Понятие оптимизации



В статье рассматривается налоговая оптимизация, минимизация налоговых платежей. Цель оптимизации налоговых платежей, прогнозирование возможных рисков обеспечения стабильного положения организации на рынке при учете оптимизация налогообложения.

Ключевые слова: налоговая оптимизация, минимизация налоговых платежей, налоговое планирование

На сегодняшний день каждая организация, независимо от вида деятельности и формы собственности, сталкивается с необходимостью платить налоги, что при неграмотном подходе и системных ошибках оборачивается лишними затратами и проблемами с законом. Поэтому необходимо осуществлять оптимизацию налогообложения предприятия, что сделает доходы максимальными, а налоги минимальными, не вступая в разногласие с законодательством.

Правильная оптимизация налогообложениями оказывает значительное содействие в создании устойчивого положения предприятия, так как помогает избежать значительных убытков вследствие хозяйственной деятельности.

Главная роль в оптимизации налогообложения направленна налоговому планированию, включающему в себя разработку налоговой политики организации и методы налогового регулирования и налогового контроля, применяемые налогоплательщиком. При составлении одного из метода налоговой оптимизации должны быть рассмотрены все существенные моменты, как оптимизации, так и деятельности всего предприятия в целом.

Налоговое планирование является сочетанием конкретных действий налогоплательщика по уменьшении налоговых выплат в бюджет, направленных на рост финансовых запасов организации. Совокупность действий по налоговому планированию включает в себя регулирование величины и структуры налоговой базы, воздействие на эффективность принятия управленческих решений и обеспечение в положенное время расчетов с бюджетом, согласно срокам, предусмотренным налоговым законодательством Российской Федерации. Налоговым планированием следует заниматься на предприятии еще до наступления налогового периода. Оно должно начинаться еще на этапе подготовки к заключению какого-либо контракта и поиска контрагентов, так как уже в этом случае есть возможность запланировать будущие выплаты налогов в бюджет и, если возможно, предпринять действия по их минимизации. .

Оптимизация налогообложения — это система различных схем и методик, позволяющая организации выбрать оптимальное решение для конкретной ситуации в хозяйственной деятельности. .

Правильная, осуществляемая законными методами, оптимизация налогообложения и прогнозирование возможных рисков дают устойчивое положение организации на рынке, так как позволяют избежать крупных убытков в процессе хозяйственной деятельности.

Оптимизация налогообложения способна принести максимальный эффект именно в момент создания организации, поскольку планирование будущей деятельности происходит при условиях, когда еще не сделано ошибок, которые будет трудно исправлять в дальнейшем.

Многие считают, что оптимизация налогообложения проводится исключительно с целью максимального снижения налогового бремени, поэтому ее часто называют минимизацией налоговых платежей.

На самом деле оптимизация налогообложения — это более крупная задача, стоящая перед организацией или индивидуальным предпринимателем: помимо минимизации уплаты налогов, ее инструментами являются отсрочка уплаты налогов, уменьшение суммы выплачиваемых в бюджет «живых» средств и другие. Все они выгодны с точки зрения налогоплательщика — денежные средства остаются в распоряжении налогоплательщика более длительное время и дают дополнительную прибыль. .

Таким образом, оптимизация налогообложения и минимизация налоговых платежей — не одно и то же. Законная оптимизация может приводить к минимизации налоговых выплат, следовательно, эти понятия необходимо разграничивать. .

Цель оптимизации налоговых платежей — не противодействие фискальной системе государства, которое ведет к применению налоговых санкций или мер уголовной ответственности, а именно легальное высвобождение активов для дальнейшего их использования в экономической деятельности. Законодательство дает налогоплательщику возможность правомерно избегать или в определенной степени уменьшать свои обязательные выплаты в бюджет (в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей), что не влечет для него неблагоприятных последствий.

С учетом всех возможных последствий налогоплательщику выгоднее знать свои законные права и пользоваться ими, чем минимизировать налоги незаконными методами. .

Литература:

Алексей КОМАХА канд. эконом. наук.
Из материалов журнала «Финансовый директор» (Киев), http://www.kareta.com.ua

Сегодня эффективная оптимизация налогообложения для предприятий так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия. Это обусловлено не только с возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и общей безопасностью как самого предприятия, так и его должностных лиц.

Сегодня эффективная оптимизация налогообложения для предприятий так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия. Это связано не только с возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и с общей безопасностью как самого предприятия, так и его должностных лиц. Разрабатываемые схемы оптимизации налоговых платежей становятся в последнее время все более индивидуализированными, но все они должны оцениваться с точки зрения тех основных принципов, которые и позволяют в конечном итоге говорить о целесообразности выбора способа движения товарно-денежных потоков.

    Справка

    Оптимизация налогообложения — организационные мероприятия в рамках действующего законодательства, связанные с выбором времени, места и видов деятельности, созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений, с целью увеличения денежных потоков компании за счет минимизации налоговых платежей.

    Схема оптимизации налогообложения — определенный порядок взаимоотношений между несколькими субъектами хозяйственных отношений, направленных на уменьшение бюджетных платежей в рамках действующего законодательства.

1. Принцип адекватности затрат

Стоимость внедряемой схемы не должна превышать суммы уменьшаемых налогов.

Допустимое соотношение затрат на созданную схему и ее обслуживание к сумме экономии налоговых издержек имеет индивидуальный порог, который может зависеть и от степени риска, связанного с данной схемой, и от психологических факторов. На практике такой порог составляет 50-90% от размера уменьшаемых налогов. Другими словами, если, например, стоимость конвертации превышает 15%, то многие предприниматели предпочтут заплатить НДС, как цену за собственное спокойствие. Следует также помнить и о том, что большинство схем, помимо затрат на создание и обслуживание, требуют и определенных расходов по их ликвидации. При этом ликвидационные расходы могут значительно превышать первоначальные вложения. Так, например, ни для кого не секрет, что зарегистрировать любое хозяйственное общество гораздо «проще», чем его ликвидировать.

2. Принцип юридического соответствия

Схема оптимизации должна быть, бесспорно, легитимной в отношении как отечественного, так и международного законодательства.

Этот принцип иногда еще называют тактикой «наименьшего сопротивления». Суть его заключается в недопустимости построения схем оптимизации, основанных на коллизиях или «пробелах» в нормативных актах. В тех случаях, когда отдельные положения законодательства являются спорными и могут трактоваться как в пользу налогоплательщика, так и в пользу государства, возникает вероятность возникновения в будущем судебных разбирательств, либо необходимость дорабатывать схему, или идти на затраты, связанные с неформальными платежами контролерам и т. д. Что же касается вопросов, неурегулированных законами («пробелов»), то в один прекрасный день такие пропуски могут быть «заполнены» законодателем и не всегда так, как хотелось бы предпринимателям. Основной риск в этой ситуации связан с тем, что данные незапланированные издержки могут привести к нарушению принципа 1.

3. Принцип конфиденциальности

Доступ к информации о фактическом предназначении и последствиях проводимых трансакций должен быть максимально ограничен.

На практике это означает, что, во-первых, отдельные исполнители и структурные единицы, участвующие в общей цепи оптимизации, не должны представлять себе картину в целом, а могут руководствоваться только определенными инструкциями локального характера. Во-вторых, должностные лица и собственники должны избегать отдавать распоряжения и хранить общие планы с использованием средств личной идентификации (почерк, подписи, печати и т. п.).

4. Принцип подконтрольности

Достижение желаемых результатов от использования схемы оптимизации налоговых платежей зависит от хорошо продуманного контроля и существования реальных рычагов воздействия на всех исполнителей и на всех этапах.

Соблюдение принципа конфиденциальности «таит» в себе возможность утраты полного контроля над всеми звеньями, участвующими в схеме. Так, например, если предприниматель с целью пополнения собственных оборотных средств вносит денежные средства (в виде займа или увеличения уставного фонда) через «доверенное» лицо, то однажды он может получить требование о возврате своих «кровных». Избежать такой ситуации можно, оформив заблаговременно в единственном экземпляре документы, подтверждающие возврат полученной суммы и т. д.

Одной из особенностей большинства структур по оптимизации налогов является неформальность отношений внутренних участников процесса и тех прав и обязательств, которые возникают в связи с договоренностью с внешними контрагентами. Решение вопросов безопасности в данных условиях может быть построено на синхронизации тех договорных отношений, которые возникают де-факто с теми, которые оформляются де-юре. Так, например, в официальном соглашении могут быть указаны определенные финансовые санкции, применение которых будет происходить в случае неподписания формального акта выполненных работ или при отсутствии документов о приемке товаров и т. д. То же самое может быть использовано и при заключении трудовых соглашений с оформлением различных подписок о неразглашении и пр. Целесообразно также некоторые договора и другие юридические документы оформлять в единственном экземпляре.

Наиболее «тонким» остается момент рационального соотношения в использовании принципов 3 и 4. Данные принципы хотя и действуют в противоположных направлениях, но не являются взаимоисключающими. Напротив их разумное сочетание представляет собой одну из важнейших составляющих в системе обеспечения безопасности управления запланированным процессом.

5. Принцип допустимого сочетания формы и содержания

Если действительность немного приукрашивается, то делать это желательно без элементов абсурдизма.

Известны случаи, когда предприятия, не имеющие на балансе или в аренде никаких основных фондов и содержащие в штате только директора, «умудрялись» оказывать и транспортные, и полиграфические, и любые другие услуги. При этом заказчики не очень часто интересуются наличием у исполнителя достаточной материально-технической базы для исполнения подписанного соглашения. Их больше интересует «порядок расчетов» и прочие условия.

Синхронизация юридических и фактических действий важна не только для обеспечения защиты от «недобросовестных» участников процесса, но имеет также непереоценимое значение и для «отражения» возможных подозрений со стороны проверяющих. Это связано, в частности, с существованием в Гражданском кодексе таких понятий, как недействительная сделка, притворная сделка, мнимая сделка, недееспособный гражданин и т. д., а также с наличием в Уголовном кодексе статей, посвященных уклонению от налогов, фиктивному предпринимательству, фиктивному банкротству, отмыванию денежных средств и имущества и т. п.

6. Принцип нейтралитета

Оптимизацию налоговых платежей необходимо производить за счет своих налоговых платежей, а не за счет увеличения отчисления независимых контрагентов.

Данный принцип можно также назвать принципом взаимовыгодного сотрудничества. Некоторые налоговые платежи устроены по принципу сообщающихся сосудов: увеличение платежей у одного участника договорных отношений приводит к уменьшению платежей у другого и наоборот — уменьшение базы налогообложения у одного контрагента ведет к ее увеличению у второго (НДС, налог на прибыль). Поэтому следует принимать во внимание и интересы независимых поставщиков и покупателей.

Один из вариантов: покупатель делает предоплату на расчетный счет поставщика в последний день месяца, а банк поставщика по договоренности с ним изыскивает возможность не зачислять данную оплату на счет в тот же день (например, «подвешивает» деньги на счет «до выяснения» и т. п.). В такой ситуации поставщик на основании Закона «Об НДС» имеет право отказать покупателю в выдаче налоговой накладной и получает отсрочку в оплате налога в один месяц. Известны также случаи, когда покупатель в последний день месяца списывает все свои средства на счет поставщика под видом предоплаты, а после получения документов, подтверждающих право на уменьшение своих налоговых обязательств, требует вернуть «ошибочно» перечисленные средства. Для подобных целей некоторые предприятия даже специально берут в банке кредит. Во всех подобных ситуациях решение собственных налоговых «проблем» происходит за счет третьих лиц, что чревато, во-первых, потерей доверия со стороны партнеров, прекращением договорных отношений, а во-вторых, отказом контрагента исполнять свои обязательства с последующими судебными разбирательствами.

Следует помнить, что оптимизация налогов — это не улица с односторонним движением. Чем лучше вы будете представлять себе особенности налогообложения своих партнеров по бизнесу, тем больше у вас шансов решить свои проблемы на взаимовыгодных условиях.

7. Принцип диверсификации

Не следует все яйца хранить в одной корзине.

Оптимизация бюджетных отчисления, как один из видов экономической деятельности, связанный с движением и хранением материальных ценностей, может быть подвержен влиянию различных внешних и внутренних факторов неблагоприятного характера. Это могут быть и постоянные изменения в законодательстве, и просчеты первоначальных планов, и форс-мажорные обстоятельства.

При этом следует иметь в виду и тот факт, что, в связи с последними изменениями в уголовном законодательстве, юридические последствия от развития событий по пессимистическому сценарию имеют значительные различия в зависимости от размеров негативных трансакций.

8. Принцип автономности

Действия по оптимизации налогообложения должны как можно меньше зависеть от внешних участников.

Как небезосновательно утверждал один из классиков марксизма-ленинизма: «…жить в обществе и быть свободным от общества — невозможно». Однако стремление к данному «идеалу» вполне оправдано. Поэтому и процесс оптимизации налоговых платежей, как один из значимых элементов освобождения от общественной «нагрузки», должен руководствоваться достижением максимальной автономности.

Принципы 3 и 4 во многом являются производными от данного принципа, но имеют свою особую сферу применения, т. к. конфиденциальность и подконтрольность не синонимичны понятию автономности, а могут только рассматриваться как ее отдельные компоненты. На практике обеспечение принципа автономности требует проведения дополнительных затрат, но в то же время обеспечивает повышение безопасности существующей схемы и уменьшение уязвимости со стороны недобросовестных контрагентов.

Версия для печати

Основной целью налогового контроля является контроль за соблюдением законодательства, регулирующего процесс поступления финансовых ресурсов в специальные централизованные фонды публичных субъектов, необходимые последним для выполнения возложенных на них функций. Также одной из основных целей налогового контроля являлось и является, прежде всего, выявление и привлечение недобросовестных налогоплательщиков к налоговой ответственности.

Налоговый Кодекс Российской Федерации упорядочил процесс осуществления налогового контроля и расширил круг правовых способов защиты прав и интересов налогоплательщиков. Многие положения НК РФ налогоплательщик может использовать для своей защиты при уменьшении налогов, например право на получение разъяснений от налоговых органов, принцип «все сомнения в пользу налогоплательщика», запрет на проведение повторных налоговых проверок налоговыми органами и др. Нормативно-правовые методы государственного регулирования оптимизации налогообложения в настоящее время требуют дальнейшего совершенствования. Между тем важность разработки данного вопроса трудно переоценить, поскольку этим обусловлено формирование и обеспечение долговременных, стабильных и результативных финансовых отношений между государством, хозяйствующими субъектами и населением, а главное — достижение компромисса в их разнонаправленных экономических интересах налогообложения.

Однако налоговая система любой страны, какой бы справедливой она ни была, затрагивает интересы налогоплательщиков — юридических и физических лиц, изымая в пользу государства часть их доходов. Налогоплательщики постоянно ведут поиск возможных способов уменьшения налогового бремени. Существует несколько вариантов или видов оптимизации налоговой нагрузки предприятия. Некоторые организации выбирают уклонение от уплаты налогов. Они минимизируют свои налоговые обязательства незаконно — путем сокрытия налоговых обязательств и представления в налоговые органы заведомо ложной информации. Но в основном налогоплательщики четко понимают, что налоги неизбежны и платить их необходимо. Они выбирают минимизацию налоговых обязательств с помощью использования налоговых льгот и максимального учета возможностей оптимизации и минимизации налоговых платежей в рамках общего стратегического планирования предприятия.

Достаточно просто и удобно классифицировать виды или направления налоговой оптимизации, используя следующие критерии разграничения видов налоговой оптимизации :

  • — законность действий налогоплательщика. Для простоты можно принять две жесткие альтернативы: налогоплательщик либо нарушает закон, либо нет;
  • — степень налоговой нагрузки: платит ли он налоги, не предпринимая действий по уменьшению налогообложения, либо каким-то образом минимизирует налог.

Комбинируя данные критерии, получим четыре вида налоговой оптимизации:

  • — действия налогоплательщика соответствуют закону, налоговые платежи производятся в обычном порядке. Назовем это классической налоговой оптимизацией;
  • — действия налогоплательщика соответствуют закону, налоговые платежи при этом по возможности уменьшаются — минимизация налогов;
  • — действия налогоплательщика не соответствуют закону, налоговые платежи не производятся — противозаконная налоговая оптимизация;
  • — действия налогоплательщика не соответствуют закону, налоговые платежи осуществляются, как положено.

Так как последний вид налоговой оптимизации в реальной жизни практически отсутствует, на практике существуют три основных вида налоговой оптимизации: классическая оптимизация, минимизация налогов и противозаконная оптимизация.

Классическая налоговая оптимизация — важное направление финансово-экономической деятельности предприятия, призванное обеспечить корректное выполнение предприятием своих налоговых обязательств перед бюджетом, своевременную и полную уплату налогов. Предприятие должно пользоваться всеми возможными простыми и доступными льготами, в том числе по рассрочке налоговых платежей. Иногда в экстренных экономических ситуациях предприятие может пойти и на задержки налоговых платежей, четко представляя себе последствия подобных действий и варианты урегулирования в дальнейшем своих отношений с налоговыми органами. Налоговый Кодекс РФ предоставляет организациям возможность отсрочек платежей для переноса текущих налоговых платежей на будущее, и уже дело руководства предприятия принимать решение о применении подобных механизмов.

При оптимизации налогов налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость. При этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально. К обычным критериям построения бизнеса в данном случае необходимо добавить и постоянно учитывать критерий минимизации налогов. Обычная ошибка предпринимателей, которые хотят экономить на налогах в соответствии с законом, сначала разработать организационную и финансовую схему бизнеса, а потом в рамках готовой схемы минимизировать налоги. В подобных условиях достигнуть желаемого результата очень сложно. Думать о налогах необходимо с самого начала планирования своей хозяйственной деятельности. В идеальном варианте налоги должны быть сведены к небольшой сумме. Достигнуть нулевого налогообложения конечно же невозможно. Однако если к нему изначально стремиться и действовать для этой цели, то степень налогообложения будет существенно меньше .

Способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут. Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот. Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает очень полезным с точки зрения минимизации налогообложения. Во-вторых, по причинам системного характера. В современной очень динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, будут существовать такие действия, которые более выгодны налогоплательщику.

12 октября 2006 г. Пленум ВАС РФ принял Постановление № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Таким образом, суды получили инструмент, позволяющий выявлять незаконные налоговые схемы и привлекать бизнес к ответственности. Среди схем оптимизации налоговой нагрузки имеются как откровенно криминальные (связанные, например, с подделкой документов и незаконным возмещением экспортного Налога на добавленную стоимость), так и такие, которые внешне выглядят вполне легально, поскольку формально соответствуют букве закона, но по сути своей не имеют никакого экономического смысла и совершаются исключительно на бумаге.

В настоящее время таких налоговых схем существует великое множество. К их числу можно отнести приобретение товара (работ или услуг) у фирм-однодневок; оформление штатных сотрудников в качестве предпринимателей и заключение с ними договоров на оказание услуг; «аренда» персонала у дочерней компании, находящейся на упрощенной системе налогообложения; выплата аффилированной компании значительных штрафов за невыполнение условий договора и другие подобные операции.

Теперь при разрешении налоговых споров судам предписано оценивать не самого налогоплательщика (добросовестный он или нет), а его действия, т.е. те хозяйственные операции, которые он совершает. В Постановлении №53 сказано, что о необоснованности налоговой выгоды может также свидетельствовать наличие следующих обстоятельств:

  • 1) невозможность реального осуществления налогоплательщиком соответствующих операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.
  • 2) отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности из-за отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств.
  • 3) учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций.
  • 4) совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Итак, риски, связанные с использованием различного рода налоговых схем, в основе которых лежат притворные и мнимые сделки, существенно возросли. А потому рекомендуется использовать только те способы налоговой оптимизации, которые основаны на реальных хозяйственных операциях.

Оптимизация налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта тесно связана с налоговым планированием. Налоговое планирование в организации является составной частью финансового планирования (управления финансами). Налоговое планирование можно рассматривать как законный легальный способ снижения налоговой базы в организации и минимизации налоговых платежей. Оно осуществляется на основе использования льгот, зафиксированных в Налоговом кодексе РФ, а также способов и приемов бухгалтерского учета, закрепленных в законодательных и нормативных актах, в стандартах (ПБУ) бухгалтерского учета.

Налоговое планирование — составная часть стратегии в процессе управления организацией, обеспечивающего ее оптимальное финансовое состояние. На практике налогоплательщик может избрать разные модели поведения: осуществлять налоговое планирование; пытаться уклоняться от уплаты налогов. Налоговое планирование нельзя смешивать с уклонением от уплаты налогов — незаконным уходом от уплаты налогов, которое может выражаться в несвоевременной уплате налогов; в незаконном использовании налоговых льгот и т.д.

Элементами налогового планирования являются :

­ учетная политика организации по бухгалтерскому и налоговому учету;

­ налоги;

­ ставки налогов;

­ льготы по налогам и сборам;

­ календарь бухгалтера;

­ документация и документооборот;

­ инвентаризация;

­ аудит;

­ отчетность.

Налоговое планирование связано с учетом системы факторов и условий функционирования организации и существующего налогового законодательства. Оптимизация налогового бремени должна строиться на выборе критерия оптимизации и системы ограничений. Критерием оптимизации налогового бремени может быть максимизация чистой прибыли организации при заданной системе ограничений. Этапы налогового планирования, связанные с оптимизацией налогового бремени, могут быть следующими:

­ определение юридического статуса организации, ее организационно-правовой формы (ЗАО, ОАО, ООО и т.д.);

­ определение целей и сфер деятельности;

­ разработка программы анализа системы налогообложения;

­ формирование информационной базы;

­ тестирование состояния системы налогообложения;

­ установление возможных льгот в соответствии с налоговым законодательством;

­ составление бизнес-плана;

­ выбор стратегии оптимизации налогового бремени;

­ оптимизация учетной политики (оптимизация способов ведения бухгалтерского и налогового учета);

­ определение системы факторов и условий для конкретных временных периодов, определяющих налоговые последствия принимаемых управленческих решений в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

­ расчет налоговой экономии при разных условиях хозяйствования, сроков внесения налоговых платежей;

­ выявление резервов снижения налогового бремени;

­ выявление сильных и слабых сторон организации

­ аудит состояния системы налогообложения.

Налоговое планирование предполагает системный подход. Он выражается в учете взаимосвязанной системы налогов и сборов, уплачиваемых организацией, и влияния ее на финансовые показатели организации. Выигрывая на одних налогах, можно потерять на других. Поэтому многовариантный перебор возможных сочетаний налоговых платежей — основной путь минимизации налогового бремени. Он может позволить оптимизировать финансовую ситуацию в организации, достичь максимума чистой прибыли при минимуме уплачиваемых налогов и сборов. При осуществлении налогового планирования необходимо опираться на существующее налоговое законодательство, нормативные документы, прямо или косвенно связанные с ним.

Налоговое планирование организации основывается на трех подходах к минимизации налоговых платежей :

  • 1) использование льгот при уплате налогов;
  • 2) разработка учетной политики;
  • 3) контроль за сроками уплаты налогов.

С помощью продуманной учетной политики организация может оптимизировать налогообложение. Однако прежде чем выбрать тот или иной способ учета, организации необходимо обосновать свой выбор с помощью расчетов налогов, величина которых зависит от альтернативного способа учета, и убедиться в правильности сделанного выбора.

Снизить размер налоговых обязательств, а также исключить случаи необоснованной переплаты налогов в бюджет можно, используя следующие методы учета:

  • 1. Начислять амортизацию в бухгалтерском учете способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
  • 2. Если организация имеет на своем балансе основные средства, которые являются предметом лизинга, то начислять амортизацию в бухгалтерском учете способом уменьшаемого остатка и применять коэффициент не выше 3.
  • 3. Активы, удовлетворяющие требованиям п. 4 ПБУ 6/01 и стоимостью до 20 000 руб., могут учитываться в составе материально-производственных запасов.
  • 4. Обосновать любые затраты, направленные на извлечение дохода, особенно привычные для деятельности организации (бюджет, бизнес-план, даже убыточный в первые годы, и др.).
  • 5. Утвердить критерий отнесения расходов к косвенным расходам для целей налогообложения самым жестким способом, включая в состав прямых расходов минимум затрат.
  • 6. При подписании договоров, по которым предприятие имеет расходы, по возможности включать в текст договора те виды расходов, которые прямо указаны в гл. 25 Налогового Кодекса РФ.
  • 7. Предусмотреть в учетной политике формирование резервов в соответствии с гл. 25 НК РФ.
  • 8. Рассмотреть возможность применения упрощенной системы налогообложения, в случае если доход организации по итогам девяти месяцев года, в котором подается заявление на упрощенную систему, не превышает 15 млн. руб.

Данный метод учета наиболее предпочтителен для организаций, работающих с покупателями, для которых не нужен «входной» НДС, например для организаций розничной торговли и т.д.

Разграничить налоговое планирование и налоговую оптимизацию довольно сложно. Однако в последнее время эти понятия все больше отличаются друг от друга. Налоговое планирование — стратегия больше законопослушная. Закон предоставляет организации различные права, а фирма решает, использовать их или нет.

Налоговый кодекс имеет «казуальную» структуру, т.е. состоит из конкретных ситуаций. Единых принципов нет. Поэтому если какой-либо случай не прописан, то сразу такая ситуация вызывает затруднения. С помощью планирования выбирается наиболее оптимальный вариант налогообложения как компаний в целом, так и, по возможности, снижения суммы налогов в отдельно взятых случаях.

Налоговая оптимизация — применение допустимых, но спорных методов снижения налоговых платежей. Формально они не нарушают закон, но сущность операций направлена исключительно на налоговую выгоду. Под налоговой оптимизацией подразумевается скорее агрессивное поведение компании, когда налогоплательщик выстраивает свой бизнес так, чтобы налоговые последствия были минимальные. Вся стратегия оптимизации направлена на уход от налогов.

Государство налоговую оптимизацию возводит в ранг преступления и рьяно борется с процессом, например, отказывает в вычетах и льготах. Это происходит, потому что при активной оптимизации невозможно спрогнозировать поступления в бюджет от фирм. Налоговики специально ведут такую политику, при которой 95% возвратов возмещают только через суд (вдруг кто-нибудь не пойдет в суд требовать положенные вычеты). При налоговом планировании нарушать закон нельзя. Правовое средство должно быть законным как по форме, так и по существу. Принцип законности здесь является основным. Встречаются пограничные случаи, которые вызывают затруднения. Определить выход из ситуации довольно сложно, если нет судебной практики.

Таким образом, налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по действующему законодательству. Налоговое законодательство сегодня находится в стадии совершенствования, что вполне естественно для процесса вхождения в мировую глобализацию. Правительству необходимо определиться и четко закрепить льготы для отдельных категорий налогоплательщиков, устранив альтернативу для предприятий. В этом случае исчезнет основание для уклонения от уплаты налогов и сборов. Кроме того, необходимо ужесточить ответственность за налоговые правонарушения, поскольку они ведут к срыву исполнения бюджета страны в целом и ее отдельных регионов и к снижению экономической безопасности страны.

Налоговое планирование — это активные и целенаправленные законные действия организации с целью уменьшения налоговых платежей (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).

Цели налогового планирования

Основные цели налогового планирования заключаются в следующем:

  • оптимизация налоговых платежей;

  • сокращение налоговых потерь по конкретному налогу или по группе налогов.

При минимизации налогов налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость.

При этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально.

Стратегическое и текущее налоговое планирование

На практике осуществляется стратегическое и текущее налоговое планирование.

Стратегическое налоговое планирование в реальной практике хозяйствующих субъектов может выглядеть следующим образом:

  • обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;

  • обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;

  • составление прогнозов налоговых обязательств фирмы;

  • нужно продумать варианты схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;

  • составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;

  • обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;

  • составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.

Текущее налоговое планирование может включать в себя следующие мероприятия:

  • еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;

  • составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;

  • составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;

  • прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

Для проведения этих мероприятий хозяйствующим субъектам необходимо иметь правовые системы, которые должны обновляться хотя бы не реже одного раза в месяц, а также сопровождение специалистов и экспертов.

Этапы налогового планирования

Основными этапами налогового планирования являются:

  • выявление налоговых рисков;

  • анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы;

  • выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования;

  • разработка налоговой схемы;

  • осуществление деятельности в соответствии с разработанной налоговой схемой.

Выявление налоговых рисков

Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с проведением налогового планирования.

Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации.

К налоговым рискам относятся:

  • риски контроля со стороны налоговых органов;

  • риски увеличения сумм налогов;

  • риски привлечения к уголовной ответственности за применение незаконных схем оптимизации.

В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

  • принцип разумности и экономической обоснованности. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;

  • принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы;

  • принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде;

  • принцип конфиденциальности;

  • принцип индивидуального подхода. Только зная все тонкости своего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя;

  • принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов);

  • принцип заблаговременности. Налоговое планирование необходимо осуществлять не после проведения какой-либо хозяйственной операции или завершения налогового периода, а до него, то есть заблаговременно.

Анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы

На этом этапе налогового планирования проводится анализ существующих налоговых проблем организации и ставится задача, для решения которой выбираются необходимые инструменты и вырабатываются схемы налогового планирования.

Налоговый анализ включает, например:

  • выявление особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации;

  • перечень налогов, ставки налогов и суммы налогов, которые необходимо перечислять в бюджет;

  • анализ заключенных договоров с контрагентами.

Примером задачи налогового планирования является достижение сокращения налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по группе налогов.

Выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования

Действующее налоговое законодательство позволяет использовать инструменты налогового планирования.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие инструменты:

  1. Применение налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством

  2. Оптимизация налоговых последствий при использовании различных форм договоров с контрагентами

  3. Оптимизация цены сделок

  4. Применение отдельных элементов налогообложения

  5. Использование специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ, и особых систем налогообложения (например, организация может использовать упрощенную систему налогообложения)

  6. Применение льгот согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения

  7. Использование определенных элементов бухгалтерского учета в целях налогообложения, формирование учетной политики в целях налогообложения

Для оптимизации налогового бремени имеет значение выбор следующих показателей:

  • начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

  • начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

  • списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, но средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей);

  • порядок списания расходов;

  • определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

Отметим, что в зависимости от применяемых инструментов налоговое планирование может базироваться на использовании:

  • налоговых льгот – полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты конкретных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;

  • «налоговых лазеек» – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;

  • специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются главным инструментом налогового планирования.

Разработка налоговой схемы

При осуществлении налогового планирования вырабатывается схема, в соответствии с которой предприятие планирует осуществлять свою деятельность.

При этом организация должна верно применить выбранные инструменты налогового планирования для реализации задачи налогового планирования эффективным и оптимальным образом.

При осуществлении налогового планирования следует учитывать возможные изменения налогового законодательства, которые могут быть связаны с установлением новых форм и режимов налогообложения, изменением налоговых ставок, отменой налоговых льгот или вводом новых налоговых льгот.

Поэтому в некоторых случаях надо внести необходимые изменения в учетную политику организации для целей налогообложения.

В заключение отметим, что способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут.

Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот.

Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает полезным с точки зрения минимизации налогообложения.

Во-вторых, по причинам системного характера.

В современной динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, всегда будут существовать возможности таких действий, которые более выгодны налогоплательщику.

Таким образом, возможности применения различных налоговых схем позволяют вносить свои коррективы в процесс налогового планирования, минимизировать налоговые риски и, следовательно, повышать уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

Желание каждого налогоплательщика платить как можно меньше налогов вполне естественное и объяснимое. Ведь в России доля налоговых выплат от получаемых доходов довольно высока. Выходом может стать законная экономия на налогах, т.е. так называемая оптимизация налогообложения. Оптимизация налогов является в настоящее время составной частью налоговых правоотношений, возникающих между налогоплательщиком и государством. Стремление предприятия обеспечить собственную конкурентоспособность в конечном итоге приводит к минимизации налоговых платежей.

Оптимизация налогообложения — это легальный способ обхода налогов, но в то же время процесс долгий и требующий достаточных знаний в области исчисления и уплаты налогов. Трудностей еще добавляет Российское законодательство, предусматривающее большое количество налогов и разные способы определения налогооблагаемой базы.

Однако при этом, налоговым законодательством Российской Федерации предоставляются все возможности для поиска путей снижения налоговых выплат, а именно наличием в законодательстве налоговых льгот, различных ставок налогообложения, наличием различных источников отнесения расходов и затрат и др.

Кроме того, оптимизация (минимизация) налогообложения — это уменьшение размеров налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех представленных законодательством налоговых льгот и других законных приемов и способов. Другими словами, это организация деятельности предприятия, при которой налоговые платежи сводятся к минимуму на законных основаниях, без нарушения норм налогового и уголовного законодательства. В связи с этим, такие действия налогоплательщика не составляют состав налогового преступления или правонарушения и, следовательно, не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщика, таких, как доначисление налогов, пени, а также взыскание налоговых санкций. Отсюда и вытекает главное отличие налоговой оптимизации от уклонения от уплаты налогов.

В зависимости от периода времени, в котором осуществляется легальное уменьшение налогов, налоговую оптимизацию можно классифицировать как перспективную и текущую.

Перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация предполагает применение таких приемов и методов, которые уменьшают налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его деятельности. Указанная оптимизация осуществляется в течение нескольких налоговых периодов и достигается, как правило, посредством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного применения налоговых льгот и др.

Текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае в отдельном налоговом периоде.

При формировании конкретного метода налоговой оптимизации необходимо:

  • — рассмотреть во взаимосвязи все существенные аспекты деятельности организации, и уже на этой основе в дальнейшем должны рассматриваться все планируемые к осуществлению хозяйственные операции;
  • — наряду с требованиями налогового законодательства учитывать также требования иных отраслей законодательства (таможенного, валютного и др.);
  • — в организационном и практическом плане обеспечить соответствующее документальное оформление осуществляемых хозяйственных операций, в том числе обеспечить полную взаимоувязку конкретных документов);
  • — подчеркивать разовый характер операций в случаях осуществления разовых хозяйственных операций;
  • — формирование учетной политики организации рассматривать как один из важнейших элементов налоговой оптимизации.

Влияние процессов глобализации мировой экономики на эволюцию системы налогообложения

Глобализация как процесс представляет собой движение к сверхинтернационализации, сверхинтеграции, проявляющееся на всех мировых рынках.

Процесс глобализации привел к новому качественному состоянию мировой экономики, так называемому глобализированному пространству. Глобализация как новое качественное состояние мировой экономики представляет собой новую стадию развития человеческого общества, на которой черты целостности мирового хозяйства, взаимообусловленности всех его частей становятся явными, заметными на уровне как явлений, так и отдельных событий.

Революция в финансовой сфере и технологии, а также доступность информации привели к новому состоянию общества: ни правительства, ни национальные средства массовой информации не в состоянии изолировать экономических агентов от полного объема информации об экономике, политике, проблемах и способах их решения в других странах.

В экономическом аспекте глобализация означает снижение барьеров между национальными хозяйствами (повышается роль Всемирной торговой организации — ВТО, разрабатываются многочисленные соглашения о телекоммуникациях и финансовых услугах), сверхинтеграцию национальных экономик.

Процессы глобализации мировой экономики постепенно охватывают все сферы общественной жизни стран: производство (в форме транснациональных компаний), торговлю, включая фондовые и инвестиционные рынки. Эти процессы определяются тремя основными факторами:

отход от государственного регулирования в пользу рыночных механизмов;

преодоление национальных границ в ходе интеграции отдельных экономики;

развитие информационных технологий.

В этих условиях естественно изменяется и роль государства, поскольку в результате международной конкуренции существенным образом ограничиваются (за счет вынужденной открытости экономики) возможности для государственного произвола при усилении контроля за денежной и фискальной политикой не только со стороны международных организаций, но и со стороны финансовых рынков. Эффективность государства, по мнению специалистов, должна проявляться в таких сферах, как развитие образования, здравоохранения, уменьшение социального неравенства. При этом оно должно рассматриваться не как непосредственный участник экономического роста, а как гарант:

основ законности;

стабильности политической и макроэкономической обстановки;

социального обеспечения и образования;

защиты окружающей среды.

Представляется, что такая роль государства в определенной мере соответствуют действительным целям мирового экономического истэблишмента уже в силу его жизненной заинтересованности в том, чтобы исключить дестабилизацию ситуации в любом регионе мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *