Рефрейминг смысла примеры

Есть притча: Императору приснился сон, что у него выпали все зубы. Он потребовал найти и привести к нему предсказателя. Предсказатель, выслушав сон, объяснил его так: «У тебя умрут все родственники». Предсказателя казнили. Привели к императору другого предсказателя и тот, выслушав сон, сказал: «Ты переживешь всех своих родственников». Его наградили и отпустили.

Смысл и того и другого объяснения один и тот же.

Любое одно и то же событие, явление может восприниматься по-разному в зависимости от контекста. Мы не любим плохую погоду и это не удивительно, так как в нашем климате она не редкость и мы это хорошо знаем, мы прекрасно понимаем, что дождь всего лишь явление природы, но, тем не менее, проснувшись утром, посмотрев в окно и увидев, что погода сырая и дождливая, у нас может испортиться настроение. И совсем по-другому воспринимается дождь жителями засушливых районов, где каждая капля влаги оценивается на вес золота и редкий дождь расценивается как величайшее благо и повод для радости и начала праздника.

У каждого отрицательного момента можно найти, если, конечно, поискать, какую-нибудь положительную сторону… Под поиском в данном случае понимается возможность переключения внимания человека с ограниченного участка собственной карты на контексты, где оцениваемое действие (состояние, явление) имеет позитивное значение. Для переключения внимания с негативного отношения к событию на позитивное используется такой инструмент, как рефрейминг.

Рефрейминг помогает не только научиться из всего негативного выносить полезный опыт, но и рассматривать сложные ситуации как зоны личностного развития. Например, человек не любит ездить в командировки, потому что это очень утомительно. Но можно найти стимулы, которые помогут изменить отношение к этому рабочему моменту. Так, во время командировки можно посмотреть новый город, узнать что-то любопытное, познакомиться с интересными людьми, а, возможно, эта поездка послужит толчком для дальнейшего повышения по карьерной лестнице.

Расширение взглядов посредством рефрейминга не заставляет человека делать нечто особенное. Оно лишь позволяет человеку сделать что-то, если новая точка зрения представляется ему более осмысленной, чем прежняя, и оказывается вполне законным взглядом на мир.

По механизму действия выделяются два вида рефрейминга:

рефрейминг контекста и рефрейминг смысла.

Рефрейминг контекста: суть в том, чтобы найти контекст, где «проблемный» опыт (реакция) был бы полезен. Смысл оцениваемого факта остается без изменений, а вот сам факт переносится в контекст, где более видны его позитивные стороны.

Например. Человек говорит: «Я жадный!» — ответ: «Жадный? До чего? До знаний? До счастья?».

Поводом для использования рефрейминга контекста могут послужит фразы, начинающиеся со слов: «Я слишком…», «У меня слишком…», «Он слишком…», «Это слишком…» и т.д. Услышав такое заявление, можно прикинуть, в каких контекстах эти качества (свойства) могут быть полезными и предложить человеку новый взгляд (контекст) на вещи, начав со слова ЗАТО…

Например.

«Я слишком медлительный» — Зато основательный.

«Я слишком много сплю» — Зато потом, на свежую голову, успеваешь сделать больше, чем те, кто спит меньше.

«Я слишком вспыльчив» — Зато откровенен.

«У меня слишком большие уши» — Зато тень от головы красивее.

«Я слишком ленив». — Зато ты не сделаешь лишних ошибок.

«Я слишком рассеяна» — Зато ты не потратишь время на кучу ненужных дел.

«Я слишком часто торможу и из-за этого упускаю подвернувшиеся возможности» — Значит, с тормозной жидкостью у тебя все нормально.

Для рефрейминга контекста надо иметь в запасе как можно больше пар слов или фраз, означающих одно и то же действие или качество, но с разной оценкой.

Например:

— лень – экономия энергии;

— жадность – бережливость;

— занудство – настойчивость;

— раздражительность – эмоциональность;

— доносчик – социально активный;

— безвкусный – оригинальный;

— истеричная – эмоциональная;

— лживость – дипломатичность;

— наглость – настойчивость;

— вороватость – домовитость;

— карьерист – человек, который хочет многого достигнуть в жизни и т.д.

Рефрейминг контекста помогает осознать, что многие «слишком» весьма относительны, и на самом деле человека мучает не само качество, а отношение к нему.

Как ни удивительно, стоит человеку изменить взгляд на свое «слишком», и взаимоотношения с людьми становятся значительно проще. Люди на самом деле воспринимают нас в зависимости от состояния, в каком мы находимся.

Рефрейминг смысла – суть его в том, чтобы придать иное значение не очень приятному опыту. Это процесс переоценки значения какого-либо события без изменения контекста, в котором оно расположено.

Это может напоминать ситуацию, когда вы вдруг узнаете, что та «мазня», которая сто лет висела в доме вашей бабушки, вдруг оказывается произведением искусства кисти известного художника.

Рефрейминг смысла – это один из инструментов в работе с ограничивающими убеждениями, он помогает изменить причинно-следственные связи.

Например.

«Неудача – прекрасный шанс научиться чему-то, чего вы раньше не замечали»

«Уж очень легко я отношусь ко всему на свете» — Ну что ж, я припоминаю, сколько моих друзей заработали себе сердечные приступы, потому что слишком реагировали на разные нежелательные просьбы.

«Я не могу сесть на шпагат» — Это хорошо на льду, чтобы ноги не разъезжались.

«Командир не отпустил меня в отпуск» — Ну и хорошо, из отпуска трудно возвращаться.

«Моя жена ни на что не может решиться. Если ей надо выбрать себе платье, она должна осмотреть все, какие есть в магазине и сравнит их между собой» — Значит, она тщательно принимает решения. Как Вам должно быть повезло, что из всех мужчин на свете она выбрала именно Вас.

«Моя девушка вышла замуж за моего друга» — Значит это не твоя девушка и не твой друг.

«Меня бесит, что моя свекровь всегда меня учит» — Благодари Бога, что тебя, а не твоего мужа за твоей спиной.

Таким образом, рефрейминг – это в первую очередь способ мыслить, воспринимать ситуацию с совершенно разных точек зрения; овладение навыком рефрейминга открывает широкие возможности оценивать любую ситуацию всесторонне, видеть в ней более одной грани. Иногда достаточно сказать человеку: «Ты не жадный, ты бережливый», — и, если это соответствует его карте, высока доля вероятности того, что рефрейминг сработает.

Главная задача рефрейминга – дать человеку новый взгляд на ситуацию, иногда – буквально выбить его из наезженной колеи, по которой он ходит изо дня в день. Рефрейминг вовсе не обязан быть правдой, он не обязан быть приятным, иногда он может быть просто шокирующим, но этот шок может помочь человеку выйти за пределы ограничений, посмотреть на событие с другой стороны. Рефрейминг содержания не меняет ни самого поведения, ни желаний. Он меняет только отношение к чему-то значимому для человека, а что именно делать с уже новым взглядом на ситуацию человек выбирает сам.

Рефрейминг позволяет преобразовывать не только чужие проблемы, но и отсекать «наезды», когда в адрес человека допускаются неэкологичные высказывания.

Например.

«Ты вспыльчивая» — Зато мужчинам нравятся страстные женщины.

«У тебя косоглазие» — Зато легкая раскосость придает мне особый шарм.

Умение играть словами может очень пригодится в жизни. Во-первых, всегда можно переоценить свои собственные поступки. Во-вторых, задавать ту оценку событий, которая, по собственному мнению, кажется более полезной и правильной.

Из анекдота:

На пеньке стоит ёжик и кричит: «Я сильный! Я сильный! Я сильный!». Мимо проходил медведь, послушал ёжика и дунул на него. Ёжика унесло в кусты. Он встал, отряхнулся и произнес: «Я сильный, но легкий».

Примером, когда одно и то же рассматривается с разных сторон, выглядит очень по-разному, но все в целом верно, может служить следующая притча:

В одной стране правил хромой, одноглазый и горбатый Тиран. Однажды он захотел увековечить свой образ в портрете. Позвали лучших художников государства.

Первый из них представил Тирана таким, какой он есть, и был казнен за оскорбление правителя.

Второй нарисовал стройного молодого красавца и был посажен в темницу за искажение истины.

Третий изобразил властелина верхом на вздыбленном коне в профиль (причем зрячим глазом к публике) и в бурке, скрывающей горб. Естественно, он был щедро награжден и стал придворным художником.

И еще один шутливый пример рефрейминга.

Приходит как-то Лиса к Зайцу и просит написать характеристику на Осла. Заяц, недолго думая, пишет:

— Туп и упрям.

— Но это же характеристика на повышение! – возмущается Лиса.

— А что написать?

— Напиши: «Устойчив в своих убеждениях и упорен в их достижении».

Кроме использования рефрейминга в коммуникации с другими, можно делать рефрейминг самому себе – авторефрейминг. Например, если какое-то событие вы воспринимаете как плохое, просто продолжите фразу: «Хотя, с другой стороны, в этом хорошо то, что…» Важно не переборщить и соблюдать экологию, чтобы он (из-за бессознательного контроля) не стал железным занавесом, препятствующим проникновению необходимой для развития обратной связи от окружающих людей.

Рефрейминг – метафорический метод «помещение картины в новую рамку», разработан Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером. Любая проблема, ситуация или кризис имеют в основе позитивный ресурс, рефрейминг помогает переосмыслить и увидеть происходящее в новом контексте.

Что такое рефрейминг?

Рефрейминг (англ. frame – рамка) – набор приемов в современной позитивной психологии, НЛП, обозначающий перестройку или переосмысление восприятия, поведения, мышления и в результате избавление от деструктивного (тревожного, невротического, зависимого) поведения. Метод рефрейминга широко применяется и в бизнес-технологиях, помогая вывести организацию на новый уровень развития.

Виды рефрейминга

Рефрейминг личности проводится с помощью речевых стратегий, влияние слова и попадание в карту ценностей человека изменяет его представление о своих качествах, сложившейся негативной ситуации. Существует два вида рефрейминга:

  1. Рефрейминг контекста. Прием, помогающий увидеть поведение, ситуацию, качество через придание нового смысла, например, где нежелаемое поведение, привычка приемлемы, а где нет. Изменив контекст, меняется подход к содержанию.
  2. Рефрейминг содержания. Утверждению или сообщению придается другой смысл за счет акцента внимания на другую часть содержания. Эффективность данного вида рефрейминга полностью зависит от понимания того, что конкретно содержит в себе заявленная проблема.

Рефрейминг в психологии

Поведенческая и позитивная психотерапия – рефрейминг используют для смены у человека восприятия и формирования у него новых точек зрения. Психолог предлагает взглянуть человеку на свою ситуацию, просит при этом представить что ситуация это картина, на которую можно взглянуть «обрамляя» ее в разные рамки. Психологический рефрейминг – терапевтические эффекты:

  • активизации личности клиента;
  • задействование творческой составляющей;
  • снижение эмоционального напряжения;
  • формирование альтернативной формы поведения взамен невротической.

Рефрейминг в менеджменте

Рефрейминг в современной организации – это сдвиг устоявшегося фрейма чем оно является и в перспективе как еще может развиться. Положительные эффекты использования рефрейминга в менеджменте:

  • помогает руководителям различных уровней интегрировать лучшие методы управления;
  • привлекать лучших специалистов;
  • мотивировать сотрудников на выполнение качественной работы;
  • раскрывает корпоративный потенциал;
  • формирует у сотрудников новое видение и желание меняться, чувство преданности организации.

Рефрейминг в продажах

Что такое рефрейминг в продажах знает каждый успешный продавец. Покупатель при этом видит свои выгоды, для продавца – это способ по-новому увидеть товар и мотивировать себя на новые достижения в продажах. Варианты рефрейминга:

  • акцент на выгоде («на товар нет скидки, но зато в нашем магазине самые низкие цены на этот продукт»);
  • альтернативные вопросы – продавец обращает внимание покупателя на достоинствах товара, услуги (зачем переплачивать за бренд, когда можно купить подобный продукт по приемлемой цене и больших функциональных возможностях).

Техника рефрейминга

Шестишаговый рефрейминг – техника считающаяся универсальной в НЛП, помогает работать с любой проблемой укладывая в шесть шагов. Практика простая и частом выполнении закрепляется на бессознательном уровне. Положительные эффекты от практики:

  • вырабатывает новое, более продуктивное поведение;
  • человек начинает видеть новые возможности там, где раньше не допускал их;
  • переоценка событий убирает тревожность, позволяет смотреть на жизнь с оптимизмом.

6 шаговый рефрейминг

Шестишаговый рефрейминг, выполнение техники:

  1. Формулировка и озвучивание проблемы, так как она видится. В качестве примера можно взять нежелательную привычку или поведение и обозначить это буквой, цифрой или цветом.
  2. Установление контакта с частью личности (бессознательным), ответственной за привычку. Можно спросить: «Я хочу пообщаться с той частью себя, которая ответственна за привычку». Важно определить сигнификаторы общения, что это будет, ответы «да» и «нет» или ощущения в теле.
  3. Определение позитивного намерения. Здесь вопрошается, позволит ли эта часть узнать чего она хочет достичь для себя позитивного через нежелательное поведение или привычку. Если ответ «да», можно продолжить задавать вопросы: «Если бы у тебя были другие не менее эффективные способы реализовать намерение, захотела бы их попробовать? Если ответ «нет», важно спросить у себя: «Верю ли я, что мое подсознание имеет позитивное намерение, даже если не хочет сообщить мне это сейчас?»
  4. Обращение к творческой части. Кроме той части, что создала нежелательное поведение, есть творческая. Важно попросить первую, управляющую поведением сообщить позитивное намерение творческой. При ответе «да», человек обращается к творческой части с просьбой создать не менее 3 новых полезных форм поведения и сообщить об этом управляющей нежелательным поведением.
  5. Достижение договоренности. Спросить у своей части управляющей поведением, не хочет ли она воспользоваться одной из новых форм. Ответ «да» – бессознательное приняло альтернативу, если «нет», можно сказать этой части, что она может воспользоваться старым способом, но вначале пусть попробует новые.
  6. Проверка на экологичность. Спросить бессознательное, есть ли другие части, которые против или хотят присоединиться к новым формам поведения. Молчание – знак согласия.

Рефрейминг – упражнения

Приведенные ниже упражнения можно делать как в группе, так и самостоятельно. Рефрейминг – практические упражнения:

  1. «Другой эпитет». Упражнение в группе из 3 – 4 человек. На листе бумаги написано не менее 20 качеств (авантюрист, беспутный, высокомерный, жадина, изверг). Цель группы найти противоположный по смыслу рефрейминг к каждому качеству, например: обжора – гурман, любящий вкусно покушать, знающий толк в еде.
  2. «Я слишком….». Упражнение полезно для самостоятельного разбора. На листке бумаги надо выписать не менее 10 своих качеств, которые кажутся недостатками, например: «Я слишком… ленив / доверчив / чувствителен / раздражителен». Написать напротив каждого утверждения новое с положительным аспектом (поместить качества в другое обрамление). Проанализировать, что изменилось в восприятии.

Рефрейминг – примеры

Для каждого человека в разных ситуациях можно обнаружить свой рефрейминг, что работает для одних, других может не цеплять. Позитивный рефрейминг рассчитан на то, что человек, пребывавший до этого в унынии, чувства отсутствия перспектив меняет точку зрения и начинает понимать, что все, происходящее с ним имеет смысл. Примеры рефрейминга из практики НЛП-специалистов:

  1. Руководитель слишком требователен и придирчив, (негативный контекст). Положительный контекст: все понятно и четко, знаешь что делать, быстрее учишься и похвала всегда заслужена.
  2. Отсутствие карьерного роста (негативный контекст). Позитивный рефрейминг: меньше ответственности и отчетов перед руководством, нет зависимости от других, не надо разбирать конфликты, проблемы и засиживаться до позднего вечера.
  3. Очень шумные, неугомонные дети (негативный контекст). Рефрейминг ситуации в положительном аспекте: дети свободны от каких-либо комплексов, жизнерадостны и проявляют себя (родителям делается акцент – это их заслуга, что дети естественно и жизнерадостно ведут себя).

Рефрейминг – книги

Бендлер Ричард «Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий» – эту книгу, написанную в соавторстве с Джоном Гриндером по праву можно считать учебником № 1 по рефреймингу. Литературы исчерпывающей данную тематику на сегодняшний день, не так много:

  1. «Reframing: NLP And The Transformation Of Meaning» Richard Bandler. Книга Р. Бендлера в оригинале, для тех, кто не любит читать в оригинале.
  2. «Как превратить кризис в выигрыш или провести рефрейминг ситуации» Вестник НЛП № 26. А.А. Плигин. Полезные техники по преодолению кризисных ситуаций.
  3. «Рефрейминг организаций. Артистизм, выбор и лидерство» Ли Д. Болмэн, Терренс Е. Дил. В книге даны инструменты, с помощью которых лидеры могут вывести свое предприятие на качественно новый уровень, преодолеть кризис.
  4. «НЛП-рефрейминг. Как изменить реальность в свою пользу». Хрестоматия по рефреймингу, в которую вошли произведения знаменитых НЛП-практиков.


Если тебе изменила жена, радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству. А. П. Чехов Наши внутренние цели – намерения – внутри. А живём мы в реальном мире. И он, как-то так получилось, снаружи. И вот нужно связать эти самые намерения с тем что происходит в мире. Это мы делаем при помощи смысла (значения). То есть событию во внешнем мире приписываются смысл, который и связывает между собой событие и ценность.
Именно поэтому смыслы и играют такое большое значение в нашей жизни: внешние события связываются с нашим внутренним миром исключительно способом приписывания смысла этим самым внешним событиям.
— Она на меня смотрит косо – я ему не нравлюсь.
— Если вы опаздываете несколько раз подряд, значит вы не цените свою работу.
— Если я проплыву 5 метров, то это означает, что я научился плавать.
Процесс «осмысления», то есть приписывания значения чему попало, весьма субъективен, иррационален и малопонятен. Особенно, если вы не тот же самый человек, который эти самые значения приписывает. Но уж очень хочется повлиять на этот процесс. Чтобы смыслы были такие, как нужно. Нам.

  • Ещё одно название этого процесса – оценка. То есть о-ценивание, связывание с ценностями.

Позвольте вам представить – рефрейминг. Замечательная модель того, как можно играть со смыслом и менять оценку событий.

Что такое «рефрейминг»

С английского reframe можно перевести и как замену картины в рамке, так и замену рамы у картины.

Учитывая, что слово «рамка» в НЛП обычно используется как «способ воспринимать ситуацию», то ре-фрейминг приобретает очень глубокое и важное значение, которое теряется при переводе. Один из более-менее пристойных переводов слова «рефрейминг» на ещё более русский – переформирование. Но это слово немного путает, потому что не даёт полного представления о данном подходе. Но кое-что объясняет.

Общая идея рефрейминга (он же переформирование) – это другая комбинация элементов для получения нового, более приемлемого состояния. Умно? Теперь на примере.

Вы сидите в лесу. У вас горит костёр. Чтобы костёр горел долго желательно положить большие поленья или брёвна. Тогда их хватает надолго. Но через определённое время пламя становится слабее. Что вы делаете? Встаёте и шевелите эти самые брёвна. И пламя становится жарче. Вы не добавляете ничего нового, вы просто меняете «комбинацию элементов».

Вот рефрейминг – это умение шевелить поленья для достижения наиболее подходящего пламени.

Ещё один пример – положение мебели в комнате. Вы никогда не переставляли мебель в комнате? Тогда вы много потеряли. С мебелью как: вы её расставили, и вам кажется, что это то, что надо. Но через какое-то время вы обнаруживаете, что что-то не так. Вроде ничего, но больно не удобно. Стол мешает подойти к окну, а верхний свет мешает читать, лёжа на диване. Что вы сделаете в таком случае? Правильно – переставите.

Возможно, через какое-то время ситуация изменится и вам опять захочется перестановок.

На сенсорном уровне рефрейминг можно объяснить так. Вспомните неприятную ситуацию из прошлого, но только чтобы была картинка с границей. Панорама не подойдёт. Получилось? Замечательно. А теперь поместите эту картинку в белую рамку. Простая белая рамка. У кого изменилось восприятие ситуации?

— Веселее стало.
— Она стала более нейтральной.
— Она стала застывшей.

Отлично. А теперь пусть рамка станет чёрной.

— Ой, стало намного хуже.
— Такое впечатление, что кто-то умер.

Сделайте рамку золотой. Знаете, как на старых картинах – тяжёлая золотая рама.

— Для меня это стало очень важным. Эта ситуация стала просто кошмарной.
— Для меня она просто стала картиной – чем-то отвлечённым.

Теперь представьте, что рамка с мерцающими огоньками. Такие разноцветные вспышки. Или мигающие новогодние лампочки.

— Это даже весело.
— Комедия какая-то.

Можно долго экспериментировать. Поэтому подберите ту рамку, которая больше подходит для восприятия этой ситуации. Можно так же вернуть её к первоначальному состоянию.

И обратите внимание – мы не меняли содержание, мы только меняли рамку. И это давало кардинальные изменения в восприятии ситуации.

Разговорный рефрейминг

На пеньке стоит ёжик и кричит:
— Я сильный! Я сильный! Я сильный!
Рядом проходит Медведь, послушал – и как дунет на ёжика. Того уносит в кусты.
Ёжик встает и произносит:
— Я сильный, но легкий!

Рефрейминг позволяет менять оценку, играть со смыслом. И это можно делать даже в простом повседневном разговоре. Давайте сделаем так: сначала я покажу несколько примеров, а потом разберёмся, как этот самый рефрейминг работает. Вы сейчас будете говорить оценочные суждения, а я привожу примеры рефрейминга.

— Я сегодня пришёл на работу в 9.40.
И что? Это только сообщение о факте, событии. Здесь нет оценки.
— Я вчера опоздал на работу на десять минут.
У тебя хорошая память, если ты даже сегодня об этом помнишь.

— Запорожец – плохая машина.
Зато маленькая и дешёвая.

— Меня раздражает мой начальник.
Это говорит о твоём профессионализме. Если ты готов выполнять распоряжения человека, который тебе не нравится…

— Я жадный.
Я бы назвал это бережливостью.

— Мне не нравится моя работа.
Ты очень ответственный человек, если всё-таки на неё ходишь. Мало вызова в том, чтобы делать то, что тебе нравится.

— Меня никто не любит.
Это повод что-то изменить в своей жизни.

— Я слишком ленив.
Зато ты не сделаешь лишних ошибок.

— И что, достаточно сказать человеку: «ты не жадный, ты бережливый» – и всё изменится?
Как ни странно, иногда да. Но не всегда. Одним из важнейших условий для того, чтобы рефрейминг сработал – это попадание в карту. Рефрейминг же как работает – человека поворачивают в другую сторону и показывают: это может быть и так. Вот если «может быть и так» соответствуют его карте, с высокой долей вероятности рефрейминг сработает.

— То есть рефрейминг – это просто способ расширить карту?
Да, это один из способов расширить карту. Очень часто человек не «видит» других вариантов оценки. Вы ему их предъявляете. Он чешет в затылки и восклицает: «О как, оказывается!»

— Какие необходимые условия для того, чтобы рефрейминг сработал?
Раппорт – первое и главное условие. Все речевые техники требуют наличие раппорта. Доверия к источнику. Иначе все эти «вложенные команды» будут отфильтрованы.

— Мы всегда меняем оценку с отрицательной на положительную?
Это зависит от ваших целей. Довольно часто нужно сделать совершенно обратное:
— Это не вежливость, это просто откровенная ложь!
Для многих людей для того, чтобы они обратили внимание на ситуацию нужна встряска. Они действительно могут не представлять, как их поведение оценивается другими людьми. И если вы всё время с ними «дипломатичны», они искренне считают, что всё замечательно.
Рефрейминг – это только один из способов управления оценкой. Одно из последствий его некорректного употребления – это лишение других людей качественной обратной связи. Если всё время говорить ребёнку, что «это не вспыльчивость, это просто эмоциональность» вы можете получить в результате человека, который совершенно не пытается контролировать собственные эмоции. Просто потому, что его с детства убеждали, что это «нормально».

Очень тактичный англичанин не знает, как сообщить секретарше, что она уволена… И формулирует это так:
— Мисс Джонс, Вы так великолепно справляетесь со своими обязанностями, что я даже не знаю, что бы мы делали без Вас. Но с понедельника мы все-таки попробуем.

Рефрейминг – это инструмент. И что при помощи его вы сделаете зависит в первую очередь от вас. Короче, думать надо. И о последствиях в том числе.

— Для чего применяется рефрейминг?

Во-первых для подстройки. Так как люди реагируют на смысл, вы можете придать ситуации такое значение, которое даёт вам возможность подстроиться, а не вызывает конфликт. Сравните:
— Давай поговорим о твоей медлительности.
— Давай поговорим о твоём несколько излишне ответственном отношении к делу.
Во-вторых, это способ изменения смысла. То есть, его применяют в том случае, когда нужно изменить оценку события другим человеком. Например, если вам нужно изменить отношение родителей к поведению ребёнка, покупателя к характеристикам товара, начальника к вами сделанной работе и т.д.

На этапе подстройки чаще применяют «положительный» рефрейминг (за исключением тех людей, для подстройки под которых нужно «резать правду-матку», как они её представляют), а на этапе воздействия – тот, который даст максимальный эффект.

Структура

Что определяет смысл какого-то события? Во-первых то, что собственно происходит. Событие. Во-вторых, в каком именно контексте это происходит: одно дело громко кричать «Ау», когда вы в лесу, другое дело – в три часа ночи дома.

Тогда, для того, чтобы изменить смысл:

— мы можем прямо сказать, что у этого события другой смысл;
— мы можем это событие поместить его в другой контекст, и смысл тоже станет другим.

Соответственно, говорят о двух видах разговорного рефрейминга: смысла и контекста.
При рефрейминге смысла вы просто сообщаете, что данное событие имеет совсем другой смысл.
При рефрейминге контекста вы помещаете событие в контекст, в котором значение этого события изменится.

Итак, для того, чтобы сделать рефрейминг, нам нужно знать и событие, и смысл. Если у нас есть только что-то одно, рефрейминг не получится.

— Девушка приходит исповедоваться к Священнику:
— Святой Отец, я грешна. Я каждое утро подхожу к зеркалу, рассматриваю себя и думаю: «Как я красива!»
— Ну что вы, Дочь Моя! Это не грех, это заблуждение.

Однажды к известному психологу Вирджинии Сатир пришел мужчина, банкир, и привел свою дочь.
– Она меня не слушается. Она упряма, – заявил он.
Вирджиния немного поговорила с ним, после чего сказала:
– Вы ведь достигли всего сами? Вам не оставили наследства, у вас не было отца, который бы просто передал вам управление банком?
– Да! Я достиг всего сам! Я начал с нуля!
– И вы были настойчивы в достижении своей цели?
– О, да! Я трудился как вол.
– Так почему же вам не нравится то, что ваша дочь унаследовала ваши качества. Что она такая настойчивая?
– Да, действительно! Спасибо. Мы пошли…

Эта история действительно произошла. И в ней не изменилась сама ситуация. Не изменилось поведение девочки. Просто ее поведению отец стал приписывать совершенно другое значение. Упрямство превратилось в настойчивость!

Еще одна история.

У меня есть знакомая семейная пара. Жена баскетбольного роста вышла в новой очень-мини-юбке. Муж ее спрашивает:
– Бабки плюются?
– Да.
– Значит, то, что нужно.

Для того, чтобы сделать рефрейминг смысла, вам нужно либо знать значение, которое придает человек событию, либо точно о нем догадываться. Если девушка говорит: «Я чувствую неловкость, когда на меня смотрят мужчины», то это может означать множество разных вещей. Например, она может предполагать, что когда на нее смотрят мужчины, то они ее сексуально хотят; что у нее прыщи на лице, и она этого стесняется; что она привлекает слишком много внимания; что обращают внимание на ее неловкость (существующую или мнимую).

И для того, чтобы рефрейминг сработал, вам необходимо знать это значение. Вы можете задать прямой вопрос: «А что это для вас обозначает?» Или можете, полагаясь на интуицию, сделать наиболее подходящее переформирование и отследить реакцию – если вы не попадете, Клиент вам сообщит об этом (вербально или невербально).

— Я чувствую неловкость, когда на меня смотрят мужчины.
— А что плохого в том, что вы кому-то нравитесь?
— Это-то и плохо! Он мне в отцы годится, а все туда же…
Здесь можно отреагировать по-разному:
— А может, вы просто напоминаете ему его дочь?
— Но если вы вызываете сильные чувства даже у пожилого мужчины, скорее всего, вы весьма привлекательно выглядите.
И т.д.

Рефрейминг Контекста

— Жена мужу:
— Милый, сегодня, в обеденный перерыв я забежала к тебе на работу и взяла из кармана твоего пиджака 300$.
— Ничего страшного, я уже две недели, как там не работаю…

В переформировании контекста вы изменяете значение не напрямую, а ищете ситуацию, где данное поведение будет иметь совершенно другое значение.

Например, злость может быть полезна в спорте (спортивная злость), агрессивность – в драке, жадность – в обучении (жадность к знаниям), и так далее.

— Я слишком молчалива.
— Зато не скажешь ничего лишнего.
— Молчаливых любит начальство.

Когда я занимался ребёфингом, мне попалась бумажка, озаглавленная: «100 способов изменения отношения к ситуации». Там было как раз 100 вариантов рефрейминга контекста. Вот один, который мне показался самым забавным: «Зато будет о чем после вспомнить».

Но, я думаю, вы достаточно гибки для того, чтобы понять, что деление на переформирование контекста и переформирование смысла достаточно условно. Для любого оценочного сообщения можно сделать и тот вид рефрейминга, и другой.

Совсем структурно

Для любителей полной определенности.

На мой взгляд излишняя структурность при использовании рефрейминга только мешает. Но некоторым такой подход помогает в обучении.

Если вы можете свести высказывание к выражению: «Я слишком Z», то вы делаете рефрейминг контекста. Фразы «ответа» начинаются с «зато…»

— Я слишком эмоционален.
— Зато эмоциональные мужчины нравятся женщинам.

— Я слишком много времени трачу на себя.
— Зато у тебя не оста¨тся времени на всякую ерунду.

Если вы можете свести высказывание к выражение: «Я чувствую Х когда происходит Y» (при чём Х – это какое-то неприятное переживание), то вы делаете рефрейминг содержания. Фразы «ответа» начинаются с «это значит…»

— Меня раздражают похотливые взгляды.
— Это значит тебе нужно одеваться похуже, чтобы не выглядеть столь привлекательной.
(похотливые взгляды => выглядеть привлекательно).

— Меня бесит, когда моя дочь меня не слушается.
— Это значит, что ваша дочь взрослеет и становится самостоятельной.
(не слушается => становится самостоятельной).

Обычно, если контекст задан достаточно неопределённо: «Я вообще раздражительный…», то вы делаете рефрейминг контекста.

Если ситуация более определена: «Я раздражаюсь, когда на меня кричит начальник…», то вы делаете рефрейминг смысла.

Упражнение «Назови по-другому»

— Приходит как-то Лиса к Зайцу и просит написать характеристику на Осла. Тот, не долго думая, пишет: «Туп и упрям».
— Но это же характеристика на повышение, – возмущается Лиса.
— А что писать?
— Напиши: «Устойчив в своих убеждениях и упорен в их достижении».

Это одна из возможностей языка – называть одно и то же действие по-разному. И тут же меняется оценка. Одно время у нас говорили о «Великой Октябрьской Революции», в начале 90-х начали говорить об «Октябрьском бунте», а сейчас употребляют фразу «Октябрьская Революция». Фраза передает оценку, отношение, хотя само событие при этом не меняется.

Это умение – играть со значениями слов – вам очень может пригодиться в жизни. Во-первых, вы всегда можете переоценить собственные поступки:
— Те деньги, которые у меня обманом забрали – это моя плата за обучение.
Во-вторых, вы можете задавать ту оценку событий, которая вам кажется более полезной и правильной:
— Мы сейчас услышали разные точки зрения на ситуацию (после ссоры супругов).

Пример этого рефрейминга регулярно демонстрируется в американских фильмах. После драки или перепалки, кто-нибудь произносит фразу, вроде: — Все мы сейчас немного погорячились…

Задание.

Вы объединяетесь в группы по 4-6 человек. Ваша задача – придумать как можно больше пар слов или фраз, означающих одно и то же действие или качество, но с разной оценкой.

лень – экономия энергии;
жадность – бережливость;
занудство – настойчивость;
доносчик – социально активный;
безвкусный – оригинальный;
карьерист – человек, который хочет многого достигнуть в жизни;
истеричная – эмоциональная;
лживость – дипломатичность.

Упражнение «Я слишком…»

И еще одно упражнение.

Возьмите по листику и напишите на нем одно утверждение типа «Я слишком …»:

— Я слишком много времени трачу на компьютер.
— Я слишком рассеянна!
— Я слишком ленив.
— Я слишком доверчива.

Потом вы находите себе пару и меняетесь листиками. Ваша задача – собрать как можно больше ответов на ваше заявление и ответить другим. Ответ должен начинаться со слова «Зато…» и указывать наситуацию, место или случай, где и когда это будет очень нужно и полезно.

— Я слишком ленив.
Зато ты не сделаешь лишних ошибок.
Зато ты делаешь только наиболее важные дела.

— Я слишком доверчива.
Зато ты доверяешь людям.

— Я слишком рассеяна.
Зато ты не потратишь время на кучу ненужных дел.
Зато это уменьшает нагрузку.
Постарайтесь собрать как можно больше вариантов.

— После того, как я прочитал, что мне написали, все стало как-то более спокойно и приятно.
— Я написала: «Я слишком послушна». А вот один из ответов, который мне понравился больше всего: «Зато будешь хорошей женой».
— А я увидел мою проблему как бы с других сторон. И оттуда все видится не так уж проблематично.
— А у меня еще круче. Раньше я от этого страдал, а теперь мне это даже нравится.

В первом упражнении, когда вы искали другое слово для обозначения события – это был рефрейминг значения, а когда придумывали ответ с «Зато» – рефрейминг контекста. Это только несколько вариантов.

Помните модель проблемы – это неуравновешенные весы, на одной чаше которых находятся Желаемое Состояние, а на другой – то, что мы имеем в данный момент. Решение проблемы – это восстановление равновесия. И, как вы понимаете, это можно сделать разными способами. Можно дать человеку то, что ему не хватает, а можно изменить желания.

Но есть еще один способ. Представьте себе коромысло, на которое подвешены два полных ведра разного объема. Вода не прольется, если удачно выбрана точка опоры.

Так и в жизни: бывает очень важно найти такую точку зрения, которая поможет обрести гармонию.

Рефрейминг – это возможность выйти за пределы ограничений, посмотреть на событие с другой стороны. Рефрейминг содержания не меняет ни самого поведения, ни желаний. Он меняет только отношение, в результате чего достигается искомое равновесие. И я надеюсь, вы уже понимаете, что иногда более эффективно помочь человеку изменить собственное поведение, чтобы он мог достичь желаемого, а иногда более полезно изменить отношение.

Если проблема заявлена как негативное восприятие окружения или самого себя (муж не любит, погода всегда плохая, работа омерзительная, дети невозможные), тогда, на мой взгляд, более полезно менять оценку ситуации. Так же использовать рефрейминг содержания эффективно, если человеку не нравится что-то, на что он не может повлиять. Если же заявленная проблема состоит в трудностях поведения (не могу сменить работу, не могу выучить английский, не умею отказывать), то тогда разговорный рефрейминг, скорее всего, поможет меньше.

Хотя иногда смена оценки весьма помогает при изменении поведения, и наоборот.

Здесь все будет зависеть от желания клиента и от его карты. Разговорный рефрейминг – очень простая и в то же время очень трудная вещь. Сам по себе он прост, но нужно его подобрать так, чтобы он максимально соответствовал карте другого человека.

Например, для некоторых людей будет практически универсальным переформирование: «Зато это повод поработать над собой». Но для других людей этот вариант будет малоподходящим.

К тому же рефрейминг должен восприниматься (и подаваться) как нечто ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ. Только в этом случае он будет действительно эффективен. В виде шутки он, скорее всего, не сработает.

Но это тоже для кого как.

Давайте разбираться

Сейчас вы опять будете выдавать оценочные суждения, а я буду делать рефрейминг. Но не просто так, а с комментариями, пояснениями и разнообразными примерами.

— Мне не нравится моя внешность.
— Главное, чтобы она нравилась другим.
Это переформирования контекста. Человек сам оценивает свою внешность, а вы меняете контекст – на оценку другими.
— А если другим тоже не нравится его внешность?
Если человек так считает, то стоит сделать другой рефрейминг. Или поработать с фразой: «моя внешность не нравится другим».
Но в любом случае вы получите дополнительную информацию.
И вы можете сделать другой рефрейминг, например смысла:
— Значит, ты очень требовательно относишься к себе.
В этом варианте вы ещё и добавляете второй смысл: «очень требовательно» может обозначать и «слишком требовательно», и «очень внимательно».
Или другие рефрейминги контекста:
— А мне нравится.
— Это даёт тебе повод больше заниматься собой.
— Если бы всем нравилась их внешность, косметическая промышленность даже и не появилась бы.

На мой взгляд, здесь наиболее важная задача – показать относительность оценки. Вы помогаете человеку заметить и другие варианты оценки этой ситуации.

Ещё варианты.

— Когда на меня кричит жена, я становлюсь агрессивным.
Вначале я бы немного подсобрал информации:
— Если бы на меня всё время орали, я бы тоже бил посуду.
— Жена на меня не всё время кричит. Только если у нас конфликт.
— То есть ты бьешь посуду во время конфликта?
— Я не бью посуду. Я кричу в ответ.
— То есть, когда во время конфликта на тебя кричит жена, ты кричишь в ответ?
— Да, наверно так.
— По крайней мере вы вполне подстроены: оба кричите друг на друга.
— Хм. Да.
— Что для тебя изменилось?
— Я не совсем понимаю… Но эта ситуация стала восприниматься по-другому. Появилось понимание, что ли. Наверно действительно мой крик – это одно из проявлений нашего взаимодействия. И я вспоминаю – мы как бы оба друг друга накручиваем. Наверно просто нужно раньше остановится, а ещё лучше просто не начинать.
— И что, он теперь не будет кричать на жену?
Я не знаю. Но произошла переоценка, он взял ответственность за ситуацию и на себя тоже. До этого он вроде только реагировал, а во всём происходящем был виноват другой человек. Я думаю это изменить его поведение.
— А почему для сбора информации не использовать метамодель?
В каком-то смысле я её и использовал. Просто не в классическом варианте, а в более провокативном.
То есть я не задавал напрямую вопросы «в какой момент именно на тебя кричит жена?» и «что именно ты делаешь, когда становишься агрессивным?», а просто предложил вариант ситуации, которая подходит под описание, но скорее всего не сильно похожа на ту, что происходит у человека в жизни. И он в ответ выдал мне более конкретную информацию.
— Обязательно ли здесь было собирать дополнительную информацию. Почему бы не сделать рефрейминг сразу?
Можно и сразу сделать рефрейминг. Если он не сработает, вы получите дополнительную информацию и сможете сделать другой рефрейминг. Это один из подходов. В любом случае для эффективного рефрейминга обычно нужно иметь представление о карте Клиента. А вот каким способом это будет сделано – уже не столь важно.

Упражнение «Тренировка»

Маленький верблюжонок разговаривает с мамой.
— Мама, у меня на спине горбы, а у лани такая гладкая спинка…
— Зато благодаря этим горбам ты можешь много дней обходиться без воды.
— Мама, у меня такие огромные уродливые копыта, а у лани такие маленькие, хорошенькие…
— Зато ты не проваливаешься, когда ходишь по песку.
— Мама, у меня шерсть клочьями, а у лани такая гладкая шерстка…
— Зато ты не замерзнешь в холода и не обгоришь на солнце.
— Да, мама, но зачем это все здесь, в зоопарке?

Вы объединяетесь в микрогруппы по 5-6 человек. Водящий заявляет оценочное суждение, а все остальные, по кругу, делают переформирование – любое, какое получится, либо контекста, либо значения. Естественно, повторяться нельзя.
После того, как все сделали свои рефрейминги, Водящим становится следующий по кругу.
Вы можете задавать вопросы Водящему, но только для большего прояснения картины.

Хорошо, а теперь возьмите по карте. И теперь, вне зависимости от типа заявленной проблемы, вам необходимо обязательно сделать:
Рефрейминг значения, если масть черная.
Рефрейминг контекста, если масть красная.

— Когда разойдешься – придумывать очень легко. И в голове не один вариант, а несколько. Остается только выбрать лучший.
— Действительно, практически любую проблему можно свести и к переформированию значения, и к переформированию контекста.
— А мы натолкнулись на то, что никакие варианты рефрейминга просто не подходили. Когда потом обсуждали, выяснилось, что человек хотел все-таки изменить поведение, а не отношение.

Замечательно! Будьте очень внимательны к тому, что хотят другие люди. Разговорный рефрейминг изумительная вещь, но он не может работать всегда и везде, по той простой причине, что не всегда люди хотят менять отношение. Чаще для них важнее изменить поведение.

Но! Рефрейминг может очень хорошо помочь при работе с изменением этого поведения. Или быть первым шагом. Если проблема не выглядит очень страшной, к ней легче подступиться и решить.

Упражнение «Отпор»

Рефрейминг позволяет преобразовывать не только чужие проблемы, но и отсекать «наезды» – определенные неэкологичные высказывания в ваш адрес. Вот в этом вы сейчас и потренируетесь.

Объединитесь в группы по 4-5 человек. Игра идет по кругу. Группа придумывает отрицательные качества человека (не обязательно существующие в действительности), а тот отвечает фразой, начинающейся с «зато…” (рефрейминг контекста). После «зато” идет сообщение о том, что полезного это качество ему дает. Причем он находит другое слово, обозначающее то же качество, но с положительной оценкой (рефрейминг значения). Где-то по 4-5 предложений каждому.

— Ты вспыльчивая.
— Зато мужчинам нравятся страстные женщины.

— У тебя косоглазие.
— Зато легкая раскосость придает мне особый шарм.

Здесь ваша задача просто потренироваться в спонтанном умении переформировывать «наезды», то есть поддерживать личную экологию.

Рефрейминг в продажах и переговорах

До этого мы больше говорили об изменении отношения к человеку или его поведению. Но довольно часто нужно изменить оценку к предмету. Особенно важно это может быть в контексте продаж и переговоров. Когда вам нужно показать «товар лицом».

— Конечно, Volvo дороже Жигулей, но оно и качественней!
— Если вы купите дешёвую сумку, вам не жалко будет её выкинуть через месяц, и купить новую.
— Покупая дорогую кожаную сумку вы понимаете, что она прослужит вам долго и вам не придётся выкидывать её через месяц.

Здесь вы связываете характеристики товара (которые возможно вызывают возражения) с ценностями Клиента. Придаёте им совершенно другой смысл. Хороший пример. Одна фирма, которая занимала второе место на рынке использовала это в слогане: «Так как мы вторые, мы не можем невнимательно относиться к покупателям». И даже став первой, они этот слоган оставили.

Играем. Вы высказываете недовольство или сомнение по поводу характеристик товара или услуги, а я делаю рефрейминг.

— У вас слишком большие цены.
Это для того, чтобы мы могли предложить вам хорошую скидку.

— В ткани этой рубашки много синтетики.
Значит она легко гладится и хорошо отстирывается.

— Ваши продавцы ничего не объясняют.
Это для того, чтобы вы могли сделать полностью самостоятельный выбор.

— Это же просто навык вранья!
Нет, это просто навык видеть разные стороны у любого события. И умение помочь увидеть это другим.

Упражнение «Товар лицом»

В парах. Один из вас будет играть придирчивого Покупателя, а второй – сообразительного Продавца. Покупатель высказывает сомнения или претензии по поводу товара, а Продавец делает рефрейминг.

Если кратко

Смысл (оценка) – это «связывание» события во внешнем мире человека и ценности – внутренней цели человека.- Рефрейминг – способ сменить оценку события.
Менять оценку можно как предлагая другой вариант значения (рефрейминг смысла), так и помещая событие другой контекст (рефрейминг контекста).
Необходимым условием для «срабатывания» рефрейминга является наличие раппорта.
Для того, чтобы сделать успешный рефрейминг нужно попасть в карту человека (подстройка по карте).
Рефрейминг применяется как для подстройки, так и для создания изменений.

Статью, посвященную рефреймингу, уместнее всего предварить несколькими анекдотами и байками, которые позволят нам навести вас на мысли о том, что же такое рефрейминг, хотя, может быть, некоторые из этих историй вас слегка запутают.

  • Жена приходит к мужу и говорит: «У меня две новости, по традиции, хорошая и плохая. Первая – я от тебя ухожу». «А какая же плохая», — говорит муж.
  • Жили были два брата-близнеца. Один был неисправимый оптимист, а другой – такой же неисправимый пессимист. Родители решили уравновесить их восприятие мира: одному на рождество поставили под елочку роскошную игрушечную лошадку, а другому – положили кучку навоза. И вот настало утро. Пессимист находит свою лошадку и говорит: «Ну вот, опять ненастоящая…» Оптимист: «А ко мне!!!! Настоящая прибегала!!! Только побегать убежала!»
  • Добрый и злой полицейский – а вот это давно известный, старый. Можно сказать, избитый прием. По контрасту одному из них начинают очень и очень доверять, потому что на фоне «злого» он уже не представляется опасным, хотя в другой ситуации любой полицейский воспринимался бы как источник опасности.

А теперь о серьезном.

Рефрейминг – прием, позволяющий изменить точку зрения, а, следовательно, и восприятие события или предмета. Сам термин образован от слова frame – рамка, то есть прием изначально основан на изменении обрамления, окружения, за счет чего меняется и само восприятие.

С инструментальной точки зрения рефрейминг может быть осуществлен несколькими способами, мы рассмотрим пять из них.

1. Рефрейминг по контексту

Этот вариант рефрейминга основан на том, что за счет сравнения предмета с другими меняется его восприятие. Многократно проводился такой эксперимент: экспериментальной группе показывали геометрическую фигуру рядом с другой, большего размера. Контрольная группа видела ту же самую фигуру, но на отдельном листе бумаги. Обе группы должны были «на глаз» определить размер фигуры. При этом уровень технической подготовленности в обеих группах был одинаковым. Большинство людей, которые рассматривали фигуру рядом с большей, оценивали ее размер как меньший по сравнению с участниками контрольной группы. То есть мы видим, что выбрав определенный ряд для сравнения, мы можем изменить восприятие собеседника. Давайте проведем с вами небольшой эксперимент, только будьте честными сами с собой. Я сейчас описываю вам ситуацию и прошу честно ответить на вопрос после каждой части истории. После этого вы сами сможете сделать вывод о том, работает ли этот прием.

Итак, представьте себе, что вы шли по улице и выронили бумажник. А, может, у вас его вытащили. В общем, он пропал, а в нем было 300 долларов, паспорт, водительские права, чеки из последней командировки, по которым вам надо было отчитаться за полученный аванс, а также какие-то мелочи. Вы расстроитесь? Здесь я прошу вас дать ответ на этот вопрос. Так вот, прошла почти бессонная ночь, во время которой вы представили себе все возникающие проблемы: восстанавливать документы, ездить придется на метро, важная командировка может сорваться, потому что паспорта-то нет. Ну и так далее. Утром вы спускаетесь вниз и в почтовом ящике находите свой бумажник с паспортом, правами, чеками (есть все-таки благородные люди, позаботились о вас), но 300 долларов, конечно, пропали (благородные, но соблазн велик). Вы обрадуетесь? Снова ответьте, пожалуйста, максимально честно. Я думаю, что вы обрадовались. А теперь давайте представим себе ситуацию немного по-другому: вы шли по улице и выронили из кармана 300 долларов. Вы расстроитесь или обрадуетесь? Я полагаю, что расстроитесь.

Если снова вернуться к продажам, то рефрейминг по контексту может быть эффективен и уместен во многих ситуациях:

  • Сравнение не с более дешевым, а более дорогим или сопоставимым по цене конкурентом. Любой другой выгодный для сравнения ряд (могут быть качественные, сервисные и другие характеристики)
  • Предложение изначально более «жестких» условий или высоких цен, чтобы была возможность последующих уступок, которые создадут впечатление позитива по сравнению с тем, что было раньше
  • Метод «недостатков» — клиенту называется и позиционируется как недостаток некая незначительная для него характеристика нашего товара или услуги, после чего представляется значительное преимущество, которое на фоне этого небольшого недостатка заиграет всеми цветами радуги
  • Использование этого приема при демонстрации товара (можно вспомнить об эксперименте с фигурами)

2. Показ другой стороны

Большинство из нас подвержено стереотипам, с которыми очень сложно бороться, да многие и не пытаются.

В детстве я узнала такую шутку: надо просить людей как можно быстрее отвечать на вопросы одним словом. А вопросы были такие: известный поэт, фрукт, часть лица. Так вот, 8 из 10 людей называли такой ряд (можете, кстати, сверить с тем, что ответили бы вы сами) – Пушкин, яблоко, нос. То есть набор стереотипов встречается у большинства людей.

Если вернуться в бизнесу, то можно увидеть много типовых стереотипов, которые очень важно уметь разрушить с помощью рефрейминга. Прежде чем назвать некоторые из них и попросить вас по традиции поупражняться, приведу смешные примеры этого типа рефрейминга:

Надо умываться? – Будешь чистым и аккуратным/ Кожа сохнет

Модно одеваешься? – Производишь эффектное впечатление/ Такой же, как все

Такой как все? – Общество тебя одобрит/ Ты стандартный, лишенный индивидуальности

Маленький рост – Удобно разместиться в любом самолете, даже АН-24/ Тебя плохо видно во время публичной презентации

Дальше можно продолжать до бесконечности, как вы сами прекрасно понимаете.

Задание 1.

Сделайте рефрейминг с помощью показа другой стороны для следующих ситуаций:

  • Возражение «высокая цена» со стороны конечного потребителя
  • То же – но со стороны посредника
  • Нет скидок
  • Есть отсрочка платежа, но нет реализации
  • Продукция очень дорогая, мало покупателей в регионе
  • Продукция дешевая и не престижная
  • У товара короткий срок годности
  • Дороже чем другой товар (но можно дольше пользоваться)
  • Дороже, чем конкурентный товар, но используя этот товар, можно сэкономить на другом
  • Нет рекомендаций от российских пользователей (сложная техника, фармация)

3. Рефрейминг при помощи ЗАТО

Пожалуй, это самый простой с технической точки зрения вариант рефрейминга: он похож на взвешивание или компенсацию некоторого недостатка значимым достоинством. Самый стандартный вариант «дорого, зато качественно». Как совет, делая рефрейминг, старайтесь избегать заезженных, стандартных формулировок, которые уже настольно навязли в зубах, что перестают нормально восприниматься (надо сказать, что это одна из известных психологических закономерностей: от слишком частого повторения где надо и не надо слова утрачивают убедительность и становятся «пустым звуком»). Всегда можно продумать, какие преимущества мы можем противопоставить недостаткам и подать их с помощью ЗАТО:

  • Мобильный телефон большой (традиционно воспринимается как минус), ЗАТО большой экран и удобные кнопки
  • Цена довольна высока, ЗАТО комплектация полная и вы сможете сразу получить все, что необходимо
  • Вы платите больше сразу, ЗАТО экономите в итоге (например, если сравнить подписку на газету или журнал с покупкой в розницу)

Задание 2. Осуществите рефрейминг при помощи ЗАТО. Вы можете вольно фантазировать на тему того, чем можно перевесить недостатки, которые указаны здесь:

  • Работа по предоплате
  • Нет дополнительных аксессуаров в комплекте
  • Слишком маленький экран монитора
  • На этот продукт совсем нет рекламы (со стороны конечного потребителя)
  • На этот продукт совсем нет рекламы (со стороны посредника)
  • Слишком долгая доставка
  • Слишком сложная техника (конечный потребитель)
  • Слишком сложная техника (посредник)
  • Товар не «раскручен» (посредник)
  • Никто из моих знакомых не пользовался

4. Рефрейминг с помощью коннотаций (оценочных составляющих слова)

Со школьных лет, хочется верить, мы помним, что слова содержат в себе название и оценку. То есть одно и тоже называние может придавать совершенно различную эмоциональную окраску. Классический пример – «наш» разведчик и «их» шпион. Если провести фокус-группу и поймать на улице сто человек и попросить их назвать ассоциации со словами «разведчик» и «шпион», то мы, скорее всего получим диаметрально противоположные ассоциации: разведчик окажется доблестным, будет совершать подвиги, он будет нашим, а вот шпион окажется гнусным, пронырливым, хитрым и вражеским. Так вот формируется различное отношение к факту, хотя открыв толковый словарь, вы увидите, что содержательно и «разведчик» и «шпион» — это человек, который собирает тайные сведения о своем враге, возможно, в тылу этого самого врага. Таким образом, мы видим, как слово может формировать восприятие и отношение к самому явлению или факту.

Случай из практики:

Клиент приобрел товар техническое устройство (неважно, мобильный телефон, компьютер или еще что-то подобное). Все бывает в этой жизни: устройство сломалось. Клиент, справедливо возмущенный и разгневанный, приходит в розничную точку, где совершил покупку. Он предъявляет претензию, в ответ на что продавец заявляет, что клиенту «придется» получить заключение сервисного центра, что он «должен» поехать и получить заключение после чего сможет поменять свою покупку или вернуть деньги. Задание 3. Постарайтесь переформулировать «призыв» к поездке в сервисный центр, так чтобы оно звучало позитивно.

Есть много примеров – всего три варианта и целых три варианта на выбор, обязательство и договоренность, вам придется и вы можете, проблема и вопрос, который мы можем обсудить. Таким образом, старайтесь всегда выбирать выгодные для вас формулировки, которые позволяют формировать то восприятие клиента, которое нам наиболее выгодно.

5. Работа на контрасте при использовании альтернативного вопроса ИЛИ.

Здесь хотелось бы вспомнить эпизод из старого советского фильма «Подкидыш», его обычно вспоминают по фразе героини Фаины Раневской: «Муля, не нервируй меня!». Так вот, эта самая героиня, желая убедить потерявшуюся девочку поехать с ними на дачу, строит вопрос так: «Девочка, что ты хочешь – с нами на дачу или чтобы тебе тут голову оторвали?» То есть сама по себе поездка на дачу может быть и не столь уж привлекательной, но по сравнению с оторванной головой, пожалуй, все-таки стоит подумать…

Таким образом, последний предлагаемый нами вариант реферейминга – это работа на контрасте, прием, позволяющий подчеркнуть именно то, что мы хотим заставить видеть нашего клиента в первую очередь.

Приведем несколько примеров, которые могут позволить обратить внимание клиента на выгодные для нас моменты.

Задание 4. Определите, какую именно мысль оптимально позволяет донести до клиента данный вариант рефрейминга:

  • Скажите, а вам важна цена товара как таковая или то, сколько вы сможете на нем заработать? (для посредника)
  • Вы предпочтете, чтобы я назвал короткий срок или реально выполнимый, который будет реально соблюден? (и конечный потребитель и посредник)
  • Вам хотелось бы, чтобы экономия была реальная или кажущаяся? (и конечный потребитель и посредник)
  • Вы предпочитаете переплачивать за рекламу или платить реальную цену?
  • Вы хотели бы, чтобы ваша покупка долго была для вас актуальной (модной, престижной, практичной – в зависимости от товара) или чтобы скоро пришлось снова тратить деньги на продвинутый вариант?
  • Вам хотелось бы получить возможность расти вместе с рынком без дополнительных инвестиций или конкурировать за счет больших издержек? (для посредника)
  • Вы хотели бы получить большую маржинальную прибыль за счет новых престижных брендов или работать с популярными массовыми брендами с минимальной наценкой? (для посредника)
  • Вы хотели бы только минимальные цены или еще и надежное партнерство, которое дает уверенность на будущее? (для посредника)
  • Вам важно только цена или также удовлетворенность (лояльность) ваших покупателей? (для посредника)

Мы с вами имели возможность рассмотреть несколько вариантов использования такого эффективного приема, как рефрейминг, в переговорах и продажах. Вам остается только посмотреть ответы, предлагаемые автором, в конце главы. А теперь несколько слов в философском аспекте, что, как вы заметили, не характерно для этой прагматичной книги.

Надо отметить, что рефрейминг – это очень хороший и эффективный прием, который позволяет улучшить свою собственную психологическую атмосферу и, что называется, качество вашей жизни:

  • В моей жизни произошло что-то не слишком приятное. Какую пользу на будущее я могу для себя извлечь из этого? Какие два или три плюса есть в этой ситуации?
  • Когда я встречаюсь с новым человеком, я стараюсь видеть два – три момента, которые мне в нем нравятся.
  • Важно стараться также видеть сложившиеся стереотипы под новым углом зрения.

Прием рефрейминг полезен не только как эффективный прием ответы на сомнения и возражения, но и как хороший вариант предотвращения возражений. Так что старайтесь создать для себя как можно больше вариантов рефрейминга, которые помогут избежать появления тех сомнений, которые нам абсолютно не нужны, так как заставляют тратить время. Хотя можно посмотреть на это с другой точки зрения (рефрейминг): больше сомнений – больше тренировки – тем увереннее мы себя чувствуем и квалифицированнее становимся.

Ответы на задания

Задание 1.

Сделайте рефрейминг с помощью показа другой стороны для следующих ситуаций:

  • Возражение «высокая цена» со стороны конечного потребителя – Престижная цена, цена, которая подтверждает уровень товара
  • То же – но со стороны посредника – Этот товар даст вам возможность привлечь более обеспеченных покупателей и больше заработать
  • Нет скидок – Цена ниже, чем у конкурентов/ Мы не вынуждаем влиентов торговаться/ Мы даем вам возможность получить изначально оптимальные условия
  • Есть отсрочка платежа, но нет реализации/ Товар имеет реально подтвержденную историю продаж, поэтому нет нужды перестраховываться
  • Продукция очень дорогая, мало покупателей в регионе/ Это элитный товар, который поможет вам, с одной стороны, привлечь наиболее платежеспособных клиентов, а с другой избавит от необходимости больших трудозатрат ваших продавцов, которые необходимы при работе с массовым покупателем
  • Продукция дешевая и не престижная/ Этот продукт позволит вам привлечь массу покупателей без дополнительных усилий
  • У товара короткий срок годности/ Мы максимально внимательны к качеству товара, поэтому ставим именно такой срок годности, в период которого качество товара сохраняется максимально
  • Дороже чем другой товар (но можно дольше пользоваться) – Вы сможете сэкономить за счет более поздней повторной покупки
  • Дороже, чем конкурентный товар, но используя этот товар, можно сэкономить на другом – Вы экономите на… (специфика бизнеса). Согласитесь, важна экономия в целом, а не просто цена одной единицы товара
  • Нет рекомендаций от российских пользователей (сложная техника, фармация) – Правильно, именно поэтому мы пришли именно к вам, кто сможет авторитетно дать такие рекомендации, ведь именно к вашему мнению прислушиваются все остальные

Задание 2. Осуществите рефрейминг при помощи ЗАТО. Вы можете вольно фантазировать на тему того, чем можно перевесить недостатки, которые указаны здесь:

  • Работа по предоплате – Зато вы экономите оборотные средства и больше зарабатываете
  • Нет дополнительных аксессуаров в комплекте – Зато вы покупаете только то, что выбрали сами и что вам действительно нужно
  • Слишком маленький экран монитора – Зато более высокая четкость изображения и экономия места
  • На этот продукт совсем нет рекламы (со стороны конечного потребителя) – Зато вы не переплачиваете за чужую рекламу
  • На этот продукт совсем нет рекламы (со стороны посредника) – Зато доля рынка …
  • Слишком долгая доставка – Зато вы получаете именно ту комплектацию, которая нужна именно вам
  • Слишком сложная техника (конечный потребитель) – Зато много возможностей
  • Слишком сложная техника (посредник) – Зато потребителем воспринимается как самая современная и продвинутая
  • Товар не «раскручен» (посредник) – Зато вы сможете быть первым и не тратить средств на конкурирование
  • Никто из моих знакомых не пользовался – Зато вы сможете принять решение самостоятельно, а их удивить

Задание 3. Постарайтесь переформулировать «призыв» к поездке в сервисный центр, так чтобы оно звучало позитивно.

У вас будет возможность быстро решить вопрос и получить квалифицированную услугу в сертифицированном сервис центре производителя. У вас будет возможность выбирать между квалифицированном ремонте и возврате денег на основании официального заключения

Задание 4. Определите, какую именно мысль оптимально позволяет донести до клиента данный вариант рефрейминга:

  • Скажите, а вам важна цена товара как таковая или то, сколько вы сможете на нем заработать? (для посредника) – Важнее прибыль, высокая цена при хорошем спросе – только преимущество
  • Вы предпочтете, чтобы я назвал короткий срок или реально выполнимый, который будет реально соблюден? (и конечный потребитель и посредник) – Стоит ли настаивать на реально не выполнимых условиях?
  • Вам хотелось бы, чтобы экономия была реальная или кажущаяся? (и конечный потребитель и посредник) – Заставляет задуматься о реальных преимуществах по сравнению с мнимыми рекламными ходами
  • Вы предпочитаете переплачивать за рекламу или платить реальную цену? – Позволяет убедить приобрести товар, который не рекламировался интенсивно
  • Вы хотели бы, чтобы ваша покупка долго была для вас актуальной (модной, престижной, практичной – в зависимости от товара) или чтобы скоро пришлось снова тратить деньги на продвинутый вариант? – Наводит на мысль, что стоит купить более дорогой вариант сейчас, чем вскоре снова задумываться о повторной покупке (это актуально не для всех товаров, а для тех, которые быстро устаревают морально или выходят из моды)
  • Вам хотелось бы получить возможность расти вместе с рынком без дополнительных инвестиций или конкурировать за счет больших издержек? (для посредника) – Наводит на мысль о целесообразности участия в выводе нового товара на рынок
  • Вы хотели бы получить большую маржинальную прибыль за счет новых престижных брендов или работать с популярными массовыми брендами с минимальной наценкой? (для посредника) – То же, а также эксклюзив
  • Вы хотели бы только минимальные цены или еще и надежное партнерство, которое дает уверенность на будущее? (для посредника) – Наводит на мысль о сотрудничестве с большим пакетом услуг и гарантиями, но при не самом дешевом товаре
  • Вам важно только цена или также удовлетворенность (лояльность) ваших покупателей? (для посредника) – Наводит на мысль о том, что стоит учитывать не только уровень цен, но и уровень качества

Источник неизвестен

Согласны ли вы со всеми правилами и требованиями, принятыми в обществе? Скорее всего, нет. И, возможно, даже часто их нарушаете. В таких случаях говорят, что вы вышли за рамки. Это не всегда плохо. В психологии такой необычный способ решения задач называется рефрейминг. Что он собой представляет и как его можно применять в жизни?

Рефрейминг — что это такое

В переводе с английского языка слово «рефрейминг» дословно обозначает «сменить раму для картины». «Рамка» в нейролингвистическом программировании — это то, как человек воспринимает информацию. Получается, что рефрейминг в НЛП — это изменение мышления, восприятия того или иного события, переосмысление, рассмотрение с другой стороны или ракурса.

Если сказать простыми словами, рефрейминг в психологии — это довольно эффективный прием воздействия на ориентацию личности. Он помогает справиться с тревожностью, стрессом и депрессией. А все благодаря тому, что человек смотрит на травмирующую психику ситуацию другим взглядом.

Сферы применения

Рефрейминг нашел свое применение во многих сферах. В первую очередь это психология. Также его используют в менеджменте, продажах и образовании. Рассмотрим каждый пункт подробнее.

В психологии

Чаще всего психологи используют метод во время поведенческой и позитивной психотерапии. Главная цель — помочь человеку сменить восприятие и обрести новые точки зрения. Ему нужно представить свою ситуацию или проблему, меняя на них «рамки». Что это дает?

  1. Происходит активация личности.
  2. Задействуется творческое мышление.
  3. Снижается эмоциональное и психологическое напряжение.

Также невротическая форма поведения сменяется альтернативной.

В менеджменте

В этой сфере рефрейминг предполагает сдвиг устоявшихся правил и порядков. Его преимущества сложно переоценить:

  1. Руководители разных уровней получают возможность внедрять эффективные методы управления.
  2. К работе привлекаются только лучшие специалисты.
  3. Сотрудники получают мотивацию на максимально качественное выполнение поставленных перед ними задач.
  4. Раскрывается корпоративный потенциал.

И еще одно преимущество: сотрудники компании по-новому смотрят на рабочий процесс. У них развивается желание расти и развиваться.

В продажах

Рефрейминг в продажах нужен и покупателям, и продавцам. Последним он помогает посмотреть на товар с другой точки зрения и мотивировать себя на достижения, связанные с его реализацией.

В продажах используется 2 вида рефрейминга. Первый предполагает концентрацию внимания на выгоде. Например, если на продукцию нет скидки, продавец может упомянуть тот факт, что в его магазине самые низкие цены на изделие.

Второй вид — с использованием дополнительных альтернативных вопросов. Продавец делает акцент на положительных качествах и свойствах товара. Допустим, человек хочет купить телефон определенного бренда. Продавец может предложить ему аппарат другой фирмы, но с большим количеством функций и по меньшей цене. Качество при этом остается на том же уровне.

В образовании

В образовании рефрейминг стали использовать сравнительно недавно. Здесь имеется в виду, что учитель должен преподносить материал разными способами. Представьте ребенка, который не любит химию. Как ему привить любовь к этой науке? Хороший вариант — посетить вместе с ним музей наук. Занимательные опыты вряд ли оставят его равнодушным. Поэтому на следующий урок он пойдет более охотно.

Рефрейминг предполагает использование речи. Именно словами можно изменить мнение человека о себе и своих качествах, его взгляд на сложившуюся ситуацию.

В психологии выделяют 2 вида этого приема:

  1. Рефрейминг контекста. Помогает по-другому посмотреть на поведение, ситуацию, объект путем придания им нового смысла. Например, можно подумать, где нежелательные действия могут стать приемлемыми. И наоборот. Возьмем такие неприятные качества, как лень и жадность. Смените «рамку» и превратите их в практичность и бережливость соответственно.
  2. Рефрейминг содержания. Утверждение получает новый смысл благодаря концентрации внимания на другой части содержания. Эффективность приема зависит от того, в чем заключается суть проблемы. Вернемся к упомянутым выше качествам. Жадность помогает скопить нужную сумму для крупной покупки. Лень же поможет не напрягаться лишний раз, а жить в свое удовольствие.

Это разделение на виды условно. Любое утверждение или событие можно рассматривать с позиции и того, и другого рефрейминга.

Техники

Техник рефрейминга всего 7. Каждая из них имеет свое предназначение и особенности.

Шестишаговый метод

Что это такое? Как видно из названия, это техника рефрейминга, состоящая из 6 частей:

  1. На первом этапе нужно выделить и озвучить проблему. Обозначьте ее цифрой, буквой или каким-либо цветом.
  2. Начните разговор с той частью подсознания, которая несет ответственность за проблему. Точно решите, что именно вы хотите узнать. Достаточно ли вам простых ответов, например, «да» или «нет»? Или вы хотите получить более полную информацию?
  3. Здесь также нужно обратиться к той же части подсознания, что и в прошлом пункте. Задайте ей вопрос касательно цели ее поведения. Выясните, чего она хочет достичь таким образом. Попробуйте предложить решить задачу как-то по-другому. Если подсознание согласно, ищите варианты. Если несогласно, задумайтесь, насколько позитивные у него намерения.
  4. К диалогу подключается творческая часть подсознания. От той, которая ответственна за проблему, она должна получить сообщение о позитивном намерении. После этого она должна предложить 3 новые формы поведения и сообщить об этом «коллеге».
  5. Теперь нужно заключить договор между двумя частями подсознания. У той, которая управляет неприятным или нежелательным для вас поведением, нужно спросить ее мнение касательно предложенных вариантов. Если она согласна с ними, можно действовать. Если же нет, стоит предложить вернуться к старым методам, но перед этим все равно попробовать новые.
  6. На последнем этапе нужно найти врагов и союзников. У управляющей части подсознания нужно выяснить, хотят ли еще какие-либо элементы вашей личности стать участниками эксперимента. Возможно, кто-то будет категорически против них. Это тоже нужно выяснить.

Эта необычная техника рефрейминга помогает выработать более продуктивное поведение, увидеть новые возможности, переоценить события и перестать тревожиться.

Когнитивная

Используя когнитивный рефрейминг, можно изменить свой взгляд на отрицательные события. Вы либо посмотрите на них с другой стороны, либо начнете относиться к ним позитивно.

Люди часто сгущают краски, как говорится, «делают из мухи слона». Изменить ситуацию можно, если научиться находить что-то хорошее даже в неприятных ситуациях. Главное — не заниматься самоуничижением. Лучше поискать в себе скрытые ресурсы, проанализировать случившееся и идти дальше. Уныние легко собьет с пути. Поэтому помните, что черная полоса обязательно сменится белой. Это — закон.

Агрессивный

Для начала вам придется вспомнить, что вызывает в вас агрессию. Попробуйте останавливать ее. Приведем пример. Допустим, вас выводит из равновесия, когда коллеги по работе пытаются чему-то научить. Представьте, что это бесплатные курсы по повышению квалификации. Если же вас злят новенькие, неопытные сотрудники, принимайте их как маленьких детей. Преподносите им уроки. Рано или поздно они поймут их ценность.

Помните, что гнев не поможет вам решить проблему. Поэтому лучше поменять к ней отношение.
Можно сказать, что это — рефрейминг в медиации или способ примирить конфликтующие стороны.

Логический

Здесь придется задействовать логическое мышление. Не занимайтесь подменой понятий. Придумайте им позитивное объяснение. Пример такого рефрейминга в психологии ‒ это отношение к частым командировкам. Возможно, вам они ужасно надоели. Но только задумайтесь, сколько книг вы успели прочитать в дороге. Еще один плюс — частая смена обстановки, которая благотворно влияет на вашу психику. К тому же, хотя бы на несколько дней вы освобождаетесь от выполнения домашних дел.

Позитивный

Позитивный рефрейминг помогает стать оптимистами, обрести смысл жизни и найти цель существования. В отличие от логической техники, здесь можно менять понятия. Например, вы можете считать проблему возможностью что-либо изменить, стать лучше, чему-то научиться.
Психологи рекомендуют заменить неприятные выражения более позитивными. Не говорите, что вы должны. Скажите, что вы хотите это сделать. Не надеетесь, а точно знаете.

Метод отрицательных качеств

Не всегда проблемы — это стечение обстоятельств. Часто они являются следствием того, что человеку сложно победить какие-то черты характера, привычки или зависимости. Чтобы исправить ситуацию, нужно взглянуть на них по-другому. Процесс называется рефреймингом отрицательных качеств.

Например, вы считаете себя сухим и черствым человеком. Но задумайтесь, может, вы просто выражаете свою любовь и чувства не так, как все? Допустим, вы исполнили мечту ребенка, купив ему игрушку, о которой он давно мечтал. Или отвезли семью на долгожданный и запланированный отдых. Выполнять свои обещания гораздо важнее, чем бурно выражать чувства.

Организации

При рефрейминге такого типа придется доказывать правильность своей точки зрения перед коллективом. Вам нужно собрать такие слова и фразы, которые даже самых злостных врагов сделает вашими союзниками. В своей речи расскажите о преимуществах изменений. И только после этого можно упомянуть план действий и возможные трудности.

Упражнения

Существует множество приемов рефрейминга. Научиться им помогут простые упражнения.

Я слишком

Это упражнение рефрейминга можно выполнять в домашних условиях. Возьмите чистый лист бумаги, запишите на нем 5 своих самых неприятных качеств. Каждое предложение начинайте словами «я слишком».

Дальше напротив каждой записи напишите, как изменится качество, если посмотреть на него с другой стороны.

Например, вы написали, что являетесь слишком серьезным. Но, может, вы просто амбициозный и целеустремленный человек, который всегда добивается желаемого? Или, допустим, вы считаете себя капризной личность. Считайте это требовательностью к себе и окружающим.

Черное-белое

Это упражнение также можно делать самостоятельно. Но лучше все же собрать группу из нескольких человек.

Итак, каждому участнику нужно придумать комплимент тому человеку, которому приписали отрицательную черту. Здесь зануда превращается в человека, который не ведется на искушения и уверенно идет к поставленной цели. Или высокомерная личность становится тем, кто знает себе цену.

Отпор

Это упражнение для рефрейминга выполняется минимум вдвоем. Один участник говорит другому что-то обидное. Второму нужно быстро дать отпор на эти слова. Например, женщину назвали толстой. Она парирует удар утверждением, что многим мужчинам нравятся пышные формы.

Примеры рефрейминга из моей жизни

В моей жизни таких примеров рефрейминга было много. Например, я 5 лет проработала на одном рабочем месте. Многие мои друзья, в отличие от меня, за это время успели хорошо продвинуться по карьерной лестнице. Знаете, почему меня это не расстроило? Я нашла в своей работе массу плюсов. Это очень удобный график, позволяющий отдыхать 2 недели каждый месяц. Отсутствие переработок и необходимости брать дополнительные задания на дом.

Есть еще один пример. Мой непосредственный начальник (это была весьма самоуверенная женщина) постоянно нас чему-то учила. Она делала много замечаний, большая часть из которых была совсем не к месту. Конечно, это выводило из себя. В какой-то момент я решила посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, так, как советует техника рефрейминга. Я представила, что она просто хочет научить меня чему-то полезному, что в итоге принесет пользу не только ее бизнесу, но и мне лично.

Книги по рефреймингу

Наиболее популярными считаются такие издания:

  1. «Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий», написанная Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером.
  2. «Рефрейминг организаций. Артистизм, выбор и лидерство», Ли Д. Болмэн, Терренс Е. Дил.
  3. «НЛП-рефрейминг. Как изменить реальность в свою пользу»

В этих книгах рассказывается, что такое рефрейминг, как его можно применять в разных сферах своей жизни. Также авторы рассказывают, какие техники рефрейминга помогут справиться с кризисными ситуациями.

Рефрейминг — такой способ восприятия информации, который помогает изменить свою точку зрения, посмотреть на объект или явление позитивно. Овладеть этим приемом нужно каждому человеку. Представьте, насколько легче станет ваша жизнь, если даже в плохих ситуациях вы научитесь видеть что-то хорошее.

Автор статей по саморазвитию и психологии отношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *