Расчет себестоимости импортного товара

Налоги и цены тесно взаимосвязаны. Система налогов, размеры их ставок и порядок исчисления и уплаты во многом определяют уровень и динамику цен.

Согласно Налоговому Кодексу РФ (ст. 8), под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги занимают важное место в цене товара. Суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке относятся к прочим расходам налогоплательщика, связанным с производством и реализацией. Таким образом, соответствующие налоги включаются в себестоимость продукции.

Особое место в цене товара занимают косвенные налоги, к которым относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Эти налоги либо рассчитываются как определенный процент от цены товара, либо включаются в цену товара в виде некоторой суммы. Владелец товара уплачивает суммы по косвенным налогам в бюджет, а затем при реализации товара покупателю компенсирует эти суммы из цены товара. Поэтому косвенные налоги считаются налогами на потребление, а также из-за регрессивного характера их считают несправедливыми.

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части новой (добавленной) стоимости, которая создается на каждой стадии производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. Эта добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью изготовленных и реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью сырья и материалов, приобретенных и израсходованных для изготовления этих товаров (работ, услуг).

На практике НДС определяется как разница между суммой налога, полученной предприятием по реализованным товарам, и суммой налога, уплаченной предприятием по приобретенным сырью и материалам. Происходит это следующим образом. Сначала определяется налоговая база. В общем случае налоговая база – это стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС. Однако в бюджет уплачивается сумма НДС, исчисленная по данной налоговой базе, но уменьшенная на величину вычетов. Вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении им товаров (работ, услуг), что подтверждается в соответствующих счетах-фактурах.

Следует подчеркнуть, что при обложении НДС передача товаров или оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг). Также НДС облагаются товары (работы, услуги), передающиеся (оказываемые) другим подразделениям этого же предприятия (для собственных нужд).

Основная ставка по НДС составляет 18% от суммы реализации. В то же время на ряд товаров, относящихся к социально значимым, действует ставка 10%. К таким товарам относятся некоторые продовольственные товары, товары для детей, периодические печатные издания, книжная продукция, медицинские товары (п. 2 ст. 164 НК РФ).

Кроме того, ряд товаров (работ, услуг) вообще освобождаются от НДС. По налоговой ставке 0 процентов производится налогообложение при реализации экспортируемых товаров, работ и услуг, связанных с экспортом товаром (п. 1. ст. 164).

Другим важным с позиций ценообразования косвенным налогом является акциз. Акцизы устанавливаются, прежде всего, на товары, которые не являются предметами первоочередного потребления и относятся к деликатесным изделиям, предметам роскоши или изделиям, потребление которых общество стремится ограничивать.

В настоящее время подакцизными товарами признаются:

— спирт этиловый из всех видов сырья;

— спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9% (кроме лекарственных средств, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, подлежащих дальнейшей переработке или использованию для технических целей отходов, образующихся при производстве этилового спирта из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, виноматериалов);

— алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5%);

— табачная продукция;

— автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л.с.;

— автомобильный бензин;

— дизельное топливо;

— моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (и нжекторных) двигателей;

— прямогонный бензин (бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением автомобильного бензина и продукции нефтехимии).

Налоговая база при реализации произведенных подакцизных товаров и минерального сырья определяется:

1) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения), как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении;

2) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, а также по природному газу – как стоимость реализованных подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (при реализации подакцизных товаров на безвозмездной основе, при совершении бартерных операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, при натуральной оплате труда ̶ исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен), без учета акциза, налога на добавленную стоимость;

3) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок–какобъем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки.

Таким образом, акциз должен быть уплачен и при реализации подакцизных товаров на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при натуральной оплате труда подакцизными товарами.

Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров (за исключением реализации на безвозмездной основе) и предъявленные покупателю, относятся на расходы организаций, производящих и реализующих подакцизные товары и сырье, и вычитаются при определении базы для налога на прибыль. В расчетных документах, в том числе в первичных учетных документах, и счетах-фактурах сумма акциза выделяется отдельной строкой.

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму акциза на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные при приобретении подакцизных товаров, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства также подакцизных товаров.

Как видим, на разного рода налоги приходится существенная доля цены любого товара. Поэтому государственные органы, принимая решения о системе налогообложения в целом или о ставках конкретных налогов, обязательно должны рассматривать возможные последствия, которые эти решения окажут на оптовые и розничные цены. При этом не следует забывать, что суммы налоговых поступлений в бюджет могут расти не только за счет роста налоговых ставок, но и при снижении налоговых ставок за счет обусловленного этим снижением роста налогооблагаемой базы (вследствие оживления экономической активности). В первом случае эффект роста (реального) налоговых поступлений в бюджет скорее всего будет кратковременным. Во втором же случае, при прочих равных условиях, после кратковременного снижения налоговых поступлений последует их рост в долгосрочной перспективе.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику основных видов цен в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения.

2. Перечислите элементы оптовой (отпускной) цены предприятия, оптовой цены промышленности, розничной цены.

3. Дайте определение состава и структуры цены.

4. Назовите виды цен в зависимости от территории их действия.

5. Расскажите о видах цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов.

6. Назовите виды цен по степени их свободы от воздействия государства и дайте им характеристику.

7. Дайте характеристику экспортных и импортных цен.

8. Что такое система цен и каковы ее признаки?

Глава 10

Как рассчитать себестоимость импортного товара?

Как рассчитать себестоимость импортного товара? Казалось бы, для человека, проработавшего в импортной логистике хотя бы полгода, это не должно составлять проблемы. Однако, по словам директора по таможенному оформлению и ВЭД одной из крупных компаний Роберта Аристова, из 70 кандидатов на должность только один справляется с пустяковой, на первый взгляд, задачей. На страницах ПРОВЭД Роберт Аристов запускает серию статей, которые помогут новичкам и специалистам в сфере ВЭД решать повседневные задачи.

Мы занимаемся импортом и экспортом товаров бытового назначения. Наш средний объем — от 30-40 контейнеров в месяц и 5-10 авиагрузов. С вступлением в должность передо мной встала одна из основных задач — формирование эффективной команды отдела импортной логистики.

На своих собеседованиях я предлагал кандидатам решить достаточно типовую задачу. По предоставленным ниже в таблице данным необходимо рассчитать себестоимость единицы каждого продукта на нашем складе. Из 70 претендентов на место эту задачу смог решить только один человек!

Безусловно, пугающая статистика. Поэтому я посчитал необходимым пошагово объяснить , как складывается себестоимость импортного товара, показать те нюансы, на которые необходимо обращать внимание как рядовым исполнителям, так и топ-менеджменту компании, поскольку на этих двух уровнях есть различия в оценке эффективности данного процесса.

Итак приступим к расчетам. Сразу оговорюсь, что в разных компаниях разная учетная политика и разный подход к расчету себестоимости импортной продукции. Кто-то включает НДС в структуру себестоимости, кто-то нет. Я буду опираться на наш опыт.

Что мы имеем? 2 разных вида продукции в одном контейнере, который отгружается на условиях FOB Xiamen из Китая в порт Восточный. Мы имеем все расходы, которые будут связаны с поставкой товаров от поставщика в Китае до нашего склада.

1. Необходимо рассчитать размер таможенной пошлины и НДС, который будет обязателен к уплате при декларировании продукции. Ставка таможенной пошлины в процентах указана в условиях задачи. Ее необходимо умножить на таможенную стоимость продукции.

Таможенная стоимость, в свою очередь, состоит из всех платежей, которые импортер перевел за рубеж по данной продукции: стоимость товара + транспорт до границы РФ + лицензионные платежи + страховка и пр. Мы видим, что ставка пошлины на нашу продукцию разная. Поэтому необходимо пропорционально разделить стоимость фрахта Xiamen-Восточный на виды продукции. Встает логичный вопрос: “пропорционально” чему необходимо делить ставку? Я всегда советую опираться на следующий принцип: какой параметр является ограничивающим, по тому и делаем пропорцию. Если мы взглянем на наш пример, то общий вес товара 16 600 кг, что далеко от максимальных значений для контейнера 40HQ (26,5 тонн), а объем 65 кубов является максимальной загрузкой в данный вид контейнеров для нашего товара. Таким образом пропорцию на распределение транспорта будем делать по объему груза. Получаем долю транспорта, которую таможня отнесет на нашу продукцию:

Продукт 1 = 1050$ * 29.9 / 65 = 483$

Таможенная стоимость П1 = 102’700$ + 483$ = 103’183$

Продукт 2 = 1050$ * 35.1 / 65 = 567$

Таможенная стоимость П2 = 65’500$ + 567$ = 66’067$

Размер таможенной пошлины:

Пошлина П1 = 103’183$ * 0 = 0$

Пошлина П2 = 66’067$ * 0.125 = 8’258.38$

НДС рассчитывается следующим образом: (Таможенная стоимость + Пошлина)*Ставка НДС

НДС П1 = 103’183$ * 0.18 = 18’572.94$

НДС П2 = (66’067$ + 8’258.38$) * 0.18 = 13’378.57$

2. Считаем сумму всех накладных расходов на каждый вид продукта.

Тут все просто, берем все расходы: Транспорт + ТО + Простой и пр., и так же пропорционально делим между видами продукции. Договоримся, что на момент расчета курс доллара США равен 59,50р.

Продукт 1 = (1050$*59.5 + 145’000 + 17’000 + 1’500) * 29.9 / 65 = 103’948.50р.

Продукт 2 = (1050$*59.5 + 145’000 + 17’000 + 1’500) * 35,1 / 65 = 122’026.50р.

3. Собираем все цифры воедино и делим на количество Продукта. Оговорюсь, что курсы необходимо использовать те, которые были актуальны на момент отправления денег по счету. Например, если у вас валютные счета за транспорт оплачиваются с отсрочкой, то курс нужно брать на момент платежа, так же как и платеж поставщику необходимо считать на момент перевода денег зарубеж.

Скажем, что курс на момент перевода денег поставщику был равен 58,2р., тогда финальная формула будет следующей:

Себестоимость П1 = Пошлина П1 + НДС П1 + Расходы П1 =

(102’700$ * 58.20р. + 0 + 18’572.94$ * 59,50р. + 103’948.50р.)/130’000шт. = 55,28р. за 1шт.

С/с П2 = (65’500$ *58.20р. + (8’258.38$ + 13’378.57$) * 59.50р. + 122’026.50р.)/50’000шт.= 104,43р. за 1 шт.

При условии, что цена на условиях FOB за штуку = П1 =45,98р. и П2 = 76,24р., то Коэффициент затрат на логистику (КТЗ):

КЗЛ П1 = (55,28 / 45,98 — 1)*100% = 20,23%

КЗЛ П2 = (104,43 / 76,24 — 1)*100% = 36,97%

Таким образом, мы полностью посчитали себестоимость каждого товара.

Все предельно просто, и мое мнение таково, что все без исключения специалисты в области импортной логистики должны понимать структуру данного расчета.

Что руководителям дает показатель КТЗ?

Группируя товар по однородности (размер пошлины, географическое расположение поставщика, условия отгрузки, вид транспортировки), вы можете устанавливать целевые показатели на группы товаров, по которым сможете в динамике отслеживать эффективность работы подразделения в целом.

Отмечу, что данный расчет полон и достаточен для уровня исполнителя или начальника отдела. Если же мы выйдем на уровень выше (директор ВЭД, финансовый директор, генеральный директор), то обязательным условием является необходимость рассмотреть стоимость денег во времени. ВЗачем? На мой взгляд, это абсолютно необходимо, так как сейчас очень сложно найти компании, которые полностью развиваются на свои деньги и не используют кредитные под операционную деятельность, а значит каждый отвлеченный рубль из оборота сколько-то стоит в единицу времени.

Что выгоднее? получить скидку в 100$ на фрахт или отсрочку платежа в 60 дней?

В своем примере я хочу затронуть тему оптимального момента таможенного оформления груза по данному маршруту.

Кто-то может сказать, что декларировать товар необходимо, когда он будет на границе (порт Восточный), дабы избежать дополнительных платежей за оформление ВТТ. И в какой-то степени они будут правы, так как в этой схеме есть свои плюсы. Но давайте порассуждаем, что происходит при таком сценарии?

Груз пришел в Восточный, вы подали ДТ и отправили на таможню 2’392’488.46р. После этого ваш груз 1-2 дня будет в таможенном оформлении, после еще 6-7 дней (в среднем) будет постановка на поезд, после 12-14 дней он будет идти по ж/д, после — 2-3 дня на выгрузку контейнера и доставку вам на склад. Что мы имеем? 26 дней на доставку груза в ваше распоряжение после оплаты таможенных платежей. Расчет грубый, возможно все пройдет быстрее. Возьмем банковский процент для юр.лиц, равный 12,5% годовых. Получаем, что за 26 дней вы заплатите 21’303р. процентов за использование этих средств, пока контейнер шел к вам через нашу необъятную страну! При том, что стоимость оформления ВТТ в наши дни не превышает 6’500-7’000р. Дельта получается 14 303р. на каждом контейнере.

В условиях наших объемов в 30 контейнеров в месяц получаем 429’090р. экономии каждый месяц или 5,150 млн.р. в год. Ощутимая экономия.

Конечно, есть оговорки и ограничения у данного метода. И я не буду утверждать, что оформляю ВТТ на каждый контейнер, который идет через Дальний Восток. Я хочу лишь обратить ваше внимание, что логистику необходимо считать во времени и с точки зрения стоимости денег. И никогда не упускать данный вопрос из вида.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *