Риск ориентированный подход

Н.В. Макарейко

Макарейко Николай Владимирович — доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры административного права и процесса Нижегородская академия МВД России

Риск-ориентированный подход при осуществлении контроля и надзора

За безопасность необходимо платить, а за ее — отсутствие расплачиваться.

У. Черчилль

Отправление государственного контроля (надзора) традиционно привлекает внимание исследователей. Такая ситуация объясняется, тем, что необходимо обеспечить законность в ходе осуществления соответствующей деятельности, а с другой стороны — избрать и применить оптимальные формы и методы контрольно-надзорной деятельности. При реализации такого подхода будет должным образом обеспечена законность, а также защищены права и свободы субъектов, чья деятельность выступает в качестве объекта контроля (надзора).

В 2015 году базовый Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»1, которым регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, был дополнен ст. 8.1 «Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)»2. В части 2 выше указанной статьи определено, что «риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности».

Было бы ошибочным считать, что именно с 2015 года риск-ориентированный подход получил свою «прописку» в практике осуществления контроля (надзора). А.В. Мартыновым убедительно, со ссылками на действующее законодательство, доказано, что и ранее в практике контрольно-надзорной деятельности предпринимались попытки по его внедрению, о чем свидетельствует отправление таможенного контроля, портового контроля, надзора в области промышленной безопасности, государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, налогового контроля, надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, надзора в области обращения с отходами, контроля за обеспечением безопасности топливно-энергетического комплекса, пожарного надзора, надзора в области гражданской обороны3.

Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности находится во взаимосвязи с рисками, которые возникают в различных сферах и областях деятельности. Краткий исторический экскурс позволяет заключить, что легальное определение понятия «риск» содержится в Федеральном законе от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»4, где он определяется как «вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда».

Использование риск-ориентированного подхода направлено не только на признание существования рисков, а на их управление. На данную особенность неоднократно обращалось внимание в литературе.

1 О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1), ст. 6249.

2 О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2015. № 29, ч. I., ст. 4372.

3 См.: Мартынов А.В. Риск-оринетированный контроль и надзор: понятие, содержание и основные направления внедрения в существующую практику // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Россия, Нижний Новгород, 9-10 июня 2016 г. / отв. ред. А.В. Мартынов. Н. Новгород, 2016. С. 310-320. С. 55-66.

Ю.А. Дятлов, рассматривая проблему правореализационного риска, отмечает, что в рамках философской системно-деятельностной концепции риска выделяет как элемент управленческой деятельности, который представляет собой «совокупность вероятных экономических, политических, экологических и других положительных и неблагоприятных последствий, потерь иприобретений, которые могут наступить при выборе и реализации конкретных управленческих решений»1.

В ходе проведения диссертационного исследования Р.А. Крючковым акцентируется внимание на потенциале права при осуществлении управления рисками: «Правовое управление рисками — это волевая деятельность субъектов управления, направленная на правовую регламентацию отношений, связанных с рисковыми явлениями, правовой контроль над рисками, и оперативное воздействие на риски, возникающие в юридической деятельности»2.

В специальной литературе отмечено, что внедрение риск-ориентированного подхода в рамках государственного контроля (надзора) требует создания соответствующей системы управления рисками3, под которыми понимается «совокупность мероприятий, направленных на снижение риска до приемлемого уровня путем оценки уровня риска хозяйствующих субъектов (используемых ими объектов) с последующим применением административно-правовых режимов начала осуществления хозяйственной деятельности, обязательных требований и процедуры осуществления государственного контроля (надзора), дифференцирования исходя из уровня риска каждого подконтрольного лица (объекта)»4.

Следует признать, что развитие современного общества сопровождается увеличением их числа в самых различных сферах и областях деятельности. В этой связи следует идти по пути своевременной диагностики (предвидения, поиска) риска, их идентификации, типизации, принятия соответствующих управленческих решений, направленных на его ликвидацию, минимизацию соответствующих негативных последствий.

Можно выдвинуть предположение, что внедрение риск-оринтированного подхода при отправлении контроля (надзора) является необходимым и перспективным сценарием развития ситуации в данной области. Вместе с тем возникает ряд вопросов, которые требуют решения.

Обращение к статье 8.1 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» позволяет заключить, что законодателем широко задействован метод бланкетного конструирования и использованы отсылки к подзаконным нормативным правовым актам. Так, постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 года № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» на данным момент предусмотрено почти сорок видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода5. Следует отметить, что изначально предполагалось включить только четыре вида деятельности, на которые распространялся бы риск-ориентированный подход, а, именно: федеральный государственный противопожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральный государственный надзор в области связи, федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства. Правительство РФ посчитало необходимым расширить практику применения выше названного подхода, чем и объясняется расширение более чем в десять раз перечня подконтрольных видов деятельности.

Закономерно возникает вопрос о целесообразности такого подхода. Насколько аргументированны те критерии, которыми руководствуется Правительство РФ при отнесении соответствующего вида деятельности для осуществления риск-ориентированного подхода при отправлении государственного контроля (надзора).

В постановлении Правительства РФ от 17 августа 2016 года № 806 закреплены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности. В этой связи осуществлена дифференциация рисков с привязкой к соответствующим классам (категориям) опасности и определена периодичность проведения проверки:

1) чрезвычайно высокий риск, соответствует 1-му классу (категории) опасности;

2) высокий риск, соответствует 2-му классу (категории) опасности;

1 Дятлов Ю.А. Правореализующий риск (проблемы теории и практики): дис. … канд. юрид. наук. Владимир, 2006. С. 15.

2 Крючков Р.А. Риск в праве: генезис, понятие и управление: дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2011. С. 21.

3 См.: Майоров В.И. Реформа государственного контроля и надзора в Российской Федерации: внедрение риск-оринетированного подхода // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Россия, Нижний Новгород, 29-30 июня 2017 г. / отв. ред. А.В. Мартынов. Н. Новгород, 2017. С. 310-320.С. 55-66.

4 Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: аналитический доклад. М., 2016. С. 18.

5 См.: О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 35, ст. 5326.

3) значительный риск, соответствует 3-му классу (категории) опасности;

4) средний риск, соответствует 4-му классу (категории) опасности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) умеренный риск, соответствует 5-му классу (категории) опасности;

6) низкий риск, соответствует 6-му классу (категории) опасности.

Правотворческие полномочия по определению класса (категории) опасности соответствующего вида деятельности с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований делегированы на уровень соответствующих органов исполнительной власти1.

Следует учитывать, что роль выработки и закрепления тех критериев, посредством которых осуществляется отнесение соответствующих видов деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством РФ в отношении отдельного вида деятельности при условии, что они не установлены федеральными законами2.

В случае, когда объект государственного контроля (надзора) может быть причислен к различным классам (категориям) опасности, то происходит его отнесение к более высокому классу (категории) опасности. Необходимо отметить, что в случае не присвоения объектам государственного контроля (надзора) определенного класса опасности или категории риска, то они относятся к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска или классу опасности. Наряду с этим следует отметить, что в целях информационного обеспечения контрольно-надзорной деятельности в случае отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности соответствующий орган государственного контроля (надзора) размещает информацию о данных объектах на своем официальном сайте.

Действующим законодательством реализуется динамический подход по решению вопроса о категориях риска, классах опасности объектов контроля-надзора. Об этом свидетельствует закрепление правомочий юридических лиц или индивидуальных предпринимателей на подачу заявления в орган государственного контроля (надзора) об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности. В этой связи возможно осуществление оперативного корректирующего воздействия, что свидетельствует о динамическом подходе по управлению рисками при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

В соответствии с положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) допускается использование субъектами, осуществляющими данную деятельность органами государственного контроля (надзора) индикаторов риска нарушения обязательных требований, что является основанием для проведения внеплановых проверок. Данные индикаторы разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральными органами исполнительной власти и должны быть размещены в сети «Интернет»3.

1См.: О внедрении Методических рекомендаций (вместе с «МР. 5.1. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба России. Организация Госсанэпидслужбы России. Классификация хозяйствующих субъектов и видов деятельности по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий. Методические рекомендации»): приказ Роспотребнадзора от 30 сентября 2015 г. № 1008 // Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора. 2016. Декабрь. Вып. 4.

2 См.: О федеральном государственном пожарном надзоре (вместе с «Положением о федеральном государственном пожарном надзоре»): постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 17, ст. 1964; Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: постановление Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875 // Собрание законодательства РФ, 2012, № 37, ст. 4995; Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 1 марта 2018 г. № 213 // Собрание законодательства РФ. 2018. № 11, ст. 1628; О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (вместе с «Положением о федеральном государственном надзоре в области связи», «Положением о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха», «Положением о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов», «Положением о федеральном государственном надзоре в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания», «Положением о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах», «Положением о государственном ветеринарном надзоре», «Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре»): постановление Правительства РФ от 5 июня 2013 г. № 476 // Собрание законодательства РФ. 2013. № 24, ст. 2999. и др.

3 См.: Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых для определения необходимости проведения внеплановых проверок при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами государственного земельного надзора: приказ Минэкономразвития России от 9 января 2018 г. № 7 // URL:http://www.pravo.gov.ru, (дата обращения: 13.04.2018); Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований аккредитованными лицами: приказ Минэкономразвития России от 28 августа 2017 г. № 437 // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://www.pravo.gov.ru, (дата обращения: 16.03.2018).

В литературе при анализе риск-ориентированного подхода отмечают, что «одним из основных направлений реформирования действующей системы государственного контроля и надзора определен переход от применения всеобщего контроля (надзора) к дифференцированному подходу планирования проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям»1.

В.И. Майоровым делается акцент на перспективы внедрения риск-ориентированного подхода, что связывается с переходом от контроля за процессом к контролю за результатом. «При таком подходе теряют значение формальные уточнения того, какие технические решения реализует предприниматель для достижения заданного уровня безопасности, приоритетное значение имеет лишь достоверная и прозрачная оценка уровня риска потенциального и причиненного вреда. Для бизнеса это открывает возможности по внедрению инновационных технологий и удешевлению производства, а для государства позволит сосредоточить работу на наиболее значимых направлениях, повысить эффективность института государственного контроля и надзора, улучшить экономическую обстановку в стране»2.

Вызывает закономерные вопросы скорость распространения риск-ориентированного подхода в различных видах деятельности, что сопряжено с потенциальными рисками при реализации данного подхода. При этом следует учитывать те дополнительные ресурсные затраты, которые связаны с переходом на новые модели осуществления контрольно (надзорной) деятельности. В частности, речь идет о реформировании банковского надзора3, что весьма важно в свете финансово-экономического кризиса и введения санкционного режима в отношении российского финансово-банковского сектора4.

При анализе риск-ориентированного подхода на страховом рынке С.Ю. Янова отмечает наличие ряда возникающих при этом сложностей, признавая необходимость его внедрения. «На фоне объективно существующих проблем макроэкономического характера, социально-экономических, правовых, структурно-экономических и других серьезных внешних рисков можно констатировать, что страховой сектор более или менее уверенно справляется с возрастающей нагрузкой, а его вынужденные потери несравнимы с другими отраслями экономики»5.

Ускоренными темпами реализуется риск-ориентированный подход в сфере труда6. Е. Бутаевой отмечены противоречивые интересы, которые сталкиваются в сфере охраны труда. С одной стороны -менеджмента в области охраны труда и субъектов, осуществляющих контроль (надзор) в данной обла-сти7. В этой связи важно усилить защищенность работников с учетом существующих рисков, а с другой -минимизировать «давление» на работодателя, что должно повлечь за собой снижение себестоимости производимой продукции, оказываемых услуг.

С учетом сложной демографической обстановки в стране, следует уделить повышенное внимание контролю за качеством оказания медицинской помощи. Ее специфика требует конструирования особого контрольного механизма8, где были бы учтены как риски медицинского вмешательства, бездействия медицинского работника, также был сформирован механизм защиты медицинских работников от необоснованного правового преследования.

Подводя краткий итог, следует отметить ряд рисков, которые возникают в связи с реализацией риск-ориентированного подхода. Вызывает опасения, что из-под внимания субъектов контроля (надзора) могут «уйти» определенные виды деятельности, которые представляют потенциальную опасность. За

1 См.: Мартынов А,В. Риск-оринетированный контроль и надзор: понятие, содержание и основные направления внедрения в существующую практику // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Россия, Нижний Новгород, 9-10 июня 2016 г. / отв. ред. А.В. Мартынов. Н. Новгород, 2016. С. 310-320. С. 73.

2 Майоров В.И. Реформа государственного контроля и надзора в Российской Федерации: внедрение риск-оринетированного подхода // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Россия, Нижний Новгород, 29-30 июня 2017 г. / отв. ред. А.В. Мартынов. Н. Новгород, 2017. С. 83.

3 См.: О Методических рекомендациях по организации кредитными организациями внутренних процедур оценки достаточности капитала: письмо Банка России от 29 июня 2011 г. № 96-Т // Вестник Банка России. 2011. № 37.

4 См.: Костюк М.Ф., Кошелева М.В. Банковские риски и их правовые последствия // Российский следователь. 2017. № 6. С. 24-27.

6 См.: Об утверждении Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015-2020 годы): распоряжение Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 1028-р // Собрание законодательства РФ. 2015. № 24, ст. 3508; Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда: приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н // Российская газета. 2016. 2 ноября; Об утверждении Типового положения о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев): приказ Росте-хнадзора от 30 ноября 2017 г. № 520 // URL: http://www.pravo.gov.ru, (дата обращения:09.01.2018).

7 См.: Бутаева Е. Государственное регулирование охраны труда: риск-ориентированный подход // Трудовое право. 2017. № 1. С. 95-112.

8 Тимофеев И.В. Медицинские и правовые аспекты рисков медицинской помощи: медицинского вмешательства и бездействия медицинского работника // Медицинское право. 2017. № 4. С. 8-13.

снижение нагрузки на бизнес может быть «уплачена» высокая цена, то есть пострадают права и свободы граждан, которые являются потребителями соответствующих потенциально опасных угроз. Нельзя признать оправданным сохранение высокого уровня подзаконного нормативного правового регулирования, что объясняется широким применением бланкетного регулирования при внедрении риск-ориентированного подхода. Можно было бы предположить, что в проекте Федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации», подготовленном Минэкономразвития России, произойдет сокращение объема подзаконного нормативного правового регулирования, но эти надежды не оправдались. Следует иметь в виду, что осуществление контроля (надзора) является зоной высокой напряженности. В этой связи необходимо взвешенно подойти к решению данной проблемы, обеспечив должный баланс между необходимостью обеспечения безопасности с учетом существующих и потенциальных рисков подконтрольных видов деятельности и обеспечения свободы осуществления экономической деятельности.

Мы полагаем, что наряду с унификацией, необходимо осуществить дифференциацию нормативного правового регулирования контрольно-надзорной деятельности1. В этом случае можно будет выстроить оптимальную высокоэффективную модель отправления контроля (надзора).

Применение риск-ориентированного подхода при организации Роспотребнадзором плановых проверок

Риск-ориентированный подход представляет собой специальный метод организации и осуществления надзора.

Этот метод (ч. 2 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ) предполагает, что Роспотребнадзор сначала классифицирует по категориям риска все производственные объекты, которые должны и могут подвергнуться его надзору. Категория риска рассчитывается (ч. 3 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, информация Роспотребнадзора от 28.07.2017) по тяжести потенциальных последствий, которые наступят, если не будут соблюдены соответствующие обязательные требования (например, сколько людей могут отравиться, если объект общественного питания определённой вместимости не будет проводить надлежащую санитарную обработку) и по степени вероятности несоблюдения обязательных требований (например, для отраслей, традиционно «погрязших» в предписаниях, такой риск, разумеется, будет повышенным).

Затем на основе этой классификации надзорный орган определяет, к какой категории риска опасности относится деятельность, а также используемые в процессе деятельности объекты каждого конкретного поднадзорного ему предпринимателя или организации. В зависимости от категории риска для этого объекта будут проводиться «свои» профилактические меры и будет установлена периодичность проведения плановых проверок — эта периодичность зависит только от категории риска. Другими словами, если деятельность организации связана с высокими рисками — проверять будут часто и тщательно. Если деятельность, наоборот, низкорисковая — проверок будет меньше, а может быть, и вообще не будет.

Риск-ориентированный подход в федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре введен с 3 сентября 2016 года (п. 2 Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 (далее — Постановление N 806), п. 10.1 Положения N 476). Поэтому уже с 2017 года плановые проверки в сфере санэпиднадзора проводятся (в том числе) с учетом категории риска, присвоенной объекту.

Внимание

С 18 марта 2017 года риск-ориентированный подход введен в отношении надзора в области защиты прав потребителей (п. 26 Перечня, утв. Постановлением N 806), но на практике пока не применяется, поскольку отсутствуют необходимые подзаконные акты, см. пп. «л» п. 3.1 Постановления N 806). Однако Роспотребнадзор надзирает и во многих других сферах, помимо санитарно-эпидемиологического надзора и надзора за защитой прав потребителя. В этих сферах риск-ориентированный подход заработает с 1 января 2018 года, если Правительство РФ не ускорит его введение (ч. 2 ст. 2 федерального закона от 13.07.2015 N 246-ФЗ).

Общие правила расчета риска установлены Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806, далее — Правила N 806). Конкретные правила расчета категории риска содержатся в Положении N 476.

При этом каждый объект относится к одной из шести категорий риска: чрезвычайно высокого риска, высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого рисков (п. 20 Положения N 476). Все объекты попадают в перечни объектов госнадзора, которым присвоены категории риска. Эти перечни ведет сам Роспотребнадзор (п. 21 Положения N 476). А на его официальном сайте должна размещаться и поддерживаться в актуальном состоянии информация об объектах категорий чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков (п. 23 Положения N 476, п. 12 Правил N 806).

Категория риска определяется и присваивается как объектам, которые используются организациями и предпринимателями, так и тем видам деятельности, которыми занимаются организации и предприниматели (п. 17 Положения N 476). В нормативно-правовых актах и собственно объекты, и сама деятельность именуются «объектами надзора».

Организации и предприниматели могут обратиться в Роспотребнадзор с запросом о том, какая категория риска присвоена их объектам или деятельности, и почему (то есть на основании каких сведений). Роспотребнадзор обязан сообщить запрошенные сведения (п. 13 Правил N 806, п. 25 Положения N 476). Бизнес-субъекты могут также заявить в Роспотребнадзор о том, что необходимо изменить категорию риска, присвоенную объекту ранее (ч. 6 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, п. 17 Правил N 806, п. 26 Положения N 476).

Если ведомство ответит отказом (или не ответит вообще), заявитель вправе обжаловать решение (бездействие) Роспотребнадзора в вышестоящий орган Роспотребнадзора, руководителю Роспотребнадзора — главному санитарному врачу и (или) в суд (п. 22 Правил N 806, ч. 1 ст. 54 Закона N 52-ФЗ).

Риск — это экономическая категория, отражающая вероятность возникновения неблагоприятных последствий с учетом влияния обстоятельств, которые можно или нельзя контролировать. Например, наниматели рискуют быть наказанными, если они игнорируют нормы ТК РФ. С 2018 года при проверке работодателей на предмет соблюдения трудового законодательства используется риск-ориентированный подход, а все организации и ИП делятся по категориям риска.

Закон требует публиковать категории рисков предприятия на официальном сайте Роструд РФ, чтобы у бизнеса была информация. И ведомство регулярно публикует эти данные, ежегодно обновляя сведения. Но общественности доступен только перечень работодателей по категориям риска «высокий» и «значительный». Их в первую очередь проверяют, т. к. Роспотребнадзор и иные органы считают предприятия этого уровня самыми неблагополучными (нарушения регистрируются вновь и вновь).

Способа, как узнать категорию риска организации по ИНН на сайте Роструда, пока не придумали. Единственное — вы по ИНН проверяете себя в списках работодателей с высоким и значительным уровнем опасности.

Если в этих двух списках вас нет, как узнать, какую категорию риска присвоил компании или предпринимателю Роструд? Самое простое — подать запрос в ГИТ. Ответ на запрос, по закону, присылают в течение 15 рабочих дней.

В чем суть риск-ориентированного подхода

Использование риск-ориентированного подхода (РОП) предусмотрено:

  • ст. 8.1 ФЗ от 26.12.2008 № 294;
  • Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875;
  • Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.

РОП — это способ организации надзора, в рамках которого суровость проведения проверок контролирующими органами зависит от присвоенной категории риска по охране труда компаниям и ИП. При присвоении класса опасности во внимание принимается тяжесть результатов несоблюдения ТК РФ.

📌 Реклама Отключить

При проведении проверок используется подход, при котором пристальное внимание проверяющих органов уделяется потенциально неблагополучным предприятиям. Благодаря этому, число проверок в отношении добросовестных работодателей уменьшается.

Как оценивают степень опасности причинения вреда

На государственном уровне утвержден специальный приказ о присвоении объектам категорий риска — это Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. В нем описан общий порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории или классу опасности. Но для каждого отдельного вида проверок контролирующие органы вправе утвердить собственные правила, как определить категорию риска предприятия, и собственные критерии.

В сфере контроля соблюдения трудового законодательства Роструд решил использовать общие правила. Чтобы узнать категорию риска деятельности юридического лица, следует обратиться к приложению к Постановлению Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, где представлены критерии отнесения к определенному классу или категории. Один из них — потенциальная опасность. В зависимости от этого показателя работодателей делят на следующие классы:

Категория риска

Показатель потенциального риска

Высокий

1 и более

Значительный

От 0,99 до 0,75

Средний

От 0,74 до 0,5

Умеренный

От 0,49 до 0,25

Низкий

Менее 0,24

Но для отнесения работодателя к конкретному классу одного критерия недостаточно, есть и другие. А еще утверждена особая форма, позволяющая рассчитать показатель потенциального риска причинения вреда:

Р = Т Ку,

где:

  • Т — показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения организациями или ИП обязательных требований;
  • Ку — коэффициент устойчивости добросовестного поведения организаций или ИП, связанного с исполнением обязательных требований.

📌 Реклама Отключить

А Ку рассчитывается для каждого работодателя на основании следующих показателей:

  • наличие несчастных случаев;
  • факт задолженности по зарплате;
  • наличие факта назначения административных наказаний.

Чтобы понять, за какие нарушения организации присвоена та или иная степень риска, ГИТ разработал специальную памятку для работодателей.

Также Роструд опубликовал перечни актов, содержащих требования, соблюдение которых оценивается при проведении проверок. Полный список размещен на сайте ведомства.

Кто присваивает классы опасности и как их изменить

Из Постановления № 875 понятно, кто вправе присваивать работодателям категорию высокого риска. К наивысшему классу опасности компанию или ИП вправе отнести только главный государственный инспектор труда РФ и его заместители. Об отнесении к иным категориям (умеренного, среднего и значительного риска) выносят решения главные государственные инспекторы труда субъектов РФ.

Чтоб изменить класс опасности, юрлицо или ИП вправе обратиться с заявлением. Но пересмотреть решение о категории риска сможет только то должностное лицо, которое его вынесло.

📌 Реклама Отключить

Класс опасности меняется и автоматически:

  • повышается, если у работодателя произошел несчастный случай со смертью;
  • понижается, если проверки не выявили нарушений.

Проверки Роструда по регламенту

С 22 октября Роструд обязан проводить проверки работодателей по административному регламенту, утв. Приказом от 13.06.2019 № 160. В документе описана последовательность действий инспекторов, их полномочия, обязанности и права компаний и ИП. Поскольку регламент написан по нормам международных конвенций, Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при проверках, Постановления Правительства от 01.09.2012 № 875, никаких новых правил в нем нет. Но ознакомиться с ним все же следует, чтобы в случае превышения полномочий указать на это проверяющим или обжаловать их решения.

По общим правилам, продолжительность проверки Роструда — не более 20 рабочих дней. Малое предприятие инспектируют не более 50 часов в год, а плановая выездная проверка микропредприятия должна длиться не более 15 часов в год. Помимо этого, инспекторы при создании графика визитов к работодателям обязаны следовать риск-ориентированному подходу.

Как категория риска влияет на периодичность проверки

Зная, где посмотреть категорию риска организации, в дальнейшем легко определить, с какой периодичностью проводятся плановые проверки в отношении конкретного работодателя. В Письме Минтруда РФ от 12.04.2017 № ТЗ/1330-11-2 описаны следующие правила:

Категория риска

Периодичность проверок

Высокий

Один раз в 2 года

Значительный

Один раз в 3 года

Средний

Один раз в 5 лет

Умеренный

Один раз в 6 лет

Низкий

Плановые проверки не проводятся

Чего ждать добросовестным предпринимателям

Чиновники обещали, что работодателей, у которых отсутствуют нарушения, проверять перестанут. Но чтобы не привлечь к себе внимание контролирующих органов, им расслабляться не стоит: они должны своевременно отчитываться и сдавать разные документы. Также помните, что по жалобе трудящихся инспекторы вправе прийти на предприятие для проведения внеплановой проверки.

Что такое проверочные листы

С 2018 года контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства инспекторы осуществляют по проверочным листам.

📌 Реклама Отключить

В проверочных листах, утв. Приказом Роструда от 10.11.2017 № 655, содержатся контрольные вопросы, на которые нужно ответить. Каждый лист посвящен тому или иному предмету обсуждения: правильности оформления контрактов, режиму труда и отдыха работников, трудоустройству лиц с ограниченными возможностями и т. д. Чек-листы опубликованы на сайте Федеральной службы по труду и занятости.

При плановых проверках работодателей, относящихся к категории умеренного риска, проверочные листы применяются с 01.01.2018. С 01.06.2018 их используют при плановых проверках всех нанимателей.

О нарушениях, выявляемых при проверках

Выявляемые в ходе проверок нарушения носят разноплановый характер. Нужно понимать, что за несоблюдение трудового законодательства работодателю придется нести ответственность по КоАП РФ. Что сулят наиболее частые нарушения?

Например, уклонение от заключения трудового договора с сотрудником влечет наложение штрафа (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.

📌 Реклама Отключить

Задержка заработной платы либо установление работнику зарплаты в размере менее МРОТ влечет предупреждение или наложение штрафа (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на предприятие — от 30 000 до 50 000 руб.

Во избежание привлечения к административной ответственности рекомендуем работодателям соблюдать трудовое законодательство и не допускать нарушений в сфере трудовых отношений.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 августа 2016 г. № 806

МОСКВА

О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

В соответствии со статьей 81 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности;

перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 289)

перечень видов регионального государственного контроля (надзора), при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке; (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 289)

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральному медико-биологическому агентству, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций представить до 1 февраля 2017 г. в Правительственную комиссию по проведению административной реформы доклады о результатах реализации настоящего постановления.

3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по труду и занятости и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 3-месячный срок со дня принятия настоящего постановления внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации о включении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденный настоящим постановлением.

31. Федеральным органам исполнительной власти внести до 15 мая 2017 г. в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты актов Правительства Российской Федерации об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности:

a) Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для:

федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции;

федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения;

б) Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для:

федерального государственного экологического надзора (в части государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, осуществляемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, государственного надзора в области обращения с отходами, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ);

абзац; (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 289)

в) Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации — для регионального государственного экологического надзора;

г) Министерству сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для:

государственного земельного надзора, осуществляемого Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора);

абзац; (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 289)

д) (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 289)

е) Министерству транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для:

федерального государственного транспортного надзора;

федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности;

абзац; (Утратил силу с 28 феврвля 2019 г. — Постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 195)

ж) (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 289)

з) (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2018 № 1218)

и) Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для:

федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

абзац; (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2017 № 864)

абзац; (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2017 № 864)

государственного надзора в области гражданской обороны;

абзац; (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2017 № 864)

к) Министерству здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для:

государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств;

государственного контроля за обращением медицинских изделий;

л) Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти — для федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;

м) Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти — для федерального государственного энергетического надзора;

н) Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации — для регионального государственного строительного надзора;

о) Федеральной антимонопольной службе по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для:

государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации;

контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществляемого Федеральной антимонопольной службой;

государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа;

абзац; (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 289)

абзац; (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 289)

п) Министерству экономического развития Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти — для государственного земельного надзора, осуществляемого Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии;

р) Министерству промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти — для федерального государственного метрологического надзора, осуществляемого Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии;

с) (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 289)

32. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации внести до 1 мая 2020 г. в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты актов Правительства Российской Федерации об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности:

а) по согласованию с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти — для федерального государственного ветеринарного надзора;

б) по согласованию с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации — для регионального государственного ветеринарного надзора.

(Дополнено пунктом — Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 289)

(Пункт дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2017 № 245)

4. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в 3-месячный срок со дня принятия настоящего постановления представить в Правительственную комиссию по проведению административной реформы предложения о критериях отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности при осуществлении государственного регионального контроля (надзора).

5. Реализация настоящего постановления осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и средств, предусмотренных указанным органам на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства

Российской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806

ПРАВИЛАотнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 289)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов (далее — объекты государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, обозначаемому как классы опасности или категории опасности (далее — классы опасности).

2. Для отдельного вида государственного контроля (надзора) применяются категории риска либо классы опасности.

3. Перечень категорий риска или классов опасности, применяемый при осуществлении отдельного вида государственного контроля (надзора), включает от 3 до 6 категорий риска или от 3 до 6 классов опасности из числа категорий риска и классов опасности согласно приложению и устанавливается для видов федерального государственного контроля (надзора) — положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности, для видов регионального государственного контроля (надзора) — нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, а в случае его отсутствия — нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 289)

4. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, если такие критерии не установлены федеральным законом, устанавливаются с учетом настоящих Правил для вида федерального государственного контроля (надзора) — положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности, для видов регионального государственного контроля (надзора) — нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, а в случае его отсутствия — нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 289)

5. Перечень категорий риска или классов опасности и критерии отнесения к ним объектов государственного контроля (надзора) основываются на необходимости минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органа государственного контроля (надзора), позволяющем соблюдать установленную периодичность плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

6. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее — обязательные требования), и вероятность несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

7. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к классам опасности должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

8. Оценка тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований проводится с учетом возможной степени тяжести потенциальных случаев причинения вреда и (или) возможной частоты возникновения и масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев причинения вреда и (или) с учетом трудности преодоления возникших в их результате негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований.

9. При оценке вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований анализируется имеющаяся в распоряжении органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) (далее — органы государственного контроля (надзора), информация о результатах ранее проведенных проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя и назначенных административных наказаниях за нарушение обязательных требований.

10. При наличии критериев, позволяющих отнести объект государственного контроля (надзора) к различным категориям риска или классам опасности, подлежат применению критерии, относящие объект государственного контроля (надзора) к более высоким категориям риска или классам опасности.

11. Объекты государственного контроля (надзора), которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска или классу опасности.

12. При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.

Размещение информации осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

13. По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.

14. Включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки в отношении объекта государственного контроля (надзора), отнесенного к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности, осуществляется при истечении в году проведения плановой проверки установленного для вида федерального государственного контроля (надзора) положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности, а для вида регионального государственного контроля (надзора) — приложением к настоящим Правилам периода времени с даты:

а) окончания проведения последней плановой проверки объекта государственного контроля (надзора);

б) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора) уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления, если плановые проверки ранее не проводились, либо иного предусмотренного законодательством Российской Федерации действия или события.

(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 289)

15. Плановые проверки, периодичность проведения которых определена Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального зако

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *