Положение и устав в чем разница

В случае реорганизации деятельности учреждения разрабатываются но­вые организационные документы.

Устав может дополняться другими сведениями, предусмотренными законо­дательством о юридических лицах соответствующего вида.

Устав закрепляет организационно-правовую форму организации, ее на­звание, адрес, органы управления, контроля, порядок распределения прибыли, условия реорганизации и ликвидации.

Устав разрабатывается и утверждается учредителями (участниками) хо­зяйственных обществ, производственных кооперативов и других юридических лиц. Если хозяйственное общество создается одним лицом, то это лицо и ут­верждает устав. Устав производственного кооператива утверждается общим собранием его членов. Устав государственного и муниципального унитарного предприятия утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Отметка о регистрации проставляется на титульном листе устава. Она со­стоит из: наименования органа, осуществляющего государственную регистра­цию создаваемых организаций; даты регистрации; государственного регистра­ционного номера; подписи; печати регистрирующего органа.

Гриф утверждения также вносится на титульный лист и заверяется печа­тью.

В соответствии с уставом организации разрабатывается ее структура, оп­ределяется штатная численность.

Устав относится к обязательным учредительным документам при созда­нии негосударственных коммерческих организаций.

Устав негосударственной организации содержит дополнительные раз­делы, в которых отражается её специфика и деятельность.

Гриф утверждения оформляется на титульном листе и заверяется печа­тью.

Устав государственной организации утверждается вышестоящим учреж­дением, а негосударственной – его учредителями, общим собранием акционе­ров.

РАЗДЕЛ 3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

И ОФОРМЛЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

Не менее значимым видом организационных документов является Положе­ние (см. Приложение 2).

Положение – правовой акт, определяющий порядок деятельности организа­ции, её статус, а также госслужащих и иных лиц в определённых сфе­рах деятельности организации работы структурных подразделений.

Положение определяется, во-первых, как правовой акт, устанавливающий основные правила деятельности организаций, их структурных подразделений, а также нижестоящих (подведомственных) учреждений, организаций и предпри­ятий. Во-вторых, как свод правил, регулирующих определённое направление деятельности (культурное, политическое, хозяйственное и т.д.).

На основании положений работают обычно бюджетные организации, ор­ганы власти и управления. Но и коммерческие структуры, действующие на ос­новании устава, создавая свои филиалы, представительства и отделения, разра­батывают для них положения, в которых определяются задачи, функции, права, порядок организации работы и т.д.

Положения могут быть не только индивидуальными, но также типовыми и примерными. Типовые положения разрабатываются для однотипных органи­заций и используются при разработке индивидуальных. Различаются положе­ния об организациях, о структурных подразделениях, положения о коллегиаль­ных и совещательных органах, положения о временных органах (совещаниях, комиссиях, советах).

Структурное подразделение или подчиняющееся ему методически, в своей работе опирается на положение об организации, в котором полно очер­чены все виды работ по делопроизводственному обслуживанию.

Кроме того, в организации часто создаются комиссии, которые также дейст­вуют на основании положений о них.

Например, секретарь часто входит в состав экспертной комиссии организа­ции, создаваемой для проведения экспертизы ценности документов, отложившихся в процессе деятельности организации, и установления сроков их хранения. Эта комиссия также организует и проводит работу на основании по­ложения, в котором закрепляются цели создания комиссии, принципы её ра­боты, как совещательного органа, чем она руководствуется в своей работе, её задачи и права. Экспертные комиссии должны быть в каждой организации и от их деятельности во многом зависит сохранность документов и пополнение го­сударственного архивного фонда.

Не менее часто в своей работе секретарь руководствуется и второй груп­пой положений – документов, в которых регулируется порядок работы по оп­ределённому направлению, например Типовым положением о ведении дело­производства по обращениям граждан, в котором подробно расписана работа с этой группой документов.

Положение также входит в состав УСОРД.

Структура текста положения:

общие положения;

основные задачи;

функции;

права и обязанности;

взаимоотношения, связи;

руководство;

контроль, проверка и ревизия деятельности;

реорганизация и ликвидация.

Положения могут быть типовыми (примерными) и конкретными (индивиду­альными). При наличии типового положения конкретные положения разрабатываются на его основе. Типовые положения разрабатываются для од­нотипных организаций и структурных подразделений.

Различаются положения об организациях и положения о структурных под­разделениях (службах).

Положение об организации – это документ, на основании которого дейст­вуют государственные бюджетные организации (органы государственной вла­сти и управления всех уровней).

Положение об организации оформляется на общем бланке. При необхо­димости текст Положения согласовывается с заинтересованными должност­ными лицами (например: с руководителем кадровой службы, с юрисконсуль­том).

Обязательными реквизитами положения об организации являются: заголовок к тексту, текст, подпись, гриф утверждения, печать.

Структура текста положения об организации:

I. Общие положения:

В разделе «Общие положения» содержатся официальные полное и со­кращенное наименования организации, определяются цели и основания ее соз­дания с указанием наименования, даты и номера соответствующего правового акта, указывается, чем руководствуется организация в своей деятельности, кем возглавляется и кому подчиняется, какие печати и официальные бланки имеет.

В разделе «Общие положения» указываются:

полное и сокращённое официальное название организации;

её статус;

почтовый адрес;

основания на которых создана организация;

чем она руководствуется в своей деятельности;

наличие филиалов, дочерних фирм, представительств;

предмет и цели деятельности;

наличие зарезервированного товарного знака, фирменного бланка, пе­чати.

II. Цели и задачи:

В разделе «Цели и задачи» перечисляются основные проблемы, решае­мые подразделением и определяющие характер и направление деятельности подразделения. Формулирует цели деятельности организации или проблемы, которые призвана решать организация и которые определяют характер и основ­ные направления ее деятельности.

III. Функции:

В разделе «Функции» указываются действия или виды работ, которые должна выполнять организация для осуществления поставленных перед ней за­дач. Функции должны полностью отражать специфику деятельности подразде­ления.

IV. Права и обязанности:

В разделе «Права и обязанности» перечисляются права, которыми наде­ляется подразделение в лице его руководителя.

Право – это юридически узаконенная возможность запрещать или требо­вать выполнения каких-либо действий. Права устанавливаются в объеме, необ­ходимом для реализации возложенных на организацию функций.

К правам относятся:

право на издание распорядительных и нормативных документов;

право на ведение переписки;

право давать распоряжения и указания подчиненным подразделениям и лицам;

право представительствовать в вышестоящих и иных органах;

право запрашивать информацию и др.

В этом же разделе устанавливаются виды дисциплинарной, администра­тивной, при необходимости и уголовной ответственности, которую может не­сти руководитель подразделения в случае невыполнения подразделением своих обязанностей. В числе обязанностей перечисляются действия, которые органи­зация должна выполнять для реализации своих функций.

V. Взаимоотношения и связи:

В разделе «Взаимоотношения и связи» регламентируются информацион­ные и документационные потоки подразделения, основные документы, созда­ваемые им, указывается, с какими подразделениями и организациями осущест­вляется взаимодействие, какую информацию получает и представляет подраз­деление, периодичность и сроки предоставления; в каком порядке и кем рас­сматриваются возникающие разногласия.

VI. Руководство:

В разделе «Руководство» устанавливается, кем осуществляется руково­дство организацией, на каких принципах, кем назначается и освобождается от должности руководитель, а также сфера его компетенции.

VII. Контроль, проверка и ревизия деятельности:

Раздел «Контроль, проверка и ревизия деятельности» устанавливает, кем осуществляются контроль, проверки и ревизии финансово-хозяйственной дея­тельности, их периодичность или сроки, порядок представления итоговых до­кументов.

VIII. Реорганизация и ликвидация:

В разделе «Реорганизация и ликвидация» устанавливается в каком по­рядке и кем осуществляются реорганизация и ликвидация организации.

Юридическую силу положение об организации получает после утвержде­ния его вышестоящей организации. Как правило, утверждение положения об организации проводится распорядительным документом (приказом, распоря­жением, постановлением) вышестоящего органа управления. Положение об ор­ганизации может утверждаться непосредственно руководителем вышестоящей организации без издания распорядительного документа.

Положения могут регламентировать деятельность должностных лиц со­вокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу.

Уставы и положения являются сложными документами. Их структура и содержание, как правило, определяется учреждениями-разработчиками.

Индивидуальные положения разрабатываются на основе типовых. Типо­вые положения, как правило, утверждаются вышестоящими органами управле­ния, а индивидуальные — руководителями предприятий и организаций.

Положение об организации утверждается руководителем вышестоящей организации (или распорядительным документом), положение о структурном подразделении – руководителем организации. Утверждение осуществляется либо проставлением грифа утверждения на самом документе, либо изданием другого документа.

Проект положения визируется составителем и должностными лицами, от координации действий которых зависит введение положения. Оформляется по­ложение на общем бланке формата А 4.

В каждой организации, независимо от формы собственности должен быть свой Устав. Если организация является филиалом, то для неё разрабатывается Положение, т.к. у головного предприятия будет Устав, который содержит све­дения обо всех его филиалах.

Заголовок к тексту (наименование организации или структурного подраз­деления) должен согласовываться с наименованием вида документа.

Устав и положение об организации имеют сложную структуру текста.

Констатирующей частью текста является раздел «Общие положения», в котором указываются основания разработки, основное назначение организаци­онного документа, сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных правил и технологий.

Основной текст делится на главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия. Главы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами.

Датой основания организации является дата утверждения Устава, Поло­жения.

С точки зрения срока действия Устав и Положение об организации отно­сятся к бессрочным и действуют до их отмены или до замены новыми.

Другие дисциплины › Делопроизводство

Любая организация в своей работе опирается не только на законодательные, правовые и нормативно-методические документы общегосударственного значения, но и на организационно-правовые документы, разрабатываемые самой организацией. К таким документам относятся: устав, положение, регламент, штатное расписание, инструкции, должностные инструкции.

Рассмотрим понятие, назначение, структуру и особенности устава, положения и регламента предприятия, учреждения, организации.

Устав предприятия, учреждения, организации

В соответствии со ст. 52 ГК РФ «юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида».

Во многих случаях, устав является основным учредительным документом юридического лица.

Под уставом, как организационным документом, понимается свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере государственного управления, хозяйственной или иной деятельности.

Устав юридического лица утверждается его учредителями (участниками) и подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Устав относится к обязательным учредительным документам при создании негосударственных коммерческих организаций.

В уставе должны определяться: наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Общие требования к порядку составления, оформления и содержания устава юридического лица даны в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и других законодательных актах. Назовем некоторые из них:

  • устав общества с ограниченной ответственностью (ООО) – ст. 89 ГК РФ и ст. 11, 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ;
  • устав общества с дополнительной ответственностью (ОДО) – ст. 95 ГК РФ;
  • устав акционерного общества (АО) – ст. 98 ГК РФ и ст. 11-14 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ;
  • устав учреждения – ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Положение об организации, структурном подразделении, коллегиальном (или совещательном) органе

Положение – это правовой акт, определяющий порядок образования, правовое положение, задачи и функции, права и обязанности, организацию работы учреждений, структурных подразделений, служб.

Положение об организации относится к учредительным документам. Оно определяет статус организации, порядок ее создания, место в системе управления, внутреннюю структуру, функции, компетенцию, обязанности, порядок реорганизации и ликвидации.

Обязательными реквизитами положения об организации являются: наименование вышестоящего органа, наименование организации, наименование вида документа, дата, номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения, оттиск печати.

Положение о структурном подразделении – это правовой акт, определяющий статус, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений.

Положения о подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений. Индивидуальные положения разрабатываются на основе типовых.

Нормативно установленных требований к содержанию положения о подразделении не существует. Текст положения о подразделении может включать следующие разделы:

  • общие положения;
  • основные задачи;
  • функции
  • права и обязанности
  • ответственность
  • взаимоотношения.

Обязательные реквизиты положения о структурном подразделении: наименование организации, наименование вида документа, дата и номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, заголовок к тексту, подпись, визы согласования документа, гриф утверждения.

Понятие, разделы текста, реквизиты положения о коллегиальном (или совещательном) органе аналогичны понятию и разделам текста и реквизитам положения о структурном подразделении.

Регламент как правовой акт

Регламент — правовой акт, устанавливающий порядок деятельности руководства организации, коллегиального или совещательного органа.

Текст регламента состоит из разделов, имеющих самостоятельные заголовки и разбитых на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами. Регламент коллегиального или совещательного органа определяет:

  • статус этого органа;
  • порядок планирования работы;
  • порядок подготовки материалов для рассмотрения на заседании;
  • внесение материалов на рассмотрение;
  • порядок рассмотрения материалов и принятия решений на заседании;
  • ведение протокола заседания;
  • оформление решений;
  • порядок доведения решений до исполнителей
  • материально-техническое обеспечение заседаний.

В процессе подготовки регламенты проходят стадию обсуждения на заседании членами коллегиального или совещательного органа, стадию согласования с заинтересованными подразделениями и юридической службой, стадию утверждения руководителем организации или руководителем коллегиального органа.

Обязательные реквизиты регламента: наименование организации (наименование коллегиального или совещательного органа, если регламент посвящен данному органу), вид документа, дата, номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, заголовок к тексту, визы согласования документа, подпись, гриф утверждения.

Другие статьи по данной теме:

  • назад: Понятие, назначение и состав основных управленческих систем документации предприятия (организации)
  • далее: Составление и оформление организационной структуры и штатного расписания предприятия

Список использованных источников

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
  2. Кузнецова Т.В. Кадровое делопроизводство / «Трудовое право», 2008, NN 8, 9, 10, 11;
  3. Энциклопедия делопроизводства. Информационный сайт «Центр компетенции по вопросам документационного обеспечения управления и архивного дела»: edou.ru.

Уставы Вооружённых Сил России – это свод законов воинской службы. Они служат законодательной основой решения задач по достижению высокой организованности, дисциплины и порядка, по совершенствованию боевой готовности армии и флота Российской Федерации.

Уставы Вооружённых Сил России подразделяются на боевые и общевоинские.

Боевые уставы определяют основы действий соединений, частей и подразделений вида Вооружённых Сил при нанесении удара, в бою, боевых действиях (систематических боевых действиях), сражении, операции.

К общевоинским уставам Вооружённых Сил Российской Федерации относятся: Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной служб и Строевой устав. Они представляют собой основополагающие документы, регламентирующие уклад жизни и деятельности личного состава Вооружённых Сил. Положения этих уставов обязательны для всех военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, поэтому их называют общевоинскими.

Устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации определяет общие права и обязанности военнослужащих Вооружённых Сил и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка.

Дисциплинарный устав Вооружённых Сил Российской Федерации определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по её соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб.

Устав гарнизонной и караульной служб Вооружённых Сил Российской Федерации определяет предназначение, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона и военнослужащих, несущих эти службы, а также регламентирует проведение гарнизонных мероприятий с участием войск.

Строевой устав Вооружённых Сил Российской Федерации определяет строевые приёмы и движение без оружия и с оружием; строи подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах; порядок выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра; положение Боевого Знамени воинской части в строю, порядок его выноса и относа; обязанности военнослужащих перед построением и в строю и требования к их строевому обучению, а также способы передвижения военнослужащих на поле боя и действия при внезапном нападении противника.

§1. Военная присяга

Военную присягу принимает гражданин Российской Федерации, впервые поступивший (призванный) на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы. Военная присяга – документ большой государственной важности, имеющий силу закона.

Приведение к Военной присяге проводится:

§ по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы после прохождения начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать два месяца;

§ по прибытии гражданина к первому месту прохождения военных сборов — не позднее пяти дней со дня прибытия в воинскую часть.

Принятие присяги проводится в торжественной обстановке, при Государственном флаге Российской Федерации и Боевом Знамени воинской части. День присяги является для части нерабочим днём и проводится как праздник.

В назначенное время воинская часть при Государственном флаге Российской Федерации, Боевом Знамени и с оркестром выстраивается в пешем строю в парадной, а в военное время — в полевой форме одежды с оружием. Военнослужащие, приводящиеся к Военной присяге, находятся в первых шеренгах. Командир воинской части в краткой речи напоминает им значение Военной присяги и той почётной и ответственной обязанности, которая возлагается на военнослужащих, приведённых к Военной присяге на верность Российской Федерации.

Командиры рот и других подразделений поочерёдно вызывают из строя военнослужащих, приводимых к Военной присяге. Каждый военнослужащий, приводимый к Военной присяге, читает вслух перед строем подразделения текст Военной присяги:

«Я (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность Родине – Российской федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *