Регистрация общественной организации инвалидов

Содержание

Какие условия должны быть соблюдены работодателем, чтобы увольнение работника за разглашение коммерческой тайны было правомерным?

Компания ГАРАНТ

Под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее по тексту — Закон о коммерческой тайне)).

Обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, является лицо, которое владеет этой информацией на законном основании, ограничило к ней доступ и установило в отношении ее режим коммерческой тайны (в данном случае — работодатель).

Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации (ч. 1 ст. 4 Закона о коммерческой тайне). Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, указаны в ст. 5 Закона о коммерческой тайне.

Прежде чем обязывать работников соблюдать коммерческую тайну, работодатель должен определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну, а также предпринять все предусмотренные ч. 1 ст. 10 Закона о коммерческой тайне меры по охране конфиденциальности информации. Одной из таких мер является регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, в трудовых договорах с работниками. Статья 57 ТК РФ предусматривает неразглашение охраняемой законом тайны (в том числе коммерческой тайны) в качестве одного из дополнительных условий трудового договора. Для закрепления этого условия в трудовой договор необходимо будет внести положение о том, что в силу своих трудовых обязанностей работник допускается к информации, составляющей коммерческую тайну, и должен выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны. В ином случае доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, может осуществляться только с его согласия (ч. 2 ст. 11 закона N 98-ФЗ).

Несмотря на то что должностные инструкции широко применяются работодателями на практике, этот документ работодатели разрабатывать не обязаны, поскольку ТК РФ не использует такого понятия. Исходя из этого законодательство не устанавливает требований к содержанию должностной инструкции. На практике должностная инструкция представляет собой фактически перечень должностных обязанностей работника. Полагаем, что если работодатель выполнил все вышеуказанные требования по установлению режима коммерческой тайны, дополнительное включение в текст должностной инструкции обязательства о соблюдении работником режима коммерческой тайны не противоречит трудовому законодательству и само по себе не может явиться основанием для привлечения работодателя к ответственности.

Согласно ст. 11 Закона о коммерческой тайне в целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан:

1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой является работодатель и его контрагенты;

2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

В случае разглашения работником коммерческой тайны, ставшей известной ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, трудовой договор с работником может быть расторгнут по инициативе работодателя на основании пп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ.

Под разглашением информации, составляющей коммерческую тайну, понимается действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору (ст. 3 Закона о коммерческой тайне).

Исходя из п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», увольнение по данному основанию возможно при одновременном наличии следующих условий:

— сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне либо к персональным данным другого работника;

— эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

— работник обязывался не разглашать такие сведения.

В случае принятия решения об увольнении работника, разгласившего коммерческую тайну, работодателю следует руководствоваться общими правилами оформления увольнения, предусмотренными ст. 84.1 ТК РФ.

Кроме того, поскольку в силу ст. 192 ТК РФ увольнение по данному основанию относится к дисциплинарным взысканиям, при увольнении необходимо соблюдение правил наложения дисциплинарного взыскания, предусмотренных ст.ст. 192-193 ТК РФ, невыполнение которых может повлечь восстановление работника на работе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пенкин Вадим

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Как создать дружественную организацию для получения инвалидных налоговых льгот

В Налоговом кодексе для целого ряда организаций предусмотрены льготы. Это общественные некоммерческие организации различных типов. Законодатель счел нужным предоставить им определенные возможности экономить налоги с помощью прямых норм Кодекса.

В частности, государство, признавая, что не может взять целиком на себя содержание лиц с нарушениями здоровья, со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности (ст. 1 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), пытается создать условия для того, чтобы инвалидов стремились принять на работу коммерческие организации. Либо они сами создавали такие организации для удовлетворения собственных нужд. В том числе указанных целей законодатель пытается добиться с помощью так называемых инвалидных налоговых льгот.

Естественно, для групп компаний перспективно попытаться использовать эти легальные возможности в целях внутригруппового налогового планирования. Интегрируя организации «с льготами» в структуру холдинга. Однако на практике многих останавливает тот факт, что возможность получения льготного режима для указанных общественных организаций обставлена множеством формальностей, следование которым пугает своей сложностью и трудоемкостью.

Но чтобы оценить, действительно ли создание и интеграция дружественных льготников в группу компаний настолько сложны, необходимо детально разобраться в процедуре регистрации общественных организаций и с перечнем условий для получения налоговых льгот.

Организациям инвалидов положены льготы практически по любым налогам и взносам

В настоящее время законодательство предоставляет инвалидам и инвалидным организациям льготы практически по всем налогам и взносам. Но наиболее интересны в плане налогового планирования льготы по НДС, налогу на имущество, земельному налогу, налогу на прибыль и страховым взносам. В результате при грамотной организации деятельности инвалидная организация может не платить все перечисленные налоги, а страховые взносы платить в пониженном размере.

НДС. Подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ устанавливается льгота по НДС, которая предоставляется общественным объединениям инвалидов (ООИ). Ею могут воспользоваться ООИ (в том числе созданные как союзы ООИ), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов. А также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов ООИ, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов.

Указанная норма исключает из объекта обложения НДС операции по реализации (в том числе по передаче, выполнению и оказанию для собственных нужд) товаров, работ, услуг, произведенных общественными организациями инвалидов и компаниями, учрежденными ООИ. То есть инвалидные организации не платят НДС только при реализации произведенных ими самими товаров, работ, услуг, но не приобретенных для перепродажи (определение КС РФ от 08.04.03 № 156-О, постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.11 № 16970/10).

Кроме того, данная льгота не распространяется на операции по реализации подакцизных товаров (их перечень приведен в ст. 181 НК РФ), минерального сырья и полезных ископаемых, а также товаров по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 № 884 (шины для автомобилей, охотничьи ружья, яхты, катера, драгоценные камни и металлы и тому подобное), брокерских и иных посреднических услуг.

Опасность тут заключается в том, что в последнее время суды стали увязывать возможность для инвалидной организации применять льготы по НДС с ведением деятельности по социальной защите инвалидов. Поводом стало постановление Президиума ВАС РФ от 14.09.10 № 1812/10. Судьи ВАС РФ сильно ограничили возможности использования льготы, введенной подпунктом 3 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Несмотря на то что указанная норма не требует, чтобы основным видом деятельности инвалидной организации была помощь инвалидам, Президиум счел, что это соответствует духу закона. Поэтому инвалидная организация не вправе применять льготу по НДС, если деятельность, связанная с получением дохода, является приоритетной по отношению к уставной деятельности.

Налог на прибыль. ООИ и ее дочерние структуры имеют право заниматься коммерческой деятельностью. В общем случае прибыль от такой деятельности будет облагаться налогом. Однако НК РФ содержит нормы, позволяющие избежать этого. Так, расходы ООИ на уставную деятельность уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 39 п. 1 ст. 264 НК РФ), следовательно, если такая инвалидная организация перечисляет все заработанное в результате коммерческой деятельности на нужды инвалидов, налога нет.

Впрочем, льготы по налогу на прибыль могут получить не только ООИ. Так, расходы, произведенные организацией, где трудятся инвалиды, на цели их социальной защиты, учитываются в составе прочих расходов (подп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом численность работников-инвалидов должна составлять не менее 50 процентов среднесписочной численности всего персонала, а доля расходов на оплату их труда в общем объеме выплат – не менее 25 процентов. При этом в закрытом перечне целей социальной защиты данная норма указывает в числе прочих взносы, направленные ООИ на их содержание.

То есть компания, где трудоустроены инвалиды, может снижать свою налогооблагаемую прибыль вплоть до нуля, перечисляя ее в виде взносов в дружественную ООИ. Более того, данные расходы могут резервироваться.

Компании, использующие труд инвалидов, имеют право создавать резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов (ст. 267.1 НК РФ). Резерв создается на основании программ, самостоятельно разработанных организацией (п. 2 ст. 267.1 НК РФ)либо на основании договора с ООИ на осуществление взносов. Решение о создании резерва закрепляется в учетной политике для целей налогообложения. К положению об учетной политике прилагаются утвержденные организацией сметы, в которых отражаются планируемые расходы на программу социальной защиты инвалидов. Резерв может создаваться на срок не более пяти лет (п. 1 ст. 267.1 НК РФ). Однако предельный размер отчислений в резерв не может превышать 30 процентов полученной в текущем периоде налогооблагаемой прибыли, исчисленной без учета указанного резерва.

При этом у ООИ такие поступления не увеличивают налогооблагаемую прибыль. Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ, при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций или физических лиц и использованные по назначению.

Налог на имущество и земельный налог. Согласно пункту 3 статьи 381 и пункту 5 статьи 395 НК РФ, не уплачивают налог на имущество и земельный налог ООИ, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80 процентов. А также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов ООИ, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, и организации, единственными собственниками имущества которых являются ООИ.

Страховые взносы. В 2013–2014 годах любые компании, выплачивающие инвалидам доходы, связанные с трудовыми отношениями, начисляют страховые взносы в отношении таких выплат по пониженному тарифу – 27,1 процента (ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). Кроме того, ООИ, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80 процентов, и организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов ООИ, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, платят взносы по тем же ставкам в отношении всего ФОТ (п. 3 ч. 1 ст. 58 закона № 212-ФЗ). Переход к общим тарифам страховых взносов для инвалидных организаций запланирован только в 2015 году.

Применение организации инвалидов в группе компаний для получения налоговой экономии

Исходя из широты предоставляемых инвалидам льгот, многогранны и способы использования инвалидных структур в налоговом планировании в группе компаний. Приведем только один из примеров, как инвалидные организации используются на практике.

Допустим, группа компаний владеет торговым комплексом и занимается деятельностью по сдаче в аренду торговых площадей этого комплекса. Если все сделки будет проводить владелец здания – компания на общем режиме, неизбежно возникнет налоговая нагрузка по НДС, налогу на прибыль и налогу на имущество. Однако ситуацию способна исправить дружественная ООИ или «дочка» такой ООИ (см. схему).

Пример схемы с использованием организации инвалидов

Так, группа компаний может передать торговый комплекс в собственность своей дружественной ООИ. Продать его или пожертвовать. Напомним, что такая «жертва» попадет в налоговые расходы компании, если половину ее сотрудников составляют инвалиды, а доля их ФОТ не менее 25 процентов от общего, а целью пожертвования является помощь инвалидам. НДС такая благотворительная передача здания также не облагается (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). А у ООИ не возникнет дохода при безвозмездном получении.

Такая передача недвижимости уже сама по себе избавляет группу компаний от необходимости уплачивать налог на имущество. Кроме того, деятельность по сдаче торговых мест в аренду подпадет под льготу по НДС (при условии осуществления арендодателем деятельности по социальной защите инвалидов в сопоставимых с льготой объемах).

Доходы от аренды также у ООИ могут быть освобождены от налогообложения. Для этого необходимо перечислять их на уставные цели инвалидной организации. Например, на материальную помощь инвалидам и членам их семей.

Также есть смысл наиболее высокооплачиваемых сотрудников-неинвалидов группы компаний трудоустроить в ООИ или ее структуры. Тогда с их вознаграждения страховые взносы будут уплачиваться по сниженному тарифу.

Минусом данной схемы является потенциальная возможность утраты контроля над переданным в собственность инвалидной организации торговым комплексом. Кроме того, группе компаний придется разработать какие-либо механизмы рефинансирования перечисленных инвалидам средств.

Но экономия возможна и без передачи ООИ недвижимости в собственность. Эта структура способна экономить налоги и в обыкновенных схемах с субарендой. На практике широко известна налоговая схема с привлечением к процессу сдачи недвижимости в аренду дружественного агента (или арендатора) на спецрежиме. Этот агент (арендатор) получает в качестве вознаграждения львиную долю прибыли по сделке, чем снижает налоговую нагрузку на организатора схемы, уплачивающего налоги по общей системе. Компанию на спецрежиме вполне может при этом заменить или дополнить ООИ, став промежуточным арендатором.

Конечно, есть вероятность, что налоговики предъявят претензии к обоснованности использования льготы по НДС инвалидной организацией. Например, в постановлении от 14.06.11 № 16970/10 Президиум ВАС РФ указал, что перепродажа инвалидными организациями товаров, произведенных третьими лицами, под льготу не подпадает. Впрочем, это решение касается лишь товаров – к работам или услугам оно не относится. Следовательно, если, например, инвалидная организация выступает арендатором имущества и сдает его в субаренду, использование льготы возможно.

Судьи поддерживают в этом налогоплательщиков. Например, в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.11.11 № А-40-127836/10-20-733 сделан вывод о правомерном использовании льготы, так как деятельность инвалидной компании носила реальный характер, велась в собственных интересах, собственными силами и за счет собственных средств и была направлена на получение прибыли. То есть на практике описанная схема применяется успешно, хотя и чревата претензиями при проверке.

Создать дружественную ООИ или ее структурное подразделение достаточно просто

Согласно статье 33 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ООИ признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

Для создания ООИ необходима инициатива не менее трех физических лиц (ст. 18 Федерального закона от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»). При этом в такой организации сами инвалиды и их законные представители должны составлять не менее 80 процентов (ч. 2 ст. 33 закона № 181-ФЗ). ООИ могут иметь собственность, денежные средства, ценные бумаги и так далее, но распределение доходов между членами или участниками запрещено.

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц определяются Федеральным законом от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Так, некоммерческие организации могут создаваться, в частности, в форме общественных организаций – добровольных объединений граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы (п. 1 ст. 6 закона № 7-ФЗ).

Для государственной регистрации общественной организации инвалидов при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы (п. 5 закона № 7ФЗ):

  • заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
  • учредительные документы организации в трех экземплярах;
  • решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
  • сведения об учредителях в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • сведения об адресе (о местонахождении) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
  • при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования – документы, подтверждающие правомочия на их использование;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя – иностранного лица.

За государственную регистрацию общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, государственная пошлина уплачивается в размере 1 тыс. рублей (подп. 2.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Таким образом, в процедуре создания ООИ, их структурных подразделений нет ничего сложного. Достаточно собраться инициативной группе из трех инвалидов или их законных представителей, чтобы была зарегистрирована соответствующая организация, имеющая право на налоговые льготы.

Важно доказать реальность привлечения инвалидов

Необходимо отметить, что налоговики, осознавая потенциальную выгоду для компаний от создания дружественной общественной организации инвалидов, давно уже выступают за полную отмену соответствующих налоговых льгот. Ссылаются они при этом на то, что компании пытаются формально выполнить все условия для получения льготы. Фиктивно нанимают на работу людей с ограниченными физическими возможностями, чтобы получить от государства налоговые преференции. То есть принимают на работу не инвалидов, а их документы. В действительности же инвалиды не выполняют никакой работы в компании, получая за использование своих документов минимальное вознаграждение «в конверте».

Однако фиктивность найма инвалидов еще нужно доказать. Как показывает анализ арбитражной практики, налоговикам и ревизорам из фондов далеко не всегда удается сделать это. К примеру, в деле, рассмотренном в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.03.11 № КА-А40/1304-11, налоговики так и не смогли подтвердить свои подозрения в фиктивности привлечения инвалидов. Насмотря на то, что в штате компании числились даже уже умершие люди.

Регистрация общественной организации в России

Регистрация общественной организации в России — комплекс мероприятий, направленных на открытие НКО и последующее ведение законной деятельности. Чтобы избежать сложностей в процессе оформления, важно следовать приведенному алгоритму или привлечь специалистов в сфере регистрации. Во втором случае расходы на оформление будут выше. Рассмотрим пошаговую инструкцию, как регистрировать НКО своими силами.

Что такое некоммерческая организация?

Некоммерческая организация — одна из форм деятельности юридического лица, планирующего дальнейшую работу в социальной сфере. На современном этапе НКО регулируются на законодательном уровне, и предусмотрены различные меры поддержки таких направлений.

Чтобы успешно пройти регистрацию общественной некоммерческой организации, стоит обратить внимание на ряд нюасов:

  1. Действующие требования со стороны законодательства.
  2. Цели и задачи, которые ставятся перед организацией. Важно, чтобы они соответствовали законам.
  3. Документы, которые требуется передать для прохождения регистрации.

В законодательстве РФ прописано, что НКО — организация, главной целью которой не является получение дохода и его распределение между учредителями. Такие структуры, как правило, формируются для работы в социальной сфере, на благо общества. При создании НКО отсутствуют ограничения по периоду действия, если иные требования не установлены в уставе. Некоммерческая организация может работать в различных сферах — благотворительной, культурной, образовательной, научной, охраны здоровья и многих других.

К основным формам НКО стоит отнести автономные, общественные и религиозные организации, социальные и благотворительные фонды, казачьи образования, общины коренных народов РФ и другие.

Кто вправе создать некоммерческую общественную организацию?

В роли учредителя НКО вправе выступать обычные физлица — иностранцы или граждане России, а также компании. Количество участников таких обществ на государственном уровне не лимитируется. Возможны ситуации, когда у общественной организации только один участник. Последний вариант исключается для следующих форм деятельности — союзов, ассоциаций и партнерств.

Участниками НКО могут быть:

  • Физические лица (должны быть дееспособными) или юрлица.
  • Иностранцы, которые легально находятся на территории страны.

Учредителями НКО не могут быть:

  1. Иностранцы или лица, не имеющие гражданства, по отношении к которым имеется запрет о нахождении на территории государства.
  2. Субъекты, которые находятся в списке с учетом ФЗ, касающегося отмывания денег и финансирования терроризма.
  3. Объединения (общественные или религиозные), деятельность которых запрещена на территории РФ по ФЗ об экстремистской деятельности (статья № 10).
  4. Субъекты, которые по решению суда причастны к экстремистской деятельности.
  5. Лица, которые не соответствуют требованиям законодательства, определяющим порядок создания, регистрации и ликвидации некоммерческой организации.

Учредительная документация

При создании общественной организации ключевую роль играют учредительные бумаги. В них содержатся сведения о целях деятельности, структуре компании, а также условиях ее работы в будущем. Именно эту документацию изучают регистрирующие органы при рассмотрении заявки на регистрацию. По федеральным законам РФ главной учредительной бумагой считается устав, который утвержден участником (владельцем) НКО.

В учредительных бумагах должны быть следующие сведения:

  • Название НКО с описанием направлений и формы деятельности.
  • Юридический адрес, по которому зарегистрирована общественная структура.
  • Цели и предмет, а также принципы управления деятельностью.
  • Права и обязательства учредителей.
  • Данные об отделениях и представительствах организации.
  • Нюансы выхода учредителей из НКО и тонкости приема.
  • Особенности внесения правок в учредительные бумаги.
  • Источники создания имущества, а также порядок его применения.

Регистрация НКО — шаг за шагом

Сегодня задачу регистрации НКО берет на себя Минюст РФ. Именно этот орган и его отделения на различных территориях страны выполняют работу по приему обращений и проверке документов. Кроме того, именно они принимают решения по вопросам реорганизации или ликвидации подобных обществ. Внесение правок в учредительную документацию или включение вновь созданной структуры в ЕГРЮЛ — также задача Министерства юстиции. Процесс регистрации проходит в несколько этапов.

Поиск учредителей

Выше рассмотрено, кто по законодательству вправе стать участником НКО — компания или физическое лицо, не имеющее запретов на законодательном уровне.

Определение направления деятельности

При прохождении этого этапа стоит учесть следующие нюансы:

  1. Важно, чтобы род деятельности соответствовал целям, для которых создается некоммерческая организация.
  2. В уставе структуры важно прописать все виды деятельности, которые планирует вести НКО.
  3. В ЕГРЮЛ представляется полная информация в отношении деятельности подобных структур.

Выбор названия

Отдельное внимание уделяется выбору наименования НКО. К нему предъявляется ряд требований:

  • Использование только русского языка.
  • Указание формы и вида деятельности.
  • Регистрация наименования обязательна, ведь в ином случае его смогут использовать другие лица.
  • Важно соблюдать осторожность в случае применения в названии «Российская Федерация». Здесь имеется ряд нюансов, с которыми стоит ознакомиться до начала регистрации.

Определение юридического адреса

Следующий шаг — выбор юрадреса для организации. Здесь стоит выделить только два главных правила. Во-первых, требуется указать реальный юрадрес. Во-вторых, если объект оформляется в аренду, в Министерство юстиции требуется передать арендное соглашение. В случае если офисом владеет сам учредитель, потребуются подтверждающие бумаги.

Сбор и передача документации

Теперь стоит собрать документы для регистрации общественного объединения. В пакет бумаг входит:

  1. Заявление. Форму заявления при создании можно взять в регистрирующем органе. Документ оформляется в двух экземплярах.
  2. Учредительные бумаги, а точнее — устав (в трех экземплярах).
  3. Решение о создании НКО, а также об утверждении учредительных бумаг. Здесь требуется указание состава назначенных органов. Количество — 2 ед.
  4. Бумаги об уплате госпошлины (квитанция) — 2 ед.
  5. Информация об участниках НКО — 2 ед.
  6. Данные о юридическом адресе общественной организации, по которому с ней можно связаться (при необходимости). Как вариант, передача арендного соглашения или свидетельства, подтверждающего право владения объектом.
  7. Бумаги, подтверждающие возможность применения в названии НКО имени учредителя, запрещенной законами РФ символики и так далее.
  8. Выписка из реестра юрлиц страны, откуда родом учредитель, или другая равная по действию бумага, подтверждающая статус участника-иностранца.
  9. Заявление на включение НКО в соответствующий реестр, где отражены общественные организации, играющие роль иностранного агента.

В Минюсте РФ не имеют право требовать другие бумаги, кроме тех, которые входят в рассмотренный выше список.

Оплата госпошлины

Следующим этапом требуется заплатить госпошлину, размер которой в отношении НКО составляет 4 000 рублей. Но здесь имеется ряд нюансов:

  • Стоимость госрегистрации юрлица — 4 000 р.
  • Регистрация политической партии (отделений по регионам) — 3 500 р.
  • Общественная организация инвалидов — 1 400 р.
  • Внесение сведений в госреестр СРО — 6 500 р.

После оплаты важно обратить внимание, что в квитанции указывалась фамилия человека, подающего бумаги на прохождение госрегистрации.

Передача бумаг в Минюст

Как только вся документация подготовлена, и процесс регистрации оплачен, требуется передать пакет бумаг в Минюст. На это выделяется не больше 3-х месяцев, начиная со дня принятия решения по открытию НКО.

Передача может осуществляться лично или через портал госуслуг, где имеются требуемые формы для заполнения.

Получение свидетельства

Если Министерство юстиции выдало позитивное решение, заявитель получает Свидетельство, подтверждающее успешное прохождение регистрации НКО. На это дается срок до одного месяца. Бумага гарантирует успешность прохождения регистрационных процедур. В свидетельстве отмечаются следующие сведения — персональный код (регистрационный номер), юрадрес, а также название НКО.

Время на регистрацию

Как отмечалось, у государственных органов имеется не более месяца на выполнение регистрационных процедур. На практике оформление проходит быстрее — в срок до двух недель с момента передачи бумаг. Это возможно в случае, если у Минюста отсутствуют претензии к заявителю с позиции передаваемой документации и прочих аспектов будущей деятельности.

Далее информация идет в ФНС, чтобы включить сведения о созданной организации в ЕГРЮЛ. На базе полученных сведений в течение пяти суток данные о новой общественной организации включаются в реестр, а на следующие сутки налоговая служба отчитывается по проделанной работе в Министерство финансов РФ. Сотрудники последнего в срок до 3-х суток готовят и передают свидетельство о госрегистрации. Вот почему процесс затягивается на срок до 30 дней.

Тонкости оформления заявления

Одним из главных документов в процессе создания НКО является заявление, которое подается в Минюст. Участник организации готовит бумагу в двух вариантах, после чего подписывает ее. Заполнение заявления осуществляется по общепринятой форме Р11001. Правильный шаблон можно найти на сайте Минюста. Здесь же имеются иные образцы бумаг, которые требуются для прохождения регистрационных процедур.

В заявление на создание НКО требуется указать следующие сведения — ФИО, номер телефона, а также адрес участника. Обязательно наличие подписи заявителя, удостоверенной нотариально. Также пишется второе заявление с подписью, которая сделана своей рукой (копия первой бумаги не допускается).

Скачать образец заполнения формы Р11001

Как быть при отказе в регистрации?

Минюст РФ вправе принимать решение — регистрировать НКО или отказать заявителю в предоставлении такой услуги. Кроме того, такое решение в регионах принимают его территориальные органы. Если все бумаги собраны и заполнены правильно, претензии возникают редко. Но возможны ситуации, когда уполномоченный орган отказывает в создании общественной организации некоммерческого типа. Для этого существует ряд причин:

  1. Учредительные или другие бумаги, которые переданы в Минюст РФ для рассмотрения и прохождения регистрации НКО находятся в противоречии с законами и Конституцией РФ.
  2. Название структуры несет в себе элементы оскорбления нравственности, а также религиозных и национальных чувств.
  3. Пакет бумаг, необходимых для создания НКО, сформирован не полностью и не соответствует требованиям законодательства РФ. Причиной отказа часто бывает передача в неподходящую структуру.
  4. В роли учредителя НКО выступает лицо, которое с учетом ФЗ не имеет права выполнять подобную функцию.
  5. В переданных для рассмотрения бумагах имеется информация, которая ошибочна и не соответствует реальному положению дел.

Если заявитель получил отказ в создании НКО, у него в распоряжении имеется два варианта — смириться с отказом и прекратить попытки создания общественной организации этого типа или добиваться цели. По закону не запрещено снова собирать и передавать пакет бумаг для прохождения регистрации, но при условии, что причины отказа устранены. Вторичная подача бумаг осуществляется с учетом требований ФЗ об НКО.

Как видно из статьи, процесс создания НКО достаточно трудоемкий и требует определенных затрат времени на сбор бумаг, их передачу и ожидания решения Минюста или его представителей в регионах. Но при правильном подходе весь процесс, начиная с принятия решения и заканчивая получением свидетельства, может занять не больше двух месяцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *