Понятие налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка — это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа .

Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным правонарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок .

Задачи, которые ставят перед собой налоговые органы, при проведении камеральной проверки:

Контроль за своевременным и полным представлением налоговой отчетности в налоговые органы.

Оценка достоверности показателей налоговой отчетности на основе отчетности налогоплательщика за предыдущие периоды, на основе других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся в распоряжении налоговых органов, а также на основе информации об аналогичных налогоплательщиках.

Выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений.

Подготовка информации для отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок .

Итак, камеральную проверку проводит только та налоговая инспекция, в которую подана декларация или расчет и только по месту нахождения налогового органа .

Проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) . При этом специальное решение руководителя налогового органа для проведения проверки не требуется.

В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. .

В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) . Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется .

В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы .

Правила, предусмотренные ст. 88 НК РФ распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом .

В ходе углубленной камеральной проверки налоговые органы зачастую проводят следующие мероприятия налогового контроля:

Истребование документов у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, статья 93 НК РФ)

Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ)

Допрос свидетелей (статья 90 НК РФ)

Проведение экспертизы (статья 95 НК РФ)

Участие переводчика, эксперта (статья 95, 97 НК РФ)

Осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика) (статьи 91, 92 НК РФ).

Оформляются результаты камеральной проверки следующим образом:

Если нарушения не выявлены:

камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.

Если нарушения выявлены:

в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;

акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;

налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;

в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения .

Такие проверки занимают одно из основных мест в механизме налогового контроля. Это обусловлено тем, что именно регулярные камеральные проверки являются наиболее эффективным методом, позволяющим предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на их начальной стадии. По мнению представителей ФНС, данная форма налогового контроля позволяет выявить проблемные моменты в деятельности налогоплательщика на начальном этапе. Именно поэтому проведение камеральных проверок не является чем-то особенным и неожиданным для организаций и ИП. ИФНС проводит такую проверку всякий раз при получении налоговой декларации по тем или иным видам налогов .

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Камеральную проверку проводит налоговый инспектор на основании отчетностей бухгалтерской, налоговой и прочих прилагаемых к ним документов. В документы бухгалтерской и налоговой отчетности входят декларации, расчеты по авансовым платежам, заявления, справки и др. документы, которые служат основанием для начисления налогов и сборов.

Отчетность представляется в налоговую в установленной форме на бумаге или в электронной версии. Налогоплательщики со среднесписочной численностью работников от 100 человек с 01.01.2008 г. предоставляют только электронные виды отчетов.

Цели и задачи камеральной проверки

Цель камеральной проверки – соблюдение налогоплательщиками законодательства РФ о налогах и сборах. Во время камеральной проверки перед налоговыми органами ставятся следующие задачи:

  • контроль над представлением отчетности в налоговую инспекцию в полном объеме и определенные законом сроки;
  • определение достоверности налоговой отчетности на основе отчетов за прошлые периоды, других документов, имеющихся у налоговой, и на основании информации о похожих налогоплательщиках;
  • выявление, предупреждение и недопущение налоговых правонарушений;
  • сбор информации для выбора налогоплательщиков с целью проведения выездных проверок.

Сроки проведения камеральных проверок

Срок проведения такой проверки – три месяца с момента подачи налоговой декларации и последнего документа с подтверждением правильности расчетов и законности запрашиваемых вычетов. Возможны случаи, когда налоговики считают, что дата начала проверки – это дата получения документов или дата принятия решения о ее проведении (для камеральных проверок такого не требуется). Такое поведение налоговиков неправомерно, что уже подтверждалось арбитражной практикой.

Этапы камеральной проверки

Что делается поэтапно в ходе камеральной проверки?

  • проверяется полнота предоставления документов налоговой отчетности налогоплательщика;
  • проводится визуальная проверка полноты и правильности оформления отчетов (заполнения всех реквизитов, правильности, четкости заполнения и т. д.);
  • проверяется своевременность подачи налоговой отчетности;
  • проверяется правильность арифметического подсчета данных отчетности;
  • проверяется обоснованность применения различных ставок налогов и льгот;
  • проверяется правильность исчисления налогооблагаемой базы.

Регламент камеральных проверок устанавливает порядок их проведения. В нем указывается, что налоговая проводит автоматизированный арифметический контроль отчетности с применением внутри- и междокументных соотношений. По результатам такого контроля составляются протоколы ошибок связи показателей сданных налоговых деклараций. В результате такого контроля выявляются ошибки в отчетности, противоречия между сведениями, указанными в представленных на проверку документах.

Также определяется несоответствие сведений, которые предоставил плательщик налогов, сведениям, которые имеются в распоряжении налоговой. Такие сведения могут отражаться в документах, полученных налоговой службой в ходе налогового контроля.

Основные направления ведения камеральной проверки

Такими направлениями являются:

  • проверки сопоставимости отдельных показателей отчетности текущего и предыдущего периодов;
  • взаимная увязка показателей деклараций, находящихся на проверке, с показателями в декларациях по другим налогам и отчетности;
  • определение достоверности отчетности с использованием анализа всей информации, которой располагает налоговая инспекция;
  • проверка полноты заполнения, качества документов и информации, содержащейся в них, от налогоплательщика, банков, контрагентов и других источников.

Если ошибки взаимной связи показателей не найдены, камеральная проверка не делается. Исключения составляют следующие случаи:

  • при заявлении налогоплательщика на право налоговых льгот;
  • когда сумма авансового налогового платежа заявлена к уменьшению (возмещению);
  • когда предоставлена декларация (расчет) налогов, связанных с добычей (использованием) природных ресурсов;
  • когда к декларации или расчету приложены подтверждающие или другие документы.

Налоговые инспектора камеральную проверку всегда предпочитают выездной. Такая проверка проводится прямо в кабинете, а все документы, необходимые для нее, могут быть затребованы. В ходе выездной проверки такое не всегда возможно, поскольку есть ограничения во времени. Но требования налоговиков не всегда законны. Как вести себя, чтобы избежать штрафа?

Итак, согласно НК РФ инспектор имеет право запросить необходимые документы для проведения проверки, направив письменное требование. Подпись главы инспекции в этом случае не нужна, достаточно подписи инспектора. Уточним некоторые нюансы:

Налоговику совсем необязательно отдавать оригиналы документов, ему вполне достаточно ксерокопий с подписью директора и печатью. На подготовку документов для проверки фирме дается 5 дней, после чего ей грозит штраф в 50 рублей за каждые просроченный день. Нужно отметить, что увеличение штрафа в зависимости от срока не предусмотрено.

Налоговый Кодекс не предусматривает ограничений запрашиваемых на проверку документов, но на практике инспектор может запросить только документы, имеющие отношение к камеральной проверке. Камеральная проверка не может превратиться в проверку всей деятельности фирмы.

Фирма может не выполнять требований предоставления документов без конкретного перечня запрашиваемого. К примеру, требование предоставить «расшифровку налогооблагаемой базы» может быть не выполнено, поскольку не указаны конкретные позиции. В этом случае можно отправить в налоговую встречное требование с просьбой уточнения. Это, кстати, даст вам возможность лучше подготовиться к проверке. Время до получения уточнения от налоговиков в 5-дневный срок при этом не войдет.

Фирма может не предоставлять инспектору документы повторно. Такой запрос от инспектора можно попросту проигнорировать.

Итак, на основании изложенного выделяем главное:

  • представлять нужно только документы, касающиеся проверяемой декларации;
  • инспектор не вправе требовать несуществующие в фирме документы;
  • вы не обязаны готовить расшифровки и справки специально для проверки;
  • если вас оштрафовали, не торопитесь оплачивать штраф. В этом случае налоговики подадут в суд, который может решить в вашу пользу.

ЦОД — это завершающий штрих в работе, которую налоговая служба проводит на протяжении последнего десятилетия. Данные, поступающие от всех налогоплательщиков, теперь будут размещаться в едином дата-центре. Это позволит оперативно обрабатывать информацию и выявлять несоответствия и нарушения.

Налоговая СПЕЦинспекция

Специально для обработки всей поступающей в налоговые органы информации по НДС Приказом Минфина России от 17.07.2014 № 61н в структуре налоговой службы создана Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по камеральному контролю. Среди задач новой инспекции — проведение сравнительного и перекрестного анализа сведений об операциях, указанных в налоговых декларациях по НДС. А в них благодаря новой форме содержится много полезной для проверки информации.

Также инспекция уполномочена выявлять противоречия и несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговых декларациях по НДС, проводить анализ этих противоречий и несоответствий и определять тех налогоплательщиков, у которых такие несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению. Наконец, инспекции поручено выявлять налогоплательщиков, злоупотребляющих правом на вычет НДС.

Проще говоря, ФНС создала в своих рядах аналитическое подразделение, которое будет мониторить данные по НДС, поступающие от всех налогоплательщиков, и сравнивать эти данные между собой. Таким образом будет отслеживаться вся цепочка добавленной стоимости от контрагента к контрагенту, начиная с производителя и заканчивая конечным потребителем.

Соответственно, по «нормальным» операциям НДС, уплаченный одним лицом в бюджет и принятый к вычету другим лицом, должен «схлопываться». А вот все «несхлопнувшиеся» операции попадут в разряд «подозрительных», и по ним инспекторы будут искать неуплату налога, незаконное возмещение или злоупотребление вычетами.

И тем, у кого такие факты обнаружатся (неважно, по злому умыслу или в результате того, что соответствующая информация не представлена контрагентом, либо представлена с ошибками, либо она просто не распознана инспекторами), будут направлены требования о предоставлении дополнительных документов. А некоторые — особо отличившиеся — смогут увидеть у себя на пороге налогового инспектора с постановлением о проведении осмотра.

Какие еще данные используют налоговики при камеральных проверках

Согласно письму ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 при проведении «камералки» инспекторы имеют возможность проверить и сверить данные из декларации с информацией из более чем полусотни государственных электронных баз данных: ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, банковские счета, недействительные паспорта, транспорт, сведения о лицензиях, реестр ККТ, сведения о лицах, отказавшихся в суде от участия в организации, реестр дисквалифицированных руководителей, данные о среднесписочной численности, данные о налоговых вычетах физлиц и об их дохода и т п. Кроме того, налоговики имеют доступ практически ко всем коммерческим картотекам и базам данных о предприятиях: СПАРК, FIRA.PRO, «Коммерсантъ КАРТОТЕКА», Руслана, Контур.Фокус и пр.

Во время камеральной проверки инспекторы обязательно сверят декларацию с ранее представленными вами декларациями и расчетами. Кроме того, данные из декларации «подтягиваются» и сверяются с документами, которые были ранее получены ИФНС в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, в ходе проверок ККТ, полноты учета выручки, валютного контроля и иных мероприятий налогового контроля, а также с базой всех заявлений и сообщений, полученных от налогоплательщика и третьих лиц.

Наконец, ФНС России активно участвует в межведомственном взаимодействии и использует при камеральных проверках материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и т.д.

На осмотр становись!

С 1 января 2015 года существенно расширился перечень случаев, когда налоговики могут истребовать у налогоплательщика документы дополнительно к представленной декларации по НДС. Конечно, в первую очередь это связано с тем, что с 2015 года налоговая служба ввела механизм, позволяющий отслеживать всю «цепочку» прохождения НДС от производителя до конечного покупателя.

Так, изменен текст ст. 88 НК РФ, регулирующей порядок проведения камеральной проверки. Согласно обновленной редакции п. 8.1 названной статьи инспекция вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС.

Понятно, что цель истребования документов в этом случае — выяснить, кто же представил в налоговые органы неверные сведения. При этом право потребовать дополнительные документы появляется у инспектора только при выявлении расхождений, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.

Попросить такие документы инспектор вправе не только если выявлены противоречия в сведениях об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, но и если сведения, указанные в вашей декларации, не соответствуют данным, которые указали в своих декларациях или журналах учета счетов-фактур ваши контрагенты.

Еще одно новшество, действующее с начала этого года, — предоставление налоговым органам права в рамках камеральной проверки проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика (п. 1 ст. 92 НК РФ в новой редакции). Раньше такая возможность у инспекторов была только в рамках выездной проверки. Теперь же законодатель вслед за руководством ФНС России явно намерен снизить количество выездных проверок, предоставив налоговикам возможность одновременно проверять расхождения в налоговой отчетности не только по документам, но и в реальности.

Итак, инспектор вправе прийти к вам с осмотром в рамках «камералки» в двух случаях.

  • Во-первых, если вы представили декларацию с заявленной суммой налога к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ). При этом никаких дополнительных условий законодатель не вводит, то есть достаточно самого факта представления такой декларации, чтобы инспектор получил право на осмотр.
  • Во-вторых, если в представленной декларации по НДС выявлены противоречия и несоответствия (как внутри декларации, так и с другими сведениями, в том числе представленными другими лицами), которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.

«Камеральный» осмотр, как и его «выездной» собрат, проводится с обязательным привлечением понятых и под протокол. Кроме того, во время осмотра при необходимости могут производиться фото- и киносъемка, видеозапись, сниматься копии с документов и т п. (письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Что такое камеральная проверка

Камеральная проверка уже давно рассматривается налоговиками значительно шире, чем просто контроль правильного расчета суммы налога с дальнейшим занесением данных в базу, чтобы проконтролировать срок его уплаты. Вот список операций, которые совершаются при любой «камералке»:

  1. проверка сопоставимости показателей налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;
  2. взаимоувязка показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
  3. проверка достоверности показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.

У крупнейших налогоплательщиков дополнительно проводится:

  1. анализ показателей выручки, рентабельности, налоговой нагрузки;
  2. сравнительный анализ показателей выручки, рентабельности, налоговой нагрузки анализируемого налогоплательщика со средними показателями по виду экономической деятельности и показателями по однородным налогоплательщикам, выявление высоких налоговых рисков;
  3. анализ причин снижения налоговой нагрузки;
  4. выявление «проблемных» контрагентов;
  5. мониторинг налоговой базы налогоплательщика в сравнении с предыдущими периодами;
  6. анализ сделок, повлиявших на снижение налоговой базы.

Светлана Стрельникова, эксперт СКБ Контур по налоговой отчетности и взаимодействию с налоговыми органами

Большинство налогоплательщиков сдали декларации по НДС за I квартал с первого раза. Это, однако, не значит, что у ФНС не возникнет вопросов к данным: после приема отчетности начинается камеральная проверка.

Сначала проверяется выполнение контрольных соотношений. Обнаружив ошибку, ФНС высылает компании требование о представлении пояснений по контрольным соотношениям. По нашим данным, за I квартал такие требования были отправлены более 50 тыс. организаций. Поскольку это требование о пояснениях, на него распространяются нормы п. 5.1 ст. 23 и ст. 88 НК РФ: отправить квитанцию нужно в течение 6 рабочих дней, на ответ отводится 5 рабочих дней.

Если компания признает указанные ошибки, она направляет уточненную декларацию. Если организация настаивает, что приведенные в декларации данные верны, она отправляет пояснения. Сделать это можно на бумаге или через неформализованный документооборот (в Контур.Экстерне это сервис «Письма»). В пояснениях нужно указать номер и дату требования, на которое они даются.

Следующий этап — сопоставление данных покупателей и продавцов. Если ФНС выявит разногласия, компания получит требование о представлении пояснений по расхождениям. По итогам отчетности за I квартал такие требования будут разосланы в пилотном режиме и только по части расхождений. Во II квартале их число увеличится.

Требование включает в себя pdf- и xml-файлы. В каждом из них содержится таблица с данными по счетам-фактурам, которые не прошли сверку. В последнем столбце указывается код ошибки. Например, «1» означает, что контрагент не найден, «4 (2, 3)» говорит о том, что есть нестыковки в столбцах 2 и 3.

В ответе налогоплательщика должно быть две таблицы. В первой приводятся сведения, которые он подтверждает. Во вторую идут данные, которые он исправляет. Правки даются в две строки: первая копируется из требования, а во второй заполняются те ячейки, в которых данные меняются.

Обратите внимание: корректировать можно только те данные, которые не влияют на сумму НДС. По остальным составляется уточненная декларация.

Ответ на требование по расхождениям можно направить как на бумаге, так и в электронном виде — через систему электронной отчетности. Например, в Экстерне для получения требования и ответа на него нужно зайти в раздел «Требования». Кстати, в Экстерне на требования можно подписаться, и вам будут приходить смс или e-mail уведомления.

Ответ на требование — процедура непростая, тем более что на нее отводится всего 5 дней. Лучше, конечно, не допускать расхождений. И пока компании не перешли на ЭДО с контрагентами, самый надежный способ исключить разногласия — сверяться с контрагентами до подачи декларации. Такая возможность есть, например, в Сверке — модуле системы Контур.Экстерн. Он не только находит ошибки и расхождения в данных, но и позволяет удостовериться в благонадежности контрагента, получить консультацию эксперта по подготовке декларации по НДС, а если требование все же придет — легко на него ответить, имея перед глазами все данные по сделке.

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Бухгалтеры бывают разные. Кто-то работает в штате компании и имеет дело с одним огромным балансом, а кто-то ведет совместительству еще несколько компаний. А какой вы бухгалтер?

Ответить

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.

Цель налогового контроля

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

  • обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

  • обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

  • улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

  • проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

  • проверки целевого использования налоговых льгот;

  • пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

Объекты и предметом налогового контроля

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Формы налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля

Формы налогового контроля складываются из установленных НК РФ прав налоговых органов:

  • требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

  • вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

  • контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

  • вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

  • создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

Виды налогового контроля

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

  • предварительный;

  • текущий (оперативный);

  • последующий.

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта:

  • налоговых органов;

  • таможенных органов;

  • органов внутренних дел;

  • следственных органов.

3) В зависимости от места проведения:

  • выездной — в месте расположения налогоплательщика;

  • камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Камеральная проверка — это проверка, проводимая налоговым органом исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях, без проведения каких-либо других видов проверок плательщика налогов.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки .

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. Налоговый кодекс России — часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ.

В настоящее время усиление роли и значимости камеральных проверок является главным стратегическим направлением контрольной деятельности налоговых органов. Камеральные проверки по-прежнему остаются приоритетной и всеобъемлющей формой налогового контроля, не уступающей по эффективности выездным проверкам.

Камеральная налоговая проверка производится исключительно по месту нахождения налогового органа «в камере» (от латинского слова «camera» — комната).

Таким образом, камеральная проверка представляет собой проверку должностными лицами налоговых органов представленных налогоплательщиком, налоговым агентом документов налоговой отчетности, проводимую в помещении налогового органа по мере поступления данной отчетности в налоговый орган. При выявлении уполномоченными лицами ошибок в предоставленных отчетных документах или обнаружении противоречивых сведений об этом сообщается налогоплательщику, который обязан дать пояснения по существу вопроса, а в отдельных случаях представить дополнительные документы (факты).

Налоговые органы проверяют налоговые декларации и документы, представленные налогоплательщиками, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа. Для проведения камеральной проверки должностным лицам налоговых органов не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа; она может быть проведена в течение трех месяцев со дня представления конкретным налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, связанных с налогообложением .

В случае обнаружения ошибок и неточностей в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в этих документах, налоговый орган должен сообщить об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный налоговым органом срок. Если же в ходе камеральной проверки выявлены факты сокрытия или занижения налогооблагаемой базы, а также сумм причитающихся к уплате налогов, то налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. При проведении камеральной проверки налоговым органам предоставлено право требовать у налогоплательщика предъявления дополнительных сведений, а также получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Эта форма налогового контроля наименее трудоемка. Трудозатраты на ее проведение на несколько порядков ниже, чем на проведение выездной проверки. Отсюда охват налогоплательщиков камеральными проверками достигает 90%, в то время как выездными проверками в течение года охвачено только 12-13% налогоплательщиков.

При этом проверке в основном подвергается правильность заполнения соответствующих граф и строк деклараций и отчетов, правомерность использования тех или иных льгот, а также осуществляется арифметическая сверка отчетных показателей.

Камеральные проверки отчетов и расчетов налогоплательщиков проводятся по каждому конкретному виду налогов в соответствии с действующими инструкциями. По результатам таких проверок возможно доначисление налога, а также применение санкций за нарушения, факты совершения которых не требуют документального подтверждения. По таким нарушениям руководители налоговых органов принимают решения на основании докладных (служебных) записок соответствующих должностных лиц этих инспекций .

Камеральная проверка является средством контроля правильности и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации. При этом контроль не ограничивается проверкой правильности арифметических подсчетов, налоговым инспектором оценивается достоверность показателей налоговой отчетности на основе накопленной в налоговом органе информации о налогоплательщике, в том числе полученной из внешних источников, и путем применения методов, основывающихся на системе косвенных индикаторов налоговой базы. Камеральная проверка — это еще и инструмент предварительного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Таким образом, в системе налогового администрирования камеральная проверка выполняет две основные функции:

  • 1. Контроль за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций;
  • 2. Предварительный отбор налогоплательщиков для проведения

выездных налоговых проверок.

Цели камеральной проверки:

  • — Контроль соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах;
  • — выявление и предотвращение налоговых правонарушений и взыскание неуплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;
  • — привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
  • — подготовка необходимой информации для эффективного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Основной объект камеральной проверки — налоговая декларация, представленная налогоплательщиком в инспекцию федеральной налоговой службы.

Кроме налоговых деклараций в ходе камеральной проверки в инспекцию федеральной налоговой службы (ИФНС) представляются формы бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, а также иные документы, представляемые налогоплательщиком самостоятельно или затребованные у него налоговым органом. В ходе камеральной проверки используются и материалы встречных проверок, проведенных инспекцией федеральной налоговой службы, и документы о деятельности проверяемого плательщика, полученные инспекцией федеральной налоговой службы (ИФНС) из других источников. Однако все эти документы являются не объектами, а средствами, используемыми для проверки данных, указанных налогоплательщиком в своей декларации.

Инспекция федеральной налоговой службы обязана обеспечивать охват камеральными проверками всей налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками в налоговый орган. При этом камеральной проверкой должны быть охвачены только те показатели документов, входящих в состав налоговой отчетности, которые имеют значение для правильного исчисления налогоплательщиком объектов налогообложения и сумм налогов, причитающихся к уплате в бюджет .

Налоговым правонарушением признается совершенное противоправное деяние налогоплательщика, за которое, установлена законодательством ответственность. Для классификации налогового правонарушения в РФ необходимо доказывать виновность налогоплательщика в совершении противоправного деяния, которая может быть выражена как в действиях, так и в бездействии. Законодательно установлено, что за совершение налоговых правонарушений ответственность несут компании и физические лица.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *