Проверка росстандарт

С этого года все работодатели должны быть готовы к проверкам соблюдения ими правил обработки персональных данных. Такие проверки будет проводить Роскомнадзор. Уже готов и вступил в силу регламент данных ревизий. В связи с этим предлагаем ознакомиться с типичными нарушениями, которые могут быть выявлены при подобных проверках, с тем, чтобы не допустить их у себя.

Регламент проведения проверок обращения с персданными

Правительство РФ утвердило правила проверок организаций на предмет того, не нарушают ли они закон при обработке персональных данных своих сотрудников и клиентов-физлиц.

Объект проверки

Проверять будут юрлиц и ИП, являющихся операторами персданных.

Таким образом, контролю подвергнут работодателей, поскольку они являются операторами персданных.

Виды проверок

Ревизии могут проходить в виде:

  1. плановых проверок – выездных и документарных;
  2. внеплановых проверок – выездных;
  3. мероприятий без взаимодействия инспекторов с операторами.

Плановые проверки

Проводятся в соответствии с ежегодными планами, которые размещаются в сети Интернет.

Частота – раз в 3 года. Срок отсчитывается с момента госрегистрации компании или окончания последней плановой проверки.

В отдельных случаях – раз в 2 года. Например, если фирма собирает биометрические (фотографии сотрудников) и специальные (раса, национальность, состояние здоровья) категории персданных.

Внеплановые проверки

Проводятся на основании:

  • обращений граждан;
  • по требованию прокурора;
  • в случае неисполнения оператором предписания.

Уведомление компании

Роскомнадзор должен уведомить фирму:

  • о проведении плановой проверки – не позднее чем за 3 рабочих дня:
  • о проведении внеплановой проверки – не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

Способ уведомления – направление копии приказа о проведении проверки (либо-либо):

  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • электронным документом с усиленной квалифицированной электронной подписью на электронную почту.

Что будут проверять

Инспекторы проверят:

  • документы, локальные акты и принятые оператором меры по списку в ч. 1 ст. 18.1 закона о персданных;
  • обработку персданных на предмет ее соответствия установленным требованиям;
  • информационные системы персданных.

Мероприятия без взаимодействия с компанией

Такие мероприятия проводятся на основании заданий на их проведение, утверждаемых руководителем органа Роскомнадзора.

К данным мероприятиям относится контроль за соблюдением компанией требований при размещении информации в сети Интернет и СМИ, а также в федеральных государственных информационных системах.

Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 146 «Об утверждении Правил организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных»

Примечание редакции:

По итогам таких проверок могут накладываться штрафы по ст. 13.11 КоАП РФ: санкции на юрлиц – от 30 до 75 тыс. рублей.

Что работодатель должен и не должен знать о работнике

В Трудовом кодексе РФ нет конкретного перечня сведений, относящихся к персональным данным работника. Равно как и нет его и в Законе «О персональных данных». В этом документе есть только их Определение: это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.

Соответственно, в законодательстве отсутствует список сведений, которые работодатель вправе собирать и хранить в отношении каждого работника.

Вместе с тем в ст. 65 ТК РФ приведен перечень документов, которые сотрудник предъявляет работодателю при приеме на работу. По этим документам можно понять, какие сведения о работниках компания получает, и соответственно, имеет право обрабатывать, а каких сведений в ее распоряжении оказаться не должно.

Что у компании должно быть

Итак, при приеме на работу работодатель получает персональные данные работника, а именно:

  • Ф.И.О., возраст, место жительства, семейное положение (из паспорта);
  • трудовой стаж и предыдущие места работы (из трудовой книжки);
  • регистрация в органах ПФР (из карточки СНИЛС);
  • отношение работника к воинскому учету (из документов воинского учета);
  • образование и квалификация (из дипломов, аттестатов, свидетельств об образовании);
  • судимость (из справки о ее наличии или отсутствии);
  • употребление наркотиков (из справки, подтверждающей или опровергающей этот факт).

Чего быть не должно

Требовать от работника другие документы кодекс запрещает, поэтому иных персональных данных сотрудника у организации быть не должно – например, свидетельств о рождении и браке (по крайней мере, при приеме на работу они не требуются).

Также компания не вправе настаивать на том, чтобы сотрудник при заполнении личной карточки (форма утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 и, кстати, уже давно необязательна), указывал в ней сведения о составе своей семьи, местах рождения и работы своих родственников, номера их телефонов и так далее.

Исключение сделало только для иностранцев и госслужащих. Для них дополнительные документы для трудоустройства определены отдельными федеральными законами.

Кроме того, фирма не должна хранить копии документов, перечисленных в ст. 65 ТК РФ. В кодексе сказано, что оригиналы предоставляются работодателю лишь при заключении трудового договора. Это значит, что после занесения сведений в договор оригинал возвращается, а снимать копии и хранить их кодекс не разрешает.

Статья Проказина Е.А., редактора-эксперта журнала «Время Бухгалтера»

📌 Реклама Отключить

Положение о порядке обработки персональных данных необходимо

Трудовая инспекция выдала обществу предписание устранить нарушения трудовых прав работников.

Среди них – принять локальный акт, устанавливающий порядок обработки персональных данных сотрудников предприятия.

Общество оспорило предписание, сославшись на то, что вывод о нарушении трудовых прав работников является надуманным. В организации числится лишь один работник, и он же является директором ООО. Выходит, что трудовая инспекция одновременно и защищает права работника, и привлекает его же к ответственности, что недопустимо.

Суд не внял этому аргументу и решил, что в соответствии со ст. 86‒88 ТК РФ у каждого работодателя должен иметься локальный нормативный акт о порядке обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.

Поэтому у государственного инспектора труда имелись основания для выдачи предписания.

Апелляционное Определение Московского городского суда от 06.05.2014 № 33-15735/14

Копии паспортов, военных билетов и свидетельств о рождении хранить нельзя

Роскомнадзор по итогам проверки банка выдал ему предписание устранить нарушения при работе с персональными данными сотрудников. А именно – не хранить в личных делах копии:

  • паспортов;
  • военных билетов;
  • свидетельств о рождении детей;
  • свидетельств о браке.

Банк обосновал необходимость копий тем, что они нужны ему во исполнение требований действующего законодательства по обеспечению актуализации сведений кадрового и воинского учета.

Кроме того, один из работников представил суду объяснения, что он осознанно и добровольно передал банку на хранение копии паспорта, военного билета, свидетельств о браке и о рождении ребенка.

Однако суд оставил предписание в силе.

Для идентификации личности при приеме на работу достаточно фамилии, имени и отчества, при условии предъявления лицом паспорта, в котором содержатся все необходимые сведения.

Хранение копий указанных документов превышает объем обрабатываемых персональных данных работника, действующим законодательством не предусмотрено, нарушает права и свободы гражданина, снижает уровень прав и гарантий работника и противоречит федеральному законодательству.

Более того, у банка отсутствуют законные основания для обработки специальной категории персданных – национальности сотрудников, которая указана в свидетельствах о рождении и браке.

Что касается доводов банка, то хранение и дальнейшее использование копий паспортов и военных билетов, полученных от сотрудников банка при трудоустройстве, не только не обеспечивает точность и актуальность персональных данных, а напротив, может привести к использованию недостоверных сведений. Используя в качестве источников информации такие копии документов, банк не учитывает реальное состояние указанных в них сведений, что свидетельствует о признаках нарушения ст. 5 закона № 152-ФЗ.

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.04.2014 № А53-13327/2013

Примечание редакции:

Другая компания пошла еще дальше – не только хранила копии трудовых книжек, но и выдавала их сотрудникам за плату. В правилах внутреннего трудового распорядка было прямо прописано, что работник вправе получить заверенную копию трудовой книжки. Только один экземпляр – бесплатно, а второй и последующие – за установленную плату.

Трудовая инспекция оштрафовала фирму за это.

Та оспорила штраф, ссылаясь на то, что нарушение если и есть, то малозначительное, ведь плата была невысока и не причинила сотрудника большого ущерба.

Суд решил, что размер платы значения не имеет. Компания в принципе не имела права вводить платную выдачу копий трудовых книжек, что противоречит трудовому законодательству (Постановление Московского городского суда от 29.08.2011 № 4а-1743/11).

Вместе с тем Роструд считает, что с письменного согласия сотрудников компания вправе хранить копии их документов («Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за 2 квартал 2017 г.»).

Аналогично можно хранить у себя анкеты соискателей, если от них получено согласие (Апелляционные определения Московского городского суда от 12.02.2019 № 33-5265/2019, от 28.09.2016 № 33-38280/2016).

Фотографии работников без отдельного согласия использовать запрещено

Роскомнадзор по итогам плановой проверки выписал организации (бассейну) предписание с требованием прекратить использование на пропусках клиентов их фотографий.

Нарушение заключалось в том, что бассейн не заручился отдельными письменными согласиями пловцов на обработку их биометрических персональных данных в виде фотоизображений (ст. 11 закона № 152-ФЗ).

📌 Реклама Отключить

Организация возразила:

  1. посетители бассейна давали общее согласие на обработку их персданных;
  2. фотографии к своим пропускам люди прикрепляли добровольно;
  3. пока они плавали, предприятие не занималось цифровой или текстовой обработкой этих фотографий;
  4. закон не относит фотографическое изображение гражданина на бумажном носителе к биометрическим персональным данным, в связи с чем бассейн может использовать фото посетителей и с их устного согласия.

Судьи с этим не согласились.

В соответствии со ст. 11 закона № 152-ФЗ биометрические персональные данные – это сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность.

Истолковав данное Определение, суд пришел к выводу, что фотографическое изображение, содержащиеся на документе «Пропуск», является биометрическими персональными данными, поскольку характеризует физиологические и биологические особенности человека, на основе которых можно установить его личность путем сравнения фото с лицом предъявителя пропуска.

На основании ст. 11 закона о персданных для обработки фотографии необходимо получить отдельное письменное согласие человека, который на ней изображен. Данная статья является специальной по отношению к общей ст. 9 того же закона, на основании которой люди давали общее согласие.

Под обработкой же персданных понимается любое действие с ними.

Определение Верховного Суда РФ от 05.03.2018 № 307-КГ18-101

Примечание редакции:

Аналогичная позиция у Роскомнадзора (разъяснения от 02.09.2013).

Важно, что это касается не только клиентов организации, но и ее работников, то есть использовать фото сотрудников на пропуске без их специального на то согласия работодатель не вправе.

То же касается и фотографий, прикрепленных к личным карточкам работников (форма № Т-2). Несколько попыток доказать обратное не увенчались успехом (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 11.03.2014 № А53-10287/2013, Пятнадцатого ААС от 14.03.2014 № 15АП-22502/2013).

Использовать фото сторонних людей на сайте компании и вовсе рискованное занятие. Изображенный на нем гражданин, не дававший на это своего согласия, вправе подать в суд на компанию и потребовать возмещения морального вреда. Например, некто потребовал с организации за это 200 тыс. рублей, суд присудил в его пользу 50 тыс. рублей (Апелляционное Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.11.2016 № 33-22976/2016).

📌 Реклама Отключить

Данные клиентов из Интернета можно использовать без уведомления Роскомнадзора

Роскомнадзор провел проверку в компании, выявил несколько нарушений при работе с персданными и выдал предписание об устранении нарушений.
Компания оспорила это предписание и выиграла суд по всем пунктам.
Почему – читайте в таблице.

ТАБЛИЦА: «Пять законных способов работы с персданными»

Действия компании по работе с персональными данными Позиция Роскомнадзора Позиция компании и судов

При оформлении заказа на сайте интернет-магазина клиенты указывают свои персданные, необходимые для доставки заказа.

Данные сведения компания обрабатывает в информационной системе «1С:Предприятия (Магазины)»

Компания обязана уведомлять Роскомнадзор об обработке

персональных данных такими способами, поскольку она проводится с использованием информационных систем. Поэтому не подпадает под исключения, предусмотренные ч. 2

ст. 22 закона о персональных данных

Частью 2 ст. 22 закона о персданных № 152-ФЗ прямо предусмотрен перечень из 9 случаев, когда фирма освобождается от обязанности представлять в Роскомнадзор уведомление об обработке персданных.

Одним из таких случаев (п. 2) является обработка личных данных, полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект этих данных, если они не распространяются и не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта и используются только оператором.

Способ, которым обрабатываются персданные, – без использования средств автоматизации или с использованием информационных систем – не имеет правового значения.

Поэтому в силу п. 1 ч. 2 ст. 22 закона № 152-ФЗ о персданных уведомлять Роскомнадзор в данном случае не требуется

Используется система «1С:Зарплата и управление персоналом 8»

Указанные системы используются компанией в рамках трудовых договоров, заключенных с работниками.

При этом абз. 17 ст. 22 ТК РФ закреплена обязанность работодателя выплачивать работникам зарплату в полном размере и в установленные сроки.

Статья 91 ТК РФ обязывает работодателя вести учет времени, отработанного каждым сотрудником.

Таким образом, использование указанных систем подпадает под исключение, предусмотренное п. 1 ч. 2 ст. 22 закона о персональных данных, то есть обработка таких данных осуществляется в соответствии с трудовым законодательством

Используется система БСУВ «Биометрическая система учета времени»

В ходе подбора персонала компания размещает вакансии на сайтах в сети Интернет, а полученные резюме в электронном виде хранит на рабочих компьютерах в отделе подбора персонала

Компания обязана уведомлять Роскомнадзор об обработке

персданных таким способом, так как работа по подбору персонала не регулируется трудовым законодательством.

В связи с этим обработка личных данных не подпадает под исключения ч. 2 ст. 22 закона о персданных

Трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются не только кодексом, но и другими нормативными актами (ст. 5 ТК РФ).

Правоотношения между кандидатом и будущим работником регулируются законом о занятости населения.

Из него следует, что работодатели должны содействовать проведению госполитики занятости населения, оказывая помощь в трудоустройстве. При этом они вправе принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к ним, на равных основаниях с теми, кто имеет направление органов службы занятости (ч. 1, ч. 3.1 ст. 25, ч. 1 ст. 26).

Таким образом, работодатель вправе обрабатывать персданные кандидатов на вакансии и сохранять их резюме, как в бумажном, так и в электронном виде, формируя базу соискателей при наличии письменного согласия кандидатов

Персональные данные из социальных сетей просто так брать нельзя

Организация собирала персональные данные банковских клиентов-физлиц, содержащиеся в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассниках», «МойМир», Instragram, Twitter, а также на интернет-порталах «Авито» и «Авто.ру».

По мнению компании, она вправе обрабатывать эти данные без согласия физлиц, поскольку они содержатся в открытых источниках, а значит, являются общедоступными.

Роскомнадзор решил, что компания ошибается, и суд с ним согласился.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 закона о персональных данных в целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В такие источники с письменного согласия субъекта персданных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные личные данные, сообщаемые их носителем.

Исходя из этих положений закона, размещение персональных данных в социальных сетях автоматически не делает их общедоступными. Следовательно, не допускается обработка таких данных без согласия субъекта.

Таким образом, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 6 и ч. 3 ст. 22 закона о персданных компания обрабатывала их, не получив у граждан согласия.

Определение Верховного Суда РФ от 29.01.2018 № 305-КГ17-21291

Компания вправе по запросу адвоката выдать копию трудовой книжки супругу

Бывшая сотрудница подала иск к своему бывшему работодателю, потребовав признать незаконными его действия по передаче копии ее трудовой книжки адвокату ее бывшего мужа.

Адвокат использовал этот документ в качестве доказательства в процессе о взыскании алиментов.

Истица своего согласия на передачу копий трудовой книжки третьим лицам не давала.

Таким образом, компания нарушила ст. 3 закона о персональных данных и ст. 87, 88 Трудового кодекса РФ, не обеспечив сохранность ее персданных и неправомерно передав их без согласия и судебного запроса неуполномоченному лицу.

Однако суд решил, что адвокат является именно уполномоченным лицом.

Запрос был сделан на основании п. 1 ч. 3 ст. 6 Закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Данная норма дает право собирать адвокату сведения, необходимые для оказания юрпомощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы не только у госорганов, но и организаций. Они обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии в месячный срок со дня получения запроса адвоката.

Кроме того, в запросе адвокат указал, что сведения о трудовой деятельности ему необходимы для предъявления в суд в качестве доказательств по гражданскому делу, рассматриваемому в закрытом судебном заседании, и гарантировал соблюдение режима конфиденциальности представленных сведений.

Компания, в свою очередь, направляя копию трудовой книжки, указала в сопроводительном письме, что использовать полученные персональные данные работника он может исключительно для целей, указанных в его запросе, с соблюдением режима секретности (конфиденциальности).

Таким образом, нормы права не были нарушены.

В соответствии с п. 2 и 3 ч. 1 ст. 6 закона о персональных данных обработка персданных истца осуществлялась в целях обеспечения права на представление доказательств по гражданскому делу.

Апелляционное Определение Московского городского суда от 24.12.2014 № 33-41576/2014

Компания вправе узнавать в поликлинике, чем болеет сотрудник

Гражданин обратился в Конституционный Суд РФ с просьбой признать не соответствующим Конституции РФ абзац 7 ст. 88 ТК РФ, согласно которому работодатель вправе запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, которая относится к вопросу о возможности выполнения им трудовой функции.

Дело в том, что данному гражданину был выдан больничный лист. Работодатель решил проверить факт выдачи и обратился в медорганизацию. Там сообщили, что больничный действительно выдан в связи с тем, что гражданин получил травму и находился на амбулаторном лечении в травмпункте.

По мнению заявителя, тем самым медорганизация разгласила сведения, составляющие врачебную тайну.
Однако КС РФ так не посчитал.

Он указал, что оспариваемое положение ст. 88 ТК РФ, вопреки утверждению заявителя, направлено на сохранение конфиденциальной информации о состоянии здоровья работника.

Возможность соответствующего запроса работодателя допускается только в случаях, непосредственно связанных с осуществлением работодателем своих полномочий по организации управления производственным процессом. Поэтому не может расцениваться как нарушающее права работника.

Определение Конституционного Суда РФ от 25.10.2018 № 2690-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Целуковского Дмитрия Юрьевича на нарушение его конституционных прав абзацем седьмым статьи 88 Трудового кодекса Российской Федерации» и частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Список одновременно восьми нарушений при работе с персданными

Роскомнадзор выдал компании предписание об устранении нарушений законодательства в области персданных и одновременно возбудил дело по ст. 13.11 КоАП РФ.

Суд признал возбуждение дела преждевременным за отсутствием состава правонарушения.

Предписание же оставил в силе ввиду следующих нарушений.

1. В направленном в Роскомнадзор уведомлении не были указаны категории персданных:

  • гражданство физлиц;
  • адрес электронной почты физлица, ответственного за организацию обработки персданных;
  • почтовый адрес данного лица;
  • полный перечень стран, на территории которых осуществляется трансграничная передача персданных;
  • сведения о месте нахождения базы данных сайта компании.

2. Отсутствует согласие уволенных работников на трансграничную передачу их персданных на территорию Ирландии и Великобритании.

3. Анкеты, которые соискатели могут заполнить непосредственно в офисе на замещение вакантной должности, не соответствуют положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687, в части отсутствия информации о цели и сроках обработки, перечне действий, которые будут совершаться в процессе обработки, и общего описания используемых способов обработки данных.

4. В составе личного дела работника были обнаружены резюме и согласие на обработку персданных кандидата – несовершеннолетнего работника, распечатанные с сайта.

5. Отсутствуют внутренние локальные акты, регламентирующие обработку персональных данных при включении уволенных работников в кадровый резерв, а также отсутствует отдельное письменное согласие соискателей, принявших решение вступить в кадровый резерв.

6. В личном деле работника в унифицированной форме Т-2 от руки указан номер телефона родителя работника, при этом согласие близкого родственника работника на обработку персданных в личном деле отсутствует.

7. Компания обрабатывает персданные работников, уволенных свыше 5 лет назад, после достижения цели обработки этих данных работников.

8. Осуществляется трансграничная передача персданных на территорию США на основании согласия в письменной форме работника, не соответствующего требованиям закона № 152-ФЗ.

Попытка оспорить предписание не увенчалась успехом, суд согласился с нарушениями.

Апелляционное Определение Московского городского суда от 04.06.2018 № 33а-3957/2018

Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 августа 2013 г.

Регистрационный N 29274

В соответствии с Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908; N 36, ст. 4903; N 50 (ч. 6), ст. 7070; N52, ст. 7507) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по отнесению технических средств к средствам измерений.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2010 г. N 122 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по отнесению технических средств к средствам измерений» (зарегистрирован в Минюсте России 22 марта 2010 г., регистрационный N 16674).

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Г.С. Никитина.

Министр Д. Мантуров

Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по отнесению технических средств к средствам измерений

I. Общие положения

Предмет регулирования Административного регламента

1. Административный регламент предоставления Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по отнесению технических средств к средствам измерений (далее — Регламент и государственная услуга) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее — Росстандарт), а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Росстандарта, его должностными лицами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении полномочий при предоставлении государственной услуги.

Круг заявителей

2. Заявителями на получение государственной услуги являются индивидуальные предприниматели, юридические лица (далее — Заявители).

Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги

3. Сведения о местонахождении, официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), адресе электронной почты, контактных телефонах и графике работы Росстандарта:

Адрес местонахождения Федерального агентства: 119991, Москва, В-49, ГСП-1, Ленинский проспект, дом 9.

Телефоны: (495) 236-3042, 236-3036, 236-5230;

Факс:(495)236-6231;

График работы Росстандарта:

понедельник — четверг 9.00 — 18.00;

пятница 9.00 — 17.45;

http://www.gost.ru; (далее — официальный сайт Росстандарта).

Адрес электронной почты: info@gost.ru.

4. Сведения о порядке предоставления государственной услуги с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал) можно получить по адресу: www.gosuslugi.ru.

5. Консультирование заявителей по вопросам предоставления государственной услуги и ходе ее представления осуществляется ежедневно (кроме выходных и праздничных дней) в устной форме:

по телефону;

при личном обращении.

В случае обращения за консультацией по телефону предельное время ожидания ответа на звонок составляет не более 3 минут, на ответ выделяется не более 15 минут.

Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о фамилии, имени, отчестве (при наличии), должности специалиста, принявшего звонок.

При невозможности специалиста, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, обратившемуся заявителю должен быть сообщен телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.

При устном консультировании специалист, осуществляющий устное информирование о порядке предоставления государственной услуги, о ходе ее представления, подробно и в вежливой (корректной) форме информирует заявителя по интересующим его вопросам.

6. Порядок, форма и место размещения информации о предоставлении государственной услуги.

На информационных стендах, расположенных при входе в здание, а также на сайтах Госстандарта и на Едином портале размещается следующая информация:

текст Регламента с приложениями;

сведения о местонахождении, контактных телефонах (справочных телефонах, телефонах для консультаций), адресах официальных сайтов в сети «Интернет» и электронной почты, графике работы Росстандарта.

II. Стандарт предоставления государственной услуги

Наименование государственной услуги

7. Отнесение технических средств к средствам измерений.

Наименование федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу

8. Предоставление государственной услуги осуществляется Росстандартом. Структурное подразделение — Управление метрологии (далее — Управление).

9. При предоставлении государственной услуги запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Описание результата предоставления государственной услуги

10. Результатом предоставления государственной услуги является принятие решения (в форме приказа) об отнесении технического средства к средствам измерений или заключение об отсутствии оснований для отнесения его к средствам измерений (в форме письма).

Срок предоставления государственной услуги

11. Сроки предоставления государственной услуги не должны превышать 30 дней со дня регистрации соответствующего заявления и прилагаемых к нему документов в Росстандарте.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги

12. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908, N 36, ст. 4903; 2012, N 50 (ч. 6), ст. 7070; N 52, ст. 7507);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 35, ст. 4829).

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги

13. Для получения услуги Заявитель представляет следующие документы:

— заявление об отнесении технического средства к средствам измерений (приложение 1 к Регламенту);

к заявлению прилагаются:

— описание технического средства и эксплуатационная документация к нему;

— описание области применения, конкретного назначения и способа использования технического средства;

— пояснительная записка, с изложением причин возникновения необходимости отнесения технического средства к средствам измерений.

14. Заявление и комплект документов (далее — документы), представляются Заявителем непосредственно в Росстандарт, либо направляются почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении, либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, отправленного на адрес электронной почты: info@gost.ru.

15. С целью проверки правильности сведений, представленных заявителем, Госстандарт запрашивает от государственных органов власти информацию, содержащуюся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

16. Госстандарт не вправе требовать от заявителя:

а) предоставления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

б) предоставления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

17. Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги

18. Основания для отказа в предоставлении государственной услуги не предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Если техническое средство не предназначено для выполнения количественной оценки величины в допущенных к применению на территории Российской Федерации единицах измерений и/или для него не могут быть установлены показатели точности измерений, то может быть принято решение об отсутствии оснований для отнесения данного технического средства к средствам измерений.

Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, в том числе сведения о документе (документах), выдаваемом (выдаваемых) организациями, участвующим в предоставлении государственной услуги

19. При предоставлении государственной услуги оказание иных услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственной услуги, а также участие иных организаций в предоставлении государственной услуги не осуществляется.

Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги

20. Государственная услуга оказывается бесплатно.

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги

21. Срок ожидания заявителя в очереди при подаче документов непосредственно в Росстандарт не должен превышать 15 минут, а срок получения результата предоставления государственной услуги должен составлять не более 15 минут.

Срок и порядок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги

22. Регистрация документов о предоставлении государственной услуги осуществляется не позднее рабочего дня следующего за днем поступления их в Росстандарт.

Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга и услуга по предоставлению информации о государственной услуге, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления такой услуги

23. В помещениях Росстандарта, предназначенных для работы с заявителями, размещаются информационные стенды, обеспечивающие получение заявителями информации о предоставлении государственной услуги.

Визуальная, текстовая и мультимедийная информация о порядке предоставления государственной услуги размещена на информационном стенде или в информационном терминале в помещении Росстандарта для ожидания и приема заявителей, а также на официальном сайте Росстандарта и на Едином портале.

В помещении, где предоставляется государственная услуга, рабочее место ответственного специалиста оснащается системами вентиляции или кондиционирования воздуха, оборудуется телефоном, факсом, копировальным аппаратом, компьютером с возможностью вывода документов на печать и выхода в сеть «Интернет», оргтехникой, позволяющей своевременно и в полном объеме организовать выполнение возложенных обязанностей.

24. Места ожидания приема, места сдачи и получения документов заявителями, места для информирования заявителей и заполнения необходимых документов оборудуются стульями (креслами) и столами и обеспечиваются писчей бумагой и письменными принадлежностями (шариковые ручки).

Показатели доступности и качества государственной услуги

25. Показателем доступности и качества государственной услуги является возможность:

а) получать государственную услугу своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной услуги;

б) получать полную, актуальную и достоверную информацию о порядке предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;

в) получать информацию о ходе и результатах предоставления государственной услуги лично, почтой, с использованием телефонной связи и информационно-коммуникационных технологий;

г) обращаться в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации с жалобой (претензией) на принятое по его заявлению решение или на действия (бездействие) должностных лиц Росстандарта.

Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, особенности предоставления государственной услуги в электронной форме

26. Предоставление государственной услуги в многофункциональных центрах не предусмотрены.

III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения

Состав административных процедур

27. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры (приложение 2 к Регламенту):

а) прием и регистрация документов;

б) рассмотрение документов;

в) принятие решения об отнесении технического средства к средствам измерений или об отказе в отнесении технического средства к средствам измерений;

г) оформление приказа Росстандарта об отнесении технического средства к средствам измерений или направление заявителю письма об отсутствии оснований для отнесения технического средства к средствам измерений.

Последовательность выполнения административных процедур

28. Последовательность выполнения административных процедур указана в блок-схеме предоставления Госстандартом государственной услуги (приложение 2 к Административному регламенту).

Прием и регистрация документов

29. Основанием для начала административной процедуры являются документы, поступившие от заявителя.

Управление Росстандарта, ответственное за делопроизводство, осуществляет регистрацию комплекта документов в течение 1 рабочего дня.

Один экземпляр описи представленных заявителем документов с отметкой о приеме вручается (направляется) заявителю уполномоченным должностным лицом Управления Росстандарта, ответственного за делопроизводство. Отметка о приеме содержит: дату, входящий номер и подпись уполномоченного должностного лица Росстандарта, осуществившего прием и регистрацию документов.

Зарегистрированные документы в течение 1 рабочего дня передаются в Управление ответственное за предоставление государственной услуги.

Рассмотрение документов

30. Начальник Управления (его заместитель) назначает ответственного исполнителя из числа специалистов данного Управления (далее — ответственный исполнитель).

31. Ответственный исполнитель осуществляет проверку комплекта документов на предмет полноты их представления, и правильности оформления.

Принятие решения об отнесении технического решения к средствам измерений или об отказе в отнесении технического средства к средствам измерений

32. Ответственный исполнитель готовит заключение о наличии оснований для принятия решения об отнесении технического средства к средствам измерений или об отсутствии таких оснований, в течение 10 дней со дня поступления комплекта документов и передает его на рассмотрение начальнику Управления Росстандарта.

33. Начальник Управления Росстандарта, или его заместитель рассматривает подготовленное ответственным исполнителем заключение и принимает решение об отнесении технического средства к средствам измерений или об отсутствии оснований для принятия такого решения.

34. Ответственный исполнитель, на основании принятого решения готовит заключение об отнесении технического средства к средствам измерений или об отсутствии оснований для отнесения технического средства к средствам измерений, которое подписывает начальник Управления Росстандарта.

Оформление приказа Росстандарта об отнесении технического средства к средствам измерений или направление заявителю письма об отсутствии оснований для отнесения технического средства к средствам измерений

35. Ответственный исполнитель Управления в течение 3 рабочих дней с момента подписания заключения об отнесении технического средства к средствам измерений готовит проект приказа Росстандарта об отнесении технического средства к средствам измерений и представляет проект приказа на подпись Руководителю Росстандарта (заместителю Руководителя Росстандарта).

36. Подписанный приказ Росстандарта об отнесении технического средства к средствам измерений исполнитель Управления направляет на регистрацию в порядке, установленным делопроизводством Росстандарта.

37. Копия приказа Росстандарта направляется заявителю и размещается на Интернет-сайте Росстандарта в течение 3 рабочих дней после подписания приказа.

38. Исполнитель Управления, в случае отсутствия оснований для отнесения технического средства к средствам измерений, готовит письмо с указанием причины отказа в отнесении технического средства к средствам измерений, оформленное на бланке Росстандарта.

Письмо подписывается заместителем руководителя Росстандарта, регистрируется в порядке, установленным делопроизводством Росстандарта, и направляется заявителю в день регистрации.

Заключение об отсутствии оснований для отнесения технического средства к средствам измерений размещается на Интернет-сайте Росстандарта.

IV. Порядок и формы контроля за предоставлением государственной услуги

Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также принятием ими решений

39. Текущий контроль за исполнением Регламента осуществляется соответствующими должностными лицами, ответственными за организацию работы по предоставлению государственной услуги, начальником отдела, руководителем Управления Росстандарта.

40. Текущий контроль осуществляется путем проведения должностным лицом, ответственным за организацию работы по предоставлению государственной услуги, проверок соблюдения и исполнения сотрудниками Росстандарта положений Регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги

41. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Порядок и периодичность плановых проверок устанавливается руководителем Росстандарта. При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с предоставлением государственной услуги (комплексные проверки), или отдельные вопросы (тематические проверки). Проверки также могут проводиться по конкретному обращению заявителя.

42. Внеплановые проверки проводятся в связи с проверкой устранения ранее выявленных нарушений, а также в случае получения жалоб на действия (бездействие) сотрудников.

43. Проверки полноты и качества предоставления государственной услуги осуществляются на основании приказов Росстандарта.

Ответственность должностных лиц за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги

44. По результатам проверок в случае выявления нарушений прав заявителей виновные лица привлекаются к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

45. По результатам проверок в случае выявления нарушений положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, виновные должностные лица Росстандарта несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

46. Должностное лицо Росстандарта, ответственное за прием и регистрацию представляемых заявителем в Росстандарт документов, несет ответственность за соблюдение сроков и порядка приема и регистрации указанных документов.

Исполнитель несет ответственность:

за соблюдение сроков и порядка проведения проверки комплектности (достаточности) представленных заявителем документов, а также полноты и достоверности содержащейся в них информации;

за соблюдение сроков и порядка подготовки документов, являющихся конечным результатом предоставления государственной услуги, и их своевременное направление заявителю.

Должностное лицо Росстандарта, подписавшее документ, являющийся конечным результатом предоставления государственной услуги, несет ответственность за принятое решение об утверждении или отказе в утверждении нормативов.

Требования к порядку и формам контроля за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций

47. Заявители, объединения граждан и работодателей и иные организации вправе направлять жалобы, замечания и предложения по улучшению качества и доступности предоставления государственной услуги.

V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Росстандарта, а также его должностных лиц

Информация для заявителя о его праве подать жалобу

48. Заявитель имеет право подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) Росстандарта и (или) его должностных лиц, федеральных государственных служащих (далее — должностные лица) при предоставлении государственной услуги (далее — жалоба) в следующих случаях:

1) нарушение срока регистрации жалобы заявителя о предоставлении государственной услуги;

2) нарушение срока предоставления государственной услуги;

3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги у заявителя;

5) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

6) затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) отказ Росстандарта, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Предмет жалобы

49. Предметом жалобы являются решения и (или) действия (бездействие) Росстандарта и (или) его должностных лиц, принятые и осуществленные с нарушением стандарта предоставления государственной услуги, а также ненадлежащее исполнение должностными лицами их должностных обязанностей, установленных Регламентом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

Органы государственной власти и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть направлена жалоба

50. Жалоба по государственной услуге подается в Госстандарт. Жалоба заявителя может быть направлена:

1) руководителю структурного подразделения Росстандарта — на решение или действия (бездействие) заместителя руководителя соответствующего структурного подразделения;

2) заместителю руководителя Росстандарта — на решение или действия (бездействие) руководителя курируемого им структурного подразделения;

3) руководителю Росстандарта — на решение или действия (бездействие) заместителя руководителя Росстандарта.

51. Если заинтересованные лица не удовлетворены решением, принятым в ходе рассмотрения жалобы должностными лицами Росстандарта (или решение ими не было принято), то заинтересованные лица вправе обратиться письменно почтовым отправлением в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Порядок подачи и рассмотрения жалобы

52. Жалоба может быть направлена почтовым отправлением, лично, через сайт Росстандарта www.gost.ru, Единый портал в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Жалоба в Росстандарте рассматривается ответственным должностным лицом.

53. Жалоба должна содержать:

1) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица Росстандарта, решения и действия (бездействие) которого обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Росстандарта, должностного лица Росстандарта;

4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Росстандарта, должностного лица Росстандарт. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

54. Росстандарт отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;

подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

55. Росстандарт вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

Сроки рассмотрения жалобы

56. Жалоба, поступившая в Росстандарт, подлежит рассмотрению должностным лицом Росстандартом в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Росстандарта, должностного лица Росстандарта в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

Результат рассмотрения жалобы

57. По результатам рассмотрения жалобы Росстандарт принимает одно из следующих решений:

удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Росстандартом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах;

отказывает в удовлетворении жалобы.

Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы

58. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 57 Регламента, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

59. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

наименование органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;

номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;

фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;

основания для принятия решения по жалобе;

принятое по жалобе решение;

в случае, если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;

сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Порядок обжалования решения по жалобе

60. Заявитель вправе обжаловать решения по жалобе вышестоящим должностным лицам.

61. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления Росстандарта в установленном порядке незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы

62. Заявитель имеет право на получение исчерпывающей информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Способы информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы

63. Информация о порядке подачи и рассмотрения жалобы размещается на официальном сайте Росстандарта, на Едином портале, а также может быть сообщена заявителю в устной и/или письменной форме.

«Кто владеет информацией – тот владеет миром».

Натан Ротшильд

Зайдя на сайт http://www.cmtu.ru/вы можете обнаружить вашу организацию в плане проведения плановых проверок ЦМТУ Росстандарта. Любая проверка – это предоставление копий огромного количества документов, объяснения и пояснения, простой в работе и испорченные нервы. Во избежание денежных потерь необходимо понимать объем компетенции проверяющего органа, ваши права и регламент проверки! В настоящей статье мы рассмотрим правила проведения проверок Росстандарта.

Что такое Росстандарт

В России законодательно на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии возложена миссия проведения государственной политики по техническому регулированию в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», а также по государственному метрологическому контролю и надзору. Сокращенное наименование данного Федерального агентства до июня 2010 года «Ростехрегулирование», а с июня 2010 года данное агентство называется «Росстандарт». 📌 Реклама Отключить

Росстандарт определён как центральный орган в системе подтверждения качества продукции.

До внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации Росстандарт осуществляет лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, а также функции по государственному метрологическому контролю и надзору.

Росстандарт осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации.

Основными задачами Росстандарта:

— осуществление мер по защите прав потребителей и экономических интересов РФ в области контроля за соблюдением требований безопасности товаров (работ, услуг);

— организацию и проведение государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, за сертифицированной продукцией, за средствами измерения.

📌 Реклама Отключить

Основными функциями Росстандарта в области контроля и надзора являются:

  • организация и осуществление государственного метрологического контроля и надзора в области обеспечения единства измерений;
  • организация и осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов в области технического регулирования, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Росстандарт уполномочен проводить проверки соблюдения законодательства в области технического регулирования и метрологии юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей коммерческой деятельности на территории Российской Федерации.

Виды проверок Росстандарта

Росстандарт уполномочен проводить следующие проверки: 📌 Реклама Отключить

а) соблюдения обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов к продукции или связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

б) соблюдения требований к измерениям, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию России, продаже и применении на территории России.

При проведении проверки на соответствие требованиям государственных стандартов и технических регламентов должностные лица вправе:

1) требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) материалы проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов;

📌 Реклама Отключить

2) запрашивать у изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц дополнительную информацию о продукции или связанных с требованиями к ней процессах проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в том числе результаты исследований (испытаний) и измерений, проведенных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия;

3) запрашивать информацию и документы в установленном порядке в других федеральных органах исполнительной власти;

4) при необходимости привлекать специалистов для анализа полученных материалов;

5) запрашивать у изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) доказательственные материалы, использованные при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

📌 Реклама Отключить

При проведении проверки при осуществлении федерального метрологического надзора должностные лица вправе:

1) посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях осуществления федерального государственного метрологического надзора во время исполнения служебных обязанностей;

2) получать документы и сведения, необходимые для проведения проверки.

В соответствии с Административными Регламентами, утвержденными Приказом Минпромторга РФ от 16.04.2012 г. N 418 и Приказом Минпромторга РФ от 03.10.2012г. № 1409, проверки Росстандарта могут быть плановые и внеплановые.

Срок проведения как плановой так и внеплановой проверки не может превышать двадцати рабочих дней, а в отношении субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 (Пятидесяти) часов для малого предприятия и 15 (Пятнадцати) часов для микропредприятия в год.

📌 Реклама Отключить

По плановым проверкам Росстандарт формирует ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, который до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок, размещает на официальных сайтах МТУ Росстандарта в сети «Интернет».

О проведении плановой проверки юридическое лицо/индивидуальный предприниматель уведомляется не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа руководителя или заместителя МТУ Росстандарта о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, иным доступным способом или посредством электронного документа.

Внеплановые проверки Росстандарт имеет право проводить только в случаях:

— истечения срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

📌 Реклама Отключить

— поступления в Росстандарт обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, СМИ;

— приказа руководителя органа госконтроля, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо/индивидуальный предприниматель уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. Но вышеуказанное уведомление не требуется, если внеплановая проверка проводится на основании обращения или заявления граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и информации государственных органов.

По месту проведения проверки могут быть документарными и выездными.

📌 Реклама Отключить

Документарные проверки проводится на основании Приказа руководителя Росстандарта по месту нахождения территориального отдела МТУ Росстандарта должностным лицом, указанным в приказе о проведении проверки. Юридическое лицо/индивидуальный предприниматель обязан предоставить на проверку копии документов, указанных в приказе о проведении проверки, по месту нахождения территориального отдела Росстандарта либо в электронном виде в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ № 553 от 07.07.2011г.

В ходе проверки должностное лицо Росстандарта не вправе требовать нотариально заверенные документы юридического лица/индивидуального предпринимателя.

В случае расхождения сведений, указанных в документах проверяемого лица и документах Росстандарта, проверяющий вправе направить юридическому лицу/индивидуальному предпринимателю запрос на предоставление дополнительных документов и пояснений, но исключительно в рамках предмета проверки. Иные документы, не относящиеся к предмету проверки, Росстандарт требовать не вправе.

📌 Реклама Отключить

По окончании проведения документарной проверки Росстандарт составляет Акт проверки, с которым юридическое лицо/индивидуальный предприниматель может ознакомиться либо отказаться от ознакомления и не представлять расписку об ознакомлении. В последнем случае Росстандарт обязан направить Акт о результатах документарной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений установлены признаки нарушения обязательных требований технических регламентов, должностное лицо вправе провести выездную проверку.

Выездные проверки Росстандарт проводит на основании:

— ежегодного плана проведения плановых проверок;

— истечения срока исполнения ранее выданного предписания;

— наличия согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц/индивидуальных предпринимателей;

📌 Реклама Отключить

— обращения граждан о нарушении прав потребителей;

— приказа руководителя органа госконтроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора.

Такая проверка проводится уже по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Выездная проверка обязательно начинается с предъявления удостоверения должностными лицами Росстандарта, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лиц/индивидуального предпринимателя с приказом руководителя Росстандарта о назначении выездной проверки, а также должностное лицо Росстандарта должно ознакомить:

  • с основаниями проверки, целями и задачами,
  • видами и объемом мероприятий по контролю,
  • с составом экспертов, представителями экспертных организаций,
  • со сроками и условиями проведения проверки,
  • перечнем необходимых документов и сведений
  • о распределении работы между своими специалистами Росстандарта.

Юридическое лицо/индивидуальный предприниматель имеет право запросить у проверяющих информацию о территориальном отделе Росстандарта, о привлекаемых к проведению проверки экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий. 📌 Реклама Отключить

Руководитель и иные должностные лица юридического лица/индивидуального предпринимателя имеют право непосредственно присутствовать при проведении проверки.

В случае проверки соответствия требованиям технических регламентов и государственных стандартов Росстандарт может производить следующие действия:

  • рассматривать документы юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • обследовать используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование, подобные объекты;
  • устанавливать наличие продукции, указанной в обращении, в случае проведения проверки по обращениям и заявлениям третьих лиц, либо указанной в ранее выданном предписании об устранении нарушений обязательных требований;
  • осуществлять отбор образцов продукции для проведения их исследований, испытаний, экспертиз, необходимых для проведения государственного контроля (надзора) и оформления его результатов;
  • идентифицировать продукцию;
  • проводить исследования, испытания, экспертизы продукции, обеспечивающие достоверность и объективность результатов проверки;
  • осуществлять оценку соответствия продукции обязательным требованиям технических регламентов (государственных стандартов).

Отбор образцов из партии, предназначенной для мероприятия по контролю, проводится обязательно в присутствии руководителя, иного должностного лица юридического лица/индивидуального предпринимателя, оформляется Актом отбора образцов, который подписывается участниками мероприятия, в т.ч. должностным лицом от проверяемого лица. 📌 Реклама Отключить

Отбор образцов осуществляется на безвозмездной основе в количестве, не превышающим нормы, установленные правилами отбора образцов, установленными на каждый вид продукции Постановлениями Правительства и Приказами Минпромторга РФ, Росстандарта, и не возвращаются после проведения проверки юридическому лицу/индивидуальному предпринимателю.

Результатом выездной проверки является Акт выездной проверки, а также в случае обнаружения нарушений исполнения требований законодательства ФР в области технического регулирования и метрологии составляется Протокол об административном правонарушении, копия которых вручается юридическому лицу/индивидуальному предпринимателю под расписку или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае несогласия юридического лица/индивидуального предпринимателя с фактами, выводами, предложениями, изложенными в Акте выездной проверки, либо с выданным предписанием об устранении нарушения может при подписании акта изложить особое мнение в свободной письменной форме, представив его руководителю проверки, о чем нужно сделать отметку в акте проверки.

📌 Реклама Отключить

Следует обратить внимание проверяемых лиц на то, что акт считается врученным Росстандартом, даже если при направлении его почтовым отправлением не был получен юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем на почте, т.е. почтовое отделение сделает отметку о невозможности его вручения.

Порядок обжалования решений Росстандарт

Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право на обжалование действий и решений должностных лиц Росстандарта.

Так, результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок, не могут быть доказательствами нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований законодательства РФ в области технического регулирования и метрологии.

К грубым нарушениям относятся нарушения требований законодательства Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в части:

📌 Реклама Отключить

1) отсутствия оснований проведения плановой проверки;

2) несоблюдения срока уведомления о проведении проверки;

3) отсутствия оснований проведения внеплановой выездной проверки;

4) привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций;

5) отсутствия согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя в соответствии с установленными требованиями;

6) нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;

7) проведения проверки без приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);

8) требования документов, не относящихся к предмету проверки;

9) превышения установленных сроков проведения проверок;

📌 Реклама Отключить

10) непредставления юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю акта проверки;

11) проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;

12) участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.

Обжалование осуществляется как в досудебном, так и в судебном порядке.

В досудебном порядке юридическое лицо/индивидуальный предприниматель имеют право направить жалобу на решение и (или) действия (бездействие) должностного лица, которая может быть подана:

— руководителю МТУ Росстандарта, проводившего проверку,

— руководителю Росстандарта (вышестоящее головное учреждение),

— Министру промышленности и торговли РФ,

📌 Реклама Отключить

— в органы прокуратуры.

Предметом жалобы может стать как нарушение установленного порядка проверки, установленного регламентом, так и неправильные выводы в акте проверки из применения законодательства РФ о техническом регулировании и метрологии.

Так, в Акте ЦМТУ Росстандарта территориального отдела (инспекции) по городу Москве от 09.04.2013г. были выявлены нарушения у юридического лица – автодилера по продаже, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, которые заключались в отсутствии тормозного стенда для диагностирования тормозной системы. Юридическое лицо подало жалобу, в которой указало, что согласно ГОСТ Р 51709-2001 возможны два варианта методов диагностики тормозной системы – тормозной стенд и в дорожных условиях, на выбор производящего диагностику автодилера.

В результате повторной проверки исполнения предписания должностной лицо Росстандарт приняло исполнение выявленных нарушений в соответствии с условиями, выбранными автодилером.

📌 Реклама Отключить

Жалоба, поступившая в Росстандарт, МТУ Росстандарта, подлежит рассмотрению в течение 15 (Пятнадцати) рабочих дней со дня ее регистрации.

В случае отказа в удовлетворении жалобы юридическое лицо/индивидуальный предприниматель имеет право на судебную защиту своих прав в порядке, установленным процессуальным законодательством РФ.

Согласно Административного регламента Росстандарт имеет право составлять Протоколы о привлечении в административной ответственности по ст.ст. 14.43, 19.19 КоАП РФ, согласно которой предусмотрена административная ответственность:

— на должностных лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;

— на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

📌 Реклама Отключить

Размер штрафа устанавливается должностными лицами Росстандарта, но при рассмотрении административного дела в судебной инстанции у юридического лица/индивидуального предпринимателя есть право на защиту и требования уменьшения размера штрафа, применения административной ответственности в виде предупреждения либо освобождения от административной ответственности с объявлением устного замечания в связи с малозначительностью правонарушения.

Указанное освобождение от административной ответственности суды применяют в исключительных случаях исходя из конкретной ситуации.

Так, согласно Постановления Федерального Арбитражного суда Восточно-сибирского округа от22.12.2011г. № А74-1895/2011, Суд оставил в силе Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 28.07.2011г. об освобождении Общества от административной ответственности с объявлением устного замечания за отсутствие информации о прохождении обязательной сертификации на маркировке товара.

📌 Реклама Отключить

При этом суд учел следующие обстоятельства дела, а именно – действия по обязательной сертификации Обществом выполнены, проведена добровольная сертификация, качество продукции соответствует нормативам, наличие сертификатов соответствия, декларации о соответствии.

Таким образом, согласно судебной практике, у юридического лица/индивидуального предпринимателя есть шансы на освобождение от административной ответственности в случае неисполнения одного требования техрегламетов и госстандартов и наличия исполнения всех остальных требований, т.к. лицо должно доказать в суде свою добросовестность и явное намерение осуществлять свою коммерческую деятельность законным способом.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.17, 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

📌 Реклама Отключить

Исходя из практики проверок Росстандарта, юридические лица и индивидуальные предприниматели, не имея точной информации о органе государственного контроля(надзора) – Росстандарт, зачастую совершают неправильные действия : не представляют образцы для отбора, не пускают на территорию организации должностных лиц проверяющего органа, препятствуют работе таких должностных лиц, что приводит только к усугублению положения юридического лица и индивидуального предпринимателя и увеличению административных штрафов.

Ввиду чего, разъяснения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям полномочий Росстандарта, порядка проведения проверок, а также возможной ответственности нарушителей требований законодательства РФ возможно приведут к большему пониманию между контролирующими органами и проверяемыми организациями, уменьшению нарушений прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей со стороны контролирующих органов при проведении проверок, исключения коррупционной составляющей и невозможности предъявления требовании контролирующими органами, сверх установленных законодателем порядком проведения проверок.

📌 Реклама Отключить

Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы для предпринимателей – встречайте проверяющего приветливо, при этом требуя все необходимые документы, не конфликтуйте с ним. И главное помните, грубые ошибки, допущенные проверяющим, всегда можно использовать в свою пользу при обжаловании для отмены незаконных требований проверяющего органа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *