Принцип взаимного обмена

Действовать, а не мечтать

Мы часто мечтаем совершить какой-нибудь безумный поступок. Покорить Эверест, пробежать марафон, прыгнуть с парашютом, открыть бизнес, отправиться в путешествие, написать книгу, записать альбом, снять фильм… Можно перечислять до бесконечности.

Вспомните о пунктах своего списка желаний. А теперь ответьте: почему вы до сих пор всего этого не сделали? Ответ почти всегда один: это тяжело. Что ж, не хочется вас расстраивать, но жизнь и должна быть сложной. Вы должны усвоить этот ценный урок.

Не избегайте сложностей. Научитесь их преодолевать.

Есть замечательная пословица: без труда не выловишь и рыбку из пруда. Вы не пробежите марафон, если не будете упорно заниматься спортом. Вы не откроете бизнес, если не будете вкладывать в это дело всего себя. Сила воли требует закалки характера.

Избегать негатива

Мы впитываем отрицательные эмоции на работе, дома, в общественном транспорте. Люди инстинктивно склонны к негативу. Поэтому нам кажется, что в мире столько лжи и несправедливости.

Не позволяйте плохому настроению и характеру других людей испортить вам жизнь. Мы всегда пытаемся оправдать чужое поведение. «Он изменится, и всё будет хорошо», — посещали такие мысли? Но вы же в курсе, что не в ваших силах изменить человека? Он изменится только тогда, когда сам этого захочет. Помните об этом и не поддавайтесь негативу.

Отдавать больше, чем получаете

В детстве о нас заботился кто-то другой. Мы получали пищу, кров, образование и, если везло, много любви. К сожалению, во взрослой жизни некоторые из нас принимают это как данность. Мы только берём, берём, берём.

Мы думаем, что должны получать всё, чего пожелаем. Но кто сказал, что вы обязаны получить работу, на которую вы устраиваетесь? Или обрести всемирную известность? Вам никто ничего не должен.

Не зацикливайтесь на своих желаниях, а сосредоточьтесь на том, что вы можете предложить этому миру взамен. Не удивляйтесь, если, следуя этому совету, вы будете получать ещё больше. Помогая другим, вы помогаете себе.

Ценить время

Из всех ресурсов на свете время — самый ценный. Так почему же мы расходуем его так, будто запас времени неограничен?

Представьте, сколько вам осталось жить в этом мире. Даже если вы доживёте до 80 лет, это не так уж и много. Так что не тратьте драгоценное время зря. Вы не сможете повернуть его вспять.

Можно вернуть потерянные деньги, но потерянное время — никогда.

Идти своим путём

Мы оглядываемся на других людей и ставим их себе в пример. Конечно, нужно учиться у лучших и перенимать их опыт. Но не забывайте, что вы не являетесь ими. Вы — это вы.

Как бы сложно это ни было, сойдите с протоптанной тропинки и следуйте своей дорогой. Иначе вы не сможете жить полной жизнью.

Не бойтесь идти в неизвестном направлении. Ступайте туда, где никто до вас не бывал. Как вы это поймёте? Скорее всего, люди будут в недоумении или даже начнут вас осуждать. Значит, вы на правильном пути.

Принять себя

Жизнь непредсказуема и необъяснима. Почему вы родились именно в этой семье? Почему вы живёте именно в этом городе? Жизнь — это вечное «почему». И вряд ли кто-то может ответить на все вопросы.

Вместо того чтобы жить с мыслями «А вот если бы…», примите жизнь такой, какая она есть. Если вы здесь, значит, на это есть причина. Бог, Вселенная, невидимые силы. Что-то или кто-то привёл вас в этот мир. Так что если жизнь требует чего-то от вас, встаньте и сыграйте свою роль.

Жить здесь и сейчас

Живя прошлым, вы зацикливаетесь на вопросах о том, почему же всё произошло так, а не иначе. Это делает вас несчастным. Если вы живёте будущим, вы постоянно думаете о том, что же может произойти. Это влечёт за собой ненужную и необоснованную тревогу.

Нужно жить настоящим. Быть здесь и сейчас.

Почему для многих из нас это так сложно? Есть тысячи причин, которые мешают нам жить и наслаждаться моментом.

Помните о том, что жизнь не стоит на месте. И мы не можем контролировать всё вокруг. Нет смысла задумываться над всем, что происходит в жизни. Просто двигайтесь вперёд.

Принцип социального доказательства является одним из самых мощных методов влияния на сознание человека! Согласно этому принципу, мы определяем, что является правильным, выясняя, что считают правильным другие люди.
Мы считаем свое поведение правильным в данной ситуации, если часто видим других людей, ведущих себя подобным образом! Иными словами, мы считаем правильным делать то, что делают другие люди! Принцип считать свои действия правильными, если так делают другие люди, логичен и хорошо работает в повседневной жизни! Мы, как правило, совершаем меньше ошибок, когда действуем в соответствии с нормами принятыми в обществе!
.
Например, исследования проведенные в 1972 и 1974 Фуллером и Смитом показали, что записанный человеческих смех, который затем воспроизводится в сериалах или телепередачах во время какой либо ситуации или шутки, заставляет людей смеяться дольше, чем обычно (разумеется, если шутка была действительно смешной)! Люди оценивают такой юмористический материал как более позитивный!
В случае неудачной шутки, такой фоновый смех заставляет человека более лояльно относиться к подаваемому материалу! Фоновый смех является социальным доказательством!
.
Об этих результатах знают продюсеры на телевидении, которые специально разбавляют сериалы и телепередачи фоновым смехом в нужный момент, тем самым показывая людям, когда надо смеяться и относиться к материалу с улыбкой!
Таким образом, населению навязываются любые «плоские» юмористические глупости, частое повторение которых в компакте с фоновым смехом в скором времени приводит к тому, что человек в конечном итоге будет реагировать позитивно на юмор, над которым он ранее никогда бы не смеялся.
Шутки плоские, но какая разница, ведь смешно же!!!
Принцип социального доказательства позволяет каждому отдельному человек общества совершать меньше ошибок!
Что в свою очередь обеспечивает человека рациональными вариантами поведения в различных ситуациях и в то же самое время позволяет использовать эти методы для управления сознанием общества, где эти рациональные варианты заменяются новыми, которые выгодны кукловодам желающим извлечь выгоду из социума!
Например, в 1910 году в российском обществе не было принято употреблять алкоголь. Общество было практически полностью трезвым! С момента реализации алкогольной пропаганды после второй мировой войны рациональное отношение к алкоголю было изменено, и теперь употребление алкоголя является нормой в обществе, что выгодно алкогольным компаниям, которым плевать на ваше здоровье и здоровье ваших детей!
.
Другой примером использования принципа социального доказательства можно найти в разгар увлечения народом стилем диско, где владельцы клубов или дискотек манипулировали сознанием общества, фабрикуя престижность своих клубов! Охрана на улице создавала длинные очереди желающих пройти в клуб, в то время как в самом клубе было мало людей. Новые посетители увидев, что у входа большая очередь, считали такое заведение более популярным, наблюдая за терпеливым ожиданием людей в очереди!
Консультант по продажам Каветт Роберт как-то сказал «Поскольку 95% людей являются имитаторами и только 5% — инициаторами, действия других убеждают покупателей больше чем доказательства, которые мы можем им предложить»!
.
Интересные исследование были проведены Альбертом Бандура, который занимался разработкой способов изменения нежелательных моделей поведения.
Его работы доказали, что человек может избавиться от фобий или страхов очень простым способом!
Например, маленьким детям, боявшимся собак, было предложено по 20 минут в день наблюдать за ребенком, который весело играл с собакой! После 4-х таких сеансов, 67% детей согласились самостоятельно поиграть с собакой!
Другой эксперимент был проведен Бандуром на детях, которые особенно сильно боялись собак! Таким детям показывали, видео ролики, где несколько детей играли с собакой! Результат оказался таким же действенным, что и в первом случае!
.
Однако принцип социального доказательства можно использовать как во благо, так и во вред населению!
Например, результаты эксперимента, проведенные психологами Робертом Либертом и Робертом Бэроном в 1972 году, показали обратное социальное воздействие! В эксперименте участвовали дети, которые смотрели телевизионную передачу, где были показаны сцены физического насилия. Было выявлено, что дети после такого просмотра вели себя более агрессивно по отношению ко всем окружающим, чем после просмотра нейтральной передачи!
Психологи сделали вывод, что дети, наблюдая за поведением людей с экрана, ведут себя аналогично поведению действующих лиц такой телепередачи! Становятся более агрессивными и злыми по отношению к окружающим, что неминуемо сказывается на их дальнейшем поведении!
.
Принцип социального доказательства действует наиболее сильно, когда мы наблюдаем за поведением людей похожих на нас!
Поведение людей, с которыми мы имеем много общего, оказывает на нас большое социальное влияние! Рекламщики знают, что чтобы хорошо продать рекламируемые продукты, надо показать обществу, что этим продуктом пользуется много людей!
Социальное доказательство работает хорошо в паре с авторитетным мнением!
Например, наблюдения исследователей в сфере здравоохранения показали, что проводимая в школах борьба против курения имеет устойчивые результаты, только если в классе в качества агитаторов выступают лидеры класса среди сверстников!
.
В середине и конце 20 века было проведено огромное количество исследований социального доказательства. Некоторые исследования показывают наличие факторов подражания среди людей похожих на нас!
Например, в 1979 году в Америке после волны публикаций о самоубийствах, число людей умерших при ДТП увеличивается в несколько раз! По мнению исследователей, связано это с предрасположенность некоторых индивидуумов совершать самоубийство. Например, отдельных личностей можно спровоцировать на самоубийство неблагоприятными социальными факторами (конфликт между станами, рост курса валюты, стресс и так далее).
Люди, получив такую информацию через СМИ, становятся более раздражительными, злыми, рассеянными, невнимательными и несдержанными, что иногда приводит к неосторожным действиям на дороге и как следствие ДТП с тяжелыми последствиями! Причем число ДТП увеличивались только в тех регионах, где случаи самоубийства широко освещались в СМИ!
.
Негативное социальное воздействие СМИ пугает своими результатами! Например, статистические данные Девида Филлипса собранные с 1947 по 1974 год, показывают, что в течение двух месяцев, после каждой публикации на главной странице газет, рассказа о самоубийстве, в среднем совершалось на 58 самоубийств больше чем обычно! Таким образом, по результатам статистики было выявлено, что каждое сообщение о самоубийстве на главной странице в газете, убивало еще 58 человек!
Социальное доказательство очень часто заставляет людей делать порой необдуманные и неразумные поступки, опираясь лишь на действия других людей!
Например, из-за ситуации на Украине в момент разгара кризиса в Смоленской области между населением прошел слух о том, что деньги скоро обесценятся и будут заменены на новые. Уж не знаю, кто такой пустил слух, но получив такую неподтвержденную информацию люди, имеющие сбережения, немедленно отправились скупать бытовую технику с прилавков магазинов. Что очень было выгодно магазинам бытовой техники! Другие люди поступали более разумно и скупали валюту. Однако когда стало понятно, что никакой замены денег не произойдет, люди пытались вернуть купленную технику назад в магазины, но назад технику уже не принимали.
По принципу социального доказательства, в ситуации, когда многие не знали что им делать со сбережениями, они поступили так же, как это сделали другие люди. На все свои сбережения купили бытовую технику!
.
Печальная ситуация и с пропагандой алкоголя в нашей стране, где человек обращая внимание на людей употребляющих алкоголь, считает, что если все люди вокруг пьют спиртные напитки, значит пить алкоголь это нормально.
При этом свое здоровье и здоровье его детей имеет уже не такое важное значение, чем доказательство того, что «Я» нормальный и не хуже других!
Результатом такого алкогольного социального влияния на общество является 4 место среди стран в мире по количеству выпитого этилового спирта на душу населения в год, что неминуемо ведет к вымиранию народов России!

Человек приходит в этот мир духовно чистым и открытым ко всему, что вокруг. У него нет никаких стереотипов, привычек, навязчивых идей, условностей и прочих рамок, ограничивающих гармоничное развитие личности.
Сейчас я затрону всего один аспект, который проявляется практически у каждого человека. И он начинает заявлять о себе еще в детском возрасте. Затем, взрослея человек, может либо усилить его, либо уменьшить.
Речь идет о принципах. Не важно, как называется это внутреннее состояние, важно то, что оно делает с человеком и теми, с кем он контактирует.
Представьте себе принципиального человека. Хотели бы вы быть на него похожи? Хотели бы вы быть похожи на человека, который не изменяет своим принципам?
У принципиальных людей есть один большой минус. Этот минус порой так сильно загоняет их в угол, что они готовы свисти счеты с жизнью или поломать всю свою жизнь.
И название этому минусу – это нежелание смотреть шире. Эти люди живут с своей ракушке и принимают ее форму и структуру. Они так утратили гибкость мысли, что стали похожи на дрессированное животное, реагирующее на стимулы.
Из принципа они готовы терпеть лишения и боль, но пересмотреть свои взгляды и отношение они не готовы. Принципы для них – как священные постулаты, которые нельзя нарушать.
На самом деле, это всего лишь ограниченность восприятия и груз, ноша которого может быть очень тяжела.
Представляя или вспоминая принципиального человека, кого вы видите? Видите ли вы улыбающегося, радушного, доброго, счастливого человека? Нет, принципиальность и духовная гармония – это несовместимые вещи, поэтому, когда дело касается принципов душевное благополучие уходит на последний план.
Да, принципы могут быть важны и давать человеку некую порцию положительных эмоций, но эти эмоции очень быстро проходят, и остается пустота или негативный осадок.
Принципиальность бывает губительна, как в профессиональной сфере, так и в личных отношениях.
Из принципа подчиненный не стал делать то, о чем его просил руководитель, мотивируя это тем, что предыдущий его начальник никогда не просил предоставить такую информацию, стало быть, этот руководитель меня хочет в чем-то уличить.
Из принципа руководитель не стал объяснять, для чего именно ему понадобилась дополнительная информация, мотивируя это тем, что подчиненные должны подчиняться, а не вопросы задавать.
Возник конфликт. Не известно чем все кончилось, но мнения друг о друге у этих двух людей сложилось плохое.
Хотя информация руководителю нужна была совсем не для того, чтобы уличить своего сотрудника. Хотя подчиненный такой же человек, как и любой другой и имеет право спрашивать то, что ему не понятно. Они могли бы просто пообщаться и избежать конфликта, но принципы не позволяют быть гибкими и дружелюбными.
В личных отношениях из-за принципов рушатся семьи, дети остаются без матери или отца, или им запрещают видеться с дедушкой или бабушкой.
Забудьте о принципах, вспомните о том, что необходимо сделать, чтобы было тепло и радостно на душе. Принципы хороши тогда, когда их нарушаешь. Принципы не сделали еще ни одного человека счастливым, а вот семья, дети, близкие люди делают жизнь по-настоящему полной и светлой. Улыбки и смех, вот что должно быть в вашем доме.
Упрямство и принципиальность – это удел ограниченный и черствых людей, которые оставили гармонию в детстве.

12345678910

Глава 1. Устройство хозяйства

Если сравнить принципы организации хозяйства различных стран, то окажется, что они удивительно похожи. Какова причина этого сходства? Может, существует какой-нибудь гениальный план организации производства и потребления благ, предписанный свыше или открытый гениальным ученым когда-то давно? Или люди одних стран просто подстраивают свои хозяйства под хозяйства других стран, которые кажутся им более выгодными или справедливыми?

На самом деле хозяйства всех стран развиваются стихийно, но тем не менее оказываются организованы схожим образом. Давайте попробуем определить, почему в основе устройства различных хозяйств лежат одни и те же принципы.

§ 1. Общество

Население. Жители одной территории. Численность населения. Взаимозависимость численности населения и хозяйства (ограниченность ресурсов, производительность труда, рождаемость и смертность). Принципы поведения человека. Выбор поведения. Альтернативные варианты. Система предпочтений. Стремление к самому выгодному варианту. Рациональность. Альтернативные затраты (цена выбора). Законы. Право (система законов). Государство как высшая власть в обществе. Хозяйственное право. Культура. Неформальные правила поведения. Традиции, мораль и т. д.

В этом параграфе мы рассмотрим основные элементы устройства общества, знание которых нам пригодится при дальнейшем изучении экономической теории.

Любое общество состоит из некоторого количества людей, а также формальных и неформальных правил поведения, которых эти люди придерживаются.

Население

Поскольку под обществом в этой книге понимается совокупность жителей отдельной страны, для обозначения членов общества мы будем пользоваться термином население. Вообще, населением называются все люди, проживающие на некоторой заданной территории. Можно говорить о населении острова или населении материка, о населении всей страны или отдельной ее местности, населении города, квартала или даже дома. Мы будем говорить о населении нашей воображаемой страны.

В любой момент времени население нашей страны имеет некоторую численность, которая может быть относительно небольшой (например, 10 тысяч человек), а может быть и огромной (например, 100 миллионов человек).

Каким образом численность населения может влиять на устройство и функционирования хозяйства?

С одной стороны, чем больше численность населения, тем более ограниченнымистановятся ресурсы (которые имеются в заданном количестве) по отношению к потребностям этих людей. Поэтому слишком большая численность населения может быть причиной бедности людей (мы рассмотрим это в § 3).

Но, с другой стороны, чем больше людей живет в стране, тем большее количество благможет быть произведено из любого заданного количества ресурсов. На первый взгляд это непонятно = ведь в любом обществе количество рабочих рук прямо пропорционально количеству потребителей (и у маленького племени аборигенов, и в огромной империи). И тем не менее за счет разделения труда (которое мы рассмотрим в § 6 этой главы) страна с многочисленным населением может иметь гораздо более эффективное хозяйство, и одни рабочие руки в таком хозяйстве произведут гораздо больше, чем в хозяйстве небольшого народа или маленького племени.

От чего зависит численность населения? От таких величин, как рождаемость и смертность. Если в течение некоторого периода времени в обществе рождается больше людей, чем умирает, то численность населения увеличивается, и наоборот. А=рождаемость и смертность в свою очередь зависят от состояния хозяйства (например, если люди не могут хорошо обеспечить себя питанием, будет существовать высокая смертность).

Таким образом, количество людей в обществе одновременно и влияет на развитие хозяйства, и зависит от него. Поэтому, хотя изучение численности населения не входит в задачу экономической теории (этим занимается специальная наука =демография), невозможно объяснить развитие хозяйства и изменение численности населения независимо друг от друга (см. окно «Эволюция хозяйства и численность населения»). По ходу изучения экономической теории мы будем постоянно анализировать, как численность населения может влиять на развитие хозяйства.

А теперь нас интересует другой вопрос: как эти люди будут себя вести? Ведь, как и любая общественная наука, экономика изучает в конечном счете поведение людей. Население== это «игроки», которых выпускают на «игровое поле», чтобы посмотреть, ЧТО, КАК, КОГДА и ГДЕ будут они производить, накапливать, потреблять и т. д. Конечно же, характер и исход игры зависят от правил поведения, которыми будут руководствоваться эти «игроки».

Принципы поведения человека

Каждый человек в обществе самостоятельно выбирает свое поведение. Поэтому, чтобы понять, как будет действовать система из множества людей, сначала нужно понять, каким образом принимает решения отдельный человек.

Принятие любого решения всегда сводится к выбору одной из нескольких имеющихся альтернатив. Представим себе человека, который решает, как использовать 5 часов свободного времени. У него есть четыре альтернативы: 1) отправиться ловить рыбу, 2) пойти за грибами, 3) поохотится на уток или 4) просто отдохнуть (рис. 1.1.2). Четыре варианта исключают друг друга = именно поэтому они называются альтернативами, и именно поэтому человеку необходимо сделать выбор. Если бы можно было суметь осуществить все эти действия одновременно, не нужно было бы ничего выбирать.

Какими же принципами может руководствоваться человек при выборе своего поведения? Например, он может действовать следующим образом.

Во-первых, каждый человек обладает определенной системой предпочтений, которая определяет, что ему нравится больше, а что меньше. Например, один человек может получить больше удовольствия от рыбалки, чем от охоты, а другой = наоборот. Одному человеку больше нравится собирать грибы, чем ловить рыбу, другому = лежать на травке, чем стрелять в уток.

Во-вторых, человек рассматривает ВСЕ альтернативы выбора, которые у него имеются, и точно оценивает выгоды и недостатки каждой из них.

В-третьих, человек стремится к самому выгодному для себя варианту. Например, если человеку наибольшее удовольствие принесет рыбалка, то он потратит эти 5 часов именно на рыбалку, а не на что-нибудь другое.

Поведение человека, основанное на этих принципах, называется рациональным. Причем, рациональным считается любое поведение, при котором человек выбирает тот вариант, который ему больше всего нравится, = даже если при этом он наносит вред своему здоровью или доставляет какие-либо неприятности окружающим. Например, рациональным считается поведение сладкоежки, который предпочитает съесть еще одну шоколадку, потому что удовольствие от съедаемого шоколада превышает неудовольствие от беспокойства о здоровье.

Человека, действующего по таким принципам, иногда в шутку называют homo oeconomicus= по аналогии с биологическими видами homo habilis (человек умелый), homo sapiens (человек разумный) и т. д. Homo oeconomicus = это такой человек, который абсолютно четко знает свою систему предпочтений, учитывает все альтернативы и всегда принимает решение только в соответствии с принципом максимальной выгоды для себя.

Когда человек выбирает одну из имеющихся альтернатив, он теряет возможность получить удовольствие от любой из остальных. Наилучшая из альтернатив, от которых человек отказался, называется альтернативными затратами (или ценой выбора).

Предположим, что в нашем примере человек выбрал рыбалку. Если из всех оставшихся вариантов наибольшее удовольствие человеку принесла бы охота, то именно удовольствие от охоты является в данном случае ценой выбора рыбалки. Человек как бы платит отказом от удовольствия охоты за получение удовольствия от рыбалки.

Вот таким образом выглядят рациональные принципы выбора своего поведения. Однако человек, существующий в обществе, при выборе своего поведения добровольно или вынужденно подчиняется еще и другим правилам. Все эти правила поведения, существующие в обществе, составляют две большие части: законы и культура.

Законы

Закон (или право) = это обязательные для всех (формальные) правила поведения, которые не имеет права нарушать ни один член общества. Именно обязательность подчинения делает эти правила поведения законами и отличает их от неформальных правил поведения (см. ниже). Например, законом может быть запрещено воровать, переходить улицу на красный свет и т. д.

В том числе может существовать хозяйственное право, которое задает правила игры для всех, кто занимается хозяйственной деятельностью. Например, может быть запрещено открывать акционерное общество с уставным капиталом менее определенной суммы, платить заработную плату меньше определенного размера и т. д.

За соблюдением законов строго следит существующая в обществе власть, сурово наказывая тех, кто этим законам не подчиняется. Откуда берется эта власть и как она устроена? Ответ на этот вопрос зависит от политического устройства общества, которое может быть самым разным. Если в обществе существует демократия, власть выбирается голосованием всех членов общества, если в обществе существует монархия, власть переходить по наследству и т. д.

Изучением различных вариантов политического устройства общества занимается отдельная общественная наука = политология. Хотя в экономической теории устройство и поведение власти тоже имеет значение, и несколько позже мы обратимся к обсуждению этих вопросов (в главе 6 «Государство и хозяйство»). А пока для обозначения существующей в обществе власти, принимающей все решения относительно общества (и в том числе, хозяйства), будем пользоваться термином правительство.

Культура

Культура включает в себя неформальные правила поведения (привычки, традиции, мораль и т. д.), которым могут добровольно следовать люди, принимая те или иные решения.

Например, в обществе может быть не принято обманывать, и тогда все люди легко смогут заключать друг с другом сделки или вступать в какие-либо соглашения. Или, наоборот, обман будет распространенным явлением, и тогда договориться о чем-нибудь будет гораздо труднее.

У людей, принадлежащих одному обществу, может обнаруживаться сходство в структуре предпочтений. Например, людям одного общества могут нравиться набедренные повязки, а людям другого = платья с длинным шлейфом. Более того, эти общие вкусы с течением времени могут меняться одновременно (это явление называется модой).

Иногда общественные вкусы имеют «принудительный» характер: даже если одному человеку набедренная повязка нравится больше, чем смокинг, он будет вынужден надевать последний, так как в его обществе набедренная повязка вызовет отрицательную оценку окружающих.

Во многих случаях выбор homo oeconomicus при существовании тех или иных институтов оказывается совсем не таким, каким он был бы при их отсутствии. Поэтому по мере изучения экономической теории мы будем постоянно рассматривать влияние тех или иных институтов общества на развитие хозяйства.

Эволюция хозяйства и численность населения Если мы попробуем заглянуть в далекое прошлое человечества, то нашему взору предстанет довольно любопытная картина. Считается, что 10 тысяч лет до нашей эры, когда люди еще занимались собирательством и охотой, все население планеты Земля составляло около 10v15 миллионов человек. Сегодня эта цифра соответствует всего лишь численности населения крупного города (например, Нью-Йорка или Москвы). Существовали тогда люди в виде небольших племен численностью порядка 50v100 человек. Причем в местах обитания людей плотность населения составляла примерно 1 человек на квадратный километр. Такая плотность была обусловлена типом хозяйства = занимаясь охотой и собирательством, человек мог обеспечить себя едой только в случае обладания большими «угодьями». На основании исследований останков древних людей, а также особенностей жизни современных дикарей (например, в Африке или Новой Зеландии) многие ученые считают, что у первобытных людей была очень высокая рождаемость = 35v55 человек в год на тысячу = и такая же высокая смертность. За свою жизнь женщина имела примерно 5v10 детей, из которых многие погибали в детском возрасте. Средняя продолжительность жизни составляла около 30 лет. Численность населения в то время не была стабильной. В благоприятные годы, когда было больше еды и меньше хищников, смертность несколько снижалась и численность населения начинала увеличиваться. А при наступлении неблагоприятного периода смертность превышала рождаемость, и численность населения начинала уменьшаться. Таким образом происходило постоянное колебание численности людей около некоторого равновесного значения. Примерно 10v8 тысяч лет до н.=э. произошло первое крупное событие в эволюции хозяйства, которое известно как Сельскохозяйственная революция: люди приручили некоторых животных и научились выращивать некоторые растения. В результате человечество перешло от так называемого присваивающего хозяйства к=производящему, что позволило увеличить объем производства и потребления. При этом стала возможна большая плотность населения, чем в условиях собирательства и охоты. Произошел первый всплеск народонаселения, и численность его постепенно увеличилась в несколько раз = примерно до 50 миллионов (рис. 1.1.3). Численность населения продолжала колебаться, но теперь уже возле этой более высокой отметки. Люди не могли контролировать погодные условия, поэтому прирост населения в урожайные годы уничтожался голодом в годы неурожайные. Кроме этого, численность населения периодически уменьшалась эпидемиями (поскольку люди не могли лечить многие инфекционные болезни) и войнами, которые начинались, как правило, тогда, когда население одной из стран увеличивалось до такого размера, при котором можно было сформировать из него армию и отправиться в завоевательный поход на соседей. В эти периоды (голода, эпидемий или войн) смертность могла составлять примерно 100 = 500 человек на тысячу в год. Такой относительно стабильный размер населения на планете существовал несколько тысячелетий. Но где-то на рубеже XVII и XVIII=вв. произошли события, которые резко изменили условия роста населения. С одной стороны, развитие медицины и гигиены позволило сократить распространение многих опасных инфекционных болезней, и эпидемии перестали уносить жизни миллионов людей. В результате смертность в Европе резко сократилась, в то время как рождаемость практически не изменилась. С другой стороны, в XVIII в. произошла Промышленная революция: ручной труд ремесленников стал постепенно вытесняться трудом фабричных и заводских рабочих. Это сделало возможным производство многих благ в большом объеме и с более низкими затратами. Кроме этого, использование удобрений и машин в сельском хозяйстве сделало более эффективным труд производителей хлеба и другой «еды». Все это создало условия для дальнейшего роста численности населения. Население планеты начало быстро увеличиваться = сначала в=Европе, затем в других частях света = и линия численности населения в этот период резко взяла вверх (рис. 1.1.3). В результате к 1990=г. мы уже имеем 5,5 млрд людей на планете (то есть в 500 раз больше, чем 10 000 лет до н.э.), а примерно к 2040 г., по оценкам демографов, на нашей планете уже будет около 10 млрд человек. Остается заметить, что на протяжении всех рассмотренных 12=тысячелетий главным фактором в определении численности населения Земли являлось хозяйство = то самое хозяйство, которое мы и будем изучать в этой книге.

Вопросы для размышления

1. Можно ли поступить нерационально (принять решение вопреки своим желаниям)?

2. Какие характеристики населения меняются наиболее быстро, а какие наиболее медленно?

3. Предположим, что у вас есть 5 часов свободного времени. Определите свои альтернативы использования этого времени, наилучший вариант и его «цену».

4. Какие неформальные правила поведения характеризуют людей в современном обществе России или США; средневековом обществе; первобытном обществе?

5. Попробуйте мысленно продолжить кривую численности населения Земли (рис. 1.1.3) на несколько тысячелетий вперед. Как может выглядеть эта кривая и почему?

§ 2. Блага

Потребности (желания). Блага. Все, что приносит удовольствие. Потребление. Блага первой необходимости. «Просто приятные» блага. Условность границы. Антиблага (зло). Смертельные и неприятные «блага» (зло). Их отсутствие. Полезность. Субъективное ощущение удовольствия. Антиполезность. Стремление к получению полезности. Свободные и экономические блага. Затраты на приобретение. Почему существуют экономические блага? Неограниченность желаний. Человек сам придумывает блага. Структура потребностей. Питание, одежда, жилье, мебель, «орудия потребления», духовные блага.

Каждый человек обладает некоторым набором потребностей, или желаний (в экономической теории это синонимы). Существенная часть желаний людей заключается в получении некоторых «вещей» и использовании их в своих целях. Давайте рассмотрим, какими могут быть эти «вещи».

Блага

Благом называется все, что человек использует для удовлетворения своих желаний и получения удовольствия.

Благом может быть состояние окружающей среды, если оно доставляет человеку удовольствие (например, чистое небо, красивый закат или свежий воздух).

Благом может быть информация (например, смешная история, музыка или свежие новости).

Использование человеком всех этих благ в своих целях называется в экономической теории потреблением. Когда человек ест яблоко, говорят, что он потребляет благо «яблоко». Когда он наслаждается пением птиц за окном, говорят, что он потребляет благо «пение птиц».

Среди всего множества благ можно условно выделить так называемые блага первой необходимости, которые нужны для поддержания жизни человека. Этими благами всегда являются воздух, вода и продукты питания, а в большинстве случаев также одежда ижилище.

Без потребления многих других благ человек, в принципе, может обойтись. Зачем же он их будет потреблять? Потому что он получает от их потребления удовольствие. Например, ему нравится есть вкусное мороженое, сидеть в удобном кресле, читать интересную книгу и т. д.

Граница между благами первой необходимости и «просто приятными» благами достаточно условна. Например, потребность в пище можно удовлетворить как куском хлеба, так и пирожным. Но значит ли это, что пирожное нужно считать благом первой необходимости? Традиционно к этим благам причисляются самые простые и необходимые для здоровья продукты питания. Выделение необходимых благ нам еще пригодится в дальнейшем в ходе изучения экономической теории.

Антиблага (зло)

Но существуют также и антиблага = предметы и состояния окружающей среды, которые человек не хочет потреблять, так как они доставляют ему неприятные ощущения. Например, антиблагом может быть громкий шум, дождь, комары и т. д.

Более того, некоторые антиблага для человека являются смертельными = человек может упасть в пропасть, стать жертвой хищных зверей, съесть или выпить что-нибудь ядовитое. При потреблении этих «благ» жизнь может стать невозможной, и поэтому можно сказать, что отсутствие таких антиблаг является благом первой необходимости.

Полезность

Потребление блага приносит человеку удовольствие, которое в экономической теории называется полезностью. Это понятие совершенно не связано с пользой для здоровья, а только с==субъективным ощущением удовольствия, которое возникает у==человека при потреблении некоторого блага. Человек может получать удовольствие и от полезного (для здоровья) яблока, и от вредной (для здоровья) шоколадной конфеты.

Соответственно, неприятные ощущения, которые вызывает потребление антиблаг, называются антиполезностью (или отрицательной полезностью).

Полезность (или антиполезность), которую получает человек от потребления блага (или антиблага), играет серьезную роль в=выборе человеком своего поведения. Подобно тому как сила гравитации приводит в движение тела в физическом мире, стремление получать удовольствие от потребления благ является силой, которая приводит в движение все хозяйство.

Любопытно, что человек получил способность получать удовольствие в наследство от животного мира, к которому когда-то принадлежал (см. окно «Механизм ощущений»). И именно эта способность получать удовольствие играет ключевую роль в==выборе человеком своего потребления.

Обратите внимание, что каждому человеку потребление одного и того же блага может принести совершенно разную полезность (один человек очень любит огурцы, а другой = нет). Отсюда следует, что между благами и антиблагами также нет четкой границы = один и тот же предмет может являться благом для одних людей и антиблагом для других. Некоторые люди, например, не любят цветную капусту, и поэтому, если их заставить съесть этот овощ, они получат отрицательную полезность. Некоторые люди могут получать удовольствие от прогулок под дождем, и поэтому дождь для них является благом, а не злом.

«Механизм ощущений» Почему животные стремятся к потреблению необходимых для жизни благ и избегают потребления смертельных? Ведь животные вообще не могут ЗНАТЬ о последствиях потребления или непотребления этих благ просто потому, что не могут ничего знать вообще! Природой придуман простой и гениальный механизм, чтобы заставить своих питомцев избегать вредных для них воздействий и обеспечивать себя в определенном объеме необходимыми. Все живые существа умеют ощущать. Они обладают способностью воспринимать воздействия окружающей среды с помощью рецепторного механизма, и любое воздействие вызываетприятное или неприятное ощущение. Природой же устроено так, что обычно необходимые воздействия вызывают приятные ощущения, а вредные = наоборот. Таким образом, ощущения животного говорят ему, ЧТО потреблять. Более того, этот механизм контролирует объем потребления. Потребление необходимых благ вызывает приятные ощущения только до определенного момента = пока животное не потребит нужное количество блага. По мере приближения к этому объему приятные ощущения начинают ослабевать, а после его достижения могут смениться на неприятные. Таким образом, ощущения животного «говорят» ему, СКОЛЬКО потреблять. Конечно, природа не могла предусмотреть всех возможных взаимодействий и оградить своих питомцев от ошибок в выборе «ЧТО и СКОЛЬКО». Вспомните, что нужно сделать, чтобы отравить крысу…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *