Приватизация общежития

Просмотров 879

Наличие своей жилплощади – мечта многих российских семей. Приватизация комнаты в общежитии позволяет стать обладателем отдельного жилого помещения со всеми удобствами. Кто-то может заметить, что лучше иметь в собственности отдельное жилье – хотя бы однокомнатную квартиру. Но для этого нужно заключить договор соц найма квартиры, а это получается далеко не у всех. Тем более, что проживание в общежитии часто очень выгодно с точки зрения коммунальных расходов.

Возникает вопрос, как приватизировать комнату в общежитии? Разберемся во всех тонкостях, рассмотрим пошаговую инструкцию и вопрос о том, сколько стоит такой шаг.

Можно ли приватизировать комнату в общежитии?

Жилищное законодательство не стоит на месте – еще совсем недавно власти запрещали приватизировать комнаты в общежитиях. Но с введением поправок оформление разрешили. Сейчас можно встретить немало общежитий следующего назначения: здание принадлежит муниципалитету, а комнаты находятся в собственности проживающих семей.

Обратившись к ст. 4 Федерального закона № 1541-I «О приватизации…», можно заметить, что общежития исключены из перечня объектов приватизации. Однако здесь имеются важные исключения.

В каких случаях можно приватизировать комнату в общежитии:

  1. Здание находится на балансе муниципалитета, т.е. считается многоквартирным жилым домом.
  2. Жильцы занимают комнату в общежитии по договору социального найма – основание для приватизации жилья.
  3. Комната представляет собой изолированное помещение с отдельным входом и несущими стенами.

Закон запрещает приватизировать части жилых помещений, например, только кухню или санузел. Ситуации с общежитиями проще: жильцы имеют право на приватизацию обособленной комнаты. Коридор, проходные, общие кухни и санузлы остаются в собственности муниципалитета. Жильцы могут пользоваться ими на прежних условиях.

Причины приватизации

Зачем люди стремятся к приватизации жилых помещений? Различные мнения на этот счет до сих пор будоражат умы населения нашей страны. Каждый преследует свою выгоду. Рассмотрим приватизацию комнаты в общежитии на примере плюсов и минусов сделки.

Положительные моменты:

  • приобретение собственной жилплощади – отныне комната в общежитии принадлежит семье, следовательно, у них появляется отдельное жилье;
  • возможность совершения юридических операций с недвижимостью: продать, завещать наследникам, подарить, заложить под банковский кредит и т.д.;
  • бесплатное приобретение жилья – приватизация считается безвозмездной процедурой, т.к. платить за выкуп комнаты не придется.

Проживание в муниципальном жилье не дает никаких прав на комнату в общежитии. Жильцы не смогут распоряжаться жилплощадью. Не говоря уже о том, что власти могут выселить их из комнаты в любой момент. Но вместе с тем, проживающие в общежитии не несут расходов на капремонт, а самое главное – не платят налог на недвижимость.

Став собственником комнаты, семье предстоит оплачивать дополнительные взносы. Многим это не по карману, поэтому они отказываются от затеи с приватизацией.

Как приватизировать комнату в общежитии?

Представим, что жильцы изъявили желание перевести комнату в общежитии в свою собственность. Что для этого нужно сделать? Прежде всего, проверить статус объекта недвижимости. Если общежитие принадлежит ведомству или находится на балансе государства – в сделке откажут. Приватизация доступна только в отношении объектов муниципальной собственности.

Порядок, этапы

С чего начать?

Первым делом, нужно разобраться – кто будет отвечать за оформление документов? Если вам удобнее доверить процедуру стороннему человеку, потребуется составить доверенность и заверить ее у нотариуса. Если все действия выполняются самостоятельно, доверенность на нужна.

Этапы приватизации комнаты в общежитии в 2020 году:

  1. Провести совещание жильцов комнаты.
  2. Выяснить, кто согласен на приватизацию, а кто напишет отказную.
  3. Подготовить документы.
  4. Подать заявку в отдел по работе с населением местной администрации.
  5. Подписать договор о передаче комнаты.
  6. Встать на учет в отделении Росреестра.
  7. Получить выписку из ЕГРН (см. «Как выглядит документ о приватизации квартиры»).

Закончив с регистрацией права собственности, жильцы становятся владельцами комнаты. Прежний договор социального найма аннулируется.

Процедура

Переходим к рассмотрению подробной инструкции, как приватизировать комнату в общежитии.

Основные шаги:

Первое, что нужно сделать – определить статус жилья. Разрешается переводить в собственность только муниципальные объекты. Загляните в квитанцию на оплату ЖКУ – там указан собственник дома, а в графе расходов должен быть пункт «по договору социального найма». Если вы видите такие записи, значит общежитие отнесено к муниципальному жилищному фонду.

Второе, что предстоит будущим собственникам – договориться по основным вопросам приватизации. Если в комнате проживает один человек, особых трудностей не будет. Но если жильцов несколько, нужно получить согласие/отказ каждого из них. Причем отказ заверяется у нотариуса.

Далее, следует подготовить документы и обратиться в жилищный департамент муниципалитета. Сотрудники предоставят справку о том, что общежитие не относится к служебному жилому фонду. Посетить администрацию придется всем участникам процедуры, включая несовершеннолетних детей. На приеме составляются заявления о приватизации комнаты в общежитии.

Следующим шагом будет заключение договора о передаче жилья в собственность граждан. Соглашение подписывают обе стороны: с одной – представитель органа власти, с другой – наниматель и члены его семьи.

Завершающим этапом станет регистрация права собственности в Росреестре. Удобнее подавать заявку через ГБУ «Мои документы» – это упрощает рассмотрение. Регистраторы внесут данные в реестр и выдадут выписку из ЕГРН – документ, свидетельствующий о регистрации права собственности на жилой объект.

Документы

Рекомендуем готовить документы заблаговременно – в случае с приватизацией нужен следующий пакет:

  • паспорта и свидетельства о рождении;
  • выписка из ЕГРН – заменяет кадастровый паспорт и справку о неучастии в приватизации;
  • договор соц найма или ордер на вселение в жилое помещение;
  • выписка из лицевого счета нанимателя комнаты;
  • выписка из домовой книги – заменяет справку о составе семьи;
  • заявление о приватизации комнаты в общежитии.

Дополнительно могут потребоваться:

  • генеральная доверенность с отметкой нотариуса;
  • копия паспорта или паспортные данные доверенного лица;
  • разрешение от органов опеки или суда – в случае участия ограниченно дееспособных или недееспособных лиц;
  • свидетельство о браке – если комната переходит в совместную собственность супругов;
  • нотариальный отказ от приватизации помещения.

Собранный пакет с документами подается в двух вариантах: один в муниципалитет, второй – в Росреестр. Желательно иметь копии всех документов, на случай потери оригиналов или запроса копий от регистраторов.

Стоимость

Оформительские работы и регистрация в реестре прав считаются платными. Соискатель оплачивает издержки на прием документов, координацию ведомств, запросы в государственные органы, изготовление выписок и т.д.

На что придется потратиться:

  1. Восстановление правоустанавливающих документов – до 4 000 рублей.
  2. Изготовление техпаспорта – до 2 500 рублей.
  3. Госпошлина за выдачу выписки из ЕГРН – 2 000 рублей.
  4. Запрос справок в Росреестре – от 300 до 1000 рублей.
  5. Удостоверение доверенностей – от 200 до 1000 рублей – обычные; до 4 000 рублей – генеральные (ст. 333.24 НК РФ).
  6. Нотариальный отказ от приватизации – до 1 000 рублей.

Сколько в среднем уходит на приватизацию? Об этом вы можете прочитать более подробно в статье, «Сколько стоит приватизация квартиры?».

Сроки

Не стоит рассчитывать на быстрое оформление комнаты в общежитии. Приватизация считается достаточно длинной процедурой – в среднем на нее уходит от 2 до 4 месяцев. Если помещение не переведено в статус муниципального объекта, срок может быть и больше.

Могут ли отказать? Основания.

Многие сталкиваются с отказом в приватизации комнаты в общежитии. Возможно ли это и каковы причины таких отказов?

Выделяют несколько оснований:

  • общежитие принадлежит ведомствам или спец фонду (например, Министерству обороны РФ);
  • нехватка документов, ненадлежащее их оформление;
  • комната подвергалась неузаконенной перепланировке;
  • заявитель не предоставил квитанцию об оплате госпошлины;
  • передача поддельных, недействительных или просроченных документов;
  • жилье изъято из приватизации.

Причины отказа могут быть и другими. Получив отрицательный ответ, нужно проанализировать – обоснован ли отказ? Если нет, читайте далее, каким образом решить проблему и сколько стоит такая процедура.

Что делать если отказали?

Различают два вида отказов: обоснованный и не обоснованный. В первом случае необходимо устранить нарушения и вновь подать заявку. Например, предоставить недостающие документы, оплатить госпошлину… Если отказ вынесен необоснованно – добиться правды можно только через суд, тем более что закон на стороне нанимателей.

Порядок действий

Приватизация комнаты в общежитии через суд преследует определенную цель – добиться права перевести объект в частную собственность. Основанием для обращения в суд будет отказ властей в предоставлении такого права.

Порядок действий:

  1. Направить письменный запрос в жилищный департамент.
  2. Получить официальный отказ в приватизации (с указанием причины).
  3. Составить исковое заявлении о признании прав на приватизацию комнаты в общежитии.
  4. Направить иск в судебную канцелярию.
  5. Посетить судебные слушания, обосновать свою позицию.
  6. Получить исполнительный лист суда.
  7. Зарегистрировать право собственности в отделении Росреестра.

Участие в судебных заседаниях – это сложное и ответственное мероприятие. Самостоятельная защита может грозить проигрышем дела. Поэтому в таких случаях желательно проконсультироваться с юристами по жилищным вопросам. Специалисты подскажут, как составить иск, что указать в заявлении, а также какие нужны доказательства. Юридические советы пригодятся при защите своих прав в суде.

Рассмотрение дел о признании права на приватизацию имеет свою специфику. Согласно правилам подсудности, такие вопросы адресуются городским и районным судам.

Суды обращают внимание на следующие детали:

  • Какой статус имеет комната? Жилой объект или нежилое помещение? Бывают случаи, когда в нежилых комнатах общежития проживают люди. Например, из-за нехватки свободных жилых помещений. Если комната пригодна для проживания, то необходимо признать ее жилой.
  • Сколько человек участвует в приватизации? Приватизация доступна только в том случае, если все жильцы комнаты дадут свой ответ: согласие или отказ.
  • Имеется ли договор соц найма? Если договор есть, решение выносится сразу – в случае отсутствия договора придется подтвердить, что семья действительно имеет право на приватизацию.

Исковое заявление может содержать одно или два требования. Обычно обращаются с просьбой признать право на приватизацию. Но известно немало обращений, в которых семьи просили обязать власти заключить договор на приватизацию комнаты.

Вопрос:

Здравствуйте!

Обращаемся к вам с таким вопросом: я, мой муж и наша несовершеннолетняя дочь проживали в общежитии. Здание принадлежало ведомству, но со временем перешло в собственность муниципалитета. Мы заключили договор соц найма. Сейчас собираемся приватизировать комнату, но нам отказывают из-за того, что дочь не присутствовала при подписании договора. Что делать в такой ситуации? Можно ли подать в суд?

Ответ юриста:

Добрый день!

Согласно ФЗ «О приватизации…», в подписании договора участвуют все жильцы помещения. Если кто-то из них отказывается, нужно составить нотариальный отказ. Остальные должны присутствовать при подписании договора о приватизации – без их подписи сделка не будет считаться юридически действительной. Представители жилищного департамента имеют право вам отказать. Оспорить их действия в суде не получится, т.к. они не нарушают действующий регламент. Если вы приватизируете комнату на троих членов семьи, рекомендуем посетить отделение жилищного органа всем вместе. Кроме того, потребуется свидетельство о рождении вашей несовершеннолетней дочери.

Сроки и стоимость

Основной вид расходов, которые несут истцы – уплата государственной пошлины. Сейчас она составляет 300 рублей – иски неимущественного характера. Заплатить взнос можно как в здании суда, так и в банке.

Примерный подсчет затрат мы рассматривали в статье «Сколько стоит приватизация земли?».

Срок рассмотрения дел о признании права на приватизацию комнаты в общежитии – от 2 месяцев и дольше. Общее время зависит от сложности дела, заявленных требований, позиции сторон и загруженности суда. Следовательно, срок приватизации увеличится до 4-5 месяцев.

Судебная практика

Сложившаяся по данному вопросу практика показывает, что суды часто принимают сторону нанимателей. Последним предстоит доказать свои права на комнату в общежитии и предоставить правоустанавливающие документы (договор соц найма или ордер).

Для наглядности рассмотрим один из недавних случаев.

’ году общежитие перешло в собственность муниципалитета. Бывший сотрудник обратился к властям с целью заключения договора соц найма комнаты. Однако ему было отказано. Представитель администрации пояснил, что жилец проживал в ведомственном жилье, так что ему доступен только платный выкуп помещения. Сотрудник был вынужден обратиться в суд. Исковое заявление содержало требование о признании права на заключение договора соц найма комнаты в общежитии. Ознакомившись с ситуацией, суд удовлетворил требования истца – обязав муниципалитет заключить с ним договор соц найма. Пояснение к такому решению: жилец вовремя платил за коммунальные услуги, содержал комнату в чистоте, не устраивал перепланировку. Следовательно, имеет право на заключение нового договора соц найма, но уже с муниципалитетом. Таким образом, сотрудник получил возможность приватизировать занимаемую им комнату.’]

Бывают случаи, когда на помещение претендует сразу несколько человек. Необязательно родственников, но тем не менее жильцов. При этом некоторые из них могут отсутствовать по месту прописки.

Например, женщина жила в общежитии, но вскоре вышла замуж и переехала в отдельную квартиру мужа. Если она не выписалась из комнаты, а остальные жильцы затеют приватизацию – им потребуется установить факт отсутствия женщины по месту прописки. Обычно в таких случаях подается исковое заявление о признании утратившим право пользования жилым помещением. Основания: неуплата коммунальных платежей или проживание по другому адресу свыше 3 месяцев – суд установит эти факты и выселит ответчика в принудительном порядке. Читайте «Как составить исковое заявление о выписке из квартиры?», а также «Принудительная выписка из квартиры через суд».

Задайте вопрос эксперту-юристу БЕСПЛАТНО! Анонимно Информация о вас не будет разглашена Быстро Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист Расскажите друзьям Оцените
Автор статьи Правовед. Стаж 2 года. Специализируюсь на гражданских спорах в сфере жилищного и семейного права. Рейтинг автора Написано статей 610 задать вопрос эксперту

Происходит процедура передачи жилых помещений в общежитии, принадлежащем государственному предприятию, в ведение органа местного самоуправления (администрации муниципального образования). Назначение объекта «Общежитие» — жилой дом.
Возможна ли приватизация жилых помещений проживающими в них гражданами после такой передачи?

23 августа 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации общежитие, которое принадлежало государственному предприятию и было передано в ведение администрации муниципального образования, утрачивает статус специализированного жилого помещения (общежития) в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Граждане РФ, проживающие и пользующиеся на законном основании жилыми помещениями в таких общежитиях, вправе приобрести их в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Обоснование вывода:
Жилые помещения в общежитиях, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ), отнесены законодателем к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Положениями ч. 2 ст. 94 ЖК РФ также предусмотрено, что под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.
В силу ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Вводной закон) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Из указанной нормы Вводного закона следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 мая 2017 г. N 46-КГ17-19).
Ввиду утраты указанными домами статуса общежития в силу закона, а также с учётом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма граждане, занимавшие в них комнаты, также приобретают право пользования ими на условиях договора социального найма, так как ст. 7 Вводного закона предусматривает применение норм ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений (Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2011 г. N 4-П, апелляционное определение СК по гражданским делам Тверского областного суда от 15 сентября 2015 г. по делу N 33-3359/2015).
Поскольку в силу вышеизложенного к пользованию комнатами в общежитиях, переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма, то в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Закон N 1541-1) граждане РФ, проживающие и пользующиеся на законном основании комнатами в таких общежитиях, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных Законом N 1541-1, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 6 Закона N 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым уполномоченным собственником жилищного фонда органом с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке приватизации. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 7 Закона N 1541-1).
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (ст. 8 Закона N 1541-1).
Гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных ст.ст. 1, 2 Закона N 1541-1 условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст. 7, 8 Закона N 1541-1 порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение) (п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 24 августа 1993 г. N 8).
В результате выполнения всех предусмотренных законодательством действий по приватизации жилья на руки гражданину выдаются свидетельство о праве собственности на жилое помещение и договор передачи жилого помещения в собственность.
Отметим, что передача жилого помещения в собственность нанимателя по договору в порядке приватизации в силу ст. 413 ГК РФ влечет за собой прекращение договора социального найма такого жилого помещения.
Согласно ст. 11 Закона N 1541-I каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования только один раз. При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст. 11 Закона N 1541-I возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8).
Следует подчеркнуть, что правом на приватизацию комнат в общежитии обладают не только наниматели, но и члены его семьи, которые в силу ч. 2 ст. 69 ЖК РФ имеют равные с нанимателем права. Приватизация комнаты в общежитии будет законна, если в ней примут участие все проживающие в ней лица либо между ними будет достигнуто соглашение о передаче комнаты в собственность только одному или нескольким из них.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации общежитие, которое принадлежало государственному предприятию и было передано в ведение администрации муниципального образования, утрачивает статус специализированного жилого помещения (общежития) в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Граждане РФ, проживающие и пользующиеся на законном основании жилыми помещениями в таких общежитиях, вправе приобрести их в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий

Ответ прошел контроль качества

УСТАНОВИЛ:
<Истец И.В.>, <ФИО> А.Л., действующие в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратились в суд с иском к Комитету имущественных отношений города Мурманска о понуждении к заключению договора на бесплатную передачу в собственность жилого помещения.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что <Истец И.В.> на основании договора социального найма жилого помещения от 28 августа 2008 года является нанимателем жилого помещения – комнаты №, расположенной по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ у нее родился сын ФИО1, который проживает по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ. Отцом ребенка является <ФИО> А.Л.
С целью участия в приватизации <Истец И.В.> обратилась в Комитет имущественных отношений города Мурманска с заявлением о приватизации указанного жилого помещения и передаче его в собственность несовершеннолетнего ФИО1, однако в этом ей было отказано со ссылкой на то, что жилые помещения, относящиеся к общежитиям, не подлежат приватизации.
Данный отказ полагали незаконным, поскольку <Истец И.В.> зарегистрирована и проживает в спорном жилом помещении более 10 лет, несет бремя содержания данного жилого помещения. Кроме того, большинство жильцов дома № по улице *** в городе Мурманске реализовали свое право на приватизацию находящихся в нем помещений.
Просили обязать Комитет имущественных отношений города Мурманска заключить договор на бесплатную передачу ФИО1 в собственность вышеуказанного жилого помещения.
Истец <Истец И.В.>, ее представитель <ФИО> О.В. в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец <ФИО> А.Л. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых указал, что спорная комната относится к категории жилых помещений в общежитиях, было предоставлено истцу именно как жилое помещение в общежитии. Данное помещение было принято в муниципальную собственность от АООТ «Мурманский домостроительный комбинат», учтено в реестре муниципальной собственности города Мурманска на основании постановления администрации города Мурманска от 26 октября 1994 года № 1922 и является жилым помещением в общежитии. С указанного времени собственник помещения и статус данного помещения не менялись. При таких обстоятельствах установленные законом основания для передачи спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации отсутствуют, в связи с чем просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представители третьих лиц – Управления Росреестра по Мурманской области, администрации города Мурманска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены.
Представитель органа опеки и попечительства, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Заслушав истца и ее представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что истец <Истец И.В.> (ранее ФИО2) на основании решения о предоставлении жилого помещения от 14 августа 2008 года № и договора найма жилого помещения в общежитии № от 28 августа 2008 года, является нанимателем жилого помещения – комнаты №, распложенной по адресу: <адрес>, зарегистрирована и проживает по указанному адресу с 16 января 2009 года.
ДД.ММ.ГГГГ родился ФИО1, родителями которого являются <Истец И.В.> и <ФИО> А.Л., что подтверждается свидетельством о рождении серии I-ДП №.
ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Законность вселения истца <Истец И.В.> и ее несовершеннолетнего сына в спорное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, ответчиком не оспаривалась.
Истцы, полагая, что основания для передачи несовершеннолетнему ребенку занимаемого им и истцом <Истец И.В.> жилого помещения в собственность имеются, просили обязать Комитет имущественных отношений администрации города Мурманска заключить договор на бесплатную передачу спорного жилого помещения в собственность несовершеннолетнего ФИО1
Однако суд оснований для удовлетворения заявленных требований не усматривает.
Так, согласно статье 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.
Во исполнение требований Законов РСФСР «О собственности в РСФСР» и «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» Верховным Советом Российской Федерации 27 декабря 1991 года принято Постановление № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», согласно пункту 2 которого объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
К таким объектам указанным Приложением отнесены, в числе прочих, объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
Судом установлено, не оспаривалось сторонами и подтверждено материалами дела, что здание общежития как объект недвижимого имущества внесено в реестр муниципальной собственности города Мурманска на основании постановления администрации города Мурманска от 15 марта 1999 года № 833, приказа Комитета от 22 марта 1994 года № 1922 (принято в муниципальную собственность от АООТ «Мурманский домостроительный комбинат») и учтено в реестре муниципальной собственности города Мурманска, утвержденном решением Мурманского городского Совета от 30 мая 2005 года № 9-104.
Выпиской из реестра муниципальной собственности города Мурманска подтверждается, что помещение №, расположенное по адресу: <адрес>, было принято в муниципальную собственность города Мурманска как жилое помещение в общежитии, входит в состав муниципальной казны города Мурманска.
В силу статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии с данной нормой общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежития в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Вместе с тем, приведенная норма должна применяться с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 апреля 2011 № 4-П по делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Так, из пункта 3 Постановления № 4-П следует, что введение в законодательство нормы, закрепленной в статье 7 данного Федерального закона, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2007 года № 425-0-0, было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.
Изменение правового режима таких жилых помещений обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее в связи с наймом жилых помещений в общежитии.
Разъясняя изложенную в указанном Постановлении правовую позицию в определениях от 01 марта 2012 года № 390-0-0 и 391-0-0, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что норма, содержащаяся в статье 7 Вводного закона, призванная с учетом приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации обеспечить реализацию требований статьи 40 Конституции Российской Федерации в отношении определенной категории граждан, не рассчитана на регулирование отношений, складывающихся при предоставлении гражданам в соответствии с разделом IV «Специализированный жилищный фонд» Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальными образованиями как собственниками жилых помещений из этого фонда, в том числе после 01 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации), и распространение действия норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма на отношения, возникающие при предоставлении муниципальными образованиями указанных жилых помещений, в частности жилых помещений в общежитиях (что, по сути, означало бы лишение муниципальных образований специализированного жилищного фонда (абзацы 4, 7 пункта 2 Определений).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в данном случае оснований для применения к спорным правоотношениям положений статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не имеется.
В ходе рассмотрения дела установлено, что общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, из ведомственного специализированного жилищного фонда перешло в муниципальную собственность до вселения истца <Истец И.В.>, в связи с чем передача жилья в муниципальную собственность, имевшая место в 1999 году, на права <Истец И.В.>, вселившейся в общежитие в 2008 году, как и права ее несовершеннолетнего ребенка, вселенного в спорное помещение к матери в 2017 году, не влияет.
Со времени передачи в 1994 году данного общежития в муниципальную собственность его собственник не менялся, жилое помещение – комната № в общежитии — предоставлено <Истец И.В.> (ФИО2) муниципальным образованием в лице уполномоченного органа после передачи дома в муниципальную собственность и на момент его предоставления истцу имело статус комнаты в общежитии, подтверждением чему является договор найма жилого помещения в общежитии № от 28 августа 2008 года.
Правовой статус специализированного жилого помещения за спорным жилым помещением сохраняется до настоящего времени, оно включено в специализированный жилищный фонд в качестве жилого помещения в общежитии. Собственник жилого помещения и уполномоченный им орган не принимали как решения об исключении занимаемой истцом и несовершеннолетним ребенком комнаты из числа специализированного жилья, так и решения о переводе жилого помещения в фонд социального использования и приватизации жилого помещения.
Понуждение же собственника (владельца) жилищного фонда к передаче специализированных жилых помещений в собственность граждан действующее законодательство не предусматривает.
Доводы истца <Истец И.В.> о том, что несение бремени содержания находящегося в ее пользовании и пользовании ее несовершеннолетнего сына ФИО1 жилого помещения могут служить основанием для заключения с последним договора на бесплатную передачу в собственность спорного жилого помещении основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку наниматель специализированного жилого помещения, в том числе помещения в общежитии, в силу части 5 статьи 100, части 3 статьи 67 Жилищного кодека Российской Федерации, обязан, в числе прочего, обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Несение расходов по содержанию спорного жилого помещения является обязанностью истца <Истец И.В.> как нанимателя жилого помещения по договору специализированного найма жилого помещения, при этом не может служить основанием для приобретения ею или членами ее семьи права собственности в отношении данного жилого помещения.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 — 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <Истец И.В.>, <ФИО>а А.Л., действующих в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Комитету имущественных отношений города Мурманска о понуждении к заключению договора на бесплатную передачу в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, – оставить без удовлетворения.

Сейчас большинство таких зданий переданы муниципалитетам, а бывшие хозяева общаг — заводы, колхозы, научные учреждения попросту прекратили свое существование. Но люди в этих общагах остались. Мало того, ряды их значительно пополнились. Общежития стали единственным кровом для сотен тысяч семей, которые после распада СССР переехали в Россию. Да и по сей день продолжают переезжать. Проблемы, с которыми сталкиваются граждане, прописанные в общежитиях, без преувеличения касаются миллионов. Более того, к старым проблемам у них добавились новые. В советское время нашу страну можно было смело называть страной общежитий — большинство семей в те годы совместную жизнь начинало именно там. И в наши дни огромное число граждан рождается, растет в общежитиях и идет во взрослую жизнь по общим коридорам таких домов.

Спорная ситуация, которую рассматривал Верховный суд, произошла в Волгограде. Там в районный суд пришел гражданин с иском и попросил признать утратившими право пользования жилым помещением семью из трех человек — отца, мать и их дочь.

2,5 миллиона человек сегодня проживают в общежитиях по данным, полученным в ходе Всероссийской переписи населения

В суде гражданин пояснил, что проживает в комнате общежития, которую ему дали как рабочему завода в 1999 году. С тех пор мужчина в ней живет, платит за коммуналку. Теперь общежитие стало городским жильем, и недавно он обратился к местной власти с просьбой о приватизации комнаты, а там ему объяснили, что есть проблемы. Оказалось, что в ордере на его вселение написано, что гражданин получил в этой комнате лишь койко-место. И плюс к этому в той же комнате кроме него зарегистрирована еще и семья из трех человек. Вот истец и просит признать этих соседей по комнате утратившими право на комнату, так как они в ней не живут и раньше не жили.

Эта семья в ответ на подобный иск к ним ответила встречным и попросила вселить их в спорную комнату. По словам этих людей, они вынужденно не живут там, так как у них с соседом конфликтные отношения.

Право пользования у главы этой семьи появилось в 2004 году, когда в общежитии ему так же предоставили койко-место. А жену и дочь он прописал позже, но в общежитии они действительно не жили, а были лишь прописаны.

Районный суд Волгограда принял «половинчатое» решение: жену и дочь соседа он признал не приобретшими право на комнату. Их отца и мужа, которого так же вселили когда-то на койко-место, райсуд вселил в комнату и истцу велел дать соседу дубликат ключей.

Областной суд Волгоградской области это решение районных коллег отменил и принял новое решение — в иске живущему в общежитии гражданину отказать полностью.

Верховный суд РФ пересмотрел это дело и высказал свою точку зрения, отличную от решения областного суда.

Вот что сказал Верховный суд. Судя по материалам дела, в далеком 1999 году истцу дали «койко-место» в общежитии завода, где он начал работать. В 2004 году администрация района второе койко-место в этой комнате отдала еще одному мужчине. На каждого из них были открыты отдельные лицевые счета, куда начисляются коммунальные платежи.

В 2011 году администрация Волгограда приняла постановление «Об изменении вида жилищного фонда» и заводская общага, утратив свой прежний статус, стала муниципальной собственностью. А значит — жилье в бывшем общежитии стало возможным приватизировать.

Районный суд, отказывая во встречном иске семье из трех человек, сказал, что жена и дочь второго жильца комнаты в нее никогда не вселялись, хотя и были в ней прописаны. А вот их глава семьи может там жить, потому как вселялся в комнату законно, а не живет в ней, так как конфликтует с соседом.

Областной суд заявил, что заявитель вообще не надлежащий истец. Он и его сосед вселялись на койко-места и имеют право пользоваться лишь этими местами, а не всей комнатой. Так что у него договора о соцнайме на руках нет, значит — и требовать он ничего не может.

Верховный суд разъяснил: Жилищный кодекс (статья 62) говорит, что предметом договора социального найма жилого помещения должны быть дом, квартира, часть дома или квартиры. Самостоятельным предметом договора соцнайма не может быть неизолированное жилое помещение, помещение вспомогательного использования и общее имущество многоквартирного дома.

В Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» есть 7-я статья. В ней сказано, что к общежитиям, которые были переданы в муниципальную собственность, применяется правовой режим жилых помещений, предоставляемых по договорам соцнайма. А тем гражданам, которые жили на момент вступления в силу этой седьмой статьи на условиях койко-места, должно передаваться в пользование изолированное жилое помещение в целом и с ними надо заключать договор соцнайма.

В нашем случае оба мужчины получили койко-места. Значит, когда общежитие передали городу, к ним стал применим правовой режим договора соцнайма. Значит, оба они являются сонанимателями.

Верховный суд сказал, что областной суд, когда принимал новое решение и отказывал гражданину в иске, не учел, что отсутствие у него на руках письменного договора соцнайма на комнату в общежитии не препятствует истцу быть сонанимателем комнаты по договору соцнайма. Верховный суд подчеркнул — реализация прав жильца комнаты не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления такого документа.

Верховный суд сказал — право жильца комнаты не зависит от оформления чиновниками документа

Вывод областного суда об отсутствии у истца прав нанимателя по договору соцнайма, в том числе и права требовать признания ответчиков утратившими право на жилье, не соответствует нормам материального права.

Верховный суд велел областному суду пересмотреть принятое им неправильное решение.

Источник фотографии

Еще в 2016 году правительство РФ направило в Госдуму законопроект об уточнении правового положения жителей так называемых «частных» общежитий. Речь в этом случае шла о бывших ведомственных зданиях, которые в 90-е годы в результате различного рода «приватизаций» (нередко больше похожих на махинации) оказались в руках коммерческих компаний. Почти два года депутаты обсуждали этот документ и только зимой 2018 года утвердили его в первом чтении. И вот недавно пришла информации о том, что данный закон будет окончательно принят до конца 2018 года.

Проблема «частных» общежитий в России

В настоящее время в России на балансе различных ООО и АО числится около 200 общежитий. В них проживают более 19 тысяч человек. Все здания находятся в плачевном состоянии. Степень износа домов варьируется от 30% до 85%.

Однако это не мешает многим владельцам этой недвижимости наживаться на квартиросъемщиках. Так, согласно информации, предоставленной региональными властями, граждане, живущие в этих зданиях, платят за услуги по завышенным коммунальным тарифам. Кроме того, собственники полностью перекладывают на жильцов свои затраты на содержание имущества. В результате люди зачастую платят за комнаты почти как за гостиничные номера.

Все это приводит к тому, что данная категория квартиросъемщиков стала своеобразной заложницей ситуации. Приватизация подобных общежитий проводилась в 90-е годы с многочисленными нарушениями, а оспорить ее в силу истечения срока исковой давности уже почти невозможно.

Положение усугубляется и тем, что вводя в действие Жилищный кодекс, законодатель особо подчеркнул, что правоотношения между нанимателями помещений в общежитиях, входящих в муниципальный фонд, с одной стороны, и организациями, управляющими этим фондом, с другой стороны, регулируются договором социального найма. А вот о жильцах «частных» общежитий власть «забыла» напрочь. Получается, что их как бы и нет в России.

Такая «дыра» в законодательстве привела к тому, что коммерческие организации делают все, что им заблагорассудится. Они выселяют жильцов под любыми предлогами, навязывают им выкуп койко-мест по явно завышенным ценам (от 30 000 рублей за кв. метр и более) или просто подселяют к неугодным нанимателям третьих лиц без их согласия.

Справедливости ради стоит сказать, что Верховный суд РФ неоднократно указывал: статья 7 закона № 189-ФЗ всё-таки распространяется на «частные» общежития, а их жильцы (вселившиеся до перехода здания в руки ООО или АО) имеют полное право на приватизацию своих комнат и квартир.

Однако даже позиция Верховного суда не смогла сломать общую тенденцию. Суды в регионах при рассмотрении споров, как правило, становятся на сторону частных владельцев зданий, игнорируя при этом интересы людей, проживающих в общежитиях.

Подобная ситуация, а также многочисленные жалобы со стороны граждан в суды, администрацию президента и даже в совет по правам человека при президенте РФ вынудили правительство в 2016 году направить в Госдуму новый законопроект.

Новеллы законодательства

Какие же перемены планируются в данной сфере? Прежде всего, законодатель собирается распространить действие статьи 7 закона № 189-ФЗ на жителей «частных» общежитий. Правда при этом он делает существенную оговорку о том, что данная норма касается только тех граждан, которые получили право проживания в здании еще до его перехода в частную собственность. То есть под действие данного нормативного акта не подпадают люди, вселившиеся в комнату (или квартиру) после того, как объект перешёл в руки коммерческой компании.

Далее, учитывая, что дома находятся в частной собственности, государство, в принципе, не может распространить на них положения о договоре социального найма. Однако законодатель все-таки нашел выход из ситуации. Он установил, что правоотношения между собственником «частного» общежития и жильцами станут регулироваться договором найма жилого помещения, то есть Гражданским кодексом РФ, а не ЖК РФ. В то же время условия данного соглашения будут полностью идентичны условиям социального найма.

Так, наем жилого помещения для лиц, вселившихся в общежитие до его перехода в частную собственность, станет вообще бессрочным и не будет ограничен пятью годами, как того требует ГК РФ.

Кроме того, субъект законодательной инициативы недвусмысленно указал, что наймодатель отныне не сможет устанавливать по своему желанию цену по таким договорам. С момента принятия закона граждане будут платить только за само помещение, его содержание и коммунальные услуги. При этом размер платежей не должен превышать предельной суммы, установленной исходя из методических указаний.

Краткие выводы

Изучив новый нормативный акт, можно прийти к выводу, что законодатель совершил своеобразный «правовой маневр». Он приравнял договор коммерческого найма жилья к социальному. С момента вступления в силу закона граждане, вселившиеся в общежитие до его перехода в частные руки, получат все права социальных квартиросъемщиков в части пользования помещением и его оплаты. Более того, в случае смерти ответственного квартиросъемщика члены его семьи смогут потребовать признать себя нанимателями.

С другой стороны, данный проект, к сожалению, ничего не говорит о возможности граждан (въехавших в помещения до перехода здания к частному собственнику) приватизировать свои комнаты и квартиры. А ведь ВС РФ неоднократно указывал, что подобная категория жильцов имеет полное право на приватизацию помещения, несмотря на переход здания к коммерческой компании. Поэтому в данном случае я прогнозирую существенное увеличение количества судебных тяжб в связи с отказом собственников зданий в приватизации нанимателями комнат и квартир.

Пояснительная записка к законопроекту № 32886-7

Там же

Ст.7. Федерального закона № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации»» от 29.12.2004 года.

Решение Набережночелнинского городского суда республики Татарстан по делу № 2-82885/2017 от 11.09.2017 года.

Решение Металлургического районного суда г. Челябинска по делу № 2- 3528/2016 от 12.08.2016 года.

Определение ВС РФ по делу № 14-КГ14-4 от 29.04.2014 года.

Сопроводительная записка Правительства РФ № 8706п-П9 от 21.11.2016 года.

Ст.2 Проекта № 32886-7

Ст. 683 ГК РФ

Ч.3 ст. 156 ЖК РФ.

Данный материал является аналитическим и не носит рекламный характер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *