Резидент особой экономической зоны

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, ОЭЗ в России, инновации, кластер, технико-внедренческие

Правительство Российской Федерации в последние годы активно работает над развитием национальной инновационной системы (далее — НИС) и ее инфраструктуры. Существенно расширена институциональная база (НИС) — принят ряд новых законов, постановлений Правительства Российской Федерации, других регламентов, которые призваны стимулировать инновационную активность участников рынка.

Основными документами, регламентирующими деятельность Правительства Российской Федерации в области управления инновациями, являются:

— Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года №Пр-576 (далее — Основы политики);

— Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005года №2473п-П7 (далее — Основные направления).

Данными документами введены отдельные понятия и определения. Инновационная деятельность — выполнение работ и оказание услуг, направленных:

— на создание и организацию производства принципиально новой или обладающей новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

— на создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

— на применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

Инновационная продукция — результат инновационной деятельности (в виде товаров, работ, услуг), предназначенный для реализации.

Инфраструктура инновационной системы — совокупность субъектов инновационной деятельности, осуществляющих предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции.

К инфраструктуре инновационной системы относятся особые экономические зоны технико-внедренческого типа, кластеры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды.

1. Технико-внедренческие особые экономические зоны

Федеральный закон от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предусматривает создание особых экономических зон (ОЭЗ) технико-внедренческого типа (ТВТ).

Создание технико-внедренческих ОЭЗ направлено прежде всего на новое качественное развитие экономики регионов и Российской Федерации в целом путем улучшения условий для инновационного бизнеса и создания устойчивых конкурентных преимуществ для субъектов, действующих в сфере науки, образования и передовых технологий.

Основные цели создания особых экономических зон ТВТ:

— содействие созданию инновационной экономики, новых сегментов рынка;

— развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;

— развитие производства новых видов продукции;

— сохранение и наращивание потенциала высококвалифицированных научно-технических и рабочих кадров;

— коммерциализация результатов научно-технической деятельности. Основные задачи функционирования особых экономических зон ТВТ:

— развитие территорий новой экономики, создание инновационной среды;

— содействие реализации стратегических конкурентных преимуществ для сектора исследований и разработок на прорывных направлениях технологического развития;

— развитие эффективной инновационной инфраструктуры и содействие комплексному научно-техническому развитию и технологическому перевооружению экономики на основе государственно-частного партнерства;

— создание благоприятных условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в сферу высокотехнологичных и наукоемких производств;

— создание дружественной среды администрирования, социальной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры;

— создание новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов, в первую очередь молодежи;

— создание комфортных условий для работы и отдыха.

Основными условиями создания технико-внедренческих особых экономических зон в соответствии с законодательством Российской Федерации являются:

— размещение (ОЭЗ) не более чем на двух участках территории, общая площадь которых не превышает трех квадратных километров;

— особая экономическая зона не может располагаться на территориях нескольких муниципальных образований;

— территория ОЭЗ не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования;

— срок существования ОЭЗ — не более 20 лет.

Механизм функционирования технико-внедренческих зон предполагает предоставление для их резидентов преференций по трем направлениям, важным для ведения инновационного бизнеса:

— предоставление налоговых и таможенных льгот;

— государственное финансирование строительства объектов внешней и внутренней инфраструктуры;

— формирование дружественной среды администрирования.

Законодательством Российской Федерации для резидентов ОЭЗ ТВТ предусмотрено освобождение на определенный срок от налогов на имущество, от транспортного и земельного налогов.

Резиденты ОЭЗ могут полностью признать расходы (в том числе не давшие положительного результата) на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в размере фактических затрат в том отчетном периоде, в котором эти затраты были произведены (п. 2 ст. 262 НК РФ).

В технико-внедренческих особых экономических зонах действует таможенный режим свободной таможенной зоны. Для них внедряется система предоставления государственных услуг резидентам ОЭЗ по системе «одно окно». Создание инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры ТВЗ производится на средства, выделенные из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена технико-внедренческая зона.

Резидентами технико-внедренческой ОЭЗ признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация (за исключением государственного унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности.

Резидент вправе осуществлять на территории ОЭЗ только технико-внедренческую деятельность, в том числе:

— создание и реализацию научно-технической продукции, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий;

— создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений;

— оказание услуг по внедрению и обслуживанию программных продуктов и систем.

Технико-внедренческие зоны должны стать ключевыми элементами развития инновационного потенциала сектора исследований и разработок, а также его реализации в производственном секторе экономики.

2. Особенности кластерной политики.

Кластеры — объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.

При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации. К настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

На федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров. Так, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 года №249, на конкурсной основе осуществляется предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе.

Данный механизм создает возможности для максимально гибкого использования финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в целях реализации широкого спектра кластерных проектов. Благоприятные возможности для развития кластерных проектов открывает использование потенциала особых экономических зон технико-внедренческого, промышленно-производственного, туристско-рекреационного и портового типа, создаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах» от 22 июля 2005 года №116-ФЗ.

Предпосылки для образования новых территориально-производственных кластеров создаются также в рамках реализации проектов «промышленной сборки», осуществляемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2005 года №166.

Дополнительные предпосылки к развитию кластеров на базе наукоградов обеспечиваются в рамках предоставления финансовой поддержки на строительство инновационной, социальной и инженерной инфраструктуры, осуществляемой из средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О статусе наукограда Российской Федерации» от 7 апреля 1999 года №70-ФЗ.

Кроме того, эффективные механизмы финансирования проектов развития кластеров сформированы в результате образования и деятельности ряда институтов развития, включая Инвестиционный фонд Российской Федерации, государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспособности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением трансакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции.

Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции.

Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера, путем:

— приобретения и внедрения критических технологий, новейшего оборудования;

— получения предприятиями кластера доступа к современным методам управления и специальным знаниям;

— получения предприятиями кластера эффективных возможностей выхода на высоко конкурентные международные рынки.

Развитие кластеров позволяет также обеспечить оптимизацию положения отечественных предприятий в производственных цепочках создания стоимости, содействуя повышению степени переработки добываемого сырья, импортозамещению и росту локализации сборочных производств, а также — повышению уровня неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

В рамках реализации поставленной цели в качестве основных задач кластерной политики определены:

2.1. Формирование условий для эффективного организационного развития кластеров, включая выявление участников кластера, разработку стратегии развития кластера, обеспечивающей устранение «узких мест» и ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стоимости, а также обеспечивающей наращивание конкурентных преимуществ участников кластера.

2.2. Обеспечение эффективной поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера, за счет фокусирования и координации, с учетом приоритетов развития кластеров, мероприятий экономической политики по направлениям:

— поддержки развития малого и среднего предпринимательства;

— инновационной и технологической политики;

— образовательной политики;

— политики привлечения инвестиций;

— политики развития экспорта;

— развития транспортной и энергетической инфраструктуры;

— развития отраслей экономики.

2.3. Обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кластерной политики на региональном и отраслевом уровне. Обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики.

Результатами реализации кластерной политики должны стать рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, активизация привлечения прямых инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов базирования кластеров.

< Предыдущая

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, сущность ОЭЗ, виды ОЭЗ

Свободная, особая или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Цели создания с точки зрения государства:

привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг;

создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;

развитие экспортной базы;

импортозамещение;

апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов:

освоение новых рынков сбыта;

приближение производства к потребителю;

минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин;

доступ к инфраструктуре;

использование более дешёвой рабочей силы;

снижение административных барьеров;

развитие территории.

ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

По функциям

Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).

Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.

Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)

Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.

По степени интеграции в экономику

Зоны, интегрированные в национальную экономику, ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей.

Анклавные (экспортно-ориентированные) зоны, в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.

По системам льгот

Налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 16 %) снижается налог на прибыль.)

Таможенные (импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;

Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.

Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

Особые экономические зоны — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005

Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

  • инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства;
  • благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы;
  • предоставляется ряд налоговых преференций;
  • система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами.

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

— Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.

— Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.

— Портовые зоны.

— Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ.

Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ «Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г.

Промышленные ОЭЗ

Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

— автомобилей и автокомпонентов;

— строительных материалов;

— химической и нефтехимической продукции;

— бытовой техники и торгового оборудования.

Инновационные ОЭЗ

Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.

Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

— нано- и биотехнологии;

— медицинские технологии;

— электроника и средства связи;

— информационные технологии;

— точное и аналитическое приборостроение;

— ядерная физика.

Туристические ОЭЗ

Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.

Портовые ОЭЗ

Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу. На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов. Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.

ОАО «Особые экономические зоны» — управляющая компания, в ведении которой находятся действующие и вновь создаваемые особые экономические зоны России. Из 24 действующих ОЭЗ 4 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 13 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 на развитии портово-логистических и транспортных узлов.

ОАО «ОЭЗ» создано в 2006 году, его единственным акционером является государство. С момента принятия закона об ОЭЗ в 2005 году и до 2010 компания действовала как заказчик строительства инфраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере. С 2006 года бюджетные вложения на развитие особых экономических зон России составили более 44 миллиардов рублей или порядка $1,5 миллиардов.

С 2006 года по 2010 год в особые экономические зоны России пришло 238 инвесторов из 18 стран, и этот процесс набирает обороты. Среди них есть такие транснациональные гиганты как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций — более 150 миллиардов рублей или порядка $ 5 миллиардов.

ОАО «ОЭЗ» привлекает инвесторов из числа крупнейших международных и российских корпораций либо независимых специализированных компаний среднего размера и работает с ними, аккумулируя лучший мировой опыт в области развития и управления особыми экономическими зонами.

< Предыдущая

Публикация

Особая экономическая зона представляет собой часть территории России, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый порядок осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
С 2012 г. внесены изменения в порядок создания ОЭЗ и предоставления резидентам зон налоговых льгот в соответствии с Федеральным законом от 30.11.11 № 365-ФЗ. Кроме того, закон вводит понятие кластера, как совокупности особых экономических зон одного или нескольких типов. Особые экономические зоны теперь могут создаваться на 49 лет.
Цель создания особых экономических зон в первую очередь заключается в развитии высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработке и производстве новых видов продукции, расширении транспортно-логистической системы.
В настоящее время в России создано 25 особых экономических зон, 4 из которых специализируются на развитии промышленного производства, 4 – на технологических инновациях, 14 – на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 – на развитии портово-логистических и транспортных узлов. Первыми появились промышленные зоны в Липецке и Алабуге (Татарстан), которые, по оценкам экспертов, функционируют наиболее успешно.
На территории ОЭЗ действует особый режим ведения предпринимательской деятельности:

  • наличие инфраструктуры для развития бизнеса (инновационная, инженерная, транспортная, социальная);
  • режим свободной таможенной зоны;
  • ряд налоговых преференций – снижение ставок по налогу на прибыль, налогу на имущество и др.;
  • система администрирования «одно окно».

Налоговые преференции для инвесторов особых экономических зон предусмотрены как на федеральном, так и региональном уровнях. Их объем зависит от типа особой экономической зоны и законодательства субъекта Российской Федерации, на территории которого создана особая экономическая зона.
Налогообложение резидентов особых экономических зон осуществляется по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах. Иными словами, резиденты ОЭЗ на общем режиме исчисляют налоги, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, основными из которых являются НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество и др.
Действующее законодательство позволяет резидентам особых экономических зон применять также специальные режимы налогообложения (например, упрощенную систему налогообложения). В этом случае резидент ОЭЗ должен соблюдать условия применения специального налогового режима, установленные для всех налогоплательщиков.
Отличительной особенностью ведения деятельности резидентами всех ОЭЗ является наличие ряда налоговых преференций. Их перечень не является единым для ряда ОЭЗ, более того, он не является единым и для ОЭЗ одного типа. Поэтому комплексный подход к рассмотрению вопроса налогообложения резидентов особых экономических зон в полной мере применить нельзя.
Резиденты ОЭЗ пользуются некоторым набором налоговых льгот, гарантированных законодательством. В частности для организаций, зарегистрированных в ОЭЗ, могут быть предусмотрены льготы посредством снижения ставок по налогу на прибыль, налогу на имущество организации, земельному и транспортному налогам (табл.).
Таблица

Налог ОЭЗ Российская Федерация
Налог на прибыль* 15,5-16 20
Налог на имущество 0 2,20
Земельный налог 0 1,50
Транспортный налог (руб./л.с.) 0 10-150
Страховые взносы** 14 30
* Зависит от ОЭЗ
** Применяется только к инвесторам технико-внедренческих зон

Помимо снижения ставок налоговых платежей резидентам особых экономических зон ст. 38 Федерального закона от 22.07.05 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах Российской Федерации» предоставлена гарантия от неблагоприятного изменения налогового законодательства, которая позволяет обеспечить стабильность налоговых льгот инвесторам ОЭЗ.
Налог на добавленную стоимость
В силу подп. 27 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС на территории Российской Федерации освобождаются операции по проведению работ, оказанию услуг резидентами портовой особой экономической зоны в портовой особой экономической зоне.
Обязанность ведения раздельного учета в случае, если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие обложению НДС, и операции, освобождаемые от налогообложения, предусмотрена п. 4 ст. 149 НК РФ. Таким образом, при осуществлении операций в портовой ОЭЗ, освобождаемых от налогообложения, и операций, подлежащих обложению НДС, налогоплательщик обязан вести раздельный учет данных операций.

В соответствии с подп. 1 п.1 ст.164 НК РФ обложение НДС по ставке 0 % производится при реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы подтверждающих документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Режим свободной таможенной зоны, установленный на территории особой экономической зоны, позволяет снизить издержки при реализации инвестиционных проектов и запуске производств, для создания которых часто требуется ввозить на территорию России оборудование и компоненты. Ввозимые на территорию зоны иностранные товары (оборудование, сырье, комплектующие, строительные материалы) размещаются и используются без уплаты таможенных пошлин и НДС.
Налог на прибыль
Льготные ставки по налогу на прибыль организаций для резидентов особых экономических зон установлены ст. 284 НК РФ.
С 1 января 2012 г. резиденты особых экономических зон могут применять нулевую ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет (п. 1.2 ст. 284 НК РФ). По общему правилу указанная ставка составляет 2 % (п. 1 ст. 284 НК РФ). Такой льготой имеют право воспользоваться только резиденты:

  • технико-внедренческой особой экономической зоны до 1 января 2018 г.;
  • туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства РФ в кластер, до 1 января 2023 г.

Нулевая ставка применяется к прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой на территории соответствующей ОЭЗ. Необходимым условием применения льготной ставки является ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности в ОЭЗ и за ее пределами (п. 1.2 ст. 284 НК РФ). Раздельный учет доходов и расходов резиденты ведут в общеустановленном порядке в соответствии с действующим законодательством (письмо Минфина России от 26.10.11 № 03-11-10/55).
При использовании льготной ставки организациям ОЭЗ следует помнить, что право на ее применение возникает только с первого числа отчетного периода, следующего за периодом, в котором был приобретен статус резидента. Если в течение отчетного периода налогоплательщик утрачивает указанный статус, то «нулевая» ставка не применяется с начала этого отчетного периода.
Изменения, вступившие в силу с 1 января 2012 г., также коснулись ставок по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ для резидентов ОЭЗ данная ставка не должна превышать 13,5 % и может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков законами субъектов Российской Федерации.
Помимо снижения ставок по налогу на прибыль резидентам предоставлены и иные льготы, в частности применение ускоренной амортизации. Резиденты промышленно-производственной и туристско-рекреационной особой экономической зоны вправе в отношении собственных основных средств применять к норме амортизации специальный коэффициент, не превышающий 2.
Существуют и иные преференции по исчислению и уплате налога на прибыль для резидентов ОЭЗ, в частности, резиденты особой экономической зоны в Калининградской области применяют особый порядок уплаты налога на прибыль организаций, установленный ст. 288.1 НК РФ.
Льготный порядок уплаты налога применяется в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта. Согласно ст. 288.1 НК РФ доходы резидентов ОЭЗ в Калининградской области, полученные при реализации инвестиционного проекта, в течение первых шести лет облагаются по ставке 0 %. В период с седьмого по двенадцатый календарный год включительно ставка налога на прибыль уменьшается на 50 %. Применение особого порядка возможно только при организации раздельного учета доходов и расходов при реализации инвестиционного проекта.
Транспортный налог
Транспортный налог относится к числу региональных. При его установлении законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы по его уплате. Например, налоговые льготы по транспортному налогу предусмотрены ст. 9 Закона г. Москвы от 09.07.08 № 33 «О транспортном налоге»: от его уплаты освобождаются резиденты особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград». Льгота предоставляется сроком на пять лет с момента регистрации транспортного средства, право на льготу подтверждается выпиской из реестра резидентов особой экономической зоны.
Помимо Москвы, льготы по транспортному налогу предоставляются в Томской и Липецкой областях, Краснодарском крае, г. Дубне, Татарстане.
Налог на имущество организаций
Статьей 381 НК РФ предусмотрена льгота для резидентов ОЭЗ в виде освобождения от уплаты налога на имущество на 10 лет. При этом возможно, если имущество учитывается на балансе резидента ОЭЗ, создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ в рамках соответствующего соглашения, используется и расположено на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании зоны.
Помимо льгот, установленных в целом для резидентов ОЭЗ, законодательством предусмотрены преференции, которые могут применяться только на территории определенной зоны. Например, в ОЭЗ в Калининградской области существует особый порядок уплаты налога на имущество, установленный ст. 385.1 НК РФ. Он применяется к имуществу, созданному или приобретенному при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом от 10.01.06 № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Организации получают право уплачивать налог на имущество первые 6 календарных лет, начиная со дня включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области, по ставке 0 %; с 7-го по 12-й календарный год включительно – на 50 % меньше ставки, установленной законом Калининградской области.
Земельный налог
Статьей 395 НК РФ предусмотрена налоговая льгота для резидентов особых экономических зон (кроме судостроительных организаций) в виде освобождения от уплаты налога сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на земельный участок.
Кроме того, с 1 января 2012 г. освобождены от уплаты налога судостроительные организации — резиденты промышленно-производственной особой экономической зоны в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения производственного назначения. Это недвижимое имущество должно находиться в собственности налогоплательщика и использоваться для строительства и ремонта судов. Освобождение действует в течение 10 лет со дня регистрации судостроительной организации в качестве резидента ОЭЗ.

Упрощенная система налогообложения
Действующее законодательство позволяет резидентам некоторых особых экономических зон применять специальные налоговые режимы, например, упрощенную систему налогообложения. В этом случае резиденты особых экономических зон должны соблюдать условия применения специального режима, установленные законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем местными законами могут быть предусмотрены льготы по уплате налога при упрощенной системе налогообложения. В частности, Законом Томской области от 07.04.09 № 51-ОЗ «Об установлении на территории Томской области налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения» установлена пониженная ставка 5 % ¬ ¬- для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» и являющихся резидентами технико-внедренческой зоны г. Томска.
Для некоторых особых экономических зон установлен запрет на применение упрощенной системы налогообложения. Например, ограничение в виде невозможности применения УСН установлены п. 2, 3 ст. 4 для резидентов ОЭЗ в Калининградской области.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование
Для определенной группы резидентов особых экономических зон, осуществляющих выплаты физическим лицам, установлены пониженные тарифы страховых взносов. К данной группе страхователей относятся организации и индивидуальные предприниматели, которые:

  • заключили с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производят выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой или промышленно-производственной ОЭЗ;
  • заключили с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производят выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных в кластер.

В течение 2012 — 2017 гг. организации ОЭЗ, имеющие право на применение пониженного тарифа, уплачивают страховые взносы по совокупному тарифу в размере 14 %, из которых 8 % уплачивается в ПФР, 2 % — в ФСС РФ и 4 % — в ФОМС.
Таким образом, резиденты особых экономических зон получают экономию в части уплаты страховых взносов в размере 16 % с выплат, осуществляемых в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
от 7 днейот 10 000 руб.гарантия 6 месяцев

Особые экономические зоны (употребляется также термин – свободные экономические зоны) – отделенные от основной территории государства формы социализации и хозяйствования.

ОЭЗ или СЭЗ получают в юридическом отношении особый статус и большой перечень льгот и преимуществ, отсутствующих на остальной территории страны. Речь идет о специальных налоговых и таможенных послаблениях для отечественных или зарубежных предпринимателей.

Основная задача особой экономической зоны – создание пускового механизма для социального и экономического развития критически важных регионов, базовых отраслей и страны в целом.

Свободные экономические зоны в России

Особую роль ОЭЗ в экономике и социальной жизни РФ подтверждают сухие статистические данные.

В стране на сегодня функционируют:

  • одна портовая;
  • пятнадцать промышленных и производственных;
  • семь технических (с целью внедрения);
  • десять туристических/рекреационных зон.

Это больше трех десятков СЭЗ, 760 резидентов и 140 компаний с зарубежным капиталом из тридцати государств. За пятнадцать лет существования общая сумма инвестиций в свободные зоны превысила четыреста миллиардов рублей. Передовая форма хозяйствования позволила увеличить количество рабочих мест на сорок тысяч, а налоговых поступлений и таможенных сборов – на сто и пятьдесят миллиардов соответственно.

Правительством РФ утверждено создание еще трех ОЭЗ – в Нижегородской и Саратовской области, а также в Башкортостане.

Предполагается, что потенциальные инвестиционные вложения в новые зоны к концу десятилетия превысят 35 миллиардов рублей. Это снижение ресурсной нагрузки на бюджет страны и регионов.

Типы ОЭЗ

Обязательное условие для всех ОЭЗ в России – обеспечение инновационной инфраструктуры с совершенно новыми условиями взаимодействия. Но по ряду особых характеристик и признаков свободные зоны могут существенно различаться.

Каждая отдельная СЭЗ – это свой особый тип:

  • хозяйствования;
  • организации;
  • интеграции в базовую экономику;
  • вовлечения с учетом национальных особенностей;
  • льгот и послаблений.

Развитие особых экономических зон в РФ входит в компетенцию специальной управляющей компании АО «Особые экономические зоны». Ее единственный и неизменный акционер – государство.

Льготы ОЭЗ

Свободные экономические зоны с разным целевым направлением – это благоприятные условия для определенных видов бизнеса, возможность пользоваться конкурентными преимуществами и реализация конкретных проектов.

Локализация производственных мощностей в РФ и выход на рынки Европы и Азии осуществляется за счет:

  • Минимального администрирования.
  • Льгот и преференций по налогообложению и таможенным сборам.
  • Снижения стоимости аренды или выкупа земельных участков.

Инвестиционные проекты на начальной стадии реализации получают существенную и многогранную помощь от управляющей компании свободной зоны и подкрепляются юридическим сопровождением.

Создание ОЭЗ

Особые экономические зоны входят в число самых перспективных и масштабных проектов. Их цель – привлечение выгодных инвестиций в наиболее приоритетную для страны экономическую деятельность. Решение об открытии и закрытии СЭВ принимается Правительством РФ.

Основание – заявка от высшего исполнительного органа, представляющего субъект РФ.

Она выражает необходимость в стимулировании социальной и экономической созидательной деятельности на определенной территории, в конкретной республике или регионе.

ОЭЗ позволяет привлечь прямые иностранные инвестиции, увеличить количество рабочих мест, развить экспортную базу, снизить ресурсные затраты, освоить и развить новые территории и приблизить производство к потребителю.

Деятельность ОЭЗ

В нашей стране организация и деятельность свободных экономических зон (со сроком на сорок девять лет) осуществляется в рамках Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

В них действует льготный режим для предпринимательской деятельности и процедурные особенности свободной таможенной зоны.

Наиболее эффективными направлениями в РФ считаются:

  • обрабатывающие и высокотехнологичные предприятия;
  • курорты и объекты туризма и рекреации;
  • портовая и транспортная инфраструктура;
  • разработка и коммерциализация технологий;
  • производство новой товарной продукции.

Указанные сферы деятельности в разных регионах России (особенно граничащих с соседними государствами) приносят стабильный доход и открывают перспективы для инновационного улучшения климата.

Сопровождение ОЭЗ

Большинству частных предпринимателей в свободных экономических зонах требуется серьезное сопровождение – при получении льгот и преференций, планировании с учетом инвестиций, развитии проектов и территорий.

Специализация и разделение целого ряда разнородных функций позволяют быстро и эффективно подготовить концепцию стратегии и развития бизнеса в ОЭЗ.

Все требования местных органов власти учитываются специалистами ГК «СЭНК” при сопровождении ОЭЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *