Розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения

Бухучет в аптеке по общему порядку аналогичен ведению учета на предприятии торгово-розничной сферы. Нюансы зависят от специфики работы конкретного предприятия и от применяемой системы налогообложения. Рассмотрим такие нюансы подробнее.

Как может работать аптека?

Специфика учета при изготовлении лекарств по рецепту в аптеке

Специфика учета при прочих услугах населению

Особенности учетного контроля за лекарствами, отпуск и стоимость которых регулируются государством

Дополнительные регистры учета в аптеке

Итоги

Как может работать аптека?

Для аптечных предприятий характерны некоторые отличия от стандартной организации розничной торговли:

  1. Помимо продажи готовых лекарственных препаратов, аптека часто занимается и изготовлением лекарств по рецептам врача непосредственно в аптеке.
  2. Аптеки, специализирующиеся на продаже изделий медицинского назначения, могут также сдавать часть таких изделий в прокат.
  3. Существующие в РФ меры социальной государственной поддержки населения приводят к тому, что часть товаров в аптеке должна реализовываться только по определенным правилам и установленным ценам.
  4. Аптеки, имеющие разрешение на работу с веществами ограниченного оборота (далее — ВОО) — наркотиками, психотропными субстанциями — должны обеспечивать дополнительный предметно-количественный учет и контроль по ВОО.

Отличия от иных видов розничной торговли приводят к появлению соответствующих нюансов в бухучете аптечного предприятия.

Специфика учета при изготовлении лекарств по рецепту в аптеке

Процесс создания лекарства в аптеке включает в себя:

  • использование имеющихся в аптеке компонентов, необходимых для изготовления;
  • выполнение работ непосредственно по созданию лекарства — обработке и соединению компонентов;
  • фасовочные работы — развес и упаковку готового препарата, таблетирование и т. п.

ВАЖНО! Возможен вариант, когда лекарство создается из компонентов, предоставленных заказчиком (полностью либо частично).

Подобное распределение этапов неслучайно. Каждый из них должен найти свое отражение в бухгалтерских регистрах. Так, для этапа создания лекарства ведется один регистрационный журнал, а для этапа фасовки — другой.

Основной причиной такого деления является влияние этапов на налоговый учет по НДС:

  • на изготовление лекарства собственными силами и из собственных компонентов применяется ставка НДС 10% (подп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ), как на продукцию собственного производства, облагаемую по ставке 10%;
  • если аптека готовит лекарство из компонентов заказчика, стоимость услуг аптеки по такому изготовлению освобождена от НДС (подп. 24 п. 2 ст. 149 НК РФ). При этом, по мнению налоговиков, подобное освобождение действует только тогда, когда заказчик предоставил полностью все необходимые компоненты (например, см. письмо столичного УМНС от 21.06.2004 № 24-14/4/41004 «Рекомендации по проверке правомерности освобождения от НДС по ст. 149 НК»);
  • ряд компонентов, применяемых при создании лекарства (например, упаковочные материалы и тара), может облагаться НДС по ставке 18%. Тогда, в случае если стоимость такой тары включена в стоимость готового лекарства, облагаемого по ставке 10%, вся операция по продаже этого лекарства облагается по ставке 10% (письмо УМНС по Москве от 10.06.2002 № 24-05/26400).

Таким образом, при изготовлении лекарств в аптеке должен быть обеспечен раздельный учет по торговле готовыми препаратами и по созданию в самой аптеке препаратов по рецепту. Кроме того, для целей налогового учета в бухучете должны идентифицироваться:

  • собственные компоненты для создания лекарств;
  • давальческие компоненты, поступившие от заказчиков;
  • материалы и тара, облагаемые НДС по ставке 18%.

Специфика учета при прочих услугах населению

Кроме изготовления лекарств, специализированные аптечные предприятия могут оказывать населению услуги по прокату медицинской техники и изделий медназначения. Также некоторые аптеки могут работать как комиссионные магазины по реализации медтехники б/у.

В отношении продажи комиссионных медицинских товаров действуют нормы п. 2 ст. 156 НК РФ: комиссионные не облагаются НДС. Однако для применения нормы следует помнить обязательные условия такого освобождения (в соответствии со ст. 149 НК, на которую законодатель ссылается в ст. 156 НК):

  • медицинские изделия (техника) должны относиться к категории жизненно необходимых;
  • либо медицинские изделия (техника) могут использоваться исключительно для жизнеобеспечения либо реабилитации больных (инвалидов).

Отсюда следует, что бухгалтерский учет в аптеке, реализующей товары по комиссии, должен обеспечивать пообъектную аналитику принимаемых на комиссию товаров. Чтобы в дальнейшем была возможность правильно учесть их реализацию и комиссионные, в том числе для целей налогообложения.

Подробнее об освобождении от НДС читайте здесь.

В отношении услуг по прокату ситуация следующая: поскольку услуги по прокату отдельно в НК в качестве льготных не упомянуты, а по действующему классификатору ОКВЭД 029-2001 (утв. постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст) коды 71.40.6 «Прокат предметов медицинского обслуживания» и 71.34.6 «Аренда медицинской техники» относятся к разделу аренды, а не медицины — обложение НДС по прокату/аренде у аптек должно происходить на общих основаниях.

Больше об ОКВЭД и о грядущих изменениях узнайте из этой статьи.

Таким образом, в аптеках следует обеспечить и раздельный учет по операциям по передаче в прокат, в аналитике медтехники и медизделий.

Особенности учетного контроля за лекарствами, отпуск и стоимость которых регулируются государством

В соответствии со ст. 60 закона «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ государство устанавливает верхний предел цен для некоторых категорий лекарств по утверждаемым перечням. Критериями для попадания препарата в перечень обычно выступают жизненная потребность в данном препарате и его важность в комплексной медицинской помощи.

Из этого имеются несколько последствий для бухгалтера в аптеке:

  • Ведущий учет специалист должен быть знаком с действующим перечнем лекарств, цены на которые регулируются государством.
  • Следует обеспечить отдельный учет и контроль за ценообразованием по таким препаратам.
  • И еще одна необходимость часто возникает у коммерческих аптек, т. к. обычно продажа лекарств по лимитированным ценам в конечном итоге является убыточной. Следует уделить внимание анализу и планированию деятельности, чтобы убытки от реализации по регулируемым ценам компенсировались доходами от остальной реализации. В противном случае аптека может прогореть. Из этого становится понятно, что в бухучете должны быть реализованы некоторые управленческие принципы, позволяющие получать и анализировать информацию по сегментам ценообразования и планировать деятельность соответствующим образом.

ВАЖНО! В любой аптеке должен быть в наличии минимальный запас лекарств первой необходимости, большинство из которых включены в регулируемый перечень. Поэтому совсем исключить из аптечного оборота убыточные позиции нельзя.

Дополнительные регистры учета в аптеке

Для регистрации событий в деятельности аптеки предусмотрено ведение многих специфических форм. Например, следует вести отдельный регистр по неправильно оформленным рецептам, по показаниям приборов в помещениях, где хранятся лекарства и т.п. В этой статье остановимся на тех формах, которые могут служить также документами для бухучета:

  1. Журнал учета сроков годности лекарств (в соответствии с приказом Минздрава от 23.08.2010 № 706н). Порядок ведения утверждается руководством аптеки. Ведется в случае, если не обеспечен компьютерный учет в этом аспекте. На основании данных журнала и первичных документов осуществляется оперативное списание лекарств и изделий с истекшим сроком годности.
  2. Рецептурный журнал по форме А-2.1 или квитанции по форме А-2.2 (утв. методическими рекомендациями Минздрава от 14.05.1998 № 98/124). В журнал (квитанцию) вносится информация об изготовлении лекарства по рецепту, включая данные о стоимости и о компонентах, предоставленных пациентом.
  3. Журнал лабораторно-фасовочных работ (форма АП-11, утв. приказом Минздрава СССР от 08.01.1988 №14, снова рекомендована к применению п. 2.8 порядка, утв. приказом Минздрава от 14.12.2005 № 785).
  4. Акты об уничтожении рецептов (приложения 2 и 3 к порядку, утв. приказом Минздрава от 14.12.2005 № 785).
  5. Сигнатура (приложение 5 к порядку, утв. приказом Минздрава от 14.12.2005 № 785). По сути, обменивается на рецепт, содержит информацию из рецепта и прилагается к выдаваемому лекарству.

Итоги

Нюансы бухучета в аптеке связаны с особенностями налогообложения деятельности аптек в части НДС, а также с государственным регулированием аптечно-фармацевтического сектора.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Начало апреля — время бурной законодательной деятельности в связи с пандемией COVID-19 в России. На официальном интернет-портале правовой информации опубликован ряд документов, напрямую касающихся фармацевтической отрасли:

  1. Федеральный закон № 105-ФЗ от 03.04.2020 г. «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «Об информации» и Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств». Законы разрешают аптечным организациям розничную торговлю лекарственными препаратами дистанционным способом за исключением рецептурных лекарственных препаратов, наркотических и психотропных лекарственных препаратов, а также спиртосодержащих лекарственных препаратов с объемной долей этилового спирта свыше 25 %. В условиях чрезвычайной ситуации и/или при угрозе распространения опасного заболевания, что имеет место сейчас, Правительство РФ устанавливает временное разрешение на дистанционную розничную торговлю рецептурными лекарственными препаратами за исключением наркотических и психотропных препаратов, а также спиртосодержащих лекарственных препаратов с объемной долей этилового спирта свыше 25 %. Данная мера согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 105-ФЗ действует до 31 декабря 2020 г. В случае исчезновения угрозы распространения коронавирусной инфекции розничная торговля рецептурными лекарственными препаратами будет приостановлена.

Принятый Федеральный закон и ранее подписанный Указ Президента РФ № 187 от 17 марта 2020 г. «О розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения» разрешают аптечным организациям торговлю лекарственными препаратами дистанционно, но для ее реализации необходимо дождаться соответствующих регламентирующих документов Правительства РФ, в которых будут разъяснены:

— порядок выдачи разрешений на розничную торговлю лекарственными препаратами дистанционным способом Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения;

— требования к аптечным организациям, которые могут осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами дистанционно;

— сам порядок розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом;

— правила доставки лекарственных препаратов гражданам.

Что это значит?

Аптечные организации должны дождаться публикации нормативно-правовых актов, получить соответствующее разрешение от Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, соблюсти и выполнить все необходимые условия, и только тогда начинать розничную торговлю лекарственными препаратами дистанционным способом.

2. Постановление Правительства РФ № 431 от 03.04.2020 г. «Об установлении особенностей обращения медицинских изделий и ограничений на осуществление оптовой и розничной торговли медицинскими изделиями и о перечне таких изделий». Постановление определяет организации, которым разрешена оптовая и розничная продажа медицинских изделий:

Ограничен размер оптовой надбавки для каждого этапа товаропроводящей сети оптовых поставок (10 %) и розничная надбавка в аптечных организациях — не более 10 копеек за единицу товара (изделия).

Что это значит?

Не допускается реализация и отпуск медицинских изделий по ценам, превышающим размеры надбавок, указанных в данном постановлении Правительства. Для того, чтобы понять, нужно ли делать переоценку имеющегося товара в аптеке:

— поднимите регистрационное удостоверение на медицинское изделие, попавшее список

— проверьте код общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2)

— в случае, если код ОКПД 2 совпадает, переоцените товар, уменьшив наценку до 10 копеек и менее

Несоблюдение новых правил влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Постановление действует 90 дней с момента опубликования (6 апреля 2020 г.).

3. Постановление Правительства № 440 от 03.04.2020 г. «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году». Прохождение аккредитации специалистов на право осуществления фармацевтической деятельности переносится на срок до 12 месяцев.

4. Минздрав России опубликовал рекомендации работникам и работодателям в условиях пандемии COVID-19. Сотрудникам, которым в соответствии со служебными обязанностями необходимо общаться с большим количеством людей, в том числе и фармацевтическим работникам, настоятельно рекомендуется носить средства индивидуальной защиты — маски и перчатки, регулярно обрабатывать руки антисептическими средствами. Средства индивидуальной защиты рекомендовано предоставить работодателям.

Все материалы о COVID-19, полезные фармацевтическим работникам, мы собираем в специальном разделе сайта.

Самое важное по теме: гигиена рук, дезинфекция в аптеке, правила использования масок, мифы и факты о коронавирусе, фармконсултирование по жаропонижающим и гипотензивным во время пандемии.

Обсудить последние новости со всеми коллегами России вы можете в чатах:

  • Telegram: https://tglink.ru/pharmorden
  • ВКонтакте: https://vk.me/join/AJQ1d_D2XxaDy9IdzL0e6EqH

Заинтересовала статья? Узнать еще больше Вы можете в разделе Коронавирус

Поделиться в соц. сетях

Чтобы оставить комментарий к статье, вам нужно зарегистрироваться или войти

Отзывы

2Карасёва Галина Викторовна Ефремов Работник первого стола Спасибо, информация очень полезная в нашей работе, ждём новой 15.04.2020 в 15:45 Ответить Чтобы оставить комментарий к статье, вам нужно зарегистрироваться или войти

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения представила по вопросу розничной и оптовой торговли лекарственными препаратами для медицинского применения.

Согласно статье 54 Закона об обращении лекарственных средств оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам надлежащей дистрибьюторской практики и правилам надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений, осуществляется аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Фармацевтическая деятельность, включающая в себя:

  • оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку;
  • и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, является лицензируемым видом деятельности.

Розничный продавец, не имея лицензию на фармацевтическую деятельность с указанием работы (услуги) «оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения», не вправе осуществлять оптовую торговлю лекарственными средствами.

По мнению ФАС России (письма ФАС России от 19.09.2017 № ИА/64899/17, от 21.06.2017 № ИА/41856-ПР/17, от 23.10.2014 № АД/43043/14), в случае если объектом закупки является поставка лекарственных средств, заказчику необходимо установить требование к участникам закупки о соответствии законодательству РФ, а именно, если участник закупки не является производителем лекарственных средств, о наличии у организации оптовой торговли лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием «оптовая торговля лекарственными средствами».

Розничный продавец, не имея лицензию на фармацевтическую деятельность с указанием «оптовая торговля лекарственными средствами», не может быть участником закупки и поставщиком лекарственных средств по государственному контракту.

Если участником вышеуказанной закупки является производитель лекарственных средств, то участник закупки в составе своей заявки предоставляет лицензию на осуществление деятельности по производству лекарственных средств, выданную в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.07.2012 № 686 «Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств».

Производные простагландинов для лечения глаукомы Латанопрост Травопрост Биматопрост Тафлупрост

1 Федеральный закон РФ от 4 мая 2011 г N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

2 Федеральный закон РФ от 12 апреля 2010 г N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»

3 Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности»

4 Приказ Минздравсоцразвития России от 23 августа 2010 г N 706н Об утверждении правил хранения лекарственных средств

5 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15 сентября 2010 N 805н «Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи»

6 Приказ Минздрава РФ от 21 октября 1997 N 309 «Об утверждении Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)»

7 Приказ МЗиСР РФ №553н от 27.07.10 «Об утверждении видов аптечных учреждений».

8. Приказ МЗ РФ от 1 августа 2012 г. N 54н «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления»

9. Приказ МЗ РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»

10 Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г N 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров»

11 Постановление Правительства РФ от 08 августа 2009 №654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»

12 Постановление Правительства РФ от 29 октября 2010 г. №865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»

13. Письмо Роздравнадзора № 04и-544/12 от 25 июня 2012 «Об усилении контроля за обращением кодеиносодержащих препаратов»

14. Статья 464 ГК РФ Последствия неисполнения обязанности передать принадлежности и документы, относящиеся к товару

15. Статья 456 ГК РФ Обязанности продавца по передаче товара

16. Статья 129 ГК РФ Оборотоспособность объектов гражданских прав

17. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ГК РФ

18 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.12.2010 N 1222н «Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения”.

19. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.11.2011 N 1340н «О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 «Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи”.

20. Приказ №1198н «Об утверждении правил в сфере обращения медицинских изделий” от 27.12.2011 года.

21. Постановление Правительства РФ №681 от 30.06.1998 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации”.

22. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 964
«Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации”.

23. Постановление Правительства РФ от 01.10.2012 N 1002 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 И 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации”.

24. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 N 644 (редакция от 04.09.2012) «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *