Счет 401 50

Учет расходов будущих периодов в государственных учреждениях

Тема расходов будущих периодов очень актуальна и на сегодняшний день не часто применяется в учете. Причина – небольшое количество комментариев и рекомендаций на эту тему. Однако Приказом Минфина России от 31.12.2015г. №227н в пункт 160 Инструкции №174н внесены изменения, в которых с 2016 года расходы будущих периодов могут быть отнесены на себестоимость товаров, работ, услуг (аналогичные правки внесены и в Инструкцию №183н для автономных учреждений).

Согласно пункту 302 Инструкции № 157н затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются как расходы будущих периодов по дебету счета 0 401 50 «Расходы будущих периодов».

При этом расходы организации относятся к финансовому результату текущего финансового года в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся. Порядок признания в бюджетном (бухгалтерском) учете расходов будущих периодов регулируется в рамках учетной политики учреждения (п. 6 Инструкции № 157н).

Кроме того, исходя из положений Инструкции № 157н, учет расходов будущих периодов осуществляется в разрезе видов расходов. Для целей управленческого учета учреждения могут предусмотреть в рамках своей учетной политики в рабочем плане счетов детализацию счета 1 401 50 000 «Расходы будущих периодов» по соответствующим статьям КОСГУ.

В Инструкции №157н перечислены примеры таких расходов. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся расходы будущих периодов:

  • страхование имущества и гражданской ответственности;
  • приобретение неисключительных прав пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов;
  • уплата взносов на капитальный ремонт объектов общего пользования в жилых многоквартирных домах;
  • выплата отпускных.

Рассмотрим подробнее каждый из примеров.

Услуги страхования довольно часто приобретаются государственными учреждениями. Это и страхование гражданской ответственности на автомобили, числящиеся за учреждениями (ОСАГО), и если класс автомобиля оправдывает расходы на страхование имущества, то приобретается полис КАСКО, страхование такого имущества как лифты и прочие услуги. Страхование имущества и гражданской ответственности подтверждается полисом или условиями договора. При этом подписывается сводный акт приемки-сдачи услуг на общую страховую сумму, и поэтому зачастую бухгалтеры ошибочно принимают расходы сразу на всю уплаченную страховую сумму, что не верно.

Для того, чтобы бухгалтерский и налоговый учет были в этом случае сопоставимы, всю страховую сумму на дату акта приемки-сдачи услуг отражаем на счете 040150226 «Расходы будущих периодов», а далее ежемесячно в течение срока действия полиса и/или договора списываем на себестоимость товаров, работ, услуг.

Проводки будут следующие:

№ п/п

Наименование операции

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

Основание

1

Заключен договор на услуги страхования

0. 506.10.226

или 0.502.17.226

0.502.11.226

Договор на услуги страхования

2

Предоставление полиса, сдача страховых услуг

0.401.50.226

2.302.26.730

Акт приемки-сдачи страховых услуг

3

Приняты денежные обязательства по услугам страхования

0.502.11.226

0.502.12.226

Акт приемки-сдачи страховых услуг

4

Периодическое (например, ежемесячное) начисление оказанной страховой услуги по сроку действия полиса/договора

0.109.00.226

0.401.50.226

Полис/договор и справка-расчет, бухгалтерская справка 0503833

Сумма проводки в строки 4 таблицы рассчитывается бухгалтером по методу, выбранному в учетной политике.

Приобретение неисключительных прав пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов также довольно часто встречается в учете государственных учреждений. Это лицензии на всевозможное программное обеспечение (ПО) (КОСГУ 226 или если ПО для электронного документооборота, то КОСГУ 221), ключи электронно-цифровых подписей и пр. Когда действие неисключительных прав по условиям договора прописано на весь срок использования ПО, то оправдано сразу всю сумму принять в расходы, т.к. срок неограничен. Но если срок действия прав ограничен и затрагивает другие финансовые и налоговые периоды, то имеет смысл принимать равномерно данные виды затрат. Ежеквартально, ежегодно или ежемесячно – решать бухгалтерам и отразить это необходимо в учетной политике.

Рассмотрим проводки:

Сумма проводки в строки 4 таблицы рассчитывается бухгалтером по методу, выбранному в учетной политике.

Уплата взносов на капитальный ремонт объектов общего пользования в жилых многоквартирных домах начиная с 1 июля 2015 года осуществляется государственными учреждениями, на балансе которых есть помещения в таких домах. Согласно Письма Минфина России от 10.08.2015г. № 02-07-07/46003 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по перечислению взносов на капитальный ремонт в фонд капитального ремонта» данные взносы необходимо относить на расходы будущих периодов. Но тут, учитывая статус письма Минфина России, как носящее рекомендательный характер, на месте бухгалтеров считаю необходимым закрепить отражение таких взносов в учетной политике. А проблематика тут состоит в том, что после проведения капитального ремонта многоквартирного дома, который по срокам произойдет спустя несколько лет, акт об оказанных услугах собственнику не предоставят, да и в акте не будут расписано подробно какой взнос от какого плательщика на какую часть работ потрачен.

В дополнение Минфин России разместил еще одно Письмо Минфина России от 25.01.2016г. №02-05-11/2678, в котором сказано, что информация (сведения) о расходовании средств согласно положениям статей 177 и 183 Жилищного кодекса Российской Федерации, должна быть предоставлена банком, в котором открыт специальный счет, и владельцем специального счета, либо региональным оператором по требованию (запросу) собственников помещений. Из вышесказанного получается, что сформировать расходы будущих периодов учреждение сможет, а на основании чего и как на практике списать эти расходы на себестоимость – вопрос неоднозначный.

Поэтому считаю оправданным выбор в учетной политике списание на себестоимость товаров, работ, услуг в периоде уплаты взносов, то есть в дебет счета 010900225 «Затраты на содержание имущества» по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

В заключение считаю необходимым обозначить проблематику автоматизации учета расходов будущих периодов. В настоящий момент на рынке программных продуктов для бухгалтерского учета государственных учреждений учет расходов будущих периодов можно сказать не автоматизирован, то есть единственный вариант бухгалтеру занести самостоятельно необходимые проводки, сделать калькуляцию и пропорциональное списание расходов. Будем надеяться, что разработчики программ в ближайшем будущем реализуют этот вид учета.

Счет 40160 Резервы предстоящих расходов

Изменения Инструкции №157н в редакции №89н от 29.08.2014г. коснулись и такого раздела Единого плана счетов как «Финансовый результат». В частности появился «новый» для «бюджетников» счет 040160000 «Резервы предстоящих расходов». Что же о нем говорится в Инструкции?

Счет предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения:

  • возникающих вследствие принятия иного обязательства (сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств):
  • предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;
  • предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;
  • иных аналогичных предстоящих оплат;
  • возникающих в силу законодательства Российской Федерации при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения;
  • возникающих из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм, предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов), в случае предъявления претензий (исков) к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также ожидаемых судебных расходов (издержек), в случае предъявления учреждению согласно законодательству Российской Федерации претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов;
  • по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов;
  • по иным обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятого при формировании его учетной политики.

Порядок формирования резервов

Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан. Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

Аналитический учет по счету ведется в Многографной карточке или в Карточке учета средств и расчетов, по видам создаваемых резервов.

Исходя из определения счета, а также перечня предлагаемых проводок в корреспонденции со счетом 040160000 Инструкций № 174н и 183н (см. проекты приказов на сайте Минфина РФ), можно перечислить хозяйственные операции, которые необходимо описать в Учетной политике учреждения и применять в своей жизнедеятельности.

Хозяйственные операции для учетной политики учреждения

  1. Формирование резерва на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время) — КОСГУ 211.
  2. Формирование резерва на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов) – КОСГУ 213.
  3. Формирование резерва на восстановление последствий эксплуатации основных средств, включаемой в стоимость основных средств (оценочные значения) – КОСГУ 225.
  4. Формирование резерва по понесенным расходам, по которым не поступили расчетные документы (на основе оценочных значений) – КОСГУ группы 200.
  5. Формирование резерва для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке (по судебным разбирательствам) – КОСГУ 290.
  6. Формирование резерва по отложенному обязательству по уплате налога на прибыль. По этому пункту есть масса вопросов, т.к. Инструкции №174н и №183н не поясняют, какой КОСГУ будет у счета 240160000, исходя из определения счета резервов должен быть расходный КОСГУ 200 (например, КОСГУ 290), но налог на прибыль платится из доходов, т.е. КОСГУ 100 (например, КОСГУ 130). Получается довольно странная корреспонденция Дт 240110130 Кт 240160290. И скорее всего при автоматизированном формировании балансовой формы 0503721 могут возникнуть проблемы.

В НК РФ резервы предстоящих расходов описаны в Главе 25 статьях 266, 267.

Хозяйственные операции по формированию резервов проводятся последним днем 31.12 текущего года для отражения резервов следующего финансового года. В течение финансового года сформированные резервы списываются по мере подтверждения обязательств. В конце года может остаться некое сальдо на счете 040160000. Списывать его не нужно, а нужно формировать новые резервы на разницу, т.е. чтобы сальдо на счете 040160000 было равно скалькулированным суммам новых предстоящих резервов расходов на будущий финансовый год.

На 2015г. Министерство финансов РФ в своих Методических рекомендациях от 19.12.2014г. № 02-07-07/66918 об отчетности за 2014г. «позволило» не формировать резервов (т.к. большинство учреждений не подготовили свою Учетную политику и не принимали решений о формировании резервов соответственно), поэтому в этом 2015 году большинство учреждений не ведут данный учет, но 31.12.2015г. уже необходимо быть готовыми сформировать резервы предстоящий расходов 2016 финансового года.

Проводки по учету резервов предстоящих расходов

Наименование операции ДЕБЕТ КРЕДИТ Первичный документ
Начисление резервов предстоящих расходов 0.106.00.000 0.109.60.200 2.401.10.130 0.401.20.200 0.401.60.000 Бухгалтерская справка с приложением-расчетом
Начисление расходов за счет сформированных резервов 0.401.60.000 0.302.00.730 0.303.00.730 Расчетная ведомость по оплате труда, Акт сверки взаиморасчетов с поставщиками и подрядчиками, и пр.

Уточним эти проводки согласно Методических рекомендаций Минфина РФ от 19.12.2014г. № 02-07-07/66918.

Наименование операции ДЕБЕТ КРЕДИТ Первичный документ
Начисление резервов на оплату отпусков 0.109.60.211 0.401.60.211 Бухгалтерская справка с приложением-расчетом
Начисление резервов на оплату отпусков в части страховых взносов 0.109.60.213 0.401.60.213 Бухгалтерская справка с приложением-расчетом
Начисление резервов по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы 0.109.60.200 0.401.20.200 0.401.60.200 Бухгалтерская справка с приложением-расчетом
Начисление резервов для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке 0.401.20.200 0.401.60.200 Бухгалтерская справка с приложением-расчетом
Начисление отпускных за счет сформированных резервов 0.401.60.211 0.302.11.730 Расчетная ведомость по оплате труда
Начисление отпускных в части страховых взносов за счет сформированных резервов 0.401.60.213 0.303.00.730 Расчетная ведомость по оплате труда
Начисление расходов, по которым поступили расчетные документы, за счет сформированных ранее резервов 0.401.60.200 0.302.00.000 0.303.00.000 Акт/ Накладная/Акт сверки взаиморасчетов
Начисление расходов признанных в судебном порядке за счет сформированных резервов 0.401.60.200 0.302.00.730 0.303.00.730 Решение суда/ Акт

Резервы предстоящих расходов. Как организовать бухгалтерский учет?

Достаточно часто в результате событий хозяйственной жизни, а также принятия руководителями организаций госсектора и иными уполномоченными должностными лицами тех или иных управленческих решений у этих организаций возникают определенные расходные обязательства. Однако в момент возникновения этих обязательств далеко не всегда есть возможность точно определить сумму предстоящих расходов и период выплат.

Например, согласно трудовому законодательству с каждым отработанным месяцем увеличивается число календарных дней отпуска, которые «заработал» сотрудник (ст. 114, ст. 122, абз. 5 ч. 2 ст. 137 ТК РФ). Эти дни отпуска необходимо будет оплатить при любых обстоятельствах или путем начисления «отпускных», или при выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск, но в момент возникновения у работника соответствующего права невозможно точно определить размер обязательств и время их исполнения. Дело в том, что точная сумма «отпускных» или денежной компенсации может быть определена только при издании соответствующего приказа.

До недавнего времени применяемая организациями госсектора методология бухгалтерского учета не предусматривала учетных инструментов, позволяющих обобщать информацию по отложенным обязательствам – обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения. Соответственно, на основании данных бухгалтерского учета и отчетности невозможно было планировать доходы и расходы организаций госсектора с учетом объема этих обязательств.

Ситуация изменилась после внесения изменений в Инструкцию по применению Единого плана счетов (далее – Инструкция) (приказ Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н). Поправки действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 16 ноября. Их суть заключается в следующем.

Во-первых, введен новый счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных по отложенным обязательствам (п. 302.1 Инструкции).

Во-вторых, одновременно с отражением операций с резервами на балансовых счетах сумма отложенных обязательств будет учитываться на счетах санкционирования расходов. Для этого предусмотрены новые счета, позволяющие отразить в учете в оценочном (расчетном) значении принятое обязательство, период исполнения которого на день отражения в учете определить не представляется возможным: 500 90 «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)» и 502 09 «Отложенные обязательства».

Однако новые положения Инструкции дают ответы далеко не на все вопросы, которые возникают у организаций госсектора в связи с появлением новых объектов учета – резервов предстоящих расходов и отложенных обязательств. До выхода федерального стандарта по учету отложенных обязательств и каких-либо методических рекомендаций (указаний) Минфина России многие проблемы организациям госсектора придется урегулировать непосредственно в своей учетной политике. Разберем основные вопросы, связанные с формированием и учетом резервов предстоящих расходов.

Вопрос 1. Для чего формируются резервы предстоящих расходов?

На сегодняшний день можно выделить следующие цели формирования резервов в бухгалтерском (бюджетном) учете:

1Экономически обоснованное формирование себестоимости (финансового результата). 2Отражение информации по объему отложенных обязательств, требования по которым с высокой степенью вероятности будут предъявлены организации госсектора. 3 Сближение российских стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора с положениями Международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС). В параграфе 16 МСФО ОС 19 «Резервы, условные обязательства и условные активы» дано определение резерва как обязательства, неопределенного по величине или времени исполнения, а в параграфе 22 этого же стандарта указаны условия признания резервов.

При этом следует отличать резервы предстоящих расходов, отражаемые в бухгалтерском учете, от резервов, создаваемых в целях налогового учета. Последние, как правило, создаются в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в том периоде, в котором у организации «не хватает» расходов.

Вопрос 2. Должен ли остаток резерва быть полностью обеспечен остатком денежных средств на лицевом счете или в кассе?

Такого требования действующее законодательство не содержит. Однако отражение в учете и отчетности объема резервов (отложенных обязательств) позволит руководителям организаций госсектора более качественно и эффективно планировать финансово-хозяйственную деятельность. В организации должно быть понимание, за счет какого «доходного» источника будет исполняться то или иное отложенное обязательство. Например, возможно принять решение о «резервировании» остатков средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания по итогам года, а также средств от приносящей доход деятельности в каком-либо процентном соотношении к объему принятых отложенных обязательств.

Кроме того, информация об отложенных обязательствах позволит главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств (органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей) более качественно планировать объемы лимитов бюджетных обязательств и субсидий, которые будут доводиться до подведомственных организаций.

Вопрос 3. Обязательно ли создавать резервы предстоящих расходов?

Прямого ответа на этот вопрос в новой редакции Инструкции нет – согласно п. 302.1 Инструкции виды формируемых резервов учреждение устанавливает самостоятельно, в рамках учетной политики. Более того, положения п. 302 Инструкции позволяют сделать вывод о том, что по ряду расходов резервы могут не создаваться.

Вместе с тем, отсутствие в отчетности информации об отложенных обязательствах, подлежащих учету в качестве резервов предстоящих расходов, в случае их существенности делает эту отчетность неполной. Поэтому, учитывая позицию специалистов Минфина России, по согласованию с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств (органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя) уже в 2014 году организациям госсектора желательно создать и отразить в годовой отчетности резервы:

  • на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, включая платежи на обязательное социальное страхование;
  • по предъявленным организации исковым требованиям, а также по оспариваемым организацией обязательствам по уплате налогов;
  • по расходам, связанным с проведением реорганизации (резерв может отражаться в учете в момент принятия решения о реорганизации).

В 2015 году работа по формированию резервов может быть продолжена. В частности, во многих организациях достаточно остро стоит вопрос о необходимости создания резервов по расходам, связанным с утилизацией различного оборудования.

Вопрос 4. Как определить сумму резерва?

Методы оценки отложенных обязательств определяются учетной политикой организации госсектора (п. 302.1 Инструкции). Сумма резерва (отложенного обязательства) всегда является оценочной величиной – ее невозможно точно определить, то есть она признается в предполагаемой оценке. Поэтому на сегодняшний день организация вправе разработать любую методику расчета резерва. Главное, чтобы эта методика, как бы проста или сложна она ни была, являлась экономически обоснованной. При этом размер резерва ничем не ограничивается.

Рассмотрим несколько вариантов расчета резерва на оплату отпусков. При большой численности работников или если разница между начислениями отдельным категориям работников несущественна, возможен вариант расчета исходя из общего фонда оплаты труда за 12 месяцев. Тогда величину оценочного обязательства можно определить по формуле:

ФОТ / (12 х 29,3 х Ч) х N,

где:

ФОТ – общая сумма (фонд) оплаты труда за предшествующие 12 месяцев;

Ч – среднесписочная численность сотрудников;

N – общее количество причитающихся сотрудникам дней отпуска (такая информация может быть предоставлена кадровой службой).

Другой вариант – ежемесячное «отчисление средств» в резерв. В этом случае средний заработок определяется исходя из фактически начисленного ФОТ за месяц и количества календарных дней в нем, умноженного на количество причитающихся работнику дней отпуска за отработанный месяц. Например, при определении оценочного обязательства по отпускам за декабрь 2014 года формула будет следующей:

ФОТ / 31 день х n,

где:

n — число причитающихся работнику дней отпуска за отработанный месяц.

Вопрос 5. Чем отличается резерв предстоящих расходов от расходов будущих периодов?

В составе расходов будущих периодов отражаются уже осуществленные (начисленные) учреждением затраты – их сумма точно определена, но эти затраты относятся к одному или нескольким периодам, следующим за отчетным, поэтому они не признаются единовременно. Сумма резерва, напротив, является оценочной величиной, и в результате погашения (исполнения) отложенного обязательства учреждению только предстоит понести затраты (убытки).

Например, при начислении «отпускных» за счет резерва предстоящих расходов могут быть списаны расходы на оплату только той части отпуска, право на которую уже «заработано» сотрудником. Расходы по оплате части отпуска, предоставляемой «авансом», желательно списывать в дебет счета 401 50 «Расходы будущих периодов» (п. 302 Инструкции).

Вопрос 6. Как отражать операции с резервами предстоящих расходов и отложенными обязательствами в учете и отчетности?

Дата признания резервов в учете устанавливается в учетной политике организации госсектора (п. 302.1 Инструкции). При этом возможно применение, в частности, следующих корреспонденций.

Таблица 1. Отражение в учете операций по формированию и использованию резервов

Дебет

Кредит

0 109 00 200

0 401 20 200

0 401 60 200

Формирование резерва

0 401 60 000

0 302 00 000

Признание расходов за счет резерва

Одновременно на счетах санкционирования расходов должно отражаться увеличение (уменьшение) объема отложенных обязательств (приведен вариант корреспонденций, предусмотренный проектами новых редакций Инструкций по применению Планов счетов казенных, бюджетных и автономных учреждений).

Бюджетное учреждение заключило с поставщиком договор на приобретение неисключительных прав. Поставщик представил акт на предоставление неисключительной лицензии на всю сумму на весь срок использования лицензии. Оплата по условиям договора производится ежемесячно на основании счетов равными долями.
Какие бухгалтерские проводки должно сделать учреждение?
Необходимо использовать счет 401.50 или счет 401.60?

12 марта 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации расходы по приобретению неисключительных прав могут быть отнесены на счет 401 20 (109 00) или 401 50 в зависимости порядка, установленного в рамках учетной политики учреждения.

Обоснование вывода:
Для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, предназначен счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» (п. 302.1 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее — Инструкция N 157н).
В свою очередь, для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, используется счет 401 50 «Расходы будущих периодов». В частности, на этом счете в случае, когда учреждение не создает соответствующий резерв предстоящих расходов, отражаются расходы, связанные с приобретением неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов (п. 302 Инструкции N 157н).
В рассматриваемой ситуации обязательство определено по величине и времени исполнения, следовательно, на счете 401 60 оно учитываться не должно.
Как показывает анализ положений Инструкции N 157н и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, под отчетным периодом разработчики данных документов в различных ситуациях понимают: месяц, квартал или календарный год.
В то же время п. 160 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н), установлено отнесение в дебет счета 401 50 расходов бюджетного учреждения, произведенных в текущем финансовом году, но относимых к очередным финансовым периодам. Следовательно, для цели отнесения расходов на будущие периоды в учетной политике учреждения следует определить конкретный отчетный период, например, финансовый год.
Вместе с тем отчетный период для целей применения счета 401 50 не может составлять более одного финансового года. Соответственно, если договор, заключенный сроком на 12 месяцев, будет переходящим на очередной год, то счет 401 50 для отражения расходов, связанных с приобретением данного права, бюджетное учреждение обязано применять.
В соответствии с требованиями п. 66 Инструкции N 157н нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи, в том числе и производимые периодически, учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики, могут быть отнесены:
— на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года;
— к расходам будущих периодов.
Вместе с тем ведение бухгалтерского учета осуществляется, в частности, с использованием (п. 3 Инструкции N 157н, п. 16 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы…»):
— метода начисления, согласно которому результаты операций признаются в бухгалтерском учете по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций, денежные средства (или их эквиваленты);
— принципа равномерности признания доходов и расходов и допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни.
Допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета означает, что объекты бухгалтерского учета признаются в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов бухгалтерского учета, вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств (или их эквивалентов) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Следовательно, учитывая метод начисления, при выставлении поставщиком акта на предоставление неисключительной лицензии на всю сумму в бухгалтерском учете на его основании отражается начисление по кредиту счета 302 26 «Расчеты по прочим работам, услугам» на полную сумму. Уменьшение кредиторской задолженности будет отражаться путем ее постепенного погашения. А следуя принципу равномерности признания расходов, рассматриваемые расходы целесообразно отнести в дебет счета 401 50.
Согласно п. 302 Инструкции N 157н суммы, учтенные по дебету счета 401 50 «Расходы будущих периодов», в течение периода, к которому они относятся, подлежат:
— отнесению на финансовый результат текущего финансового года (списываются в дебет счета 401 20 «Расходы текущего финансового года»);
— учету при формировании себестоимости (списываются в дебет счета 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»).
Списание начисленных с использованием счета 401 50 расходов на финансовый результат (затраты) текущего года осуществляется в порядке, установленном в учетной политике учреждения, например, ежемесячно.
Подводя итог изложенному, в зависимости от принятого решения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие записи:
1. Дебет 0 401 50 226 (0 401 20 226, 0 109 ХХ 226) Кредит 0 302 26 730 — отражены расходы на предоставление неисключительной лицензии в полной сумме согласно подписанному Акту;
2. Увеличение забалансового счета 01 — отражен нематериальный актив, полученный в пользование учреждением (лицензиатом);
3. Дебет 4 302 26 830 Кредит 0 201 11 610,
с одновременным увеличением забалансового счета 18 (244 КВР, 226 КОСГУ) — ежемесячно отражено перечисление оплаты по договору;
4. Дебет 0 401 20 226 (0 109 ХХ 226) Кредит 0 401 50 226 — с периодичностью, установленной в рамках учетной политики, отражено перенесение расходов будущих периодов на финансовый результат текущего года (себестоимость готовой продукции (работ, услуг));
5. Уменьшение забалансового счета 01 — отражено списание нефинансового актива, полученного в пользование учреждением (лицензиатом), по окончании срока его использования*(1).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *