Примеры лидерства

прочитано Михаил Калинин глава МОО «Союз Бережливых», генеральный директор компании «Альфа Консалтинг СНГ»

3 24/01/2019

Из личного опыта

Во мне черты лидера были заметны с детства: то я «организовывал» малышей в детском саду, то мальчишек во дворе. В школе ни одно мероприятие не проходило без моего участия. Я очень переживал, если меня не выбирали старостой или капитаном команды.

И даже оставшись не у дел, все равно пытался командовать. Я старался быть образцом для тех, чье внимание и уважение хотел заслужить. Это и есть основная черта лидерства.

Желание руководить привело к тому, что я возглавил комсомольскую организацию, стал членом горкома и обкома комсомола. Но нужна ли была эта должность для продвижения по карьерной лестнице? Похоже, что нет.

Полученный опыт работы во главе комсомольской организации не только не пригодился в бизнесе, но даже мешал. Организовав первую коммерческую структуру, я взял на работу своих друзей из комсомольской ячейки и предоставил им право первой подписи. В итоге мне это вышло боком. А все потому, что я был лидером, но руководить пока не умел.

Кто такой лидер

Лидер – это наиболее авторитетная личность в группе, он играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулирует взаимоотношения в группе.

Можно элементарно вычислить лидера практически в любом отделе компании. Именно на его столе лежит пульт от кондиционера.

15 лидерских качеств

Литература выделяет порядка 70 лидерских качеств. Даже простое их причисление приведет к тому, что очень скоро внимание переключится на что-то более интересное.

Используя принцип Парето, назовем 20% качеств, которые на 80% влияют на формирование лидера. В результате получается 14 главных, которые можно разбить на три группы:

  1. Системные навыки: видение, целеполагание, целеустремленность или настойчивость, гибкость.
  2. Коммуникативные навыки: коммуникабельность, умение мотивировать и вдохновлять, организованность, поддержка.
  3. Внутренние качества: внутренняя целостность, сильный характер, уверенность, проактивность, самообладание, оптимизм.

Также о лидерстве читайте в статье «Качества и признаки настоящего лидера»

Как правило люди считают российскими лидерами вождей (например, Сталина). Однако если попросить назвать американских лидеров, то прежде всего прозвучат имена глав крупнейших в мире корпораций. Почему?

Специфика исторического и экономического развития страны влияет на то, как граждане воспринимают понятие «лидер» и какие качества в него вкладывают.

Существует три категории лидеров: авторитарные, демократические и либеральные.

Авторитарный лидер

Русские на генетическом уровне приучены признавать исключительно авторитарных лидеров, в чьих руках полностью и безраздельно сосредоточена власть. Существует единственное правильное мнение – и это мнение лидера.

Только он устанавливает цели и средства их достижения. Все остальные нужны только для того, чтобы беспрекословно выполнять распоряжения лидера. Любые нарушения жестоко караются. Поведение жестко регламентировано, а любая инициатива наказуема.

Плюсы авторитарного лидерства:

  • достижение результата в кратчайшие сроки и его предсказуемость;
  • беспрекословное выполнение приказов и распоряжений.

Однако есть и минусы:

  • лидер, как и любой человек, может ошибаться;

  • в долгосрочной перспективе неизбежно наступит недовольство окружающих.

На разных этапах жизненного цикла компании необходимы разные лидерские качества, поэтому лидер должен развиваться вместе с компанией. Возьмем стадии жизненного цикла организации по Ицхаку Адизесу: ухаживание – младенчество – давай-давай – юность – расцвет – стабильность (поздний расцвет) – аристократия – охота на ведьм (ранняя бюрократия) – бюрократия – смерть.

Читайте также статью Питера Шторма, вице-президента Института Адизеса по операционной деятельности о управлении качеством в организации в реальных рыночных условиях

Когда у предпринимателя зарождается идея о создании компании, он действует один или вместе с небольшим количеством единомышленников. Он берет на себя ответственность за создание организации и ее работы, постепенно становясь бизнесменом.

Это продолжается и на стадии «младенчество», и на стадии «давай-давай», где требуются качества авторитарного лидера. Решения должны приниматься быстро и выполняться беспрекословно.

Функция управления жестко централизована в руках предпринимателя – авторитарного лидера. Система управления не развита, решения принимаются интуитивно и, как правило, единолично.

Демократический лидер

При переходе на стадию «юность» управление постепенно децентрализуется, а с ним уходит и необходимость в авторитарном лидере. Начинают развиваться системы управления. Здесь нужен демократический лидер.

Он принимает решения, обсуждая их со своей командой, делегирует полномочия для решения операционных задач, развивает двусторонние коммуникации, поощряет инициативу, развивает своих сотрудников.

Преимущества демократического лидера:

  • высокий уровень мотивации – люди делают свою работу, потому что им это доставляет удовольствие, а не потому, что их заставляют;

  • долгосрочное развитие;

  • минимальный риск принятия неправильных решений.

Недостатки:

  • принятие решений занимает чересчур много времени;

  • в кризисной ситуации такой лидер неэффективен.

Последний недостаток иллюстрирует пример, когда Стива Джобса отстранили от руководства компанией Apple в связи с тем, что совет директоров был не согласен со стратегией, которую избрал Джобс.

События произошли спустя 15 лет с момента создания компании, когда, согласно методологии Адизеса, Apple находилась на этапе «стабильность», который характеризуется:

  • ориентацией на результат;

  • институализацией системы управления;

  • дружеской атмосферой в коллективе.

Однако в такой организации уже никто не пытается «бросать вызов рынку».

Стабильность приводит к неформальному перераспределению власти в руки руководителей финансовых и юридических отделов. Компания теряет творческий дух, инновационность и восторженное отношение к изменениям, которые привели ее к состоянию «расцвета».

Джобс, со своим авторитарным стилем управления, бескомпромиссной борьбой с конкурентами и стремлением к тотальному контролю, не вписывался в новую культуру компании и был уволен.

Еще через 12 лет, когда Apple достигла этапа «бюрократизация» и компании грозило неминуемое банкротство, Джобс вернул контроль и вновь возглавил корпорацию, буквально спася ее.

Эта история не только подтверждает модель жизненных циклов организации Адизеса, но и демонстрирует необходимость изменения лидерских качеств руководителей на разных этапах развития организации.

Либеральный лидер

Между «юностью» и «бюрократизацией» нужен либеральный лидер. Он перекладывает ответственность за принятие решений на подчиненных, до определенного предела поощряет самоуправление, ставит краткосрочные задачи, а способ их решения подчиненные выбирают сами.

Преимущества:

  • экономия времени и усилий лидера;

  • сотрудники несут ответственность за результат.

Недостатки:

  • наличие либерального лидера возможно только в организациях с высокопрофессиональными и замотивированными сотрудниками;

  • велика вероятность запутаться, потерять вектор развития.

Недостатки либерального лидера привели Apple к потере конкурентного преимущества и сбили с пути успешного развития. Компанию ждало неминуемое банкротство, если бы не вернулся руководитель с авторитарным стилем. После этого начался новый виток развития.

Эпилог

Добиться успеха в политике, не будучи лидером, невозможно. Но добиться успеха в бизнесе, не будучи лидером, – вполне.

Лидера можно в себе взрастить, а предрасположенность, природные данные и навыки или помогут стать выдающимся лидером, или сократят время становления.

Большинству зрелых компаний лидеры не нужны. Они могут понадобиться только тогда, когда нужно перевести компанию на новый виток развития, потому что отличительная черта лидера – то, что его не устраивает текущая ситуация и он хочет изменений.

Послесловие

В 2002 году на территории России был введен в эксплуатацию завод компании FritoLay (PepsiCo). Торжественный ужин по случаю официального открытия посетил глобальный CЕО PepsiCo. Выступая с приветственным словом, он перечислил заслуги российских сотрудников.

Глава корпорации подошел ко всем столикам, лично приветствовал каждого по имени и сердечно поблагодарил за профессионализм. Такое поведение отличает настоящего лидера.

Говоря другими словами, от нашего умения быть лидером зависит уровень нашего успеха – и не только нашего, но и успеха всех, кто работает вместе с нами.

И еще: каждый из нас – лидер, потому что каждый из нас на кого-нибудь влияет.

1. Лидер-вдохновитель — такой тип лидеров, как правило, предлагает неформальной группе свою программу действий, определяет нормы поведения

2. внутри группы, цели и задачи деятельности. Деятельность таких лидеров заключается в основном на решении организационных вопросов функционирования группы.

3. Лидер-организатор — является центральной фигурой неформального молодежного формирования. Зачастую – это тип личности, характеризующийся высокой степенью общественной направленности. Этот тип в отличие от предыдущего лично организует и руководит групповой деятельностью, осуществляет программу, ранее выработанную всей группой.

4. Лидер смешанного типа — этот тип соответственно сочетает в себе элементы лидера-вдохновителя и лидера-организатора, то есть онразрабатывает план, задает программы и одновременно организует и руководит ее выполнением. В литературе удалось выявить следующие разновидности лидеров смешанного типа: 1) лидеры, последовательно или одновременно выполняющие функции вдохновителя, инициатора и организатора; 2) лидеры, выполняющие роль инициатора-организатора; 3) организаторы-руководители; 4) руководители-исполнители.

5. Авторитарные лидеры — используют в своей деятельности авторитарные, жесткие методы управления группой. Этот тип лидера решает все вопросы жизни и деятельности неформальной молодежной группы, поддерживает жесткую дисциплину и следит за неукоснительным соблюдением и выполнением принятых группой норм. Такие руководители не терпят возражений и советов, принимают все решения сами, а остальные выполняют их волю, за непослушание следует суровое возмездие.

6. Демократические лидеры — используют в руководстве неформальной группой демократический стиль управления. Склонны учитывать мнение других членов молодежной неформальной группы, могут советоваться с ними, хотя последнее слово всегда остается за лидером. В целях обеспечения морально поддержки в группе такой лидер часто выдает свои решения за решения всей группы.

7. Лидеры смешанного типа — используют в руководстве как авторитарные, так и демократические методы управления.

8. Ситуативный лидер — проявляет свои организаторские качества только в определенных ситуациях.

9. Универсальный лидер — в отличие от предыдущего, постоянно проявляет

10. свои качества и выполняет функции лидера.

3. Социометрические исследования относительно неформального лидерства в коллективе

Проблема неформального лидерства в молодежном коллективе на сегодня является достаточно актуальной, так, весной 2000 г. в учебной группе Российского Университета Дружбы Народов был проведен социометрический анализ, который ставил своей целью выявление неформальных лидеров в студенческом коллективе. Проведенный социометрический анализ представляет собой вторичную обработку данных, полученных в ходе исследования, проведенного среди студентов учебной группы ГСБ–32 факультета гуманитарных и социальных наук РУДН. Данный коллектив представляют 17 человек, каждому из которых в ходе исследования был присвоен номер от 1 до 17 для удобства обработки данных и обеспечения анонимности.

В результате оценки основных социометрических характеристик членов изучаемого коллектива (социометрического статуса, эмоциональной экспансивности, индексов объема, интенсивности и концентрации взаимодействия), а также анализа обобщенной концентрической социограммы, подчеркивающей иерархичность структуры взаимоотношений в группе, были сделаны выводы относительно неформального лидерства в коллективе. В ходе исследования выявилось, что в изучаемой группе нет лидеров, объединяющих весь коллектив или большую его часть. Исследуемая группа представлена несколькими небольшими подгруппами, в которых были выявлены 7 неформальных лидеров: №№ 5, 7, 8, 11, 13, 15 и 16.

Также стоит отметить, что неформальные лидеры оказывают неодинаковое по характеру влияние на коллектив. Так, 4 студента (№№ 7, 8, 11, 13) являются положительными лидерами и тяготеют к благоприятной ситуации в структуре группы. 3 человека (№№ 5, 15, 16) идентифицированы как отрицательные лидеры, ведущие коллектив к разобщению и установлению конфликтной ситуации.

Степень влияния как положительных, так и отрицательных лидеров также различна. Среди положительных лидеров явно выделяются №№ 7 и 8. Эти члены группы имеют близкий к максимальному объем взаимодействия (0,94), что свидетельствует о их связи практически со всеми членами группы. Они способны сосредотачивать на себе основные потоки психологической информации. При этом показатели отношения группы к лидерам как к объекту коммуникации и отношения последних к коллективу как субъекту коммуникации являются наивысшими среди членов группы. Также следует отметить, что позиция, которую группа приписывает лидерам №№ 7 и 8 равнозначна позиции, которую они желают занять (индекс социометрического статуса равен индексу эмоциональной экспансивности).

Лидеры №№ 11 и 13 оказывают меньшее влияние на группу, чем их коллеги №№ 7 и 8. При этом связь между лидером №13 и двумя последними достаточно тесная, в отличие от лидера №11, который связан постоянными положительными отношениями только с одним из лидеров (№7). Еще один факт указывает на более высокую позицию лидера №13 в структуре группы: его потребность в общении и взаимодействии с окружающими очень высока (индекс эмоциональной экспансивности равен 0,63), в отличие от лидера №11, стремление к общению которого ниже, чем это оценивает группа. Также концентрация взаимодействия лидера №13 выше, чем №11, что указывает на более значимую позицию первого в структуре группы.

Отрицательных лидеров также можно разделить по степени влияния на коллектив. Влияние лидера №5 не так велико, как лидеров №№15 и 16, которые тесно взаимодействуют между собой и представляют единую группу, что и ведет к увеличению их влияния на коллектив в целом.

Что касается связи положительных и отрицательных лидеров, то положительное взаимодействие, хоть и достаточно слабое, имеет место только между отрицательными лидерами и лидером №8. У лидера №11 такой связи практически нет. Лидеры №№ 7 и 13 очень слабо, но отрицательно взаимодействуют практически со всеми отрицательными лидерами.

В коллективе 4 человека имеют положительный индекс влияния на группу (№№ 4, 9, 10, 2). При этом №№ 4, 10 являются влияющими на группу независимо от других, в отличие от №№ 2 и 9, статус которых в группе возрастает за счет тесной связи с лидерами №№ 8 и 13 соответственно.

Шесть человек в группе практически не оказывают влияния на коллектив в целом (№№ 1, 3, 6, 12, 14, 17): их связь с окружающими непостоянна и слаба. Двое из этих 6 человек – студенты, редко посещающие занятия. Возможно, этим объясняется их низкая степень влияния на коллектив. Однако о какой-либо закономерности в данном случае говорить не стоит. Наименьшее влияние на группу из всех ее членов оказывают студенты №№ 12, 17. Тем не менее, эти люди имеют хоть и очень слабую, но положительную связь с группой.

Аутсайдеры, т.е. люди, не имеющие никакой связи с другими членами коллектива, в группе в ходе исследования выявлены не были. Этот факт следует оценивать как положительный, т.к. легче переориентировать на сотрудничество отрицательные связи между людьми, нежели равнодушие со стороны какого-либо члена группы или коллектива.

Используя результаты социометрического анализа учебной группы, исследователями была предпринята попытка организовать деятельность членов изучаемого коллектива с учетом их социально-психологических особенностей и структуры неформального лидерства при разработке сценариев различных деловых игр.

Заключение

В качестве заключения резюмируем основные положения курсовой работы. Так, мы можем констатировать, что проблема лидерства – это традиционная проблема социальной философии от античности до наших дней. Только если прежде в центре исследования были великие исторические личности, то сейчас проблема лидерства исследуется главным образом в малых группах. Лидер – это человек, способный объединить людей для достижения определенной цели. Тип лидерства связан с природой общественного строя, характером группы и конкретной ситуацией. В рамках исследования лидерства в малых группах различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер назначается или избирается, приобретая таким путем статус руководителя. Неформальный лидер – это член группы, который способен объединить группу на основе личного влияния. Отношения при формальном и неформальном лидерстве выстраиваются по двум типам : руководитель — подчиненные или лидер – последователи. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга ( в лице авторитетного руководителя), либо вступают в противоречие, ведя к снижению эффективности организации. По стилю различают авторитарное лидерство, предполагающее единоличное управление деятельностью группы, демократическое, вовлекающее в управление членов группы, и анархическое, когда группа предоставлена самой себе. В разных типах организации различные типы лидерства могут оказаться эффективными в разной степени.

Список использованной литературы

2. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. Санкт-Петербург: Питер, 2002, 416 с.

3. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. Москва: Финансы и статистика, 2001, 192 с.

4. Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. На перекрестке наук. Москва: «Дело и сервис», 1998, 400 с.

5. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. Москва: Гарадрики, 2000, 512 с.

6. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Санкт-Петербург: Питер, 2001, 720 с.

7. Милованов В.П. Н Синергетика и самоорганизиция. Москва: Эдиториал УРСС, 2001, 264 с.

8. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002, 656 с.

9. Щёкин Г.В. Как эффективно управлять людьми. М.: МАУП, 1999, 400 с.

Информация о работе «Лидерство в неформальных группах молодежи» Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 33082
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

128394 5 2

… разобщить группу, переориентировать ее цели на общественно полезные, нейтрализовать лидеров. При этом еще раз напомним: главное работать с каждым подростком в отдельности. 3.2 Социально-педагогическая деятельность с малыми неформальными группами учащихся в средней общеобразовательной школе №1 имени В.П. Екимецкой г. Рязань Пребывание подростка в неформальной группе обеспечивает ему …

116037 0 0

… них входит, каковы их нормы и другие признаки групповой субкультуры, как осуществляется их управление, и протекают лидерские процессы. Глава 3. Социально-психологические особенности подростковых криминогенных групп Изучение криминогенных подростковых групп в течение последних 10 — 15 лет предпринималось криминологами и психологами в самых различных регионах страны. Результаты этих исследований …

125375 0 0

… . Велосипедки — спортивные брюки длиной до колена или немного ниже из эластичных материалов. Вошли в моду в конце 1980-х гг. Глава 3 Виды декоративных отделок в детской одежде 3.1 Художественно – конструктивные средства, используемые в художественном оформлении детской одежды Прежде чем говорить об основных видах отделки в детской одежде нужно сказать несколько слов о стиле в одежде, …

24056 0 0

… вовлекает подчиненных в процесс принятия решений на основе групповых дискуссий, стимулируя их активность и разделяя вместе с ними все полномочия по принятию решений. Синонимами демократического стиля лидерства можно считать такие термины, как «либеральный», «равноправный», » консультативный «, » участвующий «, » сотрудничающий», используемые в психологической литературе. Выделены две основные …

Лидерство в группе складывается из компонентов: делового, эмоционального и информационного.

1. Деловое лидерствохарактерно для формальных групп, реша­ющих производственные задачи, в его основе такие качества как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, наибольший опыт в данной области деятельности. Деловое лидерство наи­более сильно влияет на руководство. С деловым лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, на­ладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела.

2. Эмоциональное лидерство возникает в неформальных соци­альных группах на основе человеческих симпатий — притяга­тельности лидера как участника межличностного общения.

• Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает доброту, вселяет уверенность, снимает психологическую на­пряженность, создает атмосферу психологического комфор­та. Эмоциональный лидер (сердце группы) — это человек, к которому каждый человек в группе может обратиться за со­чувствием, «поплакаться в жилетку».

3. К информационному лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко. Чаще всего, одна­ко, встречается сочетание двух компонентов: эмоционального и делового, информационного и делового.

В зависимости от направленности влияния (скорее — по ре­зультату лидерства для организации) лидерство можно рассмат­ривать как:

1. Конструктивное лидерство (функциональное) способствует осуществлению целей организации.

2. Деструктивное лидерство (дисфункциональное) формируется на базе стремлений, наносящих ущерб организации (лидер­ство в сформировавшейся на производстве группе воров и взя­точников).

3. Нейтральное лидерство не влияет непосредственно на эффективность производственной деятельности (лидерство сре­ди работающих в одной организации садоводов-любителей). В реальной жизни границы между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным ли­дерством.


По стилю выделяют следующие типы лидеров: авторитар­ный (харизматический), демократический и попустительский (анархический).

Лидерство в группе может быть: формальным (официальные руководители) и неформальным.

Формальные лидеры — это люди, которых члены группы вы­бирают или выдвигают на какой-либо формальный пост (напри­мер, бригадиры производственных бригад, старосты учебных групп и пр.). Таким образом, формальные лидеры связаны с официаль­ной организацией и имеют возможность представлять всю группу в целом и защищать ее интересы перед администрацией.

Неформальные лидеры — это люди авторитетные в сфере психологических взаимоотношений членов группы.

Любой неформальный лидер обладает личностным притяже­нием, которое проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров:

1. Вожак — самый авторитетный член группы, обладающий да­ром внушения и убеждения. Американский исследователь Р. Стогдилл предложил следующий перечень качеств руко­водителя-вожака:

1) физические качества — активный, энергичный, здоровый, сильный;

2) личностные качества — приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;

3) интеллектуальные качества — ум, умение принять нуж­ное решение, интуиция, творческое начало;

4) способности — контактность, легкость в общении, тактич­ность, дипломатичность.

2. Лидер (в узком смысле слова) менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится по­буждать к действию личным примером («Делай как я!»). Как правило, его влияние распространяется только на часть чле­нов неформальной группы.

3. Ситуативный лидер обладает личностными качествами, име­ющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуа­ции: торжественное событие в коллективе, спортивное меро­приятие, турпоход и т.п.

В зависимости от того, как лидера воспринимает группа, выделяют следующие типы лидеров:

1) «один из нас» — не выделяется среди членов группы, воспри­нимается как «первый среди равных» в определенной сфере — наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руко­водящей должности, в целом — по мнению группы, живет, радуется, печалится, принимает правильные решения и оши­бается — как и все остальные члены группы;

2) «лучший из нас» — выделяется из членов группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и др.) каче­ствам и в целом является образцом для подражания;

3) «хороший человек» — воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимания к другим, готовности прийти на помощь;

4) «служитель» — стремится выступать в роли выразителя ин­тересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один из со­трудников может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя».

Лидеры есть в любом коллективе, они заслуживают особого внимания, так как активно влияют на морально-психологический климат в коллективе и могут стать источником конфликтов, но именно они же составляют резерв на выдвижение руководящих кадров.

Американский социолог Ф. Селзник выделяет следующие два типа лидеров.

Институциональный лидер — человек, который является преимущественно специалистом по выдвижению и защите ценно­стей, целей, норм, правил группы. Он отвечает за решение офи­циальных задач, которые поставлены перед группой админист­рацией.

Межличностный лидер — человек, который старается смяг­чить, сгладить человеческие отношения, сформировать чувства преданности и лояльности членов группы друг к другу, умень­шить тревожность, разрешить межличностные конфликты. Он более связан с людьми, чем с задачами группы.

Другой американский ученый, Р. Бейлз, делит лидеров на сле­дующие два типа:

1) деловой лидер, организующий группу для решения конкрет­ной задачи;

2) популярный лидер, влияющий на характер и направленность личностных взаимоотношений.

Немецкий социолог М. Гофштеттер сформулировал теоре­му «дивергенции» — все более резкого расхождения «делового» и «популярного» лидеров по направлению влияния на членов груп­пы. По его мнению, «деловой» и «популярный» лидеры параллель­но руководят группой, иногда мешая, иногда помогая друг другу в достижении наилучшего результата. Эта закономерность оказа­лась типичной для формальных групп в организациях.

Процессуальный подход к типологии лидерства предлагает американский психолог Ю. Хемфилл. Он различает пробное, ус­пешное и эффективное лидерство.

Пробный лидер появляется в начале деятельности группы, когда перед ней поставлена задача, а функциональные роли еще не распределены. Поэтому разные члены группы пытаются взять на себя роль лидера и предложить правила организации, процедуру, режим работы и пр. В процессе пробного лидерства человек стара­ется вовлечь членов группы во взаимодействие с целью решения поставленных задач. Принятие или отказ членов группы пови­новаться пробному лидеру определяет его успешность.

Успешный лидер — это человек, за которым последовали чле­ны группы. Он вовлекает их в групповое взаимодействие. Резуль­татом успешного лидерства является то, что группа берет новый курс в своей деятельности.

Эффективный лидер не только вовлекает членов группы во взаимодействие, но и способствует групповому решению задачи. Эффективное лидерство приводит к окончанию деятельности, ког­да задача группы решена. Итак, Хемфилл классифицирует лидер­ство процессуально, развертывая его от начала деятельности груп­пы (пробное лидерство) к попыткам решить задачу (успешное ли­дерство) и, наконец, до результата группового решения (эффек­тивное лидерство).

Несколько иная типология предложена Р. Кеттеллом. Он различает фокусированное и рассеянное лидерство;

Фокусированное лидерство имеет место в том случае, ког­да все члены группы сплотились вокруг одного лица. Только фо­кусированный лидер направляет деятельность группы на реше­ние задачи. Он концентрирует все предложения членов группы, их взаимоотношения и конфликты, организует их деятельность и досуг.

Рассеянное лидерство имеет место в том случае, когда раз­личные лидерские функции выполняют разные люди. Здесь нет четкой организационной иерархии взаимоотношений. Во главе группы стоят несколько, часто противоречащих друг другу лиде­ров. Кеттелл указывает, что рассеянное лидерство эффективнее в структурированных, старых группах, а фокусированное лидер­ство — в молодых, только начинающих свою работу группах.

У каждого человека есть свои прототипы для наследования, кумиры или просто люди, жизнеописания которых мотивируют действовать. В мировой истории найдется не один пример биографий известных людей, после прочтения которых вдохновляешься абсолютно на любые поступки. Нередко это люди которые жили века назад, но есть и наши современники. Для одних это спортсмены, для других – политики, для третьих – успешные предприниматели. Но объединяет их всех одно – это лидеры. И даже сегодня, когда мир быстро меняется, порой по истечении нескольких столетий после смерти таких деятелей, их идеи продолжают оставаться актуальными и способствовать сплочению людей. А разве не это задача настоящего лидера?

  • Политические лидеры
  • Примеры бизнес-лидеров
  • Лидерство в культуре
  • Спортивные лидеры
  • Военные лидеры
  • Отзывы, комментарии и предложения

Политические лидеры

Профессиональные политики, умелые государственные деятели подарили истории наибольшее количество известных лидеров. Причиной тому специфика области, где такие люди довольно часто вершили судьбу мира, а их имена постоянно были на слуху. Кроме того, для достижения успеха в политике требуется харизма, твердость духа и, как правило, отличные ораторские способности.

Уинстон Спенсер Леонард Черчилль (1874-1965) – британский государственный, политический и военный деятель, премьер-министр Великобритании в 1940-1945 и 1951-1955 гг. Журналист, писатель, ученый. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Величайший британец в истории по данным опроса проведенного ВВС в 2002 г.

У. Черчилль – человек необычайной энергии и эрудиции. Он работал во многих министерствах, имел непосредственное влияние на разработку планов военных действий во время двух мировых воен. Читая его «Вторую мировую войну», не перестаешь удивляться тому, с какой детальностью автор описывает дипломатические перипетии конца 30-х гг., а уже на следующей странице дает полное техническое описание магнитной мины. Как лидер, Черчилль принимал активное участие во всем и интересовался всем, что прямо или косвенно относилось к управлению государством. Он был прекрасным оратором – его выступления по радио в годы войны (например, известное «Это было их лучшее время») собирали огромные аудитории, вселяя в людей оптимизм и гордость за Британию. Многие речи британского политика остаются образцом ораторского искусства, а отдельные фразы стали крылатыми.

«Успех нельзя гарантировать, его можно только заслужить»

Франклин Делано Рузвельт (1882-1945) – американский государственно-политический деятель, 32-й президент США, единственный президент в истории страны, избиравшийся на высшую государственную должность 4 раза подряд. Автор экономической программы «Новый курс», которая помогла Соединенным Штатам выйти из Великой Депрессии, а также один из последовательных вдох-новителей идеи создания ООН.

Ф. Рузвельт – пример лидера способного в трудное время объединить самых разных людей ради достижения общей цели. Прикованный к инвалидному креслу вследствие перенесенной болезни, этот политик сумел собрать команду из многих специалистов и добился поддержки в Конгрессе реформ направленных на оздоровление экономики. Администрация Рузвельта дала убежище многим евреям-беженцам из Германии, после прихода там к власти нацистов. Обладающий незаурядным мужеством, целеустремленностью и твердым характером, этот деятель имел огромное влияние на международную политику в 30-х – I половине 40-х гг. ХХ века.

«Счастье заключается в радости достижения цели и острых ощущениях творческого усилия»

Нельсон Ролилахла Мандела (1918-2013) – 8 президент и первый чернокожий президент ЮАР, известный борец за права человека и против апартеида. За свою деятельность был осужден и провел в тюрьме 27 лет, с 1962 по 1990 г. Нобелевский лауреат премии мира в 1993 г., почетный член более 50 международных уни-верситетов.

Н. Мандела – отличный пример транзакционного лидерства. Посвятив свою жизнь идее достижения чернокожим населением ЮАР равных с белыми прав, он выступал за мирные трансформации, но не гнушался доказывать правоту, проводя диверсионные акты усилиями вооруженного крыла Африканского Национального Конгресса (АНК). После победы на президентских выборах в 1994 г. Н. Мандела назначил своего главного политического оппонента из Национальной партии Ф. де Клерка первым заместителем, желая завершить начавшийся в 90-х процесс урегулирования. Сегодня этот политический деятель является одним из авторитетнейших борцов против ВИЧ-СПИДА.

«Если у вас есть мечта, ничто не помешает вам воплотить ее в жизнь, пока вы не сдаетесь»

Маргарет Хильда Тэтчер (1925-2013) – премьер-министр Великобритании в 1979-1990 гг. Единственная женщина, занимавшая эту должность, а также первая женщина премьер-министр европейского государства. Автор жестких экономических мер по оздоровлению экономики, получивших название «тэт-черизм». Получила прозвище «Железная леди» за упорство, с которым проводила свою политику и за постоянную критику советского руководства.

Стиль руководства М. Тэтчер, который лучше всего характеризует ее лидерские качества, был близким к авторитарному. Она – типичная бизнес-леди: рассудительная, логичная, холодная к эмоциям, но в тоже время имеющая женский взгляд на проблему. Решительность, с которой велась Фолклендская война, выдает в ней уверенного политика, а письма, которые она сама подписывала для семьи каждого погибшего – мать. Конфликт с ИРА, человеческие жертвы, покушения на жизни премьера и ее мужа, непростые отношения с СССР – это неполный список того, с чем довелось столкнуться М. Тэтчер. Как она справилась с этими вызовами, рассудит история. Интересен лишь один факт – железная леди была равнодушна к феминизму, стараясь всей своей жизнью показать, что никакой дискриминации нет, а для того чтобы добиться чего-нибудь достаточно быть лучше чем все остальные.

«Если хочешь, чтобы было что-то сказано – попроси об этом мужчину; если хочешь, чтобы что-то было сделано – попроси женщину»

Примеры бизнес-лидеров

Бизнес, в отличие от политики, это та сфера, где слово «успех» применяется по отношению к известным людям гораздо чаще. Каждый хочет быть успешным, отчасти этим и объясняется популярность книг, написанных знаменитыми бизнесменами. Лидеры в экономической сфере зачастую бывают смелыми новаторами, рискованными авантюристами и оптимистами, способными увлечь своей идеей.

Джон Дэвисон Рокфеллер (1839-1937) – американский предприниматель, филантроп, первый долларовый миллиардер в истории человечества. Основатель «Standard Oil», Чикагского университета, Рокфеллеровского института медицинских исследований и Фонда Рокфеллера, который занимался благотворительностью, жертвуя огромные суммы на борьбу с болезнями и образование.

Дж. Рокфеллер был грамотным управителем. На первых порах существования его нефтяной компании, он отказался от выплаты зарплат деньгами, премируя сотрудников акциями компании. Это делало их заинтересованными в успехе дела, ведь прибыль каждого напрямую зависела от доходов компании. О дальнейшем этапе его карьеры – поглощении других компаний – ходит много не самых приятных слухов. Но обращаясь к фактам, можно судить о Дж. Рокфеллере как о религиозном лидере – с детства он перечислял 10% своих доходов баптистской церкви, жертвовал на развитие медицины и христианским общинам, а в своих интервью неоднократно подчеркивал, что заботится о благе соотечественников.

«»Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений»»

Генри Форд (1863-1947) – американский изобретатель, промышленник, владелец и основатель «Ford Motor Company». Первым применил промышленный конвейер для производства автомобилей, благодаря чему машины «форд» были некоторое время самыми доступными на рынке. Написал книгу «Моя жизнь, мои достижения», которая стала основой для такого политэкономического явления как «фордизм».

Г. Форд, без сомнения, был одним из тех людей, которые оказали наибольшее влияние на промышленное развитие мира в ХХ веке. О. Хаксли в своей антиутопии «О дивный новый мир» начало потребительского общества связывает с именем Форда, которого мир будущего считает богом. Управленческие решения Г. Форда были во многом революционными (увеличение заработной платы почти в 2 раза позволило собрать лучших специалистов), что диссонировало с авторитарным стилем лидерства, что проявлялось в желании все решения принимать самому и полностью контролировать рабочий процесс, противостоянием с профсоюзами, а также антисемитским мировоззрением. В результате этого компания к концу жизни промышленника была на грани банкротства.

«Время не любит, когда его тратят впустую»

«Всё можно сделать лучше, чем делалось до сих пор»

Сергей Михайлович Брин (род. 1973) – американский предприниматель и ученый в области вычислительной техники, информационных технологий и экономики. Разработчик и сооснователь поисковой системы Google и компании Google Inc. Выходец из СССР, ныне занимает 21 место в списке самых богатых людей планеты.

В целом ведущий скромный образ жизни и не являющийся публичной личностью, С. Брин известен как один из наиболее авторитетных мировых специалистов в области технологий поиска и IT. В данное время руководит специальными проектами в Google Inc. С. Брин выступает за защиту права на публичный доступ к информации, свободу и открытость в Интернете. Особую популярность у интернет-сообщества сыскал после того как выступил против радикальных программ борьбы с онлайн-пиратством, инициированных правительством США.

«Не важно, богатый или нет, я – счастлив, потому что я наслаждаюсь тем, что делаю. И это на самом деле главное богатство»

Стивен Пол Джобс (1955-2011) – американский предприниматель, разработчик и сооснователь компаний Apple, NeXT и анимационной компании Pixar. Возглавлял разработку программного обеспечения для iMac, iTunes, iPod, iPhone и iPad. По мнению многих журналистов Джобс – «отец цифровой революции».

Сегодня имя Стива Джобса является таким же успешным маркетинговым знаком, как и надкушенное яблоко. Биографии основателя Apple продаются многомиллионными тиражами, благодаря чему выигрывает и продукция компании. В этом, в некоторой мере, весь Джобс: успех его компании и продукции – заслуга не только качества, но и набора спланированных до мелочей действий в маркетинге, продажах, службе поддержки. Многие критиковали его за авторитарный стиль управления, агрессивные действия по отношению к конкурентам, стремление к тотальному контролю продукции даже после её реализации покупателю. Но не из-за этого ли «эпплмания» стала настоящим культурным веянием начала ХХI века?

«Инновация отличает лидера от догоняющего»

Лидерство в культуре

Не вдаваясь в философский диспут относительно влияния массовой культуры на цивилизационное развитие человечества, отметим тот факт, что именно лидеры в этой сферы чаще всего становятся предметом обожания и наследования, понятными и простыми, такими же, как и рядовой член общества. Причиной этому сама массовость понятия поп-культуры и ее доступность.

Энди Уорхол (1928-1987) – американский художник, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов, кинорежиссёр, культовая персона в истории поп-арт-движения и современного искусства в целом. Уорхол второй в мире художник по объему продаж после Пабло Пикассо.

Влияние Э. Уорхола с его работами как гимном эпохе массового потребления имели огромное влияние на развитие культуры 60-х гг. и остаются такими по сей день. Многие модельеры и дизайнеры считают его заслуги перед миром моды просто титаническими. С именем художника прочно связаны такие понятия как богемный образ жизни и эпатаж. Несомненно, даже сегодня работы Уорхола не теряют своей популярности и остаются очень дорогими, а многие культурные деятели продолжают наследовать его стилю.

«Самое красивое в Токио — McDonald’s. Самое красивое в Стокгольме — McDonald’s. Самое красивое во Флоренции — McDonald’s. В Пекине и Москве пока нет ничего красивого»

Джон Уинстон Леннон (1940-1980) – британский рок-музыкант, певец, поэт, композитор, художник, писатель. Один из основателей и участник группы «The Beatles». Политический активист, проповедовал идеи равенства и братства людей, мира, свободы. Согласно исследованию ВВС занимает 8 строчку в рейтинге ве-личайших британцев за всю историю.

Дж. Леннон был одним из самых известных духовных лидеров и вдохновителей для молодежного движения хиппи, активным проповедником мирного разрешения любых существующих в мире конфликтов. Большое количество молодых музыкантов восхищались его талантом и деятельностью. Леннон за вклад в мировую культуру и общественную деятельность был удостоен Ордена Британской империи. Творчество группы, а также сольная карьера оказали огромное влияние на развитие культуры ХХ века, а песни справедливо занимают места в списке лучших произведений из числа когда-либо написанных.

«Жизнь – это то, что происходит с тобой, пока ты оживлённо строишь другие планы»

Майкл Джозеф Джексон (1958-2009) – американский артист, автор и исполнитель песен, танцор, композитор, хореограф, филантроп, предприниматель. Cамый успешный исполнитель в истории поп-музыки, обладатель 15 премий Грэмми и сотен других. 25 раз занесён в Книгу рекордов Гиннесса; в мире продано порядка миллиарда копий альбомов Джексона.

М. Джексон человек, который вознес музыкальную индустрию и хореографические постановки на качественно новый уровень. Число поклонников его таланта измеряется миллионами людей со всего мира. Без преувеличения, этот человек – одна из самых значимых личностей поп-культуры нашего времени, который своей жизнью и творчеством во многом определил ее развитие.

«У тебя может быть величайший в мире талант, но если не будешь готовиться и работать по плану, всё пойдет прахом»

Спортивные лидеры

Спорт – одна из сфер массовой культуры. Чтоб достичь успеха в этой области, нужно обладать талантом, выделяться физическими или умственными способностями, но нередки случаи, когда успеха достигали и те, кто упорно шел к цели путем изнуряющих тренировок и полной самоотдачи. Это делает спорт предметом идеализации, ведь он знает больше всего примеров, когда мальчишка из бразильских трущоб или выходец из семьи неблагополучных африканских эмигрантов достигал вершин, становясь кумиром для миллионов таких же детей во все мире.

Эдсон Арантис ду Насименту (более известен как Пеле) (род. 1940) – бразильский футболист, предприниматель, футбольный функционер. Участник четырёх чемпионатов мира по футболу, 3 из которых Бразилия выиграла. Лучший футболист XX века по версии футбольной Комиссии ФИФА, лучший спортсмен XX века по версии Международного Олимпийского комитета. Является одним из 100 наиболее влиятельных людей мира по версии журнала Time.

История успеха футболиста Пеле наиболее точно подходит под заглавное описание мальчишки из трущоб. Многие достижения бразильца остаются уникальными до сегодня, его имя знают практически все дети, гоняющие во дворе мяч. Для почитателей его гения пример Пеле это не только образец одного из величайших игроков в футбол, но и успешного бизнесмена, общественного деятеля, превратившего детское увлечение в дело жизни.

«Успех не случайность. Это тяжелая работа, настойчивость, обучение, изучение, жертвоприношение и прежде всего, любовь, к тому, что вы делаете или учитесь делать»

Майкл Джеффри Джордан (род. 1963) – известный американский баскетболист, атакующий защитник. Один из лучших баскетболистов мира на этой позиции. Многократный победитель чемпионата НБА, двукратный чемпион Олимпийских игр. Сегодня владеет БК «Charlotte Bobcats». Специально для М. Джордана «Nike» разработала марку обуви «Air Jordan», которая сегодня популярна во всем мире.

Согласно исследованиям, опубликованным в статье под названием «Эффект Джордана» в журнале Fortune, экономическое влияние бренда под названием «Майкл Джордан» было оценено в $ 8 миллиардов. М. Джордан – культовая фигура для баскетбола, американских и мировых почитателей этой игры. Именно он сыграл огромную роль в популяризации этого вида спорта.

«Границы, так же как и страхи, чаще всего оказываются просто иллюзиями»

Мохаммед Али (Кассиус Марcеллус Клей) (род. 1942) – американский про-фессиональный боксёр-тяжеловес, один из самых известных и узнаваемых боксёров в истории мирового бокса. Спортивная персона века по версии ВВС, посол доброй воли ЮНИСЕФ, благотворительный деятель, отличный оратор.

Один из самых известных боксеров «золотой эры бокса», Мохаммед Али является примером того, как талантливый человек, даже потеряв все, продолжая упорно над собой работать, снова достигает вершины. Три его боя с Джо Фрейзером входят в число лучших боксерских поединков всех времен и, без сомнения, известны всем почитателям этого вида спорта. Даже после окончания карьеры, Мохаммед Али остался одним из самых узнаваемых спортсменов ХХ века, о нем написано множество книг, газетных и журнальных статей, снято больше десятка фильмов.

«Всё время переживать из-за прошлых ошибок – самая грубая ошибка»

Военные лидеры

Сегодня благодаря стремительному развитию технологий, в том числе военных, места для военного гения в истории осталось не так и много. Но еще столетие назад от полководцев и военачальников порой зависели судьбы отдельных государств и мира в целом.

Александр III Великий Македонский (356-323 гг. до н. э.) – македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы. Учился у Аристотеля философии, политике, этике, литературе. Уже в античности за Александром закрепилась слава одного из величайших полководцев в истории.

Александр Македонский, чей военный и дипломатический таланты не вызывают со-мнения, был прирожденным лидером. Недаром молодой правитель снискал любовь среди своих солдат и уважение среди врагов в столь юном возрасте (умер в 32 года): он всегда держался просто, отвергал роскошь и предпочитал терпеть те же неудобства в многочисленных походах, что и его войска, не нападал ночью, был честен в переговорах. Эти черты – сборный образ любимых всеми нами в детстве персонажей книг и фильмов, героев, идеализированных в мировой культуре.

«Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно»

Наполеон I Бонапарт (1769-1821) – император Франции в 1804-1815 гг., великий полководец и государственный деятель, военный теоретик, мыслитель. Первым выделил артиллерию в отдельный род войск, стал применять артподготовку.

Отдельные битвы, выигранные Наполеоном, вошли в учебники по военному делу как образцы искусства ведения боевых действий. Император намного опередил своих современников во взглядах на тактику и стратегию войны, управление государством. Сама его жизнь – свидетельство того, как можно воспитать в себе лидера, сделав это задачей жизни. Не будучи высокого происхождения, не выделяясь среди сверстников по военной школе особыми талантами, Наполеон стал одной из немногих культовых личностей в мировой истории благодаря постоян-ному саморазвитию, небывалому трудолюбию и неординарному мышлению.

«Лидер – это торговец надеждой»

Павел Степанович Нахимов (1802-1855) – русский флотоводец, адмирал. Совершил кругосветное плавание в команде М. П. Лазарева. Разбил турецкий флот в Синопском сражении во время Крымской войны. Кавалер многих наград и орденов.

Лидерские качества и навыки П. С. Нахимова наиболее полно проявились во время руководства им обороной Севастополя. Он лично объезжал передовые позиции, благодаря чему имел величайшее нравственное влияние на солдат и матросов, а также гражданское население, мобилизованное на защиту города. Талант руководителя, умноженный на энергичность и умение к каждому находить подход, сделали Нахимова «отцом-благодетелем» для подчиненных.

«Из трех способов действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером – последний есть вернейший»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *