Пониженные страховые взносы 2017

С 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам. Закон № 212‑ФЗ утратит силу (см. Закон № 250‑ФЗ), в Налоговом кодексе появится разд. XI «Страховые взносы в РФ», а также будут введены другие нормы, предусматривающие порядок исчисления, уплаты страховых взносов и исполнения иных обязанностей плательщиков (см. Закон № 243‑ФЗ). Уверены, что общие вопросы, связанные с данными поправками, вы узнаете из других источников. К примеру, с комментарием к законам № 243‑ФЗ и 250‑ФЗ можно ознакомиться в журнале «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение» (№ 8, 2016).

📌 Реклама Отключить

В настоящей статье предлагаем рассмотреть порядок применения пониженных тарифов страховых взносов, который актуален для компаний, управляющих недвижимым имуществом и применяющих
УСНО. Надеемся, данный материал поможет вам спланировать финансовые потоки в 2017 году.

В таблице далее представлены нормы закона, регламентирующие правила применения пониженных тарифов страховых взносов. Их размер остался прежним, основной вид экономической деятельности и критерий его определения также не изменились. Особое внимание следует обратить лишь на то, что лимит доходов, дающий право продолжать применять УСНО в течение года, был повышен с 60 млн до 120 млн руб. (п. 4, 4.1 ст. 346.13 НК РФ в редакции Закона № 243‑ФЗ). Однако для целей применения пониженных тарифов лимит дохода фактически остался прежним: 79 млн руб. (по сравнению с лимитом доходов, дающим право применять УСНО в 2016 году, равным 79,74 млн руб. (60 млн руб. корректируются на коэффициент-дефлятор 1,329)). Причем если ранее критерий, используемый для определения права на применение УСНО, ежегодно повышался вместе с ростом дефлятора, то в 2017 году зафиксированы как лимит доходов для УСНО, так и лимит для применения пониженных страховых взносов.

📌 Реклама Отключить

Показатель В 2016 году С 2017 года
Льготная категория плательщиков страховых взносов В течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212‑ФЗ, – организаций и ИП, применяющих УСНО, основным видом экономической деятельности (квалифицируемым в соответствии с ОКВЭД) которых является управление недвижимым имуществом (пп. «я.2» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212‑ФЗ) Пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, обозначенных в пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, применяются для организаций и ИП, применяющих УСНО, основным видом экономической деятельности (квалифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с ОКВЭД) которых является управление недвижимым имуществом (пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ)
Основной вид экономической деятельности Соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212‑ФЗ, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 % в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или ИП, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Для плательщиков, указанных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный названным подпунктом, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 % в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Если по итогам расчетного (отчетного)
Закона № 212‑ФЗ, производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или ИП, названных в п. 8 ч. 1 указанной статьи, не соответствует заявленному, такая организация или такой ИП лишается права применять установленные ч. 3.2 и (или) 3.4 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в предусмотренном порядке (ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212‑ФЗ) периода основной вид экономической деятельности организации или ИП, указанных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, не соответствует заявленному, а также если организация или ИП превысили за налоговый период ограничение по доходам, приведенное в абз. 2 пп. 3 п. 2 настоящей статьи, такая организация или такой ИП лишается права применять установленные пп. 3 п. 2 данной статьи тарифы страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке (п. 6 ст. 427 НК РФ)
Пониженный тариф страховых взносов В течение 2012 – 2018 годов для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 8, 10 – 12, 14 ч. 1 ст. 58 Закона № 212‑ФЗ, применяются следующие тарифы страховых взносов: в ПФР – 20 %, в ФСС – 0 %, в ФФОМС – 0 % (ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212‑ФЗ) Для плательщиков, обозначенных в пп. 5 – 9 п. 1 ст. 427 НК РФ, в течение 2017 – 2018 годов тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20 %, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование – в размере 0 %.

Указанные в настоящем подпункте тарифы страховых взносов распространяются на плательщиков, применяющих УСНО, названных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб. (пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ)

Лимит доходов, дающий право на применение УСНО 60 млн руб. (корректируются на коэффициент-дефлятор, в 2016 году равный 1,329) 120 млн руб.

Восстановление страховых взносов

Важным будет вопрос о том, за какой период следует восстанавливать страховые взносы в случае превышения размера доходов по итогам налогового периода (79 млн руб.). Здесь нельзя провести аналогию с утратой права на применение УСНО по причине превышения лимита доходов, поскольку в этом случае налогоплательщик должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения с начала того квартала, в котором допущено превышение, на основании прямого указания в п. 4 ст. 346.13 НК РФ. Поэтому и страховые взносы подлежали перерасчету только с начала того квартала, в котором компания должна определять свои налоговые обязательства согласно общему режиму налогообложения (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2011 № 5004‑19). 📌 Реклама Отключить

В подпункте 3 п. 2 ст. 427 НК РФ указано: пониженные тарифы распространяются на плательщиков, если их доходы за год не превышают 79 млн руб. Выходит, если доходы превысили обозначенный предел, пониженные тарифы на организацию (ИП) не распространяются вовсе. Значит, пересчитать страховые взносы придется с начала года. Тем более что начало расчетного периода (года) и начало всех отчетных периодов (I квартала, полугодия, девяти месяцев, календарного года) совпадают – 1 января. Аналогичные разъяснения положений Закона № 212‑ФЗ были даны относительно неподтверждения основного вида деятельности по итогам года (Письмо Минтруда РФ от 03.03.2015 № 17‑3/В-93).

Целевые поступления ТСЖ учитываются при определении основного вида деятельности?

В связи с изменением законодательства и сменой администратора страховых взносов вновь может быть поднят вопрос, актуальный для некоммерческих организаций и решенный на уровне разъяснений чиновников и судебной практики. Речь идет о праве учитывать в составе доходов по основному виду деятельности суммы, квалифицируемые как целевые средства, не облагаемые налогом на основании ст. 251 НК РФ. Подробно о том, как данная проблема решается сегодня, было рассказано в статье С. Н. Козыревой «Применение пониженных тарифов страховых взносов при УСНО» (№ 4, 2016). В разъяснениях Минтруда ключевой вывод звучал так: законодательством РФ о страховых взносах не установлена зависимость от применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками, находящимися на УСНО, от определения ими налоговой базы при применении УСНО на основании НК РФ и наличия у таких плательщиков суммы налога, подлежащей уплате в связи с применением УСНО. 📌 Реклама Отключить

С учетом того, что администратором страховых взносов станут налоговики, порядок подтверждения основного вида деятельности пока не разработан, не исключено, что при проверке чиновники будут руководствоваться данными из налоговой декларации.

Вместе с тем, учитывая, что в НК РФ не появилось никаких дополнительных норм по рассматриваемой проблеме по сравнению с имевшимися в Законе № 212‑ФЗ, положение плательщиков страховых взносов не должно быть ухудшено в связи со сменой администратора взносов. В любом случае ТСЖ нужно обратить внимание на данный момент, отслеживать разъяснения контролирующих ведомств и учитывать возможные риски при планировании обязательств в рамках составления сметы расходов на будущий год.

* * *

Управляющие МКД – «упрощенцы» сохранят право на применение пониженных тарифов страховых взносов в 2017 и 2018 годах, несмотря на то что теперь функции проверки порядка исчисления и уплаты взносов будут переданы налоговикам. Особое внимание нужно обратить на то, что лимиты доходов при УСНО были повышены вдвое, но лимит доходов, дающий право на пониженные тарифы, был чуть уменьшен (79 млн руб.) и зафиксирован. Если лимит по итогам года был превышен, страховые взносы необходимо восстановить с 1 января.

📌 Реклама Отключить

Также внимательность следует проявить ТСЖ (ТСН), поскольку не исключено, что у налоговиков появятся свои соображения, отличные от позиции Минтруда, по вопросу включения в доходы по основному виду деятельности целевых поступлений от собственников помещений на содержание общего имущества и оплату коммунальных услуг.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Федеральный закон от 03.07.2016 № 250‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

📌 Реклама Отключить

Федеральный закон от 03.07.2016 № 243‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Пониженные тарифы страховых взносов установлены для организаций и ИП, применяющих УСНО, основным видом экономической деятельности которых является один из видов деятельности, указанных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ

07.02.2018 Джабазян Е. Л., эксперт журнала

К сведению:

Основной вид экономической деятельности квалифицируется на основании кодов видов деятельности в соответствии с ОКВЭД.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ для данной категории плательщиков в течение 2017 – 2018 годов тарифы страховых взносов установлены в следующих размерах:

  • на обязательное пенсионное страхование – 20 %;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0 %;
  • на обязательное медицинское страхование – 0 %.

В целях применения пониженных тарифов должны выполняться следующие условия (ст. 427 НК РФ):

  • доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг при осуществлении данного вида деятельности должна составлять не менее 70 % в общем объеме доходов организации (п. 6);
  • доходы от осуществления названных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ видов экономической деятельности за налоговый период не должны превышать
79 млн руб. (пп. 3 п. 2).

В свою очередь сумма доходов организации определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

Если у организации по итогам деятельности за отчетный период (например, по итогам полугодия 2017 года) отсутствовали доходы от указанного в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ вида деятельности, то не соблюдается условие о необходимой доле доходов от осуществления заявленного вида деятельности. Соответственно, страховые взносы уплачиваются такой организацией в общеустановленном порядке по тарифам, предусмотренным ст. 426 НК РФ.

В то же время, если данная организация по итогам деятельности за следующий отчетный период (например, девять месяцев 2017 года) подтвердит соответствие условию о доле доходов от осуществления основного вида экономической деятельности, а также критерию об общей сумме доходов организации за налоговый период от всех видов деятельности, то такая организация вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода.

Обратите внимание:

Право на пониженные тарифы страховых взносов плательщиков страховых взносов, применяющих УСНО, основной вид экономической деятельности, классифицируемый в соответствии с ОКВЭД, которых поименован в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, подтверждается путем заполнения приложения 6 «Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 5 п. 1 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации» к разд. 1 расчета (Письмо ФНС РФ от 25.10.2017 № ГД-4-11/21611@). Напомним, что в настоящее время действует форма расчета по страховым взносам, утвержденная Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@.

Надо или нет при применении пониженных тарифов страховых взносов представлять в налоговые органы документы, подтверждающие право на их применение? Положениями налогового законодательства не предусмотрено обязательное приложение к расчету по страховым взносам документов (их копий), подтверждающих право организации на применение пониженных тарифов. Но налоговый орган наделен правом при проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам истребовать в установленном порядке у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов. Это установлено п. 8.6 ст. 88 НК РФ, введенным Федеральным законом от 30.11.2016 № 401‑ФЗ (положения действуют с 01.01.2017).

О применении пониженных тарифов после перехода на новые коды ОКВЭД.

С 01.01.2017 введена в действие новая редакция ОКВЭД – ОК 029‑2014 (КДЕС Ред. 2) (Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14‑ст), при этом ОК 029‑2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454‑ст, утратил силу.

Налоговые органы перешли на новые коды 11.07.2016. До этой даты выбор кодов осуществлялся по ОК 029‑2001 (КДЕС Ред. 1). О том, что с 11 июля при государственной регистрации юридических лиц и ИП применяются новые коды, ФНС сообщила в информации, которую разместила на своем официальном сайте 23.06.2016.

Для перехода со старых кодов на новые ИФНС использовали переходную таблицу – ключ. Таблица с указанием прямых и обратных переходных ключей между ОК 029‑2001 (КДЕС Ред. 1) и ОК 029‑2014 (КДЕС Ред. 2) размещена на официальном сайте Минэкономразвития по адресу: economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators. О необходимости применения переходных ключей говорилось, в частности, в письмах Минфина РФ от 12.10.2017 № 03‑15‑05/66714, от 13.09.2017 № 03‑15‑06/58977, № 03‑15‑06/58976, от 04.09.2017 № 03‑15‑05/56663 и др.

Нужно ли фирмам вносить изменения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП? Организациям и предпринимателям не надо ни подавать в инспекцию документы, ни самостоятельно вносить в них какие‑либо поправки. Дело в том, что все изменения должны были быть произведены налоговыми органами в конце 2016 года. Вместе с тем можно проверить правильность замены кодов в реестре по новому классификатору видов экономической деятельности налоговой инспекцией, для чего надо запросить выписку из госреестра. Такую выписку можно получить в налоговой инспекции лично или заказать через Интернет:

электронная выписка предоставляется бесплатно. Заказать ее можно на сайте ФНС (nalog.ru) (необходима электронная подпись). Документ выдается в электронном виде как ссылка для скачивания (п. 108 Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина РФ от 15.01.2015 № 5н);

бумажная выписка предоставляется налоговой инспекцией по месту регистрации фирмы за плату: обычная выписка – 200 руб. (выдается в течение пяти дней с момента отправки запроса), срочная выписка – 400 руб., предоставляется на следующий день после того, как запрос поступит в инспекцию (п. 1 Постановления Правительства РФ от 19.05.2014 № 462). Если за выпиской обратился не генеральный директор, а представитель организации, ему нужно иметь доверенность, подписанную руководителем. Доверенность не надо нотариально заверять (п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

Подтверждением того, что в реестре указаны новые актуальные коды, является ссылка на новый классификатор – ОК 029‑2014 (КДЕС Ред. 2) (в разделе «Сведения о видах экономической деятельности» выписки), при этом сам вид экономической деятельности остается прежним.

От редакции:

К вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов турагентствами мы обращались не раз. В статье Е. В. Емельяновой «Коды ОКВЭД и пониженные тарифы страховых взносов» (№ 4, 2016) была обозначена проблема применения таких тарифов в связи с переходом в 2017 году на новые коды ОКВЭД, а в статье К. О. Борисовой «По следам турагентского конгресса» (№ 3, 2017) упоминались актуальные на тот момент разъяснения Минфина и Минэкономразвития, из которых, однако, однозначного ответа не следовало.

Следует отметить, что в ОКВЭД 2 группировка отдельных видов экономической деятельности по разделам и классам была изменена, в результате чего некоторые виды деятельности вынесены в отдельный класс или включены в другие разделы (группировки) видов деятельности, не поименованных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

В частности, деятельность турагентств была перенесена из разд. I «Транспорт и связь» (класс 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность») в разделе  »Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги» (класс 79 «Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма»).

Что касается норм о применении пониженных ставок тарифов страховых взносов, пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ содержит перечень, аналогичный тому, что был в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ.

В подпункте 5 п. 1 ст. 427 НК РФ указан вид деятельности «Транспорт и связь». Однако деятельности туристических агентств в ОКВЭД 2 соответствует код 79.11 в разделе »Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги», что не имеет отношения к разделу H «Транспортировка и хранение» (коды ОКВЭД 49 – 53) и разделу J «Деятельность в области информации и связи» (коды ОКВЭД 58 – 63).

В связи с этим Минфин в письмах от 09.11.2016 № 03‑11‑06/2/65561, от 01.11.2016 № 03‑11‑06/2/63958 обратил внимание на то, что налогоплательщик на УСНО, основным видом экономической деятельности которого является деятельность туристических агентств, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов на основании пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, вступившего в силу 01.01.2017.

К такому же выводу пришло и налоговое ведомство в Письме от 23.06.2017 № БС-4-11/12091. Аналогичные рассуждения ФНС содержатся и в Письме от 04.08.2017 № СА-4-11/15343, правда, в отношении «упрощенца» с другим видом деятельности.

Как видим, первоначально позиция контролеров в отношении «упрощенцев», чьи новые коды видов деятельности не соответствовали требованиям ст. 427 НК РФ, была следующей: применять пониженные тарифы нельзя.

Однако в последнее время наметилась иная тенденция признания соответствия вида деятельности организации по ОКВЭД 2 виду деятельности, установленному в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

В Письме от 12.10.2017 № 03‑15‑05/66714 Минфин признал, что установленный пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ перечень видов экономической деятельности является укрупненным и включает в себя как виды деятельности, объединенные в один класс, подкласс, группу, подгруппу классификатора, так и отдельные виды экономической деятельности с соответствующими названиями в указанном перечне.

А в Письме Минфина РФ от 17.10.2017 № 03‑15‑05/67604 прямо указано: плательщики на УСНО, которые до 1 января 2017 года осуществляли вид экономической деятельности, указанный в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса, согласно наименованиям видов экономической деятельности, классифицируемым в соответствии с кодами видов деятельности по ОКВЭД ОК 029‑2001 (КДЕС Ред. 1), и продолжающие осуществлять указанную деятельность после 01.01.2017, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при условии соблюдения ими условий, установленных положениями подпункта 3 пункта 2 и пункта 6 статьи 427 Кодекса, независимо от совпадения или несовпадения кодов видов деятельности по ОКВЭД ОК 029‑2014 (КДЕС Ред. 2) согласно применяемым переходным ключам.

Такой же вывод содержался и в Письме Минфина РФ от 13.10.2017 № 03‑15‑07/66964, которое было направлено ФНС для сведения и использования в работе нижестоящим налоговым органам (Письмо от 25.10.2017 № ГД-4-11/21578@).

К сведению:

В соответствии с проектом «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Минфин разработал законопроект, предусматривающий, в частности, уточнение наименования видов экономической деятельности согласно ОКВЭД (ОК 029‑2014 (КДЕС Ред. 2)) с целью сохранения «упрощенцами» права применять пониженные тарифы страховых взносов. На момент написания статьи в Совет Федерации был направлен проект федерального закона № 274631‑7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Госдумой 16.11.2017. Пунктом 76 ст. 2 данного закона в новой редакции изложен пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ: теперь в этом подпункте прямо указана «деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма».

Обязательно ли представлять уточненный расчет по страховым взносам?

С учетом неопределенности при применении пониженных тарифов страховых взносов турагентства-«упрощенцы» могли или платить взносы «по полной», или платить по пониженной ставке.

Уплата в 2017 году страховых взносов туристическими агентствами, применяющими УСНО

Применяли пониженные тарифы

Не применяли пониженные тарифы

Действия

Произвести перерасчет суммы страховых взносов

Представить в налоговый орган уточненный расчет

Как видим, в выигрышной ситуации оказались те фирмы, которые, невзирая на разъяснения чиновников, применяли пониженные тарифы страховых взносов.

Тем же, кто применял основной тариф страховых взносов, надо будет произвести корректировки в учете и отчетности. По общему правилу в 2017 – 2019 годах для основной категории плательщиков страховые взносы в совокупном размере составляют 30 % (22 % – на ОПС, 2,9 % – на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленных предельных величин базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования, 5,1 % – на ОМС). Следовательно, переплата составляет значительную сумму – треть платежа. Хотя понять осторожность плательщиков страховых взносов можно: применение пониженных тарифов страховых взносов является одним из критериев отбора страхователей для проведения выездных проверок.

Самый главный вопрос, который возникает в связи с перерасчетом: надо ли представлять уточненный расчет и если надо, то за какие периоды?

Обратимся к Порядку заполнения расчета по страховым взносам (далее – Порядок) (приложение 2 к Приказу ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@).

Коды по ОКВЭД 2 указываются на титульном листе расчета по страховым взносам в поле «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД 2» (п. 3.11 Порядка).

На основании п. 1.2 Порядка при обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик обязан внести необходимые изменения в расчет и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

При этом названный пункт содержит уточнение: при обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащих уплате, плательщик вправе внести необходимые изменения в расчет и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

Итак, в Порядке и п. 1, 7 ст. 81 НК РФ определено, в каком случае подача уточненного расчета является правом, а в каком – обязанностью.

В ситуации, когда турагентства на УСНО не применяли пониженные тарифы, произошло завышение суммы страховых взносов, следовательно, они вправе:

  • либо подать уточненные расчеты за все периоды этого года;
  • либо отразить перерасчет в отчетности за текущий период.

Кроме того, согласно ст. 54 НК РФ ошибки, которые завысили базу и привели к излишней уплате налога, можно исправлять в периоде их обнаружения. Это значит, что ошибки можно исправить в отчетности за текущий период без подачи «уточненки». Данная норма действует и в отношении страховых взносов (п. 1, 6 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ).

К сведению:

В Письме от 25.10.2017 № ГД-4-11/21611@ ФНС рассмотрела ситуацию, когда право на применение льготных тарифов возникло у организации не с начала года. При этом налоговики разрешили пересчитать страховые взносы с начала года и рекомендовали подать уточненные расчеты за указанный период.

Итак, в случае подачи уточенного расчета при заполнении поля «Номер корректировки» титульного листа проставляется номер корректировки (например, «1-«, «2-» и т. д.) (п. 3.5 Порядка).

В уточненный расчет нужно включить

Те разделы расчета и приложения к ним, которые ранее были представлены плательщиком в налоговый орган (за исключением разд. 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах»), с учетом внесенных в них изменений

Иные разделы расчета и приложения к ним в случае внесения в них изменений (дополнений)

Обратите внимание:

К уточенному расчету необходимо приложить пояснительную записку о причине его подачи. В рассматриваемой ситуации плательщики страховых взносов могут подкрепить свою позицию письмами Минфина РФ от 13.10.2017 № 03‑15‑07/66964, от 17.10.2017 № 03‑15‑05/67604.

Переплата по страховым взносам:
вернуть или зачесть?

При переплате страховых взносов, которая произошла после 01.01.2017, фирмы вправе как вернуть ее, так и зачесть. При этом следует помнить о некоторых особенностях.

Возвратить переплату по страховым взносам можно в том же порядке, что и переплату по налогам, – по заявлению (п. 3 ст. 8, п. 6, 14 ст. 78 НК РФ).

Однако переплату по пенсионным взносам можно вернуть по заявлению только в случае, если орган ПФР еще не учел ее на индивидуальных лицевых счетах работников страхователя (п. 6.1 ст. 78 НК РФ). Напомним, что отражение суммы взносов на индивидуальных лицевых счетах производится ПФР ежеквартально после получения от налогового органа информации о пенсионных взносах, уплаченных за работников (п. 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 21.12.2016 № 766н).

Таким образом, переплату по пенсионным взносам, которые ПФР уже успел отразить на индивидуальных счетах, налоговый орган сможет только зачесть (п. 3 ст. 8, п. 1.1 ст. 78 НК РФ).

К сведению:

Возвращение переплаты может быть осуществлено только после того, как плательщик погасит имеющийся у него долг по штрафам и пеням (ст. 79 НК РФ).

Зачет переплаты по страховым взносам осуществляется налоговым органом

По собственной инициативе – в счет задолженности по штрафам и пеням по тому же виду взносов (п. 3 ст. 8, п. 1.1, 5 ст. 78 НК РФ)

По заявлению плательщика страховых взносов – в счет предстоящих платежей по тому же виду взносов или задолженности по пеням и штрафам, начисленным в отношении того же вида взносов (п. 3 ст. 8, п. 1.1, 4, 5 ст. 78 НК РФ)

Обратите внимание:

Зачет переплаты страховых взносов осуществляется по соответствующему фонду.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченных взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7, 14 ст. 78 НК РФ):

формы заявлений о возврате (зачете) страховых взносов приведены соответственно в приложениях 8 и 9 к Приказу ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@;

форматы заявлений о возврате (зачете) страховых взносов для подачи их в электронном виде по ТКС через оператора электронного документооборота утверждены Приказом ФНС РФ от 23.05.2017 № ММВ-7-8/478@.

По мнению КС РФ, закрепление в ст. 78 НК РФ трехлетнего срока давности для возврата излишне уплаченного налога не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и тогда действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (определения КС РФ от 21.12.2011 № 1665‑О-О, от 21.06.2001 № 173‑О).

В ситуации, когда налоговая инспекция отказала в зачете (возврате) или не был получен ответ на заявление, фирма вправе обратиться в суд с требованием о возврате или зачете переплаты (п. 33 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).

* * *

Турагентства, применяющие УСНО, при исчислении страховых взносов вправе воспользоваться пониженными тарифами. Такой вывод следует из недавних разъяснений, поступивших от финансового ведомства. ФНС с данной позицией Минфина согласна. В связи с тем, что ранее от контролирующих ведомств поступали прямо противоположные разъяснения, многие фирмы рассчитывали страховые взносы, исходя из общих тарифов, что привело к их переплате. Теперь указанную переплату можно вернуть или зачесть. Что касается предоставления корректирующих сведений, турагентства вправе отразить перерасчет по взносам в отчетности за текущий период (в расчете за год) без представления «уточненки» за все периоды 2017 года. Это обусловлено тем, что обязательное представление уточненных расчетов необходимо только в случаях, когда некорректно указанные сведения привели к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате в бюджет. Вместе с этим имеются рекомендации налогового ведомства по представлению уточненных расчетов в ситуации, когда плательщики пересчитали страховые взносы по льготным тарифам с начала года.

Аюдар-пресс

Подписка Разместить:

Льгота по страховым взносам при УСН 2017 года определяется исходя из отрасли, в которой осуществляет деятельность организация, организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, в ряде случаев — региона ведения бизнеса. Рассмотрим подробнее, каким образом применяются данные критерии.

Какие льготы по страховым взносам в 2017 году доступны фирмам и ИП на УСН

Льготы по взносам при УСН: интеллектуальная деятельность

Льготы по социальным взносам: бизнес в особых экономических зонах

Льготы по взносам: бизнес в сфере информационных технологий

Льготы по взносам: судоходство

Льготы по взносам: производство и услуги на УСН и ИП на патенте

Льготы по взносам: благотворительные организации и НКО

Льготы по взносам: резиденты «Сколково»

Льготы по взносам: резиденты особых экономических территорий и портов

Итоги

Какие льготы по страховым взносам в 2017 году доступны фирмам и ИП на УСН

Под льготой по страховым взносам при уплате налогов при УСН правомерно понимать возможность уплачивать страховые взносы в меньшей величине (по сниженным ставкам). При этом существует очень широкий спектр оснований, по которым данные ставки применяются, а также критериев, которые определяют конкретную величину пониженных ставок.

Рассмотрим их подробнее — в контексте распределения налогоплательщиков, имеющих право на льготу, по категориям, перечисленным в п. 1 ст. 427 НК РФ, а также ставок, установленных в этой же статье кодекса для различных категорий.

См. также: «Можно ли пересчитать взносы, если условие о доходе по льготной УСН-деятельности выполнено среди года?».

Узнать больше о специфике упрощенной системы налогообложения вы можете в статье «Сроки уплаты УСН за 2016–2017 годы».

Льготы по взносам при УСН: интеллектуальная деятельность

Хозобщества или партнерства, применяющие УСН, которые осуществляют деятельность в сфере интеллектуальных разработок (в том числе и касающихся применения компьютерных программ), имеют возможность уплачивать взносы:

При этом фирмы должны применять результаты исследований на практике (выпускать продукцию на основе разработок), а также вносить в реестр учета уведомления о формировании хозяйственных обществ и партнерств — ежеквартально в установленном законом порядке.

Льготы по социальным взносам: бизнес в особых экономических зонах

Фирмы (в том числе работающие по УСН), заключившие договоры о технико-внедренческой деятельности с органами управления ОЭЗ, а также осуществляющие выплаты гражданам, работающим в данных ОЭЗ, имеют право уплачивать взносы с применением тех же дифференцированных по годам ставок, что используют упрощенцы в сфере интеллектуальных разработок.

То же касается и фирм, заключивших соглашения на ведение туристической и рекреационной деятельности в ОЭЗ и осуществляющих выплаты гражданам, работающим в данных ОЭЗ. Система налогообложения значения не имеет — это может быть и упрощенка.

Льготы по взносам: бизнес в сфере информационных технологий

Юрлица (в том числе на УСН), работающие в сфере информационных технологий (за пределами ОЭЗ) могут уплачивать взносы (в 2017–2023 годах):

  • на ОПС — по ставке 8%;
  • ОСС по ВНиМ — по ставке 2%;
  • ОСС по договорам с иностранными работниками — по ставке 1,8%;
  • ОМС — по ставке 4%.

При этом если фирма классифицирована как вновь созданная, то она должна быть:

  • аккредитована как ИТ-фирма;
  • бизнесом, получающим за квартал не менее 90% доходов от деятельности в сфере ИТ (например, от продажи программ);
  • работодателем со средней численностью персонала в квартале не менее 7 сотрудников.

Если фирма не является вновь созданной, то она должна соответствовать тем же критериям, но по доходам и средней численности соотносительно с 9 месяцами года, предшествующего тому, в котором осуществляется переход на пониженные взносы.

Льготы по взносам: судоходство

Налогоплательщики, производящие выплаты и прочие вознаграждения экипажам судов, зарегистрированных в Российском международном реестре, вправе не начислять на данные выплаты и вознаграждения взносы (с 2017 по 2027 год):

  • на ОПС;
  • ОСС по ВНиМ;
  • ОМС.

На соответствующие выплаты и вознаграждения не начисляются вышеперечисленные взносы за исполнение трудовых обязанностей членов экипажа судна.

При этом суда не должны использоваться в целях хранения и перевозки нефти или нефтепродуктов в рамках морских портов РФ.

Порядок регистрации налогоплательщика в реестре судов устанавливается приказом Минтранса РФ от 09.12.2010 № 277 и предполагает включение в реестр пассажирских, грузовых судов, а также судов, используемых в целях оказания сопутствующих услуг.

Льготы по взносам: производство и услуги на УСН и ИП на патенте

Уплачивать в 2017–2018 годах взносы в ПФР по ставке в 20% и не уплачивать взносы в ФСС по больничным и декрету и в ФФОМС имеют право фирмы на УСН, которые:

1. Занимаются производством (в соответствии с перечнем, отраженным в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ).

2. Осуществляют деятельность в области науки, инноваций, здравоохранения, социальных услуг, спорта.

3. Занимаются обработкой вторсырья,

4. Занимаются строительством.

5. Оказывают услуги:

  • по техобслуживанию и ремонту автомобилей;
  • по удалению сточных вод, отходов;
  • транспортные;
  • в области связи;
  • персональные;
  • по ремонту бытовых изделий;
  • по управлению недвижимостью.

6. Занимаются производством фильмов.

7. Организуют работу библиотек, архивов, музеев, охраняют исторические места и здания.

8. Организуют работу ботанических садов, зоопарков, заповедников.

9. Занимаются деятельностью в сфере ИТ (но не относятся к фирмам, классифицированным в подп. 2 и 3 п. 1 ст. 427 НК РФ).

10. Занимаются розничной торговлей лекарствами, ортопедическими изделиями.

Основное условие для применения пониженного тарифа — один из вышеперечисленных видов деятельности является основным. При этом данные налогоплательщики должны иметь годовой доход не более 79 000 000 руб. и извлекать не менее 70% от его величины в рамках льготного вида деятельности.

ИП на патенте вправе уплачивать взносы по тем же льготным тарифам, что установлены для перечисленных фирм на УСН, при условии осуществления видов деятельности, не указанных в подп. 19, 45–48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ.

Льготы по взносам: благотворительные организации и НКО

Благотворительные организации на УСН могут уплачивать в 2017–2018 годах взносы на ОПС по ставке в 20%, не уплачивать — взносы на ОМС и ОМС. Главное, чтобы деятельность фирмы соответствовала целям, прописанным в учредительных документах. Контролирует соблюдение данного критерия уполномоченный федеральный орган.

Льготы по страховым взносам имеют и некоммерческие организации (НКО) на УСН, которые ведут деятельность в сфере:

  • социального обслуживания;
  • науки;
  • образования;
  • здравоохранения;
  • массового спорта;
  • культуры и искусства.

Данные НКО могут платить в 2017–2018 годах взносы на ОПС по ставке 20%, не платить взносы на ОСС и ОМС при условии получения не менее 70% от общего дохода за счет:

  • целевого финансирования НКО;
  • грантов;
  • осуществления экономической деятельности тех видов, что отражены в абз. 17–21, 34–36 подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

Узнать больше об особенностях работы НКО в контексте бухгалтерского учета вы можете в статье «Особенности и задачи бухучета в НКО».

Льготы по взносам: резиденты «Сколково»

Резиденты инновационного центра «Сколково» имеют право в течение 10 лет после получения статуса резидента данного центра (с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором получен соответствующий статус) уплачивать взносы на ОПС в размере 14%, на ОСС и ОМС — не уплачивать при условии:

  • получения прибыли не более 300 000 000 руб., которая исчисляется нарастающим итогом с начала года;
  • получения выручки не более 1 000 000 000 руб. по итогам года.

С 1 числа месяца, следующего за тем, в котором фирмой допущено превышение указанных показателей, пользование рассматриваемой льготой по страховым взносам не осуществляется.

Сведения по выручке и прибыли резидента «Сколково» предоставляет в ФНС управляющая компания соответствующего хозяйствующего субъекта.

Льготы по взносам: резиденты особых экономических территорий и портов

Уплачивать взносы на ОПС по ставке в 6%, ОСС — по ставке в 1,5% и ОМС — по ставке 0,1% имеют право:

  • юрлица и ИП, работающие в Севастополе и Крыму как участники свободных экономических зон;
  • организации и ИП, имеющие статус резидента территории опережающего развития;
  • организации и ИП, имеющие статус резидента свободного порта во Владивостоке.

Указанные хозяйствующие субъекты вправе применять льготы по социальным взносам в течение 10 лет после приобретения ими одного из обозначенных статусов (с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором статус был получен).

При этом фирмы должны успеть получить льготный статус в течение 3 лет после вступления в силу правовых актов, учредивших соответствующие статусы.

Итоги

Плательщики УСН, а во многих случаях — плательщики любых систем налогообложения, вправе пользоваться возможностью уплачивать взносы на ОПС, ОСС по ВНиМ и ОМС по пониженным ставкам или не платить их вовсе. Величина данных ставок, а также возможная длительность применения может зависеть от вида деятельности хозяйствующего субъекта, его организационно-правовой формы, региона ведения деятельности.

Узнать больше о применении УСН различными хозяйствующими субъектами вы можете в статьях:

  • «Каковы страховые взносы для УСН в 2017 году?»;
  • «Порядок ведения бухгалтерского учета при УСН (2015–2016)».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *