФ). Поэтому при приобретении транспортного средства у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, организации не будет предъявлен к уплате НДС.

Следовательно, вся сумма денежных средств, уплаченная гражданину — продавцу транспортного средства, будет учитываться в стоимости приобретённого основного средства.

НДФЛ

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 настоящей статьи, признаются налоговыми агентами по НДФЛ и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, ст. 227 и ст. 228 НК РФ.

Статьей 228 НК РФ установлено, что физические лица, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.

Таким образом, при покупке организацией транспортного средства у физического лица, обязанность по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц лежит на самом физическом лице.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:

— Энциклопедия решений. Договор купли-продажи автомобиля;

— Энциклопедия решений. Учет приобретения основных средств за плату.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
10 февраля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Что касается транспортного налога, то следует отметить, что порядок его уплаты не зависит от способа учета автомобиля как объекта бухгалтерского учета (в составе объектов основных средств или МПЗ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *