Реквизиты коммерческого акта

Оформление коммерческих актов, претензионных писем

⇐ Предыдущая123

Коммерческие акты – это документы, составляющиеся при несоответствии между наименованием, массой или количеством мест груза или багажа в натуре и данными, указанными в перевозном документе; порче и повреждении груза; обнаружении груза без документов или документов без груза; возвращении железной дорогой похищенного груза; не передаче железной дорогой на железнодорожный подъездной путь груза в течение 24 ч после оформления в товарной конторе (кассе) выдачи груза по документам.

В этом случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.

Железная дорога обязана составить коммерческий акт, когда она сама обнаружила перечисленные факты или когда на наличие хотя бы одного из этих обстоятельств указал получатель или отправитель груза.

Реквизиты коммерческого акта:

1) наименование документа (коммерческий акт);

2) номер, дата и место составления;

3) скорость перевозки грузов;

4) номер и дата накладной;

5) наименование пунктов отправления и назначения;

6) наименование отправителя и получателя;

7) сведения о средствах транспорта и соответствующие отметки в накладной;

8) результаты проверки груза;

9) описание повреждений и состояния грузов с выделением недостачи или излишков;

10) заключение экспертизы;

11) дополнительные сведения и отметки;

12) подписи лиц, составивших коммерческий акт.

Сроки составления коммерческого акта:

· В пути следования — в сутки обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом

· При выгрузке — в сутки выгрузки

· При передаче груза — в сутки передачи

· В течение следующих суток — если невозможно составить ранее

Правила составления акта:

· Составляется в 3 экземплярах

· Заполняется без помарок, подчисток и исправлений

· В коммерческом акте должно содержаться точное и подробное описание груза, багажа и грузобагажа и тех обстоятельств, при которых он обнаружен

· При составлении коммерческого акта о порче продовольственного или скоропортящегося груза к нему прикладывается выписка из журнала температур


· Лица, составляющие коммерческий акт, несут ответственность за достоверность указанных в нем сведений

· Коммерческий акт подписывает перевозчик, а также грузополучатель, если они участвуют в составлении коммерческого акта

Согласно действующему законодательству предприятия и организации обязаны принять меры к непосредственному урегулированию разногласий путем предъявления претензий.

Претензия – это требование о добровольном устранении нарушения законодательства. В целях урегулирования споров виновной стороне направляются претензионные письма. В претензионном письме кроме общих реквизитов письма должны быть указаны: требования, предъявляемые заявителем организации, которой направляется претензия, и подробный расчет сумм, которые заявитель просит перечислить ему; основания требований заявителя: срок для ответа на претензии, если этот срок не установлен специальным нормативным актом; при необходимости– банковские реквизиты заявителя.

Руководители предприятий и организаций, получив претензионное письмо, обязаны своевременно рассмотреть претензии, удовлетворить обоснованные требования и дать мотивированные ответы при отклонении претензий.

При удовлетворении претензии, подлежащей денежной оценке, к ответу на претензию прилагается поручение банку на перечисление денежных средств с отметкой об исполнении (принятии к исполнению).

При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии заявителю должны быть возвращены подлинные документы, которые были приложены к претензии, а также направлены Документы, обосновывающие отказ, если их нет у заявителя претензии.


Ответ на претензию отправляется заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование отправления ответа на претензии, либо вручается под расписку.

В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии или неполучения в срок ответа на претензию заявитель вправе предъявить иск в арбитражный суд.

Правила оформления претензии

Как правило, в претензии должно быть отражено:

1. Адресат претензии;

2. Наименование «Претензия», однако название не имеет существенного значения, можно назвать как угодно, например «Уведомление», либо вообще не называть, главное чтобы в документ по сути был претензией.

Немаловажно, что вместо названия «претензия» для оформления претензионных требований в принципе возможно использование и иных названий документа — закон не содержит запрета на такое отступление.

В частности, действующее законодательство само допускает именование претензии как:

— требования (это, например, требование бенефициара к гаранту (п. 1 ст. 376 ГК РФ));

— предложения (это, например, предложение об изменении или расторжении договора (п. 2 ст. 452 ГК РФ));

— уведомления (это, например, уведомление о повреждении (порчи) багажа или груза при международных воздушных перевозках (п. 1 ст. 127 Воздушного кодекса РФ); уведомление о намерении приостановить оказание услуг связи (п. 3 ст. 44 Федерального закона «О связи»));

— заявления (см., например, п. 4 ст. 124 Воздушного кодекса РФ);

Таким образом, использование для претензии-документа иного наименования, в том числе и не упоминаемого в законе (даже, например, запрос, сообщение), допустимо, если стороны в соглашении о претензионном порядке прямо не оговорили название этого документа.

Но для того, чтобы у суда не возникало лишних вопросов, если есть такая возможность письмо назвать претензией.

3. В претензии указывается: дата ее подачи; полное наименование заявителя претензии, а для юридических лиц — данные свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица; местонахождение юридического лица, а для физических лиц — данные документа, удостоверяющего личность и адрес, по которому следует направлять ответ на претензию; банковские реквизиты заявителя;

4. Обстоятельства, на которых основаны претензионные требования;

5. Разногласия, возникшие вследствие того, что одна из сторон не выполнила условия договора: подробное описание обстоятельств, вызвавших предъявление претензии (полная или частичная утрата груза, недостача, просрочка в доставке, нарушение сроков, качества, количества товара, услуги, работы);

6. Расчет убытка (расчет суммы требования, что в совокупности позволит стороне рассмотреть претензию по существу). (в зависимости от вида спора: товарные накладные и чеки, счета фактуры, акты приёмки, коммерческие акты и т.д.). Необходимо указание суммы претензии по каждому отдельному требованию, по каждой накладной, квитанции о приеме груза, учетной карточке выполнения заявки, ведомости подачи и уборки вагонов, накопительной карточке и иным документам;

7. Предложения относительно вариантов урегулирования спора (предложение погасить задолженность в течение установленного срока);

8. Срок для ответа на претензию;

9. Перечисление документов приложения;

10. Кроме того, в претензии указывается, что если не будет достигнуто взаимоприемлемое решение или пройдут разумные сроки для ответа на претензию, потерпевшая сторона будет вынуждена обратиться в суд для урегулирования разногласий.

Прежде всего, следует иметь в виду, что требования должны быть четко сформулированными и лаконичными. Действующее законодательство не содержит требования какой-либо единой формы претензии. Однако из ее содержания должны быть четко понятны суть и обоснованность претензионных требований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *