Региональный бюджет

7. Региональные бюджеты

Региональные бюджеты– центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ.

Целью региональных органов власти является обеспечение развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов.

Роль региональных бюджетов усиливается.

С помощью региональных бюджетов государство проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.

В соответствии с БК РФ, доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

1) налог на имущество предприятий;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

Основные направления использования средств региональных бюджетов:

1) обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;

2) обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

3) обеспечение реализации региональных целевых программ;

4) формирование государственной собственности субъектов РФ;

5) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

6) обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;

7) оказание финансовой помощи местным бюджетам;

8) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

Первое место в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, и др.).

Второе место – расходы на социально—культурные мероприятия (образование, культура и искусство, социальная политика) – свыше 25 %; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8 %.

Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ.

Целью региональных органов власти является обеспечение развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Роль региональных бюджетов усиливается. С помощью региональных бюджетов государство проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.

В соответствии с БК РФ, доходы: региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

1) налог на имущество предприятий;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

К собственным доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Регулирующие доходы – это отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

Основные направления использования средств региональных бюджетов:

1) обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;

2) обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

3) проведение выборов и референдумов в субъектах РФ;

4) обеспечение реализации региональных целевых программ;

5) формирование государственной собственности субъектов РФ;

6) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

7) содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

8) обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;

9) оказание финансовой помощи местным бюджетам;

10) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

11) компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов. Первое место в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, и др.).

Второе место – расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, социальная политика) – свыше 25 %; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8 %.

Характеристика бюджета ЧР. В Чувашии приняты основные параметры бюджета на 2013 год. Согласно данным Минфина республики, в 2013 году доходы прогнозируются в объёме 29,928 млрд рублей, расходы — 30,936 млрд рублей. Дефицит планируется снизить к уровню 2012-го в 4,2 раза: с 4,192 млрд рублей до 1,008 млрд рублей, что по отношению к собственным доходам составит 5,2% (предельное значение, установленное Бюджетным кодексом РФ, — 15%).

Планируется, что в 2013 году объем федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности составит 7,037 млрд рублей, рост к уровню 2012 года — 30,3% (или 1,636 млрд рублей при первоначально предусмотренном объеме 3,778 млрд рублей). Собственные доходы на 2013 год к уровню 2012 года запланированы с ростом на 5,4%, в 2014 и 2015 годах к предыдущему году — на 8% и 7,5% соответственно.

Что касается государственного долга республики, то на начало 2014 года он прогнозируется в сумме 10,019 млрд рублей, что ниже планируемого значения на начало 2013 года на 795,2 млн рублей.

Как и в прежние годы, проект бюджета традиционно ориентирован на социально-культурную сферу. Расходы на образование, здравоохранение, культуру, спорт, социальную политику в общем объеме расходов республиканского бюджета Чувашии увеличиваются с 66,7% в 2012 году до 68,3% в 2015 году.

Прогнозируется, что в итоге в этом 2012 году доходы достигнут 32,507 млрд рублей, что 22,4% (на 5,944 млрд рублей) выше первоначально утвержденных финансовым планом. Расходы утверждены в размере 36,700,4 млрд рублей, рост — 33% (9,101 млрд рублей).

49. Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они строятся на следующих принципах:

-сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;
-самостоятельность бюджетов всех уровней;
— законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней;

— объективное перераспределение средств между бюджетами для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований;
-единство бюджетной системы;
— равенство всех бюджетов РФ.

Межбюджетные отношения регулируются. Бюджетное регулирование — это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов.

Бюджетный кодекс РФ четко разграничил доходы и расходы по бюджетам различных уровней.

Доходы бюджетов можно разделить на две группы:

— собственные доходы бюджетов — доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами;

— регулирующие доход — федеральные и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня, который передает регулирующие доходы.

Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему. Формы оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды.

Субвенция — фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджетов. Субвенция имеет две особенности. Во-первых, она используется в течение оговоренного срока, при просрочке субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу. Во-вторых, ее используют для выполнения конкретных целей.

Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов.

Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.

Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

В 1994 г. в России был введен новый механизм межбюджетных отношений. Был создан Федеральный фонд поддержки регионов (ФФПР) за счет отчислений части НДС, поступающей в федеральный бюджет. Регионы получают из этого фонда трансферты (перевод средств в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда поддержки регионов). Регионы делились на три группы, с выделением нуждающихся и особо нуждающихся регионов.

50. Природно-ресурсный потенциал — совокупность естественных ресурсов, являющихся основой экономического развития территории. В России открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых, из которых более 1/3 введены в промышленное освоение. Крупные и уникальные месторождения (около 5%) содержат почти 70% запасов и обеспечивают 50% добычи минерального сырья. По объему разведанных запасов газа Россия занимает первое место в мире, угля — второе, нефти — шестое.

1)Запасы топливно-энергетических ресурсов разведаны почти во всех экономических районах РФ, но основная их часть сосредоточена на востоке страны — в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке.запасы газа России находятся в Западной Сибири на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Месторождения нефти расположены в 37 субъектах Федерации, но основные запасы ее сосредоточены в Западной Сибири (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО), Урало-Поволжье (республики Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Пермский край, Самарская и Оренбургская области) и на Европейском Севере (Республика Коми, Ненецкий АО).

Из семи угольных бассейнов России, входящих в десятку крупнейших мировых, Тунгусский, Ленский, Канско-Ачинский и Кузнецкий — самые большие в мире. Около половины общих запасов углей находится в Восточной Сибири, огромны ресурсы Дальнего Востока (Южно-Якутский бассейн), в европейской части страны выделяются Печорский бассейн и Восточное крыло Донбасса).

2)Второе место металлорудные полезные ископаемые. Россия по разведанным запасам железных руд занимает первое место в мире. Основные активные запасы и прогнозные ресурсы сосредоточены в Центрально-Черноземном, Уральском и Западно-Сибирском районах. Важное значение для экономики страны имеют запасы благородных металлов и алмазов. Россия обладает крупными запасами золота, серебра, платиноидов и алмазов. Большая часть месторождений находится в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.

К поверхностным водным ресурсам России относят возобновляемые водные ресурсы (речной сток), суммарный объем которых оценивается в 4270 км3, озера (532 км3), ледники (110 км3), водохранилища (892 км3). Ежегодно возобновляемый речной сток (1/10 водных ресурсов мира) концентрируется в бассейнах крупнейших рек: Лены, Енисея, Оби, Амура, Волги.

Естественные ресурсы подземных вод составляют примерно 790 км3/год и более трети их сосредоточены в крупнейших артезианских бассейнах европейской части страны — Московском, Северо-Западном, Старо-Хоперском и др.

Водные ресурсы распределены по территории России неравномерно. Около 90% годового речного стока страны приходится на бассейны Северного Ледовитого и Тихого океанов и лишь менее 8% — на бассейны Каспийского и Азовского морей. При этом в Каспийско-Азовском регионе проживает более 80% населения России и сосредоточена основная часть хозяйственной инфраструктуры.

Земельные ресурсы —земельный фонд составляет 1709 млн. га. На душу населения приходится 11,5 га, Сельскохозяйственные угодья составляют 13% величины земельного фонда страны, в том числе пашня — 7,5%. Россия отличается высокой обеспеченностью пашней на душу населения — 0,85 га (на Земле в среднем — 0,14 га). Более 4/5 пашни России сосредоточено в Центральной России, Поволжье, на Северном Кавказе, Урале и в Западной Сибири.

Россия является крупнейшей лесной державой, на долю которой приходится 1/5 мировых запасов древесины. Общая площадь, покрытая лесом, в целом по России достаточна стабильна и составляет 774 млн. га, т. е. 45% территории страны. Общий запас лесонасаждений исчисляется в 81 млрд. м3.

Животные ресурсы РФ разнообразны.

Среди рыбных ресурсов России выделяются ценные породы пресноводных водоемов (стерлядь, осетр, форель, сиг) и разнообразная ихтиофауна морей Дальнего Востока (лососевые, сельдь, сайра, морской окунь). Таким образом, размещение природных ресурсов в России характеризуется диспропорцией в их распределении между западными и восточными районами. Так, на восточные районы страны приходится до 90% потенциальных и 75% разведанных запасов энергоресурсов — торфяных, углеводородных, гидроэнергетических, более 80% поверхностного стока, 70% древесины.

Европейская часть страны в целом менее обеспечена ресурсами, особенно энергетическими, а на юге — лесными и водными. Но здесь расположены основные запасы железных, бокситоносных руд, размещаются большинство месторождений фосфатного и калийного сырья, основные площади пахотных земель.

В целом по России природно-ресурсный потенциал состоит почти поровну из ресурсов промышленного и сельскохозяйственного использования.

51. Инновационное развитие – это не что иное, как продолжение научно-технической революции (далее — НТР) в новых условиях. в России сосуществуют четыре группы региональных экономик. Они различаются показателями уровня социально-инвестиционного потенциала ,а значит, способностью перехода этих групп регионов к инновационной модели, что предельно усложняет решение задачи по формированию рынка инноваций.

Первая группа регионов (индекс до 50) включает 18 субъектов РФ (22%).Входящие в ее состав Волгоградскую (индекс 48,23) и Мурманскую области (43,26), Республику Калмыкия (42,24) характеризует выраженный тренд к снижению развития.Не имеют выраженного тренда развития: Курская область, Республика Карелия, Кабардино-Балкарская , Удмуртская, Республика Северная Осетия-Алания, Псковская область , Забайкальский край , Иркутская область , Республика Бурятия, Костромская область, Карачаево-Черкесская Республика, Алтайский.В Кировской и Курганской областях, а также в Республике Тыва имеет место выраженный тренд к росту.Вторая группа регионов (индекс до 75) включает 34 субъекта РФ (более 43%).

В нее входят четыре региона с выраженным трендом к снижению. Это — Астраханская (индекс 74,82) и Омская (68,71) области, Республика Башкортостан (61,95), Магаданская область.Двадцать регионов не имеет выраженного тренда развития. К ним принадлежат: Самарская область (индекс 74,97), Архангельская область (71,95), Тульская область, Тверская область Республика Чувашия, Томская область, Белгородская область и т.д.

Выраженный тренд к росту характерен для десяти регионов: Нижегородской области Республики Мордовия Калининградской области Чеченской Республики , Республики Алтай , Ивановской области , Ульяновской области , Пензенской области, Кемеровской области , Республики Марий Эл.Третью группу (индекс до 100) образуют 13 субъектов РФ (16%). Это группа устойчивого развития, и в ней не обнаружено регионов, имеющих тренд к снижению.При этом выраженного тренда развития не имеют шесть регионов: Новгородская область (индекс 98,98), Пермский край (89,70), Республика Коми (87,47), Республика Адыгея (78,00), Смоленская область (77,40), Свердловская область (75,55).Четвертую группу (индекс свыше 100) формируют 15 субъектов РФ (19%).Выраженный тренд к снижению демонстрируют три региона: Ямало-Ненецкий АО (индекс 202,93), Тюменская область (и116,41) и Ханты-Мансийский АВ 45 регионах отмечено отсутствие определенного тренда. А это значит, что более половины региональных экономик фактически стагнирует.И чем скорее опасность такой ситуации осознает исполнительная власть, тем быстрее будет осуществляться модернизация отечественной экономики. Программы и стратегии: В декабре 2010 года Министерство экономического развития Российской Федерации опубликовало проект стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года «Инновационная Россия 2020».В проекте стратегии «Инновационная Россия 2020» впервые были строго разделены сферы ответственности исполнительных органов государственной власти.Отличительной особенность проекта стратегии «Инновационная Россия 2020» является то, что ключевая роль отведена человеческому потенциалу: «Ключевая задача инновационного развития, сопоставимая по важности и масштабности с суммой всех остальных – создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности, иначе говоря – компетенций «инновационного человека». Республиканская комплексная программа инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года. Системообразующие принципыинновационного развития Чувашской Республики (I этап – до 2010 года)1. Создание инновационной инфраструктуры, стимулирование инновационного развития. 2. Инновационное развитие промышленного комплекса.3. Инновационное развитие топливно-энергетического хозяйства.4. Инновационное развитие транспортной инфраструктуры.5. Инновации в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.6. Инновации в области развития информационных технологий:7. Инновационное развитие здравоохранения:8. Инновационное развитие образования:9. Инновации в сфере культуры.10. Инновационное развитие строительной индустрии.11. Экологические инновации, охрана окружающей среды.12. Инновационное развитие туризма, спорта и физической культуры.13. Развитие правовой культуры.14. Инновации в администрировании.

52. Инвестиционные процессы в регионе. Эффективность региональной инвестиционной политики РФ.В условиях постоянного развития научно-технических процессов и в целом глобализации мировой экономики эффективное управление народным хозяйством без инвестиционных вливаний становится практически невозможным. Россия ставит цель окончательно интегрироваться в международное экономическое сообщество, имея при этом довольно скудные собственные производственно-технические и финансовые возможности. Как следствие этого, в настоящее время нашей стране необходима разработка «прозрачной» инвестиционной стратегии, позволяющей решить проблемы преодоления дезинтеграции экономики, предотвращение дальнейшего бегства капитала из производственной сферы, и в целом развития народного хозяйства.

Однако, отдельной инвестиционной стратегии РФ не существует, но она присутствует в общей стратегии развития и во всех частных концепциях, стратегиях и программах развития. Базой инвестиционной стратегии служат выбранные приоритеты развития, приоритетные отрасли и сферы развития.

Планы правительства России по развитию инвестиционной деятельности во многом были нарушены финансово-экономическим кризисом, и в начале 2010 г. падение промышленного производства продолжилось — на 16% в январе и на 13% в феврале по сравнению с соответствующими периодами предыдущего года. Сокращение кредитных ресурсов, сокращение глобального спроса, чрезвычайная неопределенность в мировой экономике и рост безработицы оказали отрицательное воздействие на рост инвестиций и потребления в России.

Финансовый кризис негативно повлиял на инвестиции в России: их объем заметно снизился. Остается надеяться, что эта ситуация временна, и в ближайшем будущем наша страна увеличит приток инвестиций как внутренних, так и иностранных.

Ключевыми направлениями инвестиционной политики в Чувашской Республике являются создание благоприятного инвестиционного климата, развитие инвестиционной деятельности организаций реального сектора экономики, дальнейшая капитализация производства.

Стратегии развития РФ до 2011 г., который и стал базовым документом для разработок отраслевых и региональных концепций, стратегий и программ развития, а также для создания законодательной базы в регионах. Темпы инвестиций в промышленность, в прошлом году сохранились в области положительных значений (в том числе прирост инвестиций в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых составил 4,6%, в обрабатывающие производства — 7,8%, производство и распределении электроэнергии, газа и воды — 11,3%). Несмотря на экономический кризис, серьезные инвестиционные планы на ближайшие годы сохраняют энергетики. В феврале правительство РФ рассмотрело вопрос о проектах инвестиционных программ в области электроэнергетики на 2011 год и даже на период 2011 и 2012 годов.

53.Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения.

Для анализа условий рационального использования инвестиций в экономической науке и практике применяется категория»инвестиционный климат». Инвестиционный климат региона— обобщенная характеристи-ка совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предоп-ределяющих инвестирование в региональную хозяйственную систему. Можно выделить три подхода к оценке инвестиционного климата.

Рост инвестиций в основной капитал Чувашии за 9 месяцев 2012 года составил 38,2%

Как сообщает Чувашстат, в январе-сентябре 2012 года в основной капитал республики за счет всех источников финансирования вложено 39912,9 млн. рублей инвестиций, или 138,2% к январю-сентябрю 2011 года.
На строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение жилищ было направлено 14075,3 млн. рублей (35,3% от общего объема инвестиций), зданий (кроме жилых) и сооружений – 13254,7 млн. рублей (33,2%), на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря – 12037,7 млн. рублей (30,2%) и на возмещение прочих затрат – 545,2 млн. рублей (1,4%).
Из общего объема инвестиций 25145,4 млн. рублей (63%) приходилось на долю организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства.
В 2012 году Чувашстат провел выборочное обследование инвестиционной активности организаций добывающих, обрабатывающих производств и осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Наблюдение осуществлялось на основе формы федерального статистического наблюдения № ИАП «Обследование инвестиционной активности организаций». Обследованием было охвачено 74 организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства, и 43 малых предприятия.
По результатам обследования в текущем году инвестиции в основной капитал осуществляли 88% организаций. В 2013 году 59% организаций планируют увеличение объемов инвестиций в основной капитал по сравнению с 2012 годом, 21% — их сокращение.
Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал для организаций являлись их собственные средства (это отметили руководители 85% обследованных организаций). Кредитными и заемными средствами воспользовались 18% организаций, средствами специальных инвестиционных фондов – 5%, бюджетными средствами – 2%.

основными направлениями деятельности по повышению общего инвестиционного рейтинга нашей страны на мировой арене являются:

максимальное вовлечение в сферу инвестиционной деятельности валовых сбережений и обеспечение положительной динамики инвестиций;

осуществление контроля за вывозом капитала за рубеж, решение на государственном уровне проблемы возврата незаконно вывезенных капиталов;

развитие системы правового и коммерческого гарантирования эффективных инвестиционных проектов;

сокращение масштабов теневого сектора экономики на основе перехода значительной его части в сферу регистрируемой экономики;

развитие системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов;

развитие в зарубежных странах сети инвестиционных представительств, оказывающих услуги потенциальным инвесторам для вхождения на российский рынок;

формирование банка данных по инвестиционным проектам и подготовка справочных материалов об условиях инвестирования для зарубежных инвесторов;

проведение в регионах конференций с участием широкого круга российских предпринимателей;

54. Социальное развитие регионов

Инновационное развитие России немыслимо без региональной составляющей. Развитие регионов РФ является одним из ключевых условий обеспечения социально-экономического развития нашей страны, повышения качества жизни всех ее граждан, роста конкурентоспособности на мировом уровне.

Развитие регионов тем более актуально, что их ресурсный, промышленный и кадровый потенциал несет в себе огромные возможности для социально-экономического роста нашей страны. Назрела необходимость активно стимулировать институциональные, экономические и социальные преобразования на региональном уровне, концентрировать усилия на создании в регионах центров научного и промышленного роста.

Развитие регионов может с успехом осуществляться, в частности, посредством применения кластерного подхода в организации производства, который является одним из наиболее эффективных методов развития территорий. По сути, на базе кластеров могут быть созданы региональные центры роста, локомотивы регионального социально-экономического развития.

Существенным шагом в повышении инвестиционной привлекательности и стимулировании социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом может стать реализация кластерного подхода на межрегиональном уровне, путем создания сети взаимно интегрированных кластеров. Такое значимое увеличение масштабов объектов, привлекательных с точки зрения инвестирования, позволит качественно улучшить инвестиционный климат регионов.
В то же время, необходимо отдавать отчет в том, что развитие регионов путем увеличения масштабов кластерных производств должно происходить с учетомтерриториальных особенностей.Создание кластеров должно опираться на всестороннюю оценку конкурентных преимуществ региона, его географии, сложившуюся структуру производства и специализацию в промышленных связях.

Кроме того, устойчивоеразвитие регионов, в том числе в рамках кластерного подхода.требует последовательной реализации региональной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

55. Демографическая ситуация в регионах современной России.

Демографическая ситуация, или иначе — состояние воспроизводства населения. Демографическая ситуация, воспроизводство населения, его состояние и динамика оцениваются: — прежде всего по численности населения, — всего по уровням рождаемости исмертности; — уровню естественного прироста;— уровню брачности (разводимости), — состоянию половозрастной структуры, — средняя продолжительность жизни.Численность населения регионов растет. Регион с самым высоким показателем численности населения – Московская область (7 092 900 чел.), а регион с самым низким показателем Ненецкий автономный округ (42 700 чел.). Население Чувашии составляет 1 251 600 чел. Самые высокие показатели рождаемости характерны для Алтая и Тывы, ряда Северо-Кавказских республик (Ингушетия, Дагестан, Калмыкия, Чечня), автономных округов Сибири (Усть-Ордынский и Агинский Бурятские, Таймырский, Эвенкийский) и Дальнего Востока (Чукотский, Корякский). Ожидаемая продолжительность жизни в РФ составляет 68,8 лет. При этом в Корякском автономном округе она составляет всего лишь 53,1 года. Наибольшую продолжительность жизни (68-76 лет) демонстрируют республики Северного Кавказа, Москва, Санкт-Петербург, Белгородская область, Ханты-Мансийский автономный округ.Относительное благополучие ситуации со смертностью на Кавказе по-видимому связано как с этнокультурными особенностями региона, так и с качеством статистики населения.Максимальный уровень общей смертности характерен для постаревших областей Центра и Северо-Запада России, минимальный — в относительно молодых Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и других округах Сибири, а также республиках Юга страны (в первую очередь, Дагестане и Ингушетии). Региональные различия в смертности выражены по сравнению с рождаемостью более сильно. В регионах одновременно с понижением количества браков, растет число разводов. Самое большее количество браков и разводов зарегистрировано в Центральном федеральном округе.Бурятия входит в число регионов с большим количеством бракоразводных процессов (на 9 116 зарегистрированных браков пришлось 4 202 развода).Максимальный естественный прирост имеют не завершившие демографический переход республики Чечня, Ингушетия, Дагестан, а также Тыва. Высокие показатели младенческой смертности сохраняются только в слаборазвитых республиках (Чечня – 17,5, Дагестан – 15, Ингушетия и Тыва – 14 на 1000 рожденных живыми в 2011 г.).Различия половозрастной структуры городского и сельского населения даже в постаревших регионах пока еще велики, причем именно за счет доли пожилого населения.

56. Уровень жизни населения регионов РФ.

Уровень жизни — это степень удовлетворения потребностей людей, соответствующая достигнутой ступени развития производительных сил и производственных отношений данного способа производств.Он характеризуется обширной системой показателей, охватывающих ряд разделов: обобщающие показатели; доходы населения; расходы и потребление; сбережения, накопленное имущество и жилье; социальная дифференциация населения; положение малообеспеченных слоев населения.Кроме того сюда включается блок интегральных и дифференцированных показателей, характеризующих доступность и покупательную способность доходов, неравенство в их распределении, гарантированный государством минимальный уровень обеспеченности, т.е. экономические ресурсы, которыми располагает население в целом и его отдельные социально-экономические группы для реализации своих потребностей. Другой блок показателей, который занимает ведущее место при анализе уровня жизни, содержит агрегированные и дезагрегированные данные о личном потреблении, и прежде всего об удовлетворении основных физиологических потребностей, т.е. отражает реальные потребительские возможности населения. Демографические показатели, содержащиеся в системе, предназначены для анализа влияния уровня жизни на воспроизводство населения. Регионами с наиболее высокими уровнями жизни населения являются Белгородская область, Ханты-Мансийский АО, Краснодарский край, Тюменская область, Татарстан, Башкортостан, Тульская область, Ставропольский край, Калининградская область, Адыгея, Воронежская, Тамбовская, Свердловская, Калужская и Рязанская области.Также в список аутсайдеров по уровню жизни вошли Алтай, Калмыкия, Бурятия, Забайкальский край, Амурская, Иркутская и Еврейская автономная области.Кроме того, аналитики обращают внимание на то, что число рискованных регионов заметно превышает количество успевающих (23 против 17). Наибольшие доходы населения имеют такие регионы как Москва, Тюменская область, ХМАО и ЯНАО, Чукотский АО, самыми низкими доходами располагают Республика Калмыкия, Брянская область, Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика.

Структура региональных бюджетов

В целях повышения эффективности процесса формирования бюджета целесообразно применять специальные управленческие классификации, согласно которым бюджетные доходы и расходы группируются по определенным признакам. Широко распространена классификация, согласно которой в бюджете выделяются две составляющие: текущий бюджет и бюджет развития. В текущем бюджете отражаются расходы и доходы, обеспечивающие необходимую, обязательную деятельность, например расходы на поддержание нормального функционирования всех постоянно действующих хозяйственных структур.
К бюджету развития (инвестиционному бюджету) относятся доходы и расходы, направляемые на совершенствование региональной экономики (в том числе расходы на проведение строительных работ и приобретение материального имущества), и инвестиционные отчисления третьим лицам, а также отчисления Федерации и субъектов Федерации, доходы от продажи имущества, взносы, а также особые операции по финансированию, например получение и погашение кредитов, отчисления в резервные фонды и изъятия из этих фондов

Бюджет субъекта федерации представляет собой экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного денежного фонда субъекта федерации, находящегося в распоряжения соответствующего органа власти, являющегося его основным финансовым планом, утверждаемым законодательным органом.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — это «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации». Доходы бюджета – это денежные средства, полученные в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

В бюджеты субъектов Федерации зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным налоговым законодательством, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

К налоговым доходам бюджетов субъектов Федерации также относятся отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. По региональным налогам представительный орган власти субъекта Федерации самостоятельно устанавливает налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по нему.

При установлении регионального налога законодательный орган субъекта Федерации может предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

К региональным налогам и сборам относятся:

— налог на имущество организаций;

— налог на недвижимость;

— дорожный налог;

— транспортный налог;

— налог с продаж;

— налог на игорный бизнес;

— региональные лицензионные сборы.

При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации должны составлять не менее 50 % от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

К неналоговым доходам регионального бюджета относятся:

— средства, получаемые от продажи регионального имущества;

— средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;

— средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

— средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;

— плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

— доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;

— часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

— другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности;

— доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.

В доходы региональных бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

В бюджеты могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения бюджета и не учтенным законом о бюджете.

Иные неналоговые доходы поступают в региональные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Финансовая помощь от федерального бюджета в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах регионального бюджета, который является получателем этих средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом регионального бюджета

Собственные доходы бюджетов субъектов Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично — в процентной доле, утверждаемой законодательными органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в федеральное налоговое законодательство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *