Проблемы налога на прибыль

Проблемы применения налога на прибыль организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Междисциплинарные исследования

УДК 336.226.12 ББК 67.402

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10016

Проблемы применения налога на прибыль организаций

Levying Profit Tax on Public Organizations: Problems and Solutions

Эльмира Башировна АЛИЕВА,

доцент кафедры административного и финансового права Юридического института Дагестанского государственного университета

E-mail: alievaelmira67@yandex.ru

Белла Асельдаровна САЛАУТДИНОВА,

студент 4-го курса Юридического института Дагестанского государственного университета

E-mail: kurobellaya@gmail.com

Разият Шахмировна АГАБАЛАЕВА,

студент 4-го курса Юридического института Дагестанского государственного университета

E-mail: agabalaevaraziat@gmail.com

Аннотация. В настоящей статье авторами исследуются актуальные в современных условиях проблемы применения налога на прибыль организаций. Актуализируется вопрос об объекте налога на прибыль, а также особенности, проявляемые в процессе налогообложения при участии публично-правовых образований. Помимо этого, авторами затрагивается проблема двойного налогообложения. Предлагаются пути решения указанных проблем.

Ключевые слова: налоги; налог на прибыль организаций; налоговое право; юридические лица; правоприменительная практика

Keywords: taxes; corporate income tax; tax law; legal entities; law enforcement practice

Налог на прибыль организаций — прямой федеральный налог, взимаемый с организаций, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, и иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающих доходы от источников в Российской Федерации, облагающий налогом прибыль, по-

лученную налогоплательщиком, и регулируемый гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Налог на прибыль организаций, который Федеральная налоговая служба коротко называет «налог на прибыль», занимает одну из значительных статей дохода, поступающего в бюджетную систему Российской Федерации, а потому и проблематика его применения имеет основополагающее значение.

Исходя из структуры поступлений налогов в федеральный бюджет, налог на прибыль в 2018 г. составлял в процентном соотношении 8,8%, однако уже в 2019 г. эта цифра выросла до 10,1% (рис. 1). Можно также проследить темп роста налога на прибыль в последние годы.

Так, по данным ФНС РФ1, на январь-август 2017 г. сумма поступлений в федеральный бюджет по налогу на прибыль составляла 512,2 млрд руб., на тот же период в 2018 г. — 662,8 млрд руб., на 2019 г. — 839,5 млрд руб. На 2018 г. темп прироста был 29,4%, к 2019 г. данный показатель немного упал до 26,7%, однако все еще остается внушительным. Таким образом, нельзя недооценивать значимость данного налога.

Ученые выделяют различные подходы к проблеме налогообложения по налогу на прибыль. И.А. Пероненко, являясь приверженцем налогообложения посредством единого налога, считает, что организации должны будут уплачивать этот единый налог и с увеличением производственных оборотов отчислять все большую часть прибыли в счет государства2. Единый налог, по мнению Пероненко, никак не зависит от финансового результата и позволяет узаконить большую часть предпринимательской деятельности, уберечь себя от проверки представителей органов налогового администрирования. Тем не менее, с данным подходом стоит не согласиться. При едином налоге наиболее вероятны случаи укрывания незаконного бизнеса, легализации полученных незаконным путем денежных средств; открываются пути для ряда мошеннических схем. Сложно согласиться с мнением И.А. Пероненко ввиду отсутствия актуальности и дальнейшей перспективы развития. Подобная точка зрения не соответствует требованиям и динамике современной экономики.

Необходимо учитывать платежеспособность организации-налогоплательщика, которая напрямую зависит от рентабельности активов3. Указанное мнение, поскольку оно основано не на чисто теоретических началах, но и на реалиях современного российского общества, представляется достаточно емким. Одна из актуальных проблем при применении налога на прибыль, как указывает Ю.А. Кручанова, может вскрываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций и состоит в различиях между налоговым и бухгалтерским учетами, которые требуют их максимального сближения и устранения двойственности, которая обусловлена различием целей для двух видов учета. С целью сглаживания данных различий принято и вступило в силу Положение по бухгалтерскому учету «Учет

расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/0214. Данное положение утверждает и разъясняет, что основой для формирования прибыли являются хозяйственные операции, совершаемые хозяйствующим субъектом в налоговом периоде.

Помимо перечисленного, сомнение вызывает п. 3 ст. 307 НК РФ. В нем указано, что «в случае, если иностранная организация осуществляет на территории Российской Федерации деятельность подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц, приводящую к образованию постоянного представительства, и при этом в отношении такой деятельности не предусмотрено получение вознаграждения, налоговая база определяется в размере 20 процентов от суммы расходов этого постоянного представительства, связанных с такой деятельностью». Выходит, что законодатель не обозначил реальность дохода как один из принципов налогообложения, когда дело касается иностранных организаций. Их прибыль лишь предполагается, но не является доказанной, что, несомненно, может привести к ряду неблагоприятных последствий.

Аналогичного мнения придерживается Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 4 февраля 2014 г. № 13976/13: «Фактически налогообложению подлежит вмененная прибыль, которая хотя и не была получена, но могла быть получена, если бы представительство осуществляло свою подготовительную или вспомогательную деятельность в интересах третьих лиц как самостоятельное предприятие на рыночных условиях».

Данный налог имеет обширную проблематику, зачастую решаемую исключительно правоприменителем ввиду отсутствия законодательного регулирования.

Д.В. Тютин уделяет этому особое внимание5. В первую очередь он делает акцент на налогообложении по налогу на прибыль при участии публично-правовых организаций. Например, денежные средства, получаемые государственной организацией в качестве платы, установленной нормативными актами за выполнение возложенных на нее законом функций, не могут оцениваться как экономическая выгода и облагаться налогом на прибыль. Указанное обстоятельство подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 3 июня 2008 г. № 1868/08. По мнению суда, Управление Федеральной регистрационной службы, входящее в систему органов исполнительной власти, осуществляя функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, действовало в рамках полномочий, возложенных на него федераль-

ным законом, поэтому его деятельность не мо- приносящей доход, следовательно, не подлежит жет рассматриваться в качестве коммерческой и обложению налогом на прибыль по правилам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гл. 25 НК РФ.

Рис. 1. Структура федерального бюджета

Кроме того, как это разъяснено в п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98, средства, получаемые организацией от публично-правового образования в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот, подлежат учету в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль6.

С.А. Сосновский отмечает актуальную и злободневную в современных реалиях проблему двойного налогообложения. В пример он приводит распределение прибыли в акционерных обществах. Организация получает прибыль, и с нее уплачивается налог — это раз, однако акционеры, распределив эту прибыль между собой в виде

дивидендов, тоже уплачивают с этой суммы налог. Таким образом, один и тот же объект подвергается налогообложению дважды, что абсолютно недопустимо. Для решения указанной проблемы в 2018 г. законодателем был введен подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ, который устанавливает нулевую ставку по доходам, полученным в виде дивидендов.

Таким образом, стоит заключить, что налогообложение по налогу на прибыль организаций, несмотря на его значительный характер, имеет ряд немаловажных проблем, которые сейчас решаются преимущественно на уровне правоприменительной практики данной главы НК РФ, которая, тем не менее, по ряду вопросов из раза в раз разнится.

Исследование данных проблем показало, что законодательное совершенствование налога на прибыль организаций необходимо. Его регули-

рование не представляется полным ввиду открывающихся в связи с его применением проблем. В процессе работы нами сделаны следующие выводы.

1. Налог на прибыль организаций является самостоятельным налогом, отчисления по которому представляют значительную статью дохода в бюджет Российской Федерации. Предложение изменить объект налогообложения, а уж тем более ввести вместо него новый единый налог, не являющийся специальным налоговым режимом, не имеет под собой реальной возможности применения; применение любого из указанных нововведений не преследует цель развития экономического потенциала страны и не способствует усилению конкурентоспособности на рынке.

2. Одной из специфических черт данного налога является его налогоплательщик — юридическое лицо. Налоговое законодательство должно принимать во внимание не только общие правила налогообложения, но и специфические особенности, присущие юридическому лицу как субъекту. Так, законодательно стоит унифицировать налоговый и бухгалтерский учет, свести две категории к единому понятийному аппарату.

3. Принцип избежания двойного налогообложения практически не реализуется на территории Российской Федерации. Зачастую прибыль как объект налогообложения по итогу может стать объектом налогообложения по другому налогу. Как было показано выше, для решения указанной проблемы законодателю стоит ввести по ряду доходов нулевую ставку либо же нами предлагается внедрить в Закон понятие налогового вычета в раздел «Налог на прибыль организаций». Так, например, законодательно закрепив обязательство лишь физических лиц как конечных получателей уплачивать налог с данного дохода, юридическое лицо, документально подтвердив распределение прибыли по предусмотренному основанию и конкретную сумму, может рассчитывать на налоговый вычет на указанную сумму.

4. Необходимо обозначить реальность дохода как один из принципов налогообложения, когда дело касается иностранных организаций, поскольку относительно данных субъектов налогообложению подлежит «сумма, которая хотя и не была получена, но могла быть…». Нами предлагается ввести для указанных в п. 3 ст. 307 НК РФ иностранных организаций налогообложение, в котором налоговая база будет определяться по итогу проведенных непосредственно ими хозяйственных операций.

5. Остается открытым вопрос относительно налогообложения субъектов публично-правовых

образований. Так, судебная практика не пришла к единогласному мнению о том, считаются ли прибылью денежные средства, полученные государственной организацией (бюджетным, казенным предприятием или учреждением), прибылью. По нашему мнению, логично считать, что осуществляемая в рамках закона деятельность таких организаций не должна облагаться налогом на прибыль, однако любые хозяйственные операции, выходящие за пределы возложенных на них законом полномочий, хотя и не противоречащие им, должны.

2 Пероненко ИА. Совершенствование механизма налога на прибыль в РФ // Налоговый вестник. 2014. № 11.

4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утв. приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н, зарег. в Минюсте РФ 31 декабря 2002 г. № 4090) // СПС «КонсультантПлюс».

5 Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // СПС «КонсультантПлюс», 2017.

6 Там же.

Список литературы

2. Приказ Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н в ред. от 6 апреля 2015 г. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02″ // СПС «Консультант-Плюс».

3. Постановление Президиума ВАС РФ от 4 февраля 2014 г. № 13976/13 по делу № А40-118586/12-116-240.

4. Постановление Президиума ВАС РФ от 3 июня 2008 г. № 1868/08 по делу № А67-9099/06.

5. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *