Расходы по страхованию

Правовые основы

Согласно статье 4 Закона об ОСАГО владельцы транспортных средств в качестве страхователей обязаны за свой счет страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Право владения транспортным средством может возникать на различной правовой основе. Это может быть приобретение его в собственность, получение в хозяйственное ведение или оперативное управление либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Законодатель, используя слово «владелец», расширяет это понятие, подчеркивая, что владелец — это не обязательно собственник.

Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

При возникновении права владения владелец транспортного средства обязан выполнить общее правило, установленное в пункте 2 статьи 4 Закона об ОСАГО. Владелец должен застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее пяти дней после возникновения этого права.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев транспортных средств, используемых на территории РФ. Однако в Законе установлены исключения из этого правила. Не обязаны страховать свои транспортные средства владельцы тех из них, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км/ч; которые по техническим характеристикам по закону не допускаются к участию в дорожном движении на территории РФ; зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является РФ и др.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован иным лицом (страхователем).

Закон об ОСАГО описывает 11 исключений, когда страховщик не уплачивает страхователю страховое возмещение. Например, при страховании гражданской ответственности не выплачивается риск в случае причинения морального вреда и по возмещению упущенной выгоды (неполученного дохода) и др.

Правоотношения по ОСАГО подлежат оформлению на основе типовых условий договора обязательного страхования, которые должны соответствовать типовым правилам обязательного страхования, издаваемым Правительством РФ.

Правила страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 (далее по тексту — Правила). В Правилах установлены типовые условия, на которых заключается договор ОСАГО. Правила, в частности, определяют:

  • объект обязательного страхования — имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда;
  • страховой случай — причинение вреда в результате дорожно-транспортного происшествия;
  • страховую сумму, страховую премию и порядок ее уплаты;
  • срок действия, порядок заключения, изменения, продления срока действия, досрочного прекращения договора обязательного страхования;
  • действия лиц при наступлении страхового случая;
  • порядок определения размера и осуществления выплаты при причинении вреда потерпевшему;
  • порядок разрешения споров.

Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет 400 тыс. руб. (ст. 7 Закона об ОСАГО). Здесь же указан предел (лимит) сумм, в которых страховщик обязан выплатить в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью.

Наличие полиса добровольного страхования гражданской ответственности не отменяет необходимости обязательного страхования.

Согласно части 1 статьи 10 Закона об ОСАГО срок действия договора обязательного страхования составляется на один год, за некоторыми исключениями.

Договор обязательного страхования продлевается на следующий год, если страхователь не позднее чем за два месяца до истечения его срока действия не уведомил страховщика об отказе от его продления. Действие продленного договора не прекращается в случае просрочки уплаты страхователем страховой премии на следующий год не более чем на 30 дней. Причем в случае наступления в этот период страхового случая страховщик не освобождается от обязанности произвести страховую выплату.

При продлении договора обязательного страхования страховая премия на новый срок его действия уплачивается в соответствии с действующими на момент ее уплаты страховыми тарифами.

Если страхователь является участником ДТП, он обязан сообщить другим участникам аварии по их требованию сведения о договоре обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность владельцев этого транспортного средства.

Лицо, не заключившее договор ОСАГО либо не имеющее при себе во время управления транспортным средством страхового полиса обязательного страхования, может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа.

Согласно статье 12.37 КоАП РФ неисполнение владельцем транспортного средства установленной Законом № 40-ФЗ обязанности по страхованию гражданской ответственности влечет наложение административных штрафов:

  • за управление транспортным средством без полиса ОСАГО штраф в размере от 5 до 8 МРОТ (от 500 до 800 руб.);
  • за управление транспортным средством вне сезонного периода страхования штраф в размере 3 МРОТ (300 руб.);
  • за управление транспортным средством водителем, не включенным в список лиц, допущенных к управлению (при страховании с ограничением количества водителей) штраф в размере 3 МРОТ (300 руб.).

Кроме того, органы милиции имеют право запрещать эксплуатацию транспортного средства при отсутствии договора ОСАГО. Ущерб, причиненный транспортным средством, владелец которого не застраховал свою гражданскую ответственность, подлежит возмещению по правилам гражданского законодательства РФ.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете расходы организации — владельца автомобиля, заключившей договор страхования ОСАГО, учитываются согласно правилам ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

Такие расходы относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

Взносы на обязательное и добровольное страхование имущества относятся к расходам по обычным видам деятельности и могут отражаться на счетах 26 «Общехозяйственные работы», 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» в зависимости от отрасли, к которой относится организация.

Как правило, страховые взносы полностью уплачивают в том месяце, в котором заключают договор со страховой компанией, при этом сумма страхового взноса списывается на затраты ежемесячно равными долями.

Если организация заключила договор на срок, превышающий один календарный месяц, то сумму уплаченного страхового взноса ей нужно сначала отразить как расходы будущих периодов, а затем списать его равномерно в течение периода действия договора (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Порядок списания расходов будущих периодов устанавливается организацией самостоятельно (равномерно, пропорционально объему продукции и т.п.). Для расчетов по имущественному и личному страхованию Планом счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) предусмотрен субсчет 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Пример 1

Организация 15 марта 2005 года застраховала гражданскую ответственность на собственный автомобиль ВАЗ-2110.
Сумма страховки составляет 6 000 руб. (деньги перечислены 15.03.2005). Страховка действует с 15 марта 2005 года по 14 марта 2006 года.
В учетной политике организации установлено, что расходы будущих периодов списываются равномерно в течение срока, к которому они относятся.

В бухгалтерском учете произведенные расходы отражаются следующим образом:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию» Кредит 50 (51) — 6 000 перечислен платеж страховой компании; Дебет 97 Кредит 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию» — 6 000 руб. — отражены расходы, относящиеся будущим периодам; Дебет 20 (26, 44 и др.) Кредит 97 — 279,45 руб. — отнесена на расходы сумма страховки за март 2005 года (6 000 руб. : 365 дн. х 17 дней).

Далее ежемесячно в период с апреля 2005 года по февраль 2006 года следует рассчитать сумму, приходящуюся на дни соответствующего месяца.

Если после ДТП организация получит страховое возмещение, то согласно Положению по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденному приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, страховое возмещение относится к чрезвычайным доходам. Необходимо отметить, что факт возникновения чрезвычайных обстоятельств должен быть подтвержден документально.

При наступлении страхового случая бухгалтер организации производит в учете записи:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию» Кредит 99 субсчет «Чрезвычайные доходы» — отражено страховое возмещение в составе чрезвычайных доходов, Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию» — получено страховое возмещение.

Если автомобиль был арендован, то часть платежей, подлежащих уплате арендодателю по поврежденной машине, организация сможет погасить за счет страхового возмещения, и тем самым уменьшить свои убытки.

Бывают ситуации, когда застрахованное организацией по ОСАГО транспортное средство пребывает на балансе не весь срок страховки, а выбывает до окончания срока страхования (например, в результате продажи). Как тогда быть с остатком суммы страхового платежа, учтенного по дебету счета расходов будущих периодов?

Обратите внимание на пункты 33 и 34 Правил.

В пункте 33 Правил перечислены случаи, когда действие договора обязательного страхования досрочно прекращается.

Это может быть в случае ликвидации страхователя или страховщика, отзыва у страховщика лицензии, замене собственника транспортного средства, полной гибели (утрате) транспортного средства и других перечисленных случаях.

А в пункте 34 Правил описываются ситуации, когда страховщик обязан возвратить страхователю страховую премию по договору в размере, приходящемся на неистекший срок действия договора ОСАГО. В этом же пункте перечислены ситуации, когда такой возврат страхователь не обязан производить, если это прямо не установлено договоре или страховом полисе ОСАГО.

Из этих случаев нас интересует некоторые. Если к примеру, организация-страхователь ликвидируется, то оставшаяся часть премии может быть возвращена только в случае, если это предусмотрено в договоре или полисе.

А если транспортное средство выбыло в связи с заменой его собственника, т.е. было продано, либо произошла полная гибель (утрата) транспортного средства, указанного в полисе ОСАГО, договор также досрочно прекращается. И организация-страхователь вправе потребовать у страховщика возврата соответствующей части страховой премии за неистекший срок действия договора. Возврат денежных средств осуществляется в течение 14 календарных дней со дня получения страховщиком информации о таких случаях или заявления страхователя о прекращении действия договора обязательного страхования.

В таких случаях бухгалтер должен в бухгалтерском учете оформить следующие записи:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию» Кредит 97 «Расходы будущих периодов» — списана оставшаяся сумма страховых взносов (страховой премии), подлежащих получению от страховой компании в связи с выбытием транспортного средства по причине его продажи или гибели; Дебет 50, 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию» — получена неиспользованная сумма страховки от страховой компании.

В расходах организация ранее учла только часть премии, приходившейся на период эксплуатации автомобиля. Возвращаемая часть страховой премии до момента выбытия транспортного средства не была учтена организацией в составе расходов для целей бухгалтерского и налогового учета. Поэтому возврат указанной суммы не будет признаваться доходом ни в целях бухгалтерского учета, ни в целях исчисления налога на прибыль.

Налоговый учет

Расходы в виде страховых взносов по договорам ОСАГО, осуществляемых в соответствии с Законом по ОСАГО, уплаченных страховой организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по ОСАГО, учитываются налогоплательщиком в налоговом учете в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Эти расходы поименованы в пункте 2 статьи 263 НК РФ. Включение осуществляется в размере фактических затрат на их осуществление в следующем порядке.

Затраты можно включить в состав расходов только в пределах страховых тарифов, утвержденных законодательством. Страховые тарифы по ОСАГО, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 264.

Если организация учитывает расходы и доходы по методу начисления и срок действия договора ОСАГО приходится на несколько отчетных или налоговых периодов, то признание расходов по производится равномерно в течение срока его действия. Это относится к ситуации, когда по условию договора страхования страховой платеж уплачен единовременно (п. 6 ст. 272 НК РФ).

Однако отсутствие в НК РФ четких указаний порождало вопросы налогоплательщиков о том, как правильно соблюсти это требование в том случае, когда договор страхования заключен не с начала отчетного (налогового) периода?

Поправки, внесенными в данный пункт Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года, и рассказывают, как именно производить разбивку платежей.

Пункт 6 статьи 272 НК РФ дополнен положением, что пропорцию для равномерного включения в расходы страховых платежей нужно определять исходя из количества календарных дней действия договора в отчетном периоде. То есть при разбивке суммы в знаменателе следует писать не 12 месяцев, а количество календарных дней действия договора в данном году. Такой же принцип рекомендуется использовать и в бухгалтерском учете.

Пример 2

Воспользуемся условием примера 1 и допустим, что организация ведет налоговый учет доходов и расходов по методу начисления.
В налоговом учете в марте 2005 года расходы на страхование ОСАГО в размере 279,45 руб. — (6000 руб. : 365 дн. х 17 дней) должны быть отражены в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываемых у организации для целей налогообложения прибыли в 2005 году.

Если расходы, отнесенные на текущие расходы в двух учетах совпадут, временные разницы не возникают. И нет необходимости вести по этим затратам дополнительные регистры налогового учета (ст. 313 НК РФ), поскольку всю информацию для начисления налога на прибыль можно взять из регистров бухучета.

Если же организация использует кассовый метод, то признание расходов осуществляется в момент оплаты страховых взносов независимо от срока действия договора обязательного страхования (ст. 273 НК РФ).

В этом случае порядок признания расходов в бухгалтерском и налоговом учете различен. Это приводит к временным разницам, учитываемым по правилам ПБУ 18/02: бухгалтерская прибыль окажется больше налоговой. Временные разницы приведут к необходимости расчета отложенных налоговых обязательств, которые учитываются на счете 77 «Отложенные налоговые обязательства».

Сумма полученного страхового возмещения в полном размере отражается в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ). Расходы, связанные с выбытием застрахованного имущества, отражаются в составе внереализационных расходов (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с ликвидацией их последствий, признаются также внереализационными расходами (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Если приходится возместить сумму утраченного автомобиля арендодателю, то сумму, которую ему заплатит организация, следует включить в состав внереализационных расходов (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК).

Компания ГАРАНТ

Организацией заключен договор с транспортной компанией на перевозку грузов (как при отгрузке, так и по доставке). Организация также заключила со страховой компанией договор страхования грузов. Исходя из объема оказанных услуг по перевозке по итогам месяца страховая компания представляет расчет суммы страховой премии и выставляет счет на оплату. Оплата происходит в месяце, следующем за расчетным. В какой момент организация может учесть в бухгалтерском и налоговом учете сумму страховой премии?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Сумма страховой премии при налогообложении прибыли признается в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора была произведена оплата.

В бухгалтерском учете расход в виде страховой премии отражается в периоде, за который предъявлен расчет страховщиком.

Несовпадение моментов признания расходов в бухгалтерском и налоговом учете приводит к образованию временных разниц и формированию отложенного налогового актива в соответствии с ПБУ 18/02.

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 927 ГК РФ добровольное и обязательное страхование осуществляется, в частности, на основании договоров имущественного страхования, заключаемых юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).

По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) (п. 1 ст. 929 ГК РФ). При этом имущественными интересами могут являться, в частности, риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (п. 2 ст. 929 ГК РФ).

В силу ст. 930 ГК РФ имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества. При отсутствии у страхователя или выгодоприобретателя интереса в сохранении застрахованного имущества, заключенный договор страхования недействителен.

Таким образом, страхование грузов при транспортировке является видом имущественного страхования. Имея интерес в сохранности груза, выступая в роли грузополучателя либо грузоотправителя, Ваша организация вправе осуществить его страхование.

Налоговый учет

На основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, затраты могут быть признаны расходами, учитываемыми при налогообложении, если они одновременно удовлетворяют перечисленным выше условиям. Вместе с тем при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде взносов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в ст.ст. 255, 263 и 291 НК РФ (п. 6 ст. 270 НК РФ).

Расходы на добровольное страхование грузов признаются расходами для целей налогообложения прибыли организаций согласно пп. 2 п. 1 ст. 263 НК РФ. Учитывая вышеизложенное, организация, являющаяся собственником транспортируемых грузов, для последующей их реализации вправе отнести к расходам для целей налогообложения прибыли организаций расходы, связанные с уплатой страховщику страховых взносов на добровольное страхование таких грузов (письмо Минфина России от 12.02.2007 N 03-03-06/4/12). Расходы, связанные со страхованием груза во время транспортировки, могут быть признаны также организацией, оказывающей транспортные услуги (письмо УФНС по г. Москве от 19.10.2005 N 20-12/77784).

Расходы на обязательное и добровольное страхование включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в пределах страховых тарифов по обязательным видам страхования либо в размере фактических затрат по добровольным видам страхования (или в случае отсутствия тарифов по обязательному страхованию) (пп. 5 п. 1 ст. 253 НК РФ, п.п. 2, 3 ст. 263 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.

Однако по обязательному и добровольному страхованию предусмотрен особый порядок признания расходов.

В соответствии с п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по обязательному и добровольному страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов. Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

В Вашем случае уплата страховой премии происходит разовым платежом, при этом застрахованы конкретные поставки, имевшие место в течение одного месяца. Учитывая изложенное, по нашему мнению, равномерно распределять сумму премии не следует, страховая премия в налоговом учете признается в расходах на дату оплаты (в рассматриваемой ситуации в месяце, следующем за расчетным) в сумме фактически произведенных затрат (первое предложение п. 6 ст. 272 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Страхование груза при транспортировке связано с приобретением и продажей товаров (продукции), следовательно, страховая премия является расходом по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты или величине кредиторской задолженности (п. 6 ПБУ 10/99). Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, то расходы, принимаемые к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой).

При этом согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

Таким образом, расходы в виде страховой премии, исчисленной по итогам месяца, в бухгалтерском учете включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в периоде, за который они начислены в сумме, предъявленной страховщиком в расчете.

Обращаем внимание, что различия в моменте признания расходов в виде страховой премии в бухгалтерском и налоговом учете приводит к образованию вычитаемых временных разниц и необходимости формирования отложенного налогового актива в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (если организация не освобождена от его применения).

Пример

Организация заключила со страховой компанией договор страхования грузов. По итогам октября страховая компания представила расчет страховой премии в сумме 10 000 руб. Оплата произошла в следующем за расчетным месяце, то есть в ноябре.

В бухгалтерском учете операции отражаются таким образом:

в октябре

Дебет 20 (26, 44) Кредит 76
— 10 000 руб. — учтена в составе расходов по обычным видам деятельности страховая премия;

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— 2 000 руб. (10 000 руб. х 20%) — отражен отложенный налоговый актив;

в ноябре

Дебет 76 Кредит 51
-10 000 руб. — перечислена сумма страховой премии страховщику;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
— 2 000 руб. — погашен отложенный налоговый актив.

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:

— Энциклопедия хозяйственных ситуаций. Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование (подготовлено экспертами компании «Гарант»).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена

Бермас Е.А., Яруллин Р. Р.

Башкирский государственный университет E-mail: e.bermas_rgs@mail.ru, jrr61@mail.ru

СТРАХОВАНИЕ В РОССИИ:

ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Статья посвящена анализу современного страхования в России. Дана общая оценка состоянию страховой отрасли. Приведены количественные показатели характеристик страхового рынка. Раскрыты основные проблемы, тенденции и перспективы развития отечественного страхования. Предложены основные направления совершенствования системы страхования в России.

Ключевые слова: проблемы страхования, эффективность страховой защиты, тенденции и перспективы развития.

Современное страхование в России осуществляется в рамках системы страховых институтов с развитой инфраструктурой, существенным числом страховщиков (по состоянию на 31 декабря 2012 г. — 469 ), имеет регулятор страховой деятельности в лице Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), значительную перестраховочную емкость страхового рынка, присутствие иностранного капитала, установившуюся систему нормативно-правовых актов, регулирующих область страхования, и другие характеристики, позволяющие определять страховую отрасль как одно из важнейших звеньев финансовой системы страны. Кроме того, в посткризисный период наблюдается достаточно положительная динамика стоимостных показателей отечественного страхового рынка: совокупные страховые премии увеличились с 513 млрд руб. в 2009 г. до 556 млрд руб. в следующем, затем до 665,9 млрд руб. в 2011 г. и, наконец, до 809,1 млрд руб. в 2012 г. .

Тем не менее, несмотря на положительную динамику страхового рынка, оценка реального состояния и тенденций развития страхования в России позволяет выделить некоторые проблемы, имеющие субъективный характер и требующие более глубокого исследования с целью совершенствования страховых механизмов и повышения качества страховых взаимоотношений.

Одной из наиболее актуальных проблем гармоничного развития страховой отрасли в России является падение общественной значимости страхования. Подобная тенденция выражается в устойчивом недоверии страховщикам, падении спроса на добровольные виды страхования, явной конфронтации широких слоев населения в отношении продающих подразделений страховых компаний. Очевидно, причины такого явления зародились в результате демо-

нополизации государственной системы страхования и последствий экономического кризиса 1998 г. К сожалению, в дальнейшем, несмотря на рыночные методы управления экономикой, создание условий для развития частной собственности, в том числе страхового бизнеса, и как следствие, новых конкурентных возможностей, антагонизм в отношениях между страховщиками и страхователями только усиливался.

Падение общественной значимости страхования и востребованности страховых услуг на современном этапе наглядно демонстрируют показатели охвата добровольным страхованием в плановой и рыночной экономике. Так, по отчетным статистическим данным 1990 г., охват добровольным страхованием имущества населения выражался следующими показателями (в % от общего возможного числа договоров, «страхового поля»): строений — 57,2%, домашнего имущества — 44,1%, автомашин — 45,2%. Договоры страхования жизни имели 78,3% граждан страхового возраста, а договоры страхования от несчастных случаев — 27,9%. По существующим же данным за 2011 г. доля семей, пользующихся отдельными видами добровольного страхования, составляла: страхованием строений и домашнего имущества — 12%, страхованием жизни — 3%, страхованием автомашин (КАСКО) — 15%. Не заключивших ни одного договора добровольного страхования было 44% семей . Подобное соотношение показателей приводит к выводу о неэффективности системы страховой защиты населения.

В последние годы страховая отрасль развивалась преимущественно за счет введения новых видов обязательного страхования и привлечения корпоративных страхователей. При этом основное внимание страховщиков было сосредоточено на механизме администрирования

поступлений страховых премий, но не на изучении и учете интересов различных категорий клиентов. При этом в развитии страхования приоритетным становится принуждение страхователей без учета их ограниченной платежеспособности. Так, по данным ФСФР, средняя премия на душу населения составила в 2012 г. 5,6 тыс. руб. . Если же сопоставить этот показатель с диапазоном значений среднемесячной зарплаты от 5,2 тыс. руб. (1 МРОТ по состоянию на 01 января 2013 г.) до 26,7 тыс. руб. (среднемесячная зарплата по данным Росстата за 2012 г.), то становится очевидным, что уровень доходов большинства населения России не позволяет использовать ему адекватную страховую защиту.

Кроме того, ситуация усугубляется тем, что страховщики пытаются искусственно «создать» спрос на добровольные виды страхования путем осуществления добровольно-принудительных методов продаж. Яркий пример — заключение договоров ОСАГО только при условии дополнительного страхования от несчастных случаев, которое увеличивает сумму расходов страхователей на приобретение полиса ОСАГО в среднем на 1 тыс. руб. (по данным опроса страховых компаний «Росгосстрах», «ВСК», «Уралсиб», «МСК» в г. Уфа). Подобный подход к стимулированию спроса на страховые услуги, безусловно, увеличивает стоимостные показатели по вмененным видам страхования, однако неизбежно ведет к усилению негативного отношения большинства, страхователей к сфере страхования в целом.

Обращает на себя внимание проблема отсутствия квалифицированных кадров в страховых компаниях, в частности, в продающих подразделениях, осуществляющих розничное страхование, в том числе агентских сетях. Зачастую страховые агенты имеют своей целью исключительно продажи страховых полисов и получение комиссионного вознаграждения. При этом ничтожное значение приобретают профессиональная квалификация, страховая культура и этика, интересы страхователей, необходимость сопровождения договоров страхования. Раскрытие информации страховыми агентами об условиях страхования, страховых случаях, исключениях из страхового покрытия, правах и обязанностях страхователей и т. д. во многих случаях носит второстепенный характер, что в совокупности с отсутствием мини-

мального страхового образования у большинства потребителей страховых услуг приводит к несоответствию ожидаемого и реального наполнения того или иного страхового продукта, и как следствие, к формированию негативного страхового опыта у потребителей.

Существуют и другие проблемы повышения качества страховых взаимоотношений, обусловливающие снижение востребованности страхования.

Не менее острый характер имеют некоторые проблемы и противоречия, заложенные в законодательстве по страхованию. Наиболее важными вопросами являются: установление имущественного интереса, определение стоимости имущества, имеющего материально-вещественную форму, подходы к определению суммы ущерба, определение страхового случая, исключений из страхового покрытия, действий страховщика в отношении случаев, имеющих признаки страховых, если имеет место грубая неосторожность страхователя и др. Неоднозначность определения указанных понятий в правилах страховых компаний со ссылкой на единые нормативно-правовые акты порождают отсутствие однозначного понимания и трактовки ключевых понятий договора страхования и, как следствие, падение доверия к страховому законодательству как гаранту прав страхователя по договору страхования.

Вместе с этим все более частыми становятся случаи, когда страховщики, имеющие приемлемые расчетные финансовые показатели, стремятся не платить страховое возмещение. На рынке уже сложилась устойчивая практика системных невыплат или снижения размера выплат страховых возмещений, а составление рейтингов страховых компаний по наибольшему количеству отказов в страховых выплатах приобретает повседневный характер. Так, коэффициент выплат по итогам 2012 г. составил 46%, что соответствует уровню 2011 г. . Значение данного показателя отражает, сколько копеек выплачивается в качестве страхового возмещения с каждого рубля страхового платежа. Теоретически итоговое значение в 46% должно означать доходность имущественного страхования в силу безубыточности заключенных в отчетном периоде договоров страхования. Однако, в сложившихся условиях, это скорее результат невыплат по наступившим страховым случаям.

Доверие к страхованию подрывает и тот факт, что за 2012 г. сумма штрафов, наложенных на страховщиков, достигла 92,3 млрд руб., что составляет 54% от совокупной суммы штрафов по всем объектам надзора ФСФР, при том что страховщики составляют лишь 5% их числа .

В сложившихся условиях наиболее актуальным становится вопрос активного государственного участия в развитии страхования в России.

В период становления рыночной модели российского страхования роль государства в развитии отечественного страхового рынка определялась функциями по обеспечению устойчивости и надежности самой системы страхования, установлению пруденциальных нормативов деятельности страховщиков с основным акцентом в законодательстве на обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций. В то же время реальный механизм функционирования страховой отрасли свидетельствует о необходимости рассматривать проблему государственного участия в развитии российского страхования значительно шире, с определением страхования как стратегически значимого сектора экономики, который нуждается в разработке новых механизмов государственного регулирования с ориентацией на высокий социальный эффект.

Так, при наличии тенденции зависимости динамики страхового рынка от платежеспособного спроса потенциальных потребителей страховых услуг становится необходимым решение вопроса о государственной поддержке и софи-нансировании малоимущих слоев населения и отдельных категорий граждан, например, пенсионеров, семей с одним кормильцем и т. п., с целью обеспечения возможности получения надежной страховой защиты при недостаточной платежеспособности. Очевидно, что подобные нововведения являются исключительной прерогативой государства.

Нарастающие темпы международной интеграции и глобализации обусловливают для России необходимость улучшения инвестиционного климата и обеспечения устойчивого социально-экономического развития, в том числе путем возмещения ущерба экономике и вреда гражданам в результате возникновения рисков чрезвычайных ситуаций природного и техно-

генного характера, терроризма, военных и политических рисков. Это обстоятельство, на фоне тенденции снижения эффективности использования страхования в экономике России, подчеркивает заинтересованность государства и необходимость его более широкого участия в развитии отечественного страхового рынка на уровнях, отличных от контроля и надзора.

С учетом уроков мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. необходимо участие государства в создании эффективной системы управления финансовыми рисками. При этом видится очевидным использование страховой отрасли как основы системы управления финансовыми рисками, что, в свою очередь, невозможно без участия государства в создании необходимых рыночных институтов, поскольку помимо формирования страховых резервов по страхованию финансовых рисков, необходимо увеличение емкости страхового рынка, обеспечение надежной и доступной перестраховочной емкости, создание гарантийного фонда с государственным участием и механизма государственной поддержки в кризисных ситуациях .

Каковы же возможные перспективы развития отечественного страхования в отношении вышеуказанных проблем?

Очевидно, что развитие отечественного страхования невозможно без высокого качества страховых услуг и страховых взаимоотношений, что предполагает целый комплекс решений по реформированию действующей системы страхования, ее укреплению и устранению неэффективных элементов, применению инновационных методов управления всеми составляющими страховых отношений.

Необходимо, прежде всего, вернуть доверие общества к страховщикам и повысить уровень страховой культуры населения и социальной значимости страхования. Связанные с этим проблемы носят, безусловно, субъективный характер, и требуют совершенствования «технической» составляющей страхового процесса: повышения уровня клиентоориентированнос-ти, качества страховых услуг, адаптации правил страхования под меняющийся спрос, стандартизации договоров страхования, разработки и утверждения типовых договоров для максимальной прозрачности условий страхования, уточнения понятийного аппарата в страховом законодательстве.

Очевидным является совершенствование системы возмещения ущерба, разработка новых подходов к определению ущерба и условиям осуществления страховых выплат. Качество выплат по договору страхования в значительной степени определяет качество страховой услуги. Перспективным решением в данном направлении может служить введение так называемого «зеленого коридора» по всем имущественным видам страхования — стандарта урегулирования убытков, означающего упрощенную процедуру урегулирования убытка в зависимости от обстоятельств наступления страхового случая и величины заявленного убытка. Подобный стандарт уже используется некоторыми страховыми компаниями преимущественно по автострахованию.

Другим направлением повышения качества страховых отношений является укрепление позиций самих страхователей, особенно в части защиты прав потребителей страховых услуг через совершенствование деятельности судов общей юрисдикции, третейских судов, создание организаций по защите прав потребителей финансовых услуг, основанной на деятельности омбудсменов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повышению качества страховых услуг и страховых отношений, безусловно, будет способствовать развитие страхового образования. Новые возможности для квалифицированных кадров в страховой отрасли могут определяться такими направлениями, как формирование целевых страховых групп в ведущих учебных заведениях с обучающими программами как финансового менеджмента, бухгалтерского учета и аудита страховых компаний, так и маркетинга и менеджмента продаж страховых услуг; создание и развитие центров обучения и сертификации страховых агентов и страховых посредников и др.

Перспективы развития страхования в России напрямую зависят от возможности более активного участия государства в функционировании страховой отрасли, например, в отношении использования механизмов субсидирования малообеспеченных граждан на приобретение страховой защиты и разработки региональных программ по страхованию с учетом потребностей, особенностей и специфики экономической политики, проводимой в субъектах РФ. Подобный подход к регулированию страховых процессов, безусловно, будет

иметь положительное влияние на рост потребности населения в добровольных видах страхования.

Зарубежный опыт развития страховых рынков (Франции, Китая, Бельгии, Японии) показывает не только возможность использования частно-государственного партнерства в области страхования, но и его необходимость, что может выражаться в установлении государством обязательных видов страхования по социально-значимым объектам, регулировании страхового рынка путем создания государственной перестраховочной компании или специальных фондов с государственными гарантиями для решения социально значимых задач.

Таким образом, именно социальная ориентированность государства в регулировании и поддержке сферы страхования будет способствовать повышению эффективности страховой защиты населения.

Страховому рынку необходимо изменить восприятие развития отрасли, связанное с активным введением обязательных видов страхования, и перейти к разработке и реализации мер по стимулированию интереса потенциальных страхователей к добровольным видам страхования. И прежде всего, это относится к страховому сообществу. Данные РА «Эксперт» о результатах опроса страховщиков в рамках VI ежегодного форума «Будущее страхового рынка», состоявшегося в Москве 21 ноября 2012 г., свидетельствуют о сохранении прежней позиции многих представителей страхового сообщества в отношении мер стимулирования спроса на страховые услуги через обязательные виды страхования. Так, при ответе на вопрос «какую меру, направленную на повышение спроса на страхование, Вы считаете наиболее эффективной?», 29% участников опроса выступили за введение новых обязательных видов страхования. Треть же опрошенных топ-менеджеров выступила за косвенное стимулирование спроса на страхование (введение налоговых льгот, развитие вмененных видов страхования, софинансирование и субсидирование страховых взносов) , что является, безусловно, положительным сдвигом в переориентации страховщиков на интересы страхователей. Указанные же методы стимулирования спроса действительно могут существенно повысить востребованность добровольных видов страхования.

В заключении следует отметить, что совокупность вышеуказанных проблем и тенденций отечественной страховой отрасли не является исчерпывающей, однако в значительной степени определяет характер и качественные показатели страховых процессов и взаимоотношений в России. Скорейшее решение указанных проблем, безусловно, будет способствовать ци-

вилизованному развитию российского страхового рынка. В этом контексте следует подчеркнуть особую важность документа Правительства РФ «Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года», с принятием которого, вероятно, будут реализованы меры по решению наиболее актуальных проблем страхования в России.

Список литературы:

1. Базанов, А. Н. Некоторые актуальные проблемы развития страхового рынка России / А. Н. Базанов // Страховое дело. —

2012. — № 9. — С. 19-23.

3. Кириллова, Н. В. Угрозы национальному страхованию и противостоящие им возможности / Н. В. Кириллова // Финансы. — 2012. — № 3. — С. 40-45.

4. Коваленко, Н. В. О необходимости и возможности государственного участия в развитии страхового рынка России /

Н. В. Коваленко // Страховое дело. — 2011. — № 10. — С. 4-8.

5. Коломин, Е. В. Проблемы обеспечения интересов населения на страховом рынке / Е. В. Коломин // Финансы. — 2012. -№ 9. — С. 43-47.

6. Лайков, А. Ю. О готовности страховщиков своевременно платить страховое возмещение / А. Ю. Лайков // Финансы. —

2013. — № 2. — С. 47-49.

8. Рост очевиден, очевидны и проблемы // Финансы. — 2013. — № 4. — С. 50-53.

9. Результаты опроса страховых компаний на форуме «Будущее страхового рынка» : выбор в пользу рынка // Исследования. Страхование. — Режим доступа : www.raexpert.ru.

10. Статистические данные Федеральной службы государственной статистики . — Режим доступа : www.gks.ru.

11. Статистические данные по итогам деятельности страховщиков за 2012 год . — Режим доступа : www.fcsm.ru.

Сведения об авторах:

Яруллин Рауль Рафаэлович, профессор кафедры финансов и налогообложения Башкирского государственного университета, доктор экономических наук, профессор Бермас Елена Александровна, аспирант Башкирского государственного университета 450076, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32, е-mail: jrr61@mail.ru, e.bermas_rgs@mail.ru

UDC 368

Bermas E.A., Yarullin R.R.

Е-mail: jrr61@mail.ru, e.bermas_rgs@mail.ru

INSURANCE IN RUSSIA: TRENDS, ISSUES AND PROSPECTS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: issues of insurance, effectiveness of insurance coverage, trends and prospects.

3. Kirillova, N. V. Threats to National Insurance and opposing them opportunities / N. V. Kirillova // Finance. — 2012. — № 3. -P. 40-45.

5. Kolomin, E. V. Problems interests of the people in the insurance market / E. V. Kolomin // Finance. — 2012. — № 9. — P. 43-47.

6. Laikov, А. Yu. The readiness of the insurers promptly pay insurance compensation / А. Yu. Laikov // Finance. — 2013. — № 2. -P. 47-49.

8. The growth is evident, obvious, and the problem // Finance. — 2013. — № 4. — P. 50-53.

39. РАСХОДЫ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

Расходы страховой компании группируются по направлениям деятельности и включают в себя расходы:

• связанные с прямым страхованием;

• связанные с передачей рисков в перестрахование:

• связанные с принятием рисков в перестрахование:

• на ведение дела и внереализационные потери, убытки.

Расходы, связанные с прямым страхованием включают в себя:

• страховые выплаты в виде страхового возмещения или страхового обеспечения;

• суммы, выплачиваемые страхователю при досрочном прекращении договора страхования;

• отчисления в страховые резервы.

Расходы страховой компании, связанные с передачей риска в перестрахование, включают в себя:

• страховую премию, приходящуюся на долю риска, переданного в перестрахование перестраховщику:

• сумму начисленных процентов на депо премий по рискам, переданным в перестрахование;

• долю страховых резервов, приходящуюся на перестраховщиков.

К расходам, связанным с принятием риска в перестрахование, относятся:

• возмещение перестрахователю убытков по риску, принятому перестраховщиком в перестрахование;

• комиссионное вознаграждение и тантьему, уплачиваемые перестраховщиком по договору перестрахования перестрахователю.

Расходы на ведение дела включают в себя затраты, включаемые в себестоимость страховых услуг на основании НК РФ;

комиссионные вознаграждения, уплаченные за оказание услуг страхового агента, страхового брокера возмещение страховым агентом расходов по проезду от места жительства до местонахождения страховщика и обратно, а также на участке работы: оплату за оказание услуг, связанных со страховой деятельностью предприятиям, учреждениям, организациям или отдельным физическим лицам, экспертам, аварийным комиссарам, инкассаторам, банкам и т. п.;

расходы на рекламу, подготовку и переподготовку кадров, представительские расходы в пределах действующих норм и нормативов, исчисленных с учетом отраслевых особенностей; расходы на изготовление страховых полисов, бланков строгой отчетности, квитанций и т. п.; оплату консультационных, информационных услуг а также аудиторских услуг, оказанных с целью подтверждения правильности годового бухгалтерского отчета;

расходы на публикацию годового баланса и счета прибыли и убытков;

расходы на аренду основных фондов, используемых для осуществления страховой деятельности, в том числе автомобильный транспорт для перевозки документов и материальных ценностей; внереализационные потери, убытки, например судебные издержки, штрафы, пени, неустойки, убытки от списания дебиторской задолженности, отрицательные курсовые разницы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Вначале любого курса экономической теории изучению издержек уделяется большое внимание. Это объясняется высокой значимостью этого элемента в экономике предприятия. В долгосрочном периоде все ресурсы являются переменными. В краткосрочном периоде часть ресурсов остается неизменной, а часть меняется для сокращения или увеличения выпуска.
В связи с этим принято выделять два вида издержек: постоянные и переменные. Их сумма называется общими издержками и чаще других применяется в различных расчетах.

Постоянные издержки

Они не зависят от конечного выпуска. То есть, чем бы компания не занималась, как бы много клиентов у нее не было, эти издержки всегда будут иметь одинаковое значение. На графике они изображаются в виде прямой горизонтальной линии и обозначаются FC (от английского Fixed Cost).
К постоянным издержкам относят:
— страховые выплаты;
— оклад управляющего персонала;
— амортизационные отчисления;
— оплата процентов по банковским кредитам;
— выплата процентов по облигациям;
— арендная плата и т.д.

Переменные издержки

Они напрямую зависят от количества производимой продукции. Не факт, что максимальное использование ресурсов позволит получить компании максимальную прибыль, поэтому вопрос изучения переменных издержек всегда является актуальным. На графике они изображаются в виде кривой линии и обозначаются VC (от английского Variable Cost).
К переменным издержкам относят:
— затраты на сырье;
— затраты на материалы;
— затраты на электроэнергию;
— транспортные расходы;
— зарплата и т.д.

Другие виды издержек

Явными (бухгалтерскими) издержками называются все затраты, связанные с покупкой ресурсов, не находящихся в собственности конкретной фирмы. Например, рабочая сила, топливо, материалы и т.д. Неявные издержки – это стоимость всех ресурсов, которые используются в производстве и которыми фирма уже владеет. Пример – заработная плата предпринимателя, которую он мог бы получать, работая по найму.
Также существуют возвратные и невозвратные издержки. Возвратными называют издержки, стоимость которых может быть возвращена в ходе деятельности фирмы. Невозвратные фирма не может получить даже в том случае, если полностью прекратит свою деятельность. Например, расходы, связанные с регистрацией фирмы. В более узком смысле невозвратными называют издержки, которые не имеют альтернативной стоимости. Например, станок, который изготавливался по заказу специально для этой фирмы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *