Регистрация хозяйственного ведения

18 Октября 2016

ГОСРЕГИСТРАЦИЯ ПРАВА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ (ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ)

В соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Таким образом, общим основанием возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления является решение собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением. Общим моментом возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления у унитарного предприятия или учреждения выступает момент передачи ему имущества. С учетом правила ст. 224 ГК РФ о передаче вещи вещные права на имущество собственника у унитарного предприятия и учреждения возникают с момента фактической передачи. Аналогичное правило содержится в п. 2 ст. 11 Федерального закона РФ от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон об унитарных предприятиях).

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ и ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), возникновение, переход и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию прав. На основании п. 2 ст. 8 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это разные виды ограниченных вещных прав, в рамках которых собственник, сохраняя свой статус, передает имущество созданному им юридическому лицу.

Субъектами права оперативного управления могут быть только федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъекта РФ, муниципальные казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ, п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях) и любые учреждения (ст. 120 ГК РФ). Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям;

Право оперативного управления включает в себя право владения, право пользования и право распоряжения имуществом. Однако в отличие от права хозяйственного ведения право оперативного управления носит более ограниченный характер. Пределы осуществления права оперативного управления устанавливаются не только законом, но и целями деятельности названных юридических лиц, заданиями собственника и назначением имущества.

В случае, если право государственной собственности на объект недвижимого имущества, переданный в оперативное управление (хозяйственное ведение) возникло до момента вступления в силу Закона о регистрации, то государственная регистрация права хозяйственного ведения (оперативного управления) предприятий (учреждений) на находящиеся в государственной собственности объекты осуществляется без проведения государственной регистрации права государственной собственности на данные объекты.

В случае, если объекты недвижимого имущества поступили в государственную собственность после вступления в силу Закона о регистрации, то государственную регистрацию права хозяйственного ведения (оперативного управления) необходимо осуществлять с обязательной государственной регистрацией права государственной собственности на данные объекты.

Документы, необходимые для регистрации права хозяйственного ведения, предусмотрены ст. ст. 18 и 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости”

Ситуации Документы Требования
Если недвижимое имущество унитарному предприятию передал собственник Акт собственника о закреплении имущества на праве хозведения (п. 1 ст. 299 ГК РФ) Копия
Акт приема-передачи, подписанный собственником и руководителем предприятия Подлинник и копия
Договор о праве хозяйственного ведения Не менее двух экземпляров подлинников, а если право возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ или договор удостоверен нотариально, подлинник и копия
Если недвижимость приобретена в результате сделки Договор купли-продажи (отступного, дарения) Не менее двух экземпляров подлинников, а если право возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ или договор зарегистрирован нотариально, подлинник и копия
Если имущество присуждено судом Решение суда с отметкой о вступлении в силу Копия
Если имущество переходит в результате реорганизации Передаточный акт Подлинник и копия
Если объект построен предприятием для себя Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если объект возведен на основании разрешения на строительство (чтобы регистрация была проведена в срок, рекомендуем представить, хотя направить разрешение регистратору обязан уполномоченный орган публичной власти (уполномоченная организация) в течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о разрешении на ввод в экспуатацию) Копия (подлинник и копия в случае, если разрешение выдано организацией, указанной в ч. 1 ст. 19 Закона о госрегистрации недвижимости)
Технический план в предусмотренных законом случаях Электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера
Если права предприятия на землю под построенным для себя объектом недвижимости не зарегистрированы Документ на земельный участок (ч. 10 ст. 40 Закона о госрегистрации недвижимости) Подлинник и копия

Если сделка по приобретению недвижимого имущества является для унитарного предприятия крупной, то представляется также документ, подтверждающий ее одобрение. При совершении сделки в порядке закупок для государственных нужд рекомендуется представить документы, оформляющие завершение процесса определения поставщика, например итоговый протокол аукциона.
В случае когда объект недвижимости построен по заключенному до 01.01.2011 договору на строительство или реконструкцию, который предусматривает привлечение внебюджетных источников финансирования и последующее распределение площади объекта между сторонами договора, следует представить также подлинник и копию документа, подтверждающего исполнение сторонами принятых обязательств (ч. 2 ст. 70 Закона о госрегистрации недвижимости).
Созданное недвижимое имущество должно быть поставлено на кадастровый учет одновременно с государственной регистрацией объекта. Исключение составляют случаи, когда кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Такое разрешение в регистрирующий орган представляет уполномоченный орган в порядке, предусмотренном ст. 19 Закона о госрегистрации недвижимости (п. 1 ч. 3 ст. 14 названного Закона).
Если документы на недвижимость не представлены или не содержат описания объектов недвижимости, достаточного для их идентификации, возможен отказ в регистрации.
Размер пошлины за регистрацию прав юридических лиц на отдельные объекты недвижимости и на предприятие как имущественный комплекс установлен в ст. 333.33 НК РФ. Независимо от того, кто подает документы, пошлина должна быть уплачена за счет лица, чье право регистрируется.
Документ о полномочиях представителя на подачу заявления
Если от имени унитарного предприятия действует руководитель, то необходимо предъявить документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица.
Рекомендуем также представить устав либо его копию, удостоверенную нотариусом или заверенную самим руководителем. Вместе с тем требовать его регистратор не вправе.
Если действует представитель собственника или унитарного предприятия по доверенности, то нужно представить подлинник и копию доверенности.
Доверенность от унитарного предприятия должна быть удостоверена нотариально. Не потребуется нотариального удостоверения доверенности от органа, осуществляющего полномочия собственника (когда заявление подается от его имени), если она составлена на бланке и скреплена печатью и подписью руководителя.
В случае когда доверенность не представлена или в ней не указаны необходимые полномочия, в регистрации может быть отказано.
Лицо, подающее документы, должно также предъявить документ, удостоверяющий личность. Если документы направляются по почте, то прилагается его копия.
Документы юридического лица
Унитарное предприятие представляет документ, подтверждающий полномочия заявителя без доверенности действовать от имени данного юридического лица, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Кроме того, для полноты сведений о юридическом лице рекомендуем подать подлинники и копии следующих документов:
— свидетельства о госрегистрации юридического лица (для юрлиц, зарегистрированных с 1 января 2017 г., — листа записи ЕГРЮЛ);
— свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
— информационного письма об учете в Статрегистре Росстата;
— устава.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *