Расчет платы за сервитут

Принципиальная разница между договором аренды на землю и соглашением о сервитуте на землю заключается в том, что из трех правомочий включенных в состав права собственности – владение, пользование и распоряжение в праве аренды содержатся правомочия владения и пользования, а при соглашении о сервитуте передается лишь право пользования (ограниченного пользования) (Таблица №1).

Таблица №1: Правомочия в составе различных видов прав

Вид права Владение Пользование Распоряжение
Собственность Да Да Да
Аренда Да Да Нет
Сервитут Нет Да Нет

Статья 39.23 Земельного кодекса РФ определяет, что соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях:

  • размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
  • проведение изыскательских работ;
  • ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Пункт 4 статьи 39.25 Земельного кодекса РФ определяет, что в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

Приказом Минэкономразвития РФ от 27.11.2014 г. №762 определена форма и требования к оформлению схемы земельного участка (ЗУ) на кадастровом плане территории (КПТ).

Процесс оформления соглашения о сервитуте

Статья 39.26 Земельного кодекса РФ определяет порядок заключения соглашения о сервитуте в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности:

№ п/п Задача Результат Срок
1 Обращение в уполномоченный орган с заявлением о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории Поданное заявление 1 рабочий день
2 Рассмотрение уполномоченным органом заявления о заключении соглашения об установлении сервитута
  1. уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах;
  2. предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах;
  3. направленный заявителю проект соглашения об установлении сервитута;
  4. принятое решение об отказе в установлении сервитута с обоснованием такого отказа

21 рабочий день

(30 календарных дней)

3 Проведение кадастровых работ для осуществления государственного кадастрового учета сведений о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут (за исключением случая когда сервитут устанавливается на весь земельный участок, а также когда срок соглашения о сервитуте менее 3 лет) Кадастровый паспорт с внесенными сведениями о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут 15 рабочих дней (21 рабочий день)
4 Заключение соглашения о сервитуте между заявителем и уполномоченным органом Заключенное соглашение о сервитуте 1 рабочий день
5 Государственная регистрация обременения (сервитута) (за исключением случая, когда срок соглашения о сервитуте менее 3 лет) Зарегистрированное в органах Росреестра соглашение о сервитуте

10 рабочих дней

(14 календарных дней)

Итого (при сроке сервитута менее 3 лет) 23 рабочих дня (33 календарных дня)
Итого (при сроке сервитута более 3 лет) 48 рабочих дней (68 календарных дней)

Процесс оформления договора аренды

№ п/п Задача Результат Срок
1 Обращение в уполномоченный орган с заявлением о заключении договора аренды земельного участка Поданное заявление 1 рабочий день
2 Формирование и направление межведомственных запросов Получение из органов государственной власти запрашиваемых документов 23 рабочих дня
3 Рассмотрение поступившего заявления и проверка документов, подготовка проектов решений (договоров) Проект решения должностного лица уполномоченного органа 20 рабочих дней
4 Подписание проекта договора аренды Договор аренды, подписанный должностным лицом уполномоченного органа 2 рабочих дня
5 Предоставление подписанного договора аренды заявителю Полученный договор аренды, подписанный с обоих сторон 3 рабочих дня
6 Государственная регистрация договора аренды Договор аренды, зарегистрированный в органах Росреестра 10 рабочих дней
Итого 59 рабочих дней (83 календарных дня)

Размер арендной платы по договору аренды

Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. №582 определяется одним из следующих способов:

  • на основании кадастровой стоимости земельных участков;
  • по результатам торгов, проводимых в форме аукциона;
  • в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития РФ;
  • на основании рыночной стоимости земельных участков.

В случае, если земельный участок предоставляется в аренду для целей указанных в п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 г. №582, для размещения:

  • линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений;
  • трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
  • объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

арендная плата рассчитывается по формуле – 2% от кадастровой стоимости земельного участка.

Пунктом 4 постановления Правительства Оренбургской области от 24.02.2015 г. №109-п определен размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Оренбургской области:

  • земельного участка, предоставленного (занятого) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, – в размере 0,11 рубля за 1 кв. метр;
  • земельного участка, предоставленного для строительства или размещения линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), пунктов контроля загрязнения воздуха, объектов электросетевого и жилищно-коммунального хозяйства, организаций, оказывающих услуги по тарифам, регулируемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, а именно: линий электропередач, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов и иного оборудования, предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии, объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, а также котельных заводского изготовления (расположенных на отдельно сформированных земельных участках), центральных тепловых пунктов, насосных станций различных модификаций и назначений, газорегуляторных пунктов, станции катодной защиты – в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка;
  • земельного участка, предоставленного (занятого) для размещения трубопроводов и иных объектов государственного или муниципального значения, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод – в размере 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка.

Размер арендной платы по соглашению о сервитуте

Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 г. №1461 определен размер платы по соглашениям о сервитуте в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В соответствии с пунктом 2 указанного постановления размер платы составляет 0,01% от кадастровой стоимости за каждый год действия сервитута.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.03.2015 г. №213-п определен размер платы по соглашениям о сервитуте в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области. В соответствии с пунктом 2 указанного постановления размер платы составляет 0,01% от кадастровой стоимости за каждый год действия сервитута.

Выводы:

Для целей строительства и размещения линейных объектов, таких как водопровод и канализация, а также для размещения кабельных линий электропередачи более целесообразно заключение соглашений о сервитуте. В этом случае землепользователь получает:

  • значительную экономию в оплате по сравнению с арендными платежами на земли (плата за сервитут меньше от 30 до 200 раз);
  • значительную экономию временных затрат по сравнению с периодом оформления договора аренды (от 30 до 68 календарных дней на заключение о сервитуте и 83 календарных дня для заключения договора аренды);
  • в случае, если срок землепользования не превышает трех лет, то при заключении соглашения о сервитуте значительная экономия финансов достигается ввиду отсутствия необходимости проведения кадастровых работ для постановки на государственный кадастровый учет части земельного участка, а также не требуется государственная регистрация (с уплатой государственной пошлины).

Однако, соглашение о сервитуте подходит не для всех целей, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 39.23 Земельного кодекса РФ размещение объектов для которых заключается соглашение о сервитуте не должно препятствовать разрешенному использованию земельного участка. То есть, например, для размещения наземной линии электропередачи потребуется постановка на государственный кадастровый учет земельного участка (или части земельного участка) и заключение договора аренды.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственник любого имущества обладает следующим пакетом прав: владение, пользование и распоряжение. Владение – это обладать имуществом; пользование – использование имущества определенный период времени и по определенному назначению; распоряжение – возможность совершать в отношении имущества как физические, экономические, так и юридические действия.

Согласно ст.274 ГК РФ собственник недвижимого имущества вправе требовать от соседнего участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком, что и называется сервитутом.

Данное понятие аналогичным образом закреплено в ФЗ №122 от 21 июля 1997 г. и в Земельном Кодексе РФ. Верховный Суд пояснил, что сервитут может быть установлен только в «крайних» случаях.

Сервитут может устанавливаться для следующих целей:

  • Установление прохода и (или) проезда к соседнему земельному участку, при невозможности организации подъездных путей без установления сервитута;
  • Обслуживание инженерных, коммунальных сетей;
  • Проведения дренажных работ;
  • Проведения исследований;
  • Размещения на участке межевых и геодезических знаков;
  • И другие случаи.

Довольно часто установление сервитута дает право пользователю не только право пользования, но и право владения. В частности, при установлении права прохода и проезда.

Сервитут может устанавливать не только на земельные участки, но и на здания и сооружения, встроенные помещения и иное недвижимое имущество. Но чаще всего приходится сталкиваться с сервитутами именно на земельных участках.

Сервитут может быть установлен как в отношении неограниченного круга лиц (публичный сервитут), так и в пользу конкретных лиц (частный сервитут). Наиболее яркий пример публичного сервитута – обеспечение доступа граждан к озеру и его береговой полосе.

Сервитут может устанавливаться на определенный срок, например, на время проведения строительных работ (временный), или на неустановленный срок.

На практике чаще всего встречаются случаи установления сервитута в судебном порядке. Сервитут – это ограничение права, что всегда приводит к конфликтам. Даже при установлении границ между соседними участками, чтобы доказать свою правоту, приходится поднимать архивные планы дореволюционных времен. Стороны могут конфликтовать по 2ум поводам:

  • Конфигурация сервитута и его расположение в границах участка;
  • Величины устанавливаемой платы за объект.

Каждая сторона доказывает свою позицию. При этом, если первую часть спора удается решить оперативно, то вторую часть можно решать годами с привлечением различных оценщиков.

При определении соразмерной платы за сервитут может быть учтено 2 варианта:

  • Единовременная выплата при установлении сервитута. Крайне редко встречается на практике;
  • Аннуитетный платеж (ежемесячный или ежеквартальный).

Методика оценки сервитута

Еще совсем недавно были актуальны Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденные Росземкадастром 17 марта 2004 г. Соразмерность платы означает следующее: величина платы за сервитут сопоставима с размером убытков, возникших при обременении земельного участка.

В п. 2.2 указано, что величина соразмерной платы за сервитут включает в себя 3 составляющие:

  • Размер реального ущерба;
  • Размер упущенной выгоды;
  • Размер убытков.

На текущий момент указанные рекомендации не действуют. Их основной минус заключается в возможном учете одного и того же дважды. Разберем по пунктам, что считается по этой методике:

  • Реальный ущерб – разница между стоимостью земельного участка без обременения и с обременением. Если бы собственник мог продать участок до, то цена сделки могла быть выше.
  • Упущенная выгода – разница денежных потоков, которые мог бы получить собственник от использования участка без установления на него сервитута и с установлением. Например, если по пашне проложили дорогу, то полезная площадь сельхоз угодий снизится, что приведет к снижению денежных потоков.
  • Размер убытков – реально понесенные расходы в результате установления ограничения на использование участка.

Эксперт при расчете составляющей «упущенная выгода» формирует модель дисконтированных денежных потоков. В зависимости от своей компетентности, он может по незнанию включить в эту модель и «размер убытков». Тогда в стоимости сервитута будет дважды учтена величина «убытков»: один раз в явном виде, а второй раз в скрытом, что приведет к завышению стоимости. Для последующей проверки расчета на адекватность, необходимо разбираться в тематике оценки.

На сегодняшний день действующим является Постановление Правительства о Правилах определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков от 23 декабря 2014 г. В п.3 указано, что величина соразмерной платы, может быть определена как разница рыночной стоимости земельного участка до и после установления сервитута, которая определяется оценщиком. Таким образом, от Временных рекомендаций из 3ех составляющих остался только «реальный ущерб».

Согласно Законодательству об оценочной деятельности существуют 3 классических подхода к оценке любых объектов. В таблице ниже приведена общая идея каждого подхода к оценке сервитута:

Наименование подхода

Сравнительный

Затратный

Доходный

Общая идея

Стоимость сервитута определяется на основе предложений по продаже на открытом рынке земельных участков. Для этого подбираются 2 максимально похожих (сопоставимых) земельных участка, которые выставлены на продажу, на одном из которых установлен сервитут. Разница в стоимости объектов и является стоимостью сервитута.

Стоимость сервитута определяется на основе:

· Величины расходов, понесенных собственником в будущем, в результате наложения сервитута. А также и в случаях ответственности собственника перед третьими лицами за несоблюдение условий договора.

· Величина расходов, связанных с обслуживанием сервитута.

Стоимость сервитута определяется на основе:

· Снижения величины денежных потоков, произошедших в результате установления сервитута на земельный участок.

· Платы за ограничение использования собственником земельного участка.

Реализуемость на практике

В реальной жизни практически невозможно подобрать объекты для проведения такого расчета. Особенно, если речь идет о земельных участках в черте населенных пунктов, где предложение сильно ограничено.

Как правило, один из подходов используется на практике. Результат расчета выглядит обоснованным, поэтому принимается обеими сторонами.

Таким образом, актуальное на сегодняшний день Постановление невозможно использовать на практике, ведь оно прямо указывает на применение сравнительного подхода. Практически все заинтересованные лица при изучении вопроса об установлении сервитута обращают внимание на данный документ, о чем непременно сообщают и нам.

Расчеты на практике

Кейс №1. Установление сервитута для проезда к АЗС. По соседству расположен крупный торговый комплекс. В отдельный кадастр выделены:

  • земельный участок под комплексом;
  • земельный участок, используемый для парковки перед зданием;
  • искомый земельный участок, используемый для прохода и проезда с основного шоссе. Данный участок заасфальтирован и используется, помимо собственника комплекса, 9 смежными собственниками соседних участков.

Таким образом, при первичном ознакомлении с сервитутом установлено, что искомым участком пользуются 10 собственников. Верховный Суд разъяснил, что сервитут не является средством для заработка. Поэтому собственник искомого земельного участка не вправе устанавливать безотносительно высокую плату за проезд по его участку.

Исходя из здравого смысла, собственник искомого земельного участка в данном случае несет следующие расходы:

  1. затраты на обслуживание асфальтобетонного покрытия и реконструкция (при необходимости). Как правило, текущий ремонт проводится 1 раз/ год, а капитальный ремонт 1 раз / 5 лет;
  2. налог на земельный участок

Исходя из суммарных затрат за 5 лет, можно перейти к затратам в год или в месяц. Эти суммарные затраты изначально хотели предъявить к собственнику АЗС. Но для определения адекватной соразмерной платы за сервитут необходимо понять, какой вклад в разрушение дорожного полотна вносят посетители заправочной станции. Для этого нужно оперировать двумя цифрами:

  1. трафик при въезде на искомый земельный участок. Не буду делать рекламу, но существуют геоинформационные системы, в которых есть такая информация;
  2. количество пробитых чеков на заправке. Этими данными обладает клиент.

Таким образом, можно установить долю трафика, приходящуюся на АЗС и величину компенсируемых расходов. По данной модели была определена величина ежемесячной платы за сервитут для собственника АЗС. В модели может быть погрешность, связанная с тем, что не все посетители заправляются и пробивают чеки. Но эта составляющая сведена к минимуму.

Кейс №2. В стороне от шоссе был построен крупный логистический комплекс. Так получилось, что подъезда к объекту не было. Собственник участка, на который планировалось установить сервитут, оказался предприимчивым человеком. Для расчета соразмерной платы за сервитут была предложена такая идея: определить потенциальный валовый доход и величину чистой прибыли логистического комплекса. А стоимость сервитута определить, как процент от чистой прибыли. Но в таком варианте расчета ежемесячная плата за сервитут могла оказаться выше стоимости самого земельного участка!

Кейс №3. Сервитут в виде прохода и проезда установлен на земельный участок вдоль одной из его границ. Данным сервитутом пользуется только один человек. Собственник мог бы использовать эту часть участка по своему усмотрению, но такой возможности у него нет. Фактически эта часть участка сдается в аренду на неопределенное время, и наша задача заключается в определении арендной ставки. Например, в интернете на специализированных ресурсах представлены предложения по аренде открытых площадок для хранения различных грузов и товаров, указаны цены. Данные предложения могут быть использованы в качестве ориентира. Но для установления конкретной ставки необходимо в первую очередь уточнять категорию участка и вид разрешенного использования, а затем: местоположение, площадь и другие факторы.

Кейс №4. По своей сути обладание информацией о перспективах развития микрорайона может быть инсайдерской информацией, особенно когда этими знаниями пользуются чиновники. Реальный случай, который был придан огласке. Кудрово – некогда небольшая деревня на границе города Санкт-Петербурга, где фактически был расположен частный сектор с дачными и садовыми домами, с 2002 года получила новую жизнь. Застройщики стали очень активно возводить жилые дома, прокладывать коммуникации и обустраивать проезды.

Собственник участка на территории Кудрово с 1960 года, оказался окружен по всем границам соседними участками, без единого проезда. А улица оказалась приватизирована, несмотря на положения Земельного Кодекса. Собственник встретился с новым соседом и узнал, что последний оформил на себя еще 9 участков в том месте. Сосед предложить выкупить и данный участок собственника по бросовой цене или в рамках судебного спора попытаться наложить сервитут. Собственник решил отставить свою позицию в суде.

Еще одна история связана с этим же местом, когда чиновник намеренно выкупил примыкающий к строительству жилого комплекса земельный участок, по которому в перспективе должны были пройти все инженерные коммуникации для подключения этого комплекса. Предложенная плата за сервитут была выше, чем стоимость участка и даже стоимость прокладки инженерии. Застройщик изменил проект подключения и не пошел на шантаж.

Как вычисляются координаты сервитута

Сведения о сервитуте в обязательном порядке вносятся в Кадастр, данную задачу выполняет кадастровый инженер. Действия специалистов выстраиваются таким образом:

  1. На основания соглашения собственника с заинтересованным лицом производятся обмеры, определяются координаты значащих точек границ сервитута.
  2. Создается межевой план обременяемой части земельного участка и акт согласования границ. План изготавливается в виде электронного документа XML в специальной программе, позволяющей считывать и контролировать данные.
  3. Инженеры готовят документацию для представления в Росреестр с последующим внесением в Кадастр. За качество и точность работ на всех этапах кадастровые инженеры несут персональную ответственность.

Сервитут на публичной карте Росреестра

Самый надежный способ уточнить границы, статус, наличие обременений и ограничений на земельный участок — запросить выписку из ЕГРН в Росреестре. Любые обременения подлежат государственной регистрации.

Есть второй способ увидеть сервитут – онлайн с помощью публичной карты Росреестра. Она публикуется в открытом доступе, пользование ею совершенно бесплатно. Как это сделать?

На сайте ведомства в разделе «Публичная кадастровая карта» нужно ввести кадастровый номер участка. Если его нет, то ресурс предлагает искать по другим параметрам: условному номеру, ранее присвоенному номеру, адресу объекта. В случае, когда пользователь не знает ни адреса, ни кадастрового номера, остается третий вариант – искать непосредственно на публичной карте по навигации. Найдя нужный участок, кликнуть по нему и система выдаст кадастровый номер.

Этот способ имеет свои минусы. На сайте Росреестра не всегда можно найти актуальные данные, потому что обновление происходит не в режиме online. Не всегда удается также получить точные данные с карты. Поэтому самым надженым вариантом для уточнения статуса земли остается выписка из ЕГРН.

Основания для установления платы за сервитут

Установление срочного или постоянного сервитута сопровождается присвоением земельному участку (обременяемой части) кадастрового номера и, соответственно, определением кадастровой стоимости объекта. Собственник, у которого выделяется часть земельного надела под сервитут, имеет право по соглашению предоставить доступ на свой участок безвозмездно, а может затребовать плату на законных основаниях.

Стоимость обременяемого недвижимого имущества устанавливается из расчета 1,5% кадастровой стоимости участка земли за каждый год в течение всего срока действия сервитута. Сведения о стоимости земли по кадастру можно уточнить, отправив запрос на получение выписки из Единого государственного реестра прав и сделок с недвижимым имуществом.

Если же кадастровая стоимость не зарегистрирована, внесение в госреестр недвижимости данных о сервитуте не требуется. Это не означает, что правообладатель не может требовать компенсации за причиненные убытки и неудобства. В этом случае расчет платы за сервитут делается самими заинтересованными сторонами исходя из нескольких показателей: усредненных цен на землю в регионе, размера ущерба и упущенной выгоды.

Официально оплата сервитута при отсутствии регистрации в ЕГРП рассчитывается по формуле: 1,5% от произведения метража обремененного участка на усредненный удельный показатель цен на земли без установленной категории в данном регионе за каждый год действия сервитута. Данные по удельной стоимости земли можно уточнить в местной администрации.

График внесения платы за сервитут может быть установлен сторонами произвольно (раз в год, частями и т.д.) или в судебной инстанции.

Разъяснения по вопросу наличия НДС в платежах

Письмо департамента Налоговой и Таможенной политики

Методические рекомендации

Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут (Некоммерческое партнерство «Российская коллегия оценщиков», протокол №10 от «08»сентября 2005 года)

Вопрос — ответ

Вопрос: От какой стоимости земельного участка рассчитывается сервитут? В одних документах указано — от кадастровой, а в других — от рыночной.

Ответ: Если речь идет о сервитуте между частными лицами (организациями), то он может устанавливаться в зависимости от внутренних договоренностей. И в некоторых случаях привлекать оценщика даже не нужно. В таком случае Вы можете самостоятельно рассчитать сервитут. Например, на нашем сайте есть бесплатный калькулятор, который определяет платеж за сервитут от кадастровой стоимости земли. Ведь на сегодняшний день кадастровая стоимость максимально приближена к рынку (по многим субъектам РФ).
Но собственник обременяемого земельного участка всегда хочет получить максимальную плату за сервитут, а вторая сторона — заплатить наименьшую величину. И здесь могут возникать конфликты, поэтому в таких ситуациях рекомендуем привлекать оценщика. Существуют различные методики определения платы, но в любом случае базой для нас при оценке является рыночная стоимость.

Стоимость услуг

Стоимость работ

Оценка сервитута (право временного прохода и проезда, право пользования) от 30 000 Р

Сервитут дает возможность пользоваться земельным участком, т.е. определяет не право собственности, а право пользования. Как правило, собственник земельного участка, владелец сервитута, за причиненное обременение, получает определенную договором оплату. Однако именно в размере и способах определения размера оплаты и заключаются основные проблемы. На данный момент законодательство не содержит конкретных методик и требований к правилам определения размера платы за сервитут. В законе говорится лишь о соразмерной плате за сервитут. Эта плата определяется относительно условий использования сервитута, но всегда ли ее достоверно можно назвать соразмерной? Рассмотрим некоторые методики определения размера оплаты сервитута и иные его особенности.

Установление оплаты

Сервитут может устанавливаться не только на земельные участки, но и на иные объекты недвижимости, например, на дорогу, линейный объект, лесной участок. Земельный кодекс в статье 23 более подробно регламентирует порядок установления сервитута на различные объекты.

Собственник объекта, который подпадает под использование, имеет право потребовать определенную оплату. Однако плата за пользование участком должна быть соразмерной, это основополагающий принцип.

Особенности и порядок оплаты сервитута определяются договорными обязательствами, т.е. одна сторона должна предоставить право пользования, а другая сторона оплатить данную услугу. Оплата устанавливается в договоре по взаимному согласию сторон, однако при возникновении трудностей любые разногласия могут разрешаться в суде.

Итак, мы уже говорили, что стоимость (плата за сервитут) в первую очередь должна быть соразмерной. Оплата может производиться частями, по истечении определенного срока, либо единовременно, соответственно, данные условия должны быть в обязательном порядке прописаны в договоре. Единовременная выплата может быть увеличена за счет дополнительных платежей и компенсаций в следующих случаях:

  • если пользователь нарушает установленные правила использования сервитута;
  • по решению суда, если пользователь нарушает права собственника в отношении владения и пользования объектом сервитута.

Какие убытки может понести собственник

Несмотря на то, что за предоставление в пользование объекта недвижимости собственник получает оплату, он все же может понести определенные убытки. Зачастую сфера пользования сервитутом настолько широка, что собственник фактически теряет право распоряжаться собственностью. Если иные ограничения не прописаны в договоре, собственник вправе изъять участок из отношений сервитута.

Кроме того, оплата сервитута имеет целевое назначение – возмещение возможных потерь за пользование объектом недвижимости. Но, естественно, эту оплату стоит отличать от аренды. Согласно установленным правилам, плата за сервитут определяется, исходя из величины возможных убытков, и прямо пропорциональна ей.

Собственник сервитута может понести следующие убытки:

  • упущение выгоды;
  • причинение реального ущерба (например, аренда лесополосы, сопровождающаяся вырубкой зеленых насаждений со стороны пользователя);
  • существенное отличие в стоимости активов, находящихся под обременением;
  • возможные штрафы и неустойки в пользу третьих лиц. Пользователь сервитутом не является его собственником, поэтому ответственность за объекты недвижимости остаётся на владельце сервитута, поэтому, исходя из типа объекта отношений сервитута, могут последовать разного рода санкции.

Убытки и способы их определения

В большинстве случаев сервитут ограничивает права владельцев земельного участка, например, эти ограничения могут быть связаны с проходом по территории. Ввиду ущемления прав размер платы за сервитут может быть увеличен по сравнению с первоначальной стоимостью. Соответственно, если плата была единоразовой, то доплачивается компенсация, а если сервитут оплачивают по частям, то плата просто увеличивается.

Срок сервитута также является ведущим фактором для определения убытков. Например, для того, чтобы провести электрические линии, проложить провода или трубы на участке, много времени не требуется. Соответственно, кратковременное пользование участком не так уж и обременительно для собственника, и плата не будет высокой.

Таким образом, факторами, влияющими на размер платы за сервитут, являются:

  • вид работ;
  • срок сервитута;
  • последствия деятельности пользователя сервитутом (причинение ущерба по факту, например, в случае прокладки труб может быть нарушен внешний образ земельного участка);
  • упущенная выгода, т.е. возможные неполученные доходы (к примеру, объект недвижимости является источником дохода, соответственно, обременения пользователя могут существенно нарушить данный процесс).

Сервитут может стать причиной убытков и третьих лиц. Например, на земельном участке расположено предприятие, которое временно прекратило работу из-за возникших в отношении сервитута прав. Предприятие поставляет металл, но временно простаивает. Покупатели металла несут убытки из-за сорвавшейся сделки и требуют возместить неустойку. Требование направлено к собственнику сервитута, который, в свою очередь, может увеличить плату за сервитут для пользователя, т.к. непредвиденные расходы возникли по вине последнего.

Возможно ли изменить размер выплат

Размер выплат за сервитут может быть изменен в большую сторону. Как мы уже выяснили, размер доплат и компенсаций зависит от характера сервитута, его объекта и срока сервитута. Но, опять же, доплаты должны быть соразмерными.

Для того чтобы компенсация за сервитут изменилась, должны присутствовать объективные обстоятельства, которые связаны с увеличением или уменьшением ограничений собственника на объект недвижимости. Практике известны случаи, когда размер доплат уменьшался, так как изначально предполагаемые работы не были проведены на участке по факту.

Этому обстоятельству способствует право пользователя распоряжаться сервитутом в определенных рамках, при этом пользователь сервитута может как расширить свою деятельность, так и не использовать свои права на сервитут в полном объеме.

Все изменения оформляются дополнительным соглашением к основному договору или поправками, которые предусмотрены для публичных сервитутов. Собственник сервитута может изменить размер выплат, обратившись в суд и представив письменные доказательства.

Регистрация сервитута: пошлины для юридических лиц

Сервитут бывает двух типов:

  1. Частный.
  2. Публичный.

Частный сервитут заключается между физическими лицами для собственного интереса, например, сервитут за право прохода к дачному участку через соседний.

Публичные сервитуты более сложны, так как субъектами правоотношений выступают муниципальные власти, предприятия государственного сектора. Публичный сервитут, как правило, используется для реализации задач не личного, а регионального значения. К примеру, публичным сервитутом будет использование земельного участка для прокладки коммуникаций.

Размер государственной пошлины за регистрацию сервитута установлен в статье 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации. На сегодняшний день для юридических лиц размер государственной пошлины составляет 22 000 рублей, а для физических лиц – 2 000 рублей.

Санкции за неоплату сервитута

Штрафные санкции могут последовать в следующих случаях:

  1. За неуплату сервитута.
  2. Неоднократное нарушение установленных сроков для оплаты.

Штраф выплачивается в пользу владельца сервитута. А при наличии систематических нарушений владелец сервитута имеет право изменить условия договора либо отказаться от него.

Разумеется, такая мера возможна только по решению суда. Например, при систематических, грубых нарушениях договора суд может принять решение о лишении прав на землю (пользование землей) с последующим расторжением договора и выплатой штрафных санкций в пользу владельца сервитута. Такая мера не редкость, поэтому стороны должны ответственно подходить к отношениям, вытекающим из права пользования сервитутом. Также нужно понимать, что право пользования сервитутом не всегда может быть бессрочным.

Если эта страница была вам полезна, посоветуйте её своим знакомым:

Сервитут в действующем законодательстве считается особая форма права пользования чужим земельным участком, за которое должна быть установлена соответствующая оплата.

Установление такого право может быть осуществлено только после проведения оценки стоимости возникшего обременения.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Соразмерная плата за сервитут

В действующем гражданском законодательстве понятие стоимости сервитута не существует, так как этот термин считается термином экономического происхождения.

Вместо него нормами гражданского законодательства Российской Федерации используется понятие соразмерной платы за сервитут.

Под соразмерной платой за сервитут необходимо понимать такую форму материального или денежного вознаграждения, которая осуществляется лицами, установившими обременение на конкретный земельный участок с целью обеспечения лучшего положения своим участкам, выплачиваемую владельцу обременённого участка.

Соразмерная плата за сервитут – это форма денежного вознаграждения владельцу обремененного земельного участка, которая носит характер периодических выплат и может меняться в зависимости от изменения существующих обстоятельств.

Если говорить о возможностях изменения размера соразмерной платы за сервитут, то

такие возможности предусмотрены в Гражданском Кодексе Российской Федерации.

Понятие соразмерной платы за сервитут используется не только в гражданском законодательстве, но и во всех отчетах о формировании стоимости такого обременения, которые готовятся соответствующими оценочными организациями.

Этот термин считается более правильным с точки зрения юриспруденции, так как может полном объеме отразить именно те затраты, а также убытки, которые несет владелец обремененного участка. Логичность использования такого понятия не подвергается сомнению.

Соразмерная плата за сервитут складывается из трех основных показателей, которые учитываются при формировании итоговой суммы:

  • Размер реального ущерба, который получил владелец обремененного участка из-за установленного сервитута;
  • Упущенная выгода, так как наложение обременения на участок влечет за собой реальное ограничение использования недвижимого имущества;
  • Учёт тех реальных убытков, которые были понесены владельцем обремененного участка (в том числе, и те убытки, которые возникли из-за досрочного прекращения своих обязательств перед третьими лицами).

Соразмерная плата за сервитут представляет собой достаточно сложную по расчетам величину, которая может изменяться, если происходит изменение какой-либо одной из составляющих, принимающих участие в ее расчете.

Изменение величины соразмерной платы за сервитут может происходить в таких случаях:

  • Если изменяется степень обременения, установленного на земельный участок;
  • Если изменению подвергается срок использования сервитута (этот показатель напрямую заложен в расчет стоимости установленного сервитута);
  • Изменение соразмерной платы за сервитут может произойти в том случае, если стороны по своему обоюдному согласию высказали такое желание ввиду необходимости изменения установленного сервитута как в сторону увеличения обременения, так и в сторону уменьшения;
  • Соразмерная плата за публичный сервитут может быть изменена только в одном случае: если изменению подвергается тот нормативный акт, который этот сервитут установил. Если таких изменений нет, то и плату за сервитут изменять нельзя, независимо от того, в какую сторону происходит такое изменение.

Порядок изменения установленной соразмерной платы за сервитут вносится в текст соглашения, заключаемого по итогам установления такого сервитута, как один из обязательных для исполнения (в случае необходимости) пунктов соглашения.

Как происходит установление соразмерной платы за сервитут

Соразмерная плата за использование сервитута устанавливается по результатам проведенной оценки. Эта величина может быть установлена только в строгом соответствии с условиями и положениями действующего гражданского законодательства, так как выплата вознаграждения за пользование чужим имуществом предусмотрена именно нормами этого законодательства.

Плата за использование сервитута может быть зафиксирована как изначально в тексте договора об установлении сервитута, так и в тексте специально составленного дополнительного соглашения.

Если речь идёт о формировании оплаты за использование такого обременения в тексте договора, то величина этой стоимости указывается в специальном разделе, посвящённом установленной стоимости сервитута, а также порядку взаиморасчетов между сторонами соглашения.

Режим выплат также определяется в тексте договора или специально оформленном дополнительном соглашении на основе некоторого перечня данных:

  • Срока действия обременения в зависимости от возможностей достижения целей, ради которых он был установлен;
  • Степени обременения, которое оказывает непосредственное влияние на возможности использования земельного участка в полном объеме;
  • Общей стоимости установленного сервитута, определённого по результатам оценки установленного обременения.

Для большей наглядности в качестве приложения к договору может быть сформирован специальный график платежей, в котором будет отражена вся периодичность совершаемых выплат в зависимости от срока использования участка.

Порядок внесения платы за сервитут

Порядок внесения соразмерной платы за сервитут устанавливается статьей 18 Земельного Кодекса Российской Федерации. Эта статья регулирует не только вопросы установления такой оплаты, но и то, как должны происходить выплаты за использование обремененных земель.

В частности, п.3 этой статьи говорит, что если соглашение об установлении сервитута и назначении порядка выплат за его использование не подписано в течение года, инициатор установления сервитута вносит всю сумму в депозит нотариуса по месту нахождения обремененного участка и приступает к использованию своего права.

Владелец участка, в отношении которого установлен сервитут, может в любой момент обратиться к нотариусу за этими средствами (но уже за вычетом комиссии, которую нотариус вправе взимать за хранение средств), но для получения суммы он должен обязательно предъявить подписанное с инициатором сервитута соглашение об установлении такого обременения.

В том случае, если соглашение было подписано, и в его тексте есть информация о том, как будет происходить выплата всей суммы, все платежи должны происходить в строгом соответствии с таким графиком.

В случае подписания договора сервитута существуют два варианта, в соответствии с которыми могут происходить выплаты:

  • Единовременный, когда на момент начала эксплуатации земельного участка инициатор обременения выплачивает всю сумму владельцу участка. В этом случае изменение соразмерной платы будет происходить несколько сложнее, так как вся сумма уже выплачена, и необходимо будет либо делать доплату (если стоимость увеличивается), либо владелец участка должен будет вернуть то часть средств, на которую происходит уменьшение стоимости сервитута.
  • Ежемесячными платежами. В этом случае выплаты будут происходить один раз в месяц на протяжении всего срока использования сервитута. Корректировка в этом случае может осуществляться путем изменения количества платежей или ежемесячной суммы.

В обоих случаях для изменения итоговой суммы необходимо будет подготовить специальное дополнительное соглашение, в тексте которого будет содержаться не только информация об изменении суммы, но и сведения о том, на основании чего произошло изменение соразмерной платы за сервитут.

Сдать в аренду землю сельхозназначения имеет право не только государство, но и физическое лицо.

Что такое государственный жилищный сертификат, зачем он нужен и как его получить? На все эти вопросы вы найдете ответ в нашей статье.

Планируете купить квартиру в Краснодарском крае? Все важные подробности описаны .

Как платить налоги

Уплата налогов с соразмерной платы за сервитут может как лицом, которое владеет обремененным земельным участком, так и инициатором установленного сервитута. В случае, если рассматривается вопрос об обложении налогом владельца земельного участка, то здесь речь идет о налоге на добавленную стоимость (так как такой налог устанавливается на продаваемые или передаваемые в пользование товары, работы или услуги — в конкретном случае речь идет об услугах), так и о втором налоге (в случае, если владелец участка — физическое лицо — речь идет о налоге на доходы физических лиц, а если юридическое — налог на прибыль организации).

В том же случае, если речь идет об инициаторе установления сервитута, то физическое лицо платить не будет ничего, а юридическое будет действовать в соответствии со своим режимом налогообложения.
В целом, в российской налоговой системе выделяют два вида налогообложения:

  • Стандартный, когда расчет налоговой базы происходит с учетом всех понесенных расходов и, соответственно, облагаться налогом будет та прибыль, которая остается после подсчета всех понесенных расходов;
  • Упрощенный, когда в перечень расходов включаются только те расходы, которые находятся в закрытом списке расходов для налогообложения организаций с упрощенной формой налогов.

В соответствии с таким разделением и происходит учёт тех налоговых отчислений, которые должны быть выполнены за пользование сервитутом.

Если речь идёт о стандартной форме налогообложения, то здесь необходимо будет

произвести признание расходов на оплату пользования сервитутом в качестве прочих оправданных и документально подтвержденных расходов (в соответствии с требованиями пп.49 п.1 ст.264 Налогового Кодекса Российской Федерации). Признать такие расходы будет необходимо в целях формирования базы обложения прибыли.

При упрощенной системе налогообложения учитывать соразмерную плату за сервитут в качестве расходов не придется, так как она не включена в тот перечень оправданных и подтвержденных затрат, которые можно учитывать при формировании базы налогообложения на прибыль.

Плата за пользование сервитутом устанавливается в рамках заключённого соглашения по итогам проведения оценки стоимости установленного обременения.

Порядок осуществления выплат также регулируется заключенным соглашением.

Однако, если такой договор подписать не удаётся, инициатор обременения может всю необходимую сумму внести на депозит нотариуса и приступить к началу необходимых работ, так как свою часть обязательств он выполнил. Внесение платы может производиться как единовременно, так и ежемесячными платежами, а сама сумма может изменяться в зависимости от того, как меняются условия использования сервитута.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *