Реформирование государственной службы

Государственная служба призвана обеспечить и гарантировать реализацию задач и функций государственных органов и государства в целом. Она учреждается государственной властью, и производна от неё. По данным Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в настоящее время в Российской Федерации около 1 миллиона 130 тысяч россиян имеют статус государственных служащих, из них свыше 400 тысяч человек — федеральные госслужащие, остальные состоят на государственной и муниципальной службе в субъектах Российской Федерации.

Государственная служба — важнейший инструмент государства. Поэтому на всем пространстве России государственная служба должна быть в высшей степени организационно отлажена.

В связи с изложенным, возрастает актуальность исследования, как самой государственной службы, так и форм её правового регулирования, среди которых главной, бесспорно, является закон. «Отражая в концентрированном виде социальные интересы, закон выступает главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место в правовой системе» .

Государственная служба в Российской Федерации регулируется различными нормативными правовыми актами. Среди них ведущее место должны занимать федеральные законы и принятые в соответствии с ними законы субъектов Федерации.

Законы о государственной службе приняты практически во всех субъектах Федерации. Но, к сожалению, иногда их отдельные положения противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству, имеют недостатки.

Развитие законодательства о государственной службе, его действенность в немалой степени зависят от правильного определения места государственной службы в предметах ведения, установления четкой иерархии законов, регламентирующих её, принятых на федеральном и региональном уровнях.

Вместе с тем, пока не вызвали пристального внимания ученых проблемы, связанные с участием в формировании законодательства о государственной службе Российской Федерации субъектов Федерации. Но такая потребность существует, и она вызвана рядом объективных причин. Целью процесса реформирования государственной службы в Российской Федерации является построение единой системы государственной службы, функционирующей на новых принципах федерализма.

В условиях федеративного устройства России каждый из 89 субъектов (самая большая по числу субъектов федерация в мире) имеет свои органы государственной власти, самостоятельно организует свою государственную службу, определяет формы и методы её существования. С учетом федеративных начал организации государственной власти сформировались два вида единой государственной службы: федеральная государственная служба и государственная служба субъектов Российской Федерации. В связи с этим остро встали вопросы разграничения компетенции в сфере регулирования государственной службы на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации, юридических оснований регулирования государственной службы законодательством субъектов Российской Федерации.

Административная вертикаль власти, связанная с реформированием государственной службы, осуществляется для повышения эффективности государственного управления, формирования и развития системы государственной службы, ее отдельных видов, качественной подготовки и рационального использования кадрового состава государственных органов. Гражданская служба РФ является важнейшим инструментом выстраивания административной вертикали, важнейшим инструментом проводимых в обществе и государстве преобразований, связанных с развитием социальной сферы, национальной безопасности, формированием институтов гражданского общества и правовой культуры российских граждан. Ее обновление рассматривается как приоритетное направление в области современного государственного строительства.

Опыт реформирования государственной службы с интересом изучается администрациями субъектов РФ, поскольку позволяет реальнее представить состояние региональной гражданской службы, определить конкретные направления ее дальнейшей модернизации, а также осуществить поэтапное ресурсное обеспечение этого процесса. Очевидно, важным направлением реализации общего замысла реформы гражданской службы является подготовка нормативных правовых актов субъектов РФ, следующих из принятых федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ.

Особое внимание уделяется содержанию программ реформирования гражданской службы в субъектах РФ. Согласно п. 7 Указа Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 их органам государственной власти в пределах своих бюджетных средств рекомендовано принять участие в реализации соответствующих мероприятий, а также разработать и утвердить программы реформирования своих гражданских служб. Эта работа в большинстве субъектов Федерации проводится достаточно планово, последовательно и в меру эффективно .

Реализация мероприятий региональных программ реформирования гражданской службы активизировала деятельность региональных и местных администраций по созданию технических условий для эффективного функционирования гражданской службы, по инвентаризации материально-технической базы, которая до этого практически не проводилась. Данный анализ потребовал улучшения использования материально-технических ресурсов, оптимизации условий выполнения гражданскими служащими своих должностных обязанностей.

Вместе с тем уже проведенное реформирование гражданской службы показало достаточно много нестыковок в механизме ее функционирования, некоторое количество поставленных задач так и не было решено, несмотря на то, что сделано немало важных шагов для их реализации. Новое построение структуры федеральных органов исполнительной власти не обеспечило должного развития и эффективной работы этих органов .

Реформирование государственной службы — один из ключевых элементов совершенствования системы государственного управления Российской Федерации. Задачи российского государства, в первую очередь в социальной сфере и экономике, предполагают самый высокий качественный уровень развития государственной службы. Отражая публичный характер деятельности, она тесно связана с процессами формирования и реализации управляющих воздействий и является не только одним из важнейших социальных факторов функционирования исполнительной власти, но и составляет организационную основу государственной власти. Вне должностей государственной службы государственная власть реально не существует. Будучи важнейшим организационно-правовым элементом в механизме исполнительной власти, государственная служба должна в полной мере выполнять присущие ей задачи.

Замысел реформы государственной службы состоял в необходимости решения ряда основополагающих для данного института проблем, сводящихся к устранению противоречий и пробелов в законодательстве Российской Федерации о государственной службе, установлению соответствия социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности, использованию новых современных технологий государственного управления в масштабах реализуемых государственных программ и проектов, изменению половозрастной структуры занятого населения страны, повышению авторитета государственной службы и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *