Приказ минфина 94н

Суть проблемы состоим в том, что многие специалисты недооценивают юридическую силу данного документа, считая его документом, который носит «рекомендательный характер». Сам на себе ощутил как преподаватели (при подготовке к квалификационному экзамену по аудиту в УМЦ) недолюбливают этого документ. Хочу попробывать опровергнуть данную точку зрения
Правовой статус данного приказа Минфина РФ можно определить путем проведения комплексного анализа системы законодательства РФ. В первую очередь в качестве основополагающего документа необходимо рассмотреть Конституцию РФ. Так в соответствии с Конституцией РФ:
Статья 4
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Статья 15
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
То есть исходя из правового смысла данных статьей Конституции РФ явно определена императивная норма приписывающая ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ соблюдение законов РФ.
В соответствии с ст. 5 Федерального закона 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»:
2. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:
а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
Таким образом 129-ФЗ обязывает все организации применять планы счетов бухгалтерского учета.
Помимо всего прочего сам 94н содержит некоторые императивные нормы, которые несут в себе обязательный характер данного нормативного акта:
По Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с настоящей Инструкцией бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.
Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.
На сегодняшний момент существуют различные мнения по поводу классификации данного документа в качестве нормативного акта. Данная неопределенность ставит под сомнения вопрос обязательности применения 94н. Даже само финансовое ведомство высказалась в 2001 году в пользу отсутствия нормативно-правовой природы своего приказа (письмо Минфина № 16-00-13/05):
В указанных документах обращено внимание на то, что принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета. Этим определено место Плана счетов бухгалтерского учета в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации как документа, не носящего нормативно — правовой характер.
Но правильность данного мнения гражданина Моторина вызывает большое сомнение в связи с тем, что оно никаким образом не основывается на нормах права, а содержит лишь его личное видение ситуации.
Косвенным подтверждением того, что данный документ является документом нормативного характера и влечет правовые последствия является то, что в соответствии с п.1, п.2 Постановления правительства № 1009:
1. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее именуются — нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
2. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Помимо всего прочего, руководствуясь п.17 того же постановления можно отметить, что акт признанный не нуждающемся в гос. регистрации в Минюсте (коим является 94н) имеет определенную правовую силу:
Акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.
Отсутствие государственной регистрации в Минюсте так же не может является основанием для признания не обязательного характера приказа 94н. Данный вывод подтверждается следующим правовыми нормами:
-Постановление Правительства № 1009
19. Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.
При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
В свою очередь под подлежащими гос. регистрации актами понимаются:
10. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
-Указ Президента РФ № 763
8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются — нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
10. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Казалось бы, что в соответствии с данным указом не зарегистрированные в установленном порядке нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не влекут правовых последствий, но исходя из п.8 данного указа под нормативно правовыми актами понимаются именно акты «затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *